Инвестиции в человеческий капитал — виды, особенности + ряд функций вклада в личность
Инвестиции в общем понимании — это вложение денег во что-то с целью получить прибыль через определенное или неопределенное время. В данном случае целью вклада будет личность. Сущность инвестиций в человеческий капитал — это средства, направленные на обучение и развитие индивидуума, повышение профессиональной квалификации и поддержание его здоровья.
Вложения такого вида имеют несколько другое значение, чем размещение активов в откровенно материальные ценности. Помимо чьего-то личного обогащения, здесь есть огромная социальная составляющая. Рынок труда, наполненный успешными, образованными и перспективными специалистами в состоянии вывести экономику на новый уровень, тогда как малообразованный, хилый по медицинским показателям социум – прямой путь к феодальному строю. Эту разницу легко заметить, если сравнить страны третьего мира, экономика которых направлена на добычу ископаемых, обширную агропромышленную деятельность, и развитую Европу, где все больше прав и свобод получает личность.
Сегодня мы зарабатываем благодаря этим фондам:
Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
- Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
- В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
- Не все вклады можно расценить как инвестиции.
- Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
- Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
- Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.
Окупаемость инвестиций в человеческий капитал считается довольно высокой при правильном выборе объекта
Ряд функций вклада в личность
Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:
- Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
- Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
- Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
- Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
- Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
- Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.
В скором времени инвестиции в человеческий капитал окупятся и начнут приносить плоды
Виды инвестиций в человеческий капитал
Человеческий капитал — это запас благ, при накоплении которого до определенного уровня появляется доходность.
Какие виды вкладов бывают:
- Образовательные расходы (имеется в виду общее, среднее, специальное образование).
- Здравоохранение: профилактические меры, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
- Мобильность, позволяющая людям свободно перемещаться, выбирая более оплачиваемую и потому более доходную работу.
Наиболее значимые инвестиции: в образование и здравоохранение. Они позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует формированию высококлассных специалистов , деятельность которых в совокупности в силах повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.
Инвестиции в образование можно разделить на:
- Формальные: общее, специальное и высшее образование, соответствующие установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и прочие, сопряженные с трудовой деятельностью.
- Неформальные — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.
Состояние здоровья субъекта также влияет на его работоспособность и на сохранность человеческого капитала
Есть еще одна, упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:
- Вещественные, воплощенные в людях. Это те материальные ценности, которые напрямую потрачены на формирование начального человеческого капитала, не включающие расходы на образование.
- Невещественные, воплощенные в людях. Это непосредственно знания, полученные индивидуумом, данные ему в школе, институте, на работе.
- Вещественные, не воплощенные в людях. Сюда относятся материальные инструменты инвестиций: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здравоохранении субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с кабинетами, классами, партами и прочим.
- Невещественные, не воплощенные в людях. Информационные базы, технологии, обучающие курсы, созданные для обучения субъекта.
При дальнейших инвестициях показатель прибыльности растет, но имеет определенный предел
Главными инвесторами в человеческий капитал выступают:
- Государство. Его роль велика и оно использует разные меры воздействия. К этому относятся обязательное среднее образование, медицинские осмотры и прививки. Чтобы на выходе получить образованных и здоровых граждан, будущих налогоплательщиков. Чем больше доход отдельного индивидуума, тем больше налога он сможет привнести в казну государства.
- Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также нужны особые навыки, которые и являются вкладом в данном случае. Это касается различных политических, религиозных и прочих организаций.
- Отдельные предприятия. Здесь имеется в виду обучение на производстве, чтобы будущий работник четко соответствовал необходимым требованиям работодателя. При этом зачастую происходит инвестирование в здравоохранение в виде трудовой страховки, а также различные премии и поощрения, вырабатывающие в сотруднике приверженность к предприятию, так называемый корпоративный дух. Так, работник будет чувствовать себя защищенным, трудиться в комфортных условиях, не помышляя о смене места работы.
- Домохозяйства. Индивидуальное инвестирование.
- Международные фонды.
- Образовательные учреждения.
В наше время личность является главной ценностью и на ее развитие следуют обратить пристальное внимание
«За» и «против» инвестиций в человеческий капитал
Отрицательные стороны
Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.
Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний , которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.
Положительные
Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков . Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.
