СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. <…> В инвестиционных соглашениях <…> предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
Требования к ОРП
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
- добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
- строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
До 5 млрд. рублей
От 5 до 10 млрд. рублей
От 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
- на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
- 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
- 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
«Квал» или пропал. Что изменит новый способ классификации инвесторов
Документ, по задумке авторов и регулятора, призван защитить инвесторов, не имеющих достаточного опыта для оперирования со сложными и наиболее рискованными финансовыми инструментами. Его первоначальная версия вызвала много споров — закон рассматривался Госдумой и обсуждался в профсообществе более полутора лет.
Деление на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов де-факто существует давно — статья о квалифицированных инвесторах была внесена в закон «О рынке ценных бумаг» в 2007 году. Однако теперь четко определено понятие «квалифицированный инвестор» (на языке брокеров — «квал»). Этот человек должен соответствовать одному из следующих критериев:
- работать не менее двух лет в организации, совершавшей сделки с ценными бумагами;
- владеть финансовыми активами не менее чем на 6 млн рублей (включая банковские вклады);
- совершить сделки на 6 млн рублей в течение года (сделки должны проходить не реже одного раза в месяц).
Статус квалифицированного инвестора присваивает брокер. Лишиться этого статуса можно только в том случае, если будет доказано, что клиент получил его обманом. Это значит, что инвестор, доказавший брокеру наличие активов на 6 млн рублей, при падении их стоимости уже не теряет квалификацию.
Инвесторы, которые уже имеют статус «квала», сохранят его после вступления в силу нового порядка.
Экзамен для «неквала»
Для квалифицированных инвесторов со вступлением закона в силу ничего не изменится, а вот ограничения для «неквалов» будет определять Банк России. По состоянию на сегодняшний день их хотят лишить доступа ко всем производным инструментам и маржинальным сделкам, иностранным ETF. Есть ограничения и по структурным нотам, которые не гарантируют сохранность капитала.
Сейчас российское законодательство не сильно ограничивает физлиц, не имеющих статуса квалифицированного инвестора. Им доступны даже рискованные бумаги третьего эшелона, где совершается пару сделок в год и цены могут меняться сразу на десятки процентов в считаные секунды, рассказывает Валерий Емельянов.
«Для «неквалов» также недоступно большинство еврооблигаций (валютных) и значительная часть рублевых корпоративных выпусков. Но это чисто номинальное ограничение, так как эти бумаги в принципе не предназначены для физических лиц — минимальный лот от 200 тысяч долларов, — говорит эксперт. — Также «неквалам» сейчас закрыт доступ в низколиквидные паевые фонды: венчурные, кредитные, девелоперские — и по закону, и по факту. Там высокий порог входа и закрытый пул инвесторов. В остальном «неквал» сейчас может инвестировать во что угодно и как угодно, вплоть до сделок РЕПО и свопов».
Со вступлением в силу закона «неквалам» придется ограничиться низкорисковыми и, соответственно, наименее доходными инструментами. Это акции компаний из котировальных списков, ОФЗ, облигации российских компаний с высоким рейтингом, паи открытых, биржевых и интервальных ПИФов, суверенные бонды стран ЕС или ЕАЭС, Великобритании и Ирландии, а также корпоративные облигации компаний, зарегистрированных в этих странах. Если вы нашли здесь все, чем до сих пор пользовались, не удивляйтесь. По мнению экспертов, этот перечень ценных бумаг покрывает 99% потребностей рядового инвестора.
Для доступа к определенным инструментам (фьючерсам, опционам и сделкам на заемные средства, паям ЗПИФов, не включенных в котировальный список биржи) придется проходить тесты, которые должен организовать брокер. Брокеров, допустивших «неквалов» к недопустимым бумагам, будут наказывать — вплоть до выкупа бумаг у клиента за свой счет и возмещения всех связанных со сделкой расходов.
«Завалить» экзамен, который должен быть бесплатным, не страшно — количество пересдач не ограничено. В крайнем случае можно воспользоваться «последним словом» и купить желаемые инструменты на сумму до 100 тыс. рублей или больше, если лот или акция стоят дороже. В последнем случае можно приобрести лишь один лот или акцию.
