Инвестиции в России
В течение нескольких десятилетий тема инвестирования активно обсуждается. Считается, что средства иностранных государств способны улучшить ситуацию с занятостью населения. Попробуем разобраться, насколько важны вложения других стран в отечественную экономику, приносят ли они пользу, и какие шаги необходимо предпринять для роста инвестиций.
Что понимают под инвестициями
- государственные, выделяемые из средств бюджета;
- частные, поступающие от отдельно взятого лица или фонда;
- производственные, которые направлены на развитие индустрии;
- интеллектуальные (вложения в человеческий капитал);
- иностранные, поступающие из-за рубежа.
Однако это не просто финансовый инструмент. Значимость инвестиций для экономики гораздо выше. Для государства наиболее важными являются именно иностранные инвестиции, поскольку они способствуют привлечению ресурса в страну. Как правило, вложения в любую отрасль дают возможность ее развития: растет темп строительства предприятий, реализуются социально значимые программы, увеличивается производительность труда.
Иностранный инвестор может рассчитывать на экономические и законодательные преференции. Капиталовложения способствуют налаживанию внешних экономических связей и привносят новый опыт менеджмента и управления. Особенно велика роль прямых иностранных инвестиций – поступающих непосредственно в конкретный проект или компанию, зачастую путем приобретения активов предприятия. Прямой инвестор способен значительно улучшить экономическую ситуацию в стране.
Инвестиции в России в 2019 году
- начальные вложения (запуск новых предприятий);
- реинвестиции, при которых в бизнес вкладываются средства прибыли от него;
- расширение существующего бизнеса;
- частичное изменение бизнеса (модернизация, реорганизация).
По данным статистики, несмотря на действие санкций, приток иностранных капиталов в экономику нашей страны увеличивается с каждым годом. В таблице ниже приводятся средние значения за прошедшие годы.
Инвестиции в российскую экономику
год
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Входящие инвестиции (триллионы рублей)
Статистика говорит, что за минувший год наиболее активный рост инвестиций наблюдается в отраслях пищевой промышленности, химического производства, добычи полезных ископаемых, а также сельского хозяйства. При этом основная часть вложений – 43,3% была направлена на улучшение земель и производственные здания. 34,6% капиталов были инвестированы в оборудование (машины, хозяйственный инвентарь и прочее). На строительство жилых зданий было направлено лишь 12,7%, в интеллектуальную собственность – 3,1%.
В целом, в последние годы Россия достигла определенных успехов. Эксперты зафиксировали улучшение инвестиционного климата. Не так давно РФ вошла в десятку наиболее привлекательных для инвесторов стран. Рейтинг был составлен с учетом количества проектов, на развитие которых были направлены инвестиции, а также число новых рабочих мест, возникших благодаря этому.
Что необходимо для роста инвестиций
- потенциал занимаемой территории;
- уровень законодательной базы;
- в какой экономической ситуации находится регион;
- степень коррупции;
- наличие квалифицированных кадров.
При этом отечественная экономика имеет тенденции к кризису. Вкупе с нестабильным законодательством это способно оттолкнуть вложение иностранных капиталов. Эксперты придерживаются мнения, что интересы инвесторов защищены лишь на бумаге. По факту же всегда присутствует риск утратить протекцию властей.
Кроме того, к области законодательства относится и проблема налогообложения в стране. Налоговая нагрузка на иностранные вложения возрастает с каждым годом. При этом инвесторы, осуществляющие деятельность в регионах страны, не получают отсрочек по уплате налогов.
Но чаще всего инвесторов беспокоит отсутствие стабильности законодательства в целом. Новые поправки в российский Налоговый Кодекс принимаются слишком быстро, и так же быстро происходит отказ от них. Инвестор же рассчитывает на реализацию проекта в тех же условиях, при которых он был запущен. Поэтому для увеличения количества иностранных капиталовложений правительству чаще всего рекомендуют внести изменения в действующее законодательство, а также снизить величину налога на прибыль.
Заключение
Инвестиции в российскую экономику способны принести положительный результат только при условии их грамотного использования. Если деньги вкладывать нерационально, направлять их на устаревшее производство, итог может стать плачевным. Износ зданий и оборудования, снижение эффективности труда, исчезновение конкурентоспособности, и, как следствие – банкротство предприятия. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо тщательно прорабатывать стратегию привлечения иностранных капиталов.
Инвестиции иностранные
Что такое иностранные инвестиции? Описание и определение понятия.
Иностранные инвестиции – это длительные вложения иностранного капитала в экономические отрасли страны для получения прибыли. Иностранные инвестиции — это инструмент для вывоза предпринимательского капитала.
