Ё-мобиль. Это фиаско, «братан»!
Испокон веков, Россия-матушка славилась блистательными умами и богатейшими недрами, но для того, чтобы из этих недр получался высококачественный продукт, необходимо, что бы эти блистательные умы имели к ним доступ. К чему все это? А к тому. Чтобы запустить производство революционных автомобилей, мало знать как выкопать никелевую руду из земли. Необходима плодотворная, многолетняя работа высококвалифицированных инженеров и конструкторов, светил в области автомобилестроения и высоких современных технологий. Высокотехнологичное оборудование, правильно настроенная логистика, маркетинговые исследования и бла, бла, бла… И что мы имеем в итоге — два пылящихся Ё-мобиля на территории индустриального парка Марьино (Санкт-Петербург) и еще один поломанный экземпляр в гараже В.В. Жириновского (а может он уже и на свалке или в музее «Поле чудес»). А как красиво и душевно все начиналось.
Ё-мобиль — рождение легенды
В 2010 году один молодой амбициозный «гений, миллиардер, плейбой, филантроп», а нет, это про другого миллионера, но не важно. В общем, товарищ М.Д. Прохоров объявил о создании народного инновационного автомобиля, цена которого не превысит 500 тысяч рублей в максимальной комплектации. Громкие овации и рукоплескания, публика будто сошла сума, более 200 тысяч предзаказов. Но что там такое, что за чудо возжелал явить миру сей человек?
Ё-мобиль в деталях
Потенциальному потребителю было предложено то, что до сели не решались предлагать другие отечественные промышленники — современный высокотехнологичный продукт по доступной цене, который обладает простым, и в то же время, футуристическим дизайном с богатым оснащением. Под капотом должен был скрываться гибридный двигатель, состоящий из электроустановки и роторно-лопастного двигателя внутреннего сгорания, сам кузов изготавливался из армированного полипропилена. И наконец, автомобиль должен был представлять один большой гаджет с максимальным количеством полезных «ништяков» включая запуск двигателя при помощи кредитной карты, которая позволяла сделать автомобиль коллективным. Аналогично системе каршеринга, которая успешно действует во многих крупных городах разных стран, в том числе и в Москве.
Ё-мобиль — это совместный проект инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» (Россия) и «ЯРОВИТ-Моторс» (Россия-Белоруссия). Над ним работали как российский специалисты, так и инженеры-дизайнеры из Республики Беларусь. Окраска тоже была выбрана не случайно, сочетание двух цветов символизировало гибридность и содружество братских народов. На первых порах планировалось выпустить городской семейный хэтчбек и внедорожный спорт-купе для молодежи. К концу года были изготовлены опытные образцы предназначавшиеся для презентации. Каркас был изготовлен из стали, в качестве двигателя был установлен двухцилиндровый четырехтактный немецкий мотор от компании Weber.
Первые сложности
И вот судно с революционной идеей начало свое плавание и первый же риф существенно «покорежил обшивку», им оказались реалии разработки нового автомобиля на «выжженной земле». Во-первых, создание подобного автомобиля проблематичная затея, даже для передового автоконцерна с опытными инженерами, конструкторами и рабочими. Во-вторых, на каждый новый проект необходимо закладывать определенное время и если сегодня это новинка, то через 2-3 года уже устаревшая модель. В связи с этим была отвергнута идея коллективного автомобиля. Затем поставщики подвели с партией полипропилена, поэтому корпус решили изготовить из стали с пластиковыми кузовными панелям, идея инновационного дизайна тоже постепенно растворилась в воздухе и во внешнем облике стали проявляться знакомые нотки от разных автомобилей.
Наступила очередь роторно-лопастного двигателя, идея создания которого, тоже легла под сукно, несмотря на уже имеющиеся некоторые наработки. Сказать по правде, массовое производство роторно-лопастных двигателей в России на фоне скудной материально-технической базы, идея утопичная. То же самое можно сказать про армированный полипропилен, который партнеры не поставили вовремя. И это было только начало.
Проект Ё-мобиль — Round 2!
«Но наш герой — не сдается! Слезы утри!
По жизни идет и смеется! Вот он, смотри!» (Ума Турман)
И вправду не было печали, да роторно-лопастной двигатель поменяли на стандартный 1,4 литра и 75 л.с. от Фиата. Но не так же страшно, ведь кузов изготовлен из сверхлегких материалов и ДВС будет катапультировать автомобиль без особых проблем, но не тут то было. Поставщики подвели, а значит материалы будут использованы относительно тяжелые и местного производства. Но и в этом есть свои плюсы, свои материалы — цена ниже. Снова нет. Ценник подскочил тут же, из обещанного диапазона от 320 до 480 тысяч стрелка неумолимо перемещалась в большую сторону. Это и был второй риф, проделавший пробоину, заткнуть которую будет проблематично. Уникальное торговое предложение практически полностью рассыпалось.
