Задача машиностроения России — догнать и перегнать Финляндию
Всего пять стран делят между собой 72% мирового рынка машин и оборудования. Каковы шансы РФ потеснить конкурентов? DW проанализировала свежие цифры и поговорила с экспертом.
Российское руководство поставило задачу за шесть лет удвоить несырьевой экспорт, ключевую роль при этом в Москве отводят машиностроению. Владимир Путин специально подчеркивал в феврале 2019 года в своем послании Федеральному собранию, что считает машино- и станкостроение одной из тех отраслей в России, перед которыми открываются «исторические возможности для качественного роста».
А какое место РФ занимает в данный момент в мировом машиностроении — и каких конкурентов ей необходимо будет потеснить в ходе провозглашенной экспансии? Определенное представление об этом дает очередной ежегодный отчет о состоянии глобального рынка, опубликованный 20 марта Объединением немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).
Рынок размером в 2,6 триллиона евро
В этот головной союз машиностроителей Германии входят 38 отраслевых объединений. Среди них — моторостроители и станкостроители, производители промышленного оборудования и поточных линий, сельскохозяйственных машин, измерительной техники, насосов, компрессоров, роботов, наноизделий. Мировой рынок такой продукции вырос в 2018 году на 4% и составил, по оценкам VDMA, 2,6 триллиона евро.
Станкостроительная компания Trumpf — один из членов союза машиностроителей Германии VDMA
Специфика статистики VDMA состоит в том, что она не охватывает готовые автомобили, самолеты, суда или, скажем, танки, если брать военную промышленность. Но она учитывает моторы, узлы, детали, которые используются в этой технике, а также станки, с помощью которых все эти компоненты изготавливаются.
При этом используются не количественные показатели (число выпущенных единиц), а стоимость продукции, пересчитываемая в евро. Поэтому на результатах сказываются колебания валютных курсов. Так что абсолютизировать цифры VDMA не стоит, но они весьма красноречиво говорят о расстановке сил в отрасли и о той роли, которую играют в ней различные страны и регионы.
Большая пятерка: Китай, США, Германия, Япония, Италия
По итогам 2018 года расклад таков: почти три четверти мирового рынка машиностроительной продукции, 72%, делят между собой всего пять стран. При этом глобальным лидером, причем бессменно с 2009 года и теперь уже с чрезвычайно большим отрывом, является Китай. В прошлом году он обеспечил себе долю в 32,9% — треть мирового оборота отрасли.
На 2-м месте — США с долей рынка в 12,8%, затем идут Германия (11,4%), Япония (10,2%) и Италия (4,8%).
Созданная в 1989 году китайская компания Sany Group выпускает разнообразную строительную технику
В топ-10 входят также Южная Корея, Великобритания, Франция, Индия и Нидерланды. С региональной точки зрения, центром мирового машиностроения окончательно стала Азия. По подсчетам VDMA, в прошлом году производители из азиатских стран обеспечили уже более половины глобальной выручки отрасли: 1,34 триллиона евро. Из них на Китай пришлись 856 млрд евро.
Почти в два раза меньше, чем азиатские компании, выручили фирмы из 27 стран Евросоюза (без собирающейся выйти из него Великобритании): 694 млрд евро. В то же время доходы производителей из ЕС, отмечает VDMA, оказались в два с лишним раза выше годового оборота машиностроителей США, составившего 334 млрд евро.
Машиностроители России на 23-м месте в мире
Россия заняла по итогам 2018 года 23-е место — за Сингапуром (20), Финляндией (21), Чехией (22) и перед Бельгией, Польшей, Таиландом. Если взять группу БРИКС, то РФ после Китая (1), Индии (9) и Бразилии (12) на предпоследнем месте перед Южной Африкой (31). По оценкам VDMA, доля России в мировом машиностроении снизилась в прошлом году до 0,6%, выручка отрасли сократилась на 11% до 15 млрд евро.