Зачастую инвестируемые отрасли — это проекты сельского хозяйства, банковская сфера, торговля, различного типа промышленная деятельность. Инвестировать иностранный капитал возможно лишь в незапрещённые области.
В ситуации, когда проект или предприятие национализируются, то государство должно в короткий срок оплатить адекватную компенсацию. Кроме материальных отраслей инвестирования, есть ещё вложения в фонды и ценные бумаги.
Рассмотрим, более детально, что значит иностранные инвестиции.
Иностранные инвестиции в экономике России
Иностранными инвестициями являются все типы имущества и имущественных прав, включая права на итоги интеллектуальной деятельности и другие права, которые не относятся к вещным, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности для передачи знаний и получения прибыли.
Привлечение зарубежного капитала относят к стратегическим задачам развития российской экономики. Особенную роль в данном процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к современным технологиям, финансовых ресурсам, управленческим навыкам, инновационным услугам и товарам и способствуют напрямую увеличению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому улучшению и росту уровня жизни граждан России. В данной связи образование благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений экономической государственной политики в РФ.
Правовой контроль зарубежных инвестиций на территории РФ проводится Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с дальнейшими изменениями и дополнениями, прочими законами и правовыми актами и международными договорами.
В согласии со ст. 2 данного Закона зарубежная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ, как объекты гражданских прав, которые принадлежат иностранному инвестору, когда такие объекты гражданских прав из оборота не изъяты или не ограничиваются в обороте в РФ соответственно с федеральными законами, включая деньги, ценных бумаг (в местной и иностранной валюте), другого имущества, имущественных прав, которые имеют денежную оценку, исключительных прав на итоги интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также информации и услуг.
Прямые иностранные инвестиции
Под прямыми иностранными инвестициями подразумевается:
- получение иностранным инвестором не меньше 10% доли, долей (вклада) в складочном (уставном) капитале коммерческой организации, которая создана или вновь создается в форме общества соответственно с Гражданским Кодексом РФ или хозяйственного товарищества на территории РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала зарубежного юридического липа, который создается на территории РФ;
- проведение на территории РФ зарубежным инвестором как арендодателем лизинга (финансовой аренды) оборудования, которое указано в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не меньше 1 миллиона рублей.
Инвестиционный приоритетный проект — это проект, суммарный объем зарубежных инвестиций в который составляет не меньше 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором наименьшая доля (вклад) зарубежных инвесторов в складочном (уставном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не меньше 100 млн руб., которые включены в список, который утвержден Правительством Российской Федерации.
Соответственно с Законом зарубежный инвестор может инвестировать на территории Российской Федерации в любых формах, которые не запрещены законодательством. Зарубежный инвестор может принимать участие в приватизации объектов муниципальной и государственной собственности при помощи приобретения доли собственности или прав в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ устанавливаются и гарантируются одинаковые права в проведении инвестиционной деятельности и применении итогов для российских и иностранных инвесторов. Ограничения для зарубежных инвесторов при этом можно установить лишь в той мере, в какой это нужно для защиты основ нравственности, конституционного строя, прав, здоровья и законных интересов прочих лиц, обеспечения безопасности государства и обороны страны.
Стимулирование инвестиций
Для стимулирования увелчения инвестиций и ускорения экономических и социальных развития РФ для зарубежных инвесторов можно предоставить разные льготы. Порядок и виды предоставления данных льгот устанавливает законодательство РФ. В частности, льготы предоставляют зарубежным инвесторам, которые имеют вклад или долю в уставном капитале организации не меньше 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме приобретенных доходов на территории РФ.
Важнейшие положения Закона — это статьи, которые гарантируют права собственности и денежную компенсацию в ситуации ее принудительного изъятия. В согласии со ст. 8 «имущество зарубежного инвестора или коммерческой организации с зарубежными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, включая национализацию, реквизицию, кроме случаев и по основаниям, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В ситуации реквизиции коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору оплачивается стоимость реквизируемого имущества. Когда прекращается действие обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, коммерческая организация или иностранный инвестор с иностранными инвестициями имеет право требовать в судебном порядке возвращения сохранившегося имущества, но обязаны при этом возвратить сумму компенсации, полученную ими, учитывая потерь от уменьшения стоимости имущества.
При национализации коммерческой организации с иностранными инвестициями или зарубежному инвестору возмещают стоимость национализируемого имущества и прочие убытки.
