Инвестиции и субсидии
На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
- субсидии на иные цели (КФО 5);
- субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).
Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.
Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.
Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.
Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.
Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)
Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.
К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.
Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:
- 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
или: - 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».
Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».
Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).
Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.
Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.
Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).
Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.
Проводки при учете целевых субсидий
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
*(1) Это:
— Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»;
— Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».
*(2) Приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.
экспертами Компании «Учёт в БГУ»
Субсидии на иные цели
В предыдущем номере журнала был рассмотрен вопрос учета бюджетных инвестиций . В данной статье пойдет речь еще об одном источнике обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений — субсидии на иные цели.
См. статью «Бюджетные инвестиции», N 8/2011, с. 60.
Возможность предоставления субсидии на иные цели из бюджетов бюджетной системы бюджетным и автономным учреждениям определена ст. 78.1 Бюджетного кодекса. Кроме этого в данной статье определено, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Как отмечалось в предыдущей статье, исходя из п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), следует, что определенные бюджетным учреждениям субсидии на иные цели отражаются как доходы на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы». Аналогичная норма содержится и в п. 96 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее — Инструкция N 183н), для автономных учреждений.
Согласно п. 2.1.2 Приказа Казначейства России от 7 октября 2008 г. N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ N 7н) для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.
Аналогичная норма содержится в п. 2.1.3 Приказа N 7н и для автономных учреждений.
В соответствии с п. 18 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) неиспользованные остатки по субсидиям, выделенным на иные цели и бюджетные инвестиции, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Кроме того, остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
Кроме этого согласно п. 16 этой же статьи расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 (субсидии на иные цели), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов.
Санкционирование расходов
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, утвержден Приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В Приказе N 72н установлены правила санкционирования территориальными органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели.
Рассмотрим основные положения данного документа. В первую очередь отметим, что учредителем бюджетного учреждения представляется два документа:
- Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016). В данном документе указываются планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов;
- Перечень целевых субсидий на год (код формы по ОКУД 0501015), в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям.
Целевые расходы осуществляются на основании представленных учреждением Заявок на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) или Заявок на кассовый расход (сокращенных) (код формы по КФД 0531851) и Заявок на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802).
В одной Заявке на кассовый расход может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам по одному денежному обязательству учреждения, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.
В одной Заявке на получение наличных денег может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, получателей средств федерального бюджета.
При санкционировании оплаты денежных обязательств органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки на кассовый расход по следующим направлениям:
- наличие указанного(ых) в Заявке на кассовый расход кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению;
- соответствие указанного в Заявке на кассовый расход кода КОСГУ коду КОСГУ, указанному в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению по соответствующему коду субсидии;
- соответствие указанного в Заявке на кассовый расход кода КОСГУ текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа;
- соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды исходя из документа-основания коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
- непревышение суммы, указанной в Заявке на кассовый расход, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
- соответствие информации, указанной в Заявке на кассовый расход, Сведениям об операциях с целевыми субсидиями.
Взыскание неиспользованных остатков
Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, утвержден Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям». Из содержания данного документа следует выделить два основных момента.
Первый. Взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых федеральными органами государственной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.
Второй. Взыскание в федеральный бюджет остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется с учетом следующих положений:
а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год.
В графе 5 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.» Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год, указываются суммы остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) в случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год, территориальный орган Федерального казначейства осуществляет взыскание остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.
Пример 1. Бюджетному учреждению определена целевая субсидия в размере 1 400 000 руб. Остаток целевой субсидии, сформировавшийся на конец года, в размере 10 000 руб., был перечислен в соответствующий бюджет.
Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 401 10 180
- начислен доход в сумме целевой субсидии — 1 400 000 руб.;
Дебет 5 201 11 510
«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
- поступление целевой субсидии в сумме 1 400 000 руб.;
Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
- возврат неиспользованного остатка субсидий в сумме 10 000 руб.
Следует учитывать, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса средства, полученные бюджетным и автономным учреждениями в виде субсидий из бюджета, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Направления использования субсидий
Рассмотрим направления использования субсидий на иные цели, выделяемых бюджетным и автономным учреждениям. Для этого необходимо в первую очередь провести анализ такого документа, как Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (далее — Приказ N 137н/527), а также нормативных документов учредителей бюджетных и автономных учреждений, регламентирующих отраслевой порядок расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг, так как в Приказе N 137н/527 перечень прямых и общехозяйственных затрат не является закрытым.
