Закон об инвестициях рк – Финансовый обозреватель

Закон об инвестициях рк – Финансовый обозреватель

АО НК «Kazakh Invest»

Содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Казахстан путем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и комплексного сопровождения инвестиционных проектов

Привлекай инвестиции или проиграешь/Бизнес и закон

Итальянские инвесторы реализовали первый проект в сфере ВИЭ в Актюбинской области

ИНВЕСТОРАМ В РЕГИОНЕ – МАКСИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Преимущества ведения бизнеса в РК представил Глава государства в Германии

В Казахстане с участием зарубежных инвесторов прорабатывается порядка 170 проектов

Зарубежных инвесторов больше всего интересует Алматинский регион

К. Токаев назвал Алматы лидером по уровню преступности

Меры государственной поддержки

Соглашения на сумму около $9 млрд подписаны в рамках Kazakhstan Global Investment Roundtable

СЭЗ Павлодар

Инвестиционные преференции

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  1. юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
  2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  2. государственные натурные гранты — максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. преференции по налогам:
    • корпоративный подоходный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
  2. инвестиционная субсидия;
  3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  4. государственные натурные гранты.

По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее — инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

  • ввозными таможенными пошлинами;
  • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

  • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному Правительством Республики Казахстан. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

4) юридическое лицо не является:

автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

Вам будет интересно  Совет директоров McDonald's одобрил повышение квартальных дивидендов на 10%

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Нур-Султан, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

  • Главная
  • Об институте
  • Наука
  • Международное сотрудничество
  • Книги
  • Журнал газета
  • Этика
  • Контакты
  • Обратная связь
  • Архив

30 лет независимости Казахстана

Комиссия по этике и антикоррупции ГУ «Институт истории государства» комитета науки МОН РК

Международная научно-практическая конференция «Мәңгілік Ел», посвященная 550-летию образования Казахского ханства

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

07.02.2018

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Исследование сути и содержания инвестиционной политики государства всегда находились в центре внимания не только экономической, но и исторической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы социально-экономической сферы, определяя процесс экономического роста страны в целом, что в конечном итоге закономерно отражается и на повышении благосостояния народа.

При этом одной из главных стратегических задач является привлечение в страну иностранных инвестиций, позволяющих реализовывать программу стабильного экономического роста.В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан – 2050: Новый политический курс состоявшегося государства» говорится, что наша модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций» [1].

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. Однако сами по себе инвестиции не способны обеспечить какой-либо экономический эффект, если не будут вовлечены в процесс инвестирования.

Инвестиционный процесс можно рассматривать как совокупность экономических отношений, направленных на поддержание, расширение и воспроизводство инвестиционных средств. Из этого следует, что экономическая сущность инвестиционного процесса состоит из преобразования инвестиционных ресурсов в материальное богатство и общественные блага. Поскольку «политика есть концентрированное выражение экономики», постольку инвестиционная политика, формируя инвестиционные процессы, определяет экономическое и социальное развитие страны. Инвестиционная политика с одной стороны определяется производственными процессами, а с другой – воздействует на них.

На основе вышесказанного можно было бы констатировать, что государственная инвестиционная политика – это совокупность экономических отношений между государством и хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения, и потребления ограниченных инвестиционных ресурсов. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности [2].

На первом этапе инвестиционной деятельности (1992-1993 гг.) одним из конкретных шагов привлечения иностранного капитала стала передача предприятий в управление зарубежным фирмам. А результате методом проб и ошибок был наработан ценный опыт. Все предприятия, переданные в иностранное управление, своевременно погасили задолженности по зарплате, внесли средства в пенсионный фонд, возвратили долги энергетикам, транспортникам и другим смежникам. Иностранные фирмы привлекли ресурсы почти на миллиард долларов США. На выкупленных предприятиях было занято к 1996 году свыше 200 тыс. работников. По официальным данным, за 1994-1995 годы в экономику Казахстана было привлечено в форме официальной помощи, займов и экспортных кредитов зарубежных государственных финансовых учреждений и частных компаний более 3 млрд долларов США. Несмотря на принимаемые решительные меры по оздоровлению экономики, рыночные реформы в начале 90-х годов проходили болезененно, в условиях обострения социально-экономической обстановки, вызванной последствиями бывшей советской экономики [3].

На втором этапе инвестиционной деятельности (1994-1997 гг.) в результате либерализации экономики стал возможным доступ зарубежных инвесторов к ключевым отраслям казахстанской экономики. С 1995 г. наблюдаются высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций в металлургический комплекс. В 1996 г. по сравнению с 1994 г. инвестиции в эту отрасль выросли более чем в 100 раз.

