«Республика Коми КАТАЛОГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ Дорогие друзья! Республика Коми – красивый северный край, где богатейшие недра, нетронутая . »
КАТАЛОГ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Республика Коми – красивый северный край, где богатейшие недра, нетронутая цивилизацией природа,
уютные города и села, талантливые люди и самобытная культура.
Республику отличает уникальное по запасам, условиям залегания, разнообразию и качеству сочетание
минерально-сырьевых ресурсов. Во многих странах мира люди пользуются продукцией предприятий Республики Коми: природный газ согревает дома европейцев, северная нефть помогает двигать вперед экономику России и стран зарубежья, на экспорт идет и производимая в регионе целлюлозно-бумажная продукция. Крупнейшие металлургические комбинаты России работают на угле, добываемом в Республике Коми.
Наша республика неповторима по своим природно-климатическим условиям. Крупнейшие в России и Европе — Национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник, которые включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми», а также одно из семи чудес России – столбы выветривания на плато Маньпупунёр – прекрасная база для привлечения туристов.
У нас есть высококвалифицированные кадры, развита научно-исследовательская деятельность, проводимая под руководством Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук – одного из крупнейших академических комплексов на Европейском Севере России.
Сегодня Республика Коми, без преувеличения, является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Руководство республики много внимания уделяет созданию комфортных условий для ведения бизнеса, вопросам нормативно – правового регулирования, привлечения инвестиций и защиты инвестиционной деятельности на территории региона. Мы готовы предложить потенциальным инвесторам целый ряд направлений для конструктивного взаимодействия.
Уверен, открытый диалог между нами послужит успешной реализации представленных в этом издании инвестиционных проектов и предложений, а также дальнейшему развитию взаимовыгодного партнерства и сотрудничества.
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми С.А.Гапликов Содержание Общая информация о Республике Коми
Инвестиционная политика Республики Коми
Раздел I. Инвестиционный портфель Республики Коми
Горнорудный и нефтегазовый комплекс
Утилизация твердых бытовых отходов
Переработка сельскохозяйственной продукции
Раздел II. Инвестиционные предложения, направленные на диверсификацию экономики Республики Коми
Раздел III. Инновационные разработки научных учреждений и вузов Республики Коми
Раздел IV. Перспективные проекты государственно-частного партнерства в Республике Коми
Раздел V. Наиболее крупные объекты, включенные в адресную инвестиционную программу Республики Коми
Брикетное производство г. Воркута Заказчик / инвестор: ООО «Воркутинское Центральное Ремонтное Строительное Управление»
Контактные данные:
Адрес: 169900, г. Воркута, ул. Ленина, д. 52, корп. А, к. 51 Ген. директор Куликов Андрей Борисович Тел.: +7 (912)1990910 E-mail: vsrsu@yandex.ru
Цель и суть проекта:
Создание производства по выпуску высококалорийных бездымных гранулированных брикетов из угольных отходов (очистка шламонакопителей бывших шахт).
Сроки реализации: 2005 – 2011 гг.: Обобщение фондовых отчетов по геологоразведочным работам. Получение лицензии на право геологического изучения и добычи россыпного титана Пижемского участка Пижемско-Умбинского рудного узла. Геологоразведочные работы и технологические исследования по обогатимости титановых руд и кварцевых.
Цель и суть проекта:
Добыча природного газа и газового конденсата.
Сроки реализации:
1 этап (2011– 2018 гг.) – доразведка месторождений, проведение поисковых работ на новых участках;
2 этап (2019– 2021 гг.) – освоение месторождений, выход на уровень добычи природного газа 2–3 млрд. куб.м в год.
География инвестиционного проекта:
Республика Коми, МОГО «Инта».
Финансирование проекта:
– совокупная стоимость проекта: 27 780 млн.руб.;
– в том числе, потребность в инвестициях стороннего инвестора: 14 000 млн. руб.
Направление использования инвестиций:
Предлагаемые формы участия инвестора в проекте:
– предоставление долгосрочного кредита.
Финансирование проекта:
– совокупная стоимость проекта: 47,23 млрд. руб. (без НДС).
Предлагаемые формы участия инвестора в проекте: участие в уставном капитале.
Технико-экономические показатели проекта:
– дисконтированный cрок окупаемости проекта: 17,6 лет;
– максимальная ставка кредитования при сохранении данного периода окупаемости проекта: 10%;
– внутренняя норма рентабельности 10,7 %;
– проектная мощность 4,5 млн. тонн в год.
Сроки реализации: 2011–2017 гг.
География инвестиционного проекта:
Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск.
Финансирование проекта:
– совокупная стоимость проекта: 526,6 млн. руб.;
– в том числе потребность в инвестициях стороннего инвестора: 330,0 млн. руб.
Предлагаемые формы участия инвестора в проекте:
– предоставление долгосрочного кредита.
Финансирование проекта: 688 млн.руб.
Предполагаемые формы участия инвестора в проекте:
– участие в уставном капитале;
– предоставление долгосрочного кредита.
Объем необходимых инвестиций для реализации проекта: 688 млн.руб.
Создание лесоперерабатывающего комплекса в п. Пузла Усть-Куломского района Республики Коми Заказчик / инвестор: ООО «Комилесбизнес»
Контактные данные:
Ген. директор Ярмолик Андрей Николаевич Телефон: 82137 98043, 82137 98082 Факс: 82137 98083 Эл.почта: komilesbusiness@gmail.ru, info@komiles.ru
Цель и суть проекта:
Создание лесопромышленного комплекса по заготовке и комплексной переработке древесины на производственной базе ООО «Комилесбизнес» в п. Пузла Усть-Куломского района Республики Коми мощностью 50 тыс.м3 пиломатериалов и производства топливных гранул мощностью 30–50 тыс.т для использования отходов лесопильного производства.
Документация по проекту:
Визуализация проекта, Концепция развития Финноугорского этнокультурного парка.
– Центр научно-технического творчества на территории Финно-угорского этнокультурного парка и картодром
– проектно-сметная документация, сметный расчет стоимости проекта, положительное заключение Главгосэкспертизы;
– комплекс аквапарка со спа-центром, гостиницей и рестораном – финансовая модель;
– гостиница на 24 номера- финансовая модель;
– этнодеревня «Парма» – технико-экономическое обоснование.
Курирующая организация:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Цель и суть проекта:
Реконструкция существующего полигона ТБО для сбора отходов с временных площадок сбора ТБО в сельских поселениях района, расширение полигона ТБО, сортировка отходов, прессование, утилизация.
Сроки реализации: 2013–2017 гг.
География инвестиционного проекта: Республика Коми, МО МР «Сысольский», с. Визинга.
Направление использования инвестиции:
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи): Создание Новое строительство.
предприятия по переработке угольного шлама. Производство топливных брикетов на основе инновационной технологии переработки отходов углеобогащения без применения связующих добавок, что позволит снизить Документация по проекту: Имеются технико-экостоимость используемых энергетических ресурсов номическое обоснование и бизнес-план.
Создание угледобывающего предприятия на Чернореченской площади Интинского угольного месторождения Курирующая организация: Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми.
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи): Строительство угольного предприятия для обеспечения углем электростанций Уральского экономического региона и иных потребителей.
Предполагаемое место реализации: МО ГО «Инта».
Степень проработки: Проведена оценка запасов, требуются дополнительные геологоразведочные работы и проведение технико-экономических расчетов.
Создание предприятия по производству баритовых концентратов на базе Хойлинского месторождения баритов в Воркутинском районе
Курирующая организация: Министерство про- Предполагаемое место реализации:
мышленности, транспорта и энергетики Республики МО ГО «Воркута».
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи): Соз- Степень проработки: Проведена оценка запасов, тредание предприятия по производству баритовых буются проведение технико-экономических расчетов, концентратов для обеспечения потребностей пред- требуется включение объекта в программу лицензироприятий газонефтяного и геолого-разведочного вания пользования недрами.
комплекса качественными буровыми растворами.
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи): Создание углехимического производства с использованием в качестве сырья угля марки «Д», добываемого ОАО «Шахта «Интинская», с целью производства энергетического угля и синтетического жидкого топлива. Переработка угольного отсева методом газификации и получения синтез-газа, гранулированного песка, метанола, чистого водорода, тепловой и электрической энергии. Проект предполагает также проведение работ по геологическому доизучению, организации добычи и переработки бурых углей на Неченском и Шарью-Заостренском месторождениях бурых углей.
