REIT-фонды: особенности формирования и вложения в инвестиционную недвижимость

REIT-фонды – что это такое и как помогают инвестировать в доходную недвижимость

Кто из россиян не мечтает купить пару-тройку квартир, чтобы безбедно жить на пассивный доход? Но мечты часто разбиваются о реальность: отсутствие миллионов на счете, невозможность найти адекватных съемщиков, замороженная стройка и пр. Как результат – трата времени, нервов и денег. Для тех, кто не хочет брать на себя все риски вложения в физическую недвижимость, придумали REIT-фонды. В статье разберем, что это такое, как в них инвестировать в России, какие есть преимущества и недостатки по сравнению с другими способами создания капитала.

Понятие и требования к фондам

REIT – аббревиатура от английского “real estate investment trusts”, что в переводе означает “инвестиционные фонды недвижимости”. Они выступают как коллективные инвестиции в недвижимость – когда в одном месте собираются денежные средства нескольких вкладчиков (десятков и сотен тысяч человек) и направляются в строительство или покупку активов с целью получения дохода.

Главные особенности инвестирования в такие фонды: инвестору не надо иметь миллионов на своем счете, чтобы купить жилую или коммерческую недвижимость, не надо самостоятельно искать арендаторов, следить за своевременным поступлением арендных платежей, состоянием актива и т. д.

Необходимо просто выбрать подходящий REIT и купить его акции. Все точно так же, как и с обычной компанией, которая торгуется на бирже. Все остальное за вас сделает управляющая компания.

Как работает фонд:

  • аккумулирует деньги инвесторов и вкладывают их в объекты недвижимости (жилые дома, отели, офисные помещения, промышленные здания и сооружения, складские помещения и пр.);
  • в зависимости от вида актива фонд зарабатывает либо на продаже построенного объекта, либо на сдаче в аренду помещений, либо на бронировании (если речь идет об отелях);
  • полученные средства распределяются в виде дивидендов среди инвесторов пропорционально их доле в общей копилке фонда.

Доходность при таком раскладе формируется из 2 источников:

  1. Рост котировок на бирже. Акции фондов свободно обращаются на фондовой бирже. Рыночная цена складывается под воздействием спроса и предложения. Она может расти, может и падать. Например, если сегодня на рынке недвижимость растет в цене по какой-либо причине, то интерес инвестора к ней и спрос на акции REIT повышаются. Любой человек, который имеет доступ на биржу, может их купить в свой портфель и в долгосрочной перспективе заработать на росте котировок.
  2. Дивиденды. Не менее 90 % своего дохода от реализации или эксплуатации объекта недвижимости фонд должен отдать своим вкладчикам. Некоторые проводят выплаты раз в месяц, другие – раз в квартал. Это хороший вариант для формирования и получения пассивного дохода.

К фонду инвестиционной недвижимости предъявляется ряд требований:

  • открытая компания, акции которой свободно торгуются на фондовой бирже;
  • не менее 90 % дохода идет на дивиденды – в этом случае организация может рассчитывать на налоговые льготы в США в виде отсутствия корпоративного налога на распределяемый среди акционеров доход;
  • не менее 75 % вложено в недвижимость или ипотечные закладные;
  • не менее 75 % доходов приходится на поступления рентных или ипотечных платежей;
  • не менее 100 акционеров в составе фонда, не более 50 % акций находится в собственности 5 самых крупных из них.

Сегодня REIT – это отдельный класс активов, некоторые фонды входят в базу расчета индекса S&P 500. В отличие от физической недвижимости, порог входа маленький: от нескольких десятков до нескольких сотен долларов.

Классификация

Мы рассмотрим две классификации REIT. Первая из них основана на делении фондов по виду получаемого дохода:

  1. Equity REIT или долевой. Наиболее распространенный вид. Основной доход получает от сдачи в аренду недвижимости, часть прибыли может поступить от продажи активов. Простой пример: фонд купил или построил офисное здание, сдает в аренду помещения, доходы распределяет среди акционеров.
  2. Mortgage REIT или ипотечный. Фонд не вкладывает деньги инвесторов в конкретные объекты, а покупает ипотечные закладные. Основной доход будет от выплат заемщиков по ипотеке.

