Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика
Опубликовано: 20 ноября 2020 / Обновлено: 11 февраля 2021

Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика

Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Михеев Алексей Александрович

Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика

Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика

Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михеев Алексей Александрович. Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика : региональная политика : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.14 Москва, 2003 177 с. РГБ ОД, 61:04-8/2422

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Общие тенденции и особенности движения прямых иностранных инвестиций в эпоху глобализации 10

1.1. Прямые иностранные инвестиции как фактор глобализации экономики 10

1.2. Динамика прямых иностранных инвестиций в американскую экономику 22

1.3. Основные факторы роста прямых иностранных инвестиций 32

1.4. Основные инвесторы американской экономики 48

ГЛАВА 2. Политика штатов по привлечению прямых иностранных инвестиций и ее экономические результаты 61

2.1. Особенности государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в США 61

2.2. Региональная политика 84

2.3. Региональные особенности размещения прямых иностранных инвестиций в США 102

ГЛАВА 3. Возможности использования опыта США по привлечению прямых иностранных инвестиций в регионах России 117

3.1. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику 117

3.2. Выбор методов привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России 139

Список использованной литературы 166

Введение к работе

В условиях экономического роста Россия, безусловно, нуждается в дополнительных внешних капиталовложениях. После финансового кризиса 1998 года наша страна испытывает определенные трудности в деле привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, особенно в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока. Прямые иностранные инвестиции составляют пока очень незначительную долю общего объема капиталовложений в российскую экономику — всего лишь 3 -4 процента. Конечно, прямые иностранные инвестиции не решат всех проблем российских регионов, но они крайне важны как носители современных технологий, менеджмента, корпоративной культуры.

Основные факторы, обусловливающие рост российской экономики в посткризисный период, — увеличение экспорта, импортозамещение, рост мировых цен на нефть — ограниченны по своему воздействию. Для закрепления положительных тенденций, возрождения и модернизации промышленного производства необходим поиск новых источников стабильного роста. Активизировав приток инвестиций, Россия имеет шанс на восстановление своих конкурентных позиций в глобальной экономике. Без создания заинтересованности потенциальных инвесторов в расширении объектов вложений в отечественную экономику практически невозможно решить задачи формирования новых хозяйственных связей, повышения благосостояния граждан, возрождения авторитета страны на мировой арене. Исключительная роль в этой связи отводится привлечению зарубежного капитала в российские регионы как способу усиления деловой активности в российской экономике.

Проблема иностранных инвестиций требует особого внимания в рамках разработки общей экономической стратегии, нацеленной, в

4 частности, на рациональное использование поступающего в страну иностранного капитала, ориентацию его в приоритетные отрасли отечественной промышленности.

Движение прямых инвестиций является сегодня неотъемлемым элементом развития мировой экономики. Неравномерность экономического развития стран — участниц мирохозяйственных отношений стала естественным стимулом мобильности движения капиталов и масштабности их трансграничных потоков. Оборот мирового финансового рынка, по каналам которого осуществляется движение капиталов, многократно возрос за последние десятилетия: в 90-е годы он превышал объем международной торговли в 60 раз. Проблема для России заключается в том, что на мировых рынках капитала существует жесткая конкуренция, которую российская экономика проигрывает ряду развивающихся стран и некоторым странам с переходной экономикой.

Возникновение новых рынков в 90-е годы придало дополнительный импульс развитию этого сегмента мировой экономики и вместе с тем внесло существенные изменения в сложившуюся структуру инвестиционных потоков. За последнее десятилетие доля развитых стран среди получателей прямых иностранных инвестиций сократилась с 80 до 60%. В то же время в США до 2001 года наблюдался устойчивый приток прямых иностранных инвестиций. Этот феномен представляет значительный интерес для анализа.

На наш взгляд, значительную роль в обеспечении притока прямых иностранных инвестиций в США играет взвешенная региональная инвестиционная политика. Представляется необходимым осмыслить и обобщить американский опыт привлечения прямых иностранных инвестиций на региональном уровне, выработать общий научный взгляд, позволяющий понять его сущность, формы и последствия. Такой подход представляется автору весьма актуальным, поскольку он может привнести некоторые важные моменты в понимание факторов, влияющих на трансграничное движение капиталов, и, следовательно, помочь в формировании эффективной

5 политики привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы.

