Примеры расчета инвестиционных проектов
Структура и расчёт инвестиционного проекта во многом зависит от его специфики, сферы реализации, характера проекта (наличия инновационной идеи или простого расширения производства) и других факторов. В проектах, связанных с реорганизацией производства, баланс даты запуска определяется текущим финансовым состоянием – фактором, непосредственно влияющим на направление инвестиционного проекта, наполненность денежных потоков. В инвестиционных проектах должны присутствовать:
- краткое описание сути предложения (резюме) с детализацией основных конкурентных возможностей проекта,
- характеристики компании-инициатора и требования к возможным участникам процесса со стороны инвестора,
- идейная сущность проекта и отличительные черты предпочитаемого инвестиционного варианта,
- анализ рынков производства и сбыта,
- перечень мероприятий, необходимых для реализации проекта,
- описание формы и объёмов инвестиций, а также ожидаемой финансовой отдачи с указанием сроков,
- оценка рисков.
Ниже приведены несколько инвестиционных проектов в примерах с расчётами: образец типичного проекта в энергетической отрасли, инновационный проект с научно-исследовательским предложением в транспортной отрасли и специфический проект по созданию деревообрабатывающего предприятия.
Содержание статьи
Энергетическая отрасль: пример инвестиционного проекта
Наименование: Инвестиционный проект снабжения потребителей тепло- и электроэнергией из независимых источников.
Ключевая идея: Обеспечение потребителей энергией с поступлением её из независимых источников. В продвижении идеи инициатор основывается на том, что современные технологии в совместном производстве электрической и тепловой энергий повысят её качество и снизят стоимость производства за счёт следующих факторов:
- Совмещение производства двух видов энергии.
- Отсутствие потерь энергии при передаче.
Суть идеи: Совмещённое производство «электроэнергия + тепловая энергия» позволяет использовать всё тепло, которое выделяется приводом генератора. Это становится возможным благодаря встраиванию теплообменников в конструкцию двигателя. Они позволяют нагревать воду в сети в заданном тепловом режиме. КПД при этом составляет 90-92% (где 48-50% – это тепловая энергия, а 40-42% – электрическая). При такой совмещённой технологии существенно снижается удельный расход топлива и уменьшается экологическое загрязнение. Поскольку производимая энергия и потребляется в месте производства, её потери минимальны. У инициатора проекта есть возможность построить газопоршневые мини-ТЭС с тепловой мощностью 14,55 МВт и мощностью 15,98 МВт.
Обоснование выбора оборудования и технологии: В проекте предпочтительно использовать GE Jenbacher 612, у которого:
- 0,4 кВ – напряжение генератора,
- 2002 кВт/ час – единичная электромощность,
- 1842 кВт/ час – единичная тепловая мощность,
- 48,2% – электрический КПД,
- 43,9% – тепловой КПД,
- 92,1% – общий КПД.
В настоящий момент существуют 2 способа генерации энергии с применением природного газа, где в первом случае применяются газотурбинные установки, а в другом – газопоршневые. Для данного проекта предпочтительнее газопоршневые, поскольку:
- КПД газовых турбин заметно ниже, чем механический КПД газовых двигателей.
- Электрический КПД газового двигателя выше и стабильнее.
- Высокий электрический КПД сохраняется даже при высоких температурных показателях воздуха.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что инвестиции под проект с использованием газопоршневых электростанций ниже, чем под проект с турбинным аналогом.
Анализ рынка: При выборе производителя оборудования предпочтение отдаётся компании GE Jenbacher, поскольку она, входя в концерн General Electric, лидирует на рынке со своими газовыми двигателями.
- Общий ресурс установок этой компании – свыше 240 тыс. часов, а до капитального ремонта – более 60 тыс. часов.
- За всё время существования компании не было случая отзыва бракованной продукции.
- Наличие автоматизации процессов.
- Возможность увеличения мощности станции с помощью модульного подхода при согласовании работы неограниченного количества блоков.
- Простая и дешёвая модель адаптации под новый состав газа.
- Высокий класс обслуживания с присутствием дочерней сервисной компании на территории РФ.
Отечественные поставщики оборудования работают в сегменте рынка, уступающем в качестве продукции и уровне сервиса компании GE Jenbacher, которая, несмотря на более высоки цены, занимает 52% российского рынка.
Расчёт экономической эффективности в таблицах:
Эффективность инвестиционного проекта по годам:
Выгоды проекта:
Предлагаемый инвестиционный проект предприятия, будет способствовать росту капитала и стимулированию объёмов продаж энергоресурсов.
