Реализация проектов государственно-частного партнёрства в Хабаровском крае – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Реализация проектов государственно-частного партнёрства в Хабаровском крае Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Д.С.

В условиях бюджетного дефицита возникает потребность поиска новых форм эффективной реализации инвестиционных проектов , при которых регионы могли бы снизить свои бюджетные расходы. Характерной тенденцией в развитии инфраструктуры, а также реализации инвестиционных проектов стало активное сотрудничество власти и бизнеса. Реализация проектов государственно-частного партнерства остается одной из приоритетных задач правительства Хабаровского края ввиду того, что данные проекты позволяют создавать и модернизировать публичную инфраструктуру и социально значимые объекты в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Главной целью является привлечение частных инвесторов для развития транспортной и социальной сфер.In the context of the budget deficit, there is a need to find new forms of effective implementation of investment projects , where the regions could reduce their budget expenditures. Active cooperation of government and business is a relevant trend in the development of infrastructure, as well as the implementation of investment projects . The implementation of public-private partnership projects remains one of the priorities of Khabarovsk Krai government due to the fact that these projects allow the creation and modernization of public infrastructure and socially significant facilities in conditions of limited budgetary resources. The main goal is to attract private investors for the development of transport and social spheres.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимов Д.С.

Текст научной работы на тему «Реализация проектов государственно-частного партнёрства в Хабаровском крае»

УДК 334.7:332.14 Д. С. Герасимов, консультант отдела организации мероприятий управления протокола и организационного обеспечения губернатора и правительства Хабаровского края

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

В условиях бюджетного дефицита возникает потребность поиска новых форм эффективной реализации инвестиционных проектов, при которых регионы могли бы снизить свои бюджетные расходы. Характерной тенденцией в развитии инфраструктуры, а также реализации инвестиционных проектов стало активное сотрудничество власти и бизнеса. Реализация проектов государственно-частного партнерства остается одной из приоритетных задач правительства Хабаровского края ввиду того, что данные проекты позволяют создавать и модернизировать публичную инфраструктуру и социально значимые объекты в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Главной целью является привлечение частных инвесторов для развития транспортной и социальной сфер.

Ключевые слова: Хабаровский край, инвестиционные проекты, государственно-частное партнёрство, бюджетное финансирование, региональное законодательство, инновационное развитие территории, инвестиционный климат.

In the context of the budget deficit, there is a need to find new forms of effective implementation of investment projects, where the regions could reduce their budget expenditures. Active cooperation of government and business is a relevant trend in the development of infrastructure, as well as the implementation of investment projects. The implementation ofpublic-private partnership projects remains one of the priorities of Khabarovsk Krai government due to the fact that these projects allow the creation and modernization of public infrastructure and socially significant facilities in conditions of limited budgetary resources. The main goal is to attract private investors for the development of transport and social spheres.

Keywords: Khabarovsk Krai, investment projects, public-private partnership, budget financing, regional legislation, innovative development of the territory, investment climate.

В условиях бюджетного дефицита возникает потребность поиска новых форм эффективной реализации инвестиционных проектов, при которых правительство региона могло бы снизить свои бюджетные расходы. С 2015 г. характерной тенденцией в развитии инфраструктуры, а также реализации инвестиционных проектов стало активное сотрудничество власти и бизнеса.

Вам будет интересно  Как украинцу купить акции Google, Amazon, Apple или Facebook

Данный вид «кооперации» получил название «государственно-частное партнёрство» (далее — ГЧП).

В настоящее время понимание явления ГЧП не имеет однозначной оценки даже за рубежом. Так, Всемирный банк понимает под ним «соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемое с целью при-

влечения дополнительных инвестиций, и как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» [8], а рейтинговое агентство «Standard&Poor’s» называет «любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определённых политических результатов» [9]. Американские исследователи проблем ГЧП рассматривают его как «формальное сотрудничество между бизнесом, гражданским обществом и местными органами власти в целях развития территорий и улучшения условий жизни населения».

В то же время принятый в 2015 г., Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даёт довольно рамочное определение того, как «юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнёрстве, соглашения о муниципально-частном партнёрстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций,

обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1]. Как следует из содержания определений, к ГЧП можно отнести любое производство товаров или услуг для общественных нужд, которые традиционно находились в сфере ведения государства.

