Положение и регламент управления проектами компании
1. Общие положения
Настоящий документ описывает общие положения и технологию ведения проектов Компании.
Документ является обязательным для изучения и исполнения всеми сотрудниками компании.
Документ содержит три основных раздела:
- Общие принципы, закладываемые в положение и технологию;
- Роли — Зоны ответственности, выделяемые в управлении проектами;
- Стандарт управления проектом.
2. Общие принципы
2.1. Цели настоящего положения
Целями разработки и внедрения настоящего положения являются:
- Повышение прозрачности хода реализации проектов для руководителей и заинтересованных сотрудников компании;
- Накопление и распространение опыта и знаний, получаемых в ходе реализации проекта от участников проекта другим сотрудникам компании;
- Повышение качества выполняемых работ по проектам компании;
- Адекватная оценка вклада каждого участника в результаты проектов;
- Повышение производительности выполняемых работ, создание возможности для выполнения большего количества проектов;
- Повышение экономической эффективности проектных работ;
- Внедрение инструментов материального стимулирования, позволяющих повысить заинтересованность участников в успешной реализации проектов.
2.2. Границы применения настоящего положения
Область применения настоящего положения:
От начала выполнения проектов компании до завершения выполнения проектов компании.
В область применения не входят:
- Принятие решений о необходимости и выполнении проектов;
- Выбор руководителя и участников проекта;
- Предпроектное исследование (разработка общего видения целей и задач проекта);
- Разработка факторов риска и средств по борьбе с ними;
- Оперативное управление решением задач проекта (в том числе координация работ с внешними группами).
- Контрагент;
- Задача (предварительное понимание задачи);
- Назначенный руководитель проекта;
- Предварительный состав участников проекта.
- Завершенные работы;
- Подготовленная отчетная документация.
2.3. Модель управления проектами компании (критерии выбора решений)
В настоящем документе как базовая предлагается следующая модель управления проектами.
1. Выделение только трех фаз проекта:
- Инициирование;
- Выполнение;
- Завершение.
2. Выделение четырех важнейших подсистем управления:
- Управление результатами;
- Управление временем и работами;
- Управление знаниями;
- Управление затратами.
Выбор вышеуказанных элементов является экспертным мнением автора. Исходной посылкой является то, что необходимо отработать важнейшие элементы проектной технологии. В дальнейшем возможно расширение используемых инструментов и технологий.
Как дополнительная выделяется подсистема управления качеством.
В рамках всех выделенных выше подсистем должны быть разработаны регламентные действия в случае возникновения отклонений в реализации проекта.
В качестве экспертных идей настоящего положения предлагаются следующие:
- Минимизация документов по ведению проектов;
- Выделение главных инструментов в каждой из подсистем управления, а именно одна подсистема — один важнейший документ.
В основу реализации модели управления проектами заложены следующие ключевые тезисы:
- Технологические особенности бизнеса компании;
- Организационное разделение ответственности между задачами целеполагания и выполнения работ по достижению поставленных целей;
- Одна подсистема управления — один главный инструмент (но не единственный);
- Документирование значимых для реализации проекта событий и результатов;
- Основные знания компании выражаются в следующем:
- Порядок работ (внутренний );
- Шаблоны используемых документов по проекту;
- наработки (конфигурации, настройки ).
- Экспертный контроль реализации проектов.
3. Роли — зоны ответственности
Роли (зоны ответственности) описываются следующими понятиями:
Ответственность за результат — выполнение работ и принятие решений по использованию доступных ресурсов, направленных на достижение выделяемого результата.
Ответственность за ресурсы — принятие решений по использованию доступных (выделяемых) ресурсов, в рамках бюджета проекта.
Ответственность выражается в следующих формах:
- Действия;
- Принятие решений;
- Утверждение — право высказывания мнения и влияние на принятие определенных решений;
- Контроль — проверка соответствия результата определенным требованиям.
