Налогообложение частных инвестиций в Казахстане — Forbes Kazakhstan

Налогообложение частных инвестиций в Казахстане

На выбор инвестиций влияют многочисленные факторы, но два из них можно назвать ключевыми – это риски и доходность. При расчете доходности необходимо учитывать налоговый эффект, однако не все инвесторы имеют представление о системе налогообложения частных инвестиций

Из многочисленных книжек по личным финансам казахстанские обыватели твердо усвоили правило, что основой богатства является пассивный доход. Пассивным считается доход, полученный без личного трудового участия инвестора. Уровень финансовой грамотности населения за последние годы значительно возрос, что привело к подъему рынка частных инвестиций. Однако начать инвестировать, еще не означает получить гарантированный доход. Особенно сбивает с толку начинающего инвестора обилие средств инвестирования на современном рынке финансов.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок налогообложения наиболее распространенных видов инвестирования, доступных частным инвесторам Казахстана.

Депозит в банке второго уровня

Наиболее распространенный вид инвестирования среди населения. Банковская система Казахстана за годы независимости прошла серьезный путь развития и доказала свою эффективность и устойчивость. Инвестиции в депозитный счет считаются низкорисковыми, так как деятельность банков контролируется регулятором, а суммы депозита до 10 млн тенге обеспечиваются Казахстанским фондом гарантирования депозитов.

50 инвестпроектов намерены реализовать в Северном Казахстане

Еще одним плюсом в пользу депозитов является освобождение от налогообложения вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по их депозитам в банках согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Акции

Акции эмитентов, зарегистрированных в Республике Казахстан

Долевые ценные бумаги в западной экономике являются наиболее распространенным видом инвестирования. В Казахстане идет становление и развитие фондового рынка, в том числе при значительной поддержке со стороны государства. Одной из форм поддержки является освобождение от налогообложения доходов по операциям, осуществленным на Казахстанской фондовой бирже (KASE).

Инвестор может получить два вида дохода от принадлежащих ему акций – доход в виде дивидендов и доход от прироста стоимости при реализации.

Дивиденды по акциям, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовой биржи KASE, а также доход от прироста стоимости при реализации акций методом открытых торгов на фондовой бирже KASE освобождаются от налогообложения согласно подпунктам 7 и 16 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Дивиденды по акциям, не находящимся в официальном списке фондовой биржи KASE облагаются индивидуальным подоходным налогом в размере 5% в соответствии с подпунктом 1 статьи 327 Налогового кодекса. Однако на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса дивиденды освобождаются от налогообложения при одновременном выполнении следующих условий:

На развитие Чарына государство хочет потратить 3,7 млрд тенге частных инвестиций

на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50%.

Доход от прироста стоимости при реализации акций на торгах вне фондовой биржи KASE облагаются индивидуальным подоходным налогом в размере 10% согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 331 Налогового кодекса.

Акции эмитентов, зарегистрированных за пределами РК

Дивиденды по акциям, эмитентов-нерезидентов облагаются индивидуальным подоходным налогом в размере 5% в соответствии с подпунктом 1 статьи 327 Налогового кодекса.

Доход при реализации акций, полученных из источников за пределами Республики Казахстан, определяется как положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения и облагается индивидуальным подоходным налогом в размере 10% на основании пункта 4 статьи 332 Налогового кодекса.

Облигации

Облигации являются одним из самых распространенных видов инвестирования, наряду с акциями. Однако в отличие от акций они менее рискованные, чем и привлекают инвесторов.

Казахстанцам предложили заработать 19% годовых

Как и держатели акций, собственники облигаций могут получить два вида дохода – вознаграждение (проценты) и доход от прироста стоимости при их реализации.

Вознаграждения по облигациям освобождены от налогообложения согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Доход от прироста стоимости при реализации облигаций методом открытых торгов на фондовой бирже KASE освобождаются от налогообложения согласно подпунктам 7 и 16 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Доход при реализации облигаций, полученный из источников за пределами Республики Казахстан, определяется как положительная разница без учета купона между стоимостью реализации и стоимостью приобретения с учетом амортизации дисконта и (или) премии на дату реализации и облагается индивидуальным подоходным налогом в размере 10% в соответствии с пунктом 5 статьи 332 Налогового кодекса.

Инвестор паевого инвестиционного фонда передает денежные средства в управление управляющей компании на праве общей собственности. Пай является видом ценной бумаги и может принести инвестору доход от прироста стоимости при его выводе из обращения.