Печаль подбавили нарушенные сроки строительства производственных площадок и поставки оборудования (станков, роботов и прочего). Так к 2014 году, сроку когда официально должен был начаться серийный выпуск автомобилей на территории были пустые помещения и одна прессформа для изготовления пластиковых кузовных панелей (она до сих пор там стоит). Так же не был решен вопрос с испытаниями в аэродинамической трубе и не был построен тест-трек.
Дальше в игру вступили имперские амбиции руководства нашей страны, «Крым наш», санкции, обвал нефтяных котировок, рухнувший рубль и как итог взлетевшие цены на оборудование и материалы (они все импортные). По самым скромным подсчетам цена автомобиля при новых условиях достигала миллиона рублей, а это ни как не вяжется с «народным» автомобилем. В этом же году из остатков былой роскоши был собран Ё-мобиль для Жириновского полностью на электрической тяге, у которого, в последствии, осыпался аккумулятор.
Мораль
Проект Ё-мобиль весьма одиозный и очень нужный для нашей страны и он мог быть реализован, к тому же деньги были, так как М.Прохоров — это не телеведущий Фоменко со своей Марусей, которая отчасти сыграла на руку Ё-мобилю. Эйфория и вера в будущее отечественного автопрома, которую раскачал Фоменко, подхлестнуло интерес к народному инновационному автомобилю. И если в случае с Фоменко не хватило ресурсов, то у Прохорова не хватило воли и терпения. Проекты подобного толка не подразумевают скорой отдачи, они рассчитаны на долгосрочные инвестиции, приносящие плоды через 7-8-10 лет. Тем более что первоначальных вложений было относительно немного, порядка 150 миллионов $. Как сказал один экономист в своем интервью, для российского бизнесмена если прибыль не 300% и не завтра, то проект не интересен. В итоге техническая документация Ё-мобиля была продана за 1 Евро в НАМИ, подобно проекту Маруся.
История создания Ё-мобиль, последние новости проекта, обзор автомобиля
Детище Михаила Прохорова – первый российский гибрид, названный ё-мобиль, сегодня вызывает массу вопросов. В разработку транспорта исключительно для городских поездок было вложено примерно 150 млн. евро. Громкие презентации, революционные технологии создавали все условия для реализации проекта. После провала в 2014 году наработки переданы за символическую плату, но осенью 2018 года белорусская НАН сообщила о создании аналогичной электрической силовой установки.
История «Ё-мобиля»
По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.
Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.
Интересно знать! Гибрид презентовался сразу в трех модификациях – фургон, кросс-купе и хэтчбэк.
Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?
2011 год
Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.
Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:
- революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
- запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
- отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
- рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.
Идея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.
2012 год
Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.
2013 год
В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.
В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.
В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.
2014 год
Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.
Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.
Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.
Интересно! Схожая с ё-мобилем судьба у проекта Николая Фоменко – спорткара «Маруся».
Основные характеристики машины
Ё-мобиль – отечественный автомобиль, поэтому стандартные эстетические критерии к нему неприменимы.
Узнаваемость и эргономичность
Каждый экземпляр уникален, ведь разработчикам хотелось продемонстрировать, что автомобиль – всего лишь средство передвижения по городу.
Расцветка, кузов и тренды тех лет
Базовая окраска модели – двойная. Колер дверных элементов и самих дверей, бампера спереди и дисков остается неизменным. Остальные детали доступны в нескольких оттенках. Транспорт, хоть и напоминает продукцию китайского автопрома, не является ее репликой.
Те, кто разработал и придумал концептуальный ё-мобиль, просто следовали модным фишкам:
- массивность переднего бампера;
- треугольные фары-противотуманки;
- высокий подъем кузова;
- задняя оптика – на светодиодах;
- выхлопные диффузоры врезаны в обвес сзади.
Кузовная часть кроссовера, фургона и хэтчбэка выполнены из композитов. Единый стандарт рамы обеспечивал скорость модульной сборки при серийном производстве. Транспорт позиционировался как народный проект, но диски на 16 дюймов, резина Run-Flat существенно повышали его стоимость.
Внешность и приборная панель
Назначение серийной модели – эксплуатация исключительно в условиях города. Клиренс кросс-купе достигал 200 мм, а фургона и хэтчбека – 170 мм. Приборная панель – минималистична и выглядит достаточно нестандартно:
- два центральных дисплея;
- рулевое колесо со множеством функций;
- замена ручек управления передачей кнопками на подлокотниках – назад и вперед;
- стояночный тормоз в виде кнопки с маркировкой «Р».
Для медийной системы предусматривался выход в Интернет.
Интерьер салона
Внутренняя отделка салона выполнена в аналогичной кузову расцветке. Водительское и переднее пассажирское сиденья с боковой поддержкой комфортны. Задний диван хэтчбека рассчитан на троих пассажиров, кросс-купе – на двоих. Минус задних мест – всего два подлокотника.
У хэтчбэка багажнику отводится 230 л, но, сложив сиденья, можно увеличить его объем до 1100 л. Фургон планировался с кабиной на 2 места, грузовым отсеком на 4 куба, куда можно вместить европалет. Грузоподъемность модели — 750 кг.
