Подготовка домов к отопительному сезону, установка «умных» счетчиков, снижение платежной дисциплины — все это бьет по бюджету ресурсоснабжающих и управляющих компаний (УК): работы меньше не становится, а денег на все не хватает. Однако они нашли традиционный способ выжить — залезть в карманы россиян: качество услуг упало, а тарифы ЖКХ выросли. Между тем сами граждане еле сводят концы с концами из-за падения доходов и не знают, какой счет им выставят после снятия моратория на штрафы за неуплату «коммуналки».
Наталья Чернышева, специалист в области жилищно-коммунального хозяйства, директор Организации народного контроля, в ходе онлайн-конференции ответила на вопросы читателей «МК» и рассказала, как формируются тарифы, грозит ли домохозяйствам финансовый кризис и что ждет отрасль к концу года.
— Что ж, результаты исследования Росстата очень похожи на правду. Разные отраслевые специалисты уже приводили аналогичные цифры. Действительно, рост тарифов превышает уровень инфляции.
Единственный способ узнать, насколько тарифы ЖКХ правомерны, — провести их независимый аудит. У меня есть подозрение, что тарифы не проходят такую проверку — их просто берут с потолка, а потом эту непонятная цифра корректируется на инфляцию. И такой принцип используется из года в год.
На самом деле сначала необходимо понять базу, по которой считается сам тариф. Например, сколько тратится на какие-то обновления, цифровизацию или еще какие-то вещи — это все будет закладываться в тариф, и тогда он будет обоснованным.
— Давайте разберемся. Когда мы получаем платежку, там у нас значатся жилищно-коммунальные услуги. Жилищные услуги, которые обозначаются буквой «Ж», мы можем проверить. Сумму выписывает управляющая компания, и люди видят, какие расходы у нее были: проверка лифтов, дымоуловителей, обслуживание подъездов, текущий ремонт… Если говорить именно о букве «К» — коммунальных услугах, то тут проверку провести невозможно. Это большая тайна, в которую обычных жильцов не посвящают. Тарифы никогда не аудировались, и из чего они складываются — неизвестно. При попытке же организовать их независимый аудит мы сталкиваемся с огромным противодействием со стороны и законодательных, и исполнительных органов.
— Никак. Мы много раз обращались в разные органы местной власти: «Давайте проаудируем тарифы». Положительного ответа на предложение мы никогда и нигде не получили. Управляющие компании тоже говорят, что они не имеют к этому никакого отношения: у них, дескать, есть тарифы, которые утверждены законодательными органами власти (в каждой области они свои). Как их устанавливают — повторюсь, большая тайна, которую очень хочется разгадать. Но без аудита это невозможно.
— Очень хотелось бы, чтобы тарифы не повышались с 1 июля. В этом году нам все скорректировала пандемия, и очередное повышение для многих жителей страны, потерявших доходы, стало настоящим кошмаром. Между тем опыт показывает: когда власти снижают необходимые оплаты, в том числе и за ЖКХ, жители платят охотнее. Когда были уменьшены платежи на капремонт за 3 месяца, жители платили больше из чувства благодарности. Они видят, что о них позаботились, и отвечают взаимностью.
— Мораторий был очень правильным решением. В России уже около 4 миллионов безработных, и к концу года, по самым оптимистичным прогнозам, планируется, что их количество вырастет до 5 миллионов, а по реалистичным — до 7 миллионов. Сейчас люди теряют работу даже чаще, чем в период самоизоляции, а найти новую очень тяжело. Поэтому у населения копятся долги за ЖКХ: многие добросовестные плательщики, которые раньше исправно платили за потребленные ресурсы, понимают, что сейчас им это стало не по карману.
К сожалению, еще не выработан механизм, как проблема задолженности будет решаться после 1 января 2021 года. Сейчас нет четкого регламента от Минстроя. Власти должны объяснить, каким образом будут возвращены пени, штрафы, а также отключение ресурсов за неуплату. В этих условиях можно посоветовать только одно: тем жильцам, у которых уже накопились большие долги, нужно не стесняться, скорее бежать за субсидиями по ЖКХ и обращаться за рассрочкой в управляющую компанию. Это не было сказано в постановлении правительства о моратории на отключение, однако в Минстрое несколько раз подчеркивали, что тем, кто не может платить, нужно договариваться о рассрочке, иначе УК сможет принимать свои меры.
— Если вы сейчас находитесь на даче, то вам нужно как можно скорее связаться со своей управляющей компанией, потому что она уже наверняка вывешивает вашу квартиру в «черных списках» должников. К сожалению, УК до сих пор имеют на это полное право, но отключать ресурсы они не могут. Я очень боюсь, что управляющие компании, когда им дадут карт-бланш и разрешат отрезать должников от ресурсов, начнут массовые отключения газа, отопления… В холодное время года (а правительственный мораторий истекает 1 января) это станет просто издевательством. Но долги будут пытаться выбить любыми средствами.
Между тем в некоторых регионах накопились огромные суммы задолженности: самое меньшее падение платежей — на 30%, а кое-где доходит и до 70–80% — это катастрофическая ситуация. Сейчас без помощи государства не обойтись. В первую очередь нужна бюджетная поддержка ресурсникам, а именно — адресные субсидии. Все должно решаться в каждом случае отдельно.
Что касается граждан, то чем больше обращений за субсидиями будет, тем лучше. Не надо сидеть и ждать, что ваши личные доходы сами по себе вырастут, и вы снова окажетесь способны платить за «коммуналку». Правительство должно понять, что помогать каждому по отдельности очень тяжело: есть шанс утонуть в многочисленных обращениях. Легче организовать массовую выдачу субсидий — например, 30% или 50% от счета по ЖКХ государство временно берет на себя. Если людям выдать субсидию, они будут платить охотнее — это действует на психологическом уровне.