Правила у зарубежных инвесторов
Зарубежный инвестор также имеет право возместить убытки, причиненные ему в итоге бездействия (незаконных действий) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц данных органов, соответственно с гражданским законодательством Российской Федерации.
Зарубежный инвестор после оплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, имеет право свободно использовать доход и прибыль на территории РФ для того, чтобы реинвестировать и на беспрепятственный перевод за ее границы прибыли, доходов и прочих полученных правомерно денежных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными ранее им инвестициями (включая: доходы от инвестиций, которые получены в виде дивидендов, прибыли, процентов и прочих доходов; денежных сумм в исполнение обязательств коммерческой организации с зарубежными инвестициями или зарубежного юридического лица, которое открыло собственный филиал на территории РФ, по договорам или прочим сделкам; денежных сумм, которые получены в связи с ликвидацией коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиалом зарубежного юридического лица или отчуждением инвестированного имущества, исключительных прав и имущественных прав на итоги интеллектуальной деятельности; компенсаций и так далее), а вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей информации и имущества в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.
Функции правительства в отношении инвестиций
Соответственно с законодательством реализацию и разработку государственной политики в области инвестиционного международного сотрудничества производит Правительство Российской Федерации, которое:
- определяет целесообразность введения ограничений и запретов осуществления зарубежных инвестиций на территории РФ, создает законопроекты о перечнях указанных ограничений и запретов;
- определяет меры контроля за деятельностью зарубежных инвесторов в РФ;
- утверждает список приоритетных инвестиционных проектов;
- обеспечивает и разрабатывает реализацию федеральных программ привлечения зарубежных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты финансовых международных организаций и зарубежных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения и бюджета развития РФ;
- проводит взаимодействие с субъектами РФ в отношении инвестиционного международного сотрудничества;
- производит контроль за заключением и подготовкой инвестиционных соглашений с зарубежными инвесторами о реализации ими инвестиционных крупномасштабных проектов;
- проводит контроль за заключением и подготовкой международных договоров РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций. Координация работы федеральных органов исполнительной власти по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику и аккредитация филиалов зарубежных юридических лиц возлагаются на Министерство экономического развития РФ.
С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось увеличением объемов иностранных инвестиций. В 2007 г. в Российской Федерации поступило 120,9 млрд долл. зарубежных инвестиций, что в 2,2 раза больше показателя 2006 г. Но самый большой удельный вес в общем объеме занимают по-прежнему другие инвестиции, которые осуществляются, как правило, на возвратной основе (займы финансовых международных организаций, банковские и торговые кредиты и так далее).
В условиях разразившегося экономического мирового кризиса в 2008 г. приток зарубежных инвестиций в Россию уменьшился на 14,2% (до 103,8 миллиарда долларов). Прямые иностранные инвестиции при этом уменьшились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, другие — на 15,3%.
Главными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Нидерланды, Кипр, Германия, Люксембург, Виргинские острова (Великобритания), Великобритания, Франция США. На их долю приходилось около 80% от суммарного объема иностранных накопленных инвестиций, включая и на долю прямых инвестиций — приблизительно 78%.
В течение последнего десятилетия зарубежный капитал направлялся преимущественно в добывающие отрасли промышленности (в среднем больше 22% от суммарного объема), и лишь в 2008 г. лидером по привлечению являлись предприятия обрабатывающего сектора. Следующими объектами по инвестиционной привлекательности остаются общественное питание и торговля (20%), связь и транспорт (12%) и недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).
Большие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. снабдили привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов. Но даже в этот период Россия в привлечении инвестиций отставала от прочих стран. Для сравнения: в экономику Китая — лидера в мире по привлечению иностранных прямых инвестиций в 2004 г. вложили 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., то есть в 6 раз больше, нежели в РФ. По данным ЕБРР, итоговый объем иностранных прямых инвестиций накопительным итогом составляет приблизительно 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз менее, чем средний показатель для прочих европейских стран с переходной экономикой.
В согласии с результатами ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков разных стран, который был проведен известной консалтинговой фирмой Ernst& Young при помощи опроса топ-менеджеров известных мировых корпораций, Россия в 2009 г. оказалась только на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), уступая значительно развивающимся и развитым странам.
Соответственно с оценкой прочего консалтингового агентства, Kearney А. Т., Россия занимает только 11-е место по инвестиционной привлекательности.
Особенности иностранных инвестиций
Необходимо также заметить, что приток зарубежных инвестиций в РФ имеет некоторые особенности, ставящие под сомнение позитивность и устойчивость наблюдаемых тенденций.