Актуальность изучения данной проблемы для России определяется тем, что региональные аспекты привлечения прямых иностранных инвестиций недостаточно изучены в теоретическом плане, а потому мало используются в хозяйственной практике. Россия является неотъемлемой частью глобальной экономики, однако потоки иностранных инвестиций пока в значительной мере обходят ее стороной или же направляются в те сферы экономики, в которых заинтересованы иностранные инвесторы, то есть без должного учета национальных и региональных интересов. Теоретическое изучение региональных аспектов привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику дает возможность гармонизировать национальные и региональные интересы с интересами потенциальных инвесторов.

Общие проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в плане создания благоприятного инвестиционного климата, включая вопросы законодательного обеспечения гарантий сохранности капитала, права вывоза прибылей, национального режима для иностранных инвесторов, налогообложения имеют огромное практическое значение. Однако поиск источников инвестиций ставит проблемы управления движением капиталов не только на общегосударственном, но и на региональном уровне. В условиях крупных национальных хозяйственных комплексов, каковыми являются США и Россия, работа с иностранными инвесторами на региональном уровне приобретает особое звучание. Попытки решить проблему только путем создания свободных экономических зон в нашей стране имела весьма ограниченный успех. Поэтому особый интерес представляет опыт разработки и осуществления региональной политики по привлечению инвестиций, который имеется в США.

Процессы регионализации присущи как экономике США, так и экономике России. Особенности современного этапа экономического

развития, связанные с процессом глобализации, с одной стороны предоставляют дополнительный ресурс развития для территорий, а с другой — расширяют возможности самих регионов, способствуя развития социально-производственной инфраструктуры региона. Исследование сходства и различий характеристик региональной инвестиционной политики США и России позволяет в значительной мере спрогнозировать варианты инвестиционного поведения иностранных инвесторов, обозначить основные этапы развития мирового инвестиционного процесса, учесть позитивный опыт и ошибки.

Региональный компонент является необходимой составляющей инвестиционной политики государства. В то же время существует проблема распределения ролей между региональным и федеральным уровнями инвестиционной политики. В России в последние годы происходит смещение акцентов в сторону федерального центра, который претендует на формирование региональной инвестиционной политики в связи с проблемой неравномерного распределения иностранных капиталовложений по территориям. Региональный компонент предполагает целесообразность выработки определенных критериев инвестиционной политики территорий.

Тематика иностранных инвестиций весьма широка, поэтому необходимо четко очертить поле диссертационного исследования.

Во-первых, в центре рассмотрения находятся прямые иностранные инвестиции, поскольку именно они, по мнению автора, составляют одну из основ стабильного развития национальных экономик в эпоху глобализации.

Во-вторых, в работе анализируются сущность и формы региональной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций в США.

В третьих, исследуется взаимосвязь региональной и федеральной политики США в данной области.

В четвертом, в диссертационном исследовании анализируются возможности и выработаны рекомендации по применению опыта США в российских регионах.

Основной целью диссертации является научная разработка проблем

привлечения прямых иностранных инвестиций на основе изучения опыта

США и выработка рекомендаций по формированию инвестиционной

политики для российских регионов.

Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

проанализировать общемировые тенденции движения прямых иностранных инвестиций в эпоху глобализации; провести исследование ключевых тенденций движения прямых иностранных инвестиций в США; проанализировать основные этапы разработки региональной политики и конкретные механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций на уровне американских штатов; выявить основные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России; выработать общие рекомендации по формированию российской региональной политики. Объектом исследования диссертационной работы выступает процесс разработки региональной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций и конкретные механизмы реализации этой политики; основные движущие силы этого процесса; политические и административные органы и институты, занятые привлечением прямых иностранных инвестиций в американские штаты; взаимосвязи между отдельными элементами этого процесса.

Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно период 80-х — 90-х годов, когда сформировались основные современные тенденции притока прямых иностранных инвестиций в американскую экономику и в основном сложились федеральный и региональные механизмы привлечения прямых инвестиций. В некоторых случаях, когда это

8 вызывалось потребностями анализа, рассматривались и более ранние периоды развития американской экономики.

Теоретической и методологической основой диссертации являются концептуальные положения современной экономической науки по проблемам прямых иностранных инвестиций, содержащиеся в публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

При работе над диссертацией были использованы выводы и результаты исследований отечественных специалистов, занимающихся проблемами мировой экономики и международного движения капиталов, — В.Д. Андрианова, B.C. Барда, Н.Н. Думной, Е.А. Звоновой, Р.И. Зименкова, Э.Г. Кочетова, Л.М. Лебедевой, Б. Макаревича, Д.М. Михайлова, А.Г. Мовсесяна, Н.М. Мухетдиновой, Э.С. Нуховича, А.Б. Парканского, М.А. Портного, А.А. Пороховского, Б.М. Смитиенко, И.Ю. Соколовой, В.Б. Супяна, И.П. Фаминского, В.Н. Шенаева, Ю.В. Шишкова, Н.П. Шмелева.

Теоретические вопросы, связанные с региональной политикой привлечения иностранных инвестиций нашли отражение в работах отмеченных ученых экономистов. Однако в российской литературе практически нет работ, специально посвященных исследованию региональной политики США по привлечению иностранных инвестиций.

Такие исследования проводились американскими экономистами: А.Бенде-Набенде, С. Вебли, Л. Веллсом, Е. Грехемом, П. Кругманом, К.Левисом, В. Лори, Р. Робинсоном, Р. Скалапино, Л.Франко, Н. Фейтом. Однако круг публикаций американских специалистов по проблемам региональной политики привлечения прямых иностранных инвестиций довольно ограничен. Большинство публикаций относится к периоду 70-х — 80-х годов XX века, когда данная проблема была для Соединенных Штатов наиболее актуальна.

Таким, образом, представленная диссертация имеет в значительной степени пионерский характер, вовлекая в научный оборот малоизвестный пласт экономических исследований и практических рекомендаций для

9 иностранных инвесторов. Эмпирической и информационной базой диссертации послужили данные международной, американской и российской статистики, а также монографии, брошюры и публикации в периодической печати, проанализированные и обобщенные автором.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном анализе основных направлений и механизмов формирования региональной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций в Соединенных Штатах.

Наиболее существенные результаты исследования заключаются в следующем.

Проанализированы основные направления и механизмы региональной инвестиционной политики в США и обобщены результаты этой политики.

Представлена организационно-управленческая модель управления процессом привлечения прямых иностранных инвестиций в американскую экономику.

Выявлены основные тенденции и структурные сдвиги в движении прямых иностранных инвестиций в американскую экономику под влиянием региональной политики.

Исследованы процессы и процедуры согласования федеральной и региональной инвестиционной политики.

Сформулированы практические предложения по формированию эффективной региональной инвестиционной политики России с учетом опыта США.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы
и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при
разработке концепции государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности в России. Изучение применяемых в США подходов к разработке региональной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций может служить методологической базой для разработки соответствующих мер экономической политики в российских

10 регионах. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения».

Апробация результатов исследования. Основные методологические и научные положения и рекомендации, полученные в ходе исследования, были использованы при разработке инвестиционных проектов, программ сотрудничества с иностранными инвесторами Государственным инвестиционным агентством при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

Основные положения диссертации отражены в четырех публикациях, общим объемом 1,0 п.л.

Прямые иностранные инвестиции как фактор глобализации экономики

В первом разделе главы рассматривается значение прямых иностранных инвестиций в процессе глобализации экономики, а также роль транснациональных корпораций в этом процессе. Основное внимание уделено анализу факторов и ключевых тенденций динамики прямых иностранных инвестиций в глобальной экономике.

Конец XX — начало XXI века ознаменовались серьезными переменами в облике мировой экономики. Эти перемены, вызванные в значительной степени политикой Соединенных Штатов на протяжении всего послевоенного периода, требуют пересмотра сложившихся стереотипов поведения в международных экономических отношениях.