Каждому виду трастов присущи свои риски. Кроме рассмотренной выше классификации, все фонды делятся по видам недвижимости, в которые они вкладываются и которыми управляют:

  1. Data centers – дата-центры, помещения для хранения серверов.
  2. Infrastructure – объекты инфраструктуры: линии связи, электрические сети и пр.
  3. Residential – жилые апартаменты.
  4. Timberlands – леса, т. е. объекты по заготовке и переработке древесины.
  5. Lodging/Resorts – отели, туристические базы.
  6. Retail – объекты торговли: магазины, торговые центры и др.
  7. Health care – объекты здравоохранения: больницы, медицинские лаборатории, поликлиники.
  8. Self-storage – складские помещения самообслуживания.
  9. Industrial – промышленные объекты, склады.
  10. Office – офисные здания.
  11. Specialty – разные специфические объекты: театры, кинотеатры, казино, другие объекты развлечений.
  12. Diversified – диверсифицированные фонды, которые вкладывают деньги в объекты из разных секторов.

Плюсы и минусы инвестиций в REIT

Фонды недвижимости есть в портфелях многих американских инвесторов. Но у них, как и у любого инвестиционного инструмента, есть свои плюсы и минусы.

  1. Простота инвестирования. Прокрутите в голове все, что вам надо сделать, чтобы купить квартиру или коммерческое помещение. А теперь представьте, что потребуется всего пара минут для того, чтобы стать владельцем сети отелей, объектов здравоохранения или жилых комплексов премиум-класса. Это время нужно для нажатия кнопки “Купить” в торговом терминале.
  2. Высокие дивиденды. Чтобы получить налоговые льготы, фонды REIT направляют на выплаты акционерам большую часть доходов, некоторые даже 100 %. В результате инвесторы получают солидные выплаты раз в месяц или квартал. При этом не занимаются управлением объектами, не ищут арендаторов, не делают за ними ремонт, не надоедают им напоминаниями об оплате.
  3. Низкий порог входа. Например, крупный американский фонд “Simon Property Group, Inc.”, мировой лидер в области девелопмента торговой недвижимости, стоит около 68 $ за акцию, Welltower Inc. входит в индекс S&P 500, инвестирует в инфраструктуру здравоохранения, стоит около 58 $.
  4. Ликвидность. Физический объект недвижимости далеко не всегда бывает ликвидным. Может потребоваться много времени, чтобы обменять его на деньги. Этого нельзя сказать об акциях REIT – они торгуются на фондовых биржах и обладают очень высокой ликвидностью.
  5. Возможность частичного вывода средств. Представьте ситуацию, что вам срочно понадобились деньги. В случае владения квартирой или другим объектом вам придется искать покупателя и продавать актив целиком. Из-за срочности иногда приходится еще и цену снижать. Акции вы продаете на ту сумму, что вам необходима, и по рыночной цене.
  6. Диверсификация. Я часто в своих статьях пишу об этом помощнике инвестора. Добавление акций фондов недвижимости в инвестиционный портфель наравне с акциями, облигациями, золотом помогает снизить риски и на долгосроке повысить доходность. Если физически вы не сможете купить более 1-2 объектов, то REIT вкладывают деньги сразу в несколько десятков или даже сотен объектов из разных секторов по всему миру, а вы являетесь акционером такой компании.
  7. Защитный актив. Вложения в недвижимость в долгосрочной перспективе – это всегда тихая гавань для инвестора. С ростом инфляции управляющие компании, как правило, пересматривают и арендные ставки в сторону увеличения. В этом случае акционеры могут рассчитывать на повышение доходности своих инвестиций. А финансовые кризисы, которые приводят к обвалу котировок на биржах, не всегда так же действуют на фонды недвижимости.