В настоящее время в компании выделяются следующие роли (представлены в виде краткого описания):
- Руководитель компании
Отвечает за утверждение ключевых событий по проекту (результатов проектов, сметы затрат). Управление отклонениями в реализации проектов (утверждение и принятие решений по нестандартным ситуациям); - Директор по качеству
Отвечает за разработку и реализацию требований к системе управления проектами (в виде норм, положений, процедур, документов, методик, инструкций и стандартов, регламентирующих бизнес и поведение пользователя, норм корпоративной этики, правил поведения), соблюдение разработанных норм и аудит системы управления проектами; - Руководитель направления компании
Отвечает за инициирование проектов, финансовые и стратегические результаты деятельности своего направления; - Менеджер проекта
Отвечает за достижение выделяемых целей проекта, результативное и экономически эффективное использование ресурсов проекта (человеческих и материальных). Контролирует отклонения в реализации проектов; - Эксперт компании
Отвечает за выбираемые методы и технологии, качество выполнения проектных работ специалистами соответствующей предметной области. Возможно, выделение одного и более экспертов проекта; - Специалист
Отвечает за выполнение проектных работ и результатов (задач, поставленных менеджером проекта); - Менеджер по качеству
Отвечает за контроль соблюдения требований нормативной документации компании.
4. Стандарт управления проектом
4.1. Структура проектов
В настоящем стандарте рассматриваются правила управления проектами следующих типов:
- Внутренние проекты — цели лежат в области развития компании и направлений деятельности компании;
- Внешние проекты — развитие (услуги для) клиентов компании.
Каждый проект может включать одного и более участников. Если число участников не совпадает с числом утвержденных ролей проекта, все функции распределяются между исполнителями ролей руководителем направления.
4.2. Подсистемы управления проектом
Как наиболее важные выделяем следующие подсистемы управления:
- Управление результатами;
- Управление работами и временем;
- Управление знаниями;
- Управление затратами;
- Управление качеством — техническая подсистема, включаемая для упорядочивания (контроля качества) ведения документов по проекту.
4.3. Принципы регламента
Как отмечено выше, основной принцип — это использование главного инструмента в каждой из подсистем управления проектом. Также рассматривается подсистема управления качеством как область технического ведения документации по проекту.
Главными инструментами являются следующие документы (см. рис):
- Резюме проекта;
- Спецификация результатов;
- ;
- Смета затрат;
- Экспертиза проекта.
Контроль отклонений от запланированных результатов в процессе реализации каждого этапа и фазы проекта (осуществляемый менеджером проекта) ведется по разработанной на предпроектной стадии схеме (правилам, предписанным действиям), которая должна быть отражена в регламенте по следующим аспектам:
- Форма извещения об отклонении;
- Ответственное лицо за принятие решения по отклонениям;
- Схема передачи извещения об отклонениях;
- Сроки передачи извещения об отклонениях;
- Инициатор рассмотрения извещения об отклонениях;
- Форма рассмотрения извещения об отклонениях;
- Список ролевых участников рассмотрения извещения об отклонениях;
- Сроки принятия решения по отклонениям.
Отчетный документ рабочего совещания по отклонениям — Протокол совещания — хранится в папке «События, связанные с проектом».
По каждому регламентному действию обязательно указываются:
- Ответственный;
- Требования к срокам выполнения;
- Наименование и статус исходящего документа.
Чтобы не перегружать регламента столбцами, рекомендуется в описании действия по передаче документа указать респондента, в требованиях к срокам выполнения указать наименование документа, являющегося инициирующим для этого действия.
Далее представлены характеристики каждой подсистемы управления проектом.
Подсистема Управление результатами
Под управлением результатами понимается область измерения и достижения целей проектов, которые описываются измеряемыми результатами на каждом этапе и фазе проекта.
Основной инструмент подсистемы — спецификация результатов. Спецификация — это всестороннее описание результатов, которые соответствуют поставленным целям и обладают измеримостью.
- Инициирование проекта
При инициировании проекта формируется первоначальная спецификация.
Основная задача — корректно сформулированный результат, актуальный до начала выполнения проекта.
Также здесь формируется раздел, описывающий запланированные результаты этапов работы (формируется руководителем проекта); - Выполнение проекта
Основная задача — актуализация спецификации, её расширение и изменение.