Во-первых, инвестиции в основном поступают в форме торговых и других кредитов. На иностранные источники приходится приблизительно треть всех займов, которые привлечены предприятиями нефинансового российского сектора, и больше половины долгосрочных. В то же время в других странах, привлекающих активно иностранный капитал, преобладают портфельные и прямые инвестиции — их доля доходит до 90% от суумарного объема. Вклад иностранных прямых инвестиций в валовое накопление в России основного капитала в среднем составляет от 2 до 5% от суммарного объема. Для сравнения: в голы последнего экономического подъема в США их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — составляет стабильно 10-15%, а в Казахстане данный показатель и достигал вовсе 56%.
Привлечение инвестиций в форме займов создают добавочные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях экономического мирового кризиса.
Во-вторых, зарубежный капитал вкладывается преимущественно в топливно-сырьевые отрасли экономики (переработка и добыча газа и нефти, цветная и черная металлургия), а также в торговлю и пищевую промышленность. К примеру, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали 1,8 млрд долларов в месторождение. Норвежская фирма Orkla купила кондитерское объединение «СладКо», а бельгийская InBev затратила 650 млн долл. на поглощение SUN Interhrew. Одна из самых крупных сделок в 2006 г. – покупка ОАО «Удмуртнефть» Sinopec (Китай), а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. «Ашан» в 2008 г. приобрел часть магазинов «Рамстор», a PepsiCo – ОАО «Лебедянский».
Для чего еще нужны иностранные инвестиции?
Наряду с этим зарубежные инвестиции нужны России для того, чтобы развить высокотехнологичное производство и отрасли, ускоряя научно-технический прогресс, которые позволяют выйти в мировой экономике на передовые позиции. Но инвестиции в настоящее время проводятся в те типы бизнеса, которые нельзя развивать где-нибудь еще по условиям привязки к местоположению ресурсов или рынкам сбыта.
В-третьих, привлечение из-за рубежа инвестиций в реальный сектор не приводило до недавнего времени к уменьшению вывоза из страны капитала. Напротив, утечка в последние годы капитала по мере увеличения объема зарабатываемой валюты и товарного экспорта неуклонно становилось больше, особенно по «серым» схемам — через фиктивный импорт и невозвращение экспортной выручки. Вывоз из реального сектора капитала дает возможность предположить, что под прикрытием иностранных инвестиций в экономику возвращают деньги, которые имеют российское происхождение, но выведенные предварительно из-под налогового национального контроля.
Невзирая на присвоение России по долговым обязательствам инвестиционного рейтинга ведущими международными агентствами — Fitch, S&P, Moody’s, эксперты отмечают по-прежнему неблагоприятные условия для того, чтобы проводить хозяйственную деятельность в стране, непрозрачность бизнеса, имеющиеся высокие политические риски, слабое продвижение по пути реализации экономических и институциональных реформ.
Основным фактором, который снижаюет инвестиционную привлекательность российского рынка, большая часть инвесторов считают коррупцию. Организация Transparency International, которая оценивает ежегодно уровень коррупции в различных странах мира, в собственном рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из возможных 180 (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост зарубежных инвестиций будет сдерживаться, пока большая часть руководителей иностранных компаний будет оставаться при мнении, что в России весьма трудно проводить бизнес, не отклоняясь от правовых и этических стандартов, принятых в мире.
Еще один существенный фактор, который сдерживает инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки проведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых лицензий, разрешений, виз, заключений и прочих документов в значительной степени усложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации смешанных и иностранных компаний.
Препятствия для иностранных инвестиций в Россию
Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в РФ является несовершенство правоприменительной практики и законодательной базы. В согласии с рейтингом Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который включаются 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.
Частое изменение и нарушение ипринципов налогообложения, недостаточная защита интеллектуальной собственности и прав акционеров и, лоббирование интересов больших государственных компаний, криминал в экономике, самоуправство местных властей, несоответствие международным стандартам правил ведения бухгалтерского учета создают увеличенные риски для веления бизнеса в стране.
Таким образом, лишь эффективная реализация административных и экономических реформ, борьба с коррупцией, дерегулирование, усовершенствование правоприменительной практики и законодательства, вместе с активной работой по улучшению российского имиджа и привлечению иностранных инвесторов за границей, дает ей возможность преодолеть последствия кризиса, встать на путь стабильного экономического роста и занять на мировом рынке достойное место.
Мы коротко рассмотрели иностранные инвестиции, их стимулирование, функции и особенности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Источник https://www.vbr.ru/banki/help/bank/investitsii-v-rossii/
Источник https://biznes-prost.ru/investicii-inostrannye.html
Источник
Источник