Региональные инвестиции: влияние инвестиционного климата в России на привлечение корпораций и развитие проектов в регионах

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

]]>
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Вам будет интересно  Фондовый рынок: это что такое и как вести торговлю виды, функции, участники

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

]]>
Развитие инвестиционных проектов в современной региональной экономике

Сущность инвестиций и их основные формы, особенности формирования и использования в сфере производства. Развитие инвестиционных проектов в экономике на современном этапе: состояние и показатели данной деятельности в субъектах РФ Восточносибирского района.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.12.2011
Размер файла 46,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Для того чтобы инвестиционная политика, проводимая предприятием, осуществлялась эффективно, соответствовала его стратегическим и тактическим целям, необходимо иметь четкое представление о ее содержании и порядке разработки.

При административном управлении инвестиционная политика предприятий являлась составной частью общей инвестиционной политики государства и не рассматривалась обособленно. Решения об инвестициях в форме капитальных вложений в основные фонды принимались централизованно в зависимости от плановых заданий по объему и структуре выпуска продукции. На этапе перехода отечественного производства к рынку, который совпал с бурным постиндустриальным развитием мировой экономики, предприятия столкнулись с проблемой выживания в условиях риска и неопределенности. Руководство предприятий вынуждено согласиться с тем, что усилия по улучшению организации производства, направленные на снижение издержек и повышение качества продукции, недостаточны для эффективного развития в современных условиях. Темпы научно-технического прогресса, изменения в социальной сфере, другие факторы внешнего характера часто сводят на нет мероприятия по совершенствованию производства. Это требует разработки новых подходов к управлению производством, необходимости формирования и использования технологий стратегического управления, способного обеспечить гибкую приспособляемость хозяйствующих субъектов к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Реализация стратегического управления осуществляется путем выработки механизма деятельности, ведущего к достижению поставленной цели наиболее эффективным способом в условиях неопределенности внешней среды. Это означает, что основой стратегического управления является правильный выбор цели развития предприятия на перспективу. Кроме того, стратегическое управление предполагает тщательную разработку инструментария достижения поставленной цели. А это требует комплексного охвата всех сторон деятельности предприятия, начиная от маркетинговых исследований и снабжения, заканчивая доставкой продукции потребителям и сервисным обслуживанием. Одно из центральных мест в данном механизме занимает инвестиционная деятельность, поскольку в постиндустриальную эпоху одной из важнейших групп факторов внешнего воздействия на предприятие является инновационная. При этом вне зависимости от вида инноваций они, как правило, требуют значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач.

Актуальность исследования. Инвестиционная политика государства определяет общую экономическую стратегию ее развития и формирования рыночных отношений. Инвестиционная политика во многом зависит от налогового климата в стране: если он благоприятен, то имеется реальная перспектива притока инвестиций, и, наоборот, при неблагоприятном для инвестора налоговом законодательстве происходит отток инвестиционных ресурсов. Налоговая компонента является одним из важнейших направлений инвестиционной политики. Аккумуляция налоговых поступлений в бюджете государства позволяет при их правильном распределении и использовании, реализовать определенные инвестиционные программы, социально-ориентированные проекты, сделать капиталовложения в развитие приоритетных отраслей или в фундаментальные научные исследования. А для того, чтобы эти капиталовложения осуществлялись, необходимы налоговые стимулы. Отсутствие налогового стимулировании, в частности, отсутствие налоговых льгот способствует снижению уровня капиталовложений. А это отрицательно отразиться на инвестиционных процессах и инвестиционном климате РФ. Вышеперечисленные факты и определили актуальность данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования курсовой работы является оценка инвестиционной деятельности предприятия.

Достижение поставленной цели реализуется путем решения следующих задач курсовой работы:

? выявления значений и принципов инвестиций;

? исследование направлений инвестирования, в том числе в сфере производства;

? анализ инвестиционной деятельности в России;

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы инвестиционной деятельности в России. Объект исследования — инвестиционная деятельность российских предприятий.

Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий, законодательные акты РФ и другие официальные документы по вопросам налоговой и инвестиционной политики.

В работе использовались методы сравнительного анализа, оценки эффективности, экономико-математические методы.

1. Сущность инвестиций и их основные формы

инвестиция проект производство восточносибирский

Инвестиции, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

Инвестиции, как показано в [26, 36, 37] определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инвестициям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инвестиции могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве [26, С. 301].

