Модель создания и реализации межрегионального проекта «Енисейская Сибирь» Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
CC BY
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Краснова Татьяна Григорьевна, Трусова Светлана Васильевна
Статья посвящена актуальной теме межрегиональной социально-экономической интеграции трех регионов Сибирского федерального округа Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Проект « Енисейская Сибирь » поддерживает тенденцию разворота российской экономики на восток и обеспечивает укрепление экономических связей сибирских регионов как друг с другом, так и с другими регионами России и приграничными странами. В статье уточнено определение межрегиональной социально-экономической интеграции, показаны преимущества и существующие модели интеграции регионов , обосновано применение возможной модели интеграции для Енисейской Сибири , рассмотрены возможные негативные последствия и риски межрегиональной интеграции, а также представлен инвестиционный портфель проекта.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Краснова Татьяна Григорьевна, Трусова Светлана Васильевна
The Model of Creation and Implementation of the Interregional Project «Yenisei Siberia»
The article is devoted to the essential issue of interregional socio-economic integration of the three regions of the Siberian Federal district: Krasnoyarsk region, the Republic of Khakassia and the Republic of Tuva. The Yenisei Siberia project supports the trend of the Russian economy turn to the East and strengthens the economic ties both within the Siberian regions and with other regions of Russia and the border countries. The article clarifies the definition of interregional socio-economic integration, shows the advantages and the existing models of regional integration, justifies the application of the possible model of integration for Yenisei Siberia , shows the potential negative consequences and risks of interregional integration, and presents the investment portfolio of the project.
Текст научной работы на тему «Модель создания и реализации межрегионального проекта «Енисейская Сибирь»»
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ»
В.И. Самаруха1, Т.Г. Краснова2, С.В. Трусова2
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 25 марта 2019 г.
Дата принятия к печати 22 мая 2019 г.
Дата онлайн-размещения 27 июня 2019 г.
Енисейская Сибирь; межрегиональный проект; социально-экономическая интеграция регионов; модель интеграции регионов; преимущества межрегиональной интеграции; риски и негативные последствия межрегиональной социально-экономической интеграции
Статья посвящена актуальной теме межрегиональной социально-экономической интеграции трех регионов Сибирского федерального округа — Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Проект «Енисейская Сибирь» поддерживает тенденцию разворота российской экономики на восток и обеспечивает укрепление экономических связей сибирских регионов как друг с другом, так и с другими регионами России и приграничными странами. В статье уточнено определение межрегиональной социально-экономической интеграции, показаны преимущества и существующие модели интеграции регионов, обосновано применение возможной модели интеграции для Енисейской Сибири, рассмотрены возможные негативные последствия и риски межрегиональной интеграции, а также представлен инвестиционный портфель проекта.
THE MODEL OF CREATION AND IMPLEMENTATION OF THE INTERREGIONAL PROJECT «YENISEI SIBERIA»
Viktor I. Samarukha1, Tatyana G. Krasnova2, Svetlana V. Trusova2
1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
2 Katanov Khakass State University, Abakan, the Russian Federation
Received March 25, 2019
Accepted May 22, 2019
Available online June 27,2019
Yenisei Siberia; interregional project; socio-economic integration of regions; model of integration of regions; advantages of interregional integration; risks and negative consequences of interregional socio-economic integration
The article is devoted to the essential issue of interregional socio-economic integration of the three regions of the Siberian Federal district: Krasnoyarsk region, the Republic of Khakassia and the Republic of Tuva. The Yenisei Siberia project supports the trend of the Russian economy turn to the East and strengthens the economic ties both within the Siberian regions and with other regions of Russia and the border countries. The article clarifies the definition of interregional socio-economic integration, shows the advantages and the existing models of regional integration, justifies the application of the possible model of integration for Yenisei Siberia, shows the potential negative consequences and risks of interregional integration, and presents the investment portfolio of the project.
