Правовой режим и регулирование иностранных инвестиций: федеральный закон

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

Вам будет интересно  Частники пошли на риск: в ПИФы акций усилился приток средств

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.
Вам будет интересно  Как использовать бета коэффициент в торговой практике

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.

Из чего состоит инвестиционный вычет, его суть и типы.

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции (ИИ) — это вложение активов, сделанные зарубежными инвесторами на территории России. Для любого государства привлечение таких инвесторов является важной необходимостью, которая обусловлена ролью конкретной страны в международной экономике.

Правовые аспекты

Правовой режим иностранных инвестиций в России регулируется тремя видами документов: Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях, законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ и международными договорам, которых сейчас более 70-ти, и другими нормативно-правовыми актами.

При вложении средств в офшоры требуется повышенное внимание. В России это остров Русский, расположенный в Приморье, и остров Октябрьский в Калининградской области. Здесь действует Закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ о специальных административных районах.

Эксперты юридической группы считают, что в основе партнерства с зарубежным инвесторами лежит еще один нормативный акт. Это Закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ о стратегических инвестициях. Он определяет некоторые ограничения для договоров на партнёрство в сфере вооружения, оборота радиоактивных и ядовитых материалов, космических технологий и авиации, разработке недр.

Цели и объекты вложений

Цель вложений ИИ в производственный сектор, интеллектуальную сферу и в иные направления экономики – получение дохода. С этой точки зрения среди наиболее востребованных объектов могут быть:

  • имущественное право на собственность;
  • научно-технический сектор;
  • нематериальные ценности;
  • основные фонды;
  • оборотные средства;
  • услуги и информация;
  • ценные бумаги;
  • целевые вклады валюты.
Вам будет интересно  Реализация проектов государственно-частного партнёрства в Хабаровском крае – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Большой приток активов от иностранных инвесторов выступает катализатором для развития выбранной для вложений отрасли экономики.

Происходит оптимизация работы предприятий, растет производственная эффективность. Материальные, интеллектуальные и человеческие ресурсы аккумулируются и остаются внутри страны.

Побочным эффектом выступает развитие социальной сферы, которая связана с сектором народного хозяйства. Результатом применения такого финансового механизма становится интенсивное стимулирование внешнеэкономических и культурных связей.

Формы вливания активов

Инвестировать в экономику страны принято двумя способами. Первый из них ‒ это прямые, второй ‒ портфельные инвестиции.

В первом случае происходит вложения средств в конкретный проект либо компанию. Их проводят несколькими путями:

  • приобретением зарубежным инвестором не менее 10% от доли уставного капитала;
  • вкладом в основные фонды при создании филиала иностранного юр. лица в России;
  • осуществлением лизинга определенного оборудования, имеющего таможенную стоимость не менее 1 млн. рублей.

Именно такой способ стимулирования бизнеса дает наиболее значительные дивиденды в относительно краткосрочной перспективе.

Центробанк информирует: во внебанковском секторе прямые иностранные инвестиции в первом квартале 2020 составили $0,2 млрд. Аналогичный период прошлого года дал показатели в $10,3 млрд долларов.

Портфельные вложения проводят сразу по нескольким векторам, которые формируют общий пакет. Чаще всего это выглядит, как приобретение акций бренда, развивающего различные направления бизнеса.

Иностранные инвестиции в Россию: динамика развития в 2014-2020

Геополитические конфликты, стремительный обвал цен на нефть и пандемия COVID-19 не могли не сказаться на инвестиционном секторе. Быстрый отток зарубежных активов начался еще в 2014, на фоне активной фазы войны на Донбассе. Выведенные из реального сектора 180 млрд долларов в тот год составили почти 40% от общего объема прямых инвестиций.

Постепенный возврат зарубежных партнеров в Россию так и не смог обеспечить высокие «довоенные» показатели. В начале 2014 доля такого капитала составляла 410 млрд, а в 2019 – все еще всего 398 млрд.

С начала года зафиксировано падение инвестиций на 10%, это приведёт к падению импорта на 25%.

Пример – уход от партнерства с АвтоВАЗом супер гиганта Nissan, свернувшего в России производство автомобилей бренда Datsun.

В текущем году россияне предпочитают выводить активы из страны. За два квартала выведено почти 5 млрд долларов. В ТОПе – Кипр, куда инвестировано порядка 200 млрд, Нидерланды, где аккумулировано 47 млрд, и Австрия, куда ушло 26, 6 млрд долларов.

Заключение

Прямые иностранные инвестиции в Россию все еще остаются «горячей» темой. Реальное положение вещей станет очевидным не ранее второго полугодия 2020.

Правовой режим и регулирование иностранных инвестиций: федеральный закон


http://idco.ru/inostrannye-investitsii

Яндекс.Метрика