Инвестиционный проект ё мобиль

Ё-мобиль. Это фиаско, «братан»!

Испокон веков, Россия-матушка славилась блистательными умами и богатейшими недрами, но для того, чтобы из этих недр получался высококачественный продукт, необходимо, что бы эти блистательные умы имели к ним доступ. К чему все это? А к тому. Чтобы запустить производство революционных автомобилей, мало знать как выкопать никелевую руду из земли. Необходима плодотворная, многолетняя работа высококвалифицированных инженеров и конструкторов, светил в области автомобилестроения и высоких современных технологий. Высокотехнологичное оборудование, правильно настроенная логистика, маркетинговые исследования и бла, бла, бла… И что мы имеем в итоге — два пылящихся Ё-мобиля на территории индустриального парка Марьино (Санкт-Петербург) и еще один поломанный экземпляр в гараже В.В. Жириновского (а может он уже и на свалке или в музее «Поле чудес»). А как красиво и душевно все начиналось.

Ё-мобиль — рождение легенды

В 2010 году один молодой амбициозный «гений, миллиардер, плейбой, филантроп», а нет, это про другого миллионера, но не важно. В общем, товарищ М.Д. Прохоров объявил о создании народного инновационного автомобиля, цена которого не превысит 500 тысяч рублей в максимальной комплектации. Громкие овации и рукоплескания, публика будто сошла сума, более 200 тысяч предзаказов. Но что там такое, что за чудо возжелал явить миру сей человек?

Ё-мобиль в деталях

Потенциальному потребителю было предложено то, что до сели не решались предлагать другие отечественные промышленники — современный высокотехнологичный продукт по доступной цене, который обладает простым, и в то же время, футуристическим дизайном с богатым оснащением. Под капотом должен был скрываться гибридный двигатель, состоящий из электроустановки и роторно-лопастного двигателя внутреннего сгорания, сам кузов изготавливался из армированного полипропилена. И наконец, автомобиль должен был представлять один большой гаджет с максимальным количеством полезных «ништяков» включая запуск двигателя при помощи кредитной карты, которая позволяла сделать автомобиль коллективным. Аналогично системе каршеринга, которая успешно действует во многих крупных городах разных стран, в том числе и в Москве.

Ё-мобиль — это совместный проект инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» (Россия) и «ЯРОВИТ-Моторс» (Россия-Белоруссия). Над ним работали как российский специалисты, так и инженеры-дизайнеры из Республики Беларусь. Окраска тоже была выбрана не случайно, сочетание двух цветов символизировало гибридность и содружество братских народов. На первых порах планировалось выпустить городской семейный хэтчбек и внедорожный спорт-купе для молодежи. К концу года были изготовлены опытные образцы предназначавшиеся для презентации. Каркас был изготовлен из стали, в качестве двигателя был установлен двухцилиндровый четырехтактный немецкий мотор от компании Weber.

Первые сложности

И вот судно с революционной идеей начало свое плавание и первый же риф существенно «покорежил обшивку», им оказались реалии разработки нового автомобиля на «выжженной земле». Во-первых, создание подобного автомобиля проблематичная затея, даже для передового автоконцерна с опытными инженерами, конструкторами и рабочими. Во-вторых, на каждый новый проект необходимо закладывать определенное время и если сегодня это новинка, то через 2-3 года уже устаревшая модель. В связи с этим была отвергнута идея коллективного автомобиля. Затем поставщики подвели с партией полипропилена, поэтому корпус решили изготовить из стали с пластиковыми кузовными панелям, идея инновационного дизайна тоже постепенно растворилась в воздухе и во внешнем облике стали проявляться знакомые нотки от разных автомобилей.

Наступила очередь роторно-лопастного двигателя, идея создания которого, тоже легла под сукно, несмотря на уже имеющиеся некоторые наработки. Сказать по правде, массовое производство роторно-лопастных двигателей в России на фоне скудной материально-технической базы, идея утопичная. То же самое можно сказать про армированный полипропилен, который партнеры не поставили вовремя. И это было только начало.

