Параграф 4

Выберите верные суждения о фондовом рынке

Подробное решение Параграф § 4 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Рынок — благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика конкурентная или ещё нет?

Свободный рынок — это благо, к которому стремимся, но никогда не придем, ни мы, ни кто-то другой. Это утопия в прямом смысле слова. Беда в том, то люди по природе корыстны. Это приводит к искажению любой идеальной модели. При свободном рынке — кто-то найдется более ушлый и сколотит состояние, потом начнет скупать конкурентов и получится в лучшем случае олигополия, в худшем — монополия. В результате цены станут контролироваться небольшой группой участников. Это приведет к краху рынка в понимании «свободного рынка». В итоге – рынок благо, дающее возможности всем, но не все ими могут воспользоваться, что разрушает его изнутри.

«Невидимая рука рынка» — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом.

В России ещё не сформировались условия для саморазвития рыночной экономики на основе конкуренции. В плановой, централизованно управляемой экономике СССР создавались крупные производства, которые не вступали в конкурентные отношения. Разгосударствление и приватизация предприятий, упразднение отраслевых министерств привели к хозяйственной самостоятельности крупных производств, но не смогли запустить механизм эффективной конкуренции между ними. Но и с появлением в национальной экономике целого сегмента малых и средних предприятий конкуренция всё же не стала фактором экономического развития.

Одна из причин этого — недостаточная разработка проблем формирования конкурентного рынка в теоретическом и методологическом плаке.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что такое свобода выбора? Что способно его возместить?

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 2. В чём состоят гарантии будущего прогресса?

Заплатив сегодня высокую цену за свободу выбора, мы создаём гарантии завтрашнего прогресса, в том числе материального, который находится в прямой зависимости от разнообразия, ибо никто не знает, какая линия развития может оказаться перспективной.

Вопрос 3. От чего зависит материальный прогресс общества?

Материальный прогресс – процесс наибольшего удовлетворения материальных потребностей людей, снижения или уничтожения факторов, препятствующих или ограничивающих это удовлетворение.

Развитие материального производства зависит: 1) от научных знаний и их применения, т.е. от интеллектуального потенциала ассоциированной рабочей силы; 2) от отношения работников к своим обязанностям; 3) от заинтересованности работников в количестве, и качестве труда, от осознанности смысла производимой работы; 4) от организации и управления процессом труда.

Вопрос 4. Можно ли получать преимущества путём принуждения?

Нельзя отрицать возможности путём принудительной стандартизации или запрета разнообразия достигать в некоторых областях изобилия, способного возместить отсутствие выбора. В таких ситуациях приходится выбирать — получать ли преимущества путём принуждения или отказываться от них.

Вопрос 5. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность? Почему?

Скорее всего, это сфера самых распространенных услуг населению, таких как салоны красоты и другие полукустарные мастерские. Когда фирма сама является производителем услуги и одновременно ее продавцом и при этом эти услуги вполне доступны населению. Никаких особых барьеров нет. Высокая конкуренция и достаточно высокая эластичность по цене.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы условия возникновения рынка?

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. Условиями возникновения рынка являются:

• общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

• множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Согласно этому учению необходимость рыночных отношений проистекает из естественной ограниченности производственных возможностей человека сравнительно с его потребностями. Эти же причины порождают и разделение труда в обществе.

Вопрос 2. Чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной)?

Рыночная экономика: экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Основные особенности капиталистической экономики:

• Свобода предпринимательского выбора

• Опора на рыночную систему

• Ограниченная роль государства

Вопрос 3. Перечислите основные признаки свободного рынка.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и её функций и механизмов на всех этапах развития.

Вопрос 4. Что такое экономический цикл и каковы его фазы?

Экономический (деловой) цикл — подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):

Подъем. В фазе подъема национальный доход растет от года к году, безработица сокращается до естественного уровня, инвестиции и размер реального капитала растут, но этот рост замедляется. Также из-за повышенного потребительского и инвестиционного спроса увеличиваются цены и ставка процента.

Бум. Фаза подъема заканчивается бумом, при котором существуют сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей, уровень цен, ставка зарплаты и ставка процента очень высокие. Инвестиции в производство почти не осуществляются из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.

