Как Китай защищает свои вложения, выступая за мир на Ближнем Востоке

Как Китай защищает свои вложения, выступая за мир на Ближнем Востоке

Министр иностранных дел Китайской Народной Республики (КНР) Ван И выдвинул инициативу по обеспечению безопасности и стабильности на Ближнем Востоке в ходе визита в Саудовскую Аравию.

Прежде всего, Ван И подчеркнул значимость усилий по продвижению мирных процессов в Сирии и Йемене. Говоря о последнем, министр выразил поддержку недавно заявленному саудовскому плану по прекращению йеменской войны. Чиновник отметил, что данная инициатива отражает решимость Эр-Рияда урегулировать кризис и выразил надежду на ее скорейшее осуществление.

Мирная инициатива: почему Китай озаботился стабильностью на Ближнем Востоке

Также Ван И обсудил палестино-израильский вопрос и призвал к его решению на основе сосуществования двух государств — еврейского и арабского. Китай, в свою очередь, готов предоставить соответствующую переговорную площадку.

Кроме того, министр уделил внимание нераспространению ядерного оружия на Ближнем Востоке:

«Усилия стран региона должны быть направлены на то, чтобы этот регион был свободен от ядерного оружия», — сообщил глава китайского МИД.

В ходе своего визита Ван И должен будет встретиться со своим коллегой Фейсалом бин Фархан Аль Саудом, а также Генсеком Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Найефом Аль Хаджрафом. Предполагается, что чиновники обсудят вопросы двустороннего сотрудничества и пути укрепления межгосударственных отношений.

Активность Китая на Ближнем Востоке

Нефть и газ

Основным стратегическим интересом Китая на Ближнем Востоке является безопасность поставок углеводородов из стран ССАГПЗ. Более четверти всего китайского импорта нефти приходится именно на этот блок. В настоящий момент наблюдается рост сотрудничества между саудовской национальной компанией Saudi Aramco и китайскими государственными нефтегазовыми корпорациями.

В начале 2016 года глава Китая Си Цзиньпин, король Саудовской Аравии Салман Аль Сауд, представители Saudi Aramco и китайской государственной компании Sinopec открыли в саудовском портовом городе Янбу мощный нефтеперерабатывающий завод стоимостью 10 миллиардов долларов. Он расположен на так называемом «Морском Шелковом пути», соединяющем Китай с Европой. В конце 2018 года Saudi Aramco подписала ряд соглашений, которые могут привести к тому, что эта компания станет крупнейшим поставщиком нефти для Китая уже в ближайшем будущем. Так, в 2019 году она поставляла в КНР 1,67 баррелей нефти ежесуточно.

Инфраструктура

Еще одной заметной тенденцией является рост китайских инвестиций в инфраструктурные мегапроекты во всех странах ССАГПЗ. Привлекаемые растущими потребительскими рынками Персидского залива и благоприятной для инвестиций средой, китайские фирмы вложили в такие проекты сотни миллионов долларов.

Возможно, наиболее ярким примером этого является китайский консорциум, инвестирующий в свободную зону Duqm. Она занимает центральное место в планах Омана по диверсификации вложений и является координационным центром для китайских инвестиций в стране. В мае 2016 года группа из шести китайских фирм под названием Wanfang Oman подписала с управлением Особой экономической зоны Duqm соглашение о развитии промышленного парка. Консорциум инвестировал в него 10 миллиардов долларов, из которых 2,5 миллиарда были затрачены на метанольный и автомобильный заводы, а также на комплекс хранения строительных материалов. Китайские инвестиции способствуют увеличению темпов роста строительного сектора Омана, удвоившихся в период с 2016 по 2019 годы.

Кроме того, для увеличения пропускной способности морских торговых путей Пекин вкладывает крупные суммы в развитие соответствующей инфраструктуры, благодаря чему коммерческие порты ближневосточных стран расширяются, а их прибыль растет. Кроме того, укрепление контроля над этими водными путями приобретает для КНР стратегическое значение в условиях экономической конфронтации с США.