Отражение факта достижения выделенных результатов, вклад каждого участника проекта; - Завершение проекта
Основная задача — подведение итогов и выделение достижений команды и каждого участника проекта.
Подсистема Управление временем и работами
Под управлением временем и работами понимается комплекс работ по определению оптимального перечня задач и решений, связанных с загрузкой исполнителей в проекте.
Основной инструмент подсистемы — внутренний проекта. Внутренний, потому что отражающий реальные задачи (в техническом задании для клиента может быть отражена обобщенная программа работ, не всегда включающая реальные работы). Далее просто .
содержит описание иерархии и последовательности выполнения действий, необходимых для реализации проекта работ, а также фактически выполненные работы.
- Этап/Задача/ Работа;
- Участник (и) (исполнитель и ответственный);
- Дата, время плановое;
- Дата, время фактическое;
- Дата завершения работ (ориентировочная);
- Причины отклонений.
- Инициирование проекта
В момент инициирования проекта формируется нормативный .
Основная задача — получение максимально подробно прописанной иерархии работ; - Выполнение проекта
Основная задача — отражение задач проекта в конкретизированные планы работ участников проекта, ведение учета фактически затраченного времени. Отражение причин отклонений; - Завершение проекта
Основная задача — подведение итогов и систематизация причин возникших отклонений.
Подсистема Управление затратами
Под управлением затратами понимается комплекс работ по выбору и принятию решений, связанных с расходами, возникающих в ходе реализации проекта.
Основной инструмент подсистемы — смета затрат.
- Инициирование проекта
Формируется плановая смета затрат.
Основная задача — адекватная прогнозная оценка затрат, связанных с реализацией проекта; - Выполнение проекта
Отражение факта понесенных затрат, расширение плановой части сметы; - Завершение проекта
Подведение финансовых итогов проекта. Формирование результирующего отчета.
Подсистема Управление знаниями
Под управлением знаниями понимается область используемых методов и технологий.
Основной инструмент подсистемы:
- Инструменты предыдущих подсистем;
- Используемые документы (рабочие и отчетные);
- Используемые средства (ПАС);
- Документ — Экспертиза проекта.
- Инициирование проекта
Формируется перечень используемых документов и ПАС, ссылки на проекты, инструменты которых можно взять за основу разработки нормативных.
Также формируется документ экспертиза проекта с выделением событий, которые надо «экспертировать».
Форма для документов и ПАС: Наименование, Назначение, Есть ли в наличии — где.
Форма для инструментов: Перечень проектов, контактных лиц; - Выполнение проекта
Для утверждения каждого этапа проекта привлекается эксперт (эксперты).
Основная задача — анализ решений и результатов этапа до его завершения и отражение результатов экспертного анализа в документе Экспертиза проекта. Рекомендации экспертизы — являются обязательными для исполнения в проекте.
События, которые необходимо экспертировать, определяются на этапе инициирования проекта; - Завершение проекта
Сбор и обобщение материалов, размещение их на хранение.
Подготовка Резюмирующего раздела документа экспертиза проекта.
Подсистема Управления качеством
Рассматриваемая подсистема направлена на контроль соблюдения требований документации проектов и прочих регламентных действий.
В рамках настоящей системы выделяются требования по ведению:
- Проектной документации, описанной выше;
- Формальной документации, связанной с реализацией проекта (подробно рассматривается в регламенте ведения документации).
- Документ — Резюме проекта;
- Регламент ведения документации.
5. Регламент ведения документации
5.1. Управление результатами
Цель управления рассматриваемой областью — обеспечение достижения целей и задач поддержанием спецификаций результатов проекта в актуальном состоянии (контроль над взаимным соответствием целей, задач и спецификации проекта, контроль над выполнением установленных значений параметров общих и поэтапных результатов проекта).