Доход от прироста стоимости при реализации пая паевого инвестиционного фонда облагается индивидуальным подоходным налогом в размере 10% согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 331 Налогового кодекса.

Инвестиции в микрофинансовые организации

Ведущий американский венчурный фонд проинвестировал в стартап казахстанца в сфере edtech

Сравнительно недавно микрофинансовые организации начали привлекать денежные средства от частных инвесторов, предлагая высокую доходность до 25% годовых. Высокая доходность обусловлена высокорисковым характером вложения, в виду отсутствия гарантий и страхования.
С полученных от МФО вознаграждений инвестор обязан оплатить 10% индивидуального подоходного налога на основании подпункта 2 статьи 327 Налогового кодекса.

P2P кредитование

В нашей стране рынок Person to Person (P2P) кредитования не развит, однако существуют международные площадки, принимающие вклады от инвесторов с разных уголков планеты. Данный вид инвестирования является высокорисковым, более того, под личиной P2P площадки может скрываться обычная финансовая пирамида.

Выплаты от P2P кредитования на международной площадке являются прочим доходом физического лица из источников за пределами Республики Казахстан, и облагаются индивидуальным подоходным налогом в размере 10% согласно статье 338 Налогового кодекса.

Инвестиционное золото

Частным инвесторам доступно инвестирование в драгоценные металлы путем приобретения слитков аффинированного золота. Золотые слитки 999,9 пробы можно приобрести в кассах банков второго уровня и обменных пунктах. Рост цен на драгоценные металлы не высокий, но постоянный, что и делает инвестиции в золото среднерисковыми.

Доход от прироста стоимости при реализации, инвестиционного золота, находящегося на территории Республики Казахстан облагается индивидуальным подоходным налогом в размере 10% согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 331 Налогового кодекса.

Криптовалюты

В июне 2020 года в Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» внесены изменения в отношении криптовалют и майнинга на территории Республики Казахстан. Так, наиболее распространеные в мире криптовалюты – Bitcoin, Litecoin, Ethereum и другие, признаются необеспеченными цифровыми активами. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Республики Казахстан запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Ермек Сакишев: Инвесторы готовы прийти в Казахстан, но им мешают законы и чиновники

Несмотря на запрет обращения криптовалют в форме необеспеченных цифровых активов на территории Республики Казахстан, частные инвесторы вправе проводить операции на международных биржах и получать доход от спекуляций криптовалютами.

Налоговое законодательство на сегодняшний день не регулирует порядок налогообложения доходов физических лиц от реализации криптовалют. В статью 331 Налогового кодекса, регулирующую налогообложение дохода от прироста стоимости при реализации имущества, не включены криптовалюты. Следовательно, объектом налогообложения индивидуальным подоходным налогом по ставке 10% не будет являться положительная разница между ценой реализации имущества и ценой его приобретения, а полная стоимость реализации.

Налоговая отчетность

По полученным за финансовый год доходам, облагаемым индивидуальным подоходным налогом физическое лицо обязано представить в налоговые органы налоговую декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) согласно подпункту 3 и 4 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Республики Казахстан в срок до 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Серикбаева Рабиям Нурахуновна, Генеральный директор ТОО «ФИНЭКС»
Аудитор, налоговый консультант, юрист

Подписывайтесь на нас в Google News

Закон об инвестициях рк

Важная информация в статье: «Закон об инвестициях рк» с профессиональной точки зрения. Все вопросы можно задавать дежурному специалисту.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 8 января 2003 года N373-II

(В редакции Законов Республики Казахстан от 04.05.2005 г. №48-III ЗРК, 31.01.2006 г. №125-III ЗРК, 19.02.2007 г. №230-III, 05.07.2008 г. №66-IV ЗРК, 10.12.2008 г. №101-IV ЗРК, 13.02.2009 г. №135-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК)

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, и определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) инвестиции — все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

2) инвестиционная деятельность — деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

3) инвестиционные преференции — преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта;

4) инвестиционный проект — комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, произведенные и полученные в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

5) инвестиционный спор — спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;

6) инвестор — физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;

7) государственные натурные гранты — имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование;

8) контракт — договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

8-1) миноритарный инвестор — инвестор, осуществивший инвестиции в размере менее десяти процентов от голосующих акций (менее десяти процентов голосов от общего количества голосов участников);

9) модельный контракт — типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении контрактов;

Вам будет интересно  Apple, Facebook, Alphabet

10) уполномоченный орган по инвестициям (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению контрактов на предоставление инвестиционных преференций и контролю за их исполнением;

11) юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

12) рабочая программа — приложение к контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта;

Закон об инвестициях рк

Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия

Принят Палатой Республики
8 апреля 1998 года

Настоящий Закон наряду с другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Карелия направлен на активизацию инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия, создание режима наибольшего благоприятствования для российских и иностранных инвесторов, банковского капитала и страховых организаций в целях привлечения инвестиций в экономику республики.