Одной из ключевых тенденций мирового развития в последние 10 лет стала глобализация экономики. Глобализация выражается в растущей экономической взаимозависимости всех стран мира, являющейся результатом качественного увеличения объемов и разнообразия сделок на пересекающие границы товары, капиталы, услуги и технологии. Современная глобализация экономики связана с качественно новым этапом в развитии средств связи и информации. Исходя из принципиально нового уровня развития информационных технологий, можно утверждать, что межгосударственные границы становятся все более прозрачными для инвестиций. Мировая финансовая система стала практически независимой от государственного контроля и регулирования, в результате этого стремительно растут международные финансовые потоки.

Наряду с процессом глобализации товарных и финансовых рынков на протяжении последних десяти лет активно идет процесс глобализации рынков политических, что выражается прежде всего в расширении круга экономических субъектов, на запросы которых активно реагируют национальные правительства. Применительно к национальным государствам уже не приходится говорить исключительно о национальной принадлежности экономических субъектов, интересы которых принимают во внимание правительства.

Наиболее ярким примером «вторжения» на национальные политические рынки новых субъектов, влияющих на принятие государственных решений, следует признать процесс экспансии транснациональных корпораций (ТНК), тесно связанный с интенсификацией движения прямых иностранных инвестиций. В настоящее время в мире насчитывается 63 тысячи ТНК, которые контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций1. Число филиалов ТНК за пределами государств, в которых находятся их штаб-квартиры, составляет 690 тысяч. Экономический потенциал крупнейших ТНК сопоставим с валовым продуктом крупных государств. Так, например, объем продаж корпорации Microsoft в 2001 году составил 299 млрд. долл., это ненамного меньше, чем валовой внутренний продукт России 2001г., пересчитанный в доллары США по среднегодовому валютному курсу2. Продажи товаров и услуг зарубежными филиалами ТНК составляют в настоящее время почти 11 трлн. долл., тогда как общий объем мировой торговли — около 7 трлн. долл.3 Таким образом, международное производство, основанное на межстрановой миграции капитала, в современных условиях оказывается важнее для продвижения товаров, чем традиционная международная торговля. Следует учитывать, что не менее 1/3 мирового экспорта приходится на внутрикорпорационные поставки ТНК.

Как известно, показатель опережающего роста внешней торговли по сравнению с ростом ВВП всегда выступал традиционным признаком интернационализации мирового хозяйства. В 90-е годы эта тенденция сохранилась: среднегодовые темпы роста мировой торговли составили 7,7%, а темпы роста общемирового ВВП — 3,6%4. Сохранению высоких темпов роста международной торговли в 90-е годы способствовала ее либерализация и расширение внутрирегионального обмена товарами и услугами, особенно в азиатско-тихоокеанском регионе.

Не умаляя роли международной торговли, следует, однако, отметить, что в последнее десятилетие международные потоки инвестиционного капитала играли не менее, если не более значительную роль в процессе глобализации экономики. В 1993-1996 годах темпы роста привлеченных прямых инвестиций в мировой экономике увеличивались ежегодно в среднем на 20,2%. В 1997-2000 годах среднегодовые темпы роста прямых инвестиций возросли до 30,8%5. Отсюда можно сделать вывод, что в современных условиях расширение масштабов перелива международного инвестиционного капитала становится ключевым фактором глобализации экономики.

Прежде чем приступить к исследованию основных тенденций и особенности движения прямых иностранных инвестиций необходимо дать корректное определение этой экономической категории. Само понятие прямых инвестиций, несмотря на кажущуюся очевидность, страдает некоторой неопределенностью. Хотя в каждом конкретном случае не составит труда классифицировать произведенное вложение капитала, как прямую или портфельную инвестицию, в экономической литературе существуют известные трудности при попытках дать точное определение данного явления.

Основные инвесторы американской экономики

В четвертом разделе рассматриваются позиции основных стран и регионов, инвестирующих капиталы в американскую экономику, анализируются основные объекты инвестирования. Дается интерпретация понятия внешнего долга США.

