Aripix Robotics: как создать робот-манипулятор за месяц и сделать бизнес на изобретательских задачах

Aripix Robotics: как создать робот-манипулятор за месяц и сделать бизнес на изобретательских задачах

Компания Aripix Robotics — первый российский разработчик промышленных шестиосевых роботов-манипуляторов. С помощью ИИ и железной руки робота производственный процесс становится более быстрым и продуктивным. При этом снижается себестоимость производимой продукции. Руководитель проекта и изобретатель Андрей Спиридонов считает, что роботизация всех сфер промышленности решит проблему простоев, брака и даже банкротства компаний. Кроме того, позволит создавать новые рабочие места и осваивать ресурсы страны, на которые сейчас просто не хватает рабочих рук. «Хайтек» поговорил с Андреем Спиридоновым о том, как ему пришла в голову идея создать промышленного робота, сколько на это ушло времени и почему наши предприятия не устанавливают зарубежные аналоги манипулятора.

Первые шаги к будущему бизнесу: конструкторы и мусоровозы

Есть стереотип, что ученые и изобретатели в детстве часто тихие и застенчивые, молчаливые и спокойные, но обязательно весьма наблюдательные. Именно таким скромным, домашним мальчиком был Андрей Спиридонов. При этом он обращал внимание на мельчайшие детали, особенно если это касалось техники.

На улицах родного Ижевска, вспоминает Андрей, его привлекали мощные грузовики и экскаваторы. Когда во дворе появлялся мусоровоз и своей железной клешней поднимал вверх бак с мусором, мальчика невозможно было оторвать от этого зрелища. Но на улице Андрей появлялся реже, чем его ровесники. Он предпочитал сидеть дома, большую часть времени собирая машины из конструкторов.

В семье обратили внимание на то, что Андрей увлекается техникой. И его дедушка, на тот момент один из руководителей КамАЗа в Набережных Челнах, решил, что внуку необходимо побывать на настоящем автопредприятии. Возможно, именно это знакомство с жизнью завода, наполненной динамизмом и слаженностью работы всех участников, подмечает Спиридонов, зародило в его душе интерес к техническому направлению на производстве.

Выбор в пользу мечты

Поступление в институт определило весь дальнейший профессиональный путь Андрея. В 2004 году он отправляется в Москву, где поступает на первый курс факультета радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ имени Баумана. Уже на втором курсе талантливого студента берут на работу в лабораторию при кафедре университета. В обязанности Андрея входят тестирование передатчиков, работа с электронными схемами и программирование.

Вскоре перед молодым человеком встала проблема выбора — продолжить работу в лаборатории или развиваться дальше и осваивать новые ступени технической деятельности. Решиться на окончательный уход было непросто — не хотелось портить отношения с преподавателем, который руководил лабораторией и одновременно читал лекции на факультете. В этот момент Андрею, как он сам сейчас отмечает, было важно справиться со своей природной нерешительностью и доказать себе, что способен на активные перемены в жизни, на открытие новых возможностей. И ему удалось сделать решительный шаг.

Третьекурсник московского университета становится сотрудником столичного Центрального научно-исследовательского института «Циклон». В организацию его пригласили сокурсники, которые тоже там работали. На тот момент Андрей уже имел опыт разработки и программирования электронных плат, полученный на кафедре. «Я прошел собеседование с руководителем отдела проектирования электроники и был включен в состав команды, которая создавала электронику для приборов ночного видения», — вспоминает Андрей.

Именно в «Циклоне» к Андрею приходит понимание того, что техника должна быть полезной на производстве. Необходимо создать такое ноу-хау, которое помогало бы решать производственные проблемы. Андрей осознает, что человеческий фактор способен оказывать негативное влияние на качество производства. К размышлениям на эту тему его подтолкнул случай, произошедший с руководителем «Циклона». Тот по ошибке заказал неправильные печатные платы, все производство вынуждено было простаивать в течение двух недель без этих компонентов.

В «Циклоне» Спиридонов проработал около года. История с простоем подтолкнула его «не сидеть дальше наемным работником», а идти и развиваться в бизнес. Но перед Андреем снова встает выбор — остаться в «Циклоне» или начать работу в действующих компаниях, работающих с мобильными технологиями. Спиридонов устраивается в Nokia Siemens Networks на должность инженера и в течение 3,5 лет занимается развитием сотовых сетей связи (строит новые, развивает имеющиеся, изменяя конфигурации от 3G до LTE, строит центры обработки данных). Набравшись опыта, переходит в Huawei Technologies руководителем проектов. В этой компании Андрей 3,5 года управляет большими проектами по развертыванию сетей (проектировал и управлял строительством сетей в масштабе РФ). В обязанности входили контроль финансовых KPI проектов, защита бюджетов, планирование и контроль работ по строительству сети сотовой связи 3G, LTE, проводимых субподрядчиками, взаимодействие с заказчикам («ВымпелКом», МТС, «МегаФон»), разработка и внедрение инструментов оптимизации бизнес-процессов проекта. Несмотря на загруженность, Андрей продолжал искать себя и определять свои приоритетные цели.

В 2015 году Андрей Спиридонов принимает решение посвятить себя собственному бизнесу. Карьерной лестницы и возможности развиваться больше не было. Но становилось ясно, что ждет дальше, и это будущее не мотивировало. Хотелось взять на себя большую ответственность и получить больший результат. Он понимает, что только работая на себя, можно выбирать направление деятельности. Андрей придерживается мнения, что развитие находится именно там, где страшно. Для того, чтобы чего-то достичь, нужно выйти из зоны комфорта.