Статья 1. Законодательство об инвестиционной деятельности

Законодательство об инвестиционной деятельности в Республике Карелия состоит из Конституций Российской Федерации и Республики Карелия, Законов Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Законов Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О ставках налогов, зачисляемых в Территориальный дорожный фонд Республики Карелия», «О государственных гарантиях осуществления иностранных инвестиций в Республике Карелия».

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

инвестиции — материальные и нематериальные активы (денежные средства, банковские и корпоративные ценные бумаги, основные фонды, технологические разработки, лицензии на определенные виды деятельности, любое другое имущество или неимущественные права), размещаемые в осуществление инвестиционных проектов по расширению, реконструкции, модернизации и созданию новых производственных мощностей и рабочих мест, объектов социальной сферы, выпуску конкурентноспособной импортзамещающей продукции, в развитии лизинговой и страховой деятельности на территории Республики Карелия с целью получения прибыли (дохода) или достижения полезного социального эффекта;

расчетный период окупаемости инвестиций — период, требуемый для возврата первоначальных инвестиционных расходов по инвестиционному проекту посредством накопленных ежегодных чистых дисконтированных (ежегодно уменьшаемых на величину фактической ставки процента по долгосрочным ссудам на рынке капитала) доходов;

инвестиционная деятельность (инвестирование) — мобилизация инвестиционных ресурсов (инвестиций), размещение их в инвестиционные проекты и осуществление совокупности действий по реализации таковых;

инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, физические и юридические лица, в том числе иностранные, зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, осуществляющие мобилизацию и размещение собственных привлеченных инвестиций и заемных средств в инвестиционные проекты на территории республики;

инвестиционный проект — система эффективных, ограниченных во времени и ресурсах, незапрещенных действующим законодательством организационно-правовых, технических, маркетинговых и расчетно-финансовых мероприятий и действий, необходимых для создания объекта инвестиционной деятельности и достижения целей инвестиционного проекта;

объект инвестиционной деятельности — объект частной, общественной, государственной и муниципальной формы собственности, на создание, модернизацию реконструкцию, расширение или эффективное управление которым направлены инвестиции;

режим наибольшего благоприятствования — совокупность мер поддержки, гарантий и защиты инвестора государственными и муниципальными органами власти Республики Карелия, направленными на улучшение условий осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия;

инвестиционное соглашение — документальное оформление условий режима наибольшего благоприятствования между Председателем Правительства Республики Карелия (или уполномоченным им органом государственного управления) и инвестором.

Статья 3. Порядок и условия оформления инвестиционного соглашения

Конкретные критерии отбора и оценки инвестиционных проектов, методика определения расчетного периода окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации налоговых освобождений при создании режима наибольшего благоприятствования, порядок выбора независимых экспертов и проведения экспертизы инвестиционных проектов, порядок документального оформления инвестиционного соглашения и установления условий режима наибольшего благоприятствования инвестору, ответственные (уполномоченные) органы государственного управления для реализации этих задач определяются решениями (постановлениями) Председателя Правительства Республики Карелия на основании настоящего Закона.

Статья 4. Объекты, запрещенные к инвестированию

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Статья 5. Права инвесторов

Все инвесторы, включая иностранных, имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности (в том числе на равенство условий осуществления ими инвестиционной деятельности), на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности, остающихся в распоряжении инвестора после уплаты налогов и других обязательных платежей, в соответствии с действующим законодательством.

Равенство условий осуществления инвестиционной деятельности инвесторами обеспечивается:

  1. равенством прав доступа к информации, связанной с объектом инвестирования, собственником и распорядителем которой являются органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления на территории Республики Карелия.
  2. равенством прав участия в проводимых уполномоченными государственными заказчиками Республики Карелия и органами местного самоуправления на территории Республики Карелия конкурсах, тендерах, аукционах (за исключением закрытых).
  3. равенством прав на осуществление инвестиционной деятельности в условиях режима наибольшего благоприятствования, действующего в отношении инвестора в соответствии с настоящим Законом.
  4. равенством прав на получение гарантий и защиты своих интересов.