Проект Ё-мобиль — Round 2!

«Но наш герой — не сдается! Слезы утри!
По жизни идет и смеется! Вот он, смотри!» (Ума Турман)

И вправду не было печали, да роторно-лопастной двигатель поменяли на стандартный 1,4 литра и 75 л.с. от Фиата. Но не так же страшно, ведь кузов изготовлен из сверхлегких материалов и ДВС будет катапультировать автомобиль без особых проблем, но не тут то было. Поставщики подвели, а значит материалы будут использованы относительно тяжелые и местного производства. Но и в этом есть свои плюсы, свои материалы — цена ниже. Снова нет. Ценник подскочил тут же, из обещанного диапазона от 320 до 480 тысяч стрелка неумолимо перемещалась в большую сторону. Это и был второй риф, проделавший пробоину, заткнуть которую будет проблематично. Уникальное торговое предложение практически полностью рассыпалось.

Вам будет интересно  Банковские инвестиции, Виды и источники банковских инвестиций

Печаль подбавили нарушенные сроки строительства производственных площадок и поставки оборудования (станков, роботов и прочего). Так к 2014 году, сроку когда официально должен был начаться серийный выпуск автомобилей на территории были пустые помещения и одна прессформа для изготовления пластиковых кузовных панелей (она до сих пор там стоит). Так же не был решен вопрос с испытаниями в аэродинамической трубе и не был построен тест-трек.

Дальше в игру вступили имперские амбиции руководства нашей страны, «Крым наш», санкции, обвал нефтяных котировок, рухнувший рубль и как итог взлетевшие цены на оборудование и материалы (они все импортные). По самым скромным подсчетам цена автомобиля при новых условиях достигала миллиона рублей, а это ни как не вяжется с «народным» автомобилем. В этом же году из остатков былой роскоши был собран Ё-мобиль для Жириновского полностью на электрической тяге, у которого, в последствии, осыпался аккумулятор.

Мораль

Проект Ё-мобиль весьма одиозный и очень нужный для нашей страны и он мог быть реализован, к тому же деньги были, так как М.Прохоров — это не телеведущий Фоменко со своей Марусей, которая отчасти сыграла на руку Ё-мобилю. Эйфория и вера в будущее отечественного автопрома, которую раскачал Фоменко, подхлестнуло интерес к народному инновационному автомобилю. И если в случае с Фоменко не хватило ресурсов, то у Прохорова не хватило воли и терпения. Проекты подобного толка не подразумевают скорой отдачи, они рассчитаны на долгосрочные инвестиции, приносящие плоды через 7-8-10 лет. Тем более что первоначальных вложений было относительно немного, порядка 150 миллионов $. Как сказал один экономист в своем интервью, для российского бизнесмена если прибыль не 300% и не завтра, то проект не интересен. В итоге техническая документация Ё-мобиля была продана за 1 Евро в НАМИ, подобно проекту Маруся.

История создания Ё-мобиль, последние новости проекта, обзор автомобиля

фотография е мобиля

Детище Михаила Прохорова – первый российский гибрид, названный ё-мобиль, сегодня вызывает массу вопросов. В разработку транспорта исключительно для городских поездок было вложено примерно 150 млн. евро. Громкие презентации, революционные технологии создавали все условия для реализации проекта. После провала в 2014 году наработки переданы за символическую плату, но осенью 2018 года белорусская НАН сообщила о создании аналогичной электрической силовой установки.

История «Ё-мобиля»

По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.

Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.

Интересно знать! Гибрид презентовался сразу в трех модификациях – фургон, кросс-купе и хэтчбэк.

история е мобиля фото

Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?

2011 год

Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.

Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:

  • революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
  • запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
  • отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
  • рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.