Традиционным лидером по величине прямых иностранных инвестиций в США является Великобритания. Будучи одними из первых инвесторов американской экономики, английские компании сохраняют первенство в этой области. Однако доля их инвестиций в общей сумме привлеченного капитала в долгосрочной перспективе имеет тенденцию к уменьшению. Если в период до первой мировой войны она превышала 50%, то в середине XX столетия — уменьшилась до 3,6%, в 60-х гг. — выросла до 33%, в 80-х -составляла в среднем 20%, а к началу XXI столетия — 19%37.

В 90-е годы на долю английских компаний в ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций приходилось 18-20%, за исключением 1998г., когда этот показатель достиг 38%38.

Вместе с тем, накопленные американские прямые инвестиции в Великобритании по состоянию на 2000 год превышают английские инвестиции в США, составляя соответственно 233 млрд. долл. и 229 млрд. долл.39. Необходимо отметить, что это превышение достигнуто за счет гораздо более значительных инвестиций США в сфере финансов и страхования Великобритании. Что же касается обрабатывающей промышленности, то здесь накопленные прямые инвестиции Великобритании в США превышают их встречный поток в 1,5 раза; а в нефтяном секторе такое превышение составляет 1,7 раза.

В целом можно констатировать, что высокая степень экономической взаимозависимости между странами проявляется в том, что Великобритания занимает примерно такое же место в качестве приложения американских прямых инвестиций за рубежом (18%), какое английские инвестиции занимают в общем объеме прямых иностранных капиталовложений в США..

Динамика отраслевой структуры английских прямых инвестиций в США свидетельствует об ее кардинальных изменениях в последние десятилетия. Если в начале 60-х гг. более 40% инвестиций было сконцентрировано в страховании, то в 1998 г. доля этого сектора уменьшилась до 9%. Одновременно доля обрабатывающей промышленности возросла до 42%. На обрабатывающую промышленность вместе с нефтяной приходится 60% всех английских инвестиций40. Из отдельных отраслей обрабатывающей промышленности по объему английских прямых инвестиций лидируют химическая (38%), машиностроение (12%), пищевая (10%). На обрабатывающую промышленность приходится 55% общего объема продукции предприятий небанковского сектора, подконтрольных иностранному капиталу41. Второе место по объему прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность США занимает Япония, которая является самым динамичным инвестором в последние десятилетия. Еще в 50-е годы XX столетия экспорт капитала как средство внешнеэкономической экспансии не играл для японских компаний ф существенной роли. В 1969 г. были приняты первые меры по либерализации вывоза капитала в форме прямых инвестиций, в частности был повышен «потолок» автоматического разрешения прямых зарубежных инвестиций; а в 1971 г. были отменены практически все ограничения на деятельность японских компаний за рубежом, за исключением инвестиций в банковское дело, рыбное хозяйство и выращивание жемчужин. Либерализация экспорта капитала из Японии сопровождалась также прямым поощрением инвестиций за рубежом, в том числе в США. К концу 1990-х гг. накопленные японские прямые инвестиции в США достигли 133 млрд. долл., устойчиво превышая встречный поток (38 млрд. долл. на конец 1998 г.). Объем накопленных прямых вложений японских ш компаний в обрабатывающей промышленности США в 3 раза превышает аналогичные инвестиции американских компаний в Японии; а в оптовой торговле — в 8 раз. На протяжении последних десятилетий в прямых инвестициях японских компаний на американском рынке устойчиво возрастала доля обрабатывающей промышленности. Если в конце 60-х гг. Японии принадлежали, как правило, торговые предприятия по обслуживанию экспорта материнских компаний; то уже в 70-х годах японцы производили в США телевизоры, ткани, а также пищевую, химическую продукцию, в 80-х -автомобили и другую сложную машиностроительную продукцию.

В конце 90-х годов на японские предприятия приходилось 16% продукции, произведенной иностранными небанковскими предприятиями в США; 16% занятых на них; 25% экспорта и 38% импорта этих предприятий42.