As someone who is personally very fond of the #UnitedStates, it saddens me to see #China fill the void left by the U.S. Why should #America spend its blood and treasure on war, while China reaps the benefits of #Friendship and #Peace?#HasanIsmaik — @Newsweek

— Hasan Ismaik — حسن إسميك (@HasanIsmaik) March 17, 2021

Торговля и финансы

Вместе с этим Китай наращивает свое финансовое влияние в регионе, что, помимо всего, выражается во введении возможности расчетов в юанях. Так, во время визита наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бин Заида Аль Нахайяна в Китай в декабре 2015 года был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию клирингового центра для операций в юанях. В ходе того же визита Народный банк Китая, Национальный центральный банк и Центральный банк ОАЭ возобновили трехлетнее соглашение на 35 миллиардов юаней (5,2 миллиарда долларов). В соответствии с ним стоимость обмена валюты снижалась из-за отсутствия необходимости перевода этих средств в доллары.

Кроме того, все большее число китайских банков и финансовых компаний открывают свои офисы в этом регионе. Например, во время визита Си Цзиньпина в Дубай в июле 2018 года государственный конгломерат Chinese Everbright Group (CEG) подписал Меморандум о взаимопонимании с Дубайским Международным финансовым центром (DIFC) о сотрудничестве на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Азии (MEASA). Выступая на церемонии подписания, председатель CEG Ли Сяопэн назвал Дубай стабильным финансовым центром с сильными факторами притяжения.

«Дубай оказался идеальным местом, откуда мы можем получить доступ к потенциалу быстрорастущих развивающихся рынков в регионе MEASA», — заявлял он.

Технологии

Стремясь к развитию наукоемких отраслей, государства ССАГПЗ в долгосрочных планах уделяют большое внимание развитию собственного научно-технического потенциала.

Китай стал главным финансовым партнером блока в области альтернативной энергетики. Также Пекин подписал соглашения о сотрудничестве в ядерной энергетике как с ОАЭ, так и с Саудовской Аравией в 2017 и 2018 годах соответственно. Первый документ подразумевает обмен информацией и подготовку кадров для Федерального органа ОАЭ по ядерному регулированию. Второй же включает в себя разработку опреснительных установок с ядерными реакторами Китайской национальной ядерной корпорацией.

Что касается возобновляемых источников энергии, то Китай и ОАЭ назвали зеленую энергетику одним из десятка основных направлений стратегического партнерства, объявленного в июле 2018 года. Месяцем ранее государственный инвестиционный фонд Китая сообщил о вложении 3,9 миллиарда долларов в солнечную электростанцию в Сейх-аль-Дахале к югу от Дубая. Сейчас это крупнейшее в мире сооружение подобного рода.

Мир в интересах бизнеса

Очевидно, что миротворческая инициатива Ван И направлена на защиту вложений Китая в регион. Так, йеменская война вносит нестабильность в районы Красного моря и Аденского залива.

Говоря о нераспространении атомного оружия, Ван И, очевидно, имел ввиду развивающуюся иранскую ядерную программу. Она стала дополнительным дестабилизирующим фактором в регионе, усложнив ирано-арабские и ирано-израильские отношения.

Мирная инициатива: почему Китай озаботился стабильностью на Ближнем Востоке

В свою очередь, содействие решению палестино-израильского конфликта в интересах арабов должно привести к повышению авторитета Китая в регионе и увеличению расположенности мусульманских стран к нему.

Новый шелковый путь

Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост) — концепция новой панъевразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.

Транспортный маршрут включает трансконтинентальную железную дорогу — Транссибирскую магистраль, которая проходит через Россию и второй Евразийский континентальный мост [en] , проходящий через Казахстан [1] . Поезда по этому самому длинному в мире грузовому железнодорожному маршруту из Китая в Германию будут идти 15 дней, что в 2 раза быстрее, чем по морскому маршруту через Суэцкий канал [2] .

Вам будет интересно  Успех вакцины Pfizer обвалил акции Zoom и Netflix

Идея Нового шёлкового пути основывается на историческом примере древнего Великого шёлкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и бывшего одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века. Современный НШП является важнейшей частью стратегии развития Китая в современном мире — Новый шёлковый путь не только должен выстроить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, но и усилить экономическое развитие внутренних регионов Китая и соседних стран, а также создать новые рынки для китайских товаров (по состоянию на ноябрь 2007 года, около 1 % от товаров на 600 млрд долл. из Азии в Европу ежегодно доставлялись наземным транспортом [3] ).

