Зафиксирован рост «заначек» у россиян

Зафиксирован рост "заначек" у россиян

Жизнь богаче любой теории. Вот один общепризнанный факт: наши реальные располагаемые доходы снижаются почти непрерывно уже целую семилетку. Подтверждено Росстатом. А вот другой факт: разница между совокупными доходами средней российской семьи и ее же расходами не сокращается, а наоборот, растет. В июле, по оценке «Ромира», эта разница увеличилась по сравнению с июнем на весомые 13,7%, до 28,3 тыс. руб. Первый факт свидетельствует о росте нищеты, второй указывает на противоположный социальный вектор. Что же в России происходит на самом деле?

Зафиксирован рост "заначек" у россиян

Фото: wfin.kz


Первый сразу возникающий вопрос: стоит ли верить данным «Ромира»? Напомним, этот исследовательский холдинг является эксклюзивным представителем в России компании Gallup, международный авторитет которой сомнений не вызывает. А всякого рода индексы, рассчитанные на основе соцопросов, — главная продукция «Ромира» (как и Gallup). Значит, верить можно, хотя вера все равно по определению остается чем-то иррациональным.

Что же тогда получается? В российском информационном поле, да и в общественном мнении, давно утвердилась позиция, что мы гордые, но бедные и все время беднеющие. Но есть, оказывается, подтвержденная нашими же ответами «параллельная реальность»: бедные-то мы бедные, но заначка растет. Первый вывод: прибедняться с особым усердием не стоит, что на потерявших работу и источник доходов, конечно, не распространяется.

Дальше мы оказываемся «на минном поле». Если индекс свободных денег от «Ромира» опирается и на данные Росстата, тогда получается, что июльский рост заначки произошел одновременно с резким падением реальных доходов, их динамику Росстат представляет поквартально. Во втором же квартале, завершившемся в июне, падение реальных доходов составило 8%, в последний раз доходы падали сильнее — на 10% — только в далеком 1999 году.

Вам будет интересно  Минстрой упростит возврат маткапитала при участии в долевом строительстве

Загадка. Отгадка номер раз: наши реальные доходы резко скакнули вверх в июле. Мимо. Если бы подобное произошло, нам бы об этом все уши прожужжали. Отгадка номер два. Дело не в доходах, а в расходах, которые мы резко сократили. Горячо. «Ромир» показывает: в три предыдущих года объем свободных денег в июле не рос, а сокращался. Это привет от коронавируса, сделавшего всех нас невыездными в те страны, где бы мы хотели провести отпуск. Но это не все.

Своя версия есть и у «Ромира»: «Фактор отложенного спроса уже сходит на нет, и россияне в июле стали активнее экономить, что и привело к росту индекса». Другими словами, эйфория от выхода из режима строгой самоизоляции уже выветрилась, что же касается «активной экономии» семейного бюджета, то это не от хорошей жизни. Мы и масок не сняли, так как пандемия далеко не побеждена, да и ближайшее будущее подернуто экономическим кризисом. А это значит, что не вредно создавать фонды семейного благосостояния, то есть откладывать свободные деньги на черный день, который где-то поблизости.

Так каковы же общие выводы? Их два. Первый — до подъема среднего класса нам еще очень далеко. «Свободных денег», указанных в одноименном индексе, для этого явно недостаточно. Главный российский тренд — имущественное расслоение, которое становится многоуровневым. Это не только катастрофический разрыв между самыми богатыми и самими бедными, здесь мы на «передовых» позициях в мире. Расслоение все резче происходит в нижней половине пирамиды доходов — между теми работающими, кто может откладывать часть заработанного, пополняя банковские депозиты или выходя на финансовый рынок, теми работающими, кто еле сводит концы с концами (в России даже появился новый класс — «работающие нищие»), и безработными. Индекс свободных денег «Ромира» высвечивает только часть социального портрета России.

Вам будет интересно  С чего начать зарабатывать в интернете

Второй вывод: тот факт, что, несмотря ни на кризис, ни на ограничения коронавируса, сумма свободных денег у средней российской семьи все-таки растет, однозначно положителен. Это значит, что у курса реформ, без которых нам всем не уйти от перспективы дальнейшего отставания от развитых стран, есть потенциальная социальная поддержка, без которой эти реформы обречены на простой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Яндекс.Метрика