Свечи, какао-бобы, мобильные

В 2016 году Андрей открывает конструкторское бюро Inventa, вложив в него свои 600 тыс. рублей — сумма небольшая, потому что проектная работа на заказ не требует больших вложений. «Друзья, одногруппники — у меня по универу много знакомых инженеров, поэтому найти сотрудников было легко», — рассказывает Андрей. Производимая компанией техника отличалась от привычных стандартных продуктов, которые выпускаются на российском рынке. Работа строилась на принципе индивидуальных заказов. Для того, чтобы найти клиентов, Андрей ежедневно делал холодные звонки, организовывал email-рассылку, просматривал информацию о компаниях в интернете.

Одного из своих первых клиентов — компанию по производству шоколада KADZAMA — Андрей нашел во время просмотра рекламы на интернет-ресурсах. Он обратил внимание на то, что данный производитель сладкого продукта также занимается производством технического оборудования. Андрею удается подписать договор с компанией, на основании которого он изготавливает автоматическую дробилку какао-бобов. Следующий контракт Спиридонов заключает с производством ароматических свечей и товаров для дома UCandles. Для автоматизации производства предприятие обратилось к нему с просьбой изготовить станок для автоматического розлива парафина.

В числе заказчиков услуг Inventa была и компания МТС. Для нее Спиридонов разработал GSM-антенну уникального типа. Всего в течение двух лет было заключено порядка 20 контрактов на изготовление оборудования с мобильными телесистемами. Чистая прибыль составляла порядка 25% с учетом расходов на приобретение материалов и оборудования. На рентабельность компании влиял и такой фактор, как срыв сделок. Крупный договор с заводом «Электросталь» был сорван из-за смены его руководства.

Создание первого робота

Первые шаги к открытию производства промышленных роботов были сделаны в 2017 году, когда Спиридонов приступил к выполнению заказа для Храпуновского инструментального завода. Необходимо было разработать «автоматический укладчик заготовок в станки» — это как раз была задача для робота-манипулятора Aripix A1. Выделенные предприятием авансовые 300 тыс. рублей, собственные вложения в размере 400 тыс., недели, проведенные в лаборатории молодежного центра «Академия», — и в результате через месяц был создан первый прототип робота. Причем создавался робот чуть ли не из подручных материалов. Андрей вспоминает, что вытащил моторчики из нескольких приборов, детали выточил из пластика. Многие заготовки оставались от предыдущих разработок его бюро: «Часть деталей была от 3D-принтеров, другая — куплена, а третья изготовлена на месте на станках Первые испытания робота-манипулятора прошли успешно. В ”Академии” я быстро (за три-четыре недели) протестировал несколько конструкций робота, делая прототипы и подключая их на различные манипуляции: наблюдал, как справляется с захватом и перемещением различных предметов, разной формы, разного веса, с разной структурой поверхности, насколько устойчива конструкция.Из тестов стало ясно, что одна конструкция (та, которая сейчас и используется в роботе) очень перспективна, и ее можно делать в следующих прототипах».

После первого успеха Андрей задается целью создать робота, который сможет конкурировать с импортными аналогами по рабочим параметрам, но при этом будет доступен для российских промышленных компаний. Для наших производителей важна окупаемость оборудования до двух лет, поэтому импортных роботов заводы не ставят (они окупаются за три-пять лет), а продолжают использовать человеческий труд.

«Импортные роботы в нашей стране не окупаются. С учетом девальвации рубля стоимость зарубежного оборудования в РФ очень высока. При уровне существующих на рынке зарплат и стоимости внедрения горизонт окупаемости роботизированных систем становится очень большим и превышает пять лет, — поясняет Павел Беляков, владелец и генеральный директор Храпуновского инструментального завода. — Посчитайте и подумайте сами: выгодно ли заменять рабочего, который получает заработную плату 40 тыс. рублей в месяц, на робота, стоимость которого 9 млн рублей? Планировать что-то более чем на три года не оптимально, потому что у нас нет гарантии, что это оборудование будет загружено 24 часа в течение трех и более лет.

Автоматизация доступна компаниям ВПК — там супервысокие требования к точности, и роботизация помогает исключить влияние человеческого фактора. Возможно, роботизированные системы могут окупаться на опасных производствах, где зарплаты и риски высоки, а оборудование работает в три смены 24 часа. Но это исключения. В целом, вся автоматизация производств в РФ — это пока не прагматичные решения, а риски, принятые производителями.

Зарубежные роботизированные системы в РФ предлагают много компаний, но, продавая роботов, они не дают готовые решения для производства. За продажей роботизированной системы следует консалтинговая услуга — автоматизация оснастки для робота, для приема заготовки, для ее подачи, для отгрузки готовой продукции, — чтобы это был полностью автономный технологичный процесс. При этом нет российской оснастки для зарубежных роботов, и стоимость консалтинговых услуг по инсталляции зарубежных роботизированных систем космическая, само качество установки не выдерживает критики с точки зрения надежности и точности».

Андрей Спиридонов проанализировал образцы манипуляторов основных зарубежных производителей (KUKA, Fanuc, ABB) и пришел к выводу, что они предлагают роботов одной кинематической схемы — железную механическую руку. Но при подъеме тяжелой детали ее «суставы» испытывают большую нагрузку. Для того, чтобы робот был надежным, зарубежные производители используют в слабых местах дорогостоящие прецизионные редукторы. Это очень сильно увеличивает его стоимость.

