Влияние инвестиций на развитие экономики России

Влияние инвестиций на развитие экономики России

Теоретические аспекты определения сущности инвестиций. Объекты инвестирования в России. Современные источники финансирования инвестиций. Рекомендации по усовершенствованию инвестиционной политики государства, развитию экономики Российской Федерации.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.03.2015
Размер файла 97,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Никто не оспаривает положение о том, что значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом. Так, по отраслям, производящим товары, объём инвестиций в основной капитал в 2007г. достиг лишь половины их физического объёма в 1990г. В обстановке острого дефицита инвестиций наблюдающееся снижение эффективности инвестиционной деятельности оказывает крайне отрицательное влияние на темпы экономического роста.


В условиях становления в экономике нового технологического уклада и сопровождающего этот процесс финансового кризиса особенно актуальна способность промышленных компаний резко наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что за счет выпуска акций финансируется относительно небольшая доля капиталовложений. Значение облигаций в этом плане гораздо выше, но весьма различается по странам.


Реализация в процессе инвестиционной деятельности высокоэффективных инвестиционных проектов является главным условием ускорения экономического роста. В конечном счете, эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией её к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики. Решения, принимаемые на основе инструментария оценки эффективности инвестиционных проектов, затрагивают не только интересы фирм, но и национальные интересы, поскольку совокупность частых решений в конечном итоге формирует облик и характеристики производительных сил страны. По мнению Э.С. Набиуллиной, «проводимая сегодня политика и те решения, которые принимаются, закладывают будущее российской экономики на 10-15 лет вперёд. От того, с какой эффективностью сработаем сейчас, зависят позиции нашей экономики в мире, и в частности то, сможет ли Россия стать к 2020г. одним из лидеров мирового процесса и инновационно-экономического развития, страной с привлекательным образом жизни и высокой конкурентоспособностью».


Внедрение нововведений во всех сферах экономической деятельности хозяйствующих субъектов, модернизация и технологическое перевооружение предприятий настоятельно требуют совершенствования научно-методического обеспечения определения экономической эффективности инвестиций.


Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако вложение инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Например, существенные инвестиции в нанотехнологии не дают ожидаемого результата. Поэтому совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации.


Инвестиции призваны помочь государству в преодолении экономического кризиса. Они предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый рынок.


Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.


Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян — правительство работает только на себя. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.


Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.


Российская экономика до недавнего времени имела ряд существенных проблем, которые отпугивали не только иностранных инвесторов, но и отечественных. Многие из них до сих пор сохраняются, в том числе:

· нестабильность денежно-кредитной и финансовой системы страны;

· большое число трудно — преодолимых административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;

· низкая собираемость налогов, связанная с несовершенством налогового законодательства и до недавнего времени с экономически необоснованными высокими налоговыми ставками, вынуждающими предприятия скрывать свою прибыль, а также препятствующие развитию производства;

· слабое развитие инфраструктуры в регионах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга);

· коррумпированность российских чиновников;

в большой степени нерыночные методы конкуренции между субъектами хозяйствования и исходящая угроза от организованной преступности. Эти и другие проблемы определяют нестабильность экономики и как следствие невысокий рейтинг надежности РФ как заемщика.

2.2 Влияние инвестиций на развитие экономики России

Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

В последнее время произошло улучшение макроэкономической ситуации. Стала более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.

Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

· наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;

· недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;

· несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

· дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;

· недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. — М., 2007. — С. 51..

Мировая экономика все основательнее становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.

Набирает силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

Таким образом, требования к благоприятности инвестиционного климата в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций.

Однако Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций — национальный режим. В то же время международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций — национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.

В целом новый Закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной.

Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально — экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры согласования технико — экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении этого вопроса может быть использован международный опыт их регистрации по принципу «one stop shop», или комплексной регистрации и в одном месте Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России — тенденции развития // Финансы, № 8, 2001..

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию инвестирования, для развития экономики РФ

3.1 Пути совершенствования инвестиций и их перспективы развития

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

— создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

— определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

— создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

— обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора — это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

— принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;

— приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;

— существование рынка производственных площадок;

— наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;

— налоговые льготы и условия их получения;

— порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.

Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.

