Закон об инвесторах 2020 г.
24.07.20 г. Советом Федерации был одобрен принятый в третьем чтении закон «О внесении изменений в ФЗ № 39 от 22.04.96 г. ″О рынке ценных бумаг″». Изменения в данном законе по логике создателей направлены на защиту неопытных инвесторов при работе с финансовыми инструментами на фондовом рынке, а также на повышение степени доверия со стороны населения к бирже. Варианты обсуждались уже давно, основная цель поправок – привлечение частного капитала на биржу. Изменения вступят в силу с апреля 2022 г.
Категории инвесторов
Обновленный закон о квалифицированных инвесторах устанавливает две категории, как было и до изменения в законодательстве:
квалифицированные
неквалифицированные
В категорию неквалифицированных относят всех новичков, не имеющих опыта в торговле финансовыми инструментами. Чтобы защитить таких незнающих людей от денежных потерь, им недоступны операции с некоторыми активами.
К квалифицированным участникам относятся физ. и юр. лица, имеющие опыт работы на бирже. Они могут совершать сделки с любыми активами, без ограничений.
Физические лица
Чтобы получить квалифицированный статус, инвестор должен удовлетворять установленным законом требованиям. На сегодняшний день квалификация инвесторов определяется на основании Указания Банка России от 29.04.15 г. № 3629-У. Физ. лицу следует обратиться к выбранному брокеру и представить подтверждающую документацию. Брокерская компания проверяет представленные документы и выносит решение о включении лица в реестр квал. инвесторов или об отказе во включении в реестр.
Критерии получения статуса для физ. лиц:
- по суммарным активам – владеть активами на сумму от 6 млн. руб.;
- по опыту работы – не менее 2- х лет в фирме, совершающей сделки не бирже;
- по активности – проводить не менее 1 сделки в месяц и от 10 сделок за квартал. Суммарный объем сделок должен быть от 6 млн. руб. за последние 4 квартала;
- по образованию – диплом о высшем экономическом образовании, аттестат или сертификат, выданные образовательным учреждением, осуществляющим аттестацию в сфере профессиональной деятельности на бирже
Закон о квалификации инвесторов также вносит поправки в ведение реестра, учитывающего их. Ранее каждый брокер вел собственный реестр и при переходе от одной брокерской фирмы в другую клиенту приходилось заново подтверждать свой статус.
Поправки к закону позволяют ввести новый, единый реестр квалифицированных участников рынка. Это позволит инвестору не проходить подтверждение квалификации при смене брокерской компании.
Юридические лица
Квалифицированный статус имеют компании, перечисленные в п.2 ст. 51.2 Федерального закона № 39 – клиринговые фирмы, АИФ, ПИФ, АСВ и т.д.
При этом его также сможет получить юр. лицо, являющееся коммерческим предприятием. Т.е. некоммерческие организации отпадают. Компания, генерирующая прибыль, для получения статуса должна отвечать хотя бы одному из критериев:
- собственный капитал более 200 млн. руб;
- совокупная сумма сделок на бирже от 50 млн. руб;
- выручка более 2 млрд. руб. в год;
- сумма активов свыше 2 млрд. руб.
С 2022 г. изменится показатель выручки и чистых активов. Минимальный показатель выручки вырастет до 30 млрд., а сумма активов снизится до 700 млн. руб.
Ограничения
Новый закон о категориях инвесторов предусматривает ограничения для неквалифицированных участников. Они не смогут использовать кредитное плечо, открывать короткие позиции и приобретать сложные финансовые инструменты – фьючерсы, опционы, паи закрытых паевых фондов, акции 3-го уровня Московской биржи и др.
Акции зарубежных компаний будут доступны инвесторам без статуса, если они включены в расчет фондовых индексов. Перечень доступных индексов будет подготовлен Центробанком РФ к началу следующего года.
Закон ограничивает покупку структурных облигаций на бирже, при этом сохраняет право на приобретение полиса ИСЖ, а также структурных продуктов банковских компаний и страховщиков.
