Ведомство рассчитывает решить этот вопрос в короткие сроки.
Минфин обсуждает механизмы, которые могут помочь подпавшим под внешние ограничения компаниям выйти на IPO. Об этом в ходе стратегической сессии финансового рынка рейтингового агентства «Эксперт РА» заявил исполняющий обязанности директора департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев. Деталей он не раскрыл.
Минфин видит большой потенциал развития публичного рынка в случае, если ведомство сможет запустить процесс выхода на IPO тех компаний, которые подпали под внешние ограничения, считает Яковлев. «[…] Мы надеемся, что вместе с нашими коллегами из бирж сможем в кратчайшие сроки этот вопрос положительно решить», – констатировал он.
«Ведомости» направили запрос в ЦБ, Минфин, Московскую биржу и «СПБ биржу».
В октябре 2023 г. Владимир Путин поручил правительству принять дополнительные меры по поддержке публичного размещения акций российских компаний. В частности, с 2023 г. правительство должно установить плановые значения и обеспечить расчет фактических значений в отношении IPO компаний на российском финансовом рынке. В февральском послании Федеральному собранию президент заявил, что необходимо удвоить капитализацию фондового рынка к 2030 г.: она должна составить 66% ВВП. «При этом важно, чтобы у граждан была возможность надежно инвестировать свои сбережения в развитие страны и получать при этом дополнительные доходы», – подчеркнул Путин. На конец прошлого года капитализация рынка акций Мосбиржи составляла 58,1 трлн руб., за 2023 г. рынок вырос на 50%, в том числе, за счет эффекта низкой базы. Правда, на фоне отсутствия нерезидентов, до докризисных значений российский рынок еще не отрос – на конец 2021 г. капитализация составляла 62,8 трлн руб.
В 2023 г. свои акции на публичном рынке разместили восемь компаний, среди которых первый с 2015 г. банк на бирже (Совкомбанк, привлек 11,5 млрд руб.) и производитель софта «Астра» (3,5 млрд руб.). Объем привлеченных в ходе первичных размещений в 2023 г. составил более 40 млрд руб., следует из исследования «Бум на рынке IPO. Обзор рынка капитала в РФ» агентства «Эксперт РА». Средний объем привлеченных средств одним эмитентом составил 4,7 млрд руб., показатель приближается к медиане (3,8 млрд руб). Средняя доля акций эмитента, находящаяся в свободном обращении, достигла 12%. Медианный показатель времени между датой первого размещения облигаций компаний из рассматриваемой выборки и выходом на IPO составил 1,5 года.
В 2024 г. количество новых размещений уже может стать двузначным, ожидают в «Эксперт РА». В этом году на рынок уже вышли «Диасофт» (4,14 млрд руб.), оператор каршеринга «Делимобиль» (4,2 млрд руб.) и калужский алкогольный завод «Кристалл» (1,15 млрд руб.). 29 марта на Мосбиржу планирует выйти лизинговая компания «Европлан», также известно о планах «МТС банка» и микрофинансовой компании «Займер» провести IPO.