Во многих субъектах РФ традиционно практически не уделяется внимание формированию и поддержанию положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Вам будет интересно  Анализ системы рисков инвестиционных проектов Иркутской области – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:

— создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;

— экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:

— на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);

— одобренные инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в разрешительном порядке по утверждённым Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);

— инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);

— проекты, включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай);

— все инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область);

— организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот — от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

1) Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;

2) Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.

Проведённый анализ показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Важным элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

— Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);

— Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;

— Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных отношений:

1) Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;

2) Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);

3) Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;

4) Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;

5) Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

Итак, в регионе должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант — выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.

Для преодоления административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного окна», институт «поводырей» — кураторство инвестиционных проектов.

Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта.

Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заёмные средства.

Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остаётся необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплён порядок передачи земля, порядок выкупа земли в собственность. Также должен быть определён размер или хотя бы порядок расчёта величины арендной платы за землю.

Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силы. Помимо развития региона как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организация специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

Одним из перспективных направлений в инвестиционной деятельности — создание региональных инвестиционных фондов.

Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

В качестве учредителей Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.

Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.

В результате анализа, указанной в библиографии литературы по проблеме инвестиционной политики РФ, мы пришли к следующим выводам:

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны — необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

Различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при её формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне выработка и реализация федеральной государственной инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики — функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: 1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; 2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; 3) создание организационных структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования; 5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; 6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7) аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

— создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

— определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

— создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

— обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Список используемой литературы

1. П. Самуэльсон. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

2. С. Фишер. “Экономика”, M., 1997 г.

3. С. Глазьев. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.

4. Е. Кондратенко. “Инвестиционные ресурсы — проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

5. А. Мартынов. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”, №9, 1997 г.

6. А. Селезнёв. “Банковская система — ядро инфраструктуры финансового рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

7. Я. Уринсон. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.

8.Булатов А.С. “Экономика” М: Бек,1998.

9.Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов.» 1996-1997 годы // Эксперт.- 1997.- №47.

10.Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.

11.Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля “// Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.

12.Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998.

13.Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5.

14.Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы — проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.

15.Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

16.Pеформы глазами российских и американских ученых/ Под. Ред. О. Т. Богомолова// Росс. Экон. Журнал. М.1996.

17.Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

18.Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с.

19.Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист 1997. № 12 с 3-12.

20.Овсиенко Ю. В. Кризис и денежно-кредитная политика Российского государства// экономика и мат. Методы 1995 . Т 31. Вып 4.

21.Львов Д. С. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов // ЭММ. 1996 . Т. 32. Вып. 1. С 5-17.

22.Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.

23.Гитман Л. Дж., Джонн М. Д. Основы инвестирования. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1997.

24.Мелкунов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.: ИКЦ «Дис», 1997.

25.Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. — М.: Инфра-М., 1998.

26.Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия), изд-во Проспект, 2006

27.Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа”

Как повлияет и чем грозит коронавирус экономике России в 2020 году

Влияние коронавируса на экономику России окажется негативным и сильным — в этом сходятся большинство экспертов. Но прогнозы встречаются как достаточно мрачные, так и оптимистичные.

Как повлияет коронавирус на экономику России в 2020 году

По сообщению Центра стратегических разработок от 9 апреля, в результате пандемии коронавируса снижение ВВП РФ может составить от 1,18% при хорошем сценарии и до 5,6% при неблагоприятном развитии событий. Насколько сильно скажется на экономике России коронавирус, зависит в том числе от объемов государственного влияния.

Как разъяснили в ЦСР, пандемический кризис 2020 года обусловлен падением внешнего спроса и серьезным ущербом для реального сектора. Поэтому экономика России в период коронавируса как никогда нуждается в государственном стимулировании конечного потребления, это может улучшить темпы восстановления ВВП.

Как считают эксперты, без серьезного влияния со стороны государства снижение валового внутреннего продукта может достигнуть обозначенных 5,6%. Самый мягкий ущерб от коронавируса экономика России испытает при господдержке в объеме около 1,4 трлн. Рублей, в таком случае ВВП упадет всего на 1,18%.

