Спрос на основные виды ископаемого топлива, природный газ и нефть, по мнению исполнительного директора МЭА Фатиха Бирола, начнет снижаться уже в этом десятилетии, а способствовать этому процессу станут быстрое развитие «зеленой» энергетики и рост продаж электромобилей. Кроме того, производственные мощности ряда крупных регионов-потребителей, в частности стран Африки, к тому времени смогут закрывать до 95% своих потребностей в электричестве за счет возобновляемых источников: солнца, ветра и воды.
В ОПЕК, разумеется, с этими тезисами не согласны: представители картеля отмечают высокую зависимость мировой экономики от уровня добычи и котировок традиционного углеводородного сырья и не готовы признавать, что их энергетические запасы близки к исчерпанию.
Исходя из сложившейся ситуации на мировом топливном рынке, можно предположить, что, несмотря на увеличение интереса и существенный рост инвестиций в возобновляемые источники энергии, спрос на традиционное горючее – нефть и газ — из-за повсеместного отсутствия современных технологий в ближайшее десятилетие вряд ли значительно сократится. Эксперты «МК» попытались дать свою оценку аргументам сторон и выяснить, каковы же интересы России в этом споре.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarket: «МЭА представляет интересы нефтеимпортеров, потому многие заявления агентства носят политический характер и призваны обрушить существующие котировки углеводородов. ОПЕК является объединением экспортеров сырья, считаясь «естественным оппонентом» МЭА. Глобальный мировой переход на возобновляемые источники энергии, безусловно, состоится, но не ранее 2050 года. Пока в мире банально не готовы ни технологии, ни инфраструктура.
По данным ООН, сегодня около 80% мирового населения проживает в странах, являющихся чистыми импортерами ископаемых видов топлива. Согласно оценкам Международного агентства по возобновляемой энергии, как раз только к 2050 году около 90% электроэнергии в мире будет поступать из возобновляемых источников.
В России тема поддержки ВИЭ в ближайшие годы не будет столь актуальной. Еще в 2022 году спрос на электроэнергию в нашей стране вырос на 1,5%, но в современных геополитических и экономических условиях власти не считают общемировое направление своим приоритетом. Крупными инвесторами в российские ВИЭ-проекты были европейские компании, но с прошлого года они выходят из совместных проектов. Подобный тренд, конечно, замедлит перспективы развития этого сектора нашей страны.
Между тем, у российской атомной энергетики перспективы прекрасные — как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Особенно в экономически растущей Азии. Россия уже сегодня является ведущим экспортером технологий электростанций, работающих на атомной энергетике. Даже США и Европа, несмотря на вводимые санкции, не смогли отказаться от услуг отечественной компании в этой отрасли.
Дальнейший путь развития мировой энергетической отрасли будет зависеть от того, чем завершится начавшееся переустройство международной и финансовой системы глобальной экономики. Место России в энергетическом рейтинге планеты серьезно не поменяется. Однако взаимосвязь с мировыми технологическими трендами будет зависеть исключительно от собственных наработок: в частности, от экспорта энергии в цифровом виде, например, посредством обеспечения вычислительных процессов на больших серверах или через криптовалюту и надежную энергосистему».
Александр Шнейдерман, глава департамента «Альфа-Форекс»: «В ближайшие 25-30 лет «зеленая» энергетика, хоть и будет развиваться, но, скорее всего, не сможет полностью заменить традиционные источники энергии. Оба типа энергетики будут сосуществовать на мировом рынке. Обсуждение полноценного развития и создания достойной атомной инфраструктуры, а также дискуссии о разработке технологий, связанных с извлечением и использованием ископаемого топлива, ведутся уже на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые «зеленые» источники энергии, например, солнце и ветер, имеют гораздо более низкую «энергетическую плотность» по сравнению с традиционными источниками, такими как нефть и газ.
Это означает, что обеспечение российской энергией на мировом уровне с помощью сверхсовременных технологических новинок может потребовать дополнительного оборудования и испытательных полигонов для апробации генерирующих объектов. Источники «зеленой» энергии всегда останутся в зависимости от погодных условий и других независимых факторов, поэтому их работоспособность продолжит колебаться.
Без дальнейшего развития технологий эффективного хранения энергии и обеспечения надежной транспортной системы ни у России, ни у других мировых производителей и потребителей энергоресурсов перейти от разработки углеводородных месторождений к выработке аналогичных объемов энергии, полученной от солнечной и ветровой генерации, вряд ли получится».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global: «Среди аргументов за снижение спроса на ископаемые энергоресурсы можно отметить активное развитие отрасли электроавтомобилестроения на двух крупнейших авторынках: американском и китайском. При таком развитии данные отрасли получают активную поддержку со стороны государства в виде налоговых послаблений и льготного кредитования.
Темпы роста в этом производственном секторе международной экономики в ближайшие годы должны увеличиться. Особенно когда удастся обуздать инфляцию в странах с развитой экономикой, и когда ЦБ ведущих стран мира перейдут к смягчению денежно-кредитной политики.
Крупнейшие производители электромобилей намерены создать производство, в частности, на индийском рынке. Переход на электромобили значительно снизит потребление углеводородов. Однако для генерации электроэнергии используют преимущественно ископаемые источники энергии, поэтому необходимо увеличивать долю такого производства от восстанавливаемых источников энергии.
В любом случае, переход на «зеленую» энергетику требует колоссальных инвестиций, которые на фоне замедления темпов роста мировой экономики в ближайшей перспективе не просматриваются. В ближайшие 10 лет «зеленая» энергетика сможет довольно серьезно потеснить традиционные источники энергии только при поддержке крупных мировых инвестиционных сообществ, капиталы которых будут подкреплены гарантиями правительств и международных альянсов.
Вместе с тем, с учетом внешнего давления, санкционных ограничений и трансформации российской экономики в ближайшее время не стоит ожидать бурного развития «зеленой» энергетики в нашей стране. Международные инвесторы ожидают от Москвы, в первую очередь, восстановления своей роли на глобальном рынке ископаемых ресурсов с учетом переориентации во внешнеторговых отношениях в восточном направлении. Поэтому сначала Россия должна снова попасть в лидерскую «тройку» стран по мировому потреблению и производству энергии на мировом топливном рынке. Обогнать осталось только наших главных союзников и недоброжелателей: Китай, Индию и США».