Деревообрабатывающая компания Metsä использует оборудование финских машиностроителей
Немаловажную роль при этом сыграло прошлогоднее ослабление рубля по отношению к евро. Этим можно объяснить статистическое отставание от Чехии, у которой почти такой же результат. Так что первоочередная задача машиностроителей России в ходе намеченной экспансии будет состоять в том, чтобы догнать и перегнать Финляндию, а затем — Сингапур. И у той, и у другой страны доля на мировом рынке составляет 0,7%.
Моника Холлахер (Monika Hollacher), отвечающая во внешнеэкономическом отделе VDMA за Россию, Восточную Европу и Центральную Азию, перспективы российского машиностроения на мировом рынке оценивает весьма скептически. В беседе с DW она выразила сомнение, «есть ли вообще смысл пытаться стимулировать рост всей отрасли», а не только отдельных ее сегментов.
Внутренний спрос на автокомпоненты и нефтегазовое оборудование
Так, эксперт VDMA допускает, что неплохие перспективы могут быть у производителей, выпускающих компоненты для работающих на территории России автостроителей, пусть даже спрос на автомобили в РФ оказался значительно ниже, чем предвещали смелые прогнозы начала нынешнего десятилетия.
Приход в Россию Volkswagen и других автоконцернов дал мощный импульс производству автокомпонентов
На большой внутренний рынок могут опереться производители самого разного оборудования для нефтегазовой, нефтехимической и химической промышленности. А вот для компаний из многих других сегментов машиностроительной отрасли рынок России и даже всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) просто недостаточно большой, подчеркнула Моника Холлахер.
Значит, их следует развивать только с прицелом на покупателей за пределами постсоветских государств. Однако на мировом рынке, указала собеседница DW, российские компании столкнутся с очень жесткой технологической и ценовой конкуренцией, особенно со стороны азиатских производителей. По ее словам, «цены на российскую продукцию не всегда выгодные», а качество часто не соответствует современным требованиям.
Китай и Европу российская техника не интересует
Да и куда экспортировать? Россия активно развивает торговлю с Китаем, но в этой стране, отметила эксперт VDMA, уже имеются огромные, даже избыточные мощности. «Тем не менее, Китай продолжает импортировать машиностроительную продукцию, например, из Германии, но тут речь идет о высоких технологиях, а Россия в этой области представлена слабо». Та техника, которую может предложить РФ, китайцев вряд ли заинтересует.
Контекст
Снова Made in Germany: промпроизводство возвращается в Германию
Эпоха массового переноса производства в Китай закончилась, теперь благодаря «Индустрии 4.0» идет обратная тенденция, получившая название решоринг. (26.02.2019)
Моника Холлахер не исключает, что российское оборудование для нефтегазовой отрасли могло бы пользоваться спросом в странах Ближнего Востока, однако предупреждает, что не только Россия хочет уйти от сырьевой зависимости. Развивать собственное машиностроение намерены и другие страны региона, например, Саудовская Аравия.
Так что РФ столкнется на глобальном рынке не только с государствами, имеющими давние традиции машиностроения и промышленного производства, но и с молодыми конкурентами, которые тоже стремятся развивать у себя эту отрасль. Для этого они, в частности, широко привлекают иностранные инвестиции, требуя от европейских и азиатских фирм локализовывать производство на своей территории, указала Моника Холлахер.
Напрашивается вывод, что наиболее реалистичная перспектива для России выглядит так: она будет и дальше экспортировать свою машиностроительную продукцию главным образом в постсоветские государства и одновременно продолжать осуществлять — что бы там ни говорили про импортозамещение — крупномасштабные закупки современной техники за рубежом, в частности, в Евросоюзе.
По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тысячи евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро. При этом поставки в Германию составили 149 тысяч евро, а импорт техники из ФРГ — 5,3 млрд евро.