Сложности в переговорах между странами ОПЕК+ сильно ударили по экономике России, зависящей от сырьевой торговли

Аналитики подчеркивают, что дополнительное негативное влияние на обстановку оказывают курс доллара и падение цен на нефть. Например, в 2015 году стоимость «черного золота» снизилась на 50%, но при этом североамериканская валюта выросла на 64%. В настоящий момент цены на нефть упали на 77%, тогда как рост доллара составил всего 20%. Таким образом, страна не может компенсировать доходы от экспорта, чтобы с меньшими потерями преодолеть кризис.

Что касается бизнеса, то на фоне влияния карантина большинство предприятий ожидают падения потребительского спроса и прибыли в среднем на 20%. Это неизбежно приведет к сокращению сотрудников и снижению зарплат — на 13% и 14% соответственно по оценкам экспертов.

Прогнозы об экономике России во время и после коронавируса на 2020 год

Понять последствия эпидемии коронавируса для экономики России помогают мнения экспертов. В целом специалисты сходятся в том, что страну ждет непростой период, хотя определенные резервы по-прежнему остаются.

Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты

По мнению главы Счетной палаты, в 2020 году Россию ожидает рецессия. Внутренний валовой продукт практически остановится в развитии, если сохранится негативное влияние низких цен на нефть, на уровне около 35 долларов за баррель.

Кудрин считает, что страна недосчитается около 3 трлн. рублей от нефтегазовых доходов. По его оценкам, потери российской экономики от коронавируса приведут к дефициту бюджета около 2% ВВП и нулевым показателям роста.

Алексей Кудрин прогнозирует не только снижение ВВП, но и падение инвестиций по сравнению с 2019 годом

Никита Рябинин, консалтинговая корпорация KRK Group

По мнению финансового эксперта, коронавирус грозит экономике России уходом в длительную рецессию. Главное негативное влияние окажет ослабший рубль, он приведет к снижению реальных доходов населения и одновременному росту цен. Никита Рябинин отмечает, что может подняться стоимость медикаменты, фармацевтическая сфера сильно зависит от поставок китайского сырья.

Вам будет интересно  Полезные сайты для трейдинга | Где читать новости трейдеру?

Ослабление экономики сохранится до конца 2020 года. Однако эксперт отмечает, что пока речь не идет о полномасштабном кризисе. Россия располагает достаточно крупным Фондом национального благосостояния и может сохранять влияние на ситуацию, а правительство предпринимает меры по стабилизации национальной валюты.

Алексей Буянов, инвестиционная компания Bengala Investment

Эксперт также считает, что коронавирус в экономике России приведет к рецессии и временной остановке роста ВВП. По мнению Буянова, низкие цены на нефть и слабый курс рубля сохранятся надолго, и негативное влияние ощутят на себе как бизнес, так и простые потребители. Специалист отмечает, что похожая ситуация наблюдается по всему миру, и особенно сильно могут пострадать развивающиеся страны, к которым относится и Россия.

Яков Миркин, Институт экономики роста им. Столыпина

По прогнозу эксперта, в 2020 году экономику России в связи с коронавирусом ожидают низкие цены практически на всю линейку экспортных товаров — нефть, газ и металлы. Итогом может стать падение ВВП на 10-20%, ущерб будет сильнее, чем в США, Китае и Европе. Сильно пострадают реальный бизнес, туризм и гостиничная индустрия, уровень безработицы составит 15-20%. Серьезное влияние коронавирус окажет на доходы «креативного класса», а вот производители продуктов и товаров первой необходимости смогут пережить сложный период достаточно легко.

План поддержки российской экономики в условиях коронавируса

Экономику России из-за коронавируса ожидает неизбежный спад, ему поспособствует всеобщий карантин с ориентировочной продолжительностью до конца апреля. Такая мера уже оказала сильное отрицательное влияние на малый и средний бизнес, ослабленный снижением курса рубля и невысокими ценами на нефть.

Ряд антикризисных мер был предложен правительством еще 16 марта. Были анонсированы следующие шаги:

  • формирование антикризисного фонда в 300 млрд. рублей;
  • отсрочка по налогам для туризма и авиационной отрасли;
  • льготные кредиты для предприятий, создающих запас товаров первой необходимости;
  • предоставление максимальных субсидий малому и среднему бизнесу.