Использование механизмов ГЧП в экономике позволяет преодолевать, с одной стороны, недостатки прямого государственного регулирования экономики, а с другой — провалы рынка. Традиционно государственные структуры призваны нивелировать провалы рынка и осуществлять деятельность по производству и распределению общественных благ. Однако они делают это недостаточно эффективно, в частности, из-за отсутствия конкуренции в определённых сферах и областях.

Если рассматривать перспективность развития ГЧП, то партнёрство на сегодня является одним из «прогрессивных» инвестиционных институтов в субъектах Российской Федерации. Хабаровский край не стал исключением.

На территории региона была создана не противоречащая федеральному законодательству нормативно-правовая основа для реализации проектов ГЧП, а именно приняты:

— изменения в закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае», который определяет принципы региональной государственной инвестиционной политики, полномочия

краевых органов власти в сфере реализации инвестиционной политики в крае, виды и формы поддержки, условия её предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также формы, условия и порядок участия публичного партнёра в проектах ГЧП;

— отдельные вопросы регулирования правоотношений между частным и публичным партнёрами, закреплённых в постановлениях правительства края. Так, в постановлении правительства Хабаровского края: от 15 сентября 2016 г. № 321-пр «О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Хабаровского края при подготовке проектов государственно-частного партнёрства на территории Хабаровского края», органы исполнительной власти края уполномочены на разработку и рассмотрение предложения о реализации проекта ГЧП в соответствии с отраслевой принадлежностью объекта соглашения о ГЧП. Например, министерство физической культуры и спорта края ведёт переговоры с потенциальным инвестором по поводу строительства крытых теннисных кортов в г. Хабаровске;

Вам будет интересно  Хайпы которые платят 2021

— в постановлениях от 31 декабря 2017 г. № 550-пр «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и о внесении изменений в Положение об инвестиционном совете при правительстве Хабаровского края, утв. постановлением правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр»; от 19 апреля 2011 г. № 115-пр «Об утвер-

ждении Положения об инвестиционном совете при правительстве Хабаровского края»; от 9 декабря 2016 г. № 455-пр «Об утверждении Правил принятия решений о заключении концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств» урегулирован порядок процедуры осуществления отбора инвестиционных проектов с последующим заключением соглашений о ГЧП или концессионных соглашений.

Реализацией проектов ГЧП занимается уполномоченный орган власти в лице министерства экономического развития Хабаровского края, к полномочиям которого относятся: осуществление организационно-методического руководства, координация деятельности органов исполнительной власти края, рассмотрение предложений частных инициатив, подготовка документов, необходимых для принятия решений о разработке предложений по реализации проектов ГЧП. Также в крае были созданы структуры, которые реализуют проведение единой региональной инвестиционной политики, такие как инвестиционный совет при правительстве Хабаровского края, КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнёрства». Развитие механизмов ГЧП и реализация проектов в крае осуществляется в рамках Инвестиционной декларации Хабаровского края (утв. губернатором Хабаровского края 15 ноября 2013 г.) и государственной программы Хабаровского края «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в

Хабаровском крае» (утв. постановлением правительства Хабаровского края от 2 мая 2012 г. № 137-пр). На начало 2018 г. по уровню развития ГЧП Хабаровский край находится на 16-й позиции (70,2 %). В

период с 2013 г. по 2018 г. региональные власти сделали большой рывок для увеличения показателя развития регионального государственно-частного партнёрства (см. таблицу).

Таблица — Итоговый интегральный показатель развития ГЧП Хабаровского края

Хабаровский край 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018

Место в рейтинге 73 31 20 11 16

Итоговый интегральный показатель 16,6% 41,6% 33,4% 63,7% 70,2%

Динамика итогового интегрального показателя свидетельствует о привлекательности региона в реализации инвестиционных проектов с участием частного инвестора, а также об эффективности работы правительства края, направленной на развитие механизмов и роста количества реализуемых проектов государственно-частного партнёрства в крае. Хабаровский край и Республика Саха (Якутия) (17-е место в рейтинге) по итогам 2017 г. стали единственными регионами ДФО, вошедшими в ТОП — 20 рейтинга.