______________
Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Самый привлекательный для инвесторов
Мюнхенский технический университет (Technische Universität München) является одним из самых престижных в Германии и входит в союз технических вузов TU9. В марте 2015 года на свои научные проекты он получил от Европейского исследовательского совета 8 грантов на общую сумму в 15,4 миллиона евро. Таким образом он занял первое место среди вузов Германии по объему привлеченных средств.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Великие выпускники
Более 40 тысяч студентов проходят обучение по 130 специальностям в Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена (RWTH Aachen). Среди выпускников вуза — астронавт Ханс Вильгельм Шлегель (Hans Wilhelm Schlegel), экс-директор Porsche Венделин Видекинг (Wendelin Wiedeking) и целых 6 нобелевских лауреатов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Слияния и поглощения
В 2009 году в городе Карлсруэ были объединены местный университет и научно-исследовательский центр — так появился Технологический институт Карлсруэ (Karlsruher Institut für Technologie). Иностранные студенты составляют почти четверть учащихся вуза. Кроме того, учебное заведение может похвастаться исследовательской работой по атомной технике, а также Центром инноваций и предпринимательства.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
В центре Берлина
Главный корпус берлинского Университета имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) находится в самом центре города, на бульваре Унтер-ден-Линден. Вуз предлагает более 185 программ — от аграрных наук до востоковедения. Среди технических дисциплин особое внимание здесь уделяют материаловедению и оптике. Кстати, в университете работали такие известные физики, как Альберт Эйнштейн и Макс Планк.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Высокоэффективные материалы от студентов
Университет имени Фридриха Александра, расположенный сразу в двух городах — Эрлангене и Нюрнберге (Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg), — второй по величине в Баварии. Ежегодно в вузе проходят обучение 40 тысяч студентов, из них 10 процентов — иностранные. При университете создан научный кластер, который сосредоточен на создании новых высокоэффективных материалов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Предпринимательский дух
Берлинский технический университет (Technische Universität Berlin) входит в Ассоциацию инженерных университетов Европы, что позволяет студентам получить двойной европейский диплом. В вузе поддерживают все смелые идеи учащихся. Как результат его студенты и выпускники основывают около 30 стартапов в год, 20 из которых связаны с высокими технологиями.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
10 исследовательских центров под одной крышей
Дрезденский технический университет (Technische Universität Dresden), самый большой вуз Саксонии, известен своими достижениями в области электротехники, информатики, фотооптики, двигателестроения и транспортной логистики. В университете находится десять исследовательских центров, среди которых — Центр международных исследований и Центр по изучению механики конструкций и материалов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Поддержка начинающих бизнесменов
Технический университет Дармштадта (Technische Universität Darmstadt) является первым вузом в мире, где стали преподавать курс по электротехнике (в 1882 году). В Центре технологий и инноваций при вузе молодые предприниматели могут получить консультации как по внедрению новых технологий, так и по бухгалтерии и законодательству, а также взять в аренду помещение.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Эксперт в робототехнике
Брауншвейгский технический университет (Technische Universität Braunschweig) входит в десятку лучших университетов Германии по специальностям «электротехника» и «машиностроение» и тоже является членом ассоциации TU9. Коньком вуза является робототехника, кроме того, в университете ведутся исследования с использованием гибридных двигателей и миниатюрных летательных аппаратов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Ценитель книг
Ганноверский университет имени Лейбница (Leibniz Universität Hannover) входит в ассоциацию TU9 и состоит из девяти факультетов, где ведется обучение по 190 специальностям. Вуз не только имеет собственное собрание книг с раритетными изданиями, но и спонсирует одну из самых больших специализированных библиотек мира — немецкую Техническую библиотеку.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Колыбель автомобилестроения
Штутгартский университет (Universität Stuttgart) известен исследованиями в области автомобилестроения и автоматизированного производства. Это и альма-матер немецких специалистов авиационно-космической техники. А его самый известный выпускник — Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler), разработчик одного из первых автомобилей и нескольких типов бензиновых двигателей внутреннего сгорания.
Задача машиностроения России — догнать и перегнать Финляндию
Всего пять стран делят между собой 72% мирового рынка машин и оборудования. Каковы шансы РФ потеснить конкурентов? DW проанализировала свежие цифры и поговорила с экспертом.
Российское руководство поставило задачу за шесть лет удвоить несырьевой экспорт, ключевую роль при этом в Москве отводят машиностроению. Владимир Путин специально подчеркивал в феврале 2019 года в своем послании Федеральному собранию, что считает машино- и станкостроение одной из тех отраслей в России, перед которыми открываются «исторические возможности для качественного роста».