В первую очередь за счет субсидий на иные цели будут приобретаться основные средства (за исключением основных средств, источником приобретения которых являются бюджетные инвестиции). В данной ситуации следует учитывать тот факт, что государственное (муниципальное) задание предъявляет требование не только к объему, но и к качеству оказываемых государственных (муниципальных) услуг, то есть в субсидии на иные цели следует предусмотреть тот объем и состав основных средств, который следует приобрести государственному (муниципальному) учреждению для оказания государственных (муниципальных) услуг того качества и объема, которые определены в государственном (муниципальном) задании.
При этом следует учитывать тот факт, что средства на приобретения такого рода могут быть выделены не только по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», но и по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», так как согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» оплачиваются:
- установка (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки»;
- пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
Пример 2. За счет целевой субсидии бюджетным учреждением приобретается оборудование стоимостью 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Оборудование относится к особо ценному движимому имуществу и введено в эксплуатацию.
Дебет 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
- сформирована первоначальная стоимость оборудования в сумме 1 180 000 руб.;
Дебет 5 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 5 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
- оборудование принято к учету в составе основных средств в сумме 1 180 000 руб.
Второе направление, на которое будут выделяться субсидии на иные цели, — это осуществление мероприятий, определенных в рамках целевых программ в части деятельности государственных (муниципальных) учреждений. В настоящее время в РФ действует множество целевых программ как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, однако применительно к государственным (муниципальным) учреждениям следует выделить направление, финансирование которого в большинстве случаев осуществляется в рамках данных целевых программ, — развитие материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений. Соответственно, если приобретение основных средств или материальных запасов в рамках целевых программ не осуществляется по централизованным закупкам, то учредитель должен предусмотреть субсидию на иные цели для бюджетных и автономных учреждений.
Из п. 18 Приказа N 137н/527 следует, что в составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у бюджетного учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг.
Однако следует обратить внимание на содержание п. 22 Приказа N 137н/527, согласно которому нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:
- нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
Кроме этого субсидия, предоставляемая бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, включает затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, определяемые в соответствии с разд. IV Приказа N 137н/527, однако данные затраты направлены на покрытие налогов, части коммунальных услуг и прочего содержания имущества, непосредственно не связанного с оказанием государственных (муниципальных) услуг.
Ремонт имущества
В представленном перечне отдельно не выделен такой важный элемент содержания недвижимого имущества, как его ремонт (текущий и капитальный). Соответственно, можно сделать вывод, что расходы на ремонт недвижимого имущества не учитываются при определении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Подтверждением наших выводов является содержание Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Закона N 83-ФЗ. В данном документе определено, что примером субсидий на иные цели могут являться гранты, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, субсидии на погашение кредиторской задолженности этих учреждений (несмотря на то что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами) и др. Учитывая данный факт, а также то обстоятельно, что наибольшее количество вопросов возникает при осуществлении капитального ремонта, рассмотрим данный вид ремонта подробнее.
Вследствие того что в нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет, отсутствуют определения текущего и капитального ремонта, обратимся к следующим документам:
- Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279 (далее — Положение N 279);
- Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее — Приказ N 312);
- Постановлению Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (вместе с МДС 81-35.2004) (далее — Постановление N 15/1).
Согласно п. 3.11 Положения N 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относят работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Почти аналогичное определение представлено в п. 3.8 Постановления N 15/1: к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Кроме этого к капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Если же обратиться к п. 5.1 Приказа N 312, то следует, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2 Приказа N 312).
Кроме введенных в эксплуатацию зданий и сооружений у бюджетных и автономных учреждений могут быть объекты капитального строительства (здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек).
В п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса представлено определение капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно которому проведение капитального ремонта затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Из содержания п. 23 Приказа N 137н/527 следует, что нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества включают нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества. Следовательно, капитальный ремонт особо ценного движимого имущества должен осуществляться за счет субсидий на иные цели. Самым распространенным особо ценным движимым имуществом в бюджетных и автономных учреждениях являются автотранспортные средства. Для классификации осуществляемых ремонтных работ по автотранспортным средствам следует обратиться к Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденному Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г. Критерии, на основании которых можно будет классифицировать ремонтные работы по автотранспортным средствам как средний или капитальный ремонт, представлены в табл. 1.
