Спрос на зеленые облигации превышает предложение – Энергетика и промышленность России – № 17 (397) сентябрь 2020 года – информационный портал энергетика
Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Спрос на зеленые облигации превышает предложение – Энергетика и промышленность России – № 17 (397) сентябрь 2020 года – информационный портал энергетика
Опубликовано: 17 февраля 2021

Спрос на зеленые облигации превышает предложение – Энергетика и промышленность России – № 17 (397) сентябрь 2020 года – информационный портал энергетика

Спрос на зеленые облигации превышает предложение

Минэкономразвития подготовлен проект распоряжения Правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ. Оно будет привлекаться в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или на минимизацию наносимого природе вреда.

В том числе – проект распоряжения Правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ.

No Banner to display

– В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 млрд рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций, два выпуска еврооблигаций, – отметил замглавы Минэкономразвития.

от 15 % до 40 % проектов, запущенных в 2019 году, могли бы претендовать на статус «зеленых» проектов в портфеле ВЭБ. РФ

Распоряжение запустит на государственном уровне процесс утверждения целей и направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития, разработки критериев соответствующих проектов и требований к системе верификации проектов, а также реализации стимулирующих мер.

Подготовленный проект распоряжения Правительства РФ предлагает закрепить за Минэкономразвития координирующую роль в разработке критериев отнесения проектов и финансирующих инструментов к «зеленым», требований к системе верификации, стимулирующих мер. Документ станет фундаментом ответственного финансирования в России. В его рамках в том числе будет создана Межведомственная рабочая группа, в которой будут представлены все профильные органы власти, ЦБ, ВЭБ, институты развития, деловое и профессиональное сообщество.

– Мы планируем создать и будем координировать специальную Межведомственную рабочую группу (МРГ), – добавил Илья Торосов. – В ней будут представлены профильные органы исполнительной власти, а также представители Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества.

ВЭБ.РФ, согласно проекту распоряжения, предложен в качестве центра компетенций с осуществлением функций методологического центра.

Скидка за зеленость

По словам зампредседателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко, в мире спрос на зеленые облигации серьезно превышает предложение. Рост активов под управлением фондов зеленых облигаций растет на 50 % в год против 8 % в случае классических облигаций. Как следствие, в последние два года сформировалась «скидка за зеленость», т. н. greenium, которая составляет в среднем 17 б.п. для заимствований в долларах, и может достигать более чем 50 б.п. в отдельных секторах.

“Емкость рынка «зеленых» облигаций в мире выросла с $ 2,6 млрд в 2012 году до $ 800 млрд в 2019‑м.”

– При разработке нашей системы зеленого финансирования мы стремимся обеспечить российским эмитентам облигаций премию, тот самый greenium. И поскольку чисто рыночными стимулами ее обеспечить сейчас трудно, на первом этапе пока этот сегмент рынка еще находится в процессе становления. Мы рассчитываем компенсировать разницу средствами государственного стимулирования и нашими собственными ресурсами, – отметил Алексей Мирошниченко.

3 трлн рублей составит до конца 2023 года в России рынок «зеленого» финансирования

Источниками зеленых проектов в фокусе ВЭБ.РФ могут стать, к примеру, проекты создания или модернизации производств, связанных с уменьшением вредных выбросов и с энергоэффективностью, уверен зампредседателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун. А также проекты в области использования электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе. Кроме того, проекты, связанные с управлением ТБО, связанные с чистой водой и чистым воздухом, и в будущем, возможно, строительные проекты, использующие экологичные материалы и проекты с высокой энергоэффективностью.

– Мы проанализировали сделки, одобренные в 2019 году, и пришли к выводу, что от 15 % до 40 % проектов (в зависимости от методологии) могли бы быть отнесены к зеленым, – прокомментировал Юрий Корсун. – Хоть сделки и не были формально «верифицированы» как зеленые, они относятся к зеленым направлениями деятельности.

Сюда можно отнести и электрический подвижной состав, и танкеры-газовозы, работающие на газомоторном топливе, и крупный проект «энергия из отходов», – заметил он.

Юрий Корсун также отметил, что не исключено предоставление гарантий ВЭБ.РФ по зеленым проектам по механизмам, схожим с антикризисными мерами Правительства России.