Спад. Производство и занятость сокращаются. Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Инвестиции становятся отрицательными, потому что на данной стадии цикла фирмы не только не осуществляют новых капиталовложений, но наблюдается рост простаивающих мощностей. Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.

Дно спада. Темпы спада замедляются и на данном этапе стабилизируются. Падение производства и рост безработицы достигают своих максимальных значений. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста — при низких ставках процента объем инвестиций возрастает. Переход в стадию подъема происходит через некоторый промежуток времени, тогда, когда инвестиции начинают приносить отдачу.

Вопрос 5. Какова структура и инфраструктура рынка?

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

• облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

• повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

• организует оформление рыночных отношений;

• облегчает экономический и юридический контроль.

Вопрос 6. В чём состоят особенности фондового рынка?

Фондовый рынок – это финансовый рынок, на котором можно купить или продать акции и облигации. Это центральная площадка, на которой совершаются сделки между фондовыми брокерами и трейдерами. Как правило, фондовым биржам не нужны помещения: сейчас торговля акциями ведется в электронной форме.

Инфраструктура рынка ценных бумаг:

• Функциональная. К ней относятся: фондовая биржа, внебиржевые торговые системы, альтернативные торговые системы.

• Инвестиционная. К ней относятся: банк, брокерские и дилерские компании, небанковская кредитно-финансовая организация (НКФО).

• Техническая. К ней относятся: клиринговые и расчётные организации, депозитарии, регистраторы, то есть это те организации, которые способствуют организации сделок.

• Информационная. К ней относятся: информационные и аналитические агентства (например, РБК), аналитические издания, деловая пресса (например Financial Times).

Вопрос 7. Какую роль в рыночной экономике играет конкуренция?

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Вам будет интересно  Золото дешевеет на увеличении доходности гособлигаций США и дорогом долларе

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

Вопрос 8. Что такое олигополия?

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией, монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Вопрос 9. Чем характеризуется современный рынок?

Переход к рыночной системе производственно-экономических отношений в масштабах такой страны, как Россия, с её огромными пространствами, разнообразием почвенно-климатических условий, национальных традиций и разным уровнем экономического развития различных регионов требует колоссальных усилий, затрат и значительного времени.

Трудности перехода усугубляются теми негативными явлениями, которые ранее носили скрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей полноте. Только постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны.

Требуется своевременно внедрять новые технологии разведки, добычи и переработки природных ресурсов. Необходимо целиком использовать тот богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия. Следует развивать государственные механизмы стимулирования экономического роста. Бизнес должен быть избавлен от коррупционного и криминального давления.

Общенациональная задача России — это победа над бедностью. Средний класс должен составлять не менее половины жителей России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность общества. Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах». Объясните, как осуществляется взаимовыгодный обмен в условиях рынка.

Взаимовыгодность обмена заключается в том, что потребитель покупает товар по цене ниже той, которую он был бы готов за него заплатить, а производитель продает товар по цене выше той, по которой он был бы готов ее продать. Это так называемый излишек потребителя и излишек производителя.

Каждый продавец выставляет при благоприятных условиях свой товар на уровень выше его действительно приемлемой цены с таким расчетом что он будет в переговорах с потенциальным покупателем снижать цену за товар до той за которую он планирует продать этот товар. А покупатель ищет наиболее дешевый и качественный товар по приемлемой цене.

Вопрос 2. Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?

Монополия может диктовать любые цены, не заботясь о качестве продукта – так как конкурентов нет, у людей не будет выбора кроме как покупать товар у монополии. При наличии конкуренции компании борются за потребителя, значение цены и качества товара увеличивается. Если у компании некачественный товар – люди купят у конкурентов.

Вопрос 3. Дайте характеристику современных видов конкуренции.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Вопрос 4. На основе содержания параграфа и других источников информации определите, созданы ли к настоящему времени в России необходимые предпосылки для функционирования рыночной экономики.

Предпосылки – да, но условия сейчас все еще устанавливаются. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение инвестиций в Российскую экономику.

]]>
ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта

Часть I. Ответы

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Комментарий: Консервативные партии стараются сохранять традиционный социальный порядок (проводим аналогию с консервами). Политические партии, отстаивающие идею индивидуальной свободы, называются либеральными.

Задание 2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание. Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.

Ответ: Юридическое лицо

Комментарий: Остальные варианты ответа являются видами юридических лиц.

