Секреты привлекательности: как 20 регионам удалось совершить инвестпрорыв
На фоне снижения инвестиционной активности 20 российским субъектам в 2019 году удалось совершить настоящий прорыв. Они смогли усилиться и повысили заинтересованность во вложениях в их экономику. Большая часть субъектов (56) сохранили свои позиции, девять — потеряли. Такие данные содержатся в седьмом ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Национального рейтингового агентства (НРА). Именно о необходимости прорыва и запуска нового цикла в этой сфере говорил в среду президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Он подчеркнул, что все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объеме. Эксперты, опрошенные «Известиями», также уверены: без поддержки инвестпроектов со стороны государства не обойтись.
После позитивных результатов 2017 и 2018 годов 2019-й начался с определенного замедления динамики: объем инвестиций в основной капитал, который, важно отметить, является драйвером роста ВВП, едва превысил прошлогодний результат. Снижение инвестиционной активности сегодня отмечается в половине российских регионов, говорится в рейтинге НРА, с которым ознакомились «Известия». «Инвестиции выросли в 43 регионах, а в 42 субъектах зафиксировано снижение инвестиционной активности», — отмечают аналитики.
Группа прорыва
Большинству регионов России удалось сохранить свои позиции в рейтинге, но есть и заметное улучшение показателей. «Для перемещения в более высокие группы этот рост должен быть прорывным — такого результата удалось достичь 20 регионам, чьи рейтинговые оценки в 2019 году были повышены», — подчеркнули в НРА.
По итогам 2019 года агентство повысило рейтинг Калининградской, Мурманской, Курской, Астраханской, Челябинской, Вологодской, Новгородской, Архангельской, Рязанской, Тверской, Кемеровской, Псковской и Ивановской областей, Пермского, Камчатского и Забайкальского краев, республик Удмуртия, Чечня и Марий Эл, а также Севастополя.
Кстати, именно Севастополь, как отмечает НРА, совершил рекордный прорыв, перепрыгнув сразу через три ступени. Если в 2018 году город федерального значения находился в самой низкой группе «Умеренная инвестиционная привлекательность», то в 2019-м переместился в «середняки». «Укрепление рейтинговых позиций региона стало возможным благодаря позитивной динамике основных экономических показателей: роста инвестиций в основной капитал, объема промышленного производства. Причем в качестве основного инвестора выступало государство, объем вложений частного бизнеса стремился к нулю», — указывается в обзоре.
Пример Севастополя очень важен и с точки зрения направлений, заданных в среду президентом. Например, в том, что государство должно помогать регионам привлекать деньги. Владимир Путин подчеркнул: все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объеме.
— Рост инвестиционной привлекательности Севастополя — яркий пример стимулирования развития региона за счет финансовой поддержки федерального центра. Частных инвестиций там действительно немного, — пояснил президент НРА Виктор Четвериков.
Не дотянули
Девять регионов несколько утратили свои позиции — в их число вошли Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Омская область, республики Алтай, Коми и Бурятия. На вторую строку рейтинга переместился и Санкт-Петербург, ранее деливший первое место со столицей.
В целом по итогам 2019 года число дефицитных регионов в России выросло с 15 до 35, напомнил в беседе с «Известиями» главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
— У большинства субъектов всё еще не хватает собственных средств как для реализации внутренних инвестиционных проектов, так и для выполнения требований, спускаемых сверху, — отметил эксперт. — У многих сохраняется набор проблем в отношении внутреннего спроса, инфраструктурной развитости, достаточных объемов трудовых ресурсов и т.д.
По его словам, в 2019 году, когда программа выполнения многих нацпроектов «буксовала», некоторые регионы фактически не получили необходимого финансирования из бюджета на местах.
Группа лидеров
Рейтинг НРА делит регионы на три категории. В первую — «Высокий уровень инвестпривлекательности» — в 2019 году вошли 24 региона, на которые приходится 62% инвестиций в основной капитал. Прежде всего это обе столицы — Москва и Санкт-Петербург. Также в лидерах Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Московская, Тюменская, Ленинградская, Сахалинская, Белгородская, Калининградская области, Ханты-Мансийский округ и т.д.
Причем, отмечается в обзоре НРА, Москва впервые стала абсолютным лидером: на нее в прошлом году приходилась половина всех инвестиций в основной капитал.