Термин | Критерии |
Средний ремонт (средний ремонт осуществляется в случаях эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях) | Средний ремонт автомобиля предусматривает: — замену двигателя, требующего капитального ремонта; — диагностирование Д-2 технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей; — окраску кузова; — другие необходимые работы, обеспечивающие восстановление исправности всего автомобиля (п. 2.12) |
Капитальный ремонт | Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса (п. 2.13). Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п. 2.14). Агрегат направляется в капитальный ремонт, если: а) базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата; б) работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения текущего ремонта (п. 2.16). Автобусы и легковые автомобили направляются в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются на капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании (п. 2.17) |
Пример 3. Бюджетное учреждение осуществило капитальный ремонт автотранспортного средства на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Расчеты с контрагентом были произведены в полном объеме.
Дебет 5 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 5 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
- отражены расходы, связанные с капитальным ремонтом автотранспортного средства, в сумме 118 000 руб.;
Дебет 5 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органах казначейства»
- произведены расчеты с контрагентом в сумме 118 000 руб.
Возмещение ущерба
Следующим направлением использования субсидий на иные цели может стать возмещение ущерба от хищений имущества при документальном подтверждении отсутствия виновных лиц. В ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса, производить предварительное следствие. По хищению имущества предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.
Для документального подтверждения факта отсутствия виновного лица необходимо наличие копии постановления о приостановлении производства по уголовному делу (см. Письма Минфина России от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/2/139, от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/4/81).
Расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, также будут осуществляться за счет субсидий на иные цели.
Согласно ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К сожалению, в Законе не уточняется понятие «значительные материальные потери».
Под стихийными бедствиями понимаются катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб. К иным бедствиям можно отнести, например, пожары.
В соответствии со ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В рассматриваемой ситуации бюджетные и автономные учреждения для получения субсидии на иные цели должны в первую очередь провести инвентаризацию в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Результаты данных инвентаризаций оформляются документами, составляемыми по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения должны документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера. Такого рода документальным подтверждением могут быть:
- заключение МЧС России, противопожарной службы, если эти службы занимались ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
- справка Росгидромета, подтверждающая факт стихийного бедствия;
- справка МВД России, подтверждающая отсутствие в происшествии виновных лиц, и пр.
При этом следует отметить, что перечень документов, формируемых в тех или иных чрезвычайных ситуациях, жестко не определен.
Например, в Письме Минфина России от 24 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/691 сказано, что в целях налогообложения прибыли для признания в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, материальные потери от пожара должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, и др.
Исходя же из Письма УФНС России по г. Москве от 25 июня 2009 г. N 16-15/065190 следует, что материальные потери от пожара для признания их в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы МЧС России, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания.
Кроме того, материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.
Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.
Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:
- Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:
Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;
Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;
- По факту поступления средств:
Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.
Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:
Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;
Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.
Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.
Возврат субсидий
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Отражена задолженность по возврату субсидии
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа
Восстановлена сумма субсидии
По текущим затратам
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов
Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах
Пример 1
За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:
Зачислены средства из бюджета
Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы
Участок принят к учету
Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов
Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок
Пример 2
В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.
Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:
Задолженность по возврату субсидии
Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)
Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)
Дотация перечислена в бюджет
Начисление, поступление и возврат субсидии на госзадание: отражаем в учете
Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2016
Изменился ли в 2016 году порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и поступлению доходов в виде субсидий на госзадание? Как рассчитать объем остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет, в случае недостижения показателей, установленных заданием? Какими бухгалтерскими записями отразить возврат?
С 2016 года доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по новому коду доходов. Кроме того, введена обязанность возвращать остатки субсидий в бюджет в случае невыполнения государственного (муниципального) задания. На основании данных новшеств изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением и поступлением указанных субсидий, а также добавлена корреспонденция счетов по их возврату в бюджет. О новых требованиях расскажем в статье.