е мобиль фото сзади

Идея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.

Вам будет интересно  Самые недооцененные акции российских компаний 2020 с потенциалом роста - Стратегии, индикаторы, роботы, сигналы, аналитика и прогнозы для начинающих

2012 год

е мобиль 2012

Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.

2013 год

фото е мобиля 2013

В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.

В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.

В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.

2014 год

Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.

Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.

Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.

Интересно! Схожая с ё-мобилем судьба у проекта Николая Фоменко – спорткара «Маруся».

фото автомобиля Маруся

Основные характеристики машины

Ё-мобиль – отечественный автомобиль, поэтому стандартные эстетические критерии к нему неприменимы.

Узнаваемость и эргономичность

Каждый экземпляр уникален, ведь разработчикам хотелось продемонстрировать, что автомобиль – всего лишь средство передвижения по городу.

Расцветка, кузов и тренды тех лет

дизайн е мобиля

Базовая окраска модели – двойная. Колер дверных элементов и самих дверей, бампера спереди и дисков остается неизменным. Остальные детали доступны в нескольких оттенках. Транспорт, хоть и напоминает продукцию китайского автопрома, не является ее репликой.

Те, кто разработал и придумал концептуальный ё-мобиль, просто следовали модным фишкам:

  • массивность переднего бампера;
  • треугольные фары-противотуманки;
  • высокий подъем кузова;
  • задняя оптика – на светодиодах;
  • выхлопные диффузоры врезаны в обвес сзади.

Кузовная часть кроссовера, фургона и хэтчбэка выполнены из композитов. Единый стандарт рамы обеспечивал скорость модульной сборки при серийном производстве. Транспорт позиционировался как народный проект, но диски на 16 дюймов, резина Run-Flat существенно повышали его стоимость.

Внешность и приборная панель

Назначение серийной модели – эксплуатация исключительно в условиях города. Клиренс кросс-купе достигал 200 мм, а фургона и хэтчбека – 170 мм. Приборная панель – минималистична и выглядит достаточно нестандартно:

  • два центральных дисплея;
  • рулевое колесо со множеством функций;
  • замена ручек управления передачей кнопками на подлокотниках – назад и вперед;
  • стояночный тормоз в виде кнопки с маркировкой «Р».

Для медийной системы предусматривался выход в Интернет.

Интерьер салона

интерьер е мобиля

Внутренняя отделка салона выполнена в аналогичной кузову расцветке. Водительское и переднее пассажирское сиденья с боковой поддержкой комфортны. Задний диван хэтчбека рассчитан на троих пассажиров, кросс-купе – на двоих. Минус задних мест – всего два подлокотника.

У хэтчбэка багажнику отводится 230 л, но, сложив сиденья, можно увеличить его объем до 1100 л. Фургон планировался с кабиной на 2 места, грузовым отсеком на 4 куба, куда можно вместить европалет. Грузоподъемность модели — 750 кг.

Особенности, которые обещали создатели ё-мобиля и проекта

Пресловутый двухтопливный роторно-лопастный двигатель – самая известная фишка, которую так и не реализовали. Концепты оснастили двигателями от Fiat. Производители акцентировали и на других технических характеристиках:

  • запасе хода – 700 км на ДВС, 2 км – на моторе;
  • наличии ESP, ABS, опции круиз-контроля;
  • электрической трансмиссии с приводом постоянного полного или переднего типа;
  • системе климат-контроля;
  • полипропиленовый кузов;
  • одновременное размещение в багажнике запаски и ГБУ;
  • концепт машины-гаджета с минимумом проводки;
  • радикальный дизайн, а не копию известных брендов;
  • емкости бензобака 20 л и метанового баллона 14 кубометров.
Вам будет интересно  Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта Основные положения - в истории финансов и экономики

Главным источником энергии планировалось сделать ДС, работающий в сцепке с генератором. Ток от выработки поступал в суперконденсатор и подавался на два мотора. Они могли вращать колеса по постоянному полноприводному принципу.