Китай продвигает проект «Нового шёлкового пути» не просто как возрождение древнего Шёлкового пути, транспортного маршрута между Востоком и Западом, но как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь — Центральной и Средней Азии. Китайцы называют эту концепцию — «один пояс — один путь». Она включает в себя множество инфраструктурных проектов, которые должны в итоге опоясать всю планету. Проект всемирной системы транспортных коридоров соединяет Австралию и Индонезию, всю Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток, Европу, Африку и через Латинскую Америку выходит к США. Среди проектов в рамках НШП планируются железные дороги и шоссе, морские и воздушные пути, трубопроводы и линии электропередач, и вся сопутствующая инфраструктура. По самым скромным оценкам, НШП втянет в свою орбиту 4,4 миллиарда человек — более половины населения Земли [4] .

Предполагаемое расширение Евразийского сухопутного моста включает в себя строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Иран, Индию, Мьянму, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан и Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья (Азербайджан, Грузия). Маршрут включает тоннель Мармарай под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан-Иран-Туркменистан-Казахстан) и коридор Север-Юг. Организация Объединённых Наций предложила дальнейшее расширение Евразийского сухопутного моста, в том числе проекта Трансазиатской железной дороги (фактически существует уже в 2 вариантах).

Для развития инфраструктурных проектов в странах вдоль Нового шёлкового пути и Морского Шёлкового пути и с целью содействия сбыту китайской продукции в декабре 2014 года был создан инвестиционный Фонд Шёлкового пути [5] .

8 мая 2015 года было подписано совместное заявление Президента РФ В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина о сотрудничестве России и Китая, в рамках ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь». 13 июня 2015 года был запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург (Германия), через территорию России.

Идея Нового шёлкового пути основывается на историческом примере древнего Великого шёлкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и бывшего одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века.

Регулярная караванная торговля между Китаем и Центральной Азией началась не позднее II века до н. э., когда Китай объединился в единую империю с единой внешней политикой. На севере построили первую Великую китайскую стену для отражения набегов кочевников, на юго-востоке развивалась морская торговля, а на западе в далёкие путешествия отправлялись китайские дипломаты и купцы.

Достигнув Центральной Азии, китайцы вскоре осознали, что в обмен на прекрасных арабских коней и прочие дефицитные для Китая товары можно было поставлять уникальные продукты из Китая, особенно шёлковую ткань — шёлк высоко ценился не только своей красотой, но и способностью противостоять насекомым-паразитам, что был очень актуально для безводных пространств центральной Евразии. Так было положено начало торговле шёлком, которая вскоре приняла огромные масштабы.

Великий шёлковый путь шёл по нескольким маршрутам-веткам:

  • Южная ветка — из Китая через пустыню Такла-Макан, южный Памир, Бактрию (Афганистан), Парфию (Иран), Индию и на Ближний Восток, откуда китайские товары через Средиземное море попадали в провинции Римской империи, а позднее — в Византию, арабские и западноевропейские страны.
  • Северная ветка — из Китая через Турфанский оазис, между Алтаем и Тибетом, через Памир в Ферганскую долину, через казахские степи в Восточную Европу.

Китай торговал не только шёлком, но и фарфором, чаем, рисом, ювелирными и иными изделиями в обмен на золото, серебро, кожу, шерсть, ковры, экзотические фрукты и прочие товары из Центральной Азии. По Шёлковому пути происходил обмен технологиями между Востоком и Западом — именно так, по всей видимости, в Европу попали порох, бумага и другие технические достижения Китая.

Караванная торговля по Великому шёлковому пути имела огромное историческое значение (так, среди множества возможных факторов и причин падения Римской империи называется дефицит серебряной монеты для содержания армии, возникший в том числе из-за обмена римлянами серебра на предметы роскоши с Востока, включая шёлк из Китая).

В XIII веке, когда Монгольская империя объединила огромные пространства Евразии, торговля по Великому шёлковому пути в последующий период испытала подъём. Затем, в эпоху Великих Географических открытий XVI—XVII веков, основной объём торговли между Востоком и Западом стал проходить морским путём. Однако и сухопутные маршруты продолжили играть большую роль.

Российско-китайская торговля начиная с эпохи Петра I была развёрнута сначала через Нерчинск после заключения Нерчинского договора в 1689 году, а затем через специально основанный для таможенных целей пограничный город Кяхта после заключения Кяхтинского договора в 1727 году. Из России в Китай вывозили сукно, мануфактурные товары, пушнина, юфть (выделанная кожа). Из Китая в Россию вывозились шёлк, фарфор, драгоценные камни, а главным образом — чай, ставший с тех пор национальным напитком не только китайцев, но и русских. К 1740-м годам Кяхтинская торговля обеспечила ускоренное строительство путей сообщения между Москвой и Иркутском — так возник «Великий чайный путь» — Сибирский тракт, ставший самой длинной гужевой дорогой в мире и предвосхитивший строительство Транссиба и современной сети федеральных автодорог России.