По мнению Ф. Клифорда [26, С. 304], под инвестициями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства.

Л.Н. Оголева [42, С. 21] считает, что под инвестициями обычно подразумевается объект, внедренный в производство; М. Иванов и др. [22, С. 51] полагают, что инвестиции — это коммерческое освоение новой идеи.

В ходе литературного обзора было выявлено, что в российской экономической науке под инвестициями принято считать конечный результат инвестиционной деятельности, получивший воплощение в виде 1) нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, 2) нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, 3) нового подхода к социальным услугам [23, С. 19].

Инвестиции — это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций — это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций — это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития — интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.

Инвестиционный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Зарождение идеи и концепции возможного использования новых научных результатов происходит на этапе фундаментальных и прикладных исследований. Причем если фундаментальные исследования — базис всех инновационных процессов, источник новых знаний, то прообраз технической и технологической инновации формируется на этапе поисковых исследований при разработке концепции и оценке ее технической осуществимости. Процесс практического воплощения идеи в действующий прототип нового продукта или технологии происходит на этапе прикладных исследований и разработок. Данный этап в свою очередь включает две фазы: научно-исследовательскую, когда происходит конструкторская проработка, и опытно-конструкторскую, в ходе которой создается полномасштабный прототип и проводится его испытание.

Инвестиционная деятельность, по сути, представляет собой [22, С. 36] процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний.

Результатом инвестиционного процесса на предварительном этапе являются, как правило, новые научно-технические знания, которые разделяют на фундаментальные, базовые и технологии; на конечном этапе — это соответствующая конструкторская документация на серийное (а также либо единичное, либо массовое) производство и опытный образец (прототип). Это позволяет компаниям, осуществляющим инвестиционный процесс, не только самостоятельно использовать его результаты, но и вести самостоятельный вид бизнеса, продавая эти результаты как товар [22, С. 41].

В рамках настоящего исследования, если не будет специальных оговорок, под инвестиционной деятельностью будет пониматься выполнение отдельными компаниями всех этапов инвестиционного процесса, начиная с генерации идеи нового продукта до его успешной коммерческой реализации.

Инвестиционный потенциал — качественное понятие, характеризующее действенность механизма инвестиционного процесса, и выраженное в скорости разработки новшеств, темпов внедрения и их распространения по различным сферам общественного производства и возможности их успешной коммерциализации.

Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества оргструктур управления инвестиционной деятельностью, как правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге повышение общего уровня организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами [22, С. 145].

Важным моментом в решении организационных вопросов инвестиционного менеджмента в организации является выбор конкретного типа оргструктуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инвестиций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного нововведения можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от [53, С. 149]:

— готовности организации к изменениям;

— основных тенденций долгосрочной технологической политики;

— наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;

— степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;

— состояния внутренних и внешних коммуникаций;

— климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

Практика показывает, что организационные формы, а также приемы и методы управления инвестиционной деятельностью передовых организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности — периодичности инвестиций, источникам идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инвестиционного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инвестиционной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инвестиционных служб.

Основным признаком, определяющим особенности организации инвестиционного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инвестиционной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инвестиции выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями.

В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инвестиционного менеджмента, выделяются [36, С. 264]:

— организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инвестиционной деятельностью;

— организации, не имеющие специализированных структур (функции инвестиционного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);

— организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

Важной характеристикой организации управления инвестиционной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инвестиционные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инвестиционной деятельностью.

Современная практика инвестиционного менеджмента имеет примеры разнообразных организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества тенденций в этой области, реализуемых компаниями промышленно-развитых стран для усиления ориентации инвестиционной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инвестиционной деятельностью [49, С. 286]:

— организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инвестиционных» структур;

— использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей;

— развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления.

От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инвестиционной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.

Однако в практическом плане важным является эффективное управление ресурсами и способностями компании, превращение отличительных преимуществ компании в конкурентные. Отличительные преимущества создают благоприятные возможности для успешной коммерческой реализации результатов инвестиционной процедуры, но именно конкурентные преимущества, основанные на инвестициях, обеспечивают успех в глобальной конкуренции.

2. Инвестиции в сфере производства

инвестиция проект производство восточносибирский

В системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена — производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Само понятие инвестиции (от лат. investio — одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.) [26, с. 47].

Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товаро-материальные запасы и т.д.). Финансовые же — вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (т.е. передаточные операции).

Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием [39, с. 211].

Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство. При этом следует иметь в виду, что термин «капитал» не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги, как таковые, ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструмент, машины, оборудование, здания и другие производственные мощности — это экономический ресурс, деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Инвестиции — это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций — это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций — это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения) [41, с. 230].

В системе отношений расширенного воспроизводства инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию. От того, в какие отрасли народного хозяйства вкладываются средства для его развития зависит будущая структура экономики: или преобладающими будут машиностроительные заводы, выпускающие сельхозтехнику или машиностроительные заводы, выпускающие военную технику и снаряжение. Или, далее, преобладание будет на стороне строительных фирм, специализирующихся на возведении крупных производственных комплексов, или на стороне строительных фирм, возводящих комфортное жилье.

Частные инвестиции, в основном, полностью сосредоточены на задаче получения прибыли. Следовательно, уровнем прибыльности каждой отдельной отрасли экономики, подотрасли, отдельного предприятия определяется уровень инвестиционной предпочтительности данной отрасли, подотрасли, предприятия.

Прибыльность — это важнейший структурообразующий критерий, определяющий приоритетность инвестиций. Негосударственные источники инвестиций направляются прежде всего в высокорентабельные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала. В этих условиях, сферы экономики с медленной окупаемостью вложенных средств, остаются недоинвестированными. Чрезмерное инвестирование приводит к инфляции («перегреву» экономики), недостаточное же — к дефляции. Эти крайние полюсы экономической политики должна регулировать эффективная стратегия в области налогов, государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятий осуществляемых правительством.

Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов охватывает определенный период, который принято называть инвестиционным циклом. Если рассматривать реальные инвестиции, то он включает следующие этапы: научные разработки; проектирование; строительство; освоение. Его можно представить следующей схемой (рис. 2) [47, с. 184].

Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе, они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств в экономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный прирост национального дохода частично вновь накапливается, происходит дальнейшее увеличение производства, процесс повторяется непрерывно. Таким образом, инвестиции, образующиеся за счет национального дохода в результате его распределения, сами обуславливают его рост, расширенное воспроизводство. При этом, чем эффективнее инвестиции, тем больше рост национального дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления (при данной его доле), которые могут быть вновь вложены в производство. При достаточно высокой эффективности инвестиций прирост национального дохода может обеспечить повышение доли накопления при абсолютном росте потребления.

Было бы неправильно связывать рост национального дохода только с производственными инвестициями, хотя очевидно, что они непосредственно определяют увеличение производственных мощностей и выпуска продукции. Следует отметить, что на этот рост оказывают значительное воздействие, хотя и косвенное, сферу нематериального производства, причем общемировая тенденция состоит в том, что значение их в дальнейшем наращивании экономического потенциала возрастает.

Воспроизводство основных фондов народного хозяйства происходит посредством трех основных каналов поступления инвестиционных вложений: государственных капитальных вложений; капитальных вложений, осуществляемых за счет предприятий и компаний; инвестиций, осуществляемых за счет ресурсов инвестиционных фондов и компаний, формируемых на основе аккумуляции денежных средств населения.

Инвестиции, осуществляемые предприятием для расширения своего производственного аппарата, играют стимулирующую роль для всей экономики. Покупка предприятием инвестиционных товаров, например, разного рода машин, влечет за собой общее увеличение спроса на товарном рынке, что прямо содействует росту экономики в целом.

Таким образом, инвестиции не только влияют на расширение мощностей в долгосрочной перспективе, но и оказывают существенное воздействие на то, в какой мере используются уже имеющиеся мощности. В не меньшей мере, на уровень использования мощностей, влияют инвестиции в товаро-материальные запасы-то есть превышение прироста запасов над их расходованием. Поэтому колебания в инвестиционном процессе — важный фактор изменения темпов роста как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В силу чисто экономических причин существуют различия в доходах от инвестиций. При этом доходы на производственные инвестиции должны быть больше доходов по альтернативным видам вложений, таким, например, как вложения в антиквариат, золото, бриллианты, банковские вклады и т.п. Так как, в противном случае, нет экономической выгоды от вложения средств в производство, которое всегда связано с риском, а более предпочтительным выступает получение дохода от более гарантированных операций [26, с. 132].