Задание 3

Ниже приведен перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учетной ставки; 6) эмиссия денег. Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Комментарий: В данном задании из-за невнимательности часто допускаются ошибки. Экзаменуемые не замечают, что нужно выбрать именно исключения. Назначение учетной ставки, эмиссия денег являются исключениями, поскольку это функции Центрального банка. При подготовке к экзамену функции Центрального банка следует повторить.

Задание 4

Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики. 2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений. 3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации. 4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность. 5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Комментарий: При ответе необходимо помнить, что социализирующая функция — одна из функций социальных институтов, и что упорядочивание действий людей создает стабильность.

Задание 5

Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) в общественном признании

В) в утолении голода и жажды

Г) в самосохранении

2) биологические (естественные)

Ответ: А-1 Б-1 В-2 Г-2 Д-1

Комментарий: Это простое задание, которое можно быстро выполнить, рассуждая логически. Часто в ЕГЭ по обществознанию представлена упрощенная классификация потребностей, которая включает не 5 уровней по Маслоу, а 3 (биологические, социальные, духовные).

Задание 6

Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.

1) использование технических средств для прослушивания 2) развлекательный характер произведения 3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей 4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений 5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения 6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями.

Комментарий: Типичное задание для ЕГЭ по обществознанию, в котором часто встречаются вопросы, связанные с элитарной и массовой культурами. В данном варианте нужно вспомнить черты элитарной культуры — например, «искусство ради искусства».

Задание 7

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. 2) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом. 3) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. 4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм. 5) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период.

Комментарий: Для выполнения такого задания необходимо знать основные термины международной торговли, в том числе экспорт (вывоз товаров и услуг) и импорт (ввоз товаров и услуг). Нужно помнить, что при открытии рынка приходят новые участники, в связи с чем, предложение увеличивается, конкуренция усиливается. Формулировка «Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм» — встречается в ЕГЭ по обществознанию часто и она является ошибочной.

Задание 8

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) налог на имущество организаций Б) водный налог В) транспортный налог Г) торговый сбор Д) акциз

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

1) региональные 2) местные 3) федеральные

Ответ: А-1 Б-3 В-1 Г-2 Д-3

Комментарий: Важно знать виды налогов по уровню бюджета: федеральные (НДС, акциз, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

Задание 9

Фирма оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведенном списке примеры постоянных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Вам будет интересно  Как начать инвестировать? Онлайн; курсы для инвесторов

1) плата за охрану офиса 2) приобретение моющих средств 3) оплата транспортных услуг 4) выплата сдельной заработной платы работников 5) обслуживание банковского кредита 6) арендная плата за офис фирмы

Комментарий: Если бы присутствовали пункты «Зарплата администрации», «Зарплата директорам» — их следовало отнести к постоянным издержкам, как и издержки на рекламу.

Задание 10

На рисунке отражено изменение спроса на парусные яхты на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) серия несчастных случаев с парусными яхтами 2) снижение издержек на производство яхт 3) увеличение количества производителей яхт 4) проведение удачной рекламной кампании 5) появление моды на моторные яхты

Комментарий: Необходимо натренироваться выполнять подобные задания, потому что они всегда встречаются в ЕГЭ по обществознанию. На что обращать внимание в первую очередь: 1. Рынок. 2. Спрос или предложение. 3. Увеличивается или уменьшается. В данном случае нужно иметь в виду, что, хотя мода увеличивает спрос, но речь идет о моде на другой рынок, моторных яхт, и это по-своему влияет на рынок парусных.

Задание 11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь. 2) Любая организация может устанавливать нормы права. 3) От других видов социальных норм обычаи отличаются тем, что в них всегда выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле. 4) Социальные нормы призваны способствовать интеграции индивида в социум. 5) Социальные нормы являются одним из элементов социального контроля.

Комментарий: Представлена несложная тема.

Задание 12

В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предлагали высказать свое мнение о социальной поддержке граждан со стороны государства.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2007 г. доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 2) Равные доли опрошенных обеих групп затруднились с ответом. 3) В 2007 г. равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить. 4) В 2017 г. доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам. 5) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, сократилась за 10 лет.

Комментарий: Необходимо внимательно изучить график.