Начисление и поступление субсидии
Согласно Указаниям № 65н с 2016 года (в том числе при формировании остатков на 01.01.2016) доходы в виде субсидий, предоставленных учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, ранее использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Исходя из этого, с учетом того, что в зависимости от применяемого кода КОСГУ используется тот или иной аналитический счет бухгалтерского учета, с 2016 года для отражения начисления и поступления субсидий на госзадание применяются следующие новые аналитические счета:
Счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
Счет 4 205 80 000 (4 205 81 000) «Прочие доходы»
Счет 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Счет 0 401 10 180 «Прочие доходы»
В соответствии с новыми счетами необходимо скорректировать остатки субсидий, образовавшиеся на 01.01.2016. В случае наличия дебетовых остатков по субсидиям на госзадание, числящихся на начало года на старом счете 4 205 80 000 (4 205 81 000), их следует перенести на новый счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) (Письмо Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23571). Перевод остатков осуществляется порядке, приведенном в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 02-07-07/14989.
С учетом применения новых счетов скорректированы проводки в инструкциях № 174н, 183н, устанавливающих порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях. При этом изменена лишь корреспонденция счетов, используемая для отражения поступления субсидий на госзадание (соответствующие изменения внесены приказами от 31.12.2015 № 227н, 228н). Бухгалтерские записи по начислению указанных субсидий пока отражены в инструкциях еще со старыми счетами. Однако законодатели планируют исправить это в ближайшее время путем внесения дополнительных изменений в названные инструкции (соответствующий проект приказа размещен на сайте Минфина и проходит процедуру общественного обсуждения (далее – Проект)).
Не дожидаясь принятия очередных изменений, Минфин в целях оказания методической помощи бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений выпустил Письмо от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 с разъяснениями о порядке учета в 2016 году операций, связанных с начислением и поступлением субсидий на госзадание. В письме приводится следующая корреспонденция счетов:
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем
Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*
Начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*
* Данные проводки отражаются при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта ее перечисления.
Как видно из приведенной таблицы, Минфин предлагает два варианта начисления субсидий: либо путем отнесения на доходы будущих периодов с последующим списанием в доходы текущего года, либо сразу на текущий доход. При этом не уточняется, в какой ситуации необходимо применять той или иной вариант.
По мнению автора, на доходы будущих периодов следует относить сумму субсидии 2016 года в том случае, если соглашение о ее предоставлении заключено в предшествующем году (то есть в 2015 году). Если же такое соглашение заключено (утверждено) в 2016 году, тогда субсидия начисляется в доходы текущего года.
Кроме того, как отмечает Минфин, и в том и в другом случае начисление (признание) текущих доходов осуществляется на дату предоставления субсидии. Такие даты, как правило, указываются в графике предоставления субсидии, прилагаемом к соглашению. Напомним, что согласно п. 45 Положения № 640 предоставление субсидии на госзадание федеральным бюджетным (автономным) учреждениям должно осуществляться не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- 25 % годового размера субсидии в течение первого квартала;
- 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение первого полугодия));
- 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
С учетом обновленной корреспонденции счетов, приведенной в п. 72 Инструкции № 174н и п. 72, 77 Инструкции № 183н, операции по поступлению субсидий на госзадание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Одновременно сумма поступившей субсидии учитывается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с аналитикой по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н). Стоит отметить, что Указаниями № 65н предусмотрена возможность введения дополнительной детализации операций по названной статье (в рамках третьего разряда кода). Учреждениям целесообразно ввести такую детализацию для разделения доходов в виде субсидии (например, код 134) и доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности (например, код 132).
Бюджетное учреждение культуры (театр) заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год (№ 45/78/41 от 29.12.2015). Годовой объем субсидии составляет 4 683 598 руб. Порядок предоставления субсидии осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению (приведен ниже).
По состоянию на 11 января 2016 года учреждение осуществило перевод остатков по начисленной субсидии со старого счета на новый.
В I квартале 2016 года (12 января) субсидия поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК, в сумме 1 000 378 руб. Аналитический учет доходов в виде субсидии на госзадание ведется по коду 134 КОСГУ.
Приложение к Соглашению о предоставлении
субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год
№ 45/78/41 от 29.12.2015
График предоставления субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год
http://zullus.ru/subsidiya-na-inye-tseli/