Самые доходные акции за прошлый год
Заграница нам поможет
Давать ли «неквалам» доступ к иностранным «голубым фишкам» — один из ключевых вопросов дискуссии вокруг закона. Часть чиновников и депутатов считала эти бумаги более рискованными, чем российские акции, якобы из-за языкового барьера, с которым сталкиваются инвесторы, пытающиеся самостоятельно анализировать положение дел в компаниях, а также из-за валютной составляющей, говорит Валерий Емельянов.
Часть, напротив, указывала на то, что иностранные бумаги дают более стабильный и предсказуемый результат, зарубежные корпорации лучше регулируются. «Сейчас спор закрыт, у клиентов будет выбор как из рублевых крупных «фишек», так и из зарубежных, номинированных в валюте. То есть новички, как и профессионалы, смогут получать доходность в рублях, долларах, евро или другой валюте, не опасаясь, что их как-то ограничат в этом вопросе», — поясняет эксперт.
Список доступных «неквалам» бумаг иностранных эмитентов все же будет формально ограничен бумагами, входящими в ведущие мировые фондовые индексы. Список индексов также определяет регулятор, пока их около 40. Другой вариант доступа к иностранным бумагам — назначение маркетмейкера (участника рынка, который поддерживает котировки на определенном уровне, покупая и продавая бумагу за свой счет). Если ценные бумаги выходят из одобренных индексов или теряют маркетмейкера, то они могут обращаться на бирже еще полгода, но потом должны быть делистингованы. Есть один нюанс: если бумаги уже торгуются на одной из российских бирж, они могут торговаться и на другой. Например, Мосбиржа сможет добавить иностранные ценные бумаги, уже торгующиеся на Санкт-Петербургской бирже.
Что не устраивает брокеров в новом законе
После окончания дискуссии вроде бы бессмысленно махать кулаками, тем не менее у российских брокерских компаний остались сомнения по поводу принятого документа и его влияния на рынок инвестиций. В частности, запрет на торговлю бумагами иностранных эмитентов можно легко обойти, открыв счет в иностранной компании — тогда инвестор сможет проводить все операции без тестирования. «Для открытия счета инвестору нужен лишь паспорт и выход в Интернет, после чего потенциальный клиент уходит из зоны ответственности регулятора, при этом он может пользоваться полным спектром инвестиционных предложений со стороны иностранных брокерских компаний», — говорит Олег Чихладзе, директор по брокерскому бизнесу «БКС Брокер».
С ним соглашается Владислав Кочетков, президент — председатель правления ГК «Финам». Он также подчеркивает, что отдельные продукты, имеющиеся в России (например, ИСЖ), представляют по своему наполнению набор запрещенных для неквалифицированного инвестора инструментов, но их можно покупать и т. д. «Но стоит признать, что в финальной версии закона наиболее неприятные моменты были сняты. Да, жить инвесторы будут хуже, затраты у брокеров тоже вырастут, но в целом рынок продолжит развитие», — отмечает он.
Чихладзе также считает, что закон повлечет за собой усложнение техническо-программной инфраструктуры брокера, усложнит работу с клиентами, повысит риски ухода клиентов к иностранным брокерам. По своей сути в проекте закона предлагается не две категории инвесторов, а больше, обращает внимание эксперт: квалифицированный; неквалифицированный, не проходивший тестирование; неквалифицированный, прошедший тестирование с положительным результатом; неквалифицированный, прошедший тестирование с отрицательным результатом. Он также опасается, что без серьезной фундаментальной подготовки тест будет сложно пройти и закон станет запретительным. Чихладзе считает целесообразным убрать лимит в 100 тыс. рублей и ограничиться уведомлением о рисках и заявлением клиента о принятии рисков, например, с детализацией требований к этим двум элементам. «Прогнозируем, что закон замедлит развитие рынка и в долгосрочной перспективе подорвет благосостояние инвесторов», — говорит Чихладзе.
Андрей Салащенко, заместитель генерального директора АО «Открытие Брокер» по взаимодействию с органами власти и общественными организациями, отмечает, что для начала регулятор должен разработать подзаконную базу и утвердить базовые стандарты, а тонкие места проявятся только после начала работы по данному закону.
Источник https://pravo.ru/story/223639/
Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10930627
Источник
Источник