До тех пор, пока предельный доход от инвестиций превышает издержки инвестирования, инвестиционные программы будут осуществляться и далее. До тех пор, пока стоимость предельного продукта, производимого вновь привлекаемыми работниками, больше издержек на дополнительную заработную плату, предприятия будут продолжать принимать новых работников.

Наоборот, если отдача ниже, чем приносимые издержки (жертвы), то выгоднее уменьшать вложения ресурсов и сокращать соответствующую деятельность. Если инвестиционные издержки предприятия (например процент по займам, предназначенных для инвестиций) больше, чем предельный доход от данного вида вложений, а стоимость предельного продукта не покрывает издержек на оплату труда, поэтому предприятию придется свернуть свои инвестиционные программы и уменьшить численность занятых.

Подводя итог, можно сказать, что общая отдача в виде полезности или прибыли — к которой стремятся рационально действующие субъекты хозяйственной деятельности, — достигает наивысшего значения, когда отдача от вложения последней единицы ресурса в точности является величине понесенных издержек, необходимых для ее достижения.

Но потребители инвестиций тратят деньги не на один инвестиционный товар, а на множество. Предприятие или отрасль должны выбирать между различными альтернативными инвестиционными проектами. При этом инвестиционные вложения необходимо делать таким образом, чтобы приращения прибыли или полезности от последней единицы инвестиционного ресурса было по всем реализуемым проектам и их слагаемым, одинаковым.

Инвестиции необходимо осуществлять таким образом, чтобы отдача от последней истраченной на инвестиции денежной единицы была одинакова по всем инвестиционным программам. Если же инвестиционные расходы распределяются так, что приращение полезности, получаемой от реализации одной инвестиционной программы меньше чем от другой, то ресурсы используются таким образом, при котором они дают меньше совокупной полезности, чем могли бы дать, следовательно, полезность может быть повышена за счет того, чтобы меньше тратить деньги на проекты, дающие незначительный прирост полезности, и больше на те, которые дают больший прирост полезности или прибыли. Инвестор, желающий максимально использовать вкладываемые средства, должен, следовательно, перераспределять свои ресурсы именно таким образом и будет делать это до тех пор, пока прирост полезности от соответствующих инвестиций не станет одинаковым по всем направлениям. Рецепт достижения потребителями инвестиций максимального эффекта от них заключается в том, что они должны следить, чтобы предельная польза была одинакова по всем инвестиционным проектам и программам. Инвестиции должны осуществляться так, чтобы предельный эффект был одинаковым для всех проектов. Такой подход должен лежать в основе выбора предприятием, отраслью, экономикой в целом между различными вариантами инвестиционных программ. Если все субъекты, принимающие решения в народном хозяйстве, будут следовать этому правилу, то объем производства и совокупная полезность будут максимальными. А игнорирование данного положения приводит к снижению экономического роста, к стагнации производства, к глубокому экономическому спаду, как это имеет место в России в настоящий период. Так как пренебрежение предельной полезностью привело к деформированной структуре инвестиций, которые направлялись не в наиболее прибыльные отрасли экономики, удовлетворяющие в наибольшей степени потребительские запросы населения, а, следовательно, и давшие бы наивысшую полезность и прибыль, а в отрасли и предприятия, выбираемые по совсем другому критерию. Что и привело в России к крайне деформированной структуре экономики [41, с. 201].

Для того, чтобы благосостояние в стране стало как можно более высоким, необходимо также, чтобы инвестиционная деятельность происходила как можно с меньшим трением. Чтобы граждане, предприятия, органы власти могли принимать правильные и рациональные решения об инвестициях, они должны иметь доступ к информации об издержках и последствиях своего выбора. Затраты на сбор информации и сам этап подготовки к реализации инвестиционного проекта — должны быть крайне незначительными. Чем больше издержки, связанные с подготовкой инвестиционных программ, тем с меньшей эффективностью может происходить сам инвестиционный процесс.

3. Развитие инвестиционных проектов в современной экономике

В 2006 году во всех субъектах РФ Восточносибирского района отмечался дальнейший рост инвестиционной активности. Свидетельством этого являются результаты работы по улучшению инвестиционного климата, дальнейшее совершенствование региональной нормативно-правовой базы, способствующей привлечению отечественных и иностранных инвестиций, работа органов региональной власти, направленная на повышение инвестиционной привлекательности территорий Восточной Сибири, а также результаты Байкальского экономического форума (г. Иркутск) и III-го Красноярского экономического форума (г. Красноярск).