Вам будет интересно  Чистый убыток брокерской компании Robinhood в I квартале снизился в 3,7 раза - до $390 миллионов

Прецизионные редукторы передают вращение от мотора к механизму робота, уменьшают количество оборотов, но при этом увеличивают максимальную нагрузку на руку. Мотор может сделать большое число оборотов, которые за счет редуктора преобразуются в меньшее количество. Рука делает маленькое движение, но перемещает груз с большим весом — сила мотора преобразуется в подъемную силу.

Кинематическая схема железной механической руки исторически создавалась для автомобильной промышленности — при производстве габаритных изделий большое плечо оправдано. Но оно избыточно для решения других задач — в большинстве случаев технологически производство можно организовать так, чтобы не робот тянулся к изделию, а оно подавалось к нему конвейером или заготовки размещались около него. В этом случае нет необходимости в длинной «многосуставной» руке — тонкие точные манипуляции будут выполнять «кисть и пальцы» робота, а супернагрузка исчезнет, как и необходимость использовать дорогостоящие редукторы и суперпрочные материалы для его производства.

«Так мы нашли решение, позволившее сохранить грузоподъемность, точность и скорость выполнения операций и снизить себестоимость робота, сделав его доступным для покупателя», — признается Андрей Спиридонов.

В декабре 2017 года первый настоящий робот Aripix A1 был создан. Манипулятор мог выполнять операции с максимальной точностью. Показатели погрешности составляли 0,3 мм. Вес перемещаемых грузов допускался до 10 кг. Радиус перемещения — до 1,5 м. После пилотного проекта для Храпуновского завода Андрей Спиридонов принял решение о серийном производстве Aripix A1 и разработке новых видов промышленной робототехники.

Нам нужны роботы, но…

Производство и инсталляция роботов не обязательно логично следуют друг за другом. Предприятия нуждались в подобной технике. Ее инсталляция помогла бы увеличить рентабельность производственного процесса.

Для поиска заказчиков Андрей все так же использовал метод холодного обзвона. Вероятность нахождения клиентов таким образом была чрезвычайно мала. Обычно количество результативных звонков составляло не более 10%. При этом сделки заключает еще меньший процент из назначивших встречу по вопросу презентации услуг и оборудования. Но, несмотря на статистику, предложение Андрея вызвало интерес у нескольких компаний.

В феврале 2018 года Андрей обратился за помощью в акселераторы и инкубаторы. Идея вызывала интерес, но всем были необходимы результаты тестирования техники в условиях производства. «Мы привезли прототип на ХИЗ (завод Белякова), и он там работал несколько дней. По результатам теста решили, что надо увеличивать жесткость робота и скорость движений, но в целом машина справилась с задачей и успешно прошла тест», — дополняет Спиридонов.

И все же заказы от крупных предприятий начали поступать. Им требовались роботы, совершающие совершенно разные типы задач, например, укладку и упаковку пластиковых изделий, укладку продукции на поддоны, тестирование электронных плат и покраску изделий.

Появилась возможность снять офисное помещение в технопарке Мосгормаш, на базе которого вскоре появился производственный цех. На сегодняшний день компания имеет центр разработки роботов. В марте Aripix Robotics заключили контракт с ООО «ЦПК». Центр промышленной кооперации выступит подрядчиком Aripix Robotics по серийному производству деталей.

«ПО собственное, детали делают подрядчики — Центр промышленной кооперации. Сборка и тестирование самостоятельно. Все на базе Мосгормаша — у нас офис и лаборатория, и цеха подрядчиков базируются там же», — дополняет Андрей.

В штате сейчас работают 15 человек — инженеры-электронщики, конструкторы, промышленные дизайнеры и программисты. Искали их через знакомых, бывших студентов университета имени Н. Э. Баумана — соседей по общежитию. Спиридонов даже одного своего сокурсника схедхантил. Запланированы поставки роботов заводам. Андрей ориентирован на ежемесячный прирост выручки предприятия на 1 млн рублей. К концу 2019 года прибыль должна достичь показателей в 15–20 млн рублей в месяц.

Когда людей заменят роботы

Сегмент рынка, на который направлена работа Aripix Robotics, — это производство с численностью работников до 30 тыс. человек. Компания обладает всеми необходимыми возможностями для серийного производства робототехники промышленного типа. Их внедрение позволит предприятиям выйти на новый технический уровень. По мнению Андрея Спиридонова, роботы имеют несомненные преимущества по сравнению с людьми. Они не создают конфликтных ситуаций, не пропускают работу по неуважительным причинам и не воруют.

«Сейчас не хватает рабочих, и в РФ мало людей. Все из-за большой территории и относительно невысокой рождаемости. Роботы — наш шанс эффективно освоить богатства территории страны. Кроме того, роботы создают рабочие места, так как предприятия с большей эффективностью работают, внедрив роботов, начинают больше производить продукции, и им на другие позиции нужны кадры», — размышляет Андрей.

А что с безопасностью?

Около 70 человек погибли от рук роботов за всю промышленную историю (с начала 60-х). Вопросам безопасности в Aripix Robotics уделяется огромное внимание. Роботы оборудованы системой, соответствующей требованиям международного стандарта безопасности для такой техники. При приближении человека они снижают скорость работы и останавливаются — установлены специальные датчики движения и кнопки аварийной остановки.

