В 2023 году, по оценке Новака, Запад импортирует лишь 40% от прежних объемов поставок нефти из России: вместо 223 млн тонн европейские государства, до последнего времени считавшиеся главными покупателями сырья из нашей страны, получат не более 87 млн тонн. В свою очередь, российский экспорт «черного золота» в Азию еще в мае 2022 года впервые за всю историю торгов превысили объем отгрузки сырья в страны Старого Света. В частности, продажи нефти в Индию в прошлом году выросли в 19 раз (до 41 млн тонн), а в Китай — на 28% (до 89 млн тонн).
«Сейчас значительные усилия правительства направлены на развитие энергетической инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на наращивание дружественного флота и создание финансовой инфраструктуры, включая систему платежей и страхования. Кроме того, прорабатывается механизм реализации не только энергоносителей, но и услуги по их доставке конечному потребителю»,— заверяет Александр Новак.
В общем, России удалось частично компенсировать потерю поставок в Европу. Об этом свидетельствуют открытые цифры по нефтяному экспорту. Так, с ноября прошлого года суточный экспорт из РФ в страны Старого Света упал на 900 тыс тонн: на 400 тыс — по морю и на 500 тыс — по трубопроводу «Дружба». Но ровно на столько же, на 900 тыс тонн, выросли суточные отгрузки «черного золота» в Азию. Вместе с тем, по оценкам Международного энергетического агентства, несмотря на рекордные объемы продаж в Китай и Индию, из-за предоставления серьезных скидок восточным покупателям ежемесячная зарубежная прибыль нашей страны от экспорта нефти сократилась на $700 млн.
Оценить масштабы и перспективы разворота отечественных экспортных потоков нефти на Восток, «МК» попросил отраслевых экспертов.
«Переориентация поставок российских энергоресурсов с европейского на азиатское направление является вынужденным шагом для отечественных добывающих компаний. Запад собирается минимизировать свою зависимость от импорта углеводородов из нашей страны. Изменение экспортной политики подтверждает гибкость России в отношении зарубежных поставок энергоресурсов — несмотря на западные санкции, коллапса в нашей топливной отрасли не произошло. Дисконт на российскую нефть, продаваемую азиатским потребителям, постепенно снижается. Если зимой скидка на наше «черное золото» доходила до $35 за баррель, то в мае ее размер снизился в среднем до $22. Тем не менее, потери отечественного федерального бюджета нельзя отрицать: с января по май нефтегазовые доходы России сократились на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В связи с увеличением транспортного плеча, ростом расходов на логистику и проблемами со страхованием морских перевозок сырья, прибыльность экспорта в Азию оказывается гораздо меньше, нежели реализация углеводородов в Европу.
Китай, равно как и Индия, в перспективе, то есть, после полного отказа от связанных с пандемией коронавируса ограничений, окажутся самыми главными потребителями энергоресурсов, поэтому увеличение экспорта в азиатском направлении сможет несколько нивелировать проблемы федерального бюджета нашей страны, дефицит которого за пять месяцев приблизился к отметке в 3,5 трлн рублей. Тем не менее, доходность поставок в Китай и Индию из-за географических особенностей еще долгое время продолжит отставать от экспорта в Европу. Так что можно констатировать, что в данный момент Россия, скорее, уступает в энергетическом противостоянии с Западом, чем получает финансовую пользу от него».
«Разворот на Восток фактически уже завершен — разговоры об этом пируэте начались еще десятилетие назад — до строительства трубопровода «Сила Сибири» и до значительного увеличения поставок нефти в Китай и Индию на волне западных санкций. Сейчас Россия располагает для этого разворота лишь той инфраструктурой, что смогла создать за прошедшие годы. В финансовом плане проигрыш от переориентации с европейского на азиатское направление, конечно, существует. Но если бы поставки наших энергоресурсов не пошли на Восток, то подобрать альтернативные сбытовые рынки оказалось бы практически невозможно. В сложившихся обстоятельствах российский бюджет, по крайней мере, пополняется нефтеюанями вместо нефтедолларов, и сохраняет возможность планирования расходов в ближайшие годы».
«В нефти и нефтепродуктах переориентация с Запада на Восток произошла. Россия от такого маневра понесла определенные финансовые потери, которые пока не выглядят смертельными. Однако некоторые негативные обстоятельства, не очевидные сегодня, еще могут проявиться в будущем. Существенно подорожала логистика поставок углеводородов. Многие годы значительная часть трубопроводной и портовой инфраструктуры, необходимой для зарубежных транспортных операций, была сориентирована на Запад, поэтому перенаправление экспортных потоков сырья в Азию привело к росту стоимости транспортных и других услуг. В целом в нефтяном секторе Россия уже смогла перекрыть выпавшие объемы поставок на недружественный Запад продажами на Восток, а также в Африку. Правда, из-за существенных скидок, такие поставки приносят меньше денег, чем приносил ранее нефтяной экспорт в Европу».