Производственная деятельность японских компаний в США тесно связана с торговыми отношениями между двумя странами. На долю японских филиалов небанковского сектора в США приходится 52% всего американского товарного экспорта в Японию — это самый высокий показатель среди 28 крупнейших торговых партнеров США. Для сравнения: доля западноевропейских филиалов небанковского сектора в общей сумме товарного экспорта из США в страны Западной Европы составляет 16,9%. Для ведущих инвесторов в США — Великобритании и Нидерландов — этот показатель еще меньше: соответственно 14,8% и 16,2%.

Переплетение торгово-экономических интересов с прямыми инвестициями японских компаний в США носит еще более ярко выраженный характер в сфере американского импорта товаров из Японии, 80% которого приходится на японские предприятий небанковского сектора в США (в сравнении с 30% в среднем для иностранных предприятий в США).

На третьем месте по объему иностранных прямых инвестиций в США -Нидерланды (11,9% общей суммы). Нидерланды традиционно вкладывают в американскую экономику больше прямых инвестиций, чем США в голландскую экономику. Роль Нидерландов в американских прямых вложениях за рубежом несколько меньше (8,1%), а их объем на конец 1998 г. на 17,6 млрд. долл. уступал объему прямых инвестиций Нидерландов в США. Динамика голландских вложений свидетельствует о том, что во второй половине 70-х годов они превысили даже объем прямых английских вложений, но впоследствии вновь уступили роль лидера Великобритании, а затем и Японии.

Значительная часть прямых капиталовложений в США осуществляется «Ройал Датч Шелл» и «Юнилевер», «Филипс», АК30.

В сферу деятельности «Шелл ойл» (контролируемой «Ройал Шелл») входит разведка, добыча и переработка нефти и природного газа, а также производство нефтехимической продукции.

Региональные особенности размещения прямых иностранных инвестиций в США

В третьем разделе рассматриваются основные географические направления размещения прямых иностранных инвестиций по таким показателям, как численность предприятий, подконтрольных иностранному капиталу; численность занятых на таких предприятиях и объем выплачиваемой им заработной платы; общая сумма собственности этих предприятий. Анализируются региональные предпочтения иностранных компаний, занятых в обрабатывающей промышленности США — основной сфере приложения прямых иностранных инвестиций.

Особенностью размещения прямых иностранных инвестиций в США стала заметная неравномерность их распределения по штатам из-за социально-экономической неоднородности регионов и различной их вовлеченности в глобализацию хозяйственной жизни. На географическую структуру распределения иностранных прямых капиталовложений в США оказывает влияние множество факторов экономического, социально-демографического, торгово-политического характера. Среди них — общий уровень развития и географическое размещение производительных сил; экономико-географические факторы, в частности, особенности распределения природных ресурсов; уровень квалификации рабочей силы и оплаты труда; внутренняя социально-экономическая политика, режим в отношении иностранного капитала. Важную роль играет практика регулирования иностранных прямых инвестиций на уровне штатов.

Однако одним из главных критериев оценки воздействия прямых иностранных капиталовложений на социально-экономические процессы в США стала прямая и неразрывная связь между экономическим ростом и интернационализацией хозяйственной жизни, степень содействия структурной перестройке американской экономики, расширению занятости.

Данные Министерства торговли США, дают возможность проанализировать основные географические направления размещения прямых иностранных инвестиций по таким показателям, как численность предприятий, подконтрольных иностранному капиталу; численность занятых на таких предприятиях и объем выплачиваемой им заработной платы; общая сумма собственности, зданий и оборудования этих предприятий.

В настоящем исследовании, за исключением особо оговоренных примеров, используется разбивка на регионы, применяемая в американской официальной статистике иностранных частных прямых капиталовложений в США: Новая Англия, Средний Восток, Великие Озера, Равнины, Юго-Восток, Юго-Запад, Скалистые горы, Дальний Запад81.

Усредненные данные дают лишь общее представление о роли иностранных прямых инвестиций в масштабах американской экономики. В действительности их значение по конкретным регионам и штатам существенно различается. Отдельные аспекты особенностей регионального размещения и деятельности иностранных компаний в США проанализированы в ряде работ западных исследователей82; однако происходящие сдвиги в географическом направлении притока прямых инвестиций требуют дополнительного их изучения и анализа.

