Западный ценовой «потолок» не мешает России увеличивать нефтяные доходы: в чем парадокс

С конца августа мировые котировки Brent выросли примерно на 15%, до $95 за баррель. Стабильно высокие цены продолжает удерживать решение крупнейших участников ОПЕК+ (включая Россию) о добровольном снижении добычи до конца года в объеме около 2 млн «бочек» в сутки. В свою очередь, Urals подорожал почти на 10%, и теперь стоимость российского сорта, по подсчетам Минфина РФ, превышает $77 за баррель. Главной причиной увеличения цен на наше сырье стало сокращение предоставляемого зарубежным покупателям дисконта на Urals с $35-40 до $11,5 за «бочку». Причем котировки отечественной смеси сейчас значительно выше ограничительного порога, установленного западными государствами на экспорт сырья из России: $60 за баррель.

Business Insider подчеркивает, что рост нефтяных доходов, «вероятно, даст России столь желанный экономический импульс». Первые признаки улучшения финансовой ситуации налицо: в августе федеральный бюджет впервые с начала года был исполнен с профицитом, что позволило Минэкономразвития более чем вдвое повысить прогноз по росту российского ВВП в этом году — с ранее ожидаемых 1,2% до 2,8%.

Фундаментальные рыночные тренды, затрагивающие ценовую конъюнктуру нефти, пока играют в пользу России. В связи с урезанием крупнейшими производителями своих мощностей общая добыча жидких углеводородов рискует упасть до минимума за последние 5-7 лет, а мировой рынок «черного золота» уже в IV квартале этого года, по прогнозам МЭА, будет испытывать дефицит предложения более чем в 1 млн баррелей в день. Повышение спроса будет подогреваться ускорением темпов восстановления экономики Китая: по данным Нацбюро статистики КНР, в августе промпроизводство Поднебесной увеличилось на 4,5%, розничные продажи — на 7%, а инвестиции в основной капитал — на 3,2%.

Рост мировых цен на энергоресурсы, снижающийся дисконт на Urals, а также падающая стоимость фрахта и страхования перевозящих нефть транспортных средств, по мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, позволили доходам России от экспорта взлететь примерно на 12%. «Сокращение сырьевых доходов нашей страны являлось главной задачей вводимых против Москвы санкций, — отмечает эксперт. — Российские успехи, на которых заостряет внимание западный новостной бизнес-портал, ссылаясь при этом на данные западного же ведомства — МЭА, очень сильно раздражают тамошних политиков».

Вам будет интересно  Санкции во время чумы: зачем США создают дополнительные проблемы мировой экономике

Помимо поддержки нефтяных цен, которую все ожидают от очередного «китайского экономического чуда», вклад в укрепление котировок углеводородов могут внести США, переживающие сейчас явно не самый благополучный финансовый период. Америка, увеличившая за последние годы размер собственного госдолга на $10 трлн, явно не заинтересована в подорожании внутренних топливных тарифов: населению придется экономить на поездках, что негативно отразиться на розничных продажах, кредитном секторе, а в дальнейшем — на объемах промпроизводства в целом. «Тем не менее, Штаты недавно были вынуждены увеличить закупки сырья для пополнения стратегического резерва, — считает начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров. — Если США продолжат и активизируют сделки по приобретению энергоресурсов, то при смягчения американской денежно-кредитной политики, в начале следующего года баррель Brent вполне способен закрепиться выше отметки $100». Впрочем, как полагает эксперт, даже несмотря на существующее превышение спроса на нефтепродукты над предложением, рассчитывать на долгий устойчивый рост сырьевых продуктов не стоит: ситуация в различных регионах мира подвержена серьезным и постоянным изменениям, да и санкционное давление на Россию никто не отменял.


Читайте нас в телеграм

Источник

Яндекс.Метрика