Новый шёлковый путь: современные проекты

С 1990-х годов сложившаяся политическая обстановка способствовала всё более громким заявлениям о замыслах воссоздания древнего Шёлкового пути, хотя их реализации продолжают мешать негативные факторы — в основном это нестабильная и напряжённая ситуация в некоторых странах Центральной Азии, особенно в Афганистане.

С 2008 года началось строительство трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» как один из первых примеров реального воплощения идеи «Нового шёлкового пути». Последовательность выстроенных в единую систему скоростных автотрасс и просто автодорог высокого класса проходит по территории Китая, Казахстана и России. В Китае и Казахстане строительство близится к завершению. В России в маршрут войдут строящаяся ныне скоростная магистраль Москва — Петербург (М11), существующая автомагистраль Москва — Казань, а также участки недавно построенных и строящихся новых автодорог на территории Татарстана и Башкортостана. В Татарстане дорога проходит также по самому длинному в России мостовому переходу — мосту через Каму у села Сорочьи горы. Первая очередь мостового комплекса общей длиной 13,97 км была сдана в 2002 году, строительство второй очереди — параллельного мостового перехода по состоянию на 2015 год близко к завершению.

Вам будет интересно  Лонг или шорт: какую стратегию выбрать?

В начале января 2008 года в Пекине представители России, Китая, Монголии, Белоруссии, Польши и Германии подписали договор о регулярных грузовых перевозках по железным дорогам этих стран с согласованием всех вопросов работы таможенных и пограничных служб. Менее чем через месяц согласно этому договору началось движение поездов через территорию России (7 тыс. км и 6 сут. пути). Всего же путь от Пекина до Гамбурга занимает 9992 км и 15 сут., что как минимум вдвое быстрее морского пути через Суэцкий канал. Кроме того, для сухопутного пути значительно дешевле страхование транспортных рисков. Это стал ещё один проект, получивший в СМИ название «Шёлковый путь».

В 2009 году запустили пробную ветку газопровода «Туркменистан — Китай» транзитом через Узбекистан и Казахстан. В полном виде проект также называется «Шёлковый путь» с выстраиванием инфраструктуры транспортировки газа на пространстве между Китаем и Ираном, то есть практически на всём протяжении древнего Шёлкового пути.

Председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 года выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». Эта глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути от западных границ Китая через страны Центральной Азии и Иран в Европу.

Реализация проекта строительства транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должна привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (хотя бы в его морской составляющей). Пока осуществляется политическая, информационная и организационная подготовка проекта.

Весной 2015 года для реализации проекта был создан инвестиционный фонд Silk Road Company, и было выделено 40 млрд $ — крайне небольшая по меркам Китая сумма. В дальнейшем предполагается многократное увеличение этой суммы и участие в финансировании проекта исламских и европейских стран. Ранее, в октябре 2014 года, китайцами был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международный инвестиционный банк, который в СМИ называют конкурентом МВФ и Всемирного банка. К маю 2015 года в АБИИ уже состояли почти 60 стран — большинство стран Азии и все ключевые страны Европы.

Объединение проектов разных стран

2 апреля 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре существующие в трёх странах концепции транспортных мегапроектов. По словам Вана И, «построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути „один пояс — один путь“, монгольской идеи „степного пути“ и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора».

В сухопутной части «Нового Шёлкового пути» предполагается строительство трёх железнодорожных коридоров. Северный коридор пройдёт через территорию России, а центральный и южный — через территорию Центральной и Средней Азии, в том числе через Казахстан, входящий вместе с Россией в Евразийский экономический союз. Впоследствии железнодорожные коридоры будут дополнены автомобильными.

Главное направление «Нового шёлкового пути» через Центральную Азию предполагается протяжённостью около 6500 км, из которых 4000 км пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу — через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются также ответвления от главного пути также в сторону многих других окрестных стран.

Морской путь, как и сухопутный, пройдёт по древнему торговому маршруту: из Гуанчжоу в Китае вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку, а через Суэцкий канал в Средиземноморье. В качестве отдельной точки входа в Европу до начала украинского кризиса китайцы планировали строительство глубоководного порта в западной части Крыма.