Рассмотрим более подробно распределение иностранных прямых инвестиций по регионам и штатам.

Прямые иностранные капиталовложения зарегистрированы во всех штатах. Но наиболее привлекательным для иностранных инвесторов остается Калифорния, Техас, Нью-Йорк. Эти штаты традиционно лидируют по таким показателям, как общая сумма собственности, зданий и оборудования предприятий с долей иностранного участия не менее 10% и численность занятых на них: в 1997 году в них было сосредоточено соответственно 27% собственности всех таких предприятий и 25% занятых.

Прямые иностранные инвестиции имеют выраженную региональную направленность. В регионе Среднего Востока они сосредоточены в Нью-Йорке (6,4% общей стоимости основного капитала и 6,8% занятых), в Нью-Джерси (соответственно, 3,6% и 4,1%) и в Пенсильвании (3,1% и 4,4%); в районе Великих озер — в Иллинойсе (4,5% и 4,4%), Огайо — (4,2% и 4,6%), Мичигане (2,5% и 3,3%; на Юго-Западе — в Техасе (9,3% и 6,8%); на Дальнем Западе — в Калифорнии (10,9% и 11,1%). На Юго-Востоке — в Северной и Южной Каролине, Флориде, Джорджии, Теннеси, Вирджинии сосредоточено 17,7% собственности иностранных инвесторов и 20,8% занятых на их предприятиях в США.

Свыше половины занятых на таких предприятиях (51,3%) сконцентрировано в девяти штатах: Калифорния (11,1%), Техас (6,8%), Нью-Йорк (6,8%), Флорида (4,7%), Огайо (4,6%), Иллинойс (4,4%), Северная Каролина (4,4%), Пенсильвания (4,4%), Нью-Джерси (4,1%). Однако наиболее быстрые темпы роста занятости в филиалах иностранных компаний в 90-е годы отмечались в Южной Дакоте (на 131%), в Канзасе (на 53%), в Колорадо (на 43%), а также в Небраске, Кентукки, Орегоне, Теннеси — свыше 20% при среднем для всех штатов прироста занятости 9%. Об интенсивном освоении новых сфер приложения иностранного капитала в штатах, которые менее других были вовлечены в процессы интернационализации хозяйственной жизни, свидетельствуют и данные об увеличении основного капитала предприятий, подконтрольных иностранному капиталу. При среднем по стране росте величины основного капитала этих предприятий в 1,5 раза в 90-е годы, в штате Род-Айленд она увеличилась в 2,3 раза, в штатах Юта, Айова, Орегон — в 2 раза, в штатах Миссури, Мэриленд, Мэн, Вирджиния, Вайоминг, Айдахо — в 1,9 раза.

Географическое распределение прямых иностранных капиталовложений крайне неравномерно. В десяти штатах сконцентрировано 52% их объема (Таблица 5). Но и в рамках этой десятки их масштабы существенно различаются.

Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику

В первом разделе анализируются основные тенденции динамики прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Рассматриваются долгосрочные и конъюнктурные тенденции развития российской экономики, повлиявшие на динамику прямых иностранных инвестиций в последние годы. Исследуются факторы, определяющие предпочтения инвесторов в России.

По мере расширения масштабов рыночной экономики проблема привлечения прямых иностранных инвестиций становится все более актуальной для России. Исключительный потенциал развития и роста конкурентоспособности российской экономики обеспечивается богатейшей ресурсной базой. Однако для реализации этого потенциала требуются значительные инвестиционные вливания, которых внутри страны явно не хватает. Решение задачи привлечения иностранных инвестиций в российские регионы следует рассматривать в качестве одного из ключевых моментов при формировании экономической стратегии России.

Вопросы присутствия иностранного капитала в национальной экономике не являются принципиально новыми для нашей страны. В дореволюционной России иностранный капитал (в форме прямых и портфельных инвестиций) занимал прочные позиции. Активизация процессов внешнего финансирования страны началась в 90-е годы позапрошлого века. Связано это было с проведенной в 90-е годы XIX века тогдашним министром финансов России СЮ. Витте кредитно-финансовой реформой. Ее результатом стало введение в стране новой национальной денежной системы, которая одновременно была и элементом международной валютной системы. Витте реформировал кредитную и финансово-налоговую систему России. В результате национальные денежно-кредитные и финансовые отношения были готовы к безболезненному включению в процессы международного движения капитала. Россия стала одной из наиболее популярных для внешнего финансирования стран. При этом национальное законодательство поощряло приток иностранных инвестиций.