— Долгое время лидерство в нашем рэнкинге делили между собой два крупнейших экономических центра России — Москва и Санкт-Петербург. Все прочие регионы серьезно от них отставали, — рассказал Виктор Четвериков.
Впрочем, этому есть вполне объективное объяснение.
— Москва стоит особняком от других субъектов, будучи финансовым и кадровым центром, при этом в столице очень низкие транспортные издержки в силу плотной инфраструктуры, близости к центральным точкам транспортной сетки. Лучше здесь и бизнес-климат, более эффективно и прозрачно работают суды и правоохранительная система. Поэтому Москва привлекательна для инвесторов и без софинансирования проектов и прочих дополнительных гарантий, — полагает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
По его мнению, сейчас необходимо выравнивать ситуацию, чтобы привлекать прямые инвестиции могли и остальные регионы, стимулировать их экономический рост.
Государство всем поможет
Если судить об инвестпривлекательности региона не с точки зрения формальных правил ведения бизнеса, многое будет зависеть от того, какие льготные условия тот или иной субъект предложит бизнесу, насколько он готов софинансировать проекты, уверен Ярослав Кузьминов.
Экономисты много раз говорили, что модель распределения фискальных полномочий и бюджетной ответственности, которая сформирована в начале 2000-х, нуждается в серьезном пересмотре, напомнил он.
— Если мы хотим на деле добиться существенного улучшения инвестклимата в субъектах Федерации, то в их бюджетах должна быть представлена инвестиционная компонента. Если ее не будет, то о прорыве в этой области я бы говорить не стал. Понятно, что ее источником для дотационных регионов может быть только федеральный бюджет. Плюс надо зафиксировать и соответствующие дотации на срок более пяти лет, чтобы регион мог планировать свои отношения с инвесторами, — уверен ректор ВШЭ.
Как полагает Антон Покатович, есть шанс, что уже в 2020 году мы увидим более заметные положительные изменения региональных позиций в рейтинге их инвестиционной привлекательности.
— Это произойдет, в случае если новому правительству удастся повысить уровень эффективности процесса реализации нацпроектов, — отметил эксперт.
Также, на его взгляд, стимулом к росту региональной инвестпривлекательности может стать реализация мер, анонсированных президентом в ходе послания к Федеральному собранию — в виде возможностей компенсации двух третей выпадающих доходов региональному бюджету при применении инвестиционных налоговых вычетов.
Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА с учетом совокупности факторов: географическое положение и природные ресурсы, трудовые ресурсы региона, инфраструктура, внутренний рынок, производственный потенциал экономики, институциональная среда и социально-политическая стабильность, финансовая устойчивость бюджета и предприятий региона.
Субъекты поделены на три группы:
— регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности инвестиций в основной капитал: IC1–IC3;
— регионы со средним уровнем привлекательности: IC4–IC6;
— регионы с умеренным уровнем привлекательности : IC7–IC9.
]]>
Секреты привлекательности: как 20 регионам удалось совершить инвестпрорыв
На фоне снижения инвестиционной активности 20 российским субъектам в 2019 году удалось совершить настоящий прорыв. Они смогли усилиться и повысили заинтересованность во вложениях в их экономику. Большая часть субъектов (56) сохранили свои позиции, девять — потеряли. Такие данные содержатся в седьмом ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Национального рейтингового агентства (НРА). Именно о необходимости прорыва и запуска нового цикла в этой сфере говорил в среду президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Он подчеркнул, что все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объеме. Эксперты, опрошенные «Известиями», также уверены: без поддержки инвестпроектов со стороны государства не обойтись.
После позитивных результатов 2017 и 2018 годов 2019-й начался с определенного замедления динамики: объем инвестиций в основной капитал, который, важно отметить, является драйвером роста ВВП, едва превысил прошлогодний результат. Снижение инвестиционной активности сегодня отмечается в половине российских регионов, говорится в рейтинге НРА, с которым ознакомились «Известия». «Инвестиции выросли в 43 регионах, а в 42 субъектах зафиксировано снижение инвестиционной активности», — отмечают аналитики.
Группа прорыва
Большинству регионов России удалось сохранить свои позиции в рейтинге, но есть и заметное улучшение показателей. «Для перемещения в более высокие группы этот рост должен быть прорывным — такого результата удалось достичь 20 регионам, чьи рейтинговые оценки в 2019 году были повышены», — подчеркнули в НРА.