— Неприятно получать такую бумагу и тем более видеть свою квартиру и фамилию на дверях подъезда, но, чтобы не входить в список должников, рекомендую договориться с УК о рассрочке, а не прятаться от нее. УК не могут, пока действует мораторий, отключать коммунальные услуги должникам, но называть их публично и говорить, какие у людей долги, им никто не запрещает. Правда, в некоторых регионах ресурсы все равно отключают. Это абсолютно незаконно, и в таких случаях надо обращаться в прокуратуру и жилищную инспекцию.
— В России всегда с подготовкой домов к зиме были сложности. В таких случаях УК писали гарантийные письма, и местная администрация брала их на поруки. Некоторые представители домов и муниципальные депутаты подписывали авансом паспорт готовности того или иного дома к холодам. Я всегда была против такой практики: подписано, так с плеч долой, и больше никто ничего не делает.
Сейчас ситуация действительно тяжелая, и подготовка зданий к зиме задерживается. Здесь опять же не обойтись без помощи государства. Управляющим компаниям приходится нелегко: если платежи упали в среднем на 50%, то УК просто не могут расплатиться с субподрядчиками.
— Остается надеяться на лучшее — на то, что не будет никаких аварийных ситуаций. Сейчас мониторинг аварийности в сфере ЖКХ стал лучше, но подготовка домов к зиме не должна зависеть от надежд на авось. Там, где по каким-то причинам не успевают подготовить дом, нужна поддержка государства. Должны выделяться федеральные субсидии. Другого выхода пока нет. Между тем жильцы и сами должны проявлять активность и мониторить ситуацию: зимой, в разгар холодов, будет уже поздно.
— В первую очередь этим должен заниматься совет многоквартирного дома, либо председатель ЖСК, либо ТСЖ. Жильцы имеют право обратиться и спросить, был ли дом сдан к зиме. Можно также узнать в УК, как идет подготовка, все ли документы подписаны муниципальными депутатами. Это нужно, чтобы знать, кто несет ответственность. У граждан могут быть сомнения в том, что все было сделано правильно: вдруг подписи были подделаны? Такие ситуации не редкость, и с этим надо разбираться. В тех домах, жители которых не пускают ситуацию на самотек, можно надеяться, что дома будут хорошо подготовлены и приняты к зиме.
— Действительно, такой риск есть. По закону счетчики устанавливаются не за счет жителей, а за счет УК и ресурсоснабжающих организаций. Хочу предупредить: если вам предложат установить счетчики за деньги, то ни в коем случае не платите, не впускайте мошенников в квартиру и сразу сигнализируйте о случившемся в УК. Жители не должны ничего за это платить.
Если же говорить о том, что будет потом с расходами на «умные» счетчики, то они действительно, скорее всего, будут включены в тариф и в конечном итоге лягут на плечи потребителей. Здесь выиграют те, у кого раньше не было счетчиков, кто платил по среднему тарифу. А сильно проиграют те, кто уже имел многофазные счетчики и уже привык включать стиральную или посудомоечную машину в ночное время, когда тариф достаточно низкий. Для таких потребителей новое требование станет дополнительным финансовым бременем.
— К сожалению, да. Новый счетчик им не нужен, но платить все равно придется больше. Призываю Министерство строительства и ЖКХ решить эту проблему, чтобы тем, у кого уже были многофазные счетчики, снизили затраты на электроэнергию.
— Если его «размажут» на несколько месяцев, то сумма вырастет не более чем на 0,5%. Но все равно это деньги, которые для многих семей с невысоким доходом ощутимы.
— По последним соцопросам, больше 80% жителей недовольны своими УК. Остальных жильцов, боюсь, просто не спрашивали. Действительно, УК пытаются очень сильно сэкономить на своих работах, своих расходах, что приводит к снижению качества услуг. Во время пандемии управляющие компании были обязаны проводить дезинфекцию со специальными средствами, причем за свой счет. Это серьезно ударило по их бюджету.
Но все равно жители должны проверять свои УК: просить представить свою отчетность за предыдущий год. Если в документах сказано, что компания проводила ежемесячную проверку лифтов, дымоуловителей и так далее, а на деле этого не было, — значит, расходы включены в платеж неправомерно. У УК можно потребовать компенсацию или идти в жилищную инспекцию, в прокуратору и в суд.
— В любом случае нанимать сотрудников придется. Будет правильно, если компании начнут принимать на работу местных жителей, ведь очень многие потеряли работу и согласны на любую зарплату. Когда нечем кормить семью, оплачивать счета, покупать продукты, то людям не до капризов. Считаю, что УК должны нанимать именно местных жителей, чтобы дать им возможность заработать. Скорее всего, УК платили меньше персоналу из других стран, это им было выгодно. Сейчас надо менять такую политику.
— К сожалению, без помощи государства отрасль ЖКХ может ждать коллапс. У жителей накапливаются большие долги, многие теряют работу и оказываются в крайне бедственном положении. Именно сейчас государству самое время помогать людям. Ресурсникам и УК надо выдавать адресные субсидии, а гражданам — массовые. Самим потребителям, пока этого не случилось, нужно как можно быстрее обращаться за адресными субсидиями в МФЦ и договариваться с УК о рассрочке, чтобы избежать отключений своих квартир и локальных финансовых кризисов семейных бюджетов.