Закон о квалифицированных инвесторах также предусматривает ответственность брокера за реализацию актива, к которому у неквалифицированного инвестора нет доступа. Если это произойдет, брокера обяжут выкупить «запрещенные» активы обратно, а также возместить расходы на брокерскую комиссию.
Неквалифицированный инвестор сможет купить:
- акции и облигации голубых фишек Мосбиржи;
- государственные и муниципальные облигации;
- паи биржевых ПИФ;
- валюту;
- ETF российских провайдеров FinEx и ITIFunds
По новым правилам все инвесторы смогут принимать участие в IPO, если эмитент ценной бумаги котируется на Московской бирже. Если же российский эмитент решит размещаться на иностранной площадке — например на Лондонской бирже — то доступ туда через российских брокеров будет предоставляться только инвестором со статусом.
Как получить доступ к «запрещенным» активам
Закон о категоризации инвесторов оставляет для ″неквалов″ возможность проводить сделки с активами, отсутствующими в перечне разрешенных. Для этого физ. лицу потребуется пройти тест, состоящий из 2-х блоков:
- самооценка;
- знание об инструменте
Например, если инвестор захочет приобрести фьючерсы, то ему придется сдать тест на знание именно этого инструмента. Тестирование будет бесплатным.
На сегодняшний день формат тестирования и список вопросов еще не определены. Но предполагается, что ответы на тест должны определить, насколько тестируемое лицо разбирается в данном инструменте и в какой степени может оценить риски совершаемых сделок.
Если инвестор не прошел тестирование, он сможет попытаться сдать тест повторно, получив перед этим комментарии от своего брокера о работе данного инструмента.
Также за клиентом закрепляется право «последнего слова». Т.е. если он не сдал тест, но ему крайне необходимо купить запрещенный ему инструмент, он может сделать это, соблюдая ряд требований:
- брокер должен письменно уведомить клиента обо всех возможных рисках, связанных с активом, а инвестор дать свое письменное согласие на принимаемые риски. Таким образом, брокер полностью освобождается от ответственности за финансовые потери клиента;
- сумма сделки ограничена 100 тыс. руб. или 1 лотом, если стоимость лота больше ограничительной суммы.
Закон не имеет обратной силы
В международной практике существует принцип охраны интересов инвесторов от изменений в законодательстве по вопросам обращения активов на бирже. Их также называют «дедушкины оговорки».
Смысл таких «оговорок» заключаются в том, что новый закон о категоризации инвесторов не отменяет и не изменяет сделки, заключенные до его принятия. Т.е. если неквалифицированный участник рынка владеет «запрещенным» активом и приобрел его до изменения в законодательстве, то никто не вправе забрать у него данный актив.
Закон включает в себя следующие оговорки:
- зарубежные бумаги, торгующиеся на бирже до внесения изменения в законодательство и не соответствующие новым требованиям, продолжат находиться в обороте;
- инвесторы, ранее признанные квалифицированными, сохранят свой статус;
- инвесторы без статуса, владеющие «запрещенными» активами, могут после внесения поправок проводить с ними сделки без прохождения тестирования
Таким образом, изменения в законе о категориях инвесторов направлены главным образом на новичков фондового рынка. Для физ. и юр. лиц, уже торгующих на бирже, кардинально ничего не поменяется.
Комментарии по поводу изменений
Изменения в законодательстве о категориях инвесторов получили различные отзывы, некоторые из которых приведены ниже.
Мнение главы Госдумы по фин. рынку А. Аксакова:
Президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков считает, что
Заместитель генерального директора «Открытие Брокер» А. Салащенко также высказался о новом законе о квалификации инвесторов:
Президент Национальной финансовой ассоциации Василий Заблоцкий:
Мое мнение
Закон по отношению к неквалифицированным инвесторам выглядит как компромисс законодателей с индустрией, сдвинутый в сторону индустрии. Наилучшее описание: «нельзя, но если хочется, то можно». Т.е. с одной стороны неопытный участник рынка будет формально защищен от инструментов с высоким риском, но с другой обойти ограничения видимо будет нетрудно. К тому же стоит ожидать лояльного отношения брокера вплоть до конкретной помощи в прохождении теста — сделки клиента в его интересах.