Экономический подъем, который был наблюдался в России в начале XX века, был бы невозможен без участия иностранного капитала. Начиная с 1895 г. (первый год денежной реформы) в России ежегодно учреждалось более десятка иностранных промышленных предприятий, чему способствовали высокая норма прибыли в целом ряде отраслей российской экономики, гарантированные государственные заказы, льготные таможенные тарифы, устойчивый курс золотого рубля. В 1900 г. общий объем иностранного инвестирования в экономику страны оценивался в 750 млн. руб. 95.

В целом для дореволюционной России было характерно широкомасштабное привлечение иностранных капиталов в развитие национального хозяйства. При этом политика открытости национального рынка для зарубежных инвестиций подтвердила свою экономическую оправданность: несмотря на то, что иностранный капитал эксплуатировал природные ресурсы России, общий результат был позитивным — накануне 1914 г. российская экономика бесспорно была на подъеме.

К помощи иностранных инвесторов для решения внутрихозяйственных проблем прибегло в 20-х годах правительство СССР в рамках новой экономической политики. Привлечение иностранного капитала осуществлялось не столько в форме займов, сколько в форме концессий предприятий ведущих отраслей, наиболее интересных в смысле прибыльности для иностранного капитала. Второй раунд эксплуатации природных богатств России продолжался до конца 20-х годов и также дал определенные позитивные результаты: инфраструктура российской промышленности была восстановлена благодаря зарубежным капиталовложениям. Однако после национализации концессионных предприятий, осуществленной в конце 20-х годов, внешнее финансирование страны прекратилось.

Объектом внешнего финансирования Россия вновь стала лишь в 90-е годы, встав на путь рыночных преобразований экономики. Основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России в то время были совместные предприятия (СП). Первые совместные предприятия появились в России в 1989 г. В 1991 г. в стране было зарегистрировано 1825 СП, в 1992 г. — 4 461, в 1993 г. — уже 11 800, в 1996 г. — 20000 СП96. Самое большое число российских СП было создано с участием капитала США, далее по нисходящей следовали такие иностранные партнеры, как Германия, Великобритания, Италия, Австрия. Вплоть до 1998 г. в потоке иностранных инвестиций в экономику России наблюдалась повышательная тенденция: с 0,4 млрд. долл. в 1991 г. до 11,7 млрд. долл. в 1998 г.97

В числе положительных последствий, которые процесс зарубежного инвестирования принес в экономику России в 90-х годах, следует отметить интеграцию России в мировое экономическое сообщество, обретение новых источников средств для расширения инвестиционной базы в России, структурная перестройка экономики и открытие новых производств, создание новых рабочих мест, улучшение экспортного потенциала, приобщение к западным методам управления и маркетинга.

Вместе с тем иностранные инвестиции не оправдали полностью возложенных на них надежд. Прежде всего, сам объем привлекаемого в страну капитала не обеспечивал потребности российской экономики в инвестиционных ресурсах. Вкладывались средства зарубежных инвесторов в основном не в промышленность — что было бы желательно, — а преимущественно в торговлю, услуги, общественное питание, то есть в средний бизнес, который в отсутствие особых рисков приносит быструю отдачу.

Предполагалось, что зарубежные капиталовложения станут каналом притока в Россию новейших достижений научно-технического прогресса. Однако понятно, что через предприятия среднего бизнеса в сфере торговли, общественного питания и услуг, куда в основном и инвестировался иностранный капитал, новейшие достижения научно-технического прогресса не внедришь. Приток зарубежного капитала мало способствовал развитию конкурентной среды.

http://www.dslib.net/economika-mira/prjamye-inostrannye-investicii-v-ssha-regionalnaja-politika.html

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Яндекс.Метрика