Незапрещенное действующим законодательством инвестирование различных видов имущества, имущественных и неимущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлимым правом инвестора и охраняется законом.

Инвестор самостоятельно и по своему усмотрению привлекает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на договорной основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

При проведении подрядных торгов (конкурсов и (или) аукционов) по выбору подрядчиков (поставщиков) при равенстве показателей, полученных по результатам оценки предложений претендентов, преимущество отдается российским подрядным организациям (поставщикам).

Статья 6. Обязанности инвесторов

Инвесторы обязаны соблюдать нормы, стандарты и правила, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Инвесторы обязаны выполнять обязательства, определенные инвестиционным соглашением между Председателем Правительства Республики Карелия (уполномоченным органом государственной власти) и инвестором.

Статья 7. Режим наибольшего благоприятствования

Режим наибольшего благоприятствования в части предоставления налоговых освобождений, освобождений от лицензионных и иных сборов и платежей в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет и в бюджеты органов местного самоуправления в соответствии со статьями 8, 9, 10 настоящего Закона, а также возмещения из средств республиканского бюджета в соответствии со статьей первой пункта 1 настоящей статьи устанавливается для инвестора на основании инвестиционного соглашения с Председателем Правительства Республики Карелия (уполномоченным органом государственного управления).

Отказ в предоставлении режима наибольшего благоприятствования для инвестора может последовать в случаях:

  1. предоставления инвестором неверных сведений о себе;
  2. несоответствия объекта инвестирования по инвестиционному проекту требованиям настоящего Закона;
  3. несоответствия целей или планируемых результатов реализации инвестиционного проекта государственным интересам Республики Карелия, целям снижения социальной напряженности и повышения уровня благосостояния граждан, в том числе по причине низкой экономической эффективности проекта.

Условия и порядок реализации режима наибольшего благоприятствования распространяется на всех инвесторов вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, от наличия предусмотренных по другим основаниям льгот и гарантий, иных особых режимов их деятельности. Действия таковых не могут быть прекращены в связи с установлением режима наибольшего благоприятствования в соответствии с настоящим Законом.

В случае, если юридическое лицо, в отношении которого был в соответствии с инвестиционным соглашением с Председателем Правительства Республики Карелия (уполномоченным органом государственного управления) установлен режим наибольшего благоприятствования, ликвидируется или перерегистрируется в другом субъекте Российской Федерации до истечения трехкратного периода окупаемости инвестиций (фактического периода окупаемости инвестиций, но не более расчетного по инвестиционному проекту), отсчитываемого с момента предоставления режима наибольшего благоприятствования на территории Республики Карелия, то суммы налогов, исчисленные без учета льгот (за вычетом ранее уплаченных), предоставленных на основании настоящего Закона и в соответствии с инвестиционным соглашением, подлежат возврату в полном размере с учетом пени в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в республиканский бюджет и в бюджеты местных органов самоуправления на территории Республики Карелия.

Уплата производится до момента снятия юридического лица с учета в Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия (в том числе путем предоставления Председателю Правительства Республики Карелия или уполномоченному им органу государственного управления Республики Карелия права безакцептного списания средств со счетов указанного юридического лица).

В случае отсутствия денежных средств подлежит отчуждению пакет акций (доля собственности) на указанную сумму с учетом пени в соответствии с оформленным инвестиционным соглашением с Председателем Правительства Республики Карелия (уполномоченным органом государственного управления).

Статья 8. Налоговые освобождения инвесторам при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия

Органы местного самоуправления на территории Республики Карелия могут предоставлять инвесторам дополнительные освобождения по налогам, сборам и иным платежам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

Статья 9. Налоговые освобождения банкам и иным кредитным учреждениям, предоставляющим кредитные ресурсы для целей инвестиционной деятельности

Банкам (филиалам банков, функционирующим на территории республики), и иным финансово-кредитным учреждениям предоставляется освобождение по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в бюджет Республики Карелия), получаемую от инвестиционных кредитов инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с соглашением между инвестором и Председателем Правительства Республики Карелия (уполномоченным органом государственного управления) — на 100 процентов.