По итогам 2019 года агентство повысило рейтинг Калининградской, Мурманской, Курской, Астраханской, Челябинской, Вологодской, Новгородской, Архангельской, Рязанской, Тверской, Кемеровской, Псковской и Ивановской областей, Пермского, Камчатского и Забайкальского краев, республик Удмуртия, Чечня и Марий Эл, а также Севастополя.
Кстати, именно Севастополь, как отмечает НРА, совершил рекордный прорыв, перепрыгнув сразу через три ступени. Если в 2018 году город федерального значения находился в самой низкой группе «Умеренная инвестиционная привлекательность», то в 2019-м переместился в «середняки». «Укрепление рейтинговых позиций региона стало возможным благодаря позитивной динамике основных экономических показателей: роста инвестиций в основной капитал, объема промышленного производства. Причем в качестве основного инвестора выступало государство, объем вложений частного бизнеса стремился к нулю», — указывается в обзоре.
Пример Севастополя очень важен и с точки зрения направлений, заданных в среду президентом. Например, в том, что государство должно помогать регионам привлекать деньги. Владимир Путин подчеркнул: все заявленные социальные и инвестиционные планы должны быть обеспечены финансированием в полном объеме.
— Рост инвестиционной привлекательности Севастополя — яркий пример стимулирования развития региона за счет финансовой поддержки федерального центра. Частных инвестиций там действительно немного, — пояснил президент НРА Виктор Четвериков.
Не дотянули
Девять регионов несколько утратили свои позиции — в их число вошли Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Омская область, республики Алтай, Коми и Бурятия. На вторую строку рейтинга переместился и Санкт-Петербург, ранее деливший первое место со столицей.
В целом по итогам 2019 года число дефицитных регионов в России выросло с 15 до 35, напомнил в беседе с «Известиями» главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
— У большинства субъектов всё еще не хватает собственных средств как для реализации внутренних инвестиционных проектов, так и для выполнения требований, спускаемых сверху, — отметил эксперт. — У многих сохраняется набор проблем в отношении внутреннего спроса, инфраструктурной развитости, достаточных объемов трудовых ресурсов и т.д.
По его словам, в 2019 году, когда программа выполнения многих нацпроектов «буксовала», некоторые регионы фактически не получили необходимого финансирования из бюджета на местах.
Группа лидеров
Рейтинг НРА делит регионы на три категории. В первую — «Высокий уровень инвестпривлекательности» — в 2019 году вошли 24 региона, на которые приходится 62% инвестиций в основной капитал. Прежде всего это обе столицы — Москва и Санкт-Петербург. Также в лидерах Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Московская, Тюменская, Ленинградская, Сахалинская, Белгородская, Калининградская области, Ханты-Мансийский округ и т.д.
Причем, отмечается в обзоре НРА, Москва впервые стала абсолютным лидером: на нее в прошлом году приходилась половина всех инвестиций в основной капитал.
— Долгое время лидерство в нашем рэнкинге делили между собой два крупнейших экономических центра России — Москва и Санкт-Петербург. Все прочие регионы серьезно от них отставали, — рассказал Виктор Четвериков.
Впрочем, этому есть вполне объективное объяснение.
— Москва стоит особняком от других субъектов, будучи финансовым и кадровым центром, при этом в столице очень низкие транспортные издержки в силу плотной инфраструктуры, близости к центральным точкам транспортной сетки. Лучше здесь и бизнес-климат, более эффективно и прозрачно работают суды и правоохранительная система. Поэтому Москва привлекательна для инвесторов и без софинансирования проектов и прочих дополнительных гарантий, — полагает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
По его мнению, сейчас необходимо выравнивать ситуацию, чтобы привлекать прямые инвестиции могли и остальные регионы, стимулировать их экономический рост.
Государство всем поможет
Если судить об инвестпривлекательности региона не с точки зрения формальных правил ведения бизнеса, многое будет зависеть от того, какие льготные условия тот или иной субъект предложит бизнесу, насколько он готов софинансировать проекты, уверен Ярослав Кузьминов.
Экономисты много раз говорили, что модель распределения фискальных полномочий и бюджетной ответственности, которая сформирована в начале 2000-х, нуждается в серьезном пересмотре, напомнил он.
