Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Ростех» начал привлекать клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Базой будут сотрудники предприятий одноименной госкорпорации. В этом году у НПФ осталось два месяца, чтобы наладить привлечение, и вряд ли это сможет повлиять на показатели переходной кампании. Но в случае успешной реализации технологии в следующем году фонд имеет шансы резко расширить число застрахованных лиц.
Принадлежащий ГК «Ростех» одноименный НПФ начал привлечение сотрудников компаний, входящих в ГК, в рамках обязательного пенсионного страхования. Об этом свидетельствует презентация фонда, размещенная на сайте одного из входящих в «Ростех» предприятий. Как заявили в госкорпорации, документ подготовлен «для представителей кадровых служб предприятий корпорации».
НПФ «Ростех» был создан на базе НПФ «АвтоВАЗ» в 2018 году, в 2020 году к нему был присоединен НПФ «Роствертол». Планируется объединить его с фондом «Первый промышленный альянс» (ППА). На начало сентября размер пенсионных резервов НПФ «Ростех» составлял 3,2 млрд руб., пенсионных накоплений — 1,9 млрд руб. Число участников по добровольным программам (НПО) фонда — 68,1 тыс. человек, по обязательному пенсионному страхованию — 17 тыс. человек.
До сих пор фонды «Ростеха» не были замечены в активном привлечении застрахованных лиц. За три года количество граждан, формирующих в них накопления, даже сократилось на 2,2%, до 48,9 тыс. человек. «В основном они специализировались на пенсионном страховании сотрудников предприятий, при которых были созданы: КамАЗа, АвтоВАЗа и «Роствертола»»,— говорит источник “Ъ”.
Судя по презентации, эта стратегия будет масштабирована на все предприятия госкорпорации.
На подготовительном этапе (до 1 сентября) на предприятия корпорации должны были быть назначены представители НПФ. Затем проводятся переговоры с местными отделениями Пенсионного фонда России (ОПФР) «об организации выездной работы». Основной этап до 30 ноября, то есть до последнего дня подачи заявления на перевод накоплений. На этом этапе представитель НПФ «организует разъяснительную работу среди работников» и подписывает с ними договоры об ОПС. Разъяснительная работа фонда «ведется через сотрудников кадровых служб предприятий», поясняют в «Ростехе». Затем должна выполняться «выездная работа сотрудника ОПФР на предприятии», либо работник направляется в клиентскую службу ОПФР, при этом происходит «сбор расписок о поданных заявлениях у работников».
«Возможность организации выездного приема заявлений сотрудниками ПФР на крупных, градообразующих предприятиях рассматривалась, но не была реализована по ряду объективных причин»,— уточнили в «Ростехе», а сбор расписок объясняют «оперативным мониторингом ситуации» и дополнительным контролем отсутствия потери инвестиционного дохода при переводе в НПФ. В ПФР отметили, что практика выездного приема граждан и оказания услуг специалистами мобильной клиентской службы существует, но в основном используется для работы в удаленных или труднодоступных населенных пунктах.
По данным сайта госкорпорации, на ее предприятиях в прошлом году трудилось 590,6 тыс. человек. До 2025 года в планах у объединенного фонда было охватить пенсионными программами «минимум 544 тыс.» человек, говорили “Ъ” в «Ростехе» в июле. Правда, тогда речь шла о НПО.
Программы ОПС рассматриваются в качестве одной из частей совокупной пенсии работников корпорации»,— уточнили в НПФ.
«Фонду, у которого нет технологии массового привлечения, очень сложно быстро наладить масштабный приток клиентов»,— отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. И за два месяца вряд ли ему удастся повлиять на переходную кампанию. «Подписать с клиентами несколько тысяч договоров можно, но сделать так, чтобы все они успели подать в ПФР заявление, практически невозможно»,— считает он. Поэтому, предполагает эксперт, со стороны фонда пройдет обкатка технологии, чтобы в следующем году начать массовое привлечение. В случае успеха, полагает господин Околеснов, это могут быть десятки и даже сотни тысяч заявлений.