Пример инновационного инвестиционного проекта
Капиталоёмкий и долгосрочный инновационный инвестиционный проект рассматривается на примере разработки и внедрения струнного транспорта, спроектированного академиком Юницким путём проведения сложных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Наименование: Струнный транспорт: разработка и коммерческое использование.
Ключевая идея: Планомерное системное создание стоимости за счёт научно-технических инноваций при внедрении струнного транспорта (рельсового автомобиля) на двух струнах.
Суть инновационной идеи: Рельсовый автомобиль, который известен как струнный транспорт Юницкого (СТЮ), – это средство передвижения на стальных колёсах для грузовых и пассажирских перевозок, которое передвигается по струнам-рельсам, закреплённым на опорах. Работы по реализации проекта ведутся с 1977 года, но наиболее активно – с 1998 года. На данный момент, возможность инновационных внедрений у отраслевых экспертов не вызывает сомнения.
Разработчик идеи А. Э. Юницкий, академик РАН, известен как автор свыше 100 изобретений. Результаты научно-технических инноваций по СТЮ защищены 37 патентами. В целом по теме опубликовано 5 монографий, 50 очерков, 26 статей и докладов, 10 телевизионных репортажей. За 27 лет развития идеи СТЮ была создана школа, представленная специалистами в разных странах.
Обоснование преимуществ:
СТЮ как пассажирский и грузовой транспорт по сравнению с другими видами обладает следующими преимуществами:
- низкая себестоимость возведения трасс и низкий удельный расход материалов,
- высокие потребительские качества при низких эксплуатационных издержках,
- отменные экологические характеристики,
- возможность прокладки трасс в труднодоступных районах с меньшим изъятием земли под их возведение,
- высокая пропускная способность.
По технической простоте и исполнению СТЮ выгодно отличается от транспортных систем типа поезда на магнитной подвеске, монорельса, канатной дороги.
Анализ рынка: В 21 веке потенциальная доля СТЮ оценивается в 20-40% всей протяжённости дорог, что составляет порядка 5-10 млн. километров. Проект предполагает создание новой ниши в транспортной отрасли мировой экономики, которая включает проектирование и возведение трасс, подвижного состава, создание инфраструктуры для пассажиро- и грузоперевозок. В рамках проекта предусматривается создание новых СТЮ-технологий, что позволяет удерживать лидирующие позиции в развитии проектов подобной направленности.
На конец 90-х годов 20 века в проект было вложено порядка 6 млн. долларов, что позволило построить опытный участок дороги и к 2001 году провести большое количество практических испытаний. Также была создана проектно-конструкторская документация 10 видов путевой структуры, анкерных и промежуточных опор, моделей транспорта нескольких типов. Объём внешних инвестиций оценивается в 30-35 млн. долларов.
Выгода инвестора: В полномасштабном инвестиционном варианте инвестор становится совладельцем ноу-хау, принимает долевое участие в проекте и активную роль в управлении. Для этого создаётся совместная головная компания, в задачу которой входят представительские функции, стратегические решения, тактическое управление с решением задач по сертификации и коммерческому использованию, бухгалтерский и управленческий учёты.
Основные этапы развития до выхода на коммерческое использование:
- Низкоскоростная СТЮ (до 180 км/ч): 2 года заключительных испытательных и сертификационных работ. 35-40 сотрудников. 4-5 млн. долларов финансирования.
- Высокоскоростная СТЮ (до 350 км/ч): 1 год предварительных испытаний. 2 года заключительных испытаний и сертификаций. 300-400 сотрудников. 10-12 млн. долларов инвестиций.
- Сверхскоростная СТЮ (до 500 км/ч): 3 года предварительных испытаний. 2 года заключительных испытаний. 600-800 человек сотрудников. 20-25 млн. долларов финансирования.
Направления использования инвестиций в процентном отношении:
- Работы подрядчиков – 27%.
- З/п сотрудников – 26%.
- Оборудование – 13%.
- Налоги – 10%.
- Материалы – 10%.
- Аренда помещений – 3%.
- Канцелярские и хозяйственные расходы – 2%.
- Прочие расходы – 9%.
В российских условиях, сочетающих дороги (порядка 1 млн. километров) как среди болот и тайги, так и среди тундры и вечной мерзлоты, СТЮ может стать единственной возможностью создания коммуникаций мирового уровня и значения.
Проект деревообрабатывающего предприятия
Наименование: Деревообрабатывающий завод, предназначенный для производства опор для ЛЭП.
Идея и общие характеристики проекта: В ходе реализации проекта предполагается создание завода по производству пропитанных деревянных опор для ