Как организовать обмен документами удаленно?

Источник: Клерк

Как организовать обмен документами удаленно?


Источник фотографии

Перевод сотрудников на удаленку коснулся почти всех работодателей. Для многих это была временная мера, а значит и вопрос документооборота не стоял так остро. В конце концов, получить подписи можно, когда люди вернутся в офис. Другое дело — дистанционный труд. Хотя и «вторая волна» вируса тоже отложила срок возвращения людей на места.

Приведу пример из практики. Один из наших клиентов спрашивал нас недавно о том, как лучше подписывать трудовые договоры, знакомить с ЛНА, высылать трудовые книжки и другие документы с дистанционными сотрудниками. А таковых в компании — почти 400 человек.

В такой ситуации по сути единственный способ — использование электронной подписи. E-документ, подписанный ей, равнозначен классической бумажной версии. И основные задачи цифровой подписи идентичны обычной: определить авторство и подтвердить целостность документа. Отмечу, что ТК РФ разрешает использовать ЭП при подписании любых документов дистанционных работников — трудовые договоры, приказы о приеме, перевод, увольнение и т.д. Но речь идет именно о тех, кто оформлен согласно ст. 49.1 Трудового кодекса. Однако применять в этом случае можно лишь усиленную квалифицированную электронную подпись.

Но, хотя Кодекс разрешает отправлять электронные документы, работодатель все равно обязан в течение 3 дней отправить сотруднику по почте бумажный оригинал, о чем говорит ст.312.2 ТК РФ. С другой стороны, закон не уточняет, нужна ли электронная подпись для записей в трудовую книжку. Хотя для дистанционных работников этот документ не обязателен: информация о стаже синхронизируется в системе ПФР. Кроме того, сегодня работники могут оформлять электронные трудовые книжки. Аналогичная история и с другими документами. Скажем, зафиксировать инструктаж по охране труда (если вы это делали) можно электронными документами.

Вам будет интересно  Жителей новостроек предложили освободить от взносов на капремонт

Но чтобы электронную подпись приравнять к обычной, ее нужно легализовать. Для этого требуется соглашение с сотрудником, а в трудовом договоре — указать, что взаимодействие осуществляется электронными документами, подписанными усиленной ЭЦП.

Так или иначе, не надо «бояться» проекта. Он кажется технически сложным и дорогим, но вполне реализуем и может принести массу преимуществ. И, конечно же, много сэкономленного времени. Открою и еще один секрет. Для удаленного ознакомления документов можно использовать разные инструменты: электронную почту, 1С, расширенные версии Adobe и т.д. Т.е. те версии программ, где можно идентифицировать и заверить данные конкретного человека.

А что же делать, если мы говорим об обычных офисных сотрудниках? Например, одна из компаний решила разместить «в облаке» некоторые свои локальные акты, чтобы знакомить с ними в электронном виде действующих и новых работников. Законной ли будет такая схема?

По умолчанию это возможно. Ст. 6 ФЗ-63 «Об электронной подписи» напоминает, что информация в цифровой форме с простой или неквалифицированной электронной подписью признается электронным документом, равнозначным бумажному. Для этого надо оформить соглашение с сотрудником об электронном взаимодействии и указать, что подразумевается под такой подписью, что ей является, что считать ключом. Если для идентификации подписи придется использовать личные данные потребуется еще и согласие на обработку персональных данных.

Кстати, эту тему сегодня развивает эксперимент по ЭДО, запущенный государством. В его рамках компании могут определить сотрудников и документы, которые будут подписываться удаленно. По итогам проекта законодатели, видимо, предложат поправки в законодательство, но пока это «не панацея».

Во-первых, участие в эксперименте не отменяет бумажных документов, особенно при приеме и увольнении, где требуется «живая» подпись. Во-вторых, ТК РФ не регулирует обмен цифровыми документами и e-подпись для офлайн-сотрудников. Если у человека уже есть усиленная ЭЦП, можно настроить процесс. А если нет — вы готовы оплачивать ее создание и нести риски? Нивелировать их можно, если каждую деталь прописать в локальных актах и соглашении с сотрудниками. В противном случае — безопасной будет пока лишь живая подпись.

Вам будет интересно  Путин подписал закон о продлении "дачной амнистии" до 2026 года


Читайте нас в телеграм
Источник

Яндекс.Метрика