Особенности, которые обещали создатели ё-мобиля и проекта
Пресловутый двухтопливный роторно-лопастный двигатель – самая известная фишка, которую так и не реализовали. Концепты оснастили двигателями от Fiat. Производители акцентировали и на других технических характеристиках:
- запасе хода – 700 км на ДВС, 2 км – на моторе;
- наличии ESP, ABS, опции круиз-контроля;
- электрической трансмиссии с приводом постоянного полного или переднего типа;
- системе климат-контроля;
- полипропиленовый кузов;
- одновременное размещение в багажнике запаски и ГБУ;
- концепт машины-гаджета с минимумом проводки;
- радикальный дизайн, а не копию известных брендов;
- емкости бензобака 20 л и метанового баллона 14 кубометров.
Главным источником энергии планировалось сделать ДС, работающий в сцепке с генератором. Ток от выработки поступал в суперконденсатор и подавался на два мотора. Они могли вращать колеса по постоянному полноприводному принципу.
Планы и их выполнение
Производители планировали несколько действий, выполнение которых наглядно представлено в таблице.
Идея | Срок | Состояние | Информация на сегодня |
---|---|---|---|
Окончание ресурсных тестов двигателя роторно-лопастного типа | Лето 2011 | Не готово | Сведений об использовании детали нет. |
Старт производства серийной партии ё-авто для тестирования и эксплуатации | Ноябрь 2011 | Не готово | Прототипы не производятся, сроки перенесены на зиму 2012. |
Окончание эксплуатационно-сертификационных тестов | Апрель 2011 | Не готово | Сведений о проведении тестов нет. |
Старт изготовления машины на первом заводе | 1 сентября 2012 | Не готово | Строительство завода не начато. Машины не производятся. |
Серийный выпуск 25 тыс. авто | До окончания 2012 | Не готово | Строительство завода не начато. Машины не производятся. |
Открытие первого завода по серийному выпуску | Конец 01-02. 2013 | Не готово | Сроки строительных работ перенесены на 2014. Машины не производятся, хотя старт выпуска перенесен на 2015. |
Начало серийного выпуска | Март 2015 | Не готово | В Белоруссии выпущены прототипы, построенные в 2010-2014. Планируется 2 модификации – для города и села. |
Современный и маневренный – таким должен быть уникальный ё-мобиль, но почему же нашумевший проект закрыли? Оппоненты Прохорова связывают старт концепт-кара с пиаром перед президентскими и парламентскими выборами. Эксперты отмечают экономическую нестабильность, отсутствие опыта и завышенные амбиции производителя. Политологи говорят о санкциях в связи с Крымским вопросом, финансисты – о скачках валют. Но все, кто высказывается по поводу ё-авто, единогласны в отношении уникальности, востребованности, прибыльности и окупаемости проекта.
Стоимость Ё-мобиля
Изначально ё-мобиль презентовали только на фото и выставках, а начальная цена 300 тыс. руб. казалась потенциальным покупателям недорогой. Через некоторое время серийный транспорт планировалось продавать за 360 тыс. руб.
Разработчики приходили к новым цифрам. Последней заявленной стоимостью была 450 тыс. руб. за полноприводную модель с двухтопливной установкой. Доукомплектованный вариант должен был стоить 490 тыс. руб.
В Сети есть интересная информация: ё-мобиль, о котором редко слышно последние новости, неизвестный пользователь в 2018 году предлагал по 5 млн. руб. Правда, речь шла о концептах.
Интересно! Конечный результат проекта – продажа разработок Институту НАМИ за 1 евро.
Критика проекта
Нашумевшую машину критиковали на этапе проекта и после его окончания. Пользователи и общественные деятели отмечали несколько моментов:
- склонность Михаила Прохорова к авантюрным и неликвидным проектам;
- авторы идеи начитались концептов на зарубежных сайтах, но не понимали длительности их практического внедрения;
- большинство технологий не апробированы в автопроме;
- ходовые параметры рассчитаны на идеальную эксплуатацию, в реальной жизни мощности конденсатора не хватит;
- двигатель Fiat – зарубежный, что противоречит планам использовать 90 % отечественных комплектующих;
- изменение внешности кроссовера после его презентации во Франкфурте;
- постоянное смещение сроков открытия завода и старта производства;
- излишняя шумиха вокруг машины с теоретически окупаемым видом;
- приоритетность для компании процесса, а не результата;
- препятствование существующих брендов к появлению столь сильного конкурента.
Неофициальные источники заявляют, что ё-мобиль показался Прохорову провальным после выяснения его реальной себестоимости в 1 млн. руб.
Не апробированные технологии: вместо заключения
Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…
Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).
Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.
Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.
https://autoburum.com/blog/714-jo-mobil-eto-fiasko-bratan
https://nahybride.ru/marki/e-mobil/poslednie-novosti-o-yo-mobile