Регламентные действия
Действия | Ответственный | Требования к срокам | Документ | Статус документа |
---|---|---|---|---|
Инициирование проекта | ||||
Подготовить резюме проекта | Руководитель направления | После принятия решения | Резюме проекта | На согласование |
Довести до сведения руководителя компании | Руководитель направления | В течение часа после завершения подготовки документа | Резюме проекта | Согласован |
Подготовить спецификацию результатов проекта | Руководитель направления | В течение дня после получения резюме проекта | Спецификация результатов | На утверждение |
Подготовить спецификацию результатов этапов проекта | Менеджер проекта | В течение дня после получения резюме проекта | Спецификация результатов | На утверждение |
Утверждение спецификации результатов | Руководитель направления | В течение часа после получения | Спецификация результатов | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение часа после получения | Спецификация результатов, резюме проекта | Согласован |
Утверждение спецификации результатов | Руководитель компании | После получения, по мере возможности | Спецификация результатов, резюме проекта | Утвержден |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после получения | Спецификация результатов, резюме проекта | Результирующий |
Выполнение проекта | ||||
Внесение сведений о поэтапных вкладах и достижениях запланированных результатов | Менеджер проекта | На усмотрение менеджера (не реже 1 раза в неделю). | Спецификация результатов | Актуальный |
Внесение сведений о вкладе и достижениях каждого участника проекта | Менеджер проекта | На усмотрение менеджера (не реже 1 раза в неделю). | Спецификация результатов | Актуальный |
Завершение проекта | ||||
Подготовка раздела отчета, связанного с достижением/ не достижением целей проекта | Руководитель направления | В течение недели после завершения проекта, если не оговорена срочность исполнения | Спецификация результатов | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение часа после получения | Спецификация результатов | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после проверки соблюдения требований к нормативной документации | Спецификация результатов | Результирующий |
Отклонения
Все отклонения в проекте связанные с содержанием и целями проекта рассматриваются коллегиально в форме рабочего совещания:
- Руководитель направления;
- Менеджер проекта;
- Эксперт проекта № 1;
- Эксперт проекта № 2.
Инициатором совещания может выступать любой из вышеуказанных участников отклонений.
5.2. Управление работами и временем
Регламентные действия
Действия | Ответственный | Требования к срокам | Документ | Статус документа |
---|---|---|---|---|
Инициирование проекта | ||||
Разработка внутреннего работ | Менеджер проекта | После подготовки спецификации результатов | Внутренний | На рассмотрение |
Рассмотрение внутреннего , внесение корректив и замечаний | Руководитель направления | В течение дня после получения документа | Внутренний | Рассмотрен |
Передача рассмотренного внутреннего на доработку менеджеру проекта | Руководитель направления | По завершении рассмотрения внутреннего | Внутренний | Рассмотрен |
Разработка плана загрузки ресурсов проекта на основе формы внутреннего | Менеджер проекта | После получения внутреннего с замечаниями | Внутренний | Актуальный |
Передача внутреннего работ на экспертизу | Менеджер проекта | По завершении разработки | Внутренний | На экспертизу |
Экспертиза внутреннего работ | Эксперт | В течение дня после получения | Внутренний | Согласован |
Передача внутреннего работ на утверждение руководителю направления | Эксперт | По завершении экспертизы | Внутренний | На утверждение |
Утверждение внутреннего | Руководитель направления | В течение часа после получения документа | Внутренний | Утвержден |
Передача документа на контроль качества документации | Руководитель направления | В течение часа после получения утвержденного документа | Внутренний | Утвержден |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение часа после получения | Внутренний | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после проверки | Внутренний | Результирующий |
Выполнение проекта | ||||
Формирование еженедельного плана работ по каждому участнику проекта | Менеджер проекта | Не позднее 17:30 пятницы предыдущей недели | Внутренний | Актуальный |
Отражение фактического выполнения плана | Менеджер проекта | До 17:30 пятницы отчетной недели | Внутренний | Актуальный |
Завершение проекта | ||||
Завершающая обработка внутреннего | Руководитель направления | В течение недели после завершения проекта, если не оговорена срочность исполнения | Внутренний | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение двух часов после получения | Внутренний | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после проверки соблюдения требований к нормативной документации | Внутренний | Результирующий |
Отклонения
Все отклонения в проекте связанные с содержанием и целями проекта рассматриваются коллегиально в форме рабочего совещания:
- Руководитель направления;
- Менеджер проекта;
- Эксперт проекта № 1;
- Эксперт проекта № 2.