Состояние инвестиционного климата в субъектах РФ Восточносибирского района

Республика Хакасия

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия осуществляется органами государственной власти республики путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а также прямого участия государства в инвестиционной деятельности. Приоритетными сферами экономики Республики Хакасия, в которых возможно сотрудничество с российскими и иностранными инвесторами, являются: цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность стройматериалов, лесная и деревообрабатывающая промышленности, легкая и пищевая промышленности, торговля, туризм.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности в республике сформирована полноценная инвестиционная инфраструктура, позволяющая качественно обеспечить реализацию различных программ и проектов развития региональной экономики. Базовым принципом политики республиканского правительства по-прежнему остается привлечение инвесторов и концентрация инвестиционных ресурсов на более перспективных направлениях. И как следствие — значительное увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

При Правительстве Республики Хакасия создана комиссия по инвестициям. Председатель комиссии — заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия — министр финансов и экономики Республики Хакасия А.М. Иванов.

Утверждены инвестиционные проекты, поддерживаемые правительством, республики. В 2006 г. Правительством РХ образован инвестиционный фонд в сумме 22 млн. рублей, средства которого предполагалось направить на:

1. предоставление бюджетных кредитов в целях поддержки инвестиционной деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, не включенных в республиканские целевые программы государственной поддержки, в общей сумме до 11 млн. рублей;

2. государственную поддержку инвестиционной деятельности предприятий на территории Республики Хакасия в форме субсидий в общей сумме до 11 млн. рублей.

Данные мероприятия направлены на развитие инвестиционной политики Республики Хакасия, на побуждение хозяйствующих субъектов развивать, модернизировать и обновлять основные фонды и средства, технологии, на содействие реализации инновационных и наукоемких инвестиционных проектов в экономике республики.

Красноярский край

Красноярский край относится к числу регионов с нетипичным инвестиционным климатом: при выдающемся потенциале здесь весьма велики риски инвестирования. Основная задача региональных властей — создание привлекательных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на подведомственной территории. С этой точки зрения конкурентные позиции Красноярского края по инвестиционному потенциалу достаточно высоки и устойчивы.

Главной привлекательной чертой инвестиционного климата Красноярского края является стабильность его инвестиционного потенциала, которая обеспечивает постоянный и растущий интерес инвесторов. Особо следует отметить высокий природно-ресурсный, финансовый и трудовой потенциал региона.

В 2006 году Министерство экономического развития и торговли РФ приняло решение о выделении Красноярскому краю, точнее ОАО «Корпорация развития Красноярского края», средств из федерального Инвестиционного фонда. Регион получит от государства на освоение Нижнего Приангарья 34,4 млрд. рублей. В 10 раз больше должен вложить бизнес. Это даст серьёзный толчок в развитии Нижнего Приангарья, Ванкорского нефтегазового месторождения.

В начале июня ОАО «ГидроОГК» и ОАО «Русский алюминий» подписали соглашение о сотрудничестве в совместной реализации проекта по созданию Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО), крупнейшего в истории мировой алюминиевой индустрии. Проект БЭМО включает в себя достройку Богучанской ГЭС установленной мощностью 3000 МВт на реке Ангара и строительство алюминиевого завода мощностью 600000 тонн в год, который станет одним из основных потребителей вырабатываемой на ГЭС электроэнергии. Ожидается, что запуск первой очереди ГЭС и завода произойдет в 2009 году. Объём инвестиций на создание БЭМО оценивается в 138,3 млрд. рублей. В настоящее время освоено 5,9 млрд. рублей.

Стоимость достройки Богучанской ГЭС и строительства алюминиевого завода (без учета затрат на создание инфраструктуры и подготовку ложа зоны затопления гидростанции) оценивается в 3,6 млрд. долларов. Финансирование проекта будет вестись за счет собственных и привлеченных средств «ГидроОГК» и «РУСАЛа». Предполагается, что соотношение собственных и привлеченных средств составит 30:70%.

Кроме того, «РУСАЛ» и «ГидроОГК» ожидают, что во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 12 апреля 2005 года №412 подготовка ложа зоны затопления Богучанской ГЭС в размере 370 млн. долларов будет профинансирована за счет средств федерального бюджета.

Реализация проекта — и достройка Богучанской ГЭС, и строительство Богучанского алюминиевого завода — будет осуществляться партнерами на паритетных началах. Для этого создаются два совместных предприятия — СП «Богучанская ГЭС» и СП «Алюминиевый завод», — одно из которых будет владеть акциями гидростанции, а другое — акциями завода. В совет директоров каждой из компаний войдут 8 человек, 4 — от «ГидроОГК» и 4 — от «РУСАЛа».