9 апреля в ходе совещания с главами регионов президент России остановился на мерах для поддержки экономики более подробно. Было заявлено:

  • о снижении социальных взносов с 30 до 15% для малого бизнеса;
  • об отсрочке по страховым взносам на полгода;
  • о переносе всех налогов, кроме НДС, также на полгода;
  • о реструктуризации образовавшейся задолженности по истечении отсрочки;
  • о максимальных поблажках для работающих предприятий в отношении справок, согласований и разъяснений.

В ходе видеоконференции с губернаторами Владимир Путин обозначил ключевые меры по поддержке экономики

Также президент поручил правительству и ЦБ в течение 5 дней подготовить пакет дополнительных мер по поддержке бизнеса, позволяющих сохранить доходы сотрудников и саму занятость людей. Главам регионов было предложено сформировать список системообразующих предприятий, особенно нуждающихся в поддержке.

Заключение

Влияние коронавируса на экономику России неизбежно приведет к возникновению кризиса. Эксперты прогнозируют, что новый этап роста случится не раньше 2 квартала 2021 года. Вместе с тем у страны накоплено достаточно внутренних резервов, чтобы максимально снизить негативное влияние рецессии.

Влияние инвестиций на развитие экономики России

Теоретические аспекты определения сущности инвестиций. Объекты инвестирования в России. Современные источники финансирования инвестиций. Рекомендации по усовершенствованию инвестиционной политики государства, развитию экономики Российской Федерации.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.03.2015
Размер файла 97,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Никто не оспаривает положение о том, что значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом. Так, по отраслям, производящим товары, объём инвестиций в основной капитал в 2007г. достиг лишь половины их физического объёма в 1990г. В обстановке острого дефицита инвестиций наблюдающееся снижение эффективности инвестиционной деятельности оказывает крайне отрицательное влияние на темпы экономического роста.


В условиях становления в экономике нового технологического уклада и сопровождающего этот процесс финансового кризиса особенно актуальна способность промышленных компаний резко наращивать свои инвестиции за счет заемного капитала. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, насколько инвестиционные возможности корпорации выходят за рамки самофинансирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что за счет выпуска акций финансируется относительно небольшая доля капиталовложений. Значение облигаций в этом плане гораздо выше, но весьма различается по странам.


Реализация в процессе инвестиционной деятельности высокоэффективных инвестиционных проектов является главным условием ускорения экономического роста. В конечном счете, эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией её к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики. Решения, принимаемые на основе инструментария оценки эффективности инвестиционных проектов, затрагивают не только интересы фирм, но и национальные интересы, поскольку совокупность частых решений в конечном итоге формирует облик и характеристики производительных сил страны. По мнению Э.С. Набиуллиной, «проводимая сегодня политика и те решения, которые принимаются, закладывают будущее российской экономики на 10-15 лет вперёд. От того, с какой эффективностью сработаем сейчас, зависят позиции нашей экономики в мире, и в частности то, сможет ли Россия стать к 2020г. одним из лидеров мирового процесса и инновационно-экономического развития, страной с привлекательным образом жизни и высокой конкурентоспособностью».


Внедрение нововведений во всех сферах экономической деятельности хозяйствующих субъектов, модернизация и технологическое перевооружение предприятий настоятельно требуют совершенствования научно-методического обеспечения определения экономической эффективности инвестиций.


Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако вложение инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Например, существенные инвестиции в нанотехнологии не дают ожидаемого результата. Поэтому совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации.


Инвестиции призваны помочь государству в преодолении экономического кризиса. Они предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый рынок.


Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.


Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян — правительство работает только на себя. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.


Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.


Российская экономика до недавнего времени имела ряд существенных проблем, которые отпугивали не только иностранных инвесторов, но и отечественных. Многие из них до сих пор сохраняются, в том числе:

· нестабильность денежно-кредитной и финансовой системы страны;

· большое число трудно — преодолимых административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;

· низкая собираемость налогов, связанная с несовершенством налогового законодательства и до недавнего времени с экономически необоснованными высокими налоговыми ставками, вынуждающими предприятия скрывать свою прибыль, а также препятствующие развитию производства;

· слабое развитие инфраструктуры в регионах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга);

· коррумпированность российских чиновников;

в большой степени нерыночные методы конкуренции между субъектами хозяйствования и исходящая угроза от организованной преступности. Эти и другие проблемы определяют нестабильность экономики и как следствие невысокий рейтинг надежности РФ как заемщика.