Использование робототехники помогает сберечь бюджет предприятия. Исчезает необходимость в начислении зарплаты, как при стандартной схеме работы компании. Обслуживание станка человеком обходится примерно в 1 млн рублей в год. Приобретенный робот стоимостью 2 млн рублей окупается в течение восьми месяцев и далее начинает приносить чистый доход. Спиридонов уверен в том, что наступит время, когда роботы смогут заменить людей на производствах. И это положительно отразится на состоянии экономики.

Свой бизнес: как открыть клуб робототехники для детей и подростков

Свой бизнес: как открыть клуб робототехники для детей и подростков

Робототехника — востребованное направление допобразования. Но если речь идет о запуске не простого кружка, а о клубе с достойной учебной программой, то усилия и суммы будут соответствующими.

Сегодня родители, которые заблаговременно задумываются о профессиональных перспективах своих детей, в первую очередь обращают внимание на сферы дополнительного образования, связанные с онлайн-сферой и технологиями.

В рамках направлений дополнительного образования сегодня особенно выделяется такое направление как EdTech — от английского Educational technology — образовательные технологии. EdTech — это довольно обширное понятие, в рамках которого объединяется не только онлайн-обучение, но и сильная методологическая и технологическая составляющая.

Проекты и направления бизнеса, работающие на рынке EdTech, который, по данным экспертов, ежегодно прибавляет по 100-150%, как правило, нацелены не только на передачу обучающимся теории и информационной базы, как это делает традиционное образование, но и на достижение учениками практических результатов.

Естественно, сама методика обучения, мониторинг результатов и прочие процессы в EdTech тесно связаны с технологиями.

Такой формат бизнеса и обучения как клуб робототехники для детей и подростков в идеале должны быть сплавом современных технологий и методик обучения. Появляются такие клубы как ответ на вызовы времени. Уже сейчас многие традиционные профессии заменяются роботами, а значит в ближайшей перспективе самыми востребованными и высокооплачиваемыми профессиями будут обслуживание, ремонт и программирование роботов. В процессе обучения у детей появляются навыки конструирования роботов, понимание принципов их работы и программирования, развивается логическое и математическое мышление, расширяется владение терминологией.

Несмотря на то, что в России уже работает примерно 2 тысячи робототехнических кружков и представлено несколько крупных сетей (“Лига роботов”, “Роботрек”, Start Junior, “Роббо клуб” и другие), а также больше десятка средних компаний (от 10 до 20 филиалов), эксперты ожидают десятикратное увеличение рынка EdTech до 2025 года.

Ниже мы рассмотрим стратегии открытия такого перспективного направления бизнеса как клуб робототехники и коснемся основных моментов бизнеса, которые необходимо учитывать начинающему предпринимателю.

Учебная программа

Современный клуб робототехники — это не просто кружок и не группа продленного дня, где дети весело проводят время, играясь в замысловатый конструктор. Это скорее школа дополнительного IT-образования, которая выращивает будущих IT-инженеров и специалистов, которые должны оказаться востребованы на новых технологических рынках.

В школах обучение должно носить систематический и продолжающийся характер. А это значит, что организаторам клуба необходимо разработать четкую учебную программу длиной от 5 месяцев и дольше, желательно на 2-3 учебных года.

В идеале учебная программа должна охватить три категории возрастов: дошкольников 5-6 лет, школьников начальных классов 7-10 лет и подростков 11-15 лет.

Понадобятся не только поурочные планы занятий, но и с развитием бизнеса — всевозможные доппрограммы, тематические мастер-классы, квесты и прочие сценарии, которые будут способны повысить прибыльность кружка. Именно с разработки и апробирования учебной программы и стоит начинать подобный бизнес.

Учебные программы обычно основываются на следующих направлениях:

Робототехника (курсы arduino, мехатроника, основы проектирования и программирования робототехнических устройств);

Программирование на разных языках — Scratch, Python, Java, Android, С++, создание мобильных приложений.

Аддитивные технологии (3D-моделирование, 3D-проектирование, основы разработки 3D-игр).

Учитывая сложившуюся ситуацию из-за пандемии коронавируса COVID-19 и угрозой запретов очных занятий, организаторам клубов стоит подумать и над созданием онлайн-программ.

Иногда подобная деятельность может быть разрешена даже в условиях пандемии, но с некоторыми оговорками: например, когда властями разрешается работа в группах до 10 человек. Тем не менее, на период карантинов желательно ввести свободное посещение и возможность записаться/перенести занятие на другой день.

Стратегия старта: франшиза или сам себе хозяин

Выбор основной стратегии бизнеса — предприниматель либо действует самостоятельно, либо ищет опору в партнерстве, например, работая по франчайзингу.

1 путь. Франчайзинг

Отличие в том, что у хороших франшиз уже есть готовая и отработанная учебная программа, лицензия, методические материалы с поурочными планами занятий, рекомендованный набор робототехнического оборудования. Нередко франшизы имеют выстроенную систему подготовки персонала, дают сильную маркетинговую составляющую. Работа под эгидой бренда обычно означает использование готовых схем и наработок по продвижению, наличием у франчайзера комплектов рекламных материалов, знанием работающих методов привлечения клиентов. Сети пользуются поддержкой крупных образовательных центров, регулярно участвуют на крупных российских и международных фестивалях и образовательных мероприятиях.