В 1997 г. в группу лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Казахстана, вышли: Япония, объем инвестиций – более 381 млн. долларов США, или 25,4 %; США – 322,4 млн. долларов США, или 21,5 %; Великобритания – 255 млн. доларов США, или 17 %. При этом было вложено в черную металлургию 40 % всех иностранных прямых инвестиций, 21,6 % — в нефтегазовый сектор; 9,4 % — энергетику. В этот же период в структуре инвестиций 49% приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1% — на портфельные инвестиции, 28% — на кредитные средства, 22% — на займы международных финансовых организаций [4].

Всего в 1997 году прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана было вложено более 7 млрд. долларов США. В результате на каждого казахстанца теперь приходилось по 165 долларов иностранных инвестиций, что в пять раз больше, чем в России. С 1999 года наблюдается позитивная тенденция роста вложений капитала инвесторами в реальный сектор экономики. В 2001 году Казахстан по объему инвестиций на душу населения продолжал занимать первое место среди стран СНГ и стал вторым в бывшем социалистическом лагере после Венгрии [5].

В ходе третьего этапа привлечения иностранного капитала (1998-2008 гг.) была осуществлена приватизация ряда крупных предприятий по инвестиционным проектам. По данным Агентства по инвестициям, общий объем привлеченных средств иностранных компаний, банков и других заимодателей в 2004 г. превысил 10 млрд. долларов США. В структуре вложенных инвестиций доля минерально-сырьевого комплекса составляла 65%, при этом осуществлялась реализация 208 проектов по углеводородному сырью. Программа действий Правительства РК на 2004-2006 гг. включала разработку более 40 месторождений нефти с привлечением иностранных инвестиций. После нефтегазового сектора последующие места в деле участия иностранных инвестиций заняли цветная металлургия (22,8%), топливно-энергетическая промышленность (4,3%) и черная металлургия (4,1%).

Вам будет интересно  Как составить эффективный бизнес-план гостиницы

Самыми быстрыми темпами в Казахстане продолжала развиваться нефтегазовая отрасль. Разведанные запасы нефти составили 30 млрд. баррелей, то есть 4 млрд. тонн, газа – 3 трлн.кубических метров. Извлекаемые запасы нефти Казахстана увеличились почти в два раза. 18 сентября 2005 года в Казахстане была добыта миллиардная тонна нефти. Не случайно, что иностранных инвесторов привлекала возможность инвестиций именно в нефтегазовую отрасль.Объем инвестиций, направленных в нефтедобывающую промышленность, в 2004 году составил 5,5 млрд долларов США, или 84% от общего объема инвестиций в страну. На долю 10 крупных добывающих компаний – «Тенгизшевройл», «Карачаганакская Интегрированная Организация», «Мангистаумунайгаз», «Узеньмунайгаз» и других приходилось 90% инвестиций [5].

Начиная с середины 2000-х годов Казахстан сам становится активным инвестором. На территории СНГ инвестиции из страны составили 25 млрд. долларов США. И этот поток стал увеличиваться, поскольку появившийся класс национальных инвесторов все активнее стал конкурировать на внешних рынках. Крупные отечественные компании владели объектами в России, Кыргызстане, Таджикистане, Грузии, Украине. В Кыргызстане действовали более 400 предприятий с участием казахстанского капитала в таких секторах экономики, как энергетика, газовая отрасль, промышленность, производство стройматериалов, банковский сектор.А всего за последние 10 лет Казахстан инвестировал в экономику Кыргызстана более 1 млрд. долларов.

По данным Агентства по статистике, к середине 2007 года рост инвестиций отмечался практически во всех регионах республики. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 1990 годом увеличился в 1,4 раза и составил около 3400 млрд. тенге. В отраслевой структуре около 50% всех инвестиций в основной капитал направлялись на развитие горнодобывающей промышленности. По технологической структуре инвестиций в основной капитал значительно увеличились затраты на строительно-монтажные работы [5].

К следующему четвертому этапу инвестиционной деятельности по привличению иностранного капитала в экономику страны условно можно было бы отнести 2010-2017 гг. Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2010 г. составил 7,3 % (19,8 млрд. долларов) по отношению к предыдущему году. При этом за 2009 г. по отношению к 2008 г. (10,6 млрд. долларов) рост составил 73% (18,5 млрд.долларов).