ФГУП «Горно-химический комбинат» в 2006 году продолжило реализацию инвестиционного проекта развития — строительство завода полупроводникового кремния. На сегодняшний день на строительстве 1-го пускового комплекса завода освоено 2,7 млрд. рублей (проектная стоимость определена в размере 3,6 млрд. рублей). В августе 2006 года завершены испытания комплекса технологического оборудования и проведена первая плавка с получением опытной партии поликристаллического кремния в количестве 110 кг.

Еще один масштабный проект будет осуществлен одной из крупнейших государственных компаний Красноярского края — ФГУП «Производственное объединение «Электрохимический завод» (ПО «ЭХЗ»), производящей электротехническую и электронную продукцию. На модернизацию ПО «ЭХЗ» в соответствии с отраслевой программой на период до 2010 года будет потрачено 1,8 млрд. долларов. Частично программа реконструкции производства на предприятии реализована: сооружается установка по обесфториванию отвального гексафторида урана с дальнейшей утилизацией отходов. Поставщик технологии и технологического оборудования фирма «Кожема», Франция. В рамках диверсификации производства магнитных носителей осуществлен запуск производства по выпуску систем поливинилхлоридных профилей для изготовления светопрозрачных конструкций. Реализация этого и ряда других проектов по модернизации ПО «ЭХЗ» в целом позволит организовать более 500 рабочих мест.

В феврале 2006 года английская компания «Джонсон Матти», давний партнёр ОАО «Красноярский завод цветных металлов», подписала договор с администрацией Красноярского края о строительстве завода по выпуску автомобильных катализаторов. Британцы инвестируют в регион только на первом этапе более 10 миллионов долларов. Срок пуска в эксплуатацию — 2007 год.

Ряд интересных проектов на севере Красноярского края в области спорта и развлечений презентовало ОАО «ГМК «Норильский никель». Компания построит и реконструирует в Норильске до конца 2007 года два спортивных объекта общей инвестиционной емкостью свыше 50 миллионов долларов. Кроме того, обозначен объем вложений в модернизацию главных северных воздушных ворот края — аэропорт «Алыкель». Они составят 90 миллионов долларов. Программа должна также завершиться через год.

20 июня 2006 года глава города Красноярска провёл презентацию инвестиционных проектов для делегации исполнительных директоров Европейского банка реконструкции и развития: строительство четвёртого моста через реку Енисей, инженерное обустройство земельных участков под жилищное строительство, обновление подвижного состава городского автотранспорта.

Иркутская область

По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в 2005-2006 годах, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт», рейтинг Иркутской области составляет 2В «средний потенциал — умеренный риск». На основании результатов рейтинга Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации — «точкам роста», имеющим высокий инвестиционный потенциал и значительные ресурсы развития.

Формирование и реализация совместно с иными органами государственной власти Иркутской области областной инвестиционной политики

1. В июне 2006 года в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 30 июня 2006 г. №265-п образован Совет по инвестициям при Губернаторе Иркутской области (далее — Совет). Утвержден состав Совета распоряжением Губернатора Иркутской области от 30 июня 2006 г. №304-р. Совет образован для обеспечения практического взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления Иркутской области, представителями бизнеса и общественных организаций Иркутской области в целях развития инвестиционной деятельности на территории Иркутской области.

В 2006 году было проведено два заседания Совета, на которых были рассмотрены и приняты решения в отношении реализации шести инвестиционных проектов:

· комплексное развитие электрических сетей севера Иркутской области, ОАО «Иркутскэнерго»;

· создание единой системы теплоснабжения г. Иркутска и г. Ангарска, ОАО «Иркутскэнерго»;

· строительство завода по производству автопогрузчиков, ООО «ИнтерСибКар»;

· организации производства переработки отходов деревообрабатывающего завода ООО «Сиб-Экология», ЗАО «Красный Яр»;

· строительство кирпичного завода в г. Ангарске, ООО «Еловское»;

· создание туристско-делового комплекса «БАЙКАЛ-СИТИ», ассоциация «Байкальская виза».

