История марки. «Ё-мобиль»: как зашло солнце российского автопрома
История марки, так и не увидевшей свет, но знакомой каждому россиянину. Что привело к закрытию проекта и почему нам надо жалеть о провале «Ё-мобиля»? Рассказываем в нашем новом материале.
- 08.06.2018
- / За рулем , Автоистория
- / Игорь Титов
История «Ё-мобиля» началась в 2010 году, когда инвестиционная компания Михаила Прохорова «ОНЭКСИМ» и русско-белорусский холдинг «Яровит Моторс» обьявили о создании первого народного гибридного автомобиля в России.
Большой проект, огромные амбиции и … 150 миллионов долларов инвестиций. Для создания крупномасштабного проекта государственного значения такая сумма подходит также, как тысяча рублей для полноценного отдыха за границей: хватит только на такси до аэропорта.
Но, несмотря на все сомнения, PR-кампания бренда начала стремительно набирать обороты. В 2012 и 2013 годах уже не осталось автомобильной выставки, на которой не побывал концепт-кар «Ё-мобиля».
Но приближенные к компании предприниматели и бизнесмены знали: провал неминуем, даже не смотря на интересные технические решения и потенциально большой спрос на автомобиль.
Технические характеристики
Изначально задумка была в том, чтобы произвести три модели «Ё-мобиля»: трехдверное купе, кроссовер и фургон. Все автомобили должны были оснащаться электромотором, мощностью 50 кВт, роторным двигателем, способным работать как на бензине, так и на газовом топливе и питать электромотор. Сейчас такая же технология, например, используется в BMW i3 и некоторых других гибридах, но на тот момент, в 2011 году, это была революция.
Кузов автомобиля должен был стать «близким другом» белых мишек на Северном полюсе, где образуются озоновые дыры в атмосфере. Для него были выбраны экологически чистые и легкие материалы: полипропилен и АБС-пластик.
Джордж Оруэлл не знал, что такое бывает
Создание «Ё-мобиля» стало антиутопией с самого начала: заменить поршневой двигатель на роторный, дополнить его «умной» гибридной системой с электромотором и запихнуть это в сверхлегкий кузов и дополнить десятками новых технологических систем. И все это до 2013 года, то есть за полных 2 года!
То, над чем бьются мировые лидеры автопрома руководство компании решило провести за пару лет при инвестициях в 150 миллионов долларов.
Печальный закат «Ё-мобиля»
Почему печальный? Давайте подумаем вместе, что из себя представляет российский легковой автопром сейчас? Можете ли вы назвать новинку российского автопрома, которую хотели бы приобрести сами и ездить на ней каждый день? Lada Vesta? SW Cross? Что-то еще?
Даже Lada Priora не выдержала такой жизни и ушла с конвейера в середине весны 2018 года.
А теперь давайте перенесемся обратно в 2013 год. Тогда, 5 лет назад, «Ё-мобиль» должен был пройти сертификацию и в начале следующего года уже попасть на полноценное производство с объемом в 25 тысяч экземпляров, а в последствии и в 40 тысяч машин.
Он мог стать «народным автомобилем». Таким, по сравнению с которыми европейские малолитражки показались бы останками динозавров. Гибридный мотор, легкий кузов, высокие технологии — все это должно было стать надеждой отечественного автопрома для российского народа, но не стало.
В те же года наравне с «Ё-мобилем», свою PR-кампанию возобновила компания «Маруся», обещавшая возродить из пепла российский автопром и вывести Россию если не на лидирующие, то хотя бы на равные по сравнению с европейскими странами позиции на мировом рынке. Но ни тому, ни другому бренду не удалось вывести на рынок свои продукты.
7 апреля 2014 года стало роковым днем для «Ё-мобиля». Компания Михаила Прохорова продала институту НАМИ все наработки за 1 евро и объявила о намерении продать завод в Санкт-Петербурге.
После многочисленных появлений в новостных лентах, сам Прохоров уверял, что производство решили приостановить на пару лет для улучшения материальной базы и привлечения лучших умов мира к постройке «Ё-мобиля». А мы поверили, и ждем. Правда, сообщил он об этом в 2014 году.
https://somanyhorses.ru/istoriya-marki-yo-mobil-kak-zashel-zakat-rossijskogo-avtoproma/