Предполагаемое место реализации:
Курирующая организация: Министерство промышлен- Предполагаемое место реализации:
ности, транспорта и энергетики Республики Коми. МО МР «Усть-Вымский», МО ГО «Сыктывкар».
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи): Создание Степень проработки: Проведена оценка ресурспредприятия по производству кирпича на базе место- ного потенциала с целью разработки инвестиционрождений глин Айкино-Жешартского и Сыктывкарского ного проекта.
Строительство домостроительного комбината в г.Сыктывкаре
Заказчик / инициатор: ООО «ТетрастройКоми» Финансирование предложения (бизнес-идеи):
Адрес: г.Сыктывкар, Октябрьский проспект, д.131/5.
совокупная стоимость: 1420,0 млн. руб.
Директор: Робанишвили Тариел Георгиевич.
Степень проработки проекта создания технопарка: Концепция технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк».
Разработка и реализация предложения (бизнесидеи): Аппаратно-программный комплекс аналитики информационного пространства.
Цель (суть) предложения (бизнес-идеи):
Аппаратно-программный комплекс, способный быстро и эффективно сканировать информационное пространство сети интернет, определяя содержания информации и классифицируя её по критериям правомерности и содержания угроз безопасности Государства.
Сфера применения: IT, военно-промышленный комплекс.
ПРИРОДООХРАННАЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ) БИОТЕХНОЛОГИЯ
— Комплексная технология биоремедиации загрязненных почв и водных объектов.
(биотехнологичеВыделение перспективных штаммов бактерий и микроводорослей, в целях очистская очистка воды, ки сточных вод и биоремедиации загрязненных почв.
воздуха, ремедиация почв и утилизация отходов)
— Малоотходная технология биоконверсии целлюлозосодержащего сырья, струкБиоконверсия рас- турно-химическая трансформация древесного сырья с целью подготовки к биоконтительного сырья версии, разработка методов утилизации отходов биоконверсии.
ЛЕСНАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ
— Микроклональное размножение лекарственных растений (родиола розовая);
Технология микро- — Микроклональное размножение декоративных растений (махровые и химерные клонального раз- сорта сенполий);
множения расте- — Микроклональное размножение редких и исчезающих растений Республики Коми, ний интродукция в Ботанические сады и реинтродукция в естественные местообитания.
— Глубокая переработка растительного сырья древесного происхождения в ценные Глубокая перерапродукты – сырье для биохимической трансформации;
— Создание комплекса высокоактивных препаратов на основе биологически активпо безотходной ных соединений, выделенных при комплексной переработке древесного сырья.
технологии Биоресурсы. Био- — Оценка биологических и эксплуатационных запасов ресурсных видов растений разнообразие. Био- Республики Коми с использованием спутниковых технологий.
*- в адресную инвестиционную программу Республики Коми, утвержденную распоряжением Правительства Республики Коми от 20.03.2015 г. № 99-р, включено почти 170 объектов, направленных на развитие государственной и муниципальной общественной инфраструктуры. Ознакомиться с полным перечнем объектов, включенных в адресную инвестиционную программу Республики Коми, можно на Инвестиционном портале Республики Коми (www.invest.rkomi.ru) в подразделе «План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры» раздела «Информация для инвестора».
Работа с инвесторами в Республике Коми осуществляется по принципу «одного окна», что позволяет сделать процесс подготовки и реализации инвестиционных проектов более эффективным и комфортным.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых на территории Республики Коми, свободных инвестиционных площадках, инвестиционных возможностях, нормативных документах, ключевых событиях и другая полезная для инвесторов информация размещена на Инвестиционном портале Республики Коми: www.invest.rkomi.ru.
Инвестиционный портал Республики Коми – это предоставление инвесторам информации о возможностях инвестиционной деятельности в республике, канал прямой связи с инвестором.
«В. И. САМОХВАЛОВА КАТЕГОРИЯ НОРМАТИВНОСТИ И ПОСТСОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Общий контекст современного (постсовременного) общества все более становится пространством множащихся отклонений от выработанных в социуме норм, которые традиционно признают. »
«155 МИР РОССИИ. 1997. N3 РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Сабенникова И.В. Цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексный социологический портрет русской эмиграции 1917-1939 годов путем выявления данных по основным параметрам ее социальных характерист. »
«ЛИКБЕЗ 016 МАЙ2010 Нажав на имя автора или раздел содержания, вы попадете на нужную страницу Поэзия Проза Для Отдел острокультурыВладимир Токмаков «Ключи от Владимир Витвинчук Старость умных мультуры поля» — 12 мальчика (рассказ) — 96 Михаил Гун. »
«Своеобразие византийского стиля во фресковой живописи. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65), 2013. № 3, с. 178–184. УДК 130.122 НООЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ «. »
«Проект Bioversity International/UNEP-GEF «In situ/On farm сохранение и использование агробиоразнообразия (плодовые культуры и их дикие сородичи) в Центральной Азии» (компонент Казахстана) ВЫРАЩИВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ САДОВ ЯБЛОНИ НА КЛОНОВЫХ ПОДВОЯХ НА ЮГЕ И. »
«Е.И. Жимулёва ЧАСТУШКИ В ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕЛЕНГИТОВ УЛАГАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Интонационная культура теленгитов – этноса, входящего в южноалтайскую общность, неоднородна по своему жанровому составу36. Помимо основных, репрезентирую. »
«Сюзан ЛАРСЕН Тело или чучело: что творится под «женским знаком»? «Мучаясь бессоницей, Пушкин, сколько ни вслушивался, ничего не мог расслышать от [женщин], кроме этого: «Парки бабье лепетанье», но содержание такого «лепетанья» равно нулю». Ю. Кузнецов. Под «женским знак. »
«Литературно-художественный и общественно-политический журнал МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ Учредители: КОММУНИКАЦИЙ КБР СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ КБР Главный редактор ХАСАН ТХАЗЕПЛОВ Реда. »
«АГРОХИМИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №4 20.09.2006 г. ОБРАБОТКА ПОСЕВОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ ХИМИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЗАЩИТЫ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД ПРОТИВ ЗИМУЮЩИХ СОРНЯКОВ И ХЛЕБНОЙ ЖУЖЕЛИЦЫ (В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ) СОВРЕМЕННАЯ РАЗРАБОТКА РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СМЕСЕВОЙ ГЕРБИЦИД ДИФ. »
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. »
2017 www.pdf.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — разные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
]]>
Концепция инвестиционной политики в республике коми раздел Общие положения
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ПРАВИТЕЛЬСТВОЛÖН
Т Ш Ö К Т Ö М
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 31 декабря 2010 г. № 617-р
- Одобрить Концепцию инвестиционной политики в Республике Коми согласно приложению.
- Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции.
- Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.
Глава Республики Коми В.Гайзер
распоряжением Правительства Республики Коми
от 31 декабря 2010 г. № 617-р
^ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Раздел 1. Общие положения
Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала любого региона и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Так, например, в Европейском Союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.
При этом политика в отношении инвестиционной сферы должна быть системной, последовательно выстроенной и четко сформулированной. Ключевую роль в этом играет законодательство, регламентирующее вопросы осуществления инвестиционной деятельности, а также основания и пределы государственного регулирования в этой области.
Определяющее значение в государственном регулировании имеют федеральные законы, главными из которых являются: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Также немаловажную роль в инвестиционном законодательстве играют нормативные правовые акты, определяющие место и полномочия федеральных институтов развития.
В развитие федерального законодательства в области инвестиционной политики в Республике Коми сформирована и постоянно совершенствуется нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Ее основой является Закон Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми», а также нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, принимаемые во исполнение данного закона. Актуализировать правовые механизмы инвестиционной политики позволило принятие Закона Республики Коми «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве».
Однако для развития инвестиционных отношений в необходимом республике направлении требуется четко сформулированная инвестиционная политика, регулируемая органами исполнительной власти, что и определяет необходимость принятия соответствующего стратегического документа.
Реализация в Республике Коми инвестиционной политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику Республики Коми, является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 (далее – Стратегия развития республики). Инвестиционная политика основывается на имеющемся экономическом потенциале республики и приоритетах развития экономики и социальной сферы, определенных Схемой развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 14 февраля 2008 г. № 39-р).