— Если мы хотим на деле добиться существенного улучшения инвестклимата в субъектах Федерации, то в их бюджетах должна быть представлена инвестиционная компонента. Если ее не будет, то о прорыве в этой области я бы говорить не стал. Понятно, что ее источником для дотационных регионов может быть только федеральный бюджет. Плюс надо зафиксировать и соответствующие дотации на срок более пяти лет, чтобы регион мог планировать свои отношения с инвесторами, — уверен ректор ВШЭ.
Как полагает Антон Покатович, есть шанс, что уже в 2020 году мы увидим более заметные положительные изменения региональных позиций в рейтинге их инвестиционной привлекательности.
— Это произойдет, в случае если новому правительству удастся повысить уровень эффективности процесса реализации нацпроектов, — отметил эксперт.
Также, на его взгляд, стимулом к росту региональной инвестпривлекательности может стать реализация мер, анонсированных президентом в ходе послания к Федеральному собранию — в виде возможностей компенсации двух третей выпадающих доходов региональному бюджету при применении инвестиционных налоговых вычетов.
Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА с учетом совокупности факторов: географическое положение и природные ресурсы, трудовые ресурсы региона, инфраструктура, внутренний рынок, производственный потенциал экономики, институциональная среда и социально-политическая стабильность, финансовая устойчивость бюджета и предприятий региона.
Субъекты поделены на три группы:
— регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности инвестиций в основной капитал: IC1–IC3;
— регионы со средним уровнем привлекательности: IC4–IC6;
— регионы с умеренным уровнем привлекательности : IC7–IC9.
]]>Статистика инвестиций
Для любой страны или коммерческой организации инвестиционная деятельность является одним из ключевых вопросов жизнедеятельности. Статистика инвестиций позволяет отслеживать эффективность использования средств, проводить анализ влияния на экономику и принимать правильные управленческие решения.
Инвестиции, их задачи и виды
Инвестициями называется долгосрочное вложение каких-либо ресурсов, денежных средств или любого имущества для приумножения капитала и извлечения прибыли. Любое инвестирование можно оценить с финансовой позиции. Виды инвестиций:
- Депозиты, вложения в ценные бумаги, акции, облигации.
- Вливание денег в производство, с целью его развития.
- Финансирование научных исследований, выкуп лицензий и патентов.
- Инвестиции в человеческий капитал . Статистика считает их очень важными.
- Спекуляция. Например, попытки быстрого обогащения на разнице курсов валют.
Инвестиции могут быть краткосрочными (до года) и долговременными, например, в уставной капитал какой-нибудь фирмы. Краткосрочно вкладываются деньги в векселя, депозиты, всевозможные сертификаты и ценные бумаги с высокой ликвидностью. По форме собственности статистика инвестиций выделяет:
- Частные. Деньги выделяют физические или юридические лица.
- Государственные. Сюда относятся средства, вложенные государственными предприятиями, фондами или госбанком.
- Иностранные. К ним относятся любые вклады из заграничных источников.
- Смешанные. Сюда относятся средства государственного и частного капитала.
Доходность инвестиций может быть высокой, средней, низкой или ее может не быть вовсе. Последний вариант подразумевает экологический, социальный или любой другой не подразумевающий финансовой прибыли эффект.
Количество инвестиций и их объем находится в прямой зависимости от инвестиционного климата. Под термином статистика инвестиций подразумевает то, насколько благоприятные или неблагоприятные условия сложились в данный момент. При оценке инвестиционного климата учитывают действующие законы, криминальную обстановку, социальные условия, доходы на душу населения , экологию.
Статистика инвестиций в России
Американский инвестиционный банк BofA Merrill Lynch зафиксировал снижение инвестиций в Россию на 900 млн. долларов в 2017 году. Показатели перекрыли результаты 2016 года (870 млн.). Уход инвесторов в сторону таких стран как Индия или Бразилия произошел в результате ужесточения санкций со стороны США и Евросоюза. Но ситуация в Китае оказалось еще хуже. Оттуда вывели 6,6 млрд. долларов из-за спада экономики.
Однако приток прямых иностранных инвестиций в размере 23 млрд. долларов не только перекрыл потери от спекулятивных поступлений, но и стал самым большим за 4 года. Еще один рекорд зафиксировала статистика инвестиций в активности частных инвесторов. В 2017 году они открыли свыше 230 тыс. счетов, что в 1,5 раза больше, чем в 2016. При первичном размещении облигаций федерального займа частные инвесторы выкупили 4%, а при вторичном – 9 %.
