Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь
Опубликовано: 20 ноября 2020 / Обновлено: 11 февраля 2021

Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь

Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь

Сущность иностранных инвестиций для экономического развития государства. Формирование благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов и привлечения капитала. Основные проекты по привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления07.02.2017
Размер файла24,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь

Курс: Экономика и управление на предприятии

Мировой экономический и финансовый кризис и последующая рецессия явились испытанием на конкурентоспособность для международной экономики в целом и для каждой страны в отдельности. Одним из основных источников экономического роста в транзитивных и развивающихся экономиках являются прямые иностранные инвестиции, объем которых в РБ значительно вырос после 2005 г., когда Инвестиционный кодекс впервые после его утверждения был подвергнут изменениям.

Республика Беларусь занимается развитием и защитой инвестиционных отношений на международном и региональном уровнях. Беларусь является участницей Вашингтонской Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами других государств 1965 года. Инвестиционный кодекс устанавливает, что иностранные инвестиции могут осуществляться в любых формах, предусмотренных для инвестиционной деятельности: через создание юридического лица, приобретение имущества или имущественных прав. Иностранные инвесторы вправе создавать на территории РБ юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах.

Преимущества инвестирования в РБ: стратегически важное географическое расположение Республики Беларусь; положительная динамика инвестиционного климата в РБ в последние годы: международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s Ratings Services и Moody’s Investors Service присвоили Беларуси стабильные прогнозы; прогрессивное инвестиционное.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

1. Структура и значение прямых иностранных инвестиций для экономики Республики Беларусь

1.1 Сущность прямых иностранных инвестиций для экономики государства

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма международных экономических отношений, значение которых постоянно растет в финансовой сфере, особенно на протяжении последних четырех десятилетий, когда риск инвестирования за рубежом существенно снизился. В настоящее время ПИИ стали одним из основных факторов увеличения международной торговли и изменения направлений межстрановых потоков товаров и услуг. Объем продаж зарубежных филиалов транснациональных компаний (ТНК) многократно превышает мировой экспорт товаров и услуг.

Так, в 1990 г. он был равен 6,026 трлн. долл. США, в то время как мировой экспорт товаров и услуг составлял 3,479 трлн. долл. США, в 2007 г. — 30,3 и 13,8 млн. долл. США соответственно [15, с.20].

При этом доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в привлеченных ПИИ значительно выросла. Только странами Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. было ввезено 6,7% мирового объема ПИИ, тогда как в среднем в 1995—2000 гг. ввозилось ежегодно около 1% мирового объема ПИИ [2,с.41].

Это объясняется тем, что движение прямых инвестиций между странами выгодно как прямым инвесторам, в роли которых в 90% случаев выступают транснациональные компании, так и странам—реципиентам ПИИ. Последние с помощью инструментов экономической политики активизируют притоки ПИИ для обеспечения экономического роста, прежде всего, через модернизацию производства и изменение структуры специализации страны в международной торговле товарами и услугами

Однако приток ПИИ не означает, безусловно, положительного влияния на экономический рост страны. Более того, экономическая наука показывает, что направление и степень влияния ПИИ на развитие экономики страны-реципиента зависит от их структуры и характера. Например, филиалы ТНК в полной собственности материнской компании в большей степени склонны использовать новые технологии, чем совместные предприятия. В свою очередь, качество ПИИ зависит от многочисленных факторов как внутренних (инвестиционный климат), так и внешних по отношению к стране — реципиенту ПИИ [15,с.21].

Так, большая активность привлечения ПИИ странами-конкурентами представляет собой упущенные возможности для страны-реципиента. Или если в стране развита конкуренция, то это стимулирует использование новых технологий в производстве и управлении на предприятиях с ПИИ. Таким образом, степень и условия использования ПИИ как внешнего источника развития экономики требуют постоянного анализа с целью определения направлений корректировки компонентов политики привлечения иностранных инвестиций.

1.2 Инвестиционный климат Республики Беларусь

Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:

подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей.

В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы. Совсем недавно принят Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета.

На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента РБ, в том числе по вопросам приватизации.

На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

Указом №413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности — инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству.