Работая по франшизе, предпринимателю не придется тратить львиную долю времени на разработку и подгонку программы под нужды аудитории. Бизнес уже упакован и опробован. Единственный минус — за все готовое нужно платить. Покупка франшизы крупной федеральной сети может подразумевать не только оплату внушительного паушального взноса (обычно это несколько сотен тысяч рублей), но и ежемесячные отчисления (роялти), а также взносы на рекламу, закупку у компании-поставщика конкретного и совсем недешевого оборудования и прочее.

Вам будет интересно  Forbes: VK и "Сбер" могут разделить активы совместного "О2О Холдинг" для продажи

2 путь. Самостоятельный запуск

Путь самостоятельного развития целесообразен, если вы хотите открыть небольшой кружок робототехники с минимальными вложениями и притязаниями, либо создать свою неповторимую школу, сделав упор на авторских методиках, уникальной программе и подходах к обучению, которые ранее не были представлены на рынке.

При самостоятельном старте в бизнесе потребуется не только уделить время на создание учебной программы и ее тестирование, но и провести более серьезную работу по анализу рынка.

Так или иначе требуется знания в сфере робототехники, изучение отзывов клиентов действующих школ, посещение уже работающих IT-клубов. Уникальное торговое предложение может родиться только из практики — учета минусов конкурентов и создания своего ответа на их ошибки.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Учтите, что многие программы, хорошо разработанные в теории, на практике могут оказаться неинтересными для детей. В результате этого клиенты будут уходить, а вам придется по ходу дела ломать голову над тем, как подстроить программу так, чтобы заинтересовать ребенка. Без учета практики всегда велик риск пополнить огромный список безликих кружков, организаторы которых просто закупили конструкторы и арендовали помещение. Такой формат сегодня может быть востребован только в небольших городах, где конкурентов нет вообще и у родителей просто не с кем вас сравнить.

Регистрация клуба роботехники: основные тонкости

Наиболее подходящая организационно-правовая форма для небольшого клуба роботехники — это индивидуальное предпринимательство (ИП). С порядком регистрации ИП можно подробно ознакомиться в этой статье. При работе с образовательной лицензией (об этом — ниже) в качестве кода деятельности, вам необходимо выбрать ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».

Выбор системы налогообложения

Вместе с ИП подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Это УСН 15%, когда налоги считаются от суммы дохода, уменьшенной на расходы или УСН 6% — когда налоги считаются от дохода. Также очень удобной в этой деятельности является патентная система налогообложения (ПСН). Стоимость патента варьируется по регионам и составляет в среднем около 20 тыс. рублей в год.

Лицензирование

Официальное обучение детей с наличием образовательной программы, использованием методических материалов и работающими в заведении преподавателями подразумевает получение образовательной лицензии. Для этого подается заявление в Роспотребнадзор, в ведении которого — проверка вашего помещения на соответствие его всем нормам (прописаны в СанПиН 2.4.4.3172-14). Поле того, как этот орган выдаст положительное заключение, документ подается в местный комитет по образованию. Ему же необходимо предоставить учебную программу, данные об учителях и уже затем получить лицензию. Отдельного заключения от МЧС для выдачи лицензии не требуется, однако в процессе работы необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Также еще одним из требований можно назвать отсутствие судимости у предпринимателя (заказать справку можно через Госуслуги). Само лицензирование лучше начинать сразу после открытия клуба, а в случае проверок во время оформления, предъявлять копию заявления в Роспотребнадзор.

Срок получения образовательной лицензии после подачи полного пакета документов и заполнения заявки составляет 45 дней, госпошлина — 7500 рублей. Ответственность за работу без лицензии прописана в части 2 статьи 14.1. 2 КоАП РФ.

Основная проблема для небольших клубов заключается в том, что на практике многие требования к помещениям образовательных учреждений выполнить крайне трудно, потому что эти нормы явно создавались для крупных учреждений с большим количеством учащихся, а не для кружков с двумя-тремя преподавателями. Например, закон не разрешает открывать клубы в цокольных помещениях, а проверяющим может не понравится очень многое, начиная от материала стен до отсутствия пожарного выхода или дополнительного туалета. Более того, при лицензировании клуба предприниматель должен быть готов к тому, что с этого момента он будет находится в поле зрения проверяющих органов, а плановые проверки будут приходить к нему раз в три года.

В каких случаях лицензия не понадобится

Лицензия не нужна, если ИП с профильным образованием работает самостоятельно, не нанимая других сотрудников-педагогов. Других работников, которые не будут учить детей, например, администраторов, маркетологов, уборщиков и т.д. нанимать можно. Иногда предприниматели нанимают администраторов, которые фактически обучают детей. Но это довольно рискованно: в случае проверки узнать это будет несложно после простого опроса родителей.

2. Кружок, не ведущий образовательную деятельность

Чтобы сократить расходы и время на открытие и не получать лицензию, многие клубы пытаются найти обходные варианты и позиционируют себя не как образовательные учреждения, а как досуговые центры и кружки. При регистрации ими выбираются коды ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая», 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества». Однако одного лишь подбора необразовательного кода для работы без лицензии мало.

С точки зрения закона ничему учить такие заведения не имеют права, а могут лишь присматривать за детьми, развлекать, проводить занятия для общего развития. Никакие официальные сертификаты ученикам в таком случае не выдаются, а в рекламных акциях образовательный аспект старательно обходится стороной. Чтобы не нарушать закон, такие клубы заключают с родителями договоры о досуговой и воспитательной деятельности, организуют свободное посещение клуба, не нанимают на работу педагогов.

