Финансовый рынок — Государственные и муниципальные финансы (Белоножко М

Финансовый рынок

Финансовый рынок: понятие, структура. Роль фондового рынка в формировании денежных средств

Финансовый рынок является неотъемлемой частью совершенной рыночной экономики, которая, в свою очередь, представляет собой систему организации национального хозяйства, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

В отечественной литературе можно найти несколько определений финансового рынка.

Например, финансовый рынок — это «сфера функционирования финансово-кредитного механизма».

И.Т.Балабанов считает, что финансовый рынок — это «сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов)».

На этом финансовом рынке происходит перераспределение капитала между кредиторами (сберегателями) и заемщиками (инвесторами). Поскольку в рыночной экономике большинство сбережений осуществляется домохозяйствами, а большинство инвестиций — фирмами, назначение финансового рынка состоит в трансформации сбережений в инвестиции.

Финансирование инвестиций за счет сбережений осуществляется:

  1. на рынке ценных бумаг — через каналы прямого финансирования (продажу акций и облигаций домохозяйствам — сберегателям).
  2. на рынке денег — через каналы косвенного финансирования с помощью финансовых посредников-банков, пенсионных фондов, страховых компаний.

На финансовом рынке устанавливается равновесие, если

S + ΔМ = I , (15)
где S — сбережения; ΔМ — прирост денежной массы; I — инвестиции.

Финансовый рынок состоит из взаимосвязанных сегментов, каждый из которых является относительно независимой рыночной структурой и элементом механизма ценообразования (рис. 11.1).

Национальный финансовый рынок складывается из трех относительно самостоятельных сегментов:

  • обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т. п.);
  • ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями; ценных бумаг различного типа и назначений;
  • внебиржевой (первичный) и биржевой секторы, а также «уличный» сектор.

Фондовый рынок объединяет большую часть финансового рынка, он основывается на деньгах как на капитале.

В целом место фондового рынка представлено на рис. 11.2.

Фондовый рынок выполняет целый ряд функций, которые условно можно разделить на общерыночные (присущие обычно каждому рынку) и специфические (отличающие данный рынок от всех других).

К общерыночным функциям относятся:

  • коммерческая — получение прибыли от операций на данном рынке;
  • ценовая — формирование рыночных цен, их постоянное движение;
  • информационная — доведение до своих участников необходимой рыночной информации;
  • регулирующая (создание правил торговли и участия в ней; разрешение споров между участниками, контроль и управление).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести:

  • перераспределительную функцию, которая в свою очередь может быть разбита на три подфункции:
    • перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    • перевод сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной в производительную форму;
    • финансирование дефицита государственного бюджета на безинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;
  • функцию страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование). Данная функция стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Информационная функция для всех участников фондового рынка весьма важна. Ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов. Данная информация представлена в курсовой стоимости ценных бумаг.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке. С этих позиций выделяют:

  • первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами в соответствии с определенными правилами и требованиями;
  • вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги;
  • организованный рынок — обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка;
  • неорганизованный рынок — обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил;
  • биржевой рынок — торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Это всегда организованный рынок;
  • внебиржевой рынок — торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Может быть организованным и неорганизованным;

Торговля ценными бумагами осуществляется на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок;

  • кассовый рынок (иностранное название: «кэш»-рынок, или «спот»-рынок) — рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1–2 рабочих дней;
  • срочный рынок — рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня (чаще всего срок исполнения 3 месяца).
  • Финансовые инструменты фондового рынка

    Роль (финансового) фондового рынка заключается в формировании условий для дополнительного обеспечения хозяйствующих субъектов и органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами посредством купли-продажи финансовых инструментов.

    Финансовый инструмент — любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого.

    Различают первичные финансовые инструменты, представленные разновидностями ценных бумаг, и производные финансовые инструменты, представленные финансовыми деривативами (дериватами).

    Ценная бумага — финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

    В соответствии с Гражданским кодексом ценные бумаги подразделяются на предъявительские, ордерные и именные.

    Предъявительская ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации.

    Вам будет интересно  Курсы валют Мосбиржи онлайн в реальном времени на сегодня и завтра на ММВБ (MOEX), график

    Именная ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и (или) в ее реестре собственников.

    Ордерная ценная бумага сочетает в себе черты и предъявительской, и именной бумаги, то есть в ней зафиксировано не только имя владельца, но владелец может передать право владения своим приказом (ордером) другому лицу.

    С точки зрения обращения предъявительская ценная бумага имеет существенные преимущества перед именной, поскольку процесс перехода прав на капитал совершается «мгновенно».

    С точки зрения безопасности и прозрачности операций преимущество у именных ценных бумаг, так как они позволяют выявить ее владельца и все операции с ней становятся доступными для налогообложения со стороны государства.

    Сегодня ценные бумаги также могут считаться формой существования капитала, наравне с классическими: денежной, производительной и товарной.