Основные направления инвестиционной политики в Республике Коми и комплекс мер в этой сфере на период 2007-2010 годов определены Планом мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 28 мая 2007 г. № 107. В целях реализации принципа последовательности необходимо определить целевые ориентиры, приоритеты и механизмы инвестиционной политики в Республике Коми на последующий период.
Настоящая Концепция определяет систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности в Республике Коми на период до 2020 года. В результате проведенной оценки инвестиционного климата в регионе и анализа текущей ситуации в инвестиционной сфере определены основные направления инвестиционной политики, а также разработаны предложения и мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса, реализация которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности
Республика Коми в силу исторически и географически сложившихся благоприятных природно-ресурсных и экономических факторов обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Анализ динамики показателей инвестиционной деятельности на территории Республики Коми подтверждает возможности региона по дальнейшему наращиванию материально-технической базы для развития экономики и социальной сферы.
За период с 2007 по 2009 годы объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе, вырос на 6% (в сопоставимых ценах) и по итогам 2009 года составил 108,4 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете на душу населения республика по-прежнему существенно (в 2009 году – более чем в 2 раза) опережает среднероссийский уровень и занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе и 7 место по стране.
В республике отмечается достаточно высокий удельный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (далее – ВРП) (около 35%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной активности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По России объем инвестиций к ВРП не превышает 20%.
Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Moody’s Investors Service оценивают кредитоспособность Республики Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на ее инвестиционную привлекательность. Прогнозы международных агентств подтверждают стабильность в экономическом развитии Республики Коми.
В целом в рассматриваемый период (2007-2009 годы) ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией, за исключением 2007 года. На протяжении 2008-2009 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал в отличие от общероссийских показателей, по которым в 2009 году произошел значительный спад. В то же время высокие темпы роста капитальных вложений на территории республики обеспечивали инвестиции в реализацию трех крупных проектов, таких как строительство газопровода Бованенково-Ухта, реконструкция ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (проект «Степ»), комплекс по подготовке и переработке нефти и газа в Усинске. По остальным субъектам инвестиционной деятельности в целом наблюдался спад инвестиций в основной капитал.
Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций: например, в 2009 году на 10 организаций-инвесторов (0,7% от их общего числа) приходилось 83% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процессами. Так, в 2009 году в рамках реализации соглашений, заключенных между Правительством Республики Коми и ведущими организациями региона, было осуществлено инвестиций в размере почти 38 млрд. рублей (или около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал по республике).
С другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инвестиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показатели инвестиционной активности в целом по республике оказывали три вышеперечисленных проекта, два из которых (проект «Степ» и нефтеперерабатывающий комплекс) завершаются в 2010-2011 годах. Проект по строительству газопровода также планируется завершить к 2015 году. Таким образом, при отсутствии адекватной замены этим проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере республики.
В основном инвестиционные средства направляются организациями на развитие сырьевых и экспортноориентированных видов деятельности. Такие виды деятельности, как «Транспортирование по трубопроводам» и «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» остаются наиболее привлекательными для инвесторов. Так, по итогам 2009 года их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям достигла 48% и 20% соответственно. В то время как в целом по России значительные капитальные вложения осуществляются также в такие виды деятельности, как «Обрабатывающие производства» и «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».
Наблюдаемые на протяжении нескольких лет перекосы в отраслевой структуре инвестиций в республике не способствуют решению задачи диверсификации экономики. Для реальных изменений в структуре производства и валового регионального продукта требуется диверсификация и самих инвестиций, обеспечивающих создание материально-технической базы, переориентация инвестиционных потоков в обрабатывающие производства и сферу услуг.
Имеющиеся в настоящее время в республике планы по реализации ряда крупных инвестиционных проектов (прежде всего, в области глубокой переработки древесины и в горнорудной промышленности) могут создать предпосылки для сохранения достаточно высокого уровня инвестиционной активности в регионе, но не решат проблемы диспропорции инвестиций в территориальном разрезе. Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал в последние годы приходятся на Сыктывкар, Усинск и Ухту. При этом в 2009 году, например, более половины всех инвестиций было освоено в Ухте, а доля Сыктывкара и Усинска в совокупности составила более трети. Такое распределение инвестиций препятствует развитию большинства муниципальных образований. Для того чтобы эту ситуацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, а также уделить более пристальное внимание реализации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потенциала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ресурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма).
В качестве преобладающих объектов вложения инвестиций по-прежнему выступают здания (кроме жилых) и сооружения, доля которых в 2009 году достигла наибольшего значения за анализируемый период – 63%.
На протяжении последних лет менялась структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2007 году собственные средства преобладали и достигали 57% от общего объема инвестиций, в том числе амортизация – 22%. В последующие два года наблюдалось снижение доли собственных средств: до 51% в 2008 году и 31% в 2009 году (в том числе амортизационные отчисления занимали 28% и 20% соответственно). В то же время отмечается рост удельного веса средств вышестоящих организаций, что обусловлено реализацией крупных инвестиционных проектов, осуществляемых холдинговыми структурами.
Наблюдающийся у значительной части организаций в Республике Коми дефицит собственных средств, недостаточно устойчивое их финансовое положение, препятствующее привлечению заемных инвестиционных ресурсов, не позволяют привлечь большинству субъектов инвестиционной деятельности необходимые средства не только для модернизации, реконструкции и расширения собственных производств, но и для простого обновления основных фондов. Степень износа основных фондов в среднем по Республике Коми довольно высока (на начало 2009 года – 59,4%) и продолжает расти. Амортизационный фонд используется организациями недостаточно активно.
Доля бюджетных ассигнований, направляемых на инвестиционные цели, остается незначительной в общем объеме инвестиций в основной капитал (в пределах 4-7%) и связана в основном с капиталовложениями в виды деятельности, традиционные для бюджетной сферы. По итогам 2009 года в Республике Коми наблюдался самый низкий среди регионов Северо-Западного федерального округа удельный вес бюджетных средств в инвестициях – 4,3% (в среднем по России – 21,5%).
Распределение инвестиций в основной капитал в Республике Коми по источникам финансирования, также как и структура инвестиций по видам основных фондов, в основном определяется строительством газопровода Бованенково-Ухта. Без учета указанного строительства доля привлеченных средств соответствовала 46%, из них доля бюджетных – 7,6%. Главным источником бюджетных инвестиций на территории республики остаются средства республиканского бюджета Республики Коми: в общем объеме инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств их доля составляет порядка 50% (почти 2,4 млрд. рублей по итогам 2009 года), в то время как доля средств федерального бюджета – около 30% (1,6 млрд. рублей соответственно).
Помимо этого за счет средств республиканского бюджета Республики Коми осуществляется государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности различных организационно-правовых форм и видов деятельности (субъектов малого предпринимательства, организаций агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, добывающих и обрабатывающих производств). Так, суммарный объем государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности по всем формам (субсидии, налоговые льготы, государственные гарантии) в 2009 году составил почти 0,4 млрд. рублей.
В сфере иностранных инвестиций в 2007-2008 годах в целом складывалась благоприятная ситуация. В этот период продолжился устойчивый рост иностранных инвестиций, а в 2008 году был отмечен наивысший показатель за последние годы, связанный с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство. Рост иностранных инвестиций в 2008 году составил почти 2,4 раза к уровню 2007 года.
В 2009 году под влиянием финансового кризиса впервые за последние пять лет произошло сокращение вложений от иностранных инвесторов. Вместе с тем по сравнению со среднероссийскими показателями, по которым в 2009 году наблюдалось снижение на 21%, объем иностранных инвестиций в республике удалось сохранить на достаточно высоком уровне, достигнутом в предыдущие годы (снижение составило всего 3%). В итоге среди регионов России Республика Коми занимала 13 место по объему поступивших иностранных инвестиций.
По поступлению иностранных инвестиций в расчете на душу населения Республика Коми также опережает среднероссийский уровень, занимая 7 место среди регионов России и 2 – в Северо-Западном федеральном округе.
В последние годы наблюдалась некоторая нестабильность в видовой структуре иностранных инвестиций: если в 2008 году доля внешних заимствований составляла менее половины, значительная часть иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции, то в 2007 и в 2009 годах преобладала кредитная направленность иностранных инвестиций, а доля прямых инвестиций составляла всего 21% и 24% соответственно, что свидетельствует о недостаточно рациональном привлечении инвестиций от иностранных инвесторов с точки зрения наращивания иностранного капитала в экономике республики.
Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2007-2009 годах также было неоднозначным. Сфера финансовых интересов иностранных инвесторов довольно ограничена и наблюдается дальнейшее ее сужение. Так, если в 2007 году основные вложения практически равномерно были распределены между тремя видами деятельности (целлюлозно-бумажное производство, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа), то в 2008-2009 годах в общем объеме иностранных инвестиций преобладала доля целлюлозно-бумажного производства (74%-86%), что связано с активным вложением средств зарубежных инвесторов в реализацию завершенного в 2010 году проекта «Степ».
В территориальном распределении иностранных инвестиций также наблюдаются значительные диспропорции. Приоритет по объему полученных иностранных инвестиций в последние годы принадлежал Сыктывкару, на территории которого и реализуется проект «Степ». Кроме того, заметные объемы инвестиций из-за рубежа в 2007-2009 годах направлялись в организации Усинска, Сосногорска, Ухты, Печоры, Инты и Троицко-Печорского района. Незначительный объем накопленных иностранных инвестиций имеется в Княжпогостском, Прилузском и Удорском районах. В остальные муниципальные образования средства иностранных инвесторов практически не вкладываются.
Структура зарубежных инвестиций в разрезе стран, инвестиции из которых поступают в Республику Коми, за последние годы не претерпела значительных изменений: по-прежнему главными инвесторами остаются Австрия, Великобритания, Германия, Финляндия, Кипр, Швеция и Италия. В целях повышения устойчивости инвестиционной сферы республики в части, формируемой за счет иностранных инвестиций, требуется расширение круга стран-инвесторов.
В целом оценка инвестиционного потенциала Республики Коми и ситуации в этой сфере за последние годы отражает наличие возможностей для дальнейшего социально-экономического развития региона. А ряд проблем, выявленных в ходе такой оценки, требует решения в рамках реализации инвестиционной политики Республики Коми.
Раздел 3. Цели, задачи, основные принципы и направления
Стратегической целью инвестиционной политики в Республике Коми является создание условий и предпосылок для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.
В рамках реализации инвестиционной политики Республики Коми будут решаться следующие основные задачи:
создание на территории Республики Коми благоприятной макроэкономической ситуации, стимулирующей активность как российских, так и зарубежных инвесторов, в том числе через развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности на территории республики, поддержание позитивного инвестиционного имиджа региона, формирование инвестиционного климата, благоприятного для вложения инвесторами средств в создание и развитие в республике производственных и инфраструктурных объектов;
совершенствование системы государственного управления инвестиционными процессами, в том числе через обеспечение участия республики в федеральных инвестиционных программах, национальных проектах, программах, финансируемых федеральными институтами развития и международными организациями, а также через мобилизацию инвестиционных ресурсов и обеспечение их эффективного использования путем применения передовых методов управления инвестиционными процессами, в том числе программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития региона;
содействие развитию организаций, реализующих или планирующих реализацию на территории Республики Коми инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, как через меры государственной финансовой поддержки, так и путем продвижения информации о проектах на российский и мировой рынки с целью привлечения инвестиций.
Принципы деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по привлечению инвестиций:
а) соответствия основных целей, направлений и приоритетов инвестиционной деятельности интересам населения;
б) достижения баланса общественных, в том числе государственных, интересов и интересов частных инвесторов;
в) максимально эффективного использования различных инвестиционных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, кадровых, административных и др.);
г) предоставления инвестору гарантий безопасности вложения средств в экономику республики, защиты интересов участников инвестиционных процессов;
д) равноправия инвесторов;
е) доброжелательности в отношениях с инвесторами и взаимной ответственности участников инвестиционного процесса;
ж) презумпции добросовестности инвесторов;
з) открытости и доступности информации для всех инвесторов;
и) объективности и экономической целесообразности принимаемых решений.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Коми как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе являются:
- Развитие системы государственного управления инвестиционными процессами в Республике Коми.
- Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми.
- Формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми .
- Консолидация инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики на основе реализации принципов государственно-частного партнерства.
С учетом указанных направлений в разделах 4-7 Концепции инвестиционной политики Республики Коми сформирован комплекс мер по ее реализации.
Раздел 4. Развитие системы государственного управления
инвестиционными процессами в Республике Коми
Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала региона является государственное регулирование инвестиционной деятельности. Решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который недостаточно развит, невозможно. Поэтому требуется усиление роли органов государственной власти в инвестиционной сфере, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования, определение границ и принципов участия органов исполнительной власти Республики Коми в инвестиционном процессе. В то же время при оценке возможностей усиления роли органов исполнительной власти Республики Коми в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия в инвестиционных процессах имеет объективные пределы, которые обусловлены, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями бюджета, а с другой, необходимостью обеспечения за счет государственного участия притока частных инвестиций, а не их вытеснения.
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста определяют повышенное внимание к вопросам обеспечения устойчивых темпов развития регионов. Основным условием экономического роста любого региона является развитая, постоянно обновляемая материально-техническая база производства. Именно поэтому базовым условием регионального развития выступает управление инвестированием обновления основного капитала.
В связи с этим среди ключевых направлений Стратегии развития республики выступает совокупность ориентиров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил как базы усиления конкурентоспособности экономики республики и устойчивого повышения благосостояния ее населения.
Устойчивое развитие экономики республики требует, в свою очередь, создания эффективных механизмов и инструментов через использование методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат гибкую систему налогов, финансово-кредитной политики, активную инвестиционную и инновационную деятельность, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, рост уровня доходов населения.
В качестве одного из основных инструментов решения долгосрочных проблем развития республики рассматриваются инвестиции, с помощью которых возможно решение вопросов, связанных с имеющимися структурными и технологическими ограничениями региона. В связи с этим актуальным представляется усиление государственного регулирования и контроля инвестиционных процессов, разработка и осуществление всесторонне взвешенной стратегии инвестирования.
Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика также связана с вопросами управления собственностью, применяемыми организационными и технологическими методами управления строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. В то же время, эффективное управление объектами собственности, имущественными ценностями, которые представляют основу ресурсного обеспечения экономики, требует стратегического подхода, воплощенного в долгосрочные целевые ориентиры, строго соблюдаемые органами исполнительной власти Республики Коми принципы управления.
Общая модель регионального управления, в том числе инвестиционными процессами в республике будет базироваться на следующих основных принципах:
комплексности, то есть необходимости анализа всех сторон инвестиционной сферы;
системности, то есть учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов, позволяющих взаимоувязать движения инвестиционных потоков, обновление основного капитала и экономический рост региона;
приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения, поддержания нормальных условий его существования;
приемлемого риска, то есть выявления и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;
рассмотрения задач развития отдельных территорий в рамках задач по республике в целом.
В современных условиях усложнение производства, обострение конкуренции, общая нестабильность экономического положения в целом вызывают необходимость более детального изучения инвестиционных процессов и активизации их роли в рыночных отношениях; выявления факторов, на которые необходимо воздействовать для получения желаемого результата функционирования инвестиционного процесса. При этом особенно важно учитывать тесную связь концепции управления инвестиционными процессами с общей Стратегией развития республики, чтобы обеспечить высокое качество разработки и реализации государственных программ как инвестиционного, так и общеэкономического характера.
Согласно Стратегии развития республики основной целью инвестиционной политики в Республике Коми является создание условий и предпосылок для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый экономический рост на основе прогрессивных структурных сдвигов.
Предусматривается, что достижению указанной цели будет способствовать реализация ряда приоритетных направлений, среди которых: совершенствование системы управления; формирование и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Республики Коми; стимулирование инвестиционной активности; консолидация инвестиционных ресурсов, необходимых для развития секторов экономики, создающих инфраструктурную и интеллектуальную основу для инновационного развития республики; совершенствование в пределах полномочий системы распределения и контроля целевого использования бюджетных средств, направляемых на инвестирование.
Решение поставленных задач в области управления и его эффективность зависят от разработки и реализации единых систематизированных инструментов и методов управления, а также комплекса мероприятий, направленных на рациональное сочетание интересов инвестора и государства и получение конкретного результата.
Предусматривается, что система управления инвестиционными процессами в Республике Коми будет соответствовать следующим принципам:
- Направленность действий на достижение конкретных целей. Четкое формулирование целей позволит точно определить методы их достижения, сократить затраты за счет отказа от ненужных действий по управлению инвестированием.
- Комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль, путем использования единой методологической базы ко всем этапам управления и учета обратной связи в системе управления.
- Единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывность, путем формирования инвестиционной политики в разрезе стратегии и тактики, что позволит повысить точность прогнозирования и планирования поступления в экономику Республики Коми инвестиций в основной капитал.
- Контроль за принимаемыми управленческими решениями, как важнейший фактор их реализации, позволит избежать необратимых последствий за счет непрерывного отслеживания параметров инвестирования обновления основного капитала, сопоставления их с запланированными значениями и своевременного исправления несоответствий.
- Материальное и моральное стимулирование всех участников инвестиционных процессов, заключающееся в дополнительном субсидировании, льготировании и предоставлении других преференций для инвесторов, в возможности использовать часть результата управления инвестиционным процессом на решение социальных задач.
- Обеспечение гибкости организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи, что даст возможность органам управления быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, на новые требования рынка и адаптироваться к ним.
С учетом соответствия вышеобозначенным принципам система управления инвестиционными процессами будет способствовать реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функций управления.
Оперативные функции, связанные с непосредственным управлением движением инвестиционного капитала, будут включать: управление государственными инвестиционными ресурсами; организацию инвестиционных потоков и регулирование их взаимосвязи; управление финансовыми результатами инвестирования; совершенствование и реализацию инвестиционного законодательства.
В рамках координационных функций предусматривается: структурирование и анализ потребностей экономики республики в инвестиционных ресурсах. Несмотря на созданные и применяемые в республике механизмы реализации задач, решаемых в рамках инвестиционной политики, сохраняется ряд проблем, одна из которых – объективная потребность в широкомасштабном инвестировании средств. Однако простое наращивание инвестиций без учета реальных ресурсных возможностей, согласования интересов государства и бизнеса не позволит региону достичь высоких темпов экономического роста. Поэтому установление целесообразных параметров развития регионального инвестиционного рынка, согласование реальных и потенциальных возможностей инвесторов, анализ потенциальных возможностей экономики «принять» поступающий объем инвестиций также рассматриваются в качестве основных координационных функций управления.
Контрольные функции служат индикатором состояния инвестиционных процессов на территории республики. Среди них – отслеживание и сопоставление параметров и характеристик инвестиционных процессов, установление отклонений и выявление причин, вызвавших эти отклонения.
Регулирующие функции будут направлены на разработку и реализацию мероприятий, направленных на изменение состояния инвестиционных процессов и условий их развития на территории Республики Коми.
В рамках мероприятий по осуществлению управления инвестиционными процессами в Республике Коми и его совершенствованию предусматривается:
1) постоянное поддержание связи инвестиционной политики в соответствии с приоритетами экономической политики, определенными Стратегией развития республики;
2) совершенствование законодательства Республики Коми, регламентирующего инвестиционную деятельность на территории Республики Коми;
3) совершенствование организации движения информационных и инвестиционных потоков. Организация информационных и инвестиционных потоков должна обеспечить возможность контроля всех функций по выполнению задач управления инвестированием. Функции управления должны быть объединены с учетом того, что эффективное решение легче принять, если существуют ответственные за его принятие и реализацию лица;
4) уточнение полномочий, функций и основных направлений действий министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми по управлению инвестированием;
5) организация мониторинга, представляющего собой межведомственную автоматизированную информационно-аналитическую систему оперативного отслеживания и анализа изменений инвестиционных процессов на территории республики. Мониторинг инвестиционной деятельности является необходимым условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, требующейся как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам. Кроме того, мониторинг инвестиционной деятельности должен стать основой совершенствования прогнозирования социально-экономического развития Республики Коми.
В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создается единая информационная база данных о реализуемых и планируемых инвестиционных проектах и формируется банк данных о потенциальных инвесторах.
Важным условием создания эффективной системы мониторинга инвестиционных процессов является обеспечение прозрачности инвестиционного рынка, расширения возможностей и ускорения процессов обмена информацией, мониторинга и контроллинга за счет использования сети электронного обмена данными, своевременного поступления необходимой информации и применения современной технологии ее обработки.
Выполнение данного требования базируется на компьютеризации процесса принятия решения (от сбора информации до формулирования и реализации конкретного мероприятия), а также и всего инвестиционного рынка;
6) выявление различий в инвестировании в различные сферы экономики республики и установление факторов, определяющих эти различия;
7) определение форм размещения инвестиций (бюджетных) на основе выявления приоритетных направлений инвестирования с позиции обновления основных производственных фондов;
8) эффективное распределение финансовых ресурсов республиканского бюджета Республики Коми с учетом основных направлений социально-экономического и инвестиционного развития Республики Коми;
9) обеспечение эффективного управления ресурсами, имеющимися в распоряжении, и тщательной разработки мероприятий по воздействию на инвестиционный процесс. Рациональное использование ресурсов субъекта управления повышает его компетентность в вопросах управления инвестированием, сокращает объем необходимых инвестиций со стороны и способствует максимизации получаемой прибыли;
10) обеспечение согласованности между стратегиями развития субъектов инвестиционной деятельности различного уровня (организаций, отрасли, региона) определяет эффективность достижения поставленных целей. За счет конкретизации параметров инвестирования на каждой ступени управления облегчается разработка корректирующих мероприятий. Согласованность этих мероприятий на различных уровнях обеспечивает скорейшее получение результата управления. При этом важное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией;
11) учет эффективности управления инвестиционными ресурсами на основе экономических показателей позволит оценить эффективность управленческих решений, поскольку возможно определить их отдачу как отношение полученного результата от изменений к затратам на разработку и реализацию решения;
12) определение оптимального уровня конечного ориентира (ожидаемых результатов) инвестиционной политики. Выявление желаемого результата изменений и оформление его в виде количественных показателей значительно облегчает управление инвестиционными процессами.
Существенную роль в инвестиционных процессах и в повышении инвестиционной активности должны играть органы местного самоуправления, поэтому необходимо организовать взаимодействие по согласованию, взаимоувязке и реализации основных направлений инвестиционной политики на региональном и местном уровнях.
В рамках вышеуказанных процессов использования и совершенствования механизмов управления инвестиционными процессами актуальным представляется рассмотрение реального перехода к принципам планирования и использования инвестиционных ресурсов, основанным на увязке привлекаемых средств с конкретно измеряемыми целями деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, в свою очередь, соответствующими стратегическим приоритетам региональной социально-экономической политики в целом. На уровне республики программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их число входят: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств, так называемых «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий для функционирования и развития организаций.
С целью повышения эффективности инвестиционной политики в Республике Коми целесообразно пересмотреть действующий подход к управлению инвестиционными процессами в сторону применения программно-целевого метода посредством разработки и реализации республиканских долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ (далее – Программы).
В качестве целевых программных показателей могут рассматриваться: увеличение объема инвестиций в основной капитал, объема инвестиций в основной капитал на душу населения, объема иностранных инвестиций, объема инвестиций к валовому региональному продукту; рост числа инновационно-активных организаций промышленности, рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации; увеличение числа реализованных инвестиционных проектов, а также количества поданных заявок на конкурсный отбор инвестиционных проектов и увеличение доли субъектов инвестиционной деятельности, удовлетворенных предлагаемыми формами государственной поддержки и.т.п.
Предусматривается, что при выполнении программных мероприятий и оценке их эффективности на первый план должны выдвигаться не формальные характеристики мероприятий (общее их количество и т.п.), а заложенная в программном методе возможность оценить качество выполнения мероприятий, которая может существенно повысить эффективность государственного управления в инвестиционной сфере.
Взаимодействие исполнителей Программ должно осуществляться на основе принципов взаимной заинтересованности и ответственности, а деятельность органов исполнительной власти Республики Коми – участников Программ будет регламентироваться собственными планами мероприятий, скоординированными по срокам. Выполнение Программ на регулярной основе может обсуждаться в рамках действующей Межведомственной комиссии по экономическому развитию Республики Коми при Экономическом совете Республики Коми.
Наряду с Программами приоритетные направления инвестиционной политики в Республике Коми определены настоящей Концепцией с указанием конкретных механизмов их реализации, а также будут предусмотрены в рамках соответствующей программы первоочередных мероприятий по реализации настоящей Концепции.
Раздел 5. Стимулирование инвестиционной деятельности
на территории Республики Коми
В соответствии с ключевой целью инвестиционной политики в Республике Коми по созданию благоприятного инвестиционного климата, при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.