Инициатором совещания может выступать любой из вышеуказанных участников отклонений.
5.3. Управление затратами
Цель управления рассматриваемой областью — прогнозирование и минимизация расходов по проекту.
Регламентные действия
Действия | Ответственный | Требования к срокам | Документ | Статус документа |
---|---|---|---|---|
Инициирование проекта | ||||
Подготовка плановой сметы затрат | Руководитель направления | После подготовки | Плановая смета затрат | На согласование, ДСП |
Уточнение плановой сметы затрат | Менеджер проекта | В течение двух часов после получения | Плановая смета затрат | На согласование, ДСП |
Передача плановой сметы затрат на утверждение Руководителю компании | Руководитель направления | После уточнения сметы затрат менеджером проекта | Плановая смета затрат | На утверждение, ДСП |
Утверждение плановой сметы затрат | Руководитель компании | По мере возможности | Утвержденная плановая смета затрат | Утвержден, ДСП |
Выполнение проекта | ||||
Формирование отчетной части. Внесение корректив в смету. | Менеджер проекта | До 17:30 пятницы отчетной недели | Смета затрат | Актуальный, ДСП |
Завершение проекта | ||||
Завершающая обработка документа | Менеджер проекта | В течение недели после завершения проекта | Смета затрат | Актуальный, ДСП |
Довести до сведения руководителя направления | Менеджер проекта | В течение часа после завершения обработки документа | Смета затрат | На согласование, ДСП |
Экспертиза сметы затрат | Руководитель направления | В течение часов после получения | Смета затрат | Согласован, ДСП |
Передача проверенной сметы затрат на утверждение Руководителю компании | Руководитель направления | По окончании экспертизы | Смета затрат | На утверждение, ДСП |
Подведение итогов | Руководитель компании | По мере возможности | Смета затрат | Утвержден, ДСП |
Отклонения
Все отклонения в проекте связанные с содержанием и целями проекта рассматриваются коллегиально в форме рабочего совещания:
- Руководитель направления;
- Руководитель компании;
- Менеджер проекта.
Инициатором совещания может выступать любой из вышеуказанных участников отклонений.
5.4. Управление знаниями
Цель управления рассматриваемой областью — обеспечение проекта необходимыми методами и технологиями.
Регламентные действия
Действия | Ответственный | Требования к срокам | Документ | Статус документа |
---|---|---|---|---|
Инициирование проекта | ||||
Подготовить перечень используемых документов и ПАС, ссылки на проекты, инструменты которых можно взять за основу разработки нормативных | Руководитель направления | После утверждения работ | Перечень используемых документов и ПАС | На согласование |
Довести до сведения руководителя компании | Руководитель направления | После завершения подготовки перечня | Перечень используемых документов и ПАС | На согласование |
Подготовка перечня событий, подлежащих экспертизе, для формирования документа экспертиза проекта | Руководитель направления | После согласования перечня используемых документов и ПАС | Экспертиза проекта | Актуальный |
Передача экспертизы проекта на контроль менеджеру по качеству | Руководитель направления | После завершения подготовки экспертизы проекта | Экспертиза проекта | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение двух часов после получения | Экспертиза проекта | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после проверки соблюдения требований к нормативной документации | Экспертиза проекта | Результирующий |
Выполнение проекта | ||||
Подготовка рекомендаций экспертов по каждому этапу проекта, в соответствии с планом работ | Эксперт (ы) | В течение дня после получения материалов | Экспертиза проекта (с внесенными изменениями) | Актуальный |
Передача подготовленных рекомендаций менеджеру проекта для ознакомления и обсуждения | Эксперт (ы) | После завершения подготовки рекомендаций | Экспертиза проекта (с внесенными изменениями) | На согласование |
Анализ решений и результатов экспертного анализа и отражение в экспертизе проекта | Менеджер проекта | По мере необходимости | Экспертиза проекта | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение двух часов после получения | Экспертиза проекта | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение двух часов после проверки соблюдения требований к нормативной документации | Экспертиза проекта | Результирующий |