Также были рассмотрены вопросы координации инвестиционной деятельности в регионе:

· роль администрации Иркутской области как координатора инвестиционной деятельности в области;

· использование облигационных заимствований для реализации инвестиционных проектов;

· повышение инвестиционного потенциала муниципальных образований;

· организация системы оценки и финансирования реализации приоритетных инвестиционных проектов.

По всем вопросам приняты решения и даны соответствующие поручения соответствующим исполнительным органам власти.

2. Разработан проект областной государственной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Иркутской области на 2007-2009 годы». Программа фокусируется на механизмах формирования инвестиционных и инфраструктурных проектов, а также мероприятиях по их продвижению потенциальным инвесторам для реализации.

Основная цель Программы заключается в увеличении объема инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области в соответствии со стратегическим вариантом ПСЭР и уточненным прогнозом социально-экономического развития Иркутской области на очередной финансовый год.

1. Формирование системы получения достоверной информации о состоянии инвестиционной деятельности и ходе реализации инвестиционных проектов на территории Иркутской области.

2. Формирование и реализация механизмов разработки инвестиционных проектов в сфере развития производственной инфрастуктуры Иркутской области.

3. Формирование и реализация механизмов разработки качественных инвестиционных проектов бизнеса по приоритетным направлениям развития Иркутской области.

4. Информирование инвесторов и их привлечение к реализации инвестиционных проектов (включая инфраструктурные) на территории Иркутской области.

Основным принципом Программы является ориентация на качество инвестиций. Государственная поддержка по мероприятиям, обозначенным в Программе, будет оказана на основе качества инвестиционных проектов. Инвестиции считаются качественными, если:

· увеличивают потребление услуг и продукции существующих хозяйствующих субъектов Иркутской области;

· сопровождаются созданием новых производств (передел сырья);

· ведут к увеличению производительности труда;

· регистрируются на территории Иркутской области.

Программа разработана в соответствии с направлениями приоритетных мер по обеспечению роста экономического потенциала, обозначенными в послании Президента Российской Федерации от 10 мая 2006 года Федеральному Собранию. При разработке Программы учитывались приоритеты Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года №68-оз (далее — ПСЭР). В целом на реализацию Программы в 2007-2009 годы требуется финансирование в размере 12680 тыс. рублей. Проект программы рассмотрен на президиуме Административного комитета при Губернаторе области. В настоящее время ведется доработка проекта программы по полученным замечаниям.

3. В мае 2006 года между администрацией Иркутской области и Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточносибирском регионе подписано соглашение о взаимодействии. В рамках этого соглашения осуществляется сотрудничество по защите прав и законных интересов акционеров и инвесторов на территории Иркутской области.

4. В рамках IV Байкальского экономического форума в сентябре 2006 года была проведена дискуссионная площадка на тему: «Развитие финансовых рынков в Сибири и на Дальнем Востоке».

В работе дискуссионной площадки приняли участие 55 человек: представители федеральных органов исполнительной власти, представители органов государственной власти субъектов РФ, представители муниципальных образований Иркутской области, руководители коммерческих банков, страховых компаний, руководитель РО ФСФР России в Сибирском федеральном округе, руководитель ИРО ФСФР России в Восточносибирском регионе.

В рамках дискуссионной площадки обсуждались следующие основные вопросы:

· развитие инвестиционной деятельности, финансовых рынков, банковского сектора как частей финансового рынка в регионах СФО;

· потенциальные возможности рынка ценных бумаг для развития инфраструктуры регионов Сибири и Дальнего Востока;

· проблемы и перспективы развития страхового рынка;

· необходимость создания регионального финансового центра в г. Иркутске и другие темы.

Формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и развитие инвестиционной инфраструктуры.

В рамках IV Байкальского экономического форума издан буклет «Иркутская область. Инвестиционные проекты и объекты инвестирования», содержащий информацию об инвестиционных проектах, свободных производственных площадках, земельных участках и месторождениях.

В течение года были аккредитованы 3 консалтинговые компании, пролонгирована аккредитация 2 компаний, отказано в аккредитации 1 компании.

28 февраля 2006 года аккредитована компания ЗАО «Эксперт-оценка», основным направлением деятельности которой является рыночная оценка всех видов имущества.

13 июля 2006 года продлена аккредитация двух компаний сроком на год: ЗАО «Центр финансовой экспертизы» и АНО «Иркутское агентство развития бизнеса».