«Это много!»

Объем рынка зеленого финансирования до конца 2023 года в России составит около 3 трлн рублей. Такой прогноз озвучил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

– Мы выделяем на рынке зеленого финансирования три составные части. Первое – это промышленная экология. Мы оцениваем, что объем этого направления до конца 2023 года составит 1,6‑1,8 трлн рублей, – рассказал Александр Ведяхин. – Второе направление – это проекты городской инфраструктуры: управление твердыми коммунальными отходами, хорошая вода для городов и т. д. Инвестиции в это направление мы оцениваем в 0,8‑1 трлн рублей за тот же период.

И третье направление – это корпоративные ESG-инвестиции, когда предприятия сами улучшают свой вклад в экологию, снижают углеродный след и т. д. Это еще около 500 млрд рублей. Таким образом, объем всего рынка зеленого финансирования составляет примерно 3 трлн рублей до 2023 года включительно. Это много!

При разработке мер, которые позволят обеспечить достаточное финансирование этих направлений, Александр Ведяхин призвал отдавать приоритет инструментам с максимальным мультипликатором, в первую очередь – субсидированию процентной ставки по зеленым кредитам. Кроме того, по его мнению, эффективной стимулирующей мерой было бы снижение риск-весов (коэффициент, отражающий уровень риска и используемый при расчете взвешенных по риску показателей) по зеленым кредитам со стороны Центробанка. За счет того, что затраты на капитал в этом случае будут снижаться, банки смогут давать дополнительный дисконт.

Заместитель министра экономического развития России Илья Торосов:

«В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 млрд. рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций, два выпуска еврооблигаций».

Наконец, необходима методология, позволяющая определять кредиты как зеленые, и кто‑то должен быть наделен правом такого определения, добавил Александр Ведяхин.

– Это самые быстрые и понятные инструменты, – подчеркнул первый зампредправления Сбербанка, также указав на важность развития рынка зеленых облигаций.

В планах работы комитета Госдумы по финансовому рынку есть подготовка конкретных законодательных инициатив в поддержку зеленого финансирования в России, сообщил председатель комитета Анатолий Аксаков.

– Мы считаем, необходимо четко прописать в законодательстве, что такое зеленые финансовые инструменты, и под эти инструменты выстраивать целые программы мер поддержки, – выразил уверенность депутат.

]]>
Россия станет частью новой глобальной системы финансов

Ведомости/ТАСС Автор: Евгений Разумный

Российские финансы опять позеленеют

В России нужно формировать национальную систему ответственного финансирования и зеленых финансов, состоящую из Национального совета по зеленому финансированию и устойчивому развитию (межведомственного органа высокого уровня с участием неправительственных организаций) и Методологического центра “Зеленая книга России” в контуре ВЭБ РФ» — это заявление содержится в «Концепции организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования», опубликованной в октябре Банком России.

Достаточно неожиданными являются и сама и цель, и учреждение, которое ее выдвинуло — Центральный банк. Но, оказывается, что «в мире формируется новая экосистема глобальных финансов, в основу которого положено единство трех факторов ESG» (ответственного финансирования), сообщается в концепции. То есть, мы никак не выпутаемся из существующей системе глобальных финансов, а тут еще одна, даром, что «эко». И «главным драйвером создания этой системы является государство».

К экологическим и климатическим проектам предъявляются особые требования по раскрытию информации и обособлению денежных потоков, поясняет пресс-релиз ЦБ. Это важное замечание, которое стоит взять на заметку. «России в настоящее время приходится принимать условия, разработанные другими странами для реализации своих приоритетов при развитии зеленого финансирования». А если не принимать, то что? Ничего, в Основных направлениях развития финансового рынка РФ до 2021 года уже «указано, что России предстоит подключиться к глобальному процессу и проработать вопросы формирования национальной системы финансовых инструментов устойчивого развития». Хэппи энд, если считать его таковым, близок, можно выдохнуть.

Итак, избавление от одних «зеленых» денег, доллара, то есть наша дедолларизация, сменяется приходом других денег, зеленых уже официально, не на сленге, и глобальных по определелению, а не де-факто. За ними, как следует из концепции ЦБ со всей очевидностью, идут новые инструменты контроля поверх национальных границ. Впрочем, новых зеленых денег, по сравнению со старыми, пока очень очень мало.