Задание 13

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития. 2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны. 3) Государство создает нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов. 4) Государство любого типа обладает монопольным правом на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц. 5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нем принципа разделения властей.

Комментарий: Формулировка «Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны» — часто встречается в ЕГЭ и является верной.

Задание 14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) осуществление управления федеральной собственностью

Б) объявление амнистии

В) осуществление мер по борьбе с преступностью

Г) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1) Государственная Дума

2) Конституционный Суд РФ

3) Правительство РФ

Ответ: А-3 Б-1 В-3 Г-2 Д-3

Комментарий: Для выполнения этого задания, как и многих других в ЕГЭ 2018 по обществознанию, необходимо знание Конституции РФ.

Задание 15

В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права 2) отражение хода избирательной кампании в СМИ 3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты 4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах 5) проведение голосования по спискам политических партий 6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

Комментарий: Всеобще прямое избирательное право, как и отражение хода избирательной кампании в СМИ, относится к выбором в демократическом государстве. Ведение барьера (например, в РФ это 5%) — характеризует пропорциональную систему.

Задание 16

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) занятие предпринимательской деятельностью 2) защита Отечества 3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях 4) сохранение исторического и культурного наследия 5) обращение в органы государственной власти

Комментарий: Для выполнения задания необходимо знать конституционные обязанности граждан РФ. Чаще всего в подобных вопросах возникают трудности с такими пунктами как «Основное общее образование» и «Забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях» (и наоборот).

Задание 17

Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. 2) В основе взаимоотношений партнёров — частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях. 3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. 4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право. 5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.

Комментарий: Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения — выполнять задание нужно, отталкиваясь от этой формулировки. Преступления, в свою очередь, относятся к уголовному праву, а предупреждение, дисквалификация — к административному праву.

Задание 18

Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

Б) Виктория К. нашла более престижную работу.

В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.

Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.

Д) 26-летний Петр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

1) инициатива работника

2) инициатива работодателя

3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Ответ: А-3 Б-1 В-2 Г-2 Д-3

Комментарий: Для выполнения задания нужно рассуждать логически. Например, если работник нарушил требования охраны труда — кому это невыгодно в первую очередь? Работодателю. Заключение комиссии в этом случае становится основанием для увольнения работника.

Задание 19

Леонид Васильевич работает нотариусом. Найдите в приведенном списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расследовать преступления 2) изготовлять копии документов и делать выписки из них 3) давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции 4) представлять и защищать интересы доверителя в суде 5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 6) удостоверять брачный договор

Задание 20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По классическому определению, ________(А) — это сообщество людей, основанное на супружестве и (или) кровном родстве, совместном ведении ________(Б), моральной взаимной ответственности и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. К ее основным функциям относится также организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) — санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) супружество 2) репродукция 3) брак 4) контроль 5) институт 6) хозяйство 7) норма 8) семья 9) мобильность

Ответ: А-8 Б-6 В-2 Г-7 Д-4 Е-3

Комментарий: Для выполнения задания необходимо внимательно прочитать текст и логически сопоставить его со списком терминов.

Часть II. Ответы

Прочитайте текст и выполните задания 21–24

В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы. Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса. Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения. Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус. По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска. » Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоев в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоев). В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определенный социальный механизм, сдерживающий мобильность. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса. (Б.А. Исаев)

Задание 21

Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Вам будет интересно  Обвал на фондовом рынке! Что делать, если рынок акций падает?

1. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

2. Пример излишней социальной мобильности: «большое число людей из низших слоев в управленческих структурах».

3. На положение человека в демократическом обществе не влияют:

Задание 22

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?

1. Вертикальная социальная мобильность — это перемещение индивида в социальной структуре, для которого характерно изменение его социального статуса. 2. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения. 3. В демократическом обществе социальную мобильность сдерживает механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Комментарий: Подобное здание под номером 22 на определение понятия впервые представлено в ЕГЭ по обществознанию. Необходимо работать со специфическим понятием, которое, скорее всего, заранее выучить не удастся. Ответ нужно дать своими словами, показать в нем знание терминов. В данном случае важно вспомнить признаки вертикальной социальной мобильности.