Республика Коми, как публично-правовое образование, всегда относилась и должна относиться к числу наиболее надежных партнеров в инвестиционных отношениях. Поскольку повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы – важнейшая задача Правительства Республики Коми на современном этапе, необходимо выделять бюджетные средства из республиканского бюджета Республики Коми на реализацию инвестиционных проектов, прежде всего, в создание объектов социальной сферы и инфраструктуры.
В силу ограниченности бюджетных ресурсов, которые могут быть выделены на инвестиционные проекты, наиболее предпочтительны «точечные» бюджетные инвестиции, предусматривающие вложение бюджетных средств исключительно в конкретные проекты и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на консолидированный бюджет Республики Коми, а также привлечь частные инвестиции в поддерживаемые Правительством Республики Коми проекты. В целях обеспечения наибольшей экономической и социальной отдачи от бюджетных средств следует продолжить практику ориентации инвестиций на конечный результат, в том числе через использование программно-целевых методов.
С учетом жестких ресурсных ограничений государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий. Этим требованиям вполне удовлетворяют механизмы бюджетирования, ориентированного на результат.
Совершенствование бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных направлений использования финансовых ресурсов, предназначенных для капиталовложений. К числу таких направлений можно отнести следующие:
1) совершенствование механизма принятия и реализации целевых программ, предполагающее совершенствование порядка проведения конкурсного отбора объектов для бюджетного инвестирования, государственную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;
2) авансирование инвестиционных ресурсов из бюджета в первую очередь на развитие тех территорий, где наблюдаются тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;
3) расширение практики предоставления гарантий, в том числе государственных, механизмов залогового инвестирования, как форм участия Республики Коми и организаций, созданных с ее участием, в реализации инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности.
При этом роль бюджета как непосредственного источника инвестиций должна сохраняться в отношении инвестирования средств в основные жизнеобеспечивающие производства, социальную сферу и отрасли, наиболее значимые для региона. Вместе с тем требуется рационализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования бюджетного инвестирования, что позволит в определенной мере оживить инвестиционную деятельность в республике и повысить эффективность государственных капитальных вложений.
Вместе с тем, при ориентированности инвестиционной стратегии на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, необходимо использовать не только формы прямого участия Республики Коми в инвестиционной деятельности, но и формы, косвенно способствующие активизации инвестиционной деятельности, среди которых:
а) осуществление субсидирования отдельных затрат субъектов инвестиционной деятельности (например, по разработке бизнес-планов, по технологическому присоединению к объектам энергетической и инженерной инфраструктуры, по осуществлению лизинговых платежей, по капитальным вложениям, связанным с модернизацией, реконструкцией и расширением действующих и созданием новых производств в наиболее приоритетных видах экономической деятельности);
б) продолжение практики компенсации затрат субъектов инвестиционной деятельности по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных проектов, что будет способствовать как снижению инвестиционных рисков, так и повышению роли финансово-кредитных организаций, которые могут стать аккумулятором инвестиционных ресурсов и их эффективным оператором;
г) широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций, а также совершенствование фискальных инструментов и порядка налогообложения с целью обеспечения привлекательности инвестирования в наиболее приоритетные секторы экономики для различных сегментов рынка потенциальных инвесторов (в том числе международного);
д) ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных средств на возвратной основе, при этом акцент должен быть сделан на предоставлении инвестиционных налоговых кредитов.
Особое внимание следует уделить одному из главных внутренних ресурсов развития экономики республики – землям. Правила землепользования и застройки, а также градостроительная документация определяют характер использования земель, их ценность, создают условия для активного привлечения внешних финансовых источников за счет:
1) правовых гарантий на соответствующее использование земель в целях инвестирования проектов строительства;
2) права долгосрочного владения земельными участками, которое снижает инвестиционные риски и в перспективе дает возможность ипотечного кредитования под залог земельного участка;
3) сокращения сроков получения согласований и разрешений на проведение инвестиционно-строительной деятельности.
В то же время, учитывая, что большая часть земельных ресурсов Республики Коми находится в ведении органов местного самоуправления, работу по стимулированию инвестиционной активности через использование данного ресурса необходимо организовать в первую очередь на местном уровне.
Перечисленные меры косвенного стимулирования инвестиционной активности необходимо актуализировать по мере устранения проблем, на которые были направлены соответствующие механизмы, и по мере появления новых задач, требующих решения.
Все составляющие региональной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и меры стимулирующего характера) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств (в том числе с учетом необходимости поддержки местных производителей, развития производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и обеспечения внутреннего спроса в экономике), носить взвешенный и системный характер.
Также необходимым условием привлечения инвестиций является наличие инвестиционной инфраструктуры, которая в Республике Коми, в первую очередь, представлена организациями, осуществляющими продвижение инвестиционных проектов и включающими как органы исполнительной власти Республики Коми, так и региональные институты развития (открытое акционерное общество «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения», государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми» и др.). Кроме того, инвестиционную инфраструктуру республики составляют кредитные организации и их филиалы, действующие на территории региона, союзы и советы (Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, Союз лесопромышленников Республики Коми, Торгово-промышленная палата Республики Коми, Банковский совет Республики Коми и др.), саморегулируемые организации в соответствующих сферах деятельности, различные консалтинговые компании. В целях формирования системы сопровождения инвестиционных процессов к реализации инвестиционной политики в Республике Коми будут активно привлекаться вышеуказанные организации, что позволит учесть интересы представителей различных сфер экономики и общества и создать максимально благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов.
Раздел 6. Формирование и поддержание привлекательного
инвестиционного имиджа Республики Коми
Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми является одной из основных составляющих инвестиционного климата республики в целом, и направлено на создание благоприятной макроэкономической ситуации через инструменты государственной политики, в том числе разработку и реализацию комплекса мер по формированию позитивного общественного мнения о социально-экономической и политической ситуации в Республике Коми через различные средства коммуникаций.
Основой данного раздела Концепции является признание органами исполнительной власти Республики Коми и хозяйствующими субъектами (организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности) значимости имиджевой составляющей в процессе социально-политического, экономического и культурного развития Республики Коми. Положительный имидж Республики Коми на международном и федеральном уровнях способствует укреплению авторитета и влиятельности Республики Коми, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности, фактором авторитета власти и развития бизнеса и, в конечном счете, укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения.
При этом важно учитывать, что имидж Республики Коми является составной частью имиджа Российской Федерации. В свою очередь, стабильность, экономическое развитие, культурная целостность и индивидуальность Российской Федерации в представлении международной общественности во многом определяется имиджевыми составляющими субъектов Российской Федерации.
Имидж Республики Коми представляет собой целенаправленно конструируемый в общественном сознании образ Республики Коми. Исходя из этого, имиджевая политика Республики Коми – это деятельность, направленная на создание привлекательного образа Республики Коми, содействующего решению стратегических и тактических задач республики на региональном и международном уровнях в политической, экономической, социальной и культурной сферах; целенаправленное управление информационными и коммуникативными ресурсами, находящимися в распоряжении государственных органов Республики Коми.
Основная цель имиджевой политики Республики Коми – формирование привлекательного образа Республики Коми, как одного из благоприятных, перспективных субъектов Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, что будет способствовать расширению взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.
В качестве основных направлений и мероприятий повышения привлекательности инвестиционного имиджа Республики Коми рассматриваются три сегмента.
Первый сегмент. Реализация коммуникационной стратегии, предусматривающей:
- продвижение позитивной информации о Республике Коми в российском и международном инвестиционном сообществе;
- формирование системы антикризисного PR с целью нейтрализации событий, негативно влияющих на имидж республики.
Реализация коммуникационной стратегии предполагает проведение PR-кампании, включающей три уровня.
На первом уровне PR-кампании по привлечению внимания к Республике Коми потенциальных инвесторов и формированию в бизнес-сообществе позитивного мнения о республике, как благоприятном месте для размещения инвестиций, предусматриваются следующие направления:
а) обеспечение доступности базовой информации о Республике Коми для максимально широкого круга потенциальных инвесторов и распространителей информации;
б) обеспечение целенаправленного распространения позитивной информации об имиджевых конкурентных преимуществах Республики Коми;
в) нейтрализация стереотипов, распространение которых может негативно повлиять на имидж Республики Коми;
г) продолжение сотрудничества с отечественными и международными рейтинговыми агентствами, ориентированными на позиционирование республики на межрегиональном и международном уровнях.
