Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) до 2027 года должны будут войти в систему гарантирования прав участников (СГПУ) по добровольным пенсионным программам. Предложенная ЦБ система в случае аннулирования лицензии у НПФ предполагает как выплаты в размере до 1,4 млн руб., так и перевод средств клиента в другой фонд по выбору Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Впрочем, представленная концепция может потребовать доработки, например в части ограничения максимальной гарантированной суммы.
Выплаты гарантийного возмещения по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) в случае отзыва у НПФ лицензии или признания его банкротом (гарантированный случай) будут производиться либо живыми деньгами, либо посредством перевода соответствующих средств в другой НПФ. Это следует из концепции законопроекта об СГПУ, с которой ознакомился “Ъ”. «Законопроект находится в стадии разработки и обсуждения с заинтересованными ведомствами,— заявили в Банке России,— обсуждение конкретных положений и сроков до внесения в Госдуму преждевременно». «В настоящий момент представленный законопроект на рассмотрении»,— заявили в Минфине.
Согласно документу, НПФ должны вступить в СГПУ, оператором которой будет АСВ, до 1 января 2027 года. После этого ЦБ будет вправе аннулировать лицензию НПФ, которая не содержит сведений о наличии ограничения на осуществление деятельности по НПО.
В случае наступления гарантийного случая на получение денежного возмещения могут претендовать участники НПО на этапе накопления или же те из них, которым была назначена, но не выплачена выкупная сумма, а также их правопреемники в этих случаях. Объем возмещения не должен превышать 1,4 млн руб. и суммы взносов, сделанных клиентом по договору НПО (то есть без накопленного инвестдохода). Эта сумма выплачивается и в том случае, если у клиента было несколько договоров по НПО на этапе накопления в одном НПФ. Прием заявлений на выплату и сама выплата могут осуществляться через отобранные АСВ банки-агенты. Впрочем, клиент может перечислить положенные ему средства в качестве пенсионного обеспечения по договору НПО другого фонда—участника СГПУ.
Если клиенту НПФ была назначена пенсия, то обязательства по ее выплате берет другой фонд, который отбирается по конкурсу, порядок и условия которого определяются АСВ.
При этом пенсия должна выплачиваться с той же периодичностью и на тот же срок, что и в прежнем фонде. Однако их объем не должен превышать двукратного размера социальной пенсии.
Помимо этого концепция законопроекта, прежде всего для корпоративных пенсионных программ (КПП), вводит новый термин «уполномоченный вкладчик», пенсионные взносы которого составляют более 50% от общего объема взносов по НПО. При наступлении гарантийного случая они могут воспользоваться правом выбора нового фонда для перевода в него КПП. При этом все средства участников таких программ, которым не назначены выплаты, переводятся в соответствующий фонд.
«Концептуально необходимость СГПУ давно назрела»,— отмечает руководитель комитета по стратегии НАПФ Аркадий Недбай.
«Однако вызывает вопрос ограничение гарантийного возмещения на сумму 1,4 млн руб. без учета инвестиционного дохода, что является дискуссионным симбиозом гарантирования банковских вкладов и системы гарантирования пенсионных накоплений»,— отмечает он. Предложенная конструкция делает НПО неконкурентным по сравнению с депозитами, где гарантируется в том числе и доход до общей суммы 1,4 млн руб., а также ухудшает условия участников НПФ по сравнению с застрахованными лицами, у которых гарантируются все взносы без ограничения. «Возможно, нужно в СГПУ гарантировать всю сумму взносов, что логично вытекает из ставки отчислений НПФ, которая берется со всех пенсионных резервов, а не с ограниченной их суммы»,— считает господин Недбай.