Следует согласиться с выводом академика С.Ю. Глазьева о том, что «Россия стоит перед очевидным выбором: либо стать мощ-
ным идеологическим и цивилизационным центром (что и было характерно для нее на протяжении всего последнего тысячелетия),
© Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Трусова С.В., 2019
как и экономическим и социальным, либо, потеряв идентичность, остаться на «периферии» нового мирохозяйственного уклада» [1, с. 593]. Для того чтобы России вновь стать мощным идеологическим, цивилизацион-ным, экономическим и социальным центром, необходимо достичь рывка в модернизации экономик регионов на основе реализации межрегиональных интеграционных проектов.
Авторы считают, что финансово-инвестиционный механизм страны должен быть настроен на обеспечение необходимыми инвестициями процесса модернизации экономик регионов России [2]. В этой связи следует согласиться с членом-корреспондентом РАН Р.С. Гринбергом в том, что «необходимо повысить долю инвестиций в ВВП; сегодня она одна из самых низких в мире и составляет около 20 % (при незначительных колебаниях по годам). При такой норме ни одной стране не удалось демонстрировать рост экономики более чем на 3 % в год. В советское время данная норма достигала 40 %. Переход к норме инвестиций хотя бы в 30-35 % позволил бы увеличить темпы экономического роста до 5-6 % в год» [3, с. 42].
США и их союзники развернули активную гибридную войну против России в направлении сдерживания ее социально-экономического развития. Академик РАН С.Ю. Глазьев считает, что «основной фронт гибридной войны — валютно-финансовый — проходит через офшорные сбережения и иностранные активы российского правящего класса, что ставит благополучие их обладателей в зависимость от произвола противника. Однако, несмотря на явно нарастающие риски «замораживания» зарубежных счетов и активов российских собственников, последние не торопятся с их репатриацией. Многие из них после принятия «антиофшорного» законодательства перешли в число нерезидентов, предпочтя жизнь за границей предложенной государством амнистии. Это свидетельствует о том, что они уже сделали свой выбор и внутренне готовы изменить Родине ради сохранения зарубежной собственности» [1, с. 20-21].
Данная статья посвящена проблеме формирования и развития одного из крупнейших межрегиональных интеграционных проектов Сибири — проекта «Енисейская Сибирь». В конце прошлого века в результате перехода на рыночные отношения и ликвидации плановой экономики хорошо отлаженные экономические связи между регионами Сибири разрушились, это коснулось и межрегионального сотрудничества Красноярского края, Хакасии и Тывы. Кроме того, в тот
период Хакасия, бывшая частью Красноярского края (входившая в него как Хакасская автономная область), выделилась в самостоятельную республику.
В настоящее время макрорегион Сибирь столкнулся с большим количеством вызовов, прежде всего с оттоком населения в центральные регионы России и за рубеж, проблемой реновации инфраструктурных объектов, наращиванием доли обрабатывающих инновационных производств.
Перед макрорегионом стоит задача модернизации не только экономики, но и всей социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры. Очень важно, чтобы уровень и качество жизни населения Сибири были не ниже, чем в центральных регионах России, чтобы экономика и социальная сфера обеспечивали возрастающие потребности людей. В этой связи назрела острая необходимость интеграции регионов, объединения их ресурсов и усилий для перехода на более интенсивный, эффективный путь регионального развития.
Интеграционный проект «Енисейская Сибирь» призван способствовать привлечению инвестиций и ускорению реализации значимых для Сибири экономических, инфраструктурных и социальных проектов. Совместные усилия трех регионов послужат дополнительным стимулом для развития внутренней экономики регионов, их межрегиональных и международных связей. Сущность данного проекта состоит не в административном объединении территорий регионов, а в развитии эффективного межрегионального социально-экономического сотрудничества.
Проект «Енисейская Сибирь» призван стать стержнем восточного вектора социально-экономического развития России, позволит объединить потенциал трех регионов, увеличить их конкурентоспособность, а также поможет сибирской экономике занять устойчивые позиции на международных азиатских и европейских рынках.