Плюсом выглядит то, что законодатели не стали препятствовать россиянам открывать зарубежные брокерские счета, ограничившись более строгой отчетностью по ним. В результате российский инвестор может как покупать биржевые ПИФы и ряд ETF на Московской бирже через российских посредников, так и идти за более широким набором биржевых фондов к иностранному брокеру. В целом закон кажется мне вполне разумным, поскольку ответственность за финансовое образование в первую очередь лежит на самом инвесторе, а не на ком-то еще.
Закон о краудфандинге. С 2020 г. инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции, ждут ограничения
Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ урегулировал деятельность по розничному финансированию (краудфандингу), то есть когда несколько лиц, в том числе обычные граждане, вкладывают деньги в проект с использованием специальной интернет-площадки. Теперь для лиц, привлекающих инвестиции, и инвесторов предусмотрены ограничения. Например, одно лицо сможет привлекать не более 1 млрд руб. в год. А физические лица без статуса профессионального инвестора будут вправе вкладывать не более 600 000 руб. Новые требования предусмотрены и для самих инвестиционных платформ. Они должны иметь не менее 5 млн руб. собственного капитала, а также включиться в реестр, который будет вести Банк России. Помимо этого, новым законом установлено, что является утилитарными цифровыми правами и как они учитываются.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 259-ФЗ). В нем урегулированы отношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, которые находят друг друга с помощью инвестиционных платформ.
Закон № 259-ФЗ был подготовлен во исполнение Стратегии для развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р. В документе говорилось о необходимости развития коллективного финансирования — краудфандинга и краудинвестирования. Изначально законопроект назывался «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)». В самом тексте проекта тоже говорилось о краудфандинге как о розничном финансировании. Однако впоследствии термин «краудфандинг» из проекта исключили. Многие эксперты отмечают, что текст Закона № 259-ФЗ больше относится к краудинвестингу — это разновидность краудфандинга. Их отличия заключаются в следующем: при краудфандинге люди вкладывают деньги в проект, за что получают какой-то бонус или привилегию или ничего не получают. Обычно таким способом на разных интернет-площадках собирают деньги на свои проекты музыканты, разработчики игр и др. Это больше похоже на благотворительность. При этом некоторые такие площадки считают, что на них Закон № 259-ФЗ не распространяется, поскольку они работают по принципу предзаказа или спонсорства. При краудинвестинге инвесторы вкладывают деньги в бизнес, чтобы впоследствии заработать. Когда от инвесторов набирается необходимая сумма, проект запускают, а инвесторы получают, например, доли или акции компании.
Инвестиционные платформы
В Законе № 259-ФЗ указано, что привлекать деньги для малого и среднего бизнеса в целях розничного финансирования смогут только определенные российские компании и индивидуальные предприниматели — операторы инвестиционных платформ. Они будут организовывать привлечение инвестиций через инвестиционные платформы — специальные площадки в интернете. По новым правилам размер капитала операторов инвестиционной платформы должен быть не менее 5 млн руб. Реестр таких операторов будет вести Банк России. Подобные платформы уже существуют. Но раньше никакого регулирования их деятельности не было, так же как не было и ограничений в виде минимального капитала, необходимости включения в реестр Банка России и т.д.
Работа инвестиционных платформ сводится к следующему: операторы будут заключать договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций с лицами, привлекающими инвестиции, а также договоры об оказании услуг по содействию в инвестировании с инвесторами. Оба договора являются договорами присоединения. Оператор должен будет определить их условия в правилах инвестиционной платформы. Услуги будут платными и бесплатными. Это зависит от правил конкретной инвестиционной платформы.
