Тема роста цен на социально значимые продукты питания возникла достаточно неожиданно. Президент сказал, что на ряд продуктов питания, среди которых сахар, подсолнечное масло, мука, хлеб, цены сильно выросли, и закрутилось-завертелось.
Правительство создало Межведомственную рабочую группу по мониторингу и оперативному реагированию на изменение цен на социально значимые товары, куда вошли добрый десяток министров и руководители других ведомств. Пошли совещания, обсуждения, постановления… В качестве примера возможных мер заговорили о введении целевой цены на подсолнечное масло и сахар, о введении экспортной пошлины на пшеницу и прочее. Минсельхоз совместно с Минфином занялись подготовкой «дорожной карты» по созданию единого структурированного справочника-каталога социально значимых товаров. Причем в этом процессе должны быть задействованы возможности системы онлайн-касс, которые в режиме реального времени будут передавать данные о продажах в налоговые органы. В общем, закипела работа!
И вот оно — свершилось: представители ретейла и производителей, а также Минсельхоза и Минпромторга подписали соглашение, которое предусматривает введение предельного уровня цен на подсолнечное масло и сахар до конца I квартала 2021 года. Как и предписывалось, розничные цены установят на уровне 110 рублей за литровую бутылку подсолнечного масла и 46 рублей за один килограмм сахара.
На этом, кстати, процесс может и не остановиться. Вот уже один из крупнейших в России ретейлеров заявляет, что пойдет дальше и снизит цены еще и на макаронные изделия, хлеб, тушенку, черный чай, картофель. У меня нет ни малейшего сомнения, что и другие розничные сети поддержат эту инициативу, и скоро мы увидим подешевевшие товары. Сигнал услышан, выводы сделаны, ручное управление экономикой — в действии.
Значит, радуемся? Так и надо поступать? Вот в этом я сильно сомневаюсь.
Для начала давайте все-таки посмотрим, насколько сильно выросли цены, если власти так обеспокоились. С конца декабря 2019 года по 7 декабря 2020 года сахар-песок подорожал на 72,7%, масло подсолнечное — на 25,9%, мука пшеничная — на 12,7%, хлеб ржаной — на 7,4%, хлеб пшеничный — на 7%. Спору нет, цены на сахар-песок выросли очень сильно, на подсолнечное масло тоже заметно, но со всем остальным, особенно с учетом значительного ослабления рубля в текущем году, ничего сверхъестественного не произошло. На самом деле были товары, которые стоило бы включить в этот перечень, но о них почему-то сказано не было. Так, цены на ту же гречку в этом году уже выросли на 40,6%, но об этом вообще не было сказано ни слова.
Были ли вообще основания для всей этой кампании по наведению порядка с ценами? Вспоминаем, что в России уже давным-давно был определен механизм, который должен задействоваться для сдерживания цен на социально значимые товары. Почему он не использовался? Еще постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года №530 были утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В перечень этих товаров включены: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной и ржано-пшеничный.
Суть Правил в следующем: предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней, в случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или нескольких субъектов Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более. Так что все уже есть, ничего и придумывать не надо. Но почему-то, судя по обсуждаемым предложениям, хотят ограничивать цены по-другому.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что цены надо ограничивать уже при 10-процентном их росте в течение одного месяца. Впрочем, законопроект, который правительство только что внесло в Госдуму с поправками в Закон о государственном регулировании торговой деятельности, вообще предусматривает, что правительство будет иметь право устанавливать планку колебания цен на социально значимые продукты питания, при превышении которой возможно введение государственного регулирования цен. То есть пока у нас в соответствии с действующими правилами 30-процентная планка колебаний, говорилось о 10-процентной, а могут предусмотреть право устанавливать эту планку даже на уровне 1%, если правительство сочтет это необходимым. Ну чем не госрегулирование? Директивное установление цен в чистом виде. Видимо, следом объявят о создании Госкомцен?
Вернемся к вопросу последствий принимаемых решений по фактическому замораживанию цен и тому, чем это может обернуться. Сначала вспомним, что после заморозки рано или поздно все равно когда-нибудь наступит разморозка. Вспомним детство: когда на морозе сильно замерзнут ноги, то потом бывает очень и очень больно, когда они начинают согреваться в тепле. Так и с ценами: тоже будет больно. Почему? Давайте разберемся.
У меня нет ни малейшего сомнения, что цены действительно заморозят на некоторое время. Возьмут, к примеру, какой-нибудь самый дешевый хлеб и не будут повышать на него цены. И сахар увидим по 46 рублей за кило, и литровая бутылка подсолнечного масла (самого дешевого) будет стоить 110 рублей. Товары эти никуда не денутся, они будут в продаже. Для торговых сетей это станет своеобразной формой проявления социальной ответственности по принуждению, но торговать для них так будет не очень-то выгодно, даже несмотря на то, что у нас одновременно установят ограничения и по оптовым ценам.
Как вы думаете, что сделают продавцы? Поставьте себя на их место. Продавать товар по более высокой цене вы не можете, не продавать этот товар вообще тоже стремно, потому что возникнут вопросы со стороны прокуратуры, которую уже подключили к наведению порядка с ценами. В такой ситуации простой и эффективный способ для продавцов компенсировать выпадающие доходы — это повысить цены на другие товары, не оказавшиеся в зоне внимания регулирующих органов. Причем повысить необходимо, разумеется, немного, чтобы это не бросалось в глаза.
Убежден, что именно так ретейлеры и сделают. Но если так и будет, то вырастет инфляция в целом по группе продовольственных товаров. Получается, что в результате всей кампании по наведению порядка с ценами торговые сети точно не проиграют, они найдут способ компенсировать выпадающие доходы.
Власти? Они тем более не будут в проигрыше. Пошумели, порешали вопросы с помощью заморозки цен, добились видимого эффекта — многим это даже понравится.
Выиграет ли от этого население? Нет, по большому счету именно оно и будет в проигрыше, потому что ему придется в целом за продовольственные товары платить больше.
Наверняка кто-нибудь в ответ на это скажет, что тогда надо ограничить цены и на другие товары. Надо будет — на все заморозим! Но тогда добро пожаловать назад, в эпоху тотального дефицита, который возник именно потому, что государство пыталось регулировать все и вся. При тотальном регулировании цен товары точно будут исчезать с прилавков. Продавцы могут затянуть пояса ненадолго и по одному-двум товарам, но не могут торговать всем и всегда себе в убыток…
Вопрос: власти не понимают, что все эти административные решения могут привести к повышению инфляции в целом? Думаю, что не до конца понимают. Им сегодня важно показать, как круто они могут порешать вопрос с конкретными «вздыбившимися» ценами.
Вероятно, власти надо как-то поднимать рейтинги к выборам в Госдуму в 2021 году. Рейтинги, может быть, немного и повысятся на непродолжительный период времени, но вот цены на еду вырастут гораздо больше и надолго.
Так что мой ответ на вопрос «что будет с ценами?» однозначен: они вырастут.