А какое место РФ занимает в данный момент в мировом машиностроении — и каких конкурентов ей необходимо будет потеснить в ходе провозглашенной экспансии? Определенное представление об этом дает очередной ежегодный отчет о состоянии глобального рынка, опубликованный 20 марта Объединением немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).
Рынок размером в 2,6 триллиона евро
В этот головной союз машиностроителей Германии входят 38 отраслевых объединений. Среди них — моторостроители и станкостроители, производители промышленного оборудования и поточных линий, сельскохозяйственных машин, измерительной техники, насосов, компрессоров, роботов, наноизделий. Мировой рынок такой продукции вырос в 2018 году на 4% и составил, по оценкам VDMA, 2,6 триллиона евро.
Станкостроительная компания Trumpf — один из членов союза машиностроителей Германии VDMA
Специфика статистики VDMA состоит в том, что она не охватывает готовые автомобили, самолеты, суда или, скажем, танки, если брать военную промышленность. Но она учитывает моторы, узлы, детали, которые используются в этой технике, а также станки, с помощью которых все эти компоненты изготавливаются.
При этом используются не количественные показатели (число выпущенных единиц), а стоимость продукции, пересчитываемая в евро. Поэтому на результатах сказываются колебания валютных курсов. Так что абсолютизировать цифры VDMA не стоит, но они весьма красноречиво говорят о расстановке сил в отрасли и о той роли, которую играют в ней различные страны и регионы.
Большая пятерка: Китай, США, Германия, Япония, Италия
По итогам 2018 года расклад таков: почти три четверти мирового рынка машиностроительной продукции, 72%, делят между собой всего пять стран. При этом глобальным лидером, причем бессменно с 2009 года и теперь уже с чрезвычайно большим отрывом, является Китай. В прошлом году он обеспечил себе долю в 32,9% — треть мирового оборота отрасли.
На 2-м месте — США с долей рынка в 12,8%, затем идут Германия (11,4%), Япония (10,2%) и Италия (4,8%).
Созданная в 1989 году китайская компания Sany Group выпускает разнообразную строительную технику
В топ-10 входят также Южная Корея, Великобритания, Франция, Индия и Нидерланды. С региональной точки зрения, центром мирового машиностроения окончательно стала Азия. По подсчетам VDMA, в прошлом году производители из азиатских стран обеспечили уже более половины глобальной выручки отрасли: 1,34 триллиона евро. Из них на Китай пришлись 856 млрд евро.
Почти в два раза меньше, чем азиатские компании, выручили фирмы из 27 стран Евросоюза (без собирающейся выйти из него Великобритании): 694 млрд евро. В то же время доходы производителей из ЕС, отмечает VDMA, оказались в два с лишним раза выше годового оборота машиностроителей США, составившего 334 млрд евро.
Машиностроители России на 23-м месте в мире
Россия заняла по итогам 2018 года 23-е место — за Сингапуром (20), Финляндией (21), Чехией (22) и перед Бельгией, Польшей, Таиландом. Если взять группу БРИКС, то РФ после Китая (1), Индии (9) и Бразилии (12) на предпоследнем месте перед Южной Африкой (31). По оценкам VDMA, доля России в мировом машиностроении снизилась в прошлом году до 0,6%, выручка отрасли сократилась на 11% до 15 млрд евро.
Деревообрабатывающая компания Metsä использует оборудование финских машиностроителей
Немаловажную роль при этом сыграло прошлогоднее ослабление рубля по отношению к евро. Этим можно объяснить статистическое отставание от Чехии, у которой почти такой же результат. Так что первоочередная задача машиностроителей России в ходе намеченной экспансии будет состоять в том, чтобы догнать и перегнать Финляндию, а затем — Сингапур. И у той, и у другой страны доля на мировом рынке составляет 0,7%.
Моника Холлахер (Monika Hollacher), отвечающая во внешнеэкономическом отделе VDMA за Россию, Восточную Европу и Центральную Азию, перспективы российского машиностроения на мировом рынке оценивает весьма скептически. В беседе с DW она выразила сомнение, «есть ли вообще смысл пытаться стимулировать рост всей отрасли», а не только отдельных ее сегментов.