Статья 10. Налоговые освобождения страховым организациям, страхующим коммерческие риски по инвестиционным проектам

Страховым организациям предоставляется освобождение по налогу на прибыль, получаемую от страхования коммерческих рисков по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия, на период фактической окупаемости инвестиций (не превышающего расчетного периода окупаемости по инвестиционному проекту, но не свыше 5 лет) — на 100 процентов.

Статья 11. Ответственность инвесторов

При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах и в инвестиционном соглашении, инвесторы, в том числе иностранные, несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 12. О вступлении Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Карелия В.Н.Степанов

г.Петрозаводск
14 апреля 1998 года
N 289 — ЗРК

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия, N 10-11 (15 июня 1998 г.), ст. 733, газета «Карелия» 1-7 мая 1998 г. N18 (481)

Закон об инвестициях рк, закон об инвестициях рк.

2. Порядок и сроки осуществления контроля за деятельностью инвесторов определяются законами Республики Казахстан.

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами;

11) инвестор — физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

Вам также будет интересно:

Свежие записи

© 2002 — 2019 Инвестировать деньги

Перед тем, как принять инвестиционное решение, инвесторы должны проанализировать все риски, связанные с осуществлением таких инвестиций, включая риски, описанные в Декларации о рисках.Инвесторам, планирующим осуществление инвестиций, необходимо провести свой собственный анализ и самостоятельно принять решение относительно приемлемости для них таких инвестиций с учетом своих собственных инвестиционных задач и опыта, а также других факторов, которые могут быть важны для них в связи с такими инвестициями.
Отправив заявку с сайта вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой обработки персональных данных.

Об инвестициях
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) комплектующие – составные части, в совокупности составляющие конструктивную целостность технологического оборудования и включенные в соответствующий перечень товаров, составленный Комиссией Таможенного союза;

2) рабочая программа – приложение к инвестиционному контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта до ввода производства в эксплуатацию, а также основные производственные показатели проекта после ввода производства в эксплуатацию;

3) инвестиции – все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

Видео (кликните для воспроизведения).

4) уполномоченный орган по инвестициям (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением;

4-1) инвестиционный приоритетный проект – инвестиционный проект, реализуемый вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утвержден Правительством Республики Казахстан, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

5) инвестиционный спор – спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;

6) инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, произведенные и полученные в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

7) инвестиционный контракт – договор на реализацию инвестиционного проекта, предусматривающий осуществление инвестиций и предоставление инвестиционных преференций;

8) инвестиционная деятельность – деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником);

8-1) инвестиционный омбудсмен – должностное лицо, назначаемое Правительством Республики Казахстан, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов;

9) инвестиционные преференции – преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;

10) инвестиционный стратегический проект – инвестиционный проект, входящий в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан;

10-1) инвестиционная субсидия – вид бюджетной субсидии, предоставляемой в качестве инвестиционной преференции на безвозмездной и безвозвратной основе юридическому лицу Республики Казахстан, заключившему инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;

11) инвестор – физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;

11-1) «одно окно» для инвесторов – централизованная форма содействия инвесторам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, со стороны уполномоченного органа в предоставлении государственных услуг, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами;

12) юридическое лицо Республики Казахстан – юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

13) государственные натурные гранты – имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо землепользование;

14) миноритарный инвестор – инвестор, осуществивший инвестиции в размере менее десяти процентов от голосующих акций (менее десяти процентов голосов от общего количества голосов участников);

15) модельный контракт – типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении инвестиционных контрактов;

16) технологическое оборудование – товары, предназначенные для использования в технологическом процессе инвестиционного проекта.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Об инвестициях

Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года N 373

Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., N 1-2, ст. 4; «Казахстанская правда» от 11 января 2003 года N 9-11; «Юридическая газета» от 29 января 2003 года N 5

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, и определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) инвестиции — все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;

2) инвестиционная деятельность — деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;

3) инвестиционные преференции — преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;

4) инвестиционный проект — комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств;

5) инвестиционный спор — спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;

6) инвестор — физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;

7) государственные натурные гранты — имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование;

8) контракт — договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

9) модельный контракт — типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении контрактов;

10) уполномоченный орган — центральный исполнительный орган, которому предоставлены права, непосредственно связанные с заключением и контролем за исполнением контрактов;

11) юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Сноска. В статью 1 внесены изменения — Законом РК от 4 мая 2005 г. N 48 .