15 ноября 2006 года аккредитовано две из трех претендующих на аккредитацию компаний: ЗАО «ВСГ-инвест», основным видом деятельности которой является консультационная деятельность по управлению ценными бумагами, и ООО Компания «Прайм Консалт», основным направлением деятельности которой является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

Формирование и продвижение привлекательного инвестиционного имиджа Иркутской области за пределами Иркутской области.

1) В марте 2006 года делегация Иркутской области в лице первого заместителя главы администрации Параничева Ю.В. и начальника департамента инвестиционной политики Долгополовой Ю.Ф. приняла участие в ежегодной Международной выставке-ярмарке инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM-2006. Участие в MIPIM-2006 предоставило Иркутской области уникальную возможность продемонстрировать перед иностранными инвесторами лучшие инвестиционные проекты по строительству туристических объектов и объектов коммерческой недвижимости Прибайкалья (8 проектов туристической сферы) и получить положительный опыт участия в мероприятиях высокого международного уровня.

2) Организация и проведение 22-23 июня 2006 года в г. Иркутске Восточно-Сибирского инвестиционного форума «Инвестиционные решения развития региона». Организаторами Форума наряду с администрацией Иркутской области выступили журнал «Рынок ценных бумаг», Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе. В рамках форума состоялись пленарное заседание и три тематические секции, на которых обсуждались вопросы использования финансовых инструментов для развития предприятий, привлечения прямых и вёнчурных инвестиций в регионы, развития строительного комплекса в Иркутской области, вопросы рефинансирования системы ипотечного кредитования. В форуме приняли участие около 200 человек.

3) Организация и участие в подготовке экспозиции инвестиционных проектов Иркутской области:

· май 2006 года II Красноярский инвестиционный форум,

· июнь 2006 года X Петербургский международный экономический форум,

· ноябрь 2006 года презентация Иркутской области в рамках Российской национальной выставки в Пекине.

4) Проведение 19-22 сентября 2006 года в рамках IV Байкальского экономического форума выставки крупномасштабных инвестиционных проектов регионов Сибири и Дальнего Востока, которая состояла из коллективной экспозиции инвестиционных проектов регионов Сибири и Дальнего Востока и экспозиции инвестиционных проектов Иркутской области.

Читинская область

В области создан и работает Совет по вопросам финансово-кредитной и инвестиционной политики области, который рассматривает инвестиционные проекты, определяет победителей конкурсного отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку, подводит итоги реализации проектов и эффективности инвестиционной деятельности.

В частности, в 2006 году государственная поддержка в форме субсидирования части процентной ставки была предоставлена инвестиционным проектам: «Производство керамического кирпича и керамоблоков по современным технологиям», «Обновление технологического оборудования ОАО «Машзавод», «Производство металлоизделий на основе внедрения прогрессивного оборудования» ООО «Электротехнический центр» и др.

По-прежнему, основные перспективы экономического развития области связаны, в первую очередь, с освоением минерально-сырьевой базы Забайкалья, в которую продолжают вкладывать средства отечественные и иностранные инвесторы.

Весной 2006 года в Читинской области работали специалисты крупнейших мировых инвестиционных фондов и банков. Они посетили предприятия, входящие в состав золотодобывающего холдинга Highland Gold Mining Ltd. — Дарасунский рудник и Тасеевское месторождение. Главная цель зарубежных аналитиков — проведение оценки производственной деятельности и перспективы развития этих предприятий. В случае положительного заключения специалистов Читинская область расширит свои возможности привлечения крупных иностранных инвестиций и повысит свой инвестиционный рейтинг на мировом уровне. В Тасеевское месторождение компания HGM вложила в течение 2006 года около 20 миллионов долларов.

Одним из крупных инвестиционных проектов на территории Сибири и Дальнего Востока является строительство российско-китайского завода по производству целлюлозы — Амазарский ЦБК. Основные вложения в строительство произвели китайские партнеры. Проект по строительству Амазарского завода включен как в Федеральную целевую программу, так и в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Транспортная инфраструктура оказывает большое значение на формирование инвестиционной привлекательности. В настоящее время продолжается строительство автомобильной дороги федерального значения Чита-Хабаровск. С начала года на железнодорожном участке Карымская — Забайкальск, для краткости именуемом Южным ходом ЗабЖД, начат второй этап комплексной реконструкции. Работы ведутся в соответствии с планами ОАО «РЖД» увеличить объем грузоперевозок в Китай. Объем инвестиций во второй этап превысит 4,5 миллиарда рублей.

Яндекс.Метрика