Второй уровень – продвижение имиджа республики в среде потенциальных инвесторов – предполагает:
- участие и проведение целевых презентационных мероприятий (выставок, конференций, форумов) для потенциальных инвесторов;
- формирование и распространение среди целевых инвесторов (агентов влияния) профильной аналитической информации.
Третий уровень PR-кампании, предусматривающий формирование поддержки действий руководства Республики Коми в сфере привлечения инвестиций среди населения и местного бизнес-сообщества республики, предполагает реализацию следующих направлений:
- формирование поддержки действий по привлечению инвестиций среди населения;
- формирование среди представителей деловой и политической элиты четкого понимания необходимости и единого видения целей привлечения инвестиций, а также норм конструктивного взаимодействия с потенциальными инвесторами;
- активное вовлечение лидеров общественного мнения (представителей органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых кругов, культурной общественности, средств массовой информации) в процесс привлечения инвестиций.
Второй сегмент – формирование системы прямого инвестиционного маркетинга Республики Коми, предусматривающего:
1) определение перечня приоритетных видов экономической деятельности для привлечения в них целевых инвесторов;
2) изучение потенциальных источников инвестиционных ресурсов для развития приоритетных отраслей экономики, выявление потенциальных стран и инвесторов, стратегические интересы которых соответствуют стратегии Республики Коми;
3) организация целенаправленного продвижения информации об инвестиционном потенциале Республики Коми через различные средства коммуникаций.
В рамках реализации инвестиционной политики Республики Коми осуществляется активное сотрудничество, прежде всего, со странами – традиционными стратегическими партнерами (в том числе входящими в Баренцево-Евро-Арктический регион, а также Болгарией, Германией, Австрией, Финляндией, Канадой, Венгрией и др.) (далее – целевые страны).
В то же время, ориентация Республики Коми на активное продвижение в целевых странах информации о регионе как территории, благоприятной для вложения инвестиций и ведения бизнеса, не исключает рассмотрения конкретных предложений, исходящих от потенциальных инвесторов из других стран. Кроме того, в отраслях с высоким уровнем концентрации иностранного капитала основное внимание планируется концентрировать на ведущих мировых игроках в той или иной отрасли вне зависимости от их национального происхождения.
Примерный перечень потенциальных инвесторов в разрезе стран – потенциальных инвесторов может включать в себя:
а) крупнейшие корпорации из целевых стран независимо от их отраслевой принадлежности;
б) средние корпорации из стран-инвесторов в разрезе ключевых отраслей экономики республики;
в) иностранные компании, в последнее время осуществлявшие крупные инвестиции в Россию;
г) прочие перспективные международные компании в разрезе ключевых отраслей экономики Республики Коми.
Учитывая, что каждый инвестор заинтересован в определенных характеристиках региона как потенциального места для размещения инвестиций, представляется целесообразным формирование для последующего представления потенциальным инвесторам «профилей ожиданий» (или «инвестиционных портфелей») целевых инвесторов в разрезе приоритетных видов экономической деятельности республики и проведение оценки данных характеристик региона по сравнению с альтернативными вариантами размещения инвестиций.
Третий сегмент. Совершенствование системы управления деятельностью по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Коми, включающее:
- активизацию и систематизацию деятельности пресс-служб органов исполнительной власти Республики Коми в области анализа и подготовки предложений по продвижению благоприятного имиджа, выработки приоритетных направлений имиджевой политики Республики Коми;
- внедрение в практику реализации информационной политики Правительства Республики Коми системной планомерной подготовки и размещения публикаций во всех доступных федеральных и окружных средствах коммуникации (газетах, журналах, сайтах, информационных агентствах) об успешном опыте реализации инвестиционных проектов и проведении значимых для республики мероприятий;
- организацию работы по созданию и поддержанию самостоятельного сайта по презентации конкурентных преимуществ Республики Коми, ее инвестиционного, туристического потенциала;
- организацию работы по созданию инвестиционного паспорта Республики Коми с последующей ежегодной его актуализацией;
- целенаправленное системное просвещение общественности в вопросах государственной политики Республики Коми и оперативное размещение информации о республике в определенных экономических, политических, социально-культурных, образовательных, исторических контекстах;
- консолидацию средств массовой информации и массовых коммуникаций по продвижению позитивного образа Республики Коми на внутреннем и внешнем рынках распространения информации;
- развитие и поддержку электронных средств массовой информации и массовых коммуникаций, информирующих о Республике Коми;
- развитие отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями.
Наряду с вышеобозначенными направлениями и мероприятиями, формированию положительного инвестиционного имиджа Республики Коми будет способствовать также развитие смежных направлений инвестиционной политики, таких, как инновации, туризм, спорт, культура, образование, национальная политика и.т.п., а также кадровое обеспечение деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Коми.
Финансовая поддержка деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Коми может осуществляться за счет бюджетных средств, а также внебюджетных источников.
Активное вовлечение основных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в процесс формирования имиджа Республики Коми будет содействовать консолидации основных производительных сил республики в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, эффективному использованию потенциала Республики Коми и, тем самым, повышению благосостояния населения Республики Коми.
Раздел 7. Реализация принципов государственно-частного партнерства
В условиях перехода экономики от сырьевой модели развития к высокотехнологичной очевидно, что стратегическая модель развития республики должна базироваться на инновационных методах управления с более активным использованием новых инструментов.
В связи с формированием инновационных и перспективных правовых схем реализации инвестиционных проектов и их организационно-правового сопровождения, в качестве одного из основных направлений инвестиционной политики Правительством Республики Коми рассматривается выстраивание (организация) грамотного и эффективного взаимодействия с крупнейшими инвесторами, институтами развития, федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, с целью реализации инвестиционных потребностей бизнеса и социально-экономических задач Правительства Республики Коми с использованием новых конструкций и схем государственно-частного партнерства (далее — ГЧП).
Увеличение числа инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, позволит более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, а в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономике – ослабить зависимость крупных инфраструктурных проектов от источников финансирования инвестиций, привлекаемых из других стран, создать комфортные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, предотвратить отток капитала из экономики Республики Коми. Развитие ГЧП открывает для инвесторов новые возможности для долгосрочных инвестиций с управляемыми рисками в отраслях, ранее не доступных для частных инвесторов, способствует улучшению инвестиционной привлекательности республики.
В настоящее время основной проблемой на пути реализации проектов на условиях ГЧП является отсутствие прозрачной государственной политики в области развития ГЧП. При этом противоречивость правовых механизмов ГЧП, отсутствие четко зафиксированных приоритетов и портфеля планируемых и реализуемых проектов в данной области создают значительные риски, в первую очередь, для частных инвесторов – непосредственных участников ГЧП.
Указанные сложности не уникальны для Республики Коми и свойственны современному этапу развития ГЧП в России в целом. Вместе с тем, последовательная и планомерная работа по урегулированию отношений между органами исполнительной власти Республики Коми и частными инвесторами, складывающихся в процессе реализации инвестиционных проектов на основе принципов ГЧП, выработки основных параметров государственной политики в данной сфере позволит преодолеть указанные сложности.
Основная цель развития системы ГЧП в Республике Коми – формирование системы правового регулирования общественных отношений в области развития ГЧП с учетом действующего законодательства, полномочий и финансовых возможностей органов исполнительной власти Республики Коми и накопленного опыта в данной сфере, решение задач, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и лежащих в плоскости социально-экономического развития республики, на условиях компенсации затрат, разделения обязательств, компетенции и рисков на различных стадиях реализации общественно значимых инвестиционных проектов (при финансировании, проектировании, строительстве, эксплуатации и предоставлении услуг потребителям).
Общая модель осуществления ГЧП в республике будет базироваться на следующих принципах:
а) руководство приоритетами социально-экономического развития Республики Коми;
б) законность, легитимность и прозрачность процедур ГЧП;
в) принятие коллегиальных решений, позволяющих координировать деятельность всех сторон в рамках подготовки общественно значимых проектов в социально-экономической сфере ГЧП (далее – проекты) и исполнения сторонами обязательств, принятых в рамках соглашений ГЧП;
г) соблюдение прав и законных интересов участников ГЧП;
д) обеспечение приемлемого риска, то есть реализации доступных мер в рамках проектов ГЧП;
е) регулярное взаимодействие с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов для обеспечения качества их подготовки;
ж) многообразие применяемых форм ГЧП.