Минусы тоже есть:

  1. Зависимость от управляющей компании. Даже один объект недвижимости представляет собой сложный актив для управления. Представьте, что таких объектов десятки и сотни. От профессионализма управляющей компании зависит размер доходов, а значит – и дивидендов акционерам.
  2. Вложения в недвижимость подвержены рискам: макроэкономические (экономические и политические кризисы), рыночные (падение цен, снижение поступлений от аренды), законодательные, природные и техногенные катастрофы, способные привести к потере объекта или значительным тратам на восстановление.
  3. Налог 30 % для нерезидентов США. Это актуально для россиян, которые инвестируют на Санкт-Петербургской бирже.
Вам будет интересно  Специальные предложения и акции авиакомпании Qatar Airways на Anywayanyday — цены на билет на самолет авиакомпании Qatar Airways

Как инвестировать в REIT

В США и других странах мира REIT пользуются большой популярностью, особенно для накопления пенсионного капитала. На сайте аналитического агентства Nareit, которое публикует информацию обо всех актуальных на сегодня фондах, есть данные по 195 REIT (на октябрь 2020 г.). К сожалению, российскому инвестору купить любую компанию из этого списка можно только в 2 случаях:

  1. Получение статуса квалифицированного инвестора и выход на зарубежные биржи.
  2. Открытие счета у зарубежного брокера (например, Interactive Brokers) и инвестирование на любой площадке мира.

Рассмотрим 3 варианта, где и как купить REIT россиянину.

Фонды недвижимости в России

Американские REIT торгуются на Санкт-Петербургской фондовой бирже. Доступны для неквалифицированного инвестора. В отдельный класс активов они не выделены. Но на сайте investcab.ru, который имеет прямое отношение к бирже, можно настроить фильтр и выбрать фонды недвижимости. Для этого во вкладке “Торговые инструменты” из списка секторов выберите “Недвижимость”.

Указанная таблица нужна только для того, чтобы посмотреть список торгуемых инструментов на Санкт-Петербургской бирже и краткое описание каждой компании. Текущие котировки лучше искать на investing.com или tradingview.com. Там же есть ссылка на официальный сайт фонда. С помощью онлайн-переводчика можно получить представление, куда инвестирует компания.

Более подробную финансовую информацию (размер дивидендов, денежный поток, коэффициенты и пр.) смотрите на investing.com.

ETF – наиболее оптимальное решение для инвестиций в недвижимость. К сожалению, в России этот инструмент доступен только квалифицированным инвесторам и владельцам зарубежных брокерских счетов. Его главное преимущество – широкая диверсификация. Вы вкладываете деньги в десятки или сотни REIT, которые, в свою очередь, инвестируют в десятки или сотни объектов недвижимости.

Наиболее известные управляющие компании: SPDR, Vanguard и iShares. Для поиска и отбора ETF в свой портфель удобно пользоваться сервисами etf.com и etfdb.com. Сайты на английском языке, но разобраться можно и нужно, если хотите инвестировать на зарубежных рынках.

Например, на сайте etfdb.com выбираете инструмент ETF Screener или Categories, отмечаете, что интересует Real Estate, и получаете исчерпывающий список существующих на данный момент ETF с подробной информацией по каждому фонду.

Например, топ-5 лидеров по капитализации:

Российский аналог – ПИФ

Как альтернатива рассмотренному в статье инструменту на российском рынке есть закрытые ПИФы, которые инвестируют в рынок недвижимости. Конкуренцию зарубежным фондам они составить не могут по следующим причинам:

  • их количество ничтожно маленькое по сравнению с REIT;
  • часто уходят с рынка – ни о какой долгой истории развития говорить не приходится;
  • высокие комиссии;
  • нет прозрачной информации, куда вкладываются деньги;
  • высокий порог входа – как правило, от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей;
  • не выплачивают дивиденды;
  • зачастую не инвестируют напрямую, а покупают акции зарубежного ETF.

На портале investfunds.ru, где есть полная информация и рейтинги ПИФов в России, с помощью фильтра я нашла 154 фонда. Но только 3 из них находятся на стадии формирования, остальные уже закончили привлекать средства. Ни один не вызвал у меня желания вложить деньги.

Давайте посмотрим на результаты работы 2 закрытых ПИФов от уважаемой управляющей компании “Сбербанк Управление Активами”. Выводы вы сделаете сами.

  • ЗПИФ “Коммерческая недвижимость” – за 5 лет стоимость пая снизилась на 33,74 %, СЧА сократилась на 67,48 %.

  • ЗПИФ “Арендный бизнес” – за 3 года стоимость пая и СЧА выросла на 3,99 %.

