Rangizzz / DepositPhotos
Минэкономразвития отрицает данные СМИ о снижении доходов россиян. Как сообщается на сайте министерства, по данным Росстата в I квартале 2020 года номинальные доходы населения выросли на 3,3%. Средняя номинальная начисленная заработная плата в апреле составила 49,3 тысячи рублей
Rangizzz / DepositPhotos
Минэкономразвития отрицает данные СМИ о снижении доходов россиян. Как сообщается на сайте министерства, по данным Росстата в I квартале 2020 года номинальные доходы населения выросли на 3,3%. Средняя номинальная начисленная заработная плата в апреле составила 49,3 тысячи рублей.
Ведомство также заявил о повышении потребительского спроса. «Одним из основных индикаторов доходов населения является потребительский спрос, который с мая, по данным ФНС и ЦБ, показывает рост. Так, во второй половине июня потребительский спрос превысил уровень марта — 114,4 млрд рублей в период с 16−30 июня против 108 млрд», — сообщается в пресс-релизе.
Также пресс-служба Минэкономразвития указало на меры правительства по сохранению доходов граждан в условиях пандемии — выплаты на детей, повышение пособия по безработице, программы поддержки занятости, а также на то, что выплаты пособий на детей от 3 до 7 лет были предоставлены на месяц раньше обычного.
По данным The Bell, опровержение Минэкономразвития касается публикации РБК от 7 июля. Ссылаясь на исследование компании «Росгосстрах Жизнь», журналисты сообщили, что примерно 45% россиян живут на менее чем 15 тысяч рублей в месяц, а о падении дохода во время пандемии заявил каждый пятый опрошенный. За время пандемии доля россиян со среднемесячным доходом ниже 15 тыс. руб. возросла с 38,1% до 44,6%, одновременно увеличилась и доля крайне бедного населения, живущего на доход менее 5 тыс. рублей.
О том, что пандемия не повлияла на уровень их дохода и дохода членов семьи, сообщили 50,3% респондентов. 19,7% отмечают «значительное» сокращение среднемесячного дохода с марта, когда, к примеру, один из членов семьи потерял заработок. Еще 16,5% рассказали о снижении дохода одного или нескольких членов их семьи, а каждый десятый потерял заработок полностью.
Около 42% опрошенных сообщили, что их бытовые расходы во время пандемии никак не изменились. 37,3% респондентов указали на рост трат на продукты, медицинские маски и антисептики. Еще 4,1% сообщили, что их расходы выросли из-за поездок на такси, которые стали их основным средством передвижения в период самоизоляции.
14,6% опрошенных стали тратить меньше, а 32,4% респондентов вынуждены были отказаться от трат на «мелкие удовольствия» в условиях кризиса. 43,8% опрошенных не столкнулись с вынужденным отказом от трат на себя, поскольку не могли себе это позволить и до кризиса в силу невысоких доходов.
Бодрые заявления чиновников диссонируют и с другими опросами: по их данным, россияне уже свыклись с тем, что негативное воздействие пандемии на экономику страны будет долгосрочным, поэтому начали оптимизировать свои расходы. При этом около 17% россиян уверены, что им никогда не удастся вернуться к прежним объемам трат на питание, 16% на это понадобится более года, а 32% — несколько месяцев.
Что касается расходов на одежду и обувь, то после снятия всех ограничений по самоизоляции 22% опрошенных готовы будут возобновить их через несколько недель, 36% — через несколько месяцев, 23% — только через год. А 19% россиян никогда не смогут позволить себе докарантинные траты на одежду и обувь.
Сложнее обстоит дело с расходами на туризм и рестораны: через несколько недель после снятия всех ограничений свои траты на рестораны готовы вернуть на прежний уровень только 15%, а на путешествия — 11%. А вот 33% считают, что им никогда не удастся тратить столько денег на рестораны, как это было до пандемии, еще 36% опрошенных говорят о том же самом в связи с тратами на путешествия. По данным аналитиков, путешествия и покупка одежды являются основными статьями экономии при кризисе: по итогам этого года россияне сократят траты на покупку одежды от 25%, а на поездки — до 70%.
При этом выяснилось, что средний класс существенно снижает расходы на путешествия и товары длительного пользования, а более уязвимые слои с низким доходом вынуждены сокращать свои каждодневные покупки. Кроме того, падение доходов неизбежно приведет к увеличению расходов на обязательные платежи (проценты по кредитам, оплата услуг ЖКХ и налогов): для более чем 15% населения расходы станут критическими.
Сократятся и траты на развлечения, включая походы в кино: о намерении реже посещать культурные мероприятия заявил почти 41% респондентов. В кинотеатральной индустрии заявляют, что готовы снизить цены билетов в первый месяц после снятия ограничений, чтобы вернуть аудиторию, однако расходы на цифровой контент, включая подписки в онлайн-кинотеатрах, по итогам года могут показать кратный рост — более чем на 100%.