В случае проверки на выявление признаков образовательного учреждения (она обычно проводится при форс-мажорных обстоятельствах или поступления жалоб от недовольных родителей) кроме кодов ОКВЭД прокуратура обязательно будет проверять все, что похоже на учебную программу и методические материалы, обратит внимание на признаки регулярности занятий (например, если группы посещают занятия по вторникам и четвергам), рассмотрит формулировки в рекламе (например, обещания подготовить детей к поступлению в вуз). Также проверяющие будут обращать внимание на то, в качестве кого оформлены преподаватели, имеются ли у них дипломы, аттестаты и медкнижки педагогов, должностные инструкции с упоминаниями образовательной программы или стандартов. Разумеется, потребуются объяснения у руководителя клуба и родителей.

3. Сдача помещения в аренду преподавателям-ИП

Еще один вариант, когда лицензия не требуется — когда ИП выбирает ОКВЭД в категории “аренда” и приглашает других ИП с педагогическим образованием в свое помещение. То есть, фактически, сам ИП не держит клуб, а лишь сдает место для занятий с детьми. В таком случае лицензия не нужна ни ему, ни преподавателям. Однако в таком случае каждый педагог должен завести расчетный счет, онлайн-кассу, принимать деньги и заключать договоры с родителями.

Помещение и расположение клуба

Клубы робототехники лучше открывать в городах с населением не менее 50 тыс. жителей. Наиболее удачным будет соседство со школами, детсадами, торговыми центрами и ЖК.

Размещение самого клуба робототехники желательно в следующих местах:

здания с отдельных входом.

школы и университеты;

помещения в ТЦ недалеко от детских зон.

Если речь идет не об открытии и оснащении простого класса (например, на базе школы или вуза), а о клубе роботехники с отдельным входом, то помещение для него должно иметь:

1-2 учебных класса;

зону ожидания для родителей;

Учебные залы занимают порядка 20-25 кв. метров. Соответственно, если вы арендуете отдельное помещение с одним учебным залом, общая площадь помещения составит около 40 кв. метров, если с двумя — около 65-75 кв. метров.

Помещение должно быть расположено на первом или втором этаже, иметь хорошее естественное освещение и вентиляцию. В здании должна иметься возможность для установки системы видеонаблюдения и проведения высокоскоростного интернета. Плюсом будет расположение неподалеку остановок общественного транспорта и наличие парковки: многие родители привозят своих детей на занятие на личном авто.

В связи с ситуацией вокруг пандемии коронавируса нужно помнить о том, что помещение нужно будет обрабатывать спиртосодержащими и дезинфицирующими средствами, регулярное делать проветривание. Также желательно обзавестись бесконтактными термометрами и антисептиками для рук.

Оборудование

Одна из ключевых составляющих этого бизнеса — его технологическая начинка и конструкторы. Его выбор во многом связан с самой концепцией клуба и его учебным процессом. По принципам создания оборудование можно разделить на два типа.

Закрытое ПО и оборудование. Такой тип предполагает, что в обучении робототехнике для сбора роботов используются готовые схемы и блоки. Плюс — в простоте, минус — нельзя отойти от шаблонов и узнать, как все устроено внутри.

Открытое ПО и оборудование. Принцип такого типа оборудования в том, что разобрать его можно до мельчайших деталей. Есть возможность улучшать его и создавать абсолютно новые устройства.

Следовательно, выбирая первый тип, вы выбираете скорее развлекательный формат кружка, во втором — позволяете его участникам углубиться непосредственно в роботехнику и азы программирования. Соответственно, глубина образовательного процесса и свобода творчества тоже будут существенно отличаться.

Что касается выбора марок оборудования, то отдать предпочтения можно как российским, так и зарубежным производителям. Известные бренды на рынке — это Lego, «Роббо», Fischertechnik, VEX, ТРИК, Huna-MRT, RoboRobo, «Амперка», «Роботрек» и другие. Некоторые школы строят программу на наборах одного производителя, другие — комбинируют их в зависимости от задачи и возраста учеников.

Если речь идет о запуске бизнеса по франшизе, то вопроса с выбором марки может не стоять — некоторые компании обязывают пользоваться своим оборудованием, так как именно на нем построены учебные программы. Или, как минимум — дают четкий перечень всего необходимого.

Помимо конструкторов в клубах робототехники используются или могут использоваться:

Ноутбуки/компьютеры. Каждому ученику на время занятия должно быть предоставлено персональное рабочее место с ноутбуком или компьютером. Обычно клубы отдают предпочтения небольшим ноутбукам. Во-первых, они не занимают много места на столах, оставляя свободное место для конструкторов. А во-вторых, их удобно переносить с места на место и брать с собой на соревнования. При этом самые бюджетные варианты не подойдут — нужна хорошая видеокарта, а процессор должен быть довольно мощным для решения различных задач программирования.

Вам будет интересно  В ЕС рекомендовали для использования вакцину компании Moderna

Проектор. Современный клуб робототехники — это не то место, где преподаватели рассказывают “на пальцах”. Для демонстрации проектов перед классом понадобится хороший проектор с экраном.

Меловая/магнитно-маркерная доска/флипчарт. Что за школа без учебной доски? Выбрать можно как самую обычную деревянную или керамическую меловую доску, либо использовать более популярную сегодня магнитно-меловую доску.