Операторы инвестиционных платформ будут отчитываться перед Банком России. Также для них предусмотрена обязанность идентифицировать инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции.
До заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании оператор инвестиционной платформы будет обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски. Для инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданам не потребуется государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Если для лица, привлекающего инвестиции, набралась необходимая сумма, стороны заключат в электронной форме договор инвестирования. Он будет считаться заключенным с момента поступления денег инвесторов с номинального счета оператора инвестиционной платформы на банковский счет лица, привлекающего инвестиции. Заключение договора инвестирования можно будет подтвердить выпиской из реестра договоров, выдаваемой оператором инвестиционной платформы. Если стороны заключат договор инвестирования, по которому приобретаются утилитарные цифровые права, то это тоже можно будет подтвердить непосредственно информацией в реестре договоров, если такая информация вносится в реестр договоров по правилам внесения в инвестиционной платформе информации о возникновении утилитарного цифрового права.
Лица, которые не смогут привлекать инвестиции
Привлекать инвестиции смогут не все лица. В частности, запрет будет распространяться:
1) на лицо, которое, или контролирующие лица которого, или единоличные исполнительные органы которого:
включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
не соответствуют требованиям, установленным правилами инвестиционной платформы;
2) на юридическое лицо, если:
его контролирующие лица или единоличный исполнительный орган имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
в отношении его единоличного исполнительного органа не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации;
в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве;
3) на индивидуального предпринимателя, если:
он имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
арбитражным судом в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве;
в отношении него с даты завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры не истек срок, предусмотренный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в течение которого он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Способы инвестирования
Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться только безналичными деньгами. Предусмотрены следующие способы:
путем предоставления займов;
путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
путем приобретения утилитарных цифровых прав.
Утилитарные цифровые права
Утилитарными цифровыми правами являются:
право требовать передачи вещи (вещей);
право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
право требовать выполнения работ или оказания услуг.
Утилитарными признаются цифровые права, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
Цифровые свидетельства
Принадлежность утилитарных цифровых прав их владельцам будет закреплена в цифровом свидетельстве. Это неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и распоряжения им определенным образом. Цифровое свидетельство депозитарий будет выдавать обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием. Цифровое свидетельство будет иметь уникальное обозначение, регистрировать его не придется.
Учет и переход прав на цифровые свидетельства, их передача в залог и обременение другими способами будут осуществляться в соответствии с правилами, установленными для бездокументарных ценных бумаг.
Ограничения
В Законе № 259-ФЗ предусмотрен ряд ограничений на привлечение инвестиций. Так, в течение года одно лицо сможет привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму до 1 млрд руб. Это ограничение не распространяется на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав.
Для инвестиций физических лиц установлен лимит в размере 600 000 руб. в год. Такое ограничение не распространяется:
на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами;
на физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.
Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.
Оператор инвестиционной платформы должен будет контролировать соблюдение ограничений. Контроль будет осуществляться на основании заверений физического лица о соблюдении ограничения. Если физическое лицо инвестирует деньги, хотя на него распространялись ограничения, то оператор инвестиционной платформы будет обязан по требованию этого лица приобрести у него имущественные права, ценные бумаги или утилитарные цифровые права, приобретенные в этой инвестиционной платформе, на сумму такого превышения. Данное последствие не будет применяться в случае, если физическое лицо дало оператору инвестиционной платформы недостоверные заверения о соблюдении ограничения. Иск о применении последствия инвестор вправе предъявить в течение одного года с даты совершения сделки с превышением ограничения.
Вступление в силу
Закон № 259-ФЗ вступит в силу с 2020 г. С этой даты смогут работать только те инвестиционные платформы, которые будут числиться в реестре Банка России. Лица, которые уже оказывают услуги по привлечению инвестиций через краудфандинговые платформы, должны будут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями до 01.07.2020.
Источник https://investprofit.info/investors-law-2020/
Источник https://www.eg-online.ru/article/404885/
Источник
Источник