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях

1. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с: осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета; вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей. 3. К отношениям, возникающим при осуществлении инвестиций и относящимся к сфере действия иных законодательных актов Республики Казахстан, положения настоящего Закона не применяются, за исключением случаев, предусмотренных такими законодательными актами. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности

1. Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. 2. Законодательными актами Республики Казахстан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается.

Привлекаем деньги

В самое ближайшее время, как уверен председатель комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК Ерлан Хаиров, Казахстан должен стать Меккой для инвестиций и трансферта технологий

В начале июня президент Нурсултан Назарбаев подписал ключевой закон, направленный на совершенствование инвестиционного климата Казахстана. В документе отражен принципиально новый подход в предоставлении инвестиционных льгот: например, внедрен принцип одного окна, а также институт инвестиционного омбудсмена. Казахстан идет на беспрецедентные меры поддержки инвесторов. Астана готова всех, кто инвестирует в приоритетные отрасли Казахстана, освободить от таможенных пошлин на импорт оборудования, предоставить налоговые преференции и даже возместить часть затрат. Об этом в интервью «Эксперту Казахстан» рассказал г-н Хаиров.

— Какая господдержка предусмотрена в рамках закона РК «Об инвестициях»?

— В целом меры государственной поддержки условно можно разделить на три пакета. Первый пакет позволяет получить освобождение от таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов. Кроме того, инвесторам предоставляются натурные гранты — например, земельные участки, находящиеся в государственном ведении. Для получения этих льгот инвестор должен работать по одному из 283 приоритетных видов деятельности, за исключением игорного бизнеса, недропользования, а также производства подакцизных товаров.

Два следующих пакета преференций предоставляются для реализации приоритетных проектов. Приоритетным проект считается при следующих условиях. Регистрация юридического лица в органах юстиции до подачи заявки на получение преференций должна быть не ранее одного года. Соответствие приоритетным видам деятельности, перечень которых, в отличие от первого пакета, будет ограничен в рамках основных отраслевых направлений. Сумма по проекту должна составлять не менее 2 млн МРП, то есть 3,7 млрд тенге, или 20 млн долларов. Кроме того, учредителем или акционером юридического лица не должны быть государство или субъект квазигосударственного сектора.

Хочу отметить, что в рамках второго пакета инвестор может получить следующие налоговые преференции: освобождение от уплаты КПН, земельного налога и налога на имущество. Дополнительно инвестору предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы. Также государство гарантирует инвестору стабильность при изменении ставок налогового законодательства и законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы.

Третьим пакетом стимулов является исключительная мера государственной поддержки в виде возмещения части затрат инвестора (на СМР и оборудование) или инвестиционной субсидии. Государство берет на себя обязательства по возмещению до 30% затрат — в зависимости от загрузки производства. При этом решение по предоставлению инвестиционной субсидии будет приниматься на уровне правительства страны. При соответствии требованиям закона можно получить преференции одновременно по всем трем пакетам.

И вашим, и нашим

— Инвестиционные преференции рассчитаны только на иностранных инвесторов или казахстанские предприниматели тоже могут ими воспользоваться?

— Положения закона «Об инвестициях» равны как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Льготы предусмотрены для юрлиц Казахстана, в том числе и с иностранным участием.

— Почему чиновники высшего ранга, говоря об инвестиционных льготах, всегда обращаются к иностранным инвесторам? Это связано с тем, что там порог высокий — 20 млн долларов, который отечественные инвесторы не могут потянуть?

— Нет, среди инвесторов уже много казахстанских бизнесменов. У некоторых даже объемы инвестиций больше указанного порога. Буквально на днях ко мне приходил отечественный бизнесмен, который реализует проект в сельском хозяйстве. Речь идет о переработке сельхозпродукции и выходе на экспорт. Он хочет нарастить объемы и готов вкладывать порядка 35 млн долларов.

— Вы можете спрогнозировать, какое будет соотношение казахстанских и иностранных инвесторов?

— Анализируя сегодняшнюю статистику, видно, что казахстанцев, которые могут вложить более 20 млн долларов, много. Но наша цель — стимулировать бизнес вкладывать в приоритетные отрасли в рамках ГПФИИР-2. Понятно, что казахстанцы первыми получают информацию о льготах и приоритетных отраслях, об этом говорил президент в своем послании. Поэтому они и пришли к нам первыми. Для того чтобы к нам пришли иностранные инвесторы, мы активно сотрудничаем со СМИ. Также идет работа с KAZNEX INVEST, МИД. Все иностранцы, которые к нам приходили за разъяснением, как раз результат этой работы. Это те предприниматели, которые думали инвестировать в Казахстан, но сомневались, а тут они получают новость о преференциях. Это и подталкивает к действиям. Точного процентного соотношения — сколько там будет местных инвестиций, сколько иностранных — мы пока сказать не можем, заинтересованных и с той, и этой стороны много.