Заключение

Инвестиции в недвижимость у россиян всегда ассоциировались с надежностью. Кризисы приходят и уходят, а объект стоит. Но у всех ли есть возможность вложить несколько миллионов рублей в квартиру, дом или офис? А купить больницу, склад или отель на берегу океана?

REIT позволяет это сделать каждому, у кого есть брокерский счет и пара сотен долларов в кошельке. И это не будет вложением в виртуальные активы. Вы инвестируете в реально стоящие на земле и работающие объекты недвижимости. При желании можете даже съездить на место и посмотреть свои владения. Поэтому и в этом случае справедливо сказать: “Кризисы приходят и уходят, а объект стоит”.

Очень надеюсь, что российский инвестор оценит преимущества REIT, как это уже сделали миллионы людей по всему миру. И остается только надеяться, что на наших биржах появятся ETF на REIT, которые позволят минимизировать риски и повысить доходность инвестиционного портфеля.

]]>
X Международный железнодорожный бизнес-форум
«Стратегическое Партнерство 1520»

  • Статистика
  • Презентации
  • Фотобанк
  • Видеоматериалы
  • Итоговый отчет
  • Пресс-релизы
  • Обзор дискуссий
  • Мониторинг СМИ

Инвестиции в инфраструктуру как лекарство для экономики

Мировая практика показывает, что реализация инфраструктурных проектов способна стабилизировать экономику любой страны. В сегодняшней России применение этого опыта осложняется геополитической и экономической ситуацией. Тем не менее участники Х Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», прошедшего в июне 2015 года в Сочи, пришли к выводу: инвестировать в инфраструктуру в настоящих условиях – единственно верное решение.

Инвестиции: воздержание хуже риска

Согласно оценкам Международного валютного фонда, в странах с развитой экономикой увеличение инвестиций в инфраструктуру на 1 п. п. от ВВП способствует дополнительному росту производства на 0,4% в течение первого года и до 1,5% – последующих 4 лет.

В государствах с развивающейся экономикой данные показатели составляют 0,25 и 0,5% соответственно. Инвестирование является важной предпосылкой для устойчивого экономического роста, и это подтверждает динамика инфраструктурного развития во всем мире. Так, в период с 2003 по 2012 год протяженность железных дорог Европейского союза увеличилась на 13 тыс. км, Японии – более чем на 1,5 тыс. км, Индии – на 1,4 тыс. км.

По оценкам Еврокомиссии, ежегодные государственные расходы 27 стран Европы на поддержку и развитие инфраструктуры составляют в общей сложности около $46 млрд. Протяженность высокоскоростных магистралей в Европе к 2020 году должна возрасти до 21 тыс. км (для сравнения: в 2005 г. она равнялась всего 4 тыс. км).

В настоящее время вопрос строительства ВСМ обсуждается и в развивающихся странах, в частности в Бразилии. Турция начала строительство железнодорожного тоннеля под Босфором. О широкомасштабных инвестициях в железнодорожную инфраструктуру уже заявили страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Оман – до 2020-го общий объем финансовых вложений может составить более $200 млрд.

В США, стране, где наиболее развит автомобильный транспорт, железно­дорожники до конца 2015 года намерены инвестировать в развитие инфраструктуры до $29 млрд. Для сравнения: в 2014-м на это было потрачено примерно $27 млрд, годом ранее – $25 млрд. А лидирует, разумеется, КНР, где в последние годы было построено 15 тыс. км скоростных и высоко­скоростных железных дорог, при этом ежегодно в Поднебесной производится около 300 поездов. «Я был потрясен, когда увидел эти цифры, – признается директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг. – Особенно с учетом того, что в Китае почти не ведут дискуссий о преимуществах и недостатках частных и государственных инвестиций». По мнению эксперта, в России решение данного вопроса затянулось. «Пора делать выбор, – настаивает Р. Гринберг. – Риски госинвестиций сущест­венно ниже рисков их отсутствия».

«При сокращении бюджетных расходов под нож, как правило, попадают именно инвестиционные проекты. Однако в сфере железно­дорожной инфраструктуры все стратегические направления развития в настоящее время сохранены. Это касается не только БАМа и Транссиба, но и многих других проектов, связанных с развитием подходов к Мурманскому и Краснодарскому транспортным узлам, портам Восточный, Находка, Усть-Луга.