Планы и их выполнение

Производители планировали несколько действий, выполнение которых наглядно представлено в таблице.

Идея Срок Состояние Информация на сегодня
Окончание ресурсных тестов двигателя роторно-лопастного типа Лето 2011 Не готово Сведений об использовании детали нет.
Старт производства серийной партии ё-авто для тестирования и эксплуатации Ноябрь 2011 Не готово Прототипы не производятся, сроки перенесены на зиму 2012.
Окончание эксплуатационно-сертификационных тестов Апрель 2011 Не готово Сведений о проведении тестов нет.
Старт изготовления машины на первом заводе 1 сентября 2012 Не готово Строительство завода не начато. Машины не производятся.
Серийный выпуск 25 тыс. авто До окончания 2012 Не готово Строительство завода не начато. Машины не производятся.
Открытие первого завода по серийному выпуску Конец 01-02. 2013 Не готово Сроки строительных работ перенесены на 2014. Машины не производятся, хотя старт выпуска перенесен на 2015.
Начало серийного выпуска Март 2015 Не готово В Белоруссии выпущены прототипы, построенные в 2010-2014. Планируется 2 модификации – для города и села.

Современный и маневренный – таким должен быть уникальный ё-мобиль, но почему же нашумевший проект закрыли? Оппоненты Прохорова связывают старт концепт-кара с пиаром перед президентскими и парламентскими выборами. Эксперты отмечают экономическую нестабильность, отсутствие опыта и завышенные амбиции производителя. Политологи говорят о санкциях в связи с Крымским вопросом, финансисты – о скачках валют. Но все, кто высказывается по поводу ё-авто, единогласны в отношении уникальности, востребованности, прибыльности и окупаемости проекта.

Стоимость Ё-мобиля

Изначально ё-мобиль презентовали только на фото и выставках, а начальная цена 300 тыс. руб. казалась потенциальным покупателям недорогой. Через некоторое время серийный транспорт планировалось продавать за 360 тыс. руб.

Разработчики приходили к новым цифрам. Последней заявленной стоимостью была 450 тыс. руб. за полноприводную модель с двухтопливной установкой. Доукомплектованный вариант должен был стоить 490 тыс. руб.

В Сети есть интересная информация: ё-мобиль, о котором редко слышно последние новости, неизвестный пользователь в 2018 году предлагал по 5 млн. руб. Правда, речь шла о концептах.

Интересно! Конечный результат проекта – продажа разработок Институту НАМИ за 1 евро.

Критика проекта


Нашумевшую машину критиковали на этапе проекта и после его окончания. Пользователи и общественные деятели отмечали несколько моментов:

  • склонность Михаила Прохорова к авантюрным и неликвидным проектам;
  • авторы идеи начитались концептов на зарубежных сайтах, но не понимали длительности их практического внедрения;
  • большинство технологий не апробированы в автопроме;
  • ходовые параметры рассчитаны на идеальную эксплуатацию, в реальной жизни мощности конденсатора не хватит;
  • двигатель Fiat – зарубежный, что противоречит планам использовать 90 % отечественных комплектующих;
  • изменение внешности кроссовера после его презентации во Франкфурте;
  • постоянное смещение сроков открытия завода и старта производства;
  • излишняя шумиха вокруг машины с теоретически окупаемым видом;
  • приоритетность для компании процесса, а не результата;
  • препятствование существующих брендов к появлению столь сильного конкурента.

Неофициальные источники заявляют, что ё-мобиль показался Прохорову провальным после выяснения его реальной себестоимости в 1 млн. руб.

Не апробированные технологии: вместо заключения

Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…

Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).

Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.

Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.

https://autoburum.com/blog/714-jo-mobil-eto-fiasko-bratan
https://nahybride.ru/marki/e-mobil/poslednie-novosti-o-yo-mobile