Россия раздала миллиарды «политическим друзьям»: Всемирный банк рассекретил данные

Как отметил, комментируя доклад ВБ, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, предоставление кредитов — обычная мировая практика и неотъемлемая часть тесного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. «Эта практика будет продолжаться», — заявил Песков. Он напомнил, что, во-первых, есть определенные правила по обслуживанию долгов, во-вторых, есть нормы, которые регулируют продолжение кредитования в соответствии с уровнем закредитованности той или иной страны.

До сих пор Россия вполне щедро раздавал кредиты развивающимся государствам. В списке крупнейших суверенных кредиторов ВБ наша страна занимает пятое место, после Китая (ему должны $149,1 млрд) Японии ($107,1), Германии ($28,3 млрд) и Франции ($27,3 млрд).

В целом же отчет Всемирного банка, как отмечают российские эксперты, имеет несколько уязвимых позиций. Например, в нем не фигурируют Иран и Куба, чья совокупная задолженность перед Россией в конце 2018 года достигала, по оценкам, почти $4 млрд. Некоторые данные откровенно устарели (хотя основная их часть относится к концу 2019 года): скажем, долг Йемена восходит аж к началу 1990-х. Кроме того, в докладе значится долг Украины на сумму в $0,6 млрд, образовавшийся в начале 90-х за поставки российского газа, тогда как с позиции Москвы Киев обязан вернуть нам более $3 млрд по спорным еврооблигациям времен президентства Виктора Януковича.

Между тем в ноябре прошлого года Минфин в своем проекте эмиссии еврооблигаций раскрыл данные по задолженности, которая относится ко всем зарубежным дебиторам России. На октябрь 2020 года они (включая развивающиеся страны) были должны нам $39,6 млрд. И сегодня Россия продолжает выдавать новые госкредиты: в 2020-м их было выдано на 211 млрд рублей (примерно $3,3 млрд по тогдашнему курсу), а в 2021-м запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд рублей ($4,7 млрд).

Вам будет интересно  ЦБ решил защитить банковских клиентов от навязывания услуг «паспортами»

Ситуация очень сильно отличается по каждой их представленных в докладе ВБ стран, говорит заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им Гайдара Алексей Ведев. Так, по его словам, едва ли можно считать безвозвратной задолженность Венесуэлы, обладающей одним из крупнейших разведанных запасов нефти в мире. Москва помогала режиму в Каракасе, поскольку никто больше не хотел иметь с ним дела. В случае же с Белоруссией деньги, скорее всего, не вернуть в полном объеме, считает наш собеседник. В целом же $22,9 млрд — не слишком значимая для российской экономики сумма, погоды она не делает, хотя во многом имеет политическую подоплеку. В сравнении с Китаем и Японией наша страна как глобальный кредитор выглядит не слишком внушительно.

С 1991 года Россия, как правопреемница СССР, списала развивающимся странам около $140 млрд. По этому показателю, равно как по невозвратным долгам, мы мировые рекордсмены. Наша помощь носила в основном политический характер, впрочем, сегодня от этой практики мы отходим, рассуждает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский. В Москве давно плюнули на невозвратные долги, связанные с поставками вооружений в Анголу, Мозамбик, Эфиопию и другие молодые государства, строившие некапиталистическое будущее. Жаль, резюмирует Портанский, что российские деньги там сгинули, они бы пригодились сегодня, когда дела в экономике идут не блестяще.

«Объем обнародованной ВБ совокупной задолженности не является критическим. Да, у нас есть крайне негативный опыт с Украиной, и, скорее всего, мы не дождемся возврата $3 млрд с процентами. С Белоруссией тоже все непонятно, в силу установленного для нее Москвой особо льготного режима», — говорит ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Вместе с тем, по его словам, существуют разные варианты решения кредитных вопросов. Скажем, любой кредитор может пойти на некие пакетные увязки, предложив «безнадежному» должнику: а давайте посмотрим, какие совместные инвестиционные проекты можно реализовать на вашей территории, какие свои внутренние рынки вы готовы открыть для наших экспортеров. «Обострение долговой проблемы — это, ко всему прочему, еще и окна новых возможностей для российских экономических субъектов, — утверждает эксперт. -. Надо только эти шансы грамотно распознать и использовать».

Вам будет интересно  Минпромторг предложил способ защитить матрешку от подделок

1. Белоруссия -8,1

2. Бангладеш-2,4

3. Венесуэла-1,8

4. Индия-1,7

5. Вьетнам-1,6

6. Йемен -1,1

7. Афганистан — 0,8

 


Читайте нас в телеграм

Источник

Яндекс.Метрика