Рубль пробил очередное дно. Или, как сейчас стало модно говорить, психологическую отметку. На эмоциональное состояние граждан обычно губительно влияют круглые цифры. Вот сейчас «деревянный» опустился до 80 за доллар, и вся экономическая атмосфера страны раскалилась от нервозности. Следующая ступень – 90, потом 100. От этих цифр, ей-богу, мурашки по коже. Тем временем, президент, его пресс-секретарь и федеральные министры спокойны и невозмутимы. Их послушать, так ничего особенного не происходит.
Президент России Владимир Путин: «Курс рубля не важен».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Курс валют все меньше влияет на цены, потому что мы сокращаем импорт».
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «Слабый рубль – это круто».
Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников: «В ослаблении рубля виновата психология».
Это лишь самые выдающиеся изречения о рубле от политиков за последние пару недель. Вероятно, они говорят такое, чтобы успокоить народ. Вот только никакого терапевтического эффекта не получается. Иначе как лапшу на уши люди такие заявления не воспринимают. Нутром обман чуют. Упс, это же тоже из области психологии, интуиции, субъективного. В общем, понакручивали себя эти россияне, не живется им спокойно с рублем по 80!
Будем оперировать фактами. Вот Путин говорит: «На мой взгляд, важен даже не курс, а важна предсказуемая стабильность этого курса. И центральному банку вместе с правительством в целом тоже удается это сделать». В обычном понимании, предсказуемая стабильность – это когда прогнозы правительства исполняются, а нацвалюта если колеблется, то не сильно. Прогноз Минэкономразвития на 2020 год – доллар по 71,2 рубля. Счетная палата еще оптимистичнее – 69,2 рубля за зеленый. До конца года осталось меньше двух месяцев. Чтобы прогноз исполнился, доллар должен резко подешеветь. То есть должно случиться чудо.
Все мы знаем, как редки в нашем мире чудеса. Только во власти сидят сплошь и рядом романтики. Что касается стабильности: рубль подешевел на треть за несколько месяцев. За одну прошлую неделю он потерял больше 4,5%. О какой предсказуемой стабильности вообще может идти речь?
Подтвердить слова президента взялся пресс-секретарь Песков. Отвечая на вопрос журналистов о том, устраивает ли Путина доллар по 80, он ответил: «Тут, конечно, исходить надо из слов президента. В нашей стране все-таки абсолютное подавляющее число наших сограждан получают свои доходы в рублях. По мере того, как мы сокращаем зависимость от импорта, эта волатильность все меньше влияет на цены».
Доходы, да, в рублях получаем. Потому что выбора нет: на территории России запрещен оборот других валют. Был бы выбор, нашлось бы ой как много тех, кто был бы рад получать зарплату в долларах.
Сокращение зависимости от импорта – это вишенка на торте лукавства власти. В среднем доля импорта в потребкорзине составляет около 40%. По отдельным категориям еще больше. Автомобили и лекарства — на 70% импорт. Почти 100% электроники и бытовой техники либо напрямую завозятся из-за рубежа, либо собираются у нас, но из иностранных составляющих. Рынок одежды и обуви на долю импорта приходится около 80%. Сельхозпродукция у нас по большей части своя, тут не поспоришь. Вот только оборудование и семена – иностранные. А это значит, каждым значком «Сделано в России» производители обязаны импорту и доллару.
Если цены не растут или это не сильно бросается в глаза, это не значит, что на них не влияет курс валют. Города захвачены сетевыми супермаркетами, которым удается сдерживать цены, чтобы не растерять покупателей и удержат спрос. Но радоваться тут нечему. Мы забываем о том, что у любого товара помимо цены есть такая характеристика как качество. На нем-то, замученные локдауном производители, и экономят. Проверить качество обычному потребителю практически невозможно: опять скажут, психология виновата.
На самом деле и цены поднимают. В день, когда доллар пробил отметку 80, известный фермер Олег Сирота, настоящий патриот, задававший в расшитой рубахе вопрос Путина на прямой линии и назвавший сорт сыра в честь президента, написал в своих соцсетях: «Друзья, простите, но мы вынуждены поднять цены на сыры на 100 рублей за кг». И объяснил: коллеги-фермеры подняли цены на молоко на 10%.
Убеждай не убеждай народ в его собственной истеричности, с фактами не поспоришь. А еще факт в том, что девальвация рубля несет в себе прямую выгоду для бюджета. Пока финансовые власти продают дорогую валюту за слабые рубли, падение курса на 1 рубль приносит казне примерно 120-140 млрд. В общем-то тут нет ничего позорного, если бы еще и бюджет не полнился, не на что было бы платить зарплаты, пенсии, пособия. Ну признайте вы это, мы поймем. Но властям почему-то удобнее все страну держать за нервозных параноиков.
Эксперт предсказал рост цен на продукты вслед за падением рубля
Смотрите видео по теме