Завершение проекта | ||||
Сбор и обобщение материалов, передача руководителю направления | Менеджер проекта | В течение недели по окончании проекта | На согласование | |
Подготовка Резюмирующего раздела документа экспертиза проекта | Руководитель направления | В течение недели по окончании проекта | Экспертиза проекта | Актуальный |
Передача экспертизы проекта на экспертизу | Руководитель направления | В течение часа после завершения подготовки документа | Экспертиза проекта | На экспертизу |
Дополнение резюмирующего раздела экспертизы проекта экспертным мнением | Эксперт (ы) | В течение трех дней после получения материалов | Экспертиза проекта, дополненная мнением экспертов | Актуальный |
Передача экспертизы проекта менеджеру по качеству | Эксперт (ы) | После корректировки экспертизы проекта | Экспертиза проекта, дополненная мнением экспертов | На согласование |
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании | Менеджер по качеству | В течение одного дня после получения | Экспертиза проекта, дополненная мнением экспертов | Согласован |
Размещение на хранение, информирование участников проекта | Менеджер по качеству | В течение одного дня после получения | Экспертиза проекта, дополненная мнением экспертов | Результирующий |
Отклонения
Все отклонения в проекте связанные с содержанием и целями проекта рассматриваются коллегиально в форме рабочего совещания:
- Руководитель направления;
- Менеджер проекта;
- Эксперт проекта № 1;
- Эксперт проекта № 2.
Инициатором совещания может выступать любой из вышеуказанных участников отклонений.
5.5. Управление качеством
Цель управления рассматриваемой областью — контроль и повышение качества ведения проектной документации, формирование корпоративного стиля работы (высокая дисциплина, ответственность каждого за свою работу, стремление к высокому коллективному результату ).
Регламентные действия
Действия | Ответственный | Требования к срокам | Документ | Статус документа |
---|---|---|---|---|
Инициирование проекта | ||||
Актуализация требований по ведению проектной и формальной документации, связанной с реализацией проекта | Директор по качеству | По мере необходимости | СТП | Актуальный |
Корректировка Регламента ведения документации в соответствии с установленными требованиями, | Менеджер по качеству | В течение дня после получения изменений требований по ведению документации | Регламент ведения документации | Актуальный |
Передача актуализированного Регламента ведения документации на согласование Директору по качеству | Менеджер по качеству | После завершения корректировки Регламента ведения документации | Регламент ведения документации | На согласование |
Ознакомление с Регламентом ведения документации | Директор по качеству | В течение дня после получения Регламента ведения документации | Регламент ведения документации | Согласован |
Формирование (актуализация) балльной шкалы оценок регламентных действий | Директор по качеству | В течение дня после получения | Регламент ведения документации | На утверждение |
Утверждение балльной шкалы оценок | Руководитель компании | По мере возможности | Регламент ведения документации | Утвержден |
Размещение актуализированных документов | Менеджер по качеству | В течение часов после получения | Комплект подготовленных документов | Результирующий |
Выполнение проекта | ||||
Контроль соблюдения требований к нормативной документации компании, заполнение журнала несоответствий | Менеджер по качеству | По мере поступления документов на контроль | Журнал несоответствий проектной документации, часть 1 | Актуальный |
Текущий анализ несоответствий | Директор по качеству | До 17:30 пятницы отчетной недели | Журнал несоответствий проектной документации, часть 1 | Актуальный |
Завершение проекта | ||||
Итоговый анализ качества ведения проектной документации и эффективности информационного обмена в рамках проекта | Директор по качеству | В течение недели после завершения проекта | Журнал несоответствий (заполнена часть 2) | Результирующий |
Отклонения
Все отклонения в проекте связанные с содержанием и целями проекта рассматриваются коллегиально в форме рабочего совещания:
- Директор по качеству;
- Менеджер по качеству.
Инициатором совещания может выступать любой из вышеуказанных участников отклонений.