Наибольший объем валового притока инвестиций был в 2012 году, который составил 28,9 млрд. долларов США. Однако затем последующие 3 года в связи с рядом внутренних и внешних факторов наблюдается спад инвестиций (снижение с 28,9 млрд. долларов США до 14,8 млрд. долларов США). В связи с ухудшением глобальной экономической конъюнктуры и снижением мировых цен на энергоресурсы и металлы заметен спад потока инвестиций в 2015 году на 37% (снижение с 23,7 млрд. долларов США в 2014 году, до 14,8 млрд. долларов США в 2015 году). Основной причиной отрицательной динамики прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является спад инвестиций в добычу сырой нефти и природного газа на 62% (на 4,5 млрд. долларов США меньше, чем в 2014 году).

Но после постепенного спада инвестиций с 2013 года в 2016 году удалось переломить негативные тренды. Так, в 2016 году вновь возобновился рост инвестиций — валовый приток ПИИ вырос почти на 40%.

По данным Национального Банка Республики Казахстан за 2005-2016 гг. объем валового притока ПИИ в Республику Казахстан составил 243 млрд. долларов США, из них в 2016 году – 20,6 млрд. долларов США, что больше по сравнению с 2015 годом на 40 %. А всего за годы независимости Казахстан привлек более 260 млрд. долларов иностранных инвестиций [6].

В результате осуществления намеченных Главой государства во второй половине 2000-х годов решительных мер Казахстан преодолел переходный этап по преобразованию экономики в рыночную. США и Евросоюз признали, что Казахстан является страной с рыночной экономикой. Республикой был достигнут необходимый уровень открытости экономики с минимальным вмешательством государства; внешняя торговля практически либерализована; 80% собственности стала частной, практически была обеспечена макроэкономическая стабильность, достигнута устойчивость обменного курса тенге.

В результате, после более 19 лет переговоров, 27 июля 2016 года Казахстан официально вступил в ВТО (Всемирную торговую организацию). Объем внешней торговли РК после вступления в ВТО достиг 120 миллиардов долларов. Значительно расширилась география торговых отношений. Если в середине 90-х годов Казахстан имел торговые связи только со странами постсоветского пространства, то сегодня мы торгуем со 185 государствами мира. Вступлением Республики Казахстан в ВТО осуществилась одна из важнейших задач стратегического курса страны на интеграцию в мировую и региональную экономику.

Таким образом, в ходе реализации Инвестиционной политики государства Казахстан добился значительных успехов в развитии своего социально-экономического потенциала. Благодаря полученному иностранному капиталу Республика Казахстан укрепила свои позиции в качестве страны, обладающей мощными энергоресурсами и имеющей амбициозные, но в то же время устойчивые планы на будущее.

В 2016 году на торжественном собрании, посвященном 25-летию независимого Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев перечислил «7 глобальных триумфов страны, отмеченных авторитетными мировыми экспертами». К числу больших достижений он отнес: «Привлечение в Казахстан 260 млрд.долларов иностранных инвестиций, что является признаком глобального доверия мирового бизнеса к нашей стране». Далее он отметил, что «в самые сложные годы к нам пришли такие инвесторы, как Бритиш Петролеум, Шелл, Эксон Мобилл, Шеврон, Аджип, Дженерал Электрикс, Дженерал Моторс, Миттал, Тойота, Самсунг и многие другие, которые принесли нам не только большие средства, но и привели технологию, науку и учили наших граждан работать на современном уровне» [7].

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для притока инвестиций, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

В то же время не менее важное значение для РК имеют внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст со временем ощутимый толчок развитию отечественного производства.

Вам будет интересно  "Обувь России" сменит название

В то же время в свете кризисных явлений в мировой экономике в последние годы усилилась конкуренция между государствами по привлечению инвестиций.

Поэтому для обеспечения структурных преобразований экономики и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает продолжение активной инвестиционной политики государства по дальнейшему привлечению иностранного капитала в страну.

В связи с этим в настоящее время Правительством РК проводится целенаправленная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В 2011-2012 годах ОЭСР провел Обзор инвестиционной политики Казахстана с использованием Основ для политики привлечения инвестиций (PolicyFrameworkforInvestment). По итогам обзора были разработаны 12 рекомендаций для улучшения инвестиционного климата Казахстана. На сегодняшний день уже учтено большинство рекомендаций ОЭСР [8].

Так, ряд рекомендаций был учтен в рамках принятых законодательных актов РК, таких как законы по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности, по вопросам налогового и таможенного администрирования, о государственно-частном партнерстве, а также Предпринимательский кодекс, предусматривающий новые стимулы для инвесторов и механизм инвестиционного омбудсмена.

В частности, по поручению Президента РК Н.А.Назарбаева проведена оптимизация загранучреждений Казахстана с переносом фокуса на привлечение инвестиций и развитие экономики. Выбраны 10 приоритетных стран (США, Великобритания, Италия, Южная Корея, Иран, Япония, Германия, Франции, КНР, Индия), куда направляются специальные советники по инвестициям, открыты 5 зарубежных представительств АО «KaznexInvest» в Нью-Йорке, Дубае, Франкфурте, Стамбуле и Пекине.