Понятие социально-экономической интеграции не является новым, существует множество трактовок данного термина. На наш взгляд, социально-экономическая интеграция регионов — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних регионов, базирующийся на исторически сложившихся отношениях субъектов экономики и социальной сферы регионов, ведущий к рационализации использования их потенциалов, основанный на проведении согласованной внутренней и межрегиональной социально-экономической политики.
5 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Вторая модель, как правило, предназначена для трансграничной интеграции регионов, в которых доминируют крупные промышленные предприятия, объединенные межрегиональными технологическими связями. Здесь интеграция строится преимущественно на развитии общих инфраструктурных проектов и отдельных отраслей специализации.
3. Третья модель используется для интеграции регионов с разными потенциалами с целью выравнивания их параметров развития. Более развитые регионы вовлекают депрессивные в хорошо отлаженные процессы и создают им дополнительные преференции и стимулы для развития.
4. Четвертая модель базируется на административном ресурсе, когда центр создает какой-либо межрегиональный проект, обеспечивая его реализацию ресурсами и наделяя его участников дополнительными полномочиями. Инициатива в этом случае идет сверху, примером такой интеграции служит Приморье.
Интеграционный проект «Енисейская Сибирь» начал осуществляться с помощью второй модели. Красноярский край, Хакасия и Тыва имеют исторические связи, что создает дополнительные условия для совместной реализации крупных инфраструктурных проектов (например, «Саянский территориально-производственный комплекс») и, кроме того, способствует возобновлению строительства железной дороги Кызыл — Кура-гино (Красноярский край), которое было
начато в 2011 г. в Тыве, но через год остановлено из-за отсутствия финансирования. Тыва — регион с очень большими запасами угля, меди и других полезных ископаемых, отсутствие железной дороги затрудняет экспорт. Данная железная дорога позволит приблизительно на 2,5 тыс. км сократить путь транспортировки всех грузов, которые идут с запада и из Сибири в Китай и обратно, что, безусловно, должно положительно отразиться на цене товаров.
Другим важным инфраструктурным проектом является транзит электроэнергии из Хакасии через Тыву в Монголию. Хакасия является высоко энергоизбыточным регионом, в первую очередь благодаря мощности крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС.
Важнейшими направлениями межрегионального сотрудничества и развития могут стать отношения предприятий и регионов в сферах гидроэнергетики, машиностроения, цветной и черной металлургии, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и агропромышленного производства, угольной, лесной, деревообрабатывающей промышленности, строительства и стройин-дустрии, туризма, образования, здравоохранения.
Красноярский край, Тыва и Хакасия ранее были единым экономическим районом, поэтому многие предприятия этих регионов до сих пор имеют интеграционные связи. Создание единого экономического пространства придаст серьезный импульс развитию регионов в виде привлечения крупных инвестиций, организации новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений.
Енисейская экономическая зона поможет продолжить тенденцию разворота российской экономики на восток, начатую проектом развития Дальнего Востока, и укрепить экономические связи и с сибирскими регионами, и с приграничными странами.
В Красноярском крае, Хакасии и Тыве есть потенциал формирования полюсов роста: это и Красноярская агломерация с инновационным кластером, и Улуг-Хемский угольный район в Тыве, и промышленные, аграрные, рекреационные и сырьевые территориально-производственные комплексы в Хакасии.