2.2 Влияние инвестиций на развитие экономики России

Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

В последнее время произошло улучшение макроэкономической ситуации. Стала более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.

Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

· наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;

· недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;

· несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

· дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;

· недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. — М., 2007. — С. 51..

Мировая экономика все основательнее становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.

Набирает силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

Таким образом, требования к благоприятности инвестиционного климата в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций.

Однако Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций — национальный режим. В то же время международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций — национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.

В целом новый Закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной.

Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально — экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры согласования технико — экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении этого вопроса может быть использован международный опыт их регистрации по принципу «one stop shop», или комплексной регистрации и в одном месте Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России — тенденции развития // Финансы, № 8, 2001..

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию инвестирования, для развития экономики РФ

3.1 Пути совершенствования инвестиций и их перспективы развития

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

— создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

— определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

Вам будет интересно  Инвестиции в Сбербанке для физических лиц: тарифы, условия и отзывы

— создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

— обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора — это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

— принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;

— приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;

— существование рынка производственных площадок;

— наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;

— налоговые льготы и условия их получения;

— порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.

Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.

Во многих субъектах РФ традиционно практически не уделяется внимание формированию и поддержанию положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:

— создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;

— экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:

— на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);

— одобренные инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в разрешительном порядке по утверждённым Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);

— инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);

— проекты, включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай);

— все инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область);

— организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот — от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

1) Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;

2) Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.

Проведённый анализ показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Важным элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

— Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);

— Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;

— Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных отношений:

1) Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;

2) Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);

3) Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;

4) Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;

5) Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

Итак, в регионе должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант — выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.

Для преодоления административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного окна», институт «поводырей» — кураторство инвестиционных проектов.

Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта.

Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заёмные средства.

Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остаётся необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплён порядок передачи земля, порядок выкупа земли в собственность. Также должен быть определён размер или хотя бы порядок расчёта величины арендной платы за землю.

Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силы. Помимо развития региона как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организация специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

Одним из перспективных направлений в инвестиционной деятельности — создание региональных инвестиционных фондов.

Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

В качестве учредителей Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.

Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.

В результате анализа, указанной в библиографии литературы по проблеме инвестиционной политики РФ, мы пришли к следующим выводам:

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны — необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

Различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при её формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне выработка и реализация федеральной государственной инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики — функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: 1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; 2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; 3) создание организационных структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования; 5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; 6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7) аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

— создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

— определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

— создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

— обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Список используемой литературы

1. П. Самуэльсон. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

2. С. Фишер. “Экономика”, M., 1997 г.

3. С. Глазьев. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.

4. Е. Кондратенко. “Инвестиционные ресурсы — проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

5. А. Мартынов. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”, №9, 1997 г.

6. А. Селезнёв. “Банковская система — ядро инфраструктуры финансового рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

7. Я. Уринсон. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.

8.Булатов А.С. “Экономика” М: Бек,1998.

9.Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов.» 1996-1997 годы // Эксперт.- 1997.- №47.

10.Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,1997 г.

11.Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля “// Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.

12.Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998.

13.Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5.

14.Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы — проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.

15.Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

16.Pеформы глазами российских и американских ученых/ Под. Ред. О. Т. Богомолова// Росс. Экон. Журнал. М.1996.

17.Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

18.Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с.

19.Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист 1997. № 12 с 3-12.

20.Овсиенко Ю. В. Кризис и денежно-кредитная политика Российского государства// экономика и мат. Методы 1995 . Т 31. Вып 4.

21.Львов Д. С. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов // ЭММ. 1996 . Т. 32. Вып. 1. С 5-17.

22.Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.

23.Гитман Л. Дж., Джонн М. Д. Основы инвестирования. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1997.

24.Мелкунов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.: ИКЦ «Дис», 1997.

25.Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. — М.: Инфра-М., 1998.

26.Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия), изд-во Проспект, 2006

27.Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа”

http://revolution.allbest.ru/economy/00523508_1.html
http://xn—-7sbbg4aibmnedcafxfr9a.xn--p1ai/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81-%D0%B8-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/
http://revolution.allbest.ru/economy/00523508_1.html