Ветер с Запада

«Зелёные инвестиции», то есть вложения в финансовые инструменты экологических проектов, пока воспринимаются скорее как некая благотворительность, отмечает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Такие компании и кампании, как правило, требуют более высоких издержек на вложенный капитал при реализации проектов. Поэтому даже если они выходят в плюс по прибыльности, рентабельность низка и значительно меньше среднерыночных возможностей доходности даже низкорисковых вложений.

Например, одно из пилотных размещений экологической сферы – зелёные облигации РЖД в евро на Мосбирже предполагают 1,28% годовых. Инвестиционный бизнес, как и любой другой, достаточно циничен. И обращает внимание в большей степени на отдачу от инвестиций, нежели на их пользу. Это особенно актуально применительно к России, где социальная подоплёка бизнеса традиционно невелика в мотивации инвесторов.

Следовательно, говорит эксперт, спрос на такие инвестиции смещен в основном в сегмент премиум-клиентов банков и инвесткомпаний. Богатые инвесторы, которые хотят показать свою социальную ответственность и готовы получать менее высокую доходность наряду с иными инвестициями, компенсирующими выпадающую прибыль.

В то же время тренды на российском рынке обычно приходят с Запада, указывает Марк Гойхман. И если там вложения в экологические проекты продолжат набирать популярность, то такая «мода» вполне может развиваться и в нашей стране. Тем более, что с понижением процентных ставок в мире и в России средняя доходность прочих инструментов будет понижаться.

Немаловажно еще вот что, добавляет аналитик. Если популярность зеленых инвестиций будет возрастать, то увеличение спроса на них будет приводить к росту котировок таких инструментов – облигаций, фондов и пр. И тогда их доходность будет увеличиваться не за счет купонов и процентов по ним, а за счет повышения цены соответствующих бумаг. В таком случае и общая совокупная прибыльность этих вложений может повышаться до сравнимых со среднерыночными величин, что, в свою очередь, станет приводить к нарастанию спроса на них, расширению круга пользователей и доли в инвестпортфелях.

Что такое: зеленое, а не растет?

Вообще, признает генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер, тема «зеленых инвестиций» тесно перекликается с так называемой «социальной ответственностью бизнеса», то есть с идеей, что предприниматель или инвестор, помимо стремления к рентабельности и прибыли, должны думать еще и о пользе обществу и окружающей среде. Этот подход имеет право на жизнь, но, тем не менее, основная социальная и экологическая нагрузка лежит все же на государстве, и переложить ее на частных участников рынков полностью невозможно, да и не целесообразно. Частный инвестор в среднем сосредоточен все же на доходности, он меркантилен, и именно эта меркантильность создала капиталистический тип экономики, в котором сейчас живет весь мир.

А экологическая тематика часто используется для борьбы корпораций, загрязняющих экологию, между собой, они используют и экологические организации в качестве инструментов этой борьбы, констатирует эксперт. 132 страны, на которые приходится 82% всех вредных выбросов, вряд ли готовы отказаться от экономического роста, который дает им промышленность, замечает он. Вряд ли они готовы проиграть в экономической гонке своим ближним или дальним соседям, и тем самым в дальнейшем поставить под угрозу свой авторитет. На деле они скорее будут использовать риторику защиты окружающей среды, чтобы сдерживать экономический рост соседей, чтобы получать какие-то преференции во внешнеполитическом поле, торговать квотами на выбросы CO и так далее.

Но во всем мире после экологических катастроф регулярно подскакивает интерес к акциям компаний альтернативной энергетики и «зеленым» облигациям. Последний раз такой всплеск был после аварии на японской АЭС «Фукусима», тогда котировки акций компаний атомной энергетики сразу упали на 10-15%, и на столько же выросли акции компаний альтернативной энергетики.

Как считает Евгений Вальтер, России, как развивающейся стране, мода на «зеленые» инвестиции может оказаться вредна с точки зрения экономического роста, а потому она пока имеет мало шансов на выживание. Рост ВВП на 1-1.5% в год — это очень низкие темпы даже с текущим уровнем загрузки промышленности, а если применить еще и жесткие экологические стандарты, рост может оказаться нулевым.

Оставить комментарий