Пассажирское движение также остается в числе приоритетов. В голодный с точки зрения бюджетных инвестиций год было принято важнейшее решение о начале реализации проекта по созданию высоко­скоростной трассы Москва – Пекин, проходящей через территорию Казахстана. Еще один интересный проект, скоростной поезд Москва – Минск – Варшава – Берлин, продемонстрирует бесшовные перевозки между инфраструктурами 1520 и 1435 мм, поскольку состав Talgo будет автоматически переходить с одной колеи на другую практически на ходу».

Успешные и не очень

Решение проблемы доходности инфраструктурных проектов является одним из основных факторов, влияющих на объем инвестиций.
«В Европе эта тема часто обсуждается, так как многие высокоскоростные линии не дают дохода», – констатирует управляющий директор International Business Development Жан-Луи Трюэль. По его наблюдениям, в мире есть только две прибыльные ВСМ – в Японии и Франции. Практика показывает, что экономические прогнозы оправдываются далеко не всегда, а слишком оптимистичные ожидания могут привести к потерям. Классическим примером служит Испания, где изобилуют инфраструктурные мегапроекты, в том числе ВСМ.

Вам будет интересно  Перспективы инвестиционного развития региона (на примере Ростовской области)

С одной стороны, в этой сфере Испания идет вслед за Китаем, опережая Францию и Германию, с другой – выстроено огромное количество железнодорожных станций, которые попросту пустуют. Первый частный испанский аэропорт Сьюдад-Реаль Центральный, строительство которого обошлось в €1,1 млрд, открылся в 2009 году, но уже к октябрю 2010-го объявил себя банкротом с долгами на сумму свыше €300 млн, а в 2012-м был полностью закрыт. Кстати, в июле 2015 года заброшенный аэропорт всего за €10 тыс. приобрела китайская инвесткомпания.
Однако бывает и наоборот. Например, проект автомобильного виадука Мийо на юге Франции вызывал сомнения еще на стадии замысла: критики считали, что инвестиции в €350 млн не окупятся, а природе будет нанесен непоправимый ущерб. Тем не менее сложное техническое сооружение после ввода в эксплуатацию не только не нарушило общее впечатление от прекрасного пейзажа, но и начало приносить ежегодную прибыль €50–100 млн. Кроме того, благодаря инвестициям объект привлек массу туристов, а регион получил рабочие места и импульс к развитию.

«Оценить полный экономический эффект от инвестиций очень сложно, потому что не все переменные в этом уравнении известны», – заключает Ж.-Л. Трюэль. В то же время, по его наблюдениям, есть хорошие примеры во Франции, когда строительство ВСМ оказывало положительное воздействие на развитие регионов, – благодаря ему туристы стали чаще появляться в Лилле и Марселе. Инфраструктура подтянула экономику, их взаимосвязь стала ключом к успеху. Кстати, Ж.-Л. Трюэль предполагает, что в теории скоростной поезд, идущий к Байкалу, также мог бы вывести крупный регион России на новый экономический уровень.

Специфичная Россия

По словам президента партнерства «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, пространство РФ организовано весьма специфично. Доля территории, пригодной для масштабного освоения, где реально создается основная часть добавленной стоимости и сказывается большинство косвенных эффектов от развития транспорта, гораздо ниже, чем в большинстве других крупных стран. «Если железная или автомобильная дорога идет в регион, где отсутствуют возможности либо для развития коммунальной инфраструктуры, либо для девелопмента, либо для притока трудовых мигрантов, то прогнозируемые эффекты могут так и не возникнуть», – полагает М. Дмитриев. По его оценкам, около 3/4 всех эффектов от прироста производительности валового внутреннего продукта в России в ближайшие 20–30 лет возникнут в основном за счет развития несырьевой экономики в крупнейших городах. Однако успех может быть достигнут только в том случае, если развитие транспорта и самих этих населенных пунктов будет синхронизированно.

«В крупных агломерациях принцип другой: не идти за отраслями, а искать те возможности, где можно повысить концентрацию производств и за счет этого поднять производительность и добавленную стоимость, то есть развить высоко­технологичные сектора экономики», –
продолжает эксперт. Правда, говоря о получении эффекта масштаба, обус­ловленного концентрацией экономической деятельности в крупных городских агломерациях, трудно понять заранее, какие именно отрасли будут развиваться.