— Когда ожидаете притока инвестиций, простимулированных льготами?

— Инвестиции уже сейчас идут. Только мы хотим, чтобы их было еще больше. Вы же сами знаете, как принимаются решения в крупных компаниях. У них есть инвестиционный комитет, который просчитывает все риски. Там из-за бюрократии решения принимаются не быстро. Есть средние компании: например, немецкие инвесторы, которые вкладывают некрупные суммы в машиностроение — 40 млн тенге. Они принимают решения быстро. Так же оперативно работают французы, корейцы. Сейчас мы пропагандируем идею вкладываться в Казахстан и ожидаем увеличения числа новых инвесторов.

На блюдце с голубой каемкой

— Существуют ли ограничения в получении инвестиционной субсидии?

— Получателем преференции не может являться, как я уже говорил, субъект квазигосударственного сектора, участник СЭЗ и концессионер. Кроме того, предприятие не должно привлекать бюджетные средства. Эти меры введены для того, чтобы один и тот же проект не получал аналогичные меры государственной поддержки. Сейчас существуют различные виды льгот для содействия развитию предпринимательства. Безусловно, это радует, однако они не должны отрицательно влиять на конкурентную среду.

— Законом «Об инвестициях» предусматривается привлечение иностранной рабочей силы без квот и разрешений. На какой срок?

— Сначала объясню цель этой меры. Она введена для привлечения высококвалифицированных кадров, обмена опытом и направлена на реализацию крупных проектов. Инвестору предоставляется право привлекать руководителей проектов, специалистов с высшим образованием, а также квалифицированных рабочих.

При этом действуют ограничения по срокам. Так, инвестор может привлекать иностранную рабочую силу на определенный период — до ввода производства в эксплуатацию и на один год после запуска проекта. В дальнейшем на производстве будет работать местное население.

— Не объясните подробно, что означает принцип «одного окна» для инвестора?

— Он означает, что при реализации инвестиционного проекта инвестор может обратиться в комитет по инвестициям для получения разъяснений и списка необходимых документов. При этом за инвестором закрепляется проект-менеджер, который будет помогать в решении всех вопросов по проекту. Для получения инвестиционных преференций необходимо подать заявку и документы, определенные законом. Также предприниматель должен предоставить финансовую модель или бизнес-план проекта.

— Насколько безвизовый въезд граждан ряда стран может отразиться на объеме инвестиций?

— Всем известно, что самое первое мнение инвестора об инвестиционном климате формируется в момент его въезда в страну. Поэтому и был установлен безвизовый режим для граждан десяти государств, показавших наиболее высокую инвестиционную активность в нашей стране: США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Малайзия, ОАЭ, Республика Корея и Япония. Действие режима распространяется до 15 июля 2015 года. Это, несомненно, большой плюс. И уже сейчас мы видим огромный интерес. Большое количество инвесторов уже приезжают по этому режиму и отмечают легкость при въезде в страну.

— Как правительство намерено защищать права инвесторов в случае возникновения проблемных вопросов при реализации ими проектов в РК?

— Постинвестиционная поддержка действующих иностранных инвесторов, безусловно, один из актуальных вопросов. Согласно международной статистике, около 65% инвестиций приходится на действующих инвесторов. Поэтому оперативное реагирование на возникшие проблемы и их решение будет содействовать росту капитала присутствующих на нашем рынке игроков. Именно поэтому в закон «Об инвестициях» введено понятие инвестиционного омбудсмена. Это позволит закрепить его функции, в том числе по рассмотрению обращений инвесторов и оказанию содействия в решении возникающих вопросов.

— Может ли тот, кто уже инвестировал в Казахстан, уже сегодня обращаться к омбудсмену?

— Конечно да. Деятельность омбудсмена как раз таки нацелена на разрешение проблем действующих инвесторов, с которыми они сталкиваются, работая уже в Казахстане. И омбудсмен уже действует. Сегодня уже есть проблемы некоторых инвесторов, которые разрешились при помощи омбудсмена. К примеру, благодаря омбудсмену в скором времени недалеко от Астаны будет построен завод на сумму более 200 млн долларов США. И таких примеров много.