Анализ проектов ГЧП в крае показал, что до 2018 г. был реализован один инвестиционный проект по созданию центра амбулаторного диализа в г. Хабаровске. Правовой формой закрепления отношений между партнёрами стало соглашение о ГЧП между краевым правительством и немецкой компанией B/Braun. Объём финансирования составил 300 млн руб., в

основном средства частного инвестора. Мощность построенного центра, оснащённого 30 аппаратами «искусственная почка», позволяет принимать около 180 пациентов с хронической почечной недостаточностью. В центре предусмотрены рабочие места для врачей, старшего и младшего медицинского персонала, а также инженерно-технических работников. С открытием центра потребность населения в заместительной почечной терапии была закрыта на 100 %.

В настоящее время самый крупный на стадии реализации проект государственно-частного партнёрства — это концессионный проект по созданию, финансированию и эксплуатации объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13-км 42». Концессионное соглашение между Хабаровским краем и обществом с ограниченной ответственностью «Региональная

Вам будет интересно  Российский рынок акций символически снижается в начале торгов

концессионная компания» было подписано 12 декабря 2016 года в г. Хабаровске. В настоящее время концессионером ведутся строительно-монтажные работы на объекте. Строительство планируется завершить в октябре 2020 года. Общая стоимость реализации проекта составляет 40 893 млн руб., из них частным инвестором будет профинансировано затрат на создание объекта соглашения в размере 10 560 млн рублей.

На стадии инициации находятся:

— инвестиционный проект по созданию нефрологического центра в г. Комсомольске-на-Амуре (создание центра ведётся инвестором за счёт собственных средств, правовой формой является соглашение о ГЧП);

— инвестиционный проект по созданию центра протонно-лучевой терапии в г. Хабаровске с применением механизмов государственно-частного партнёрства. Проект подготовлен правительством Хабаровского края и ориентирован на укрупнение существующего центра ядерной медицины в Хабаровском крае, развитие и обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи онкологическим больным. Планируемая мощность создаваемого центра — 700 человек в год. Стоимость затрат по реализации проекта предварительно оценивается в размере 7 000 млн рублей. Срок создания объекта — 4 года.

Реализация проектов государственно-

частного партнерства остается одной из приоритетных задач правительства Хабаровского края, в виду того, что данные проекты позволяют создавать и модернизировать публичную инфраструктуру и социально значимые объекты в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Главной целью является привлечение частных инвесторов для развития транспортной и социальной сфер.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт ГЧП в Хабаровском крае находится на этапе активного формирования: созданы и функционируют специальные региональные организации, ведётся работа по формированию регионального законодательства, развиваются факторы институциональной среды, реализуются проекты ГЧП. Можно утверждать, что на современном этапе механизм партнёрства участвует в формировании благоприятного инвестиционного климата не только края, но и страны в целом, а инструменты ГЧП рассматриваются в качестве важнейших факторов стимулирования инновационного развития территории.

Список использованных источников

1 О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ.

2 О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае : закон Хабаровского края от 23.11.2011 г. № 130.

3 О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Хабаровского края при подготовке проектов государственно-частного партнёрства на территории Хабаровского края : постановление правительства Хабаровского края: от 15.09.2016 г. № 321-пр.

4 О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и о внесении изменений в Положение об инвестиционном совете при правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. № 115-пр : постановление правительства Хабаровского края от 31.12.2017 г. № 550-пр.

5 Об утверждении Положения об инвестиционном совете при правительстве Хабаровского края : постановление правительства Хабаровского края от 19.04.2011 г. № 115-пр.

6 Об утверждении Правил принятия решений о заключении концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств : постановление правительства Хабаровского края от 09.12.2016 № 455-пр.

7 https://minec.khabkrai.ru/events/Novosti/ 3417

8 Ткаченко И. Н. Исследование инсти-

туциональных особенностей формирования и развития механизма государственно-частного партнёрства (на примере промышленного комплекса Свердловской области) : монография / И. Н. Ткаченко, Г. Ю. Пахальчак, М. В. Евсеева [и др.]; под науч. ред. И. Н. Ткаченко. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2014.

9 Гладов А. В. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнёрства : общая характеристика и организационно-институциональные основы / А. В. Гладов А. М. Исупов С. А. Мартышкин [и др.] // Вестник СамГУ. 2008. № 7 (66). С. 36-55.

https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva-v-habarovskom-krae