Задание 23

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъема и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

1. Брак (Елена из неблагополучной семьи вышла замуж за владельца крупной фирмы недвижимости Александра, социальный статус Елены повысился) 2. Образование (Выпускник бакалавриата юридического факультета Андрей поступил в магистратуру и после ее окончания стал магистром) 3. Профессиональная деятельность (менеджер компании «Вебинариум» Николай благодаря отличным результатам получил повышение и был назначен исполнительным директором).

Комментарий: В некоторых заданиях второй части ЕГЭ по обществознанию нужно приводить примеры, а в некоторых — аргументы. В данном задании необходимы конкретные иллюстрирующие примеры, с именами и названиями.

Задание 24

Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

1. Не происходит обновление социальных структур. Люди, которые переходят в более высокую страту, привносят новаторство, обостряют конкуренцию, стремятся к более совершенным формам жизни, при искусственном ограничении социальной мобильности это будет отсутствовать.

2. Искусственное ограничение социальной мобильности не позволяет индивиду полностью раскрыть свои индивидуальные таланты, личные качества, поскольку возможности их развития и реализации присущи более высокой социальной страте, в которую он не может попасть.

3. В связи с недоступностью определенных благ для более низких социальных слоев и отсутствием возможности перехода на более высокую социальную страту, будет возрастать социальная напряженность, агрессивность, увеличение социальных конфликтов, что является негативным последствием искусственного ограничения социальной мобильности.

Комментарий: В ответе необходимо показать конкретную причинно-следственную связь. Чем подробнее — тем лучше.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.

1. Деятельность — это форма активного отношения человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном изменении и преобразовании.

2. Структура деятельности включает в себя субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели.

3. Цель — это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Комментарий: Понятие «Деятельность» часто встречается в ЕГЭ по обществознанию, поэтому его определение нужно выучить.

Задание 26

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

1. Капитал (Повышение цен на энергоносители в стране Р. сделало нерентабельными многие энергоемкие производства, предложение товаров которых сократилось).

2. Труд (Профсоюзы в стране А. добились повышения размера минимальной почасовой оплаты труда, что существенно увеличило затраты производителей. В этих условиях одни производители повысили цены и снизили предложение товаров).

3. Земля (В стране Р. из-за нестабильной экономической ситуации владельцы сельскохозяйственных участков повысили цену их аренды. В результате производители продовольственных продуктов повысили цены и уменьшили предложение товаров).

Комментарий: Для выполнения многих заданий второй части ЕГЭ 2018 по обществознанию, как и в данном случае, важны собственные рассуждения. В ответах можно проиллюстрировать не повышение, а понижение цен.

Задание 27

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

1. Форма государственного (территориального) устройства государства Z — федерация.

2. Факт, позволяющий это установить. Государство Z включает в себя 8 территориальных единиц, обладающих правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3. Два других признака федерации: Двухпалатная структура парламента. Существование двух систем органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов федерации. Комментарий: В условиях представлено много фактов, из них нужно выбрать именно те, которые относятся к государственному территориальному устройству.

Задание 28

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Альтернативная гражданская служба в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие альтернативной гражданской службы

2. Срок альтернативной гражданской службы

• 21 месяц
• 18 месяцев (для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов)

3. Основные замены воинской службы по призыву АГС

• Несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
• Гражданин относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами

4. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые

• Имеют основания для освобождения от призыва на военную службу
• Не подлежат призыву на военную службу
• Имею основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу

5. Место прохождения гражданами альтернативной военной службы

• В организациях, подведомственным федеральным органам исполнительной власти
• В организациях, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
• В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала
• В организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов

6. Признаки, которые учитываются при определении вида работы, на которой может быть занят гражданин, направленный на альтернативную гражданскую службу

Комментарий: Альтернативная гражданская служба в РФ — наиболее сложная тема для плана из досрочного ЕГЭ. Ранее Федеральный институт педагогических измерений в своем разборе назвал 3 проблемных аспекта в теме альтернативной гражданской службой — как раз первые 3 указанные пункта: «Понятие альтернативной гражданской службы», «Срок альтернативной гражданской службы» и «Основные замены воинской службы по призыву АГС». При подготовке необходимо обязательно выучить основания замены воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Темы, рекомендуемые для повторения перед ЕГЭ 2018 по обществознанию

• Социальная мобильность, социальные лифты.
• Структура деятельности.
• Факторы производства.
• Признаки федерации.
• Альтернативная гражданская служба.