Статистика инвестиций в России (2017 год) демонстрирует увеличение объема финансирования на 15% в добывающую промышленность. Сюда не входят показатели газо- и нефтедобычи, которые показали спад на 6 %. Рост от 23% до 37% показали такие сектора – транспортировка и хранение, работа с финансами, спорт и массовые мероприятия. Торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, образование и наука привлекли всего на 7–8 % больше средств.
Статистика прямых инвестиций в России объясняет рекордные показатели вложений в «Турецкий поток» – 42 млрд. руб. В «Силу Сибири – 1» вложено 158 млрд. В «Ухта-Торжок» инвестиции составили – 62 млрд. Сюда же входят показатели введенных в строй трубопроводов «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет». Позицию по спорту и массовым мероприятиям «вытащило» строительство объектов к чемпионату мира по футболу в разных городах страны.
Однако с татистика инвестиций России показывает рост далеко не во всех секторах экономики. В обрабатывающей промышленности инвестиционный портфель «похудел» на 6,7%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды не досчиталось 15%. Сельское хозяйство недополучило 7% и строительство 4% по сравнению с прошлым годом. Статистика государственных инвестиций по регионам выделяет пятерых лидеров с показателями роста от 69% до 390%. Сюда вошли:
- Республика Крым.
- Севастополь.
- Вологодская обл.
- Тверская обл.
- Калининградская обл.
Аутсайдеры с показателями от – 39% до – 62%:
- Хакасия.
- Северная Осетия.
- Ингушетия.
- Республика Коми.
- Новгородская обл.
Статистика инвестиций в казино и курорт города Сочи сообщает о вложении 4 млрд. руб. в проект. Компания «Домейн» планирует их окупить за три года. Москва занимает лидирующее положение по вкладу в инвестиционный совокупный прирост. Постоянно быть на 1 месте ей помогает формальный подход к учету инвестиций, которые проходят через головные офисы корпораций по добыче сырья с Московской регистрацией.
Статистика иностранных инвестиций в Россию
Средства, вложенные в экономику другой страны, называются иностранными инвестициями. П оложительные стороны такого инвестирования:
- привлечение денег и новейших технологий для реконструкции производственных предприятий;
- ускорение роста ВВП;
- усиление конкурентоспособности российских товаров на международном рынке;
- открытие новых рынков благодаря расширению выпускаемого ассортимента;
- повышение производительности труда и оптимизация логистики.
Износ основных производственных фондов в России трудно точно оценить. Например, в нефтеперерабатывающей или нефтехимической промышленности он достигает 80%. Наука почти никак не проявляет себя в сырьевой экономике. Инфраструктура в основных местах залегания полезных ископаемых отсутствует, тем самым затрудняя или исключая их добычу.
Для освоения континентального арктического шельфа с запасами углеводородов требуются иностранные инвестиции. Статистика указывает на необходимость срочного развития горного и нефтегазового машиностроения. Основными причинами, мешающими зарубежным бизнесменам делать инвестиции в основной капитал по статистик е являются :
- коррупционная составляющая;
- использование финансов не по назначению;
- высокие экономические риски;
- политическая нестабильность;
- антироссийские санкции;
- инфляция;
- бюрократия.
В таблице представлена статистика прямых инвестиций по годам :
Россия пережила кризис. Несомненные успехи в Сирии и стабильно растущие цены на нефть привели к тому, что проблемы статистики инвестиций закончились. По данным ЦБ РФ нерезиденты инвестировали в небанковский сектор за 2016 год 25,8 млрд. долларов, тем самым увеличив показатели 2014 года в 4,4 раза. Росстат отметил рост экономики за первые три месяца 2017 года на 0,1 %.
Статистика инвестиций в РФ за 2017 год вывели страну в тройку лидеров по притоку денег среди 22 государств. Прямые иностранные инвестиции достигли 25 млрд. долларов. Компании, которые не испугались санкций и продолжили свою инвестиционную деятельность в нашей стране, сейчас «Пожинают плоды» своих решений.
И нвестиции Китая по статистик е выросли вдвое. Большинство сделок оказались завязаны на покупке акций сырьевых компаний. Только у «Верхнечонскнефтегаза», дочки «Роснефти», китайцы выкупили 20% ценных бумаг на 1,08 млрд. долларов.