В целях формирования государственной политики в сфере развития ГЧП и правового регулирования отношений между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности в области ГЧП необходимо решить следующие задачи:
- определение основных форм ГЧП, при этом регулирование форм ГЧП должно строиться таким образом, чтобы инициаторами совместных проектов могли выступать как государственные органы, так и частные лица;
- определение приоритетных направлений использования механизмов ГЧП;
- разработка и внедрение конкретных инструментов реализации проектов ГЧП;
- формирование рынка проектов, реализуемых на основе ГЧП, и единой системы государственного управления проектами ГЧП;
- снижение рисков участия в проектах;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов ГЧП для российских и зарубежных инвесторов;
- создание условий для получения региональными инвестиционными проектами поддержки за счет средств российских институтов развития (Инвестиционного фонда Российской Федерации, Внешэкономбанка, РОСНАНОТЕХ и др.);
- участие в установленном порядке в согласовании приоритетных направлений деятельности открытого акционерного общества «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», как одного из механизмов ГЧП;
- регламентация в рамках полномочий органов государственной власти Республики Коми процедур участия органов исполнительной власти в концессионных соглашениях;
- создание условий для применения механизмов ГЧП при реализации долгосрочных республиканских целевых программ;
- определение порядка участия представителей бизнеса в обсуждении и принятии решений по вопросам ГЧП.
Опыт правового регулирования ГЧП на региональном уровне показывает, что субъекты Российской Федерации, принимая соответствующие региональные законодательные акты, по существу, не осуществляют комплексное регулирование ГЧП.
В целях регулирования отношений между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности в области реализации проектов ГЧП принят Закон Республики Коми «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве». В развитие данного Закона Республики Коми необходимо принять решение Правительства Республики Коми по полномочиям, отнесенным к его ведению указанным законом. Кроме того, с учетом последующего накопления опыта по реализации в республике законодательства в сфере ГЧП потребуется проведение работы по поддержанию нормативно-правовой базы в актуальном состоянии.
Важным направлением в области развития ГЧП должно стать упорядочение процедур подготовки и заключения разного рода соглашений, меморандумов и протоколов между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности (в том числе, крупными корпорациями). Практика подписания таких документов получила широкое распространение, однако в условиях отсутствия требований к их содержанию, порядку заключения привела к накоплению значительного массива документов декларативного характера. Указанные проблемы предполагается решать посредством нормативного закрепления условий, требований к их заключению, а также контроля за их реализацией.
Наряду с этим, предусматривается, что решение о заключении соглашений в области ГЧП принимается Правительством Республики Коми. Порядок организации работы органов исполнительной власти Республики Коми по подготовке проекта соглашения о ГЧП будет утверждаться Правительством Республики Коми. Заключение указанных соглашений будет взаимоувязано с реализацией конкретных проектов в области ГЧП.
Приоритетными направлениями использования механизмов ГЧП на территории Республики Коми могут рассматриваться инфраструктурные проекты в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, туризма, инноваций, экологии и природопользования, агропромышленного комплекса и др.
Определение приоритетных направлений социально-экономического развития посредством реализации механизма ГЧП в Республике Коми – это не только вопрос поиска оптимального набора отраслей экономики и социальной сферы, для развития которых полезно использование механизмов ГЧП. Не менее важным является определение масштабов инвестиционных проектов, реализацию которых целесообразно осуществлять на основе ГЧП с учетом возможностей Республики Коми и инвесторов, осуществляющих деятельность на ее территории.
Наряду с крупными инфраструктурными проектами существует немало инфраструктурных проблем социально-экономического развития Республики Коми, решение которых откладывается в силу нехватки бюджетных средств. Одним из актуальных направлений развития ГЧП является привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости, но имеющие важное социально-экономическое значение, существенно влияющие на качество жизни населения республики объекты, а также повышение эффективности и качества управления в социальной сфере.
Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал (прежде всего проекты, направленные на развитие транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, а также инновационные проекты), как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником. Поэтому разделение рисков и ответственности при реализации таких проектов в рамках ГЧП будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в этих сферах.
Использование механизмов ГЧП в процессе формирования и реализации долгосрочных республиканских целевых программ (далее – целевые программы) позволяет, с одной стороны, повысить социально-экономическую эффективность мероприятий целевых программ, с другой стороны – создать «точки притяжения» частных инвестиций для реализации проектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Коми.
ГЧП должно ориентироваться на общественные интересы. При подготовке и принятии стратегических решений по реализации инвестиционных проектов органы исполнительной власти Республики Коми должны уделять серьезное внимание проведению предварительных консультаций, общественных слушаний. Участие бизнес-сообщества в этих процессах чрезвычайно важно, так как оно, с одной стороны, повышает актуальность принимаемых решений, с другой стороны, формирует необходимую в условиях несовершенства нормативно-правовой базы ГЧП определенность для частных инвесторов — участников ГЧП.
Одним из важных направлений представляется проведение глубокого исследования практики неформального взаимодействия представителей бизнеса и власти на предшествующих принятию решений или началу реализации крупных инвестиционных проектов стадиях, с целью последующей институционализации этих взаимоотношений. Результатом такой работы должны стать подробно регламентированные процедуры взаимодействия сторон при проведении консультаций, заключении различных соглашений о взаимодействии.
В целях реального продвижения механизмов ГЧП в инвестиционной сфере Республики Коми должен быть определен конкретный государственный орган (или иная организация), который в рамках выполнения функций регионального центра ГЧП будет уполномочен:
1) осуществлять общую организацию проектов на принципах ГЧП в целях социально-экономического развития республики;
2) координировать деятельность государственных органов по вопросам организации ГЧП;
3) осуществлять взаимодействие с государственными институтами развития, частными субъектами, структурами, осуществляющими финансирование, и прочими участниками рынка по вопросам организации ГЧП;
4) организовать работу с консультантами в сфере ГЧП;
5) проводить мониторинг хода выполнения проектов ГЧП.
Использование принципов и механизмов ГЧП при проведении инвестиционной политики в Республике Коми позволит создать необходимые условия для модернизации как производственной, так и инфраструктурной (в том числе социальной) сфер, определить оптимальное сочетание бюджетных ресурсов и частного капитала и нацелить их на решение конкретных проблем социально-экономического развития республики.
Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Последовательное осуществление мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, будет содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Коми и повышению ее инвестиционной привлекательности для широкого круга потенциальных инвесторов и деловых партнеров; усилит стабильность социально-политической и экономической обстановки; обеспечит развитие кредитных механизмов поддержки экономического роста; послужит залогом привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации социально-экономического потенциала республики и ее дальнейшего развития; будет способствовать созданию высокопроизводительных современных рабочих мест; придаст импульс развитию некоммерческого сектора экономики республики, что, в свою очередь, позволит достичь устойчивого социально-экономического развития, приведет к повышению уровня жизни населения Республики Коми.
В ходе реализации настоящей Концепции прогнозируется достижение ряда позитивных результатов:
1) сохранение Республикой Коми лидирующих позиций по показателям инвестиционной активности среди регионов Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа;
2) сохранение объема инвестиций в основной капитал по отношению к валовому региональному продукту на уровне 35%;
3) рост объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения – до 400 тыс. рублей или более чем в 3,5 раза к уровню 2009 года;
4) сохранение среднегодовых темпов прироста инвестиций в основной капитал на уровне 5% с одновременным улучшением качества инвестиций;
5) обеспечение интенсивного технологического обновления основных фондов на основе применения современных технологий и обеспечения среднегодовых темпов прироста по вводу в действие новых основных фондов на уровне 8%;
6) рост иностранных инвестиций в приоритетные для республики сектора экономики, что позволит урегулировать не только отраслевые диспропорции в распределении иностранного капитала, но и неравномерность в его территориальном распределении, а также обеспечить сохранение высокого уровня совокупного объема привлечения иностранных инвестиций в абсолютном выражении (в среднегодовом выражении на период до 2020 года – не менее 500 млн. долларов США), а также увеличения объема и удельного веса накопленных прямых иностранных инвестиций, в том числе с учетом их оптимальных значений;
7) повышение международного кредитного рейтинга Республики Коми: сохранения достигнутого уровня международных кредитных рейтингов, и к 2020 году – достижения инвестиционного уровня в кредитном рейтинге международных рейтинговых агентств.