2. Основные проекты по привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Деятельность по привлечению инвестиций, в т.ч. иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси — финансовый, производственный, интеллектуальный.

За январь-июнь 2009 г. в экономику Республики Беларусь поступило 4230 млн. долларов США иностранных инвестиций, что на 27 процентов больше, чем за январь-июнь 2008 г. Из них прямых иностранных инвестиций привлечено на сумму 2477,5 млн. долларов США, что превышает в 2 раза объем привлечения за аналогичный период прошлого года.

В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия (2/3 объема иностранных инвестиций -2864,6 млн. долларов США), Швейцария, Австрия, Германия, Латвия. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. — 108 с.

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия — «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.

Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи — 2».

Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения — спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена».

Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО [9,c.123-127].

иностранный инвестиция экономический капитал

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;

освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

В Беларуси крупные инвесторы получат землю в частную собственность и налоговые льготы.

Список использованных источников

1. Доклад о мировых инвестициях-2009: Транснациональные корпорации, сельскохозяйственное производство и развитие. Обзор. — Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций, ЮНКТАД, 2009.—70 с.

2. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. — 106 с.

3. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. — 108 с.

4. Курс экономической теории/ под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., «АСА», Киров, 2009

5. Курс экономики / под редакцией Райзберга Б.А., 2010

6. Мировая экономика/ под редакцией В.М. Кудрова, издательство БЕК, Минск, 2010

7. Отдельные статистические показатели деятельности организаций Республики Беларусь, созданных с участием иностранных юридических или физических лиц за 2008 год.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009.—51 с.

8. Петрушкевич Е. Структура и характер прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь // Банковский вестник, № 16 (489), июнь 2010, с. 20-27

9. Петрушкевич Е., Барбьери М. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республику Беларусь // Банковский вестник, № 34 (471), декабрь 2009, с.50-57

10. Проблемы развития национальной экономики в 4-х частях под редакции М.И. Плотницкого и др., Минск, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность прямых иностранных инвестиций для экономики государства. Инвестиционный климат Республики Беларусь. Основные проекты по привлечению иностранных инвестиций в Беларусь. Анализ потоков иностранных прямых инвестиций в малый и средний бизнес.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 22.10.2011

Виды иностранных инвестиций. Влияние иностранных инвестиций на экономику государства. Средства инвестиционной политики принимающего государства. Структура иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Стратегия совершенствования инвестиционной политики.

курсовая работа [316,6 K], добавлен 27.11.2014

Понятие иностранных инвестиций, их роль в экономике. Значение вложений иностранного капитала. Исследование проблем привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Методы, способы, проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций.

курсовая работа [478,6 K], добавлен 19.07.2014

Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики. Инвестиционный климат, направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций на примере Республики Беларусь.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 14.01.2011

Сущность модернистской теории иностранных инвестиций, понятие, цели и роль иностранных инвестиций в эпоху глобализации, российский рынок иностранных инвестиций. Формы инвестирования, их правовое регулирование, значение привлечения иностранного капитала.

дипломная работа [237,4 K], добавлен 02.10.2010

Понятие инвестиции. Виды иностранных инвестиций. Динамика и современное состояние иностранных инвестиций в России. Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности в Алтайском крае.

дипломная работа [72,0 K], добавлен 22.11.2008

Сущность и классификация иностранных инвестиций. Дефицит ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики. Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.

курсовая работа [125,8 K], добавлен 21.01.2011

Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций. Источники инвестиций. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат. Деятельность СЭЗ.

курсовая работа [263,6 K], добавлен 07.11.2004

Сущность и формы иностранных инвестиций, мотивы и гипотезы, нормативно-правовое обоснование и принципы регулирования. Основные характеристики и направления движения капитала в мировой экономике. Перспективы развития и привлечения иностранных инвестиций.

курсовая работа [140,1 K], добавлен 23.11.2014

Сущность инвестиций и их классификация, формы, источники, объекты и субъекты данной деятельности. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в современной Республике Беларусь. Основные направления по улучшению инвестиционного климата.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 15.12.2013

http://otherreferats.allbest.ru/economy/00764574_0.html

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Яндекс.Метрика