Но не одни сырьевые отрасли привлекали инвестиции Китая в Россию. Статистика зафиксировала и другие направления. К примеру, Silk Road Fund за 1,15 млрд. долларов купил 10% акций «Сибура». Современные размеры инвестиций в экономику РФ по статистик е недостаточны. Но согласно рейтингу Doing Business-2017 Россия со 124 места поднялась до 40 в 2017 году.
Что необходимо для увеличения инвестиций в РФ
Для успешного экономического развития стране нужен приток инвестиций. Перед руководством Российской Федерации стоит вопрос привлечения иностранных инвесторов. Правительству нужно создать благоприятные инвестиционные условия, направить дополнительные усилия на развитие особых экономических зон, оказать помощь регионам в реализации инфраструктурных проектов.
Обеспечение стабильного политико-экономического положения, снижение темпов инфляции, реальная борьба с коррупцией и бюрократией – вот что снижает риски и делает привлекательным инвестирование. Статистика инвестиций отмечает большие различия в экономическом развитии регионов. Иностранные компании тщательно изучают экспертные заключения, сделанные за рубежом . Но из-за плохого знания местных реалий прогнозы зачастую не соответствуют действительности.
На основе аналитических исследований в России создаются бюро для разработки рейтинговых систем. Примером может служить агентство «Эксперт РА», создавшее «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов». Но этого явно недостаточно. Потенциальным инвесторам требуется облегченный доступ к информации, чтобы делать долгосрочные прогнозы.
Еще одним шагом на пути привлечения инвестиций должна стать неприкосновенность зарубежных капиталов. Соблюдение международных норм при возникновении каких-либо вопросов обязано стоять во главе угла. Применительно к нуждающимся в инвестициях регионам или отдельным территориям необходимо выработать систему льгот и привилегий.
Нельзя недооценивать важность заключения двусторонних договоров между отдельными предприятиями с включением мер по защите предполагаемых инвесторов.
Статистика инвестиций в страны СНГ
На основании доклада Doing Business Беларусь вышла на 37 место, улучшив положение на 13 пунктов. Статистика инвестиций в РБ зафиксировала в 2016 году поступление 8,6 млрд. долларов, что на 12,7% меньше прошлогодних.
Статистика инвестиций фиксирует неуклонное снижение показателя в области развлечения, спорта, образования и строительства . Доказательством удручающего положения служат данные Центрального банка за последние 3 года . 2015 год – сокращение на 17,5%, 2016 – на 20,6% и только 2017 показал прирост на 3,6% за счет организаций государственного управления. Если не учитывать ведомственные показатели, то инвестиции снизились на 1,8% по сравнению с 2016 годом. Основные субъекты, обеспечивающие инвестиции в Беларусь :
- Российская Федерация – 51,5%.
- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 17,1%.
- Кипр – 7,3%.
Сильное влияние на снижение инвестиционной привлекательности в Украине оказывают нарастающая инфляция и большой внешний долг. Невозможность провести платежи по долговым обязательствам приведет Украину к потере финансовой стабильности. Непринятие срочных мер грозит полным лишением иностранных вливаний.
Министерство национальной экономики Казахстана подтвердило рост инвестиций за 2017 год на 5,5%, что составляет 8749,3 млн. тенге. Горнодобывающая отрасль вместе с разработкой карьеров дала основной процент – 34%. Инвестиции в электроэнергетику Казахстана за период 2010–2015 гг. составили 700 млн. тенге. Такие показатели стали возможны благодаря программе предельных тарифов. То есть когда выгодные тарифы на электроэнергию предлагали в обмен на инвестиционный пакет.
Статистика иностранных инвестиций в Казахстане за 1 квартал 2017 года показала рост на 19%. График распределения с цифрами вложений по странам показан на рисунке:
Министр Женис Касымбек заявил, что в течение 2018 года Казахстан ожидает увеличение объема инвестиций на 8–10% больше, чем в 2017.
Заключение
Целью любых инвестиционных вложений является извлечение максимальной прибыли. При этом риски должны быть минимальными. Правительство любой страны должно создавать благоприятный инвестиционный режим в тех областях экономики, которые в них нуждаются, а не обслуживать международные транснациональные корпорации.