Интерактивные столы. Иногда в подобных клубах встречаются интерактивные столы. С сенсорными экранами можно работать группами сразу по несколько учеников, создавая командные задачи. Такое оборудование будет стоить не меньше 150-200 тыс. рублей.

Тренировочные поля. Если клуб планирует принимать участие в соревнованиях, необходим комплект полей, которые будут расчерчены на траектории под разные виды соревнований, вроде робофутбола, квест-траекторий, кегельринга и прочего. Такие поля могут быть оборудованы магнитными полосами, табло, инфракрасными излучателями, бортиками с изменяемой высотой и т.д.

    3D-принтер/3D-ручки. Для обучения 3D-прототипированию и 3D-печати используются компактные 3D-принтеры. С их помощью ученики смогут превращать собственные рисунки или готовые модели в пластиковые артефакты. Эти печатные детали могут использоваться для расширения функций у готовых роботов. Иногда взамен дорогостоящих 3D-принтеров выбираются 3D-ручки, с помощью которых удобно пусть не печатать детали, но хотя бы крепить датчики или модули.

    Шкафы для конструкторов и инструментов. Конструкторы и инструменты должны храниться в шкафчиках, желательно, запирающихся на ключ для избежания краж. Чтобы каждый конструктор лежал на своем месте и хранение было удобным, лучше приобрести пластиковые боксы.

    Стулья и парты. Парты и стулья могут быть как самыми обычными, так и с наворотами, например, с регулировкой высоты.

    Антистатические коврики и браслеты. Специальные покрытия для пола или стола помогут значительно уменьшить или исключить накопление электростатического заряда при работе с электроникой. Также на руку ученикам надеваются антистатические браслеты с резистором для защиты от тока при случайном прикосновении к токопроводникам. Через резистор браслет соединяется с заземлением.

    Набор инструментов. Если ученики будут собирать свои проекты, потребуются различные инструменты, такие как плоскогубцы, ножницы, отвертка, дрель, термоклей, болты, гайки, саморезы, разъемы, проводки и так далее.

    Подчеркнем, что иметь все оборудование, которое связано с робототехникой, необязательно и переплачивать за одно его наличие не нужно. Оборудование подбирается только после того, как была продумана образовательная программа. Если клуб будет открываться на базе учебного учреждения или офиса, многое из списка может уже иметься в наличии.

    При оснащении клуба будьте осторожны с “особо уникальными вариантами” — всегда нужно помнить о ликвидности оборудования и о том, сможете ли вы легко продать накупленное в случае провала.

    На оснащение класса на 8 учебных мест по робототехнике и 3D-моделированию (включая ноутбуки, конструкторы, 3D-принтер и 3D-ручки) уйдет около 500 тыс. рублей. К слову, некоторые сетевые компании имеют услуги по пакетному оснащению классов, без необходимости приобретать франшизу.

    Кроме того, не стоит забывать о мебели для зоны ожидания для родителей и ресепшн, также понадобится оргтехника, CRM-система, онлайн-касса.

    Сотрудники клуба робототехники

    Поиск педагогов — одна из главных трудностей в этом бизнесе, хорошие специалисты на дороге не валяются. Именно недостаток профессиональных кадров в технической сфере может стать тем камнем преткновения, который не позволит создать вам конкурентоспособный бизнес. Задача упрощается, если в роли преподавателя или преподавателей выступит сам предприниматель или его партнеры по проекту.

    Для найма на работу и выполнения обязанностей у преподавателя помимо диплома о педагогическом образовании (или сертификата о курсах переподготовки по квалификации “преподаватель”) должны иметься санкнижка и справка об отсутствии судимости.

    Мало того, что сотрудников нужно отыскать, так еще их нужно должным образом подготовить и суметь удержать. Велик риск того, что действительно хорошего преподавателя могут “схантить” конкуренты либо в один прекрасный день ему предложат более хлебную должность в другом городе. Поэтому предпринимателю придется держать руку на пульсе, предложив сотруднику комфортные условия работы и привлекательные варианты оплаты труда. Зарплата может быть как сдельной, где сумма определяется по количеству проведенных занятий, так и фиксированной.

    Реклама клуба

    Рекламные кампании клубов робототехники обращаются к родителям. Именно они, а не дети, принимают решение о записи ребенка в клуб, именно родители платят деньги, и именно их “боли” и потребности нужно учитывать в любом рекламном месседже.

    О новом клубе потенциальные клиенты должны узнать еще до фактического открытия, поэтому рекламную кампанию можно начать заблаговременно. На продвижение клуба, который хочет не затеряться среди конкурентов, придется потратить порядка 200 тыс. рублей. В дальнейшем потребуется тратить на раскрутку не менее 20 тыс. рублей в месяц. В качестве маркетинговых инструментов и каналов продвижения для клуба робототехники можно использовать как офлайн, так и онлайн-направление.

    Онлайн-направление:

    Социальные сети. Подойдут “Вконтакте”, “Инстаграм”, Facebook, где вы можете создать аккаунты клуба и делать таргетинговую рекламу.

    Сайт. Сайт — это то место, куда будет вести ваша реклама в сети, а также способ рассказать о себе больше и представиться потенциальному клиенту. Для этих целей отлично подойдет одностраничник. Разумеется, чисто и красиво оформленный и вызывающий доверие у клиентов.