«Главное – выяснить, можно ли в принципе на конкретной территории с учетом ее специфики повысить плотность экономической деятельности, – рассуждает М. Дмитриев. – Если мы видим, что это удается, в том числе с помощью транспортных проектов, значит, есть шанс и на развитие высокопроизводительных отраслей». Это тенденция, которая эмпирически подтверждена в промышленности и секторе услуг в большинстве развитых стран.

Конечно, считать можно и так и эдак, но главное, чтобы расчеты впоследствии пригодились. Если инфраструктурные объекты являются драйверами экономического оживления, то возникает вопрос выбора приоритетов. Всегда ли он имеет научное обос­нование? «Насколько я знаю международный опыт, на практике речь, как правило, идет о соревновании научно-технических структур, предложивших различные варианты проектов, – говорит Р. Гринберг. – При этом последнее слово остается, например, за парламентом, который согласно своим представлениям о добре и зле решает, куда строить железную дорогу».

«Как правило, среди основных источников экономического роста называют реиндустриализацию и активное развитие инфраструктуры, в том числе железнодорожной. Существуют научно обоснованные цифры: синергетический эффект от вложения 1 руб. в развитие железнодорожной инфраструктуры достигает 1,46 руб., а с учетом агломерационных факторов – 3,77 руб. Это показывает, что наращивание железнодорожной инфраструктуры позитивно влияет на развитие экономики и социальной сферы любой страны.

Государство, приняв решение о поддержке инфраструктурных проектов ОАО «РЖД», обозначило свои приоритеты весьма четко. Руководство страны, транспортники, представители финансовых институтов, наши зарубежные партнеры едины во мнении: риски государственного инвестирования в транспортную инфраструктуру гораздо ниже, чем риски отказа от инвестиций».

Где взять деньги?

По словам экономиста и политолога Михаила Хазина, в целом экономическая эффективность инвестиций определяется ростом конечного спроса, а он в последние годы постоянно падает, как и шансы на возврат вложений. «Инвесторы должны понимать, что денег они не получат, – заключает М. Хазин. – Отсюда вывод: роль государства как инвестора будет серьезно расти». Другие эксперты приходят к аналогичному заключению, основываясь на менее радикальных предпосылках.

По мнению Р. Гринберга, главенствовавшая в общественном сознании в течение последних 20 лет установка на саморегулирование экономики сейчас меняется. «Приходит понимание того, что систематическое финансирование инфраструктуры государством все-таки безальтернативно, особенно когда частный бизнес, как у нас в стране, не готов к финансированию таких серьезных проектов, например высокоскоростной железной дороги», – поясняет он.

Если государство должно быть основным инвестором, то какова роль частников? Единства мнений здесь пока нет, при этом юридическая база ГЧП в принципе уже создана: соответствующий закон вот-вот будет принят. Разногласия носят, как ни странно, филологический характер. «Люди, склонные преувеличивать роль свободного рынка, считают, что ГЧП – это нечто отсталое, а будущее – за ЧГП (при котором инициатива исходит от бизнеса. – Прим. ред.), хотя в моем представлении ЧГП зачастую означает обирание казны в собственных интересах, – заявляет Р. Гринберг. – Яркий пример – два знаменитых кинорежиссера, которые хотят сделать проект «Едим дома». По мнению эксперта, в таких инициативах страна вовсе не нуждается, но при этом ей необходима ярко выраженная промышленная политика, привлекательная для потенциальных частных инвесторов.

Возникает логичный вопрос: насколько наше государство готово к роли инвестора-лидера? По мнению председателя комитета по вопросам собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергея Гаврилова, основной игрок на рынке инвестиций должен создавать ощущение надежности, формировать понятные и долгосрочные сигналы, но государство пока на это не способно в достаточной степени. «Если оно будет исполнять свои обязательства в полном объеме, тогда различные финансовые инструменты в области привлечения инвестиций будут эффективными и недорогими», – подчеркивает он.