    Первичные финансовые инструменты:

    • акции — долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца участвовать в управлениихозяйственным обществом, распределении прибыли последнего и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в уставный капитал;
    • облигации — ценные бумаги, которые подтверждают обязательство эмитента возместить владельцам их номинальную стоимость в определенный срок с уплатой фиксированного процента, если только иное не предусмотрено условиями выпуска облигации;
    • казначейские обязательства — вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Министерством финансов РФ и используются в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями;
    • вексель — денежное обязательство должника строго установленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы (казначейские — выпускаются органами государственной власти; коммерческие – компаниями в оплату товаров и услуг);
    • чек — денежный документ, составленный в установленной законом форме, содержащий приказ владельца лицевого счета, выписавшего чек, о выплате владельцу последнего обозначенной в нем денежной суммы;
    • депозитный сертификат — письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющее праве владельца – юридического лица на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему;
    • сберегательный сертификат банка — письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее праве владельца — физического лица на получение по истечении установленного срока суммы вклада и дохода. Сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования.

    Вторичные (производные) финансовые инструменты – финансовые деривативы, они возникли в результате трансформации традиционных финансовых отношений, связанных с приобретением прав собственности и кредитных операций.

    Финансовые деривативы дают право на другой инструмент, они отличаются тем, что:

    • их существование поставлено в зависимость от существования базового актива;
    • их обращение зависит от базового актива;
    • их цена зависит от цены базового актива.

    Производные финансовые инструменты:

    • хеджирование — способ страхования (компенсации) возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков: страхование цены товара от риска нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения цены, посредством создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств;
    • форвардный контракт — соглашение о куплепродаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов);
    • фьючерсный контракт (фьючерс) — разновидность ценных бумаг, нацеленных на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке);
    • своп — договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги — упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной суммы);
    • опцион — одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива. Опцион дает право исполнить контракт в течение оговоренного срока, субъект может отказаться от контракта либо продать опцион другому лицу до истечения срока контракта;
    • операции REPO (repurchase agreement) — договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг);
    • варрант — это право приобрести акции компании по определенной цене в будущем.

    Каждый производный финансовый инструмент в своем роде уникален, его использование призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых он придуман.

    Государственное регулирование финансового рынка

    Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

    • всех участников финансовых операций;
    • все виды деятельности;
    • все виды операций на финансовом рынке.
    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
    • регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;
    • общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

    Цели регулирования финансового рынка:

    • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
    • воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.
    Вам будет интересно  Фьючерс на DJIA растет на 0,34%, NASDAQ - на 0,17%, S&P 500 - на 0,18% в конце волатильной недели

    Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (рис. 11.3).

    Основными принципами регулирования РЦБ являются:

    • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
    • выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);
    • обеспечение конкуренции между участниками рынка;
    • обеспечение гласности нормотворчества;
    • соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования финансового рынка и учет опыта мирового рынка.

    Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (рис. 11.4).

    Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:

    • идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);
    • концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;
    • установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
    • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
    • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
    • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхованияинвестиций);
    • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

    Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:

    1. высшие органы государственной власти:
      • Государственная дума;
      • Президент;
      • Правительство.
    2. специальные институты финансового регулирования:
      • Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регулирует их обращение;
      • Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям;
      • Антимонопольный комитет устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;
      • Департамент страхового надзора регулирует деятельность на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.

    Косвенное или экономическое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы, государственную собственность и ресурсы.

    Основные направления косвенного регулирования:

    • контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
    • изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
    • гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);
    • внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения);
    • внешнеполитическая деятельность – развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.

    Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.

    Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

    • рыночное саморегулирование — это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;
    • административное саморегулирование — средство формирования саморегулируемых организаций.

    Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, что выражается в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

    В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

    Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:

    • организаторы финансового рынка (биржи);
    • профессиональные посредники;
    • информационные агентства.

    Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:

    • брокерская деятельность;
    • дилерская деятельность;
    • деятельность по управлению ценными бумагами;
    • деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
    • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
    • депозитарная деятельность;
    • деятельность по организации торговли ценными бумагами.

    Разновидностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами являются:

    • предоставление места для рынка, то есть места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;
    • выявление равновесной биржевой цены;
    • аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче прав собственности;
    • создание механизма для беспрепятственного разрешения споров;
    • обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.

    Листинг — это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже.

    Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

    Саморегулирование финансового рынка направлено, в конечном счете, на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.

    ]]>
    Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка

    Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

    Вам будет интересно  Критерии оценки инвестиционных проектов | Инвестиции

    Основы финансирования

    Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

    Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

    Структура рынка

    Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

    Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

    Функции и инструменты рынка

    Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

    В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

    На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

    • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
    • перераспределение бюджетных средств;
    • снижение циклов торговли;
    • экономия обращения;
    • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

    Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

    Государственное регулирование рынка

    Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

    Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

    Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

    • выполнение только в соответствии с законодательством;
    • отсутствие монополии;
    • обязательное лицензирование деятельности;
    • контроль транзакций посредников;
    • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

    Основные задачи и механизм регулирования

    В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

    • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
    • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

    Регулирование рынка в РФ

    Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

    Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

    • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
    • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
    • Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.

    Гарант финансовых инвестиций

    Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

    В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

    Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

    Яндекс.Метрика