Нужно разработать достаточно серьезный пакет инструментов, необходимых для синхронизации мер государственной поддержки бизнеса и налоговых преференций со стороны регионов — участников проекта, а также для сглаживания диспропорций в уровне жизни и бюджетной обеспеченности регионов. Это
01 И 5 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Основные показатели социально-экономического развития регионов — участников проекта
«Енисейская Сибирь» на 1 января 2017 г.*
Показатели социально-экономического развития регионов Красноярский край Республика Хакасия Республика Тыва
Площадь региона, км2 2 366 797 61 569 168 604
Доля региона от общей площади макрорегиона, % 91,1 2,4 6,5
Численность жителей, чел. 2875301 537 668 318550
Доля населения региона от общей численности населения макрорегиона, % 77,1 14,4 8,5
Плотность населения, чел./км2 1,2 8,7 1,9
ВРП всего, млн р. 1 682 892 178 531 49 178
ВРП на одного жителя, тыс. р. 585,3 332,1 154,4
Доля региона в валовом производстве макрорегиона, % 88,1 9,3 2,6
Добыча полезных ископаемых, млн р. 403 581 41 422 14 999
Добыча полезных ископаемых на одного жителя, тыс. р. 140,36 77,04 47,08
Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств, млн р. 940 698 82 433 664
Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств на одного жителя, тыс. р. 327,17 153,32 2,08
Число малых предприятий на 10 тыс. населения 162,8 116,7 40,4
Численность индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 49,8 14,3 4,9
Выручка в расчете на одного предпринимателя региона, тыс. р. 5 917,6 4 489,5 3 387,8
Инвестиции в основной капитал на душу населения, р./чел. (место региона в российском рейтинге) 145 968 (13) 49 823 (62) 26 981 (84)
Экспорт в страны дальнего зарубежья, млн дол. 6 305,9 1 612,0 0,4
Среднедушевые доходы населения в месяц, р. 28 030 21 191 14 107
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, р. 38 474 32 515 29 828
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 18,4 17,6 42,1
* Составлена по: Регионы России: Социально-экономические показатели, 2016 : стат. сб. М. : Росстат, 2016. 1326 с. ; Российский статистический ежегодник, 2017 : стат. сб. М. : Росстат, 2017. 686 с.
же время необходимо создание промышленных высокотехнологичных кластеров, базирующихся на современных достижениях науки, наращивание в ВРП макрорегиона доли инновационных сфер деятельности и производств. Для этой модели в большей степени характерно развитие общих инфраструктурных проектов и отдельных отраслей специализации.
Таким образом, создание нового макрорегиона Енисейская Сибирь является стратегическим, долговременным и дорогостоящим проектом, который должен быть окупаем и принести значительный экономический результат. В его основе должен лежать проектный подход, ориентированный на достижение значительного социально-экономического результата как для регионов, так и для России в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. — М. : Кн. мир, 2018. — 768 с.
2. Суходолов А.П. Роль денег и финансов в социально-экономическом развитии национальной экономики / А.П. Суходолов, В.И. Самаруха, И.В. Самаруха // Монго, Санхуу, Баялаг. — 2018. — № 6. — С. 115-129.
3. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации в России / Р.С. Гринберг // Экономическое возрождение России. — 2018. — № 2 (56). — С. 41-46.
4. Рогов В.Ю. Становление геоэкономической стратегии управления национальным хозяйством / В.Ю. Рогов. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 238 с.
5. Бордунов С.Д. Концепция Нового индустриального общества: история и развитие : учеб.-метод. пособие / С.Д. Бордунов, Дж.К. Гэлбрейт. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018. — 129 с.
6. Астафьев С.А. Интеграционный механизм повышения надежности системы саморегулирования в строительстве и эксплуатации недвижимости : автореф. дис. . д-ра экон. наук : 08.00.05 / С.А. Астафьев. — Иркутск, 2013. — 39 с.
7. Метелева Е.Р. Формирование крупных пространственных социально-экономических систем в Сибирском регионе : автореф. дис. . д-ра экон. наук : 08.00.05 / Е.Р. Метелева. — Иркутск, 2012. — 39 с.
8. Бахматов С.А. Развитие концепций государственного регулирования инвестиций в экономической науке : препринт / С.А. Бахматов. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 60 с.
9. Самаруха А.В. Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию социально-экономического развития региона / А.В. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 238 с.