Другой аспект проблемы связан с геополитикой. Как известно, привлечение средств из-за рубежа, в том числе для инфраструктурного развития, в РФ в настоящий момент затруднено. Однако источник хотя и ограничен, но исчерпан не полностью. «Переговоры с китайцами по скоростным магистралям показывают, что он существует, – отмечает президент – председатель правления, член Наблюдательного совета ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин. – Тем не менее сейчас опираться нужно на внутренние резервы, в том числе на Фонд национального благо­состояния, Пенсионный фонд и пр.».

Вам будет интересно  Куда вложить деньги во время кризиса 2020 года: советы экспертов

По мнению профессора Центра банковского дела, финансов и устойчивого развития Школы менедж­мента Университета Саутгемптона Ричарда Вернера, найти источники инвестиций внутри страны можно всегда, так как основную денежную массу создают не центральные банки, а небольшие коммерческие кредитные учреждения. «Когда они выдают займы, вы подписываете контракт, получаете ссуду или заем, ваши обязательства обеспечивают постоянное поступление средств, – рассуждает эксперт. – Чем больше малых банков, тем стабильнее вся система». Заодно Р. Вернер напоминает о том, что в принципе существует два подхода к экономическому развитию страны: например, Британская империя в свое время была построена благодаря внешнему финансированию, а Германия, Южная Корея, Тайвань и Китай шли по другому пути.

Так или иначе, но среди инвесторов проекты в области инфраструктуры традиционно считаются привлекательными, потому что позволяют обес­печивать долгосрочное размещение и возврат денег. При этом представители крупнейших мировых финансовых организаций уверены, что в нынешних условиях экономический рост достижим только при активном и масштабном инвестировании в инфраструктуру. Ученые, в свою очередь, осуществляют поиск новых методов оценки доходности и источников финансирования проектов. Однако результативность каждого конкретного начинания можно выявить лишь на практике, поэтому стоит и копить опыт, и делать выводы на будущее.

]]>
Зачем инвестировать в инфраструктуру ИКТ

О том, какие шаги необходимо предпринять странам Евразии на пути к экономическому благополучию: отчет по результатам исследования международного исследовательского агентства Ovum

Сегодня экономическое благополучие любой страны неразрывно связано с развитием цифровых технологий. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение технических решений – важнейшие факторы, играющие ключевую роль в развитии, достижении благосостояния и высвобождении истинного экономического потенциала нации. Задача настоящего отчета – проанализировать и понять то, как можно использовать ИКТ для стимулирования экономического развития и помощи странам Евразии в обретении столь необходимой устойчивости во времена экономических пертурбаций.

Лайфхак для МСБ: как сократить расходы до 30%?

Евразия представляет собой группу разнотипных государств, простирающихся на огромной площади в 4 млн кв. км. Несмотря на существенные различия во многих аспектах, население и территории этих стран объединяет их богатое и древнее наследие – земли Золотой Орды, золотого полумесяца и золотого руна. Кроме того, эти страны объединяет и одна общая возможность – способность предложить своим народам новый путь к процветанию.

Во всех этих странах можно многое сделать, чтобы усовершенствовать инфраструктуру ИКТ и устранить фактор товарно-продовольственной зависимости, стоящий на пути к экономическому благополучию.

Турция, Казахстан, Беларусь и Грузия относятся к развитым странам Евразии. В них присутствуют большинство или все элементы самостоятельной и растущей экосистемы ИКТ.

Азербайджан, Монголия и Украина относятся к группе развивающихся стран. У них имеются некоторые элементы экосистемы ИКТ, однако для полного раскрытия экономического потенциала ИКТ необходимо добавить несколько недостающих звеньев.

Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан относятся к странам с переходной экономикой с самым большим экономическим потенциалом. Чтобы раскрыть его в полной мере, необходима нормативно-правовая база, способная привлечь инвестиции в основную инфраструктуру ИКТ.

Все эти страны не так давно пережили период замедления роста или даже спада экономики, что указывает на необходимость экономической диверсификации в Евразии. ИКТ – мощный стимулятор любой экономической деятельности, основа более жизнестойкой и диверсифицированной экономики. Переход на цифровые технологии в любой стране мира способствует изменению и развитию традиционных основ экономики этой страны. Такой переход ускоряет диверсификацию экономического развития на благо всего населения страны.

