Немецкие политики уже подсчитывают финансовые потери Германии в случае отказа от завершения строительства нового российского газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), в который европейские инвесторы уже вложили примерно 5 млрд евро. По словам члена комитета Бундестага по международным делам Вальдемара Гердта, если Европа пойдет на поводу у США и наложит вето на завершение строительства трубы, то штрафные санкции, которые в этом случае сможет затребовать у немецкой стороны через суд основной владелец будущего топливного маршрута — российский «Газпром» — составят 10 млрд евро. Российские эксперты, к которым обратился «МК» полагают, что юридические тонкости европейского законодательства позволят немцам избежать грандиозной неустойки. Однако уже вложенные в строительство СП-2 средства немцы все равно потеряют.
Фото: nord-stream2.com
«Те, кто ратует за отказ от СП-2, должны рассказать, что в результате этого цены на энергоресурсы увеличатся. В месяц за газ и за свет придется платить на 20% больше, — заявил парламентарий Бундестага Вальдемар Гердт в обращении к своим коллегам. — Где же мы будем брать энергоресурсы, если отказаться от самого экономически и экологически выгодного предложения, которое сделала нам Россия?» Он уверен, что США ведет борьбу за энергетические рынки сбыта «грязными политическими и экономическими методами». Под этим подразумевается угроза Вашингтона наложить экономические санкции на всех зарубежных участников строительства СП-2, и, прежде всего, его немецких подрядчиков.
В словах представителя Бундестага есть доля истины. Вашингтон использует любые способы для «заморозки» СП-2, для завершения строительства морской ветки которого осталось проложить всего-то 100 км трубопровода. Степень готовности проекта, по немецким оценкам, составляет 97%. Правда, помимо геополитических аспектов, Гердт приводит и возможные финансовые потери немецких компаний, которые они могут понести из-за остановки проекта. Подобные требования исходят со стороны США, которые и сами хотели бы наладить поставку энергоресурсов в государства ЕС. Стоит отметить, что Европарламент уже выступил с резолюцией, призывающей к объявлению России новых санкций, в том числе, предполагающих фактическую ликвидацию СП-2. Гердт уверен, что в этом случае убытки немецких компаний окажутся в несколько раз больше, нежели инвестиции. И, если «Газпром» обратится в международные судебные инстанции, то зарубежным участникам проекта, в первую очередь, представителям Германии, придется выплатить российскому концерну неустойку в 10 млрд евро.
Стоит напомнить, что строительство СП-2 осуществляет зарегистрированная в Швейцарии фирма Nord Stream 2, которая по факту является собственностью «Газпрома», однако на деле в равных пропорциях финансируется российским монополистом и пулом европейских энергетических компаний: в первую очередь, немецкими Uniper и Wintershall, а также австрийской OMV, французской Engie и британско-нидерландской Shell. Только в укладку морского участка зарубежные партнеры России совокупно вложили не менее 4 млрд евро.
В связи с этем, утверждает Вальдемар Гердт, проект «не немецкий и не российский», поскольку в нем участвуют более сотни предприятий, обладающих соответствующими разрешениями со стороны европейских регулирующих инстанций.
По словам старшего преподавателя кафедры гражданского права университета «Синергия» Александра Алексеева, при реализации международных коммерческих проектов, в которых участвуют частные компании из различных государств, всегда важной составляющей выступает геополитическая обстановка, влияющая на отношения между государствами, компании которых участвуют в проекте. В коммерческих контрактах, заключаемых участниками проекта, практически всегда устанавливается оговорка, согласно которой сторона контракта может отказаться от его исполнения, если риски от участия в нем будут для нее несоразмерными. Существует также перечень обстоятельств непреодолимой силы, при которых один из контрагентов может быть освобожден от ответственности за неисполнение обязательств. Помимо прочего, в этот список входят санкции против коммерческих организаций, которые продолжат участие в проекте. «В частности, в России существует норма, позволяющая отказаться от применения иностранного права, если последствия противоречат национальным основам правопорядка. Аналогичные нормы содержатся и в правовых документах иностранных государств. При таких обстоятельствах можно избежать применения права любого государства, если оно угрожает основам правопорядка», — объясняет эксперт.
Иными словами, в случае судебных разбирательств немецкая сторона в гипотетическом разбирательстве по иску «Газпрома» сможет напирать на «несоразмерные обстоятельства» и «обстоятельства неодолимой силы», которые диктуются геополитикой. Учтет ли их суд — другой вопрос.
«Россия платит по требованиям в энергетической сфере, которые определяют международные юридические инстанции, — рассказывает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», Сергей Суверов. — Однако обычно судебные тяжбы происходят между двумя оппонентами. Даже если европейские судьи встанут на строну «Газпрома» в случае подачи российским концерном исков против своих партнеров по СП-2, затраты на судебные издержки могут оказаться несоизмеримо больше, нежели контрибуция, которая будет причитаться нашей компании. Надо учитывать, что только немецких фирм, участвующих в строительстве газопровода — более сотни. Если готовиться к худшему, то число исков, по которым Россия сможет попытаться взыскать недоимку, также будет исчисляться сотнями. Боюсь, что взыскать с них 10 млрд евро окажется невозможно».