Кроме того, Россия и Китай обсуждают ещё и арктический маршрут: возможное включении проекта развития Северного морского пути (СМП) в стратегию «Нового шёлкового пути».

Интересы Китая

Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии «Нового шёлкового пути» крайне многообразны:

  • Новые транспортные коридоры должны сократить сроки перевозки грузов из Китая в Европу с нынешних 45—60 сут. морским путём до 10—13 сут. сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие китайские товары, укрепить положение Китая на европейских и азиатских рынках, а также занять новые рынки в Африке и на Ближнем Востоке.
  • Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы китайской экономики. Хотя в Китае ещё остаются сотни миллионов крестьян, не вовлечённых в современный экономический и технологический уклад жизни, всё же человеческие ресурсы Китая не бесконечны. Продолжение роста и развития требует находить всё более и более масштабное применение китайским товарам, технологиям и инвестициям за рубежом.
  • Китай весьма заинтересован в выходе китайских железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. К 2014 году в Китае было построено около 16 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей (60 % всей мировой сети ВСМ), а к концу десятилетия общая протяжённость сети ВСМ в Китае должна достигнуть 30 тыс. км. В эту отрасль вложены огромные ресурсы, обеспечивая поражающие воображение темпы строительства высокоскоростных трасс, и китайское руководство понимает, что довольно скоро высокоскоростная сеть в Китае достигнет предела «насыщения» и экономической рентабельности, даже при колоссальных размерах населения и территории. Поэтому китайцы предпринимают значительные дипломатические и организационные усилия. Так, в октябре 2014 года произошло слияние крупнейших китайских производителей железнодорожной техники CNR и CSR, объединившихся для совместного выхода на мировой рынок и конкуренции с иностранными компаниями, такими как Siemens и Bombardier. Китайцы охотно берутся строить инфраструктуру даже в слабо развитых и нестабильных странах Африки — так, планируется строительство железной дороги в Восточной Африке по территории Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Южного Судана, а в конце 2014 года был заключён контракт на 12 млрд $ со строительством железнодорожной магистрали вдоль побережья Нигерии.
  • Тем более Китай заинтересован в строительстве железных дорог в соседних с ним странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с внутрикитайской железнодорожной сети. Как стало известно в мае 2015 года, Китай готов инвестировать до 300 млрд руб. в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первая в России полноценная выделенная ВСМ протяжённостью 770 км должна сократить время пути между Москвой и Казанью с 11,5 до 3,5 ч. Магистраль предполагается строить с привлечением китайских технологий и на кредиты китайских банков, а поставлять материалы и подвижной состав в основном будут российские компании.
Вам будет интересно  Стоимость золота опускается, инвесторы отыгрывают статистику по инфляции в США

Интересы России

Россия имеет следующие интересы в отношении проекта «Новый шёлковый путь»:

  • Для России крайне важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры «Нового шёлкового пути», упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.
  • Участие России в проекте и рост транзита через её территорию позволит резко усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.
  • На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.
  • Россия нуждается в расширении трансграничных связей с Китаем — без этого едва ли возможно полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.
  • Россия, как и Китай, весьма заинтересована в установлении политической стабильности в странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран. Речь идёт об Афганистане, Пакистане и прочих проблемных государствах. Как для России, так и для Китая представляют угрозу такие явления, как производство наркотиков в Афганистане и связанный с ним наркотрафик. Не меньшую опасность представляют исламские боевики-фундаменталисты и неконтролируемые потоки мигрантов, возникающие в ходе военных конфликтов. В конечном счёте, полностью ликвидировать эти угрозы можно лишь путём ускоренного экономического развития всех стран региона — только повышение уровня жизни может стать основой для укрепления политической стабильности. Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.
  • Сентябрь 2013 года. Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». [6]
  • 2 апреля 2015 года. Министр иностранных дел Китая Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре все три концепции транспортных евразийских мегапроектов, существующих в Китае, Монголии и России. [7]
  • 8 мая 2015. Подписано совместное заявление Президента РФ Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина о сотрудничестве России и Китая в рамках Евразийского Экономического Союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь».
  • Май 2015. Создан инвестиционный фонд Silk Road Company, на проект выделено 40 млрд $. [8]
  • 13 июня 2015. Китай запустил самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург через территорию России: поезда из Харбина в Германию будут идти 15 дней. Перевозка товаров по этому маршруту будет занимать вдвое меньше времени, чем традиционные маршруты по автодорогам и морю. [9]
  • 16 января 2016 года. В Китае начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), созданный в том числе для финансирования проектов в рамках «Шёлкового пути» [10] . Банк был создан за 800 дней с капиталом 100 млрд $. Россия является третьим по величине акционером после Китая и Индии и имеет в своём распоряжение 5,92 % голосов [11] .
  • 5 февраля 2016. В Калужскую область прибыл первый контейнерный поезд из Китая с участниками международного проекта «Новый Шёлковый путь» — первый состав был укомплектован деталями для расположенного в индустриальном парке «Ворсино» предприятия ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга». Путешествие заняло всего 9 дней, тогда как транспортировка морским путём через Суэцкий канал занимает до 50 сут. [12][13]
  • 27 февраля 2016. Между китайским Харбином и российским Екатеринбургом открылся новый маршрут грузовых железнодорожных перевозок, длительность рейса по которому составит 10 дней, в то время как доставка по альтернативному пути составляет около 40 дней. [14]
  • 7 июля 2016. Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» в Челябинской области начал принимать поезда из Китая на регулярной основе. В обратном направлении предполагается отправлять зерновые культуры и мясо птицы из Челябинской области. Также было заключено соглашение о создании первой в России бондовой зоны, позволяющей длительное время хранить товары без прохождения таможенных процедур. [15]
  • В январе 2017 года Китай отправил первый поезд в Соединённое Королевство по маршруту через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Бельгию и Францию. В пути он находился 18 дней. [16] .

«Шёлковый путь» через Грузию и Турцию

13 декабря 2015 года в Тбилиси прибыл первый контейнерный поезд «Nomad Express» из Китая. Предполагаемая пропускная способность — 1 млн пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов; в будущем она может быть увеличена до трёх миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов. После введения в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 миллиардов долларов в год. Международные пассажирские перевозки по железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс анонсированы на 2020 год; грузовые перевозки начались.

По оценке, Транскаспийский маршрут — из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу — экономически невыгоден, поскольку между Китаем и ЕС при таком маршруте приходится пересекать целых 5 таможенных границ и осуществлять паромную переправу или перевалку в портах (между тем, российский маршрут предполагает пересечение трёх границ без морских участков) [17] . Железнодорожная магистраль «Железный шелковый путь / Средний коридор» через Турцию — самый короткий и удобный железнодорожный маршрут между Азией и Европой по мнению экспертов [18] . Первый грузовой поезд из Турции в Китай (состав длиной 754 м перевозил бытовую технику) отправился 4 декабря 2020 г., за две недели пути пересек два континента, два моря и пять стран, преодолев в общей сложности расстояние в 8693 км, и 23 декабря прибыл в китайский Сиань.

«Шёлковый путь» через Грузию и Украину

14 января 2016 года Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия подписали протокол о льготных тарифах на грузоперевозки по маршруту в обход Российской Федерации [19] . Уже 15 января Украина отправила из порта Ильичевск в Китай первый контейнерный поезд по пути Украина — Болгария — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай, путь до китайской границы занял почти 16 сут. [20] Из них двое суток было потеряно в виде простоя на казахстанской станции «Жанаарка» из-за отсутствия оплаты проезда со стороны грузоотправителя [21] . Обратно поезд вернулся только 17 апреля пустым ввиду отсутствия интереса со стороны потенциальных заказчиков [22] .

2 февраля 2016 года Украина и Литва подписали меморандум об объединении проекта «Шелковый путь» через Украину в Китай с проектом «Викинг», запущенным в 2003 году по инициативе Литвы, Белоруссии и Украины. В рамках проекта «Викинг» контейнерный поезд возит в направлении Украины электроприборы, машинное оборудование, тракторы, полиэтилен, изделия из чёрных металлов, в направлении Белоруссии и Литвы — каучук, прокат и изделия из чёрных металлов, а в направлении Латвии и Эстонии — ферросплавы. Путь в 1734 км занимает 52 часа [20] .

https://riafan.ru/1410635-kak-kitai-zashishaet-svoi-vlozheniya-vystupaya-za-mir-na-blizhnem-vostoke
https://wikicom.ru/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C

Яндекс.Метрика