    Реклама в СМИ города. Это могут быть как разовые публикации в онлайн-СМИ или видеосюжеты на ТВ, так и информационное партнерство с серией материалов.

    Контекстная реклама. Клубу робототехники нужно быть заметным в интернете, с чем поможет настройка рекламных кампаний в Яндекс.Директ и Google Adwords.

    Офлайн-направление:

    Наружная реклама. Если вы работаете в здании, где можно повесить наружную вывеску, то это необходимо сделать. Также можно расклеивать объявления и раздавать флаера в районе клуба или местах скопления целевой аудитории.

    Сарафанное радио. Все знакомые, друзья, родственники и соседи должны точно знать, чем вы занимаетесь, наверняка именно их дети станут вашими первыми учениками. Иногда нам кажется, что все вокруг и так в курсе, однако проверка здесь простая. Спросите себя, а знаете ли вы точно, чем занимаются они.

    Дни открытых дверей/открытые и пробные уроки. Наглядный формат знакомства потенциальных клиентов с работой клуба — пригласить их посмотреть на его работу вживую и позволить ребенку посетить бесплатный пробный урок.

    Мастер-классы и квесты. Проводить их можно как на своей площадке, так и в других местах, например, в торговом центре. Во время таких мероприятий вы можете продавать скидочные абонементы на занятия.

    Реклама в школах и детских садах. Вы можете договориться с руководством школы о презентации кружка для учеников во время классных часов или родительских собраний, чтобы презентовать клуб родителям. Можно просто раздать листовки и рассказать все основное за 15 минут, а можно прихватить с собой робота и провести ознакомительный мастер-класс.

    Участие в мероприятиях. Сюда входят тематические городские мероприятия по теме детского образования — всевозможные выставки, ярмарки, фестивали, конференции, слеты, лагеря и прочее.

    Партнерство. Вы можете открыть и/или развивать клуб в рамках партнерства с госучреждением или частным бизнесом, работающим в смежной сфере и заинтересованном в образовании детей.

    При любой возможности старайтесь собирать отзывы (желательно, в видеоформате). Затем их можно будет использовать для повышения доверия будущих клиентов на сайте клуба или в соцсетях.

    Финансовые расчеты бизнеса

    Вложения. Ориентировочный уровень вложений для небольшого клуба робототехники с одним учебным классом, работающий в крупном региональном городе, в помещении 40 кв. м. и с отдельным входом превысит 1 млн. рублей. Обращаем внимание, что в стартовые затраты ниже не включены расходы на разработку и тестирование учебной программы.

    Ремонт и дизайн помещения

    Закупка оборудования для занятий (8 учебных мест)

    Аренда помещения за 2 месяца

    Меблировка (парты, стулья, шкафы, доска)

    Оснащение зоны ожидания

    Регистрация, лицензия, патент

    Рекламная кампания на старте (сайт, реклама в СМИ, контекст, раздаточная реклама, соцсети)

    Прочее (хозтовары, канцтовары, антисептики и прочее)

    Выручка. На этапе планирования доходов задача предпринимателя — с учетом посещаемости и всех расходов рассчитать уровень дохода, который позволит ему выходить в ноль (точка безубыточности), а уже затем, отталкиваясь от этой цифры, понять объем продаж для извлечения желаемой прибыли. Лучше всего нацеливаться на то, чтобы делать бизнес безубыточным с первого же месяца работы. Поэтому продажу абонементов можно начать заблаговременно еще до старта работы.

    Максимальная пропускная способность одного класса составляет около 120 человек в месяц. При средней стоимости месячного абонемента в 3 тыс. рублей, выручка составит 360 тыс. рублей. Сезонность в этом бизнесе связана с периодом летних каникул и отпусков.

    Ежемесячные расходы. Постоянные затраты клуба роботехники могут достигать до 60% от выручки. основных затрат потребуют ФОТ, реклама, аренда.

    Фонд оплаты труда (2 преподавателя)

    Коммунальные услуги, интернет

    Прибыль и окупаемость. При приведенных показателях клуб сможет приносить около 200 тыс. руб. в месяц. Срок окупаемости составит от полугода работы. На практике сроки могут растянутся на год и больше, поэтому необходимо иметь так называемую “подушку безопасности”. При первых доходах наиболее целесообразно будет пускать деньги не на личные цели, а в развитие бизнеса, разработку новых учебных программ и, конечно же, в рекламу: для клубов робототехники крайне важно создать эффект сарафанного радио, чтобы о нем знали и говорили.

    Масштабирование бизнеса

    Многие предприниматели, едва поставив на ноги один клуб, бросаются открывать второй, третий и так далее. Желание не упустить выгоду может несколько застилать глаза. Открытие уже кажется проще — новая регистрация не требуется, знания и, главное, — клиенты есть! Более того, открытие новой точки может быть выгодно и предпринимателю, и преподавателям, ведь они могут вести занятия сразу в нескольких ваших клубах.

    Но обычно на практике бывает так, что в результате поспешного запуска новых филиалов все слабые моменты, которые имелись в одной школе, масштабируются на несколько школ, а сам бизнес вскоре становится неуправляемым и трещит по швам. Из этого следует простой вывод — масштабировать бизнес нужно только после наработки должного опыта, откатки учебной программы, освоения и доведения до автоматизма всех бизнес-процессов.

    https://hightech.fm/2019/04/04/aripix-robotics
    https://www.openbusiness.ru/biz/business/robotics/