Не секрет, что инвестиции в личность, это инертная составляющая
Вложение в личность в РФ
Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?
Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.
Именно в личностный рост стоит вкладывать активы , размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.
Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.
Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.
Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это г лавный показатель благосостояния нации . В развитых странах это не менее 55% от ВВП. На начало 90-х в нашей стране этот показатель был 23%, а в Штатах — 59%.
В данное время в России преобладает сырьевая направленность, в приоритете физический капитал, а вот личностное развитие игнорируется
В 2010 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен .
В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.
]]>
Теории человеческого капитала, Человеческий капитал в экономике: общий и специальный
Зарождение и развитие теории человеческого капитала
Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств.
Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.
В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.
Человеческий капитал
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Человеческий капитал в широком определении – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.
В XX в. была разработана теория «человеческого капитала». Заложенные до этого методологические основы и главные направления теории «человеческого капитала» были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др.
Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду» под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
- приобретенный запас знаний, умений, навыков;
- что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
- что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
- что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
- что человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
- и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности.
О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений формула человеческого капитала И. В. Ильинского:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК — человеческий капитал;
Ко — капитал образования;
Кз — капитал здоровья;
Кк — капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще.
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
- неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
- институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
Особенности человеческого капитала
Человеческий капитал считается интенсивным производительным фактором в экономическом развитии, развитии общества и семьи, который включает образованную часть трудового населения, а именно:
- Знания (интеллект), здоровье человека,
- инструменты умственного и управленческого труда,
- качество и производительность труда,
- среда обитания и рабочая обстановка.
Посредством человеческого капитала происходит формирование и развитие инновационной экономики, экономики знаний в качестве высшего этапа развития.
Классификация человеческого капитала
Человеческий капитал классифицируется на следующие типы:
- Индивидуальный ЧК,
- ЧК предприятия (Фирмы),
- ЧК нации (государства).
- человеческий капитал.
Также различают следующие виды капитала, из которых состоит национальное богатство:
- Физический капитал,
- Человеческий капитал,
- Интеллектуальный капитал,
- Природный капитал,
- Финансовый капитал и др.
Формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций, которые вкладываются в повышение уровня и качества жизни общества, в интеллектуальную деятельность человека. При этом не последнюю роль играет воспитание, уровень образования, услуги здравоохранения, предпринимательские способности и информационное обеспечение трудовой деятельности.
Человеческий капитал часто формируется за счет притока людей из других государств, соответственно, убывает он из-за оттока человеческих ресурсов за рубеж (что, например, можно наблюдать в современной России).
Человеческий капитал включает в себя инвестиции и отдачу от них в сферу интеллектуального труда и управления, а также инвестиционные вложения в среду функционирования капитала, что обеспечивает его эффективность.
Человеческий капитал – сложный и распределенный интенсивный фактор развития, который пронизывает всю экономическую жизнь общества. Он обеспечивает развитие и функционирование экономики, но может, напротив, замедлить экономическое развитие при низком качестве человеческого капитала.
По этой причине есть объективные методологические трудности при оценке отдельной экономической эффективности и производительности человеческого капитала, его вклада в рост валового внутреннего продукта и рост качества жизни.
Во всех видах экономической деятельности и управления специалисты определяют производительность и эффективность труда посредством человеческого капитала. При этом знания, качественное выполнение обязанностей, соответствующая квалификация персонала играет большую роль при эффективном функционировании и работе институтов и предприятий любой формы и вида.
Основными двигателями развития человеческого капитала являются:
- Инновации,
- Инвестиции,
- Конкуренция.
Формирование, накопление и развитие человеческого капитала
Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.
Чем большим потенциалом обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. Развитие человеческого потенциала России предполагает:
- создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды;
- повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Экономический рост в настоящее время зависит от степени формирования человеческого капитала, который представляет собой процесс расширения знаний, навыков и возможностей людей страны.
Формирование человеческого капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы жизненного цикла человека. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, возможно объединить в следующие группы:
- социально-демографическая,
- институциональная,
- интеграционная,
- социально-ментальная,
- экологическая,
- экономическая,
- производственная,
- демографическая,
- социально-экономическая.
Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе формируется в результате развития человеческого капитала, и прежде всего: образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. В целях обеспечения реализации функций финансовых рынков в части формирования человеческого капитала в России обеспечивается:
- повышение доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
- повышение информационной прозрачности и открытости рынка потребительского кредитования;
- расширение возможностей для использования гражданами образовательных кредитов;
- содействие повышению уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества;
- содействие развитию механизмов дополнительного пенсионного страхования.
Формирование человеческого капитала это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности. Таким образом, формирование человеческого капитала связано с инвестициями в человека и его развитие как творческого и продуктивного ресурсов.
Процесс формирования человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), это часто приводит к большему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений.
Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
- по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Таким образом, общество имеет решающее значение для формирования человеческого капитала.
Каждое поколение формирует свой человеческий капитал с нуля. Его формирование начинается до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет.
У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений.
На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда.
Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей.
Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии.
Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия.
Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.
Особенностью процесса формирования человеческого капитала явлеется то, что:
- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей;
- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.
Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда. Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала.
Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.
Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.
Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование.
Образованные люди обладают более высокими навыками и способны для эффективного выполнения своей работы, располагают более широким арсеналом средств для решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Они также лучше подходит для выполнения более сложной работы, которые часто связаны с более высоким уровнем заработной платы и большей экономической выгоды.
Государственные формы образования являются одним из важнейших средств формирования человеческого капитала среди малообеспеченных слоев населения. Люди из малообеспеченных слоев населения, не имея доступа к физическим и финансовым ресурсам, имея при этом высокую стоимость собственного человеческого капитала, приобретают возможность зарабатывать и влиять на уровень и качество жизни.
Страны могут инвестировать в государственные школы, а также в повышение образования взрослых, чтобы пользоваться этими преимуществами, а также помочь в формировании человеческого капитала.
Формирование человеческого капитала посредством образования и профессиональной подготовки способствует инвестициям, активизирует разработку и внедрение новых технологий и повышает производственную отдачу в расчете на одного работника.
Однако взаимосвязи между образованием, проблемой неравенства, созданием человеческого капитала и экономическим развитием и ростом носят весьма сложный характер и зачастую являются уникальными для условий той или иной страны.
Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала. Человеческий капитал может накапливаться до выхода человека на пенсию.
Накопление человеческого капитала, являясь эндогенным, отвечает на стимулы, связанные с изменением технологических знаний. Накопление человеческого капитала эндогенно стремится к нулю за некоторое время до выхода на пенсию. Пожилые работники имеют низкую мотивацию к профессиональной подготовке (переподготовке).
Развитые страны имеют больше финансовых ресурсов для инвестиций в накопление человеческого капитала. В менее развитых странах производительность труда очень низкая. Чтобы увеличить этот потенциал существует необходимость формирования человеческого капитала. В развивающихся странах формирование человеческого капитала осуществляется предоставлением государственных услуг по внедрению новых методов производства и созданием системы образования.
Развитие человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни:
- рост доходов,
- хорошие дороги,
- благоустроенные дворы,
- современные медицинские и образовательные услуги,
- а также культурная среда.
Состояние человеческого капитала в наименее развитых странах отражается в показателях Индекса человеческого капитала, связанные с уровнем образования, здравохранения и питания:
- процентная доля населения, не получающего достаточного питания;
- показатель смертности среди детей в возрасте до пяти лет;
- общий показатель обучения детей в средней школе;
- показатель грамотности среди взрослого населения.
Взаимодополняемость человеческого и физического капитала в экономике ведет к ускорению инвестиций в человеческий и физический капитал в долгосрочной перспективе.
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 – 15 лет будут базовые отрасли
- промышленности,
- транспорта,
- строительства,
- аграрного сектора.
Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.
Увеличение продуктивных качеств трудовых ресурсов может быть увеличено путем предоставления более высокого уровня образования и навыков.
Формирование человеческого капитала повышает доход, уровень и качество жизни людей, а также является важным фактором повышения эффективности труда.
Стадии жизни и человеческий капитал
Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов.
На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом.
Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал.
Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату.
Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.
Современные тенденции развития человеческого капитала
Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.
Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века.
В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов.
Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.
Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.
Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.
Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.
Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров.
Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.
Замечание 1
Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.
Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала.
Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.
Замечание 2
Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.
Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса.
Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. Причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.
В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.
Замечание 3
Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.