Эти представительства оказывают весь спектр услуг для всего региона и выступают в качестве «одного окна» за рубежом. В частности, содействуют в подготовке документов, проводят консультации по таким вопросам, как определение инвестиционной площадки, подбор партнеров и др.

В Казахстане активно действуют такие диалоговые площадки, как Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-Министре РК и инвестиционный омбудсмен, которые призваны оперативно решать проблемные вопросы, возникающие в ходе инвестиционной деятельности в Казахстане. Во всех регионах активно работают Советы по привлечению инвестиций под руководством акимов. Это мини-правительственные советы в регионах, которые занимаются как конкретными вопросами инвесторов (подключение к сетям, инфраструктура, доступ к земле и др.), так и улучшением инвестиционного климата в регионе.

Одним из нововведений в рамках улучшения инвестиционного климата страны стало внедрение принципа «одного окна» для инвесторов (свыше 300 государственных услуг). «Одно окно» для инвесторов – это не просто механизм. Это единая точка для предоставления инвесторам скоординированной государственной поддержки и сокращения бюрократической волокиты. Инвесторов сопровождают от входа на рынок Казахстана до конечной реализации проекта [8].

За период независимости Парламентом РК рассмотрено и ратифицировано 49 соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций с иностранными государствами и одно соглашение с государствами-членами Евразийского экономического союза. Парламентом 20 октября 2015 г. был принят Предпринимательский кодекс, в содержание которого были целиком включены нормы Закона «Об инвестициях» (Глава 25.Государственная поддержка инвестиционной деятельности, статьи 273-296).

К инвестиционному законодательству можно отнести и Конституционный закон РК от 7 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре «Астана», поскольку он был принят с целью привлечения иностранных инвесторов.С 1 января 2016 года введен в действие новый Гражданский кодекс, где новеллой стало изменение в разрешение инвестиционных споров, которые будут рассматриваться судом первой инстанции города Астаны и Верховным Судом РК [8].

Весьма значительным событием в деле реализации инвестиционной политики страны стало принятие 22 августа 2017 г. Правительством РК Программы по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 гг.» (далее — Стратегия). По мнению министра по инвестициям и развитию РК Ж.Касымбека, при успешной реализации Стратегии, в течении предстоящих пяти лет прогнозируется поэтапный рост валового притока прямых инвестиций в экономику до 26% к уровню 2016 года, а инвестиций, ориентированных на повышение эффективности, то есть ориентированных на экспорт — до 50%. Вместе с тем, ожидается рост внутренних инвестиций, так, объем инвестиций в основной капитал несырьевого сектора увеличится на 46%» [9].

Таким образом, радикальная инвестиционная политика в современных условиях выступает важнейшим рычагом преодоления негативных последствий экономического кризиса, структурных сдвигов в экономике, технического прогресса, повышения хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса на основе государственной инвестиционной политики является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. В то же время рост экономики и все возрастающие потребности в капитале и технологиях требуют дальнейших институциональных реформ по созданию привлекательных инвестиционных условий и большей защите прав инвесторов в Казахстане.

Талгатбек Аминов,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

к.и.н., ассоцированный профессор

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства. – Астана, 2013.
2. Ускенбаева А.Р. Инвестиционная политика: сущность, приоритеты и специфика формирования в Казахстане. – Караганда. 2002.
3. Оспанов М.Т., Мухамбетов Г.И. Иностранный капитал и инвестиции: воросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 1997.
4. Дюсегалиева С.Б. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан: этапы и пути становления. – Астана, 2014.
5. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана. Учебник. – Алматы, 2010.
6. Статистика прямых инвестиций по направлению вложения. Национальный банк РК, 2016 ( www.nationalbank.kz/?docid=680&switch=russian).
7. Выступление Главы государства на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан. Казхстанская правда, 16 декабря 2017 года.
8. Материалы Правительственнго часа, проведенного в Мажилисе Парламента РК с Министром иностранных дел Республики Казахстан Е.А.Идрисовым на тему «Экономическая дипломатия – главное направление внешней политики Республики Казахстан». – Астана, 10 октября 2016 года.
9.Давыдова К. Национальная инвестиционная стратегия принята Правительством РК (корреспондент Zakon.kz. http://abctv.kz/ru/tag).

Директор ГУ «Институт истории государства»
Әбiл Еркiн Аманжолұлы

https://finans-info.ru/investicii/zakon-ob-investiciyax-rk-finansovyj-obozrevatel/
http://www.history-state.kz/ru/?ELEMENT_ID=1073