Золотая середина

— Вы готовы назвать инвесторов, которые уже выразили свой интерес к новым мерам поддержки?

— К сожалению, они не хотят этот факт раскрывать, так как не желают, чтобы об этом узнали их конкуренты. Даже когда мы проводим встречи с инвесторами, то не раскрываем деталей. Точно так же, когда у нас запрашивают информацию о тех, кто уже подписал договоры о получении льгот, и их суть, мы отказываем.

— Хотя бы скажите, в какие отрасли идут инвесторы?

— Машиностроение, производство строительных материалов. Один проект реализуется в Караганде, другой проект в ЮКО. Есть инвесторы, которые хотят инвестировать на западе или севере Казахстана, но они еще пока точно не определились. Интерес в Казахстану проявляют инвесторы из Юго-Восточной Азии, Европы, ОАЭ.

— Вы наверняка изучали мировой опыт. Где такой же пакет стимулов практиковался и какой эффект он дал?

— Такие льготы предоставляют в Восточной Европе, Германии, особенно в землях, которые раньше были в ГДР. Например, одна из «лакомых» мер господдержки — компенсация затрат — взята из немецкого опыта. Также рассматривался опыт Чехии. Опыт предоставления инвестиционных субсидий на Западе нужно тщательно изучать, так как большинство из них — скрытые. Они защищают своих предпринимателей или поднимают депрессивные регионы.

— Опыт работы по СРП в нефетегазовой отрасли показывает, что иностранные инвесторы склонны завышать свои издержки, если им это выгодно. Не боитесь, что в случае предоставления инвестиционных субсидий тоже будет риск завышения каких-то «инвестиций», чтобы получить побольше компенсаций?

— Этот вопрос однозначно рассматривался. Все понимают, что такой риск существует. Для этого у нас есть все необходимые процедуры по утверждению проекта. По схеме, как мы планируем выдавать льготы? Все проекты будут изучаться комиссией по промышленному развитию. Потом мы предлагаем, чтобы выдача компенсации затрат производилась через процедуру принятия постановления правительства. В этом случае все госорганы и министерства будут анализировать проекты.

— Здесь есть обратный риск, когда согласование проекта со всеми госорганами будет долгим, что отпугнет инвесторов…

— Нет, все процедуры четко регламентированы, на каждом этапе конкретно прописано количество дней на согласование. Это также отмечено в законе «Об инвестициях». Потом как раз для ускорения и внедряется принцип одного окна.

— Какие у вас ожидания от реализации принятых мер?

— Безусловно, мы надеемся на рост интереса инвесторов к Казахстану. Уже сейчас мы наблюдаем значительное увеличение активности в получении инвестиционных льгот. В целом с момента выступления президента проведены встречи с более 200 инвесторами, определены шесть приоритетных государств (Германия, Франция, США, Япония, Южная Корея, Великобритания) и секторов (машиностроение, ГМК, химия, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, фармацевтика, нефтехимия, электроника и робототехника, инновации, информационные технологии). Отобраны 44 перспективных проекта на сумму 17,6 млрд долларов, на реализации которых будет сконцентрировано особое внимание.

Кроме этого, совместно с МИДом, посольствами РК за рубежом, акиматами и Национальным агентством по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST мы планируем провести ряд мероприятий по разъяснению вопросов относительно получения новых стимулов. Сейчас многие инвесторы уже начали готовить свои бизнес-планы, финансовые схемы и модели. Работа идет вовсю. Мы ожидаем, что уже в сентябре некоторые инвесторы начнут подавать документы на получение льгот. Уже приняты два приказа, из них один сейчас находится на согласовании, второй — на регистрации. Мы разъясняем, как можно получить льготы и что для этого надо. Надо также понимать, что, например, льготы по налоговой части начнут действовать только с 1 января 2015 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы ожидаем, что внедрение новых мер государственной поддержки будет способствовать созданию необходимых условий для инвесторов и превращению Казахстана в региональный центр инвестиций, трансферта технологий и «точку обращения» крупных инвесторов. Казахстан должен стать центральноазиатским магнитом для инвестиций и трансферта технологий.

http://forbes.kz/finances/investment/nalogooblojenie_chastnyih_investitsiy_v_kazahstane
http://m-have.ru/zakon-ob-investitsiyah-rk/

Вам будет интересно  Выборы в США 2020: Рейтинги, кандидаты, дата голосования - новости Украины, Мир
Яндекс.Метрика