1. Glazev S.Yu. Ryvok v budushchee. Rossiya v novykh tekhnologicheskom i mirokhozyaistvennom ukladakh [A Thrust towards the Future. Russia in the New Technological and World Economic System]. Moscow, Knizhnyi Mir Publ., 2018. 768 p.
2. Sukhodolov A.P., Samarukha V.I., Samarukha I.V. The Role of Money and Finance in the Socio-economic Development of the National Economy. Mongo, Sankhuu, Bayalag, 2018, no. 6, pp. 115-129. (In Russian).
3. Grinberg R.S. Ruminations on the Imperatives of Economic Modernization in Russia. Ekonomicheskoe vozrozh-denie Rossii = The Economic Revival of Russia, 2018, no. 2 (56), pp. 41-46. (In Russian).
4. Rogov V.Yu. Stanovlenie geoekonomicheskoi strategii upravleniya natsional’nym khozyaistvom [Development of Geo-Economic Strategy for National Economy Management]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2001. 238 p.
5. Bordunov S.D., Gelbreit Dzh.K. Kontseptsiya Novogo industrial’nogo obshchestva: istoriya i razvitie [A New Industrial Society Concept: History and Development]. Ekaterinburg, Ural State University of Economics Publ., 2018. 129 p.
6. Astaf’ev S.A. Integratsionnyi mekhanizm povysheniya nadezhnosti sistemy samoregulirovaniya v stroitel’stve i ekspluatatsii nedvizhimosti. Avtoref. Dokt. Diss. [The Integration Mechanism of the Adaptive System Reliability Improvement in Construction and Property Management. Doct. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2013. 39 p.
7. Meteleva E.R. Formirovanie krupnykh prostranstvennykh sotsial’no-ekonomicheskikh sistem vSibirskom re-gione. Avtoref. Dokt. Diss. [Creation of Large Space and Socio-Economic Systems in the Siberia Region. Doct. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2012. 39 p.
8. Bakhmatov S.A. Razvitie kontseptsii gosudarstvennogo regulirovaniya investitsii v ekonomicheskoi nauke [The Development of State Investment Regulation Concepts in Economics]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 60 p.
9. Samarukha A.V. Metodologicheskie podkhody k dolgosrochnomu prognozirovaniyu sotsial’no-ekonomi-cheskogo razvitiya regiona [The Methodological Approaches to the Long-Term Forecasting of the Socio-Economic Development of the Region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 238 p.
Информация об авторах
Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий лабораторией региональной экономики и финансов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: vis@isea.ru.
Краснова Татьяна Григорьевна — доктор экономических наук, профессор, ректор, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ка-танова, г. Абакан, Российская Федерация, e-mail: admeconom@mail.ru.
Трусова Светлана Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Институт экономики и управления, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Российская Федерация, e-mail: sertrus@mail.ru.
Самаруха В.И. Модель создания и реализации межрегионального проекта «Енисейская Сибирь» / В.И. Самаруха, Т.Г. Краснова, С.В. Трусова // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 324-331. — DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).324-331.
Viktor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Honored Science Worker of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Regional Economics and Finance, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: vis@isea.ru.
Tatyana G. Krasnova — D.Sc. in Economics, Professor, Rector of Katanov Khakass State University, Abakan, the Russian Federation, e-mail: admeconom@ mail.ru.
Svetlana V. Trusova — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Institute of Economics and Management, Katanov Khakass State University, Abakan, the Russian Federation, e-mail: sertrus @mail.ru.
Samarukha V.I., Krasnova T.G., Trusova S.V. The Model of Creation and Implementation of the Interregional Project «Yenisei Siberia». Izvestiya Baika’skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 2, pp. 324-331. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).324-331. (In Russian).
01 S) 5 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
https://cyberleninka.ru/article/n/model-sozdaniya-i-realizatsii-mezhregionalnogo-proekta-eniseyskaya-sibir