Почему сотовые операторы не будут предоставлять голосовую связь

Результаты множества научных исследований доказали, что инвестирование в широкополосные сети и ИТ играет важную роль в стимулировании экономического и социального развития. Но что конкретно следует сделать в этом направлении в 11 вышеперечисленных странах? Каковы самые неотложные проблемы развития ИКТ, требующие первоочередного решения?

В евразийской экосистеме ИКТ выделяется ряд проблем, сдерживающих рост и развитие:

Регулирование. Слабое регулирование рождает неопределённость в настроениях инвесторов, в то время как четкое и независимое управление, стимулирующее конкуренцию, могло бы привлечь инвестиции в широкополосные сети, приложения и центры обработки данных.

Готовность и ценовая доступность услуг. Цифровые разрывы, высокие цены и низкие доходы представляют собой несомненную проблему. Такие меры, как расширение сетей фиксированной и мобильной связи, а также снижение цен, приведут к повышению спроса и росту экономической активности.

Проблема международной связи. Ограничения в сфере международной связи снижают темпы развития интернет-услуг и повышают степень риска простоев оборудования. Однако крупные диверсифицированные каналы международной связи способны поднять уровень её стабильности и улучшить качество обслуживания.

Разработка новых услуг и инфраструктура центров обработки данных. Инвесторы должны уделять больше внимания инновациям и развитию местной инфраструктуры центров обработки данных. Инновации улучшают монетизацию сетевых инвестиций и не позволяют экономическим выгодам покидать пределы страны.

Как из крупного производителя бульбы стать весомым игроком в IT-мире

Если правительства, регуляторы и индустрия ИКТ смогут совместными усилиями устранить этот разрыв и своевременно отреагировать на возможность получения выгод, которые дает индустрия связи, в Евразии наступит процветание. Правительства и регуляторы могут поставить перед собой чёткие цели в сфере связи и снизить финансовые и регуляторные барьеры для развития широкополосного доступа, но сектор ИКТ также должен убедительно продемонстрировать возможности и перспективы развитой сети с помощью контента и характеристик ее работы.

Евразия отличается большим разнообразием, поэтому в разных ее частях – разные приоритеты ИКТ.

В таких развитых странах Евразии, как Беларусь, Грузия, Казахстан и Турция, уже сделано многое, чтобы сформировать необходимые сети, хотя цифровой разрыв сохраняется и его необходимо преодолеть. Самые актуальные проблемы – это ускорение разработок новых услуг, улучшение регулирования для создания цифрового будущего, а также привлечение инвестиций в создание центров обработки данных и приложений. К приоритетам для этой группы стран можно отнести следующее:

устранение цифровых разрывов посредством расширения сетевого покрытия в районах со слаборазвитым обслуживанием;

ускорение выдачи лицензий на оказание услуг связи и использование частотного спектра;

усовершенствование правил массового доступа.

Почему люди с аутизмом могут бороться с киберпреступностью

В развивающихся странах, таких как Азербайджан, Монголия и Украина, главным приоритетом остается развёртывание широкополосных сетей. Самые актуальные проблемы – развитие широкополосной связи, уточнение нормативно-правовой базы и предоставление частотного спектра для привлечения инвестиций и стимулирования разработки перечня услуг. К приоритетам для этой группы стран можно отнести следующее:

    расширение радиуса покрытия посредством предоставления недорогих лицензий 4G и справедливого доступа к радиочастотному спектру;

ускорение развёртывания сетей через стимулирование общего доступа к инфраструктуре;

развитие сферы услуг электронного правительства для повышения спроса.

В странах с переходной экономикой, таких как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, необходимо дать толчок экосистемам ИКТ через инвестирование в основные сети. Самые актуальные проблемы – расширение радиуса покрытия сетей фиксированной и мобильной связи, обеспечение ценовой доступности услуг, увеличение и диверсификация каналов международной связи. Основные приоритеты:

снижение налогов на персональные устройства для повышения их ценовой доступности;

упрощение доступа к сетевым объектам и совместное использование инфраструктуры для расширения радиуса покрытия;

сокращение стоимости лицензий и ряд послаблений для иностранных инвесторов с целью стимулирования развертывания сетей;

увеличение пропускной способности и разнообразия каналов международной связи.

Самые яркие и интересные истории — в нашем Instagram

Яндекс.Метрика