Но отечественные добытчики знают, как преодолеть новые ограничения: скрыть источник сырья можно за счет перевалки СПГ в море, как россияне сейчас поступают с экспортируемой нефтью. Помимо того можно перерабатывать «голубое топливо» в карбамид, который не затронут санкциями и также востребован в промышленности всего мира.
Еще недавно депутаты Европарламенте утверждали, что до конца 2024 года могут ввести еще два пакета ограничительных мер против России. Пока завеса тайны приоткрыта лишь над 15-м санкционным документом, в рамках которого западные державы намерены усилить борьбу со сжиженным газом, экспортируемым из нашей страны на международные торговые площадки.
Предыдущий пакет рестрикций также включал в себя требования против российского СПГ — Европа запретила транзит такого вида российских энергоносителей через свои порты. Санкции оказались неэффективными. Несмотря на общее падение спроса на газ у потребителей Старого Света и тот факт, что наша страна в последние годы потеряла статус главного поставщика «голубого топлива» в Европу, российский СПГ остался жизненно важной частью системы энергетической безопасности Евросоюза. По оценке Агентства по взаимодействию регуляторов в области энергетики ЕС, в первой половине 2024-го доля сжиженного газа из России в импорте ЕС выросла с 14% до 20%.
На этот раз западные политики намерены более кардинально подойти к вопросу с зарубежными поставками российских углеводородов. Как сообщают источники американского издания Politico, ставя перед собой цель снизить возможности стран ЕС приобретать российский СПГ, Еврокомиссия постарается еще более тщательно проверять источники происхождения топлива, попадающего на рынок континента. Как полагают отраслевые эксперты, в ближайшем будущем танкерам, перевозящим партии топлива, происхождение которого будет «запятнано» российским следом, запретят вставать на прикол в европейских гаванях, а владельцев таких судов начнут подвергать штрафам или другим финансовым взысканиям.
Между тем, судя по всему, в России уже знают, как свести к минимуму воздействие новых санкций на налаживающиеся зарубежные поставки сжиженного газа. По данным Reuters, отечественные экспортеры планируют организовать перевалку СПГ с судна на судно в Баренцевом и Беринговом морях, что позволит освободить танкеры ледового класса для эксплуатации в арктических проектах и затруднит процесс определения национальной принадлежности транспортируемого сырья.
Практика последних лет показывает, что такая схема, по крайней мере, в случае с экспортными отгрузками нефти, полностью себя оправдала. России не только удалось сохранить поставляемые за рубеж объемы «черного золота», но и сформировать целый танкерный флот, который способен участвовать в этой цепочке. По мнению опрошенных «МК» профильных аналитиков, использование проверенного опыта теперь и в газовой отрасли также может принести вполне ощутимые результаты.
— Количество вводимых против России ограничений далеко не всегда подтверждается их качеством. На введении санкций в отношении российского СПГ настаивают США. Европейские страны, в особенности небогатые и страдающие от кратного роста коммунальных тарифов, а также те, чей бизнес несет огромные потери из-за растущих цен на энергоносители — не столь единодушны в этом решении. Для них важен вопрос стоимости покупаемого топлива, а Россия всегда предлагает цены, более выгодные по сравнению с арабским или американским газом. С официальных трибун представители европейских стран могут грозить любыми ограничениями и утверждать, что начнут более тщательно проверять морские суда на причастность их груза к Москве. В то же время пока нет уверенности, что европейцы начнут тотально препятствовать передвижению танкеров с СПГ из нашей страны. Главную роль в исполнении санкционных мер продолжит играть зависимость западного рынка и бизнеса от российских энергоносителей.
— Пока динамика согласования очередных, направленных против России санкций оставляет желать лучшего. Если в 2022 году европейское сообщество договорилось утвердить девять пакетов ограничений, то в прошлом году было одобрено лишь три соответствующих документа. Последующие два пакета запретительных мер по традиции, скорее, были направлены против конкретных физических и юридических лиц, тогда как притеснения общеэкономического характера, в том числе и в отношении энергоносителей, в них были отражены достаточно скупо. Очевидно, что России на руку оказалось председательство в Совете ЕС Венгрии, которая частенько открыто симпатизировала Москве и не давала остальным участникам союза продвигать новые рестрикции. Соответствующие полномочия Будапешта продлятся до конца этого года, поэтому существуют большие сомнения, что за оставшиеся время европейцы успеют дать официальный ход сразу двум пакетам санкций. С января 2025 года Совет ЕС возглавит Польша, негативное настроение которой к нашей стране не вызывает сомнений. В связи с этим стоит готовиться к ускорению принятия новых антироссийских пакетов санкций, которые без правильных противодействующих шагов с нашей стороны рискуют привести российскую экономику к ощутимым финансовым потерям.
— Идея перевалки СПГ с судна на судно обладает несколькими полезными сторонами. Во-первых, перегрузка топлива в открытых водах, недалеко от приарктических проектов, высвободит танкеры ледового класса, способные свободно перемещаться по участкам, находящимся под ледовых покровом. Это позволит крупным судам совершать большее количество рейсов непосредственно к производству СПГ, что может привести к наращиванию мощностей и выпуска объемов готовой продукции.
Во-вторых, перевалка сырья в море поможет решить проблемы, связанные с западными санкционными ограничениями и увеличить экспорт не только в направлении Европы, но и в Азию, поскольку сделает возможным доступ танкеров к портам Строго Света, что облегчит транспортировку топлива до восточных потребителей.
— Новые санкции решено согласовать из-за опасений, что серые перевозки СПГ станут нормой вследствие перекрытия экспорта российского газа по украинской транспортной системе, то есть по одному из последних трубопроводов, связывающих Россию с Европой. Между тем такие страны, как Венгрия, признают полную зависимость от поставок по этому маршруту. Если транзит через Украину будет действительно окончательно остановлен, то для таких европейских потребителей по большому счету не будет разницы получать энергоресурсы с соблюдением всех ограничительных инструкций или с применением «серой» схемы, предусматривающей перевалку «голубого топлива» в открытом море. Европейцы будут в первую очередь отслеживать, где и как достать более дешевые углеводороды.
Вместе с тем создания огромного российского флота газовозов ждать не приходится по простой причине — санкциями моментально обложат любую компанию, которая рискнет продать России хоть одно такое специализированное, технически сложно устроенное судно, а для строительства собственных аналогов пока недостаточно компетенций. Именно поэтому ряд отечественных производителей обдумывают перевод своих газохимических проектов с СПГ, к примеру, на карбамид. Это довольно дорогое и востребованное в Азии сырье является сыпучим соединением и не требует сверхсложных условий транспортировки.