Необходимость создания нацпрокта, посвященного туризму, Дмитрий Чернышенко объяснил тем, что при своем огромной потенциале Россия сильно отстала от других стран в развитии этой отрасли. В цифрах отставание России видно особенно красноречиво. Мировой рынок туризма оценивается в 1,5 трлн долларов. Россия занимает долю в 1%, а к примеру, США — 14%. Вклад туризма в ВВП РФ составляет всего 3,9%. Для сравнения в Китае — 11,3%, в Испании — 14,3%. В отрасли занято 3,5% работающего населения нашей страны, в Китае — 10,3%. Кстати, именно успехи Китая в развитии туризма, особенно внутреннего, очень «задевают» российские власти. Как заявил Чернышенко, России по силам конкурировать с КНР по развитию туристического потенциала.
Вместе с тем, в нашу страну приезжает много китайских туристов. «Но у них политика — не потратить ни рубля в России, у них все свое: логистика, питание, даже платежные системы. При этом в США китайские туристы — самые дисциплинированные плательщики», — отметил вице-премьер. В целом же, среди направлений для въездного туризма, РФ занимает 35-е место по популярности у иностранцев. При этом россияне за рубеж ездят куда охотнее, занимая 6-ю строчку по объему выездного туризма в мире.
Собственно, эту несправедливость и призван изменить туристический нацпроект и три включенные в него федеральных проекта. Кроме того, к 1 июля правительство подготовит стратегические инициативы, которые дополнят документ.
«Отрасль туризма имеет мультипликативный эффект, развивая до 50 смежных отраслей. Для государства туризм — одна из уникальных сфер, который выполняет и социальную, и оздоровительную, и даже воспитательную функцию, — заявил Чернышенко, — Задача нацпроекта — сделать так, чтобы путешествия по России были привлекательными и по качеству, и по цене, и по уровню впечатлений».
При этом в правительстве понимают проблемы отрасли. Среди них — низкий уровень транспортной доступности и «бесшовной» логистики, дефицит круглогодичной туристической инфраструктуры, низкая инвестиционная привлекательность. Если туристов собираются привлекать «бесшовностью» поездки (это когда не надо думать о том, где поесть, поспать и как проехать), то для инвесторов создадут «единое окно» и прозрачное законодательство.
К слову, закон о туризме тоже планируется поменять: документ был принят в 1999 году. Как сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова, в этом году в правительство будет внесен проект нового закона. Она подробнее рассказала о трех федпроектах, включенных в нацпроект. Их названия: «Развитие туристической инфрастркутруы», «Повышение доступности туристических услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма».
В них предусмотрено создание туристических территорий опережающего развития, молодежных программ по типу Work and Travel, запуск туристических чартеров по России. Догузова рассказала, что до конца года планируется запустить чартеры по 12 направлениям. По каким именно — будет известно позже. Среди них может оказаться, в частности, Башкирия с ее огромными санаторно-курортными возможностями. «Мы предоставляем субсидии на запуск чартерных направлений. Бизнес лучше знает, где есть спрос и номерная емкость. Мы не загоняем туроператоров в рамки, это конкурсная мера. Думаю, после майских праздников будет понимание. Сейчас идеальный момент, чтобы переориентировать туроператоров на внутренние направления», — пояснила «МК» Зарина Догузова.
В рамках нацпроекта планируется развивать детский туризм, а также софинансировать культурные мероприятия. «Нам нужны свои «октоберфесты», которых у нас пока нет», — заметила глава Ростуризма.
Одна из мер стимулирования туризма уже отработана и показывает себя эффективно — это туристический кэшбэк. Сейчас действует третий этап этой программы, он завершится 15 июня (в поездку можно поехать до 30 июня). По поручению президента программа будет продлена до конца года. Правда, следующие «окна» ее действия пока неизвестны. «Сам механизм удобный: заплатил, получил возврат в течение пяти дней или раньше. Однозначно нужно заранее объявлять гражданам, какие будут окна. Но стимулировать спрос в высокий сезон, наверное, нет никакого смысла. Мы бы хотели за счет кэшбэка давать людям возможность путешествовать, когда есть больше возможностей в инфраструктуре. Фокусно это будут так называемые низкие сезоны — весна, осень. Но низкий сезон — это не значит, что нечего посмотреть и негде провести время», — подытожила Зарина Догузова.