Для большинства винодельческих стран – если Россия хочет считать себя винодельческой страной – такая ситуация вполне естественна. Более того, только она и естественна. В Италии, Испании или Франции можно, конечно, поискать в меню ресторанов импортные вина, но посмотрят на такого клиента с недоумением. Да и винная карта будет выглядеть примерно так: сперва длинный-длинный список итальянских вин, и только в самом конце небольшой раздел – «вина других стран». Популяризация вина родной страны – идея хорошая и здравая, и стремление познакомить посетителей кафе и ресторанов с отечественным виноделием можно только приветствовать.
Важный вопрос – цена. Вино в России дорожает. Еще в июле 2023 года правительство России повысило ввозные пошлины на вина из недружественных стран почти вдвое – до 20% (вместо 12,5%), но не менее 1,5 доллара за литр. Вполне естественно, что на фоне дорогих импортных вин больший интерес вызывают отечественные.
Заметит ли среднестатистический потребитель этот ГОСТ? Вряд ли, потому что на практике мало что изменится. Разбираем по пунктам. Что такое 20%? Это значит, что при винной карте из 10 позиций российскими должны быть две. Это, во-первых, немного, а во-вторых, в подавляющем большинстве ресторанов это уже так (а где-то и еще больше). Отечественные вина должны стоять первыми в карте? Чаще всего это так и есть всего лишь потому, что российские вина зачастую дешевле импортных, а карты выстроены по принципу возрастания цены.
Что еще подразумевает ГОСТ? В винной карте должно быть название производителя, виноградо-винодельческой зоны (ЗГУ или ЗНМП), страны происхождения, год урожая, а также объем и стоимость продукции. Тоже ничего сверхъестественного: мол, вино красное сухое, название такое-то от винодела такого, сорт каберне совиньон, Крым, Россия, 2023 год, стоит 1500 рублей за бутылку 750 мл. Всё как всегда.
Стандарт вступает в силу с 1 апреля 2025 года — это значит, что примерно к Новому году надо ожидать разъяснений по рекомендательному или обязательному характеру ГОСТа и возможных изменений в законодательстве.
— Пострадать в этой ситуации могут рестораторы, которые работают с национальными кухнями и заботятся об аутентичности. Допустим, есть некое заведение греческой кухни и у него в меню всего 5-7 позиций греческих вин, тщательно отобранных и хорошо подходящих к блюдам, — рассказал «МК» представитель одной из фирм-дистрибьюторов алкоголя на условиях анонимности. — И что, специально добавлять бутылку российского вина? Для галочки? Вот тут могут быть проблемы, если ГОСТ станет обязательным. Но для среднестатистических кафе и ресторанов я сложностей не вижу. Наоборот, российские вина сейчас в тренде, так что многие предлагают своим гостям выбирать не между итальянским и французским, а между винами Кубани и долины Дона.
Куда большей проблемой собеседник «МК» считает популяризацию российских вин как таковую – по его словам, стереотипы и предубеждения всё ещё слишком сильны.
— Рестораны можно обязать ставить в винную карту 20% отечественных вин, но никого нельзя обязать заказывать именно их. А я убежден, что многие по-прежнему предпочтут любое итальянское просекко любому российскому игристому, даже если то будет дешевле. Это стереотипы, и работаем мы с ними очень медленно. Пока что российское вино – это скорее для знатоков и ценителей, — добавил собеседник «МК».
Еще одна проблема — снижение конкурентности, которое неизбежно возникает при любом квотировании. Если раньше российские виноделы могли стремиться попасть в винные карты ресторанов (и, соответственно, производить более качественный товар), то так они будут уверены, что попадут туда даже без особых стараний. И вот это уже может отразиться на вкусе вин.