Внутренний спрос на автокомпоненты и нефтегазовое оборудование
Так, эксперт VDMA допускает, что неплохие перспективы могут быть у производителей, выпускающих компоненты для работающих на территории России автостроителей, пусть даже спрос на автомобили в РФ оказался значительно ниже, чем предвещали смелые прогнозы начала нынешнего десятилетия.
Приход в Россию Volkswagen и других автоконцернов дал мощный импульс производству автокомпонентов
На большой внутренний рынок могут опереться производители самого разного оборудования для нефтегазовой, нефтехимической и химической промышленности. А вот для компаний из многих других сегментов машиностроительной отрасли рынок России и даже всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) просто недостаточно большой, подчеркнула Моника Холлахер.
Значит, их следует развивать только с прицелом на покупателей за пределами постсоветских государств. Однако на мировом рынке, указала собеседница DW, российские компании столкнутся с очень жесткой технологической и ценовой конкуренцией, особенно со стороны азиатских производителей. По ее словам, «цены на российскую продукцию не всегда выгодные», а качество часто не соответствует современным требованиям.
Китай и Европу российская техника не интересует
Да и куда экспортировать? Россия активно развивает торговлю с Китаем, но в этой стране, отметила эксперт VDMA, уже имеются огромные, даже избыточные мощности. «Тем не менее, Китай продолжает импортировать машиностроительную продукцию, например, из Германии, но тут речь идет о высоких технологиях, а Россия в этой области представлена слабо». Та техника, которую может предложить РФ, китайцев вряд ли заинтересует.
Контекст
Снова Made in Germany: промпроизводство возвращается в Германию
Эпоха массового переноса производства в Китай закончилась, теперь благодаря «Индустрии 4.0» идет обратная тенденция, получившая название решоринг. (26.02.2019)
Моника Холлахер не исключает, что российское оборудование для нефтегазовой отрасли могло бы пользоваться спросом в странах Ближнего Востока, однако предупреждает, что не только Россия хочет уйти от сырьевой зависимости. Развивать собственное машиностроение намерены и другие страны региона, например, Саудовская Аравия.
Так что РФ столкнется на глобальном рынке не только с государствами, имеющими давние традиции машиностроения и промышленного производства, но и с молодыми конкурентами, которые тоже стремятся развивать у себя эту отрасль. Для этого они, в частности, широко привлекают иностранные инвестиции, требуя от европейских и азиатских фирм локализовывать производство на своей территории, указала Моника Холлахер.
Напрашивается вывод, что наиболее реалистичная перспектива для России выглядит так: она будет и дальше экспортировать свою машиностроительную продукцию главным образом в постсоветские государства и одновременно продолжать осуществлять — что бы там ни говорили про импортозамещение — крупномасштабные закупки современной техники за рубежом, в частности, в Евросоюзе.
По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тысячи евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро. При этом поставки в Германию составили 149 тысяч евро, а импорт техники из ФРГ — 5,3 млрд евро.
______________
Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Самый привлекательный для инвесторов
Мюнхенский технический университет (Technische Universität München) является одним из самых престижных в Германии и входит в союз технических вузов TU9. В марте 2015 года на свои научные проекты он получил от Европейского исследовательского совета 8 грантов на общую сумму в 15,4 миллиона евро. Таким образом он занял первое место среди вузов Германии по объему привлеченных средств.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Великие выпускники
Более 40 тысяч студентов проходят обучение по 130 специальностям в Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена (RWTH Aachen). Среди выпускников вуза — астронавт Ханс Вильгельм Шлегель (Hans Wilhelm Schlegel), экс-директор Porsche Венделин Видекинг (Wendelin Wiedeking) и целых 6 нобелевских лауреатов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Слияния и поглощения
В 2009 году в городе Карлсруэ были объединены местный университет и научно-исследовательский центр — так появился Технологический институт Карлсруэ (Karlsruher Institut für Technologie). Иностранные студенты составляют почти четверть учащихся вуза. Кроме того, учебное заведение может похвастаться исследовательской работой по атомной технике, а также Центром инноваций и предпринимательства.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
В центре Берлина
Главный корпус берлинского Университета имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) находится в самом центре города, на бульваре Унтер-ден-Линден. Вуз предлагает более 185 программ — от аграрных наук до востоковедения. Среди технических дисциплин особое внимание здесь уделяют материаловедению и оптике. Кстати, в университете работали такие известные физики, как Альберт Эйнштейн и Макс Планк.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Высокоэффективные материалы от студентов
Университет имени Фридриха Александра, расположенный сразу в двух городах — Эрлангене и Нюрнберге (Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg), — второй по величине в Баварии. Ежегодно в вузе проходят обучение 40 тысяч студентов, из них 10 процентов — иностранные. При университете создан научный кластер, который сосредоточен на создании новых высокоэффективных материалов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Предпринимательский дух
Берлинский технический университет (Technische Universität Berlin) входит в Ассоциацию инженерных университетов Европы, что позволяет студентам получить двойной европейский диплом. В вузе поддерживают все смелые идеи учащихся. Как результат его студенты и выпускники основывают около 30 стартапов в год, 20 из которых связаны с высокими технологиями.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
10 исследовательских центров под одной крышей
Дрезденский технический университет (Technische Universität Dresden), самый большой вуз Саксонии, известен своими достижениями в области электротехники, информатики, фотооптики, двигателестроения и транспортной логистики. В университете находится десять исследовательских центров, среди которых — Центр международных исследований и Центр по изучению механики конструкций и материалов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Поддержка начинающих бизнесменов
Технический университет Дармштадта (Technische Universität Darmstadt) является первым вузом в мире, где стали преподавать курс по электротехнике (в 1882 году). В Центре технологий и инноваций при вузе молодые предприниматели могут получить консультации как по внедрению новых технологий, так и по бухгалтерии и законодательству, а также взять в аренду помещение.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Эксперт в робототехнике
Брауншвейгский технический университет (Technische Universität Braunschweig) входит в десятку лучших университетов Германии по специальностям «электротехника» и «машиностроение» и тоже является членом ассоциации TU9. Коньком вуза является робототехника, кроме того, в университете ведутся исследования с использованием гибридных двигателей и миниатюрных летательных аппаратов.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Ценитель книг
Ганноверский университет имени Лейбница (Leibniz Universität Hannover) входит в ассоциацию TU9 и состоит из девяти факультетов, где ведется обучение по 190 специальностям. Вуз не только имеет собственное собрание книг с раритетными изданиями, но и спонсирует одну из самых больших специализированных библиотек мира — немецкую Техническую библиотеку.
Технические университеты Германии: что за фасадом?
Колыбель автомобилестроения
Штутгартский университет (Universität Stuttgart) известен исследованиями в области автомобилестроения и автоматизированного производства. Это и альма-матер немецких специалистов авиационно-космической техники. А его самый известный выпускник — Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler), разработчик одного из первых автомобилей и нескольких типов бензиновых двигателей внутреннего сгорания.
Машиностроение в России. География и структура
Машиностроение в России является одной из наиболее развитых отраслей промышленности и очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.
Центры машиностроения в России
Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.
Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.
Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, — Нижний Тагил, где расположен «Уралвагонзавод»; «Ижевский машиностроительный завод», на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.
Тяжелое машиностроение России
К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.
Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.
Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.
Автомобильная промышленность
Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.
Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.
В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.
Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.
Авиационная промышленность России
Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.
Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.
В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является «Компания «Сухой»».
В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация «Вертолеты России», то можно смело говорить об общероссийском значении компании.
Ракетостроение и космическая отрасль
В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.
Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.
Крупнейшими предприятиями отрасли являются «РКК «Энергия»» и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.
Сельскохозяйственное машиностроение
Тяжелое машиностроение России представлено также и производством сельскохозяйственной техники, без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.
Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие «Ростсельмаш», расположенное в Ростове-на-Дону.
Кроме того, предприятия сельскохозяйственного машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется «Воронежсельмаш».
http://www.dw.com/ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8E/a-48029396
http://www.dw.com/ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8E/a-48029396
http://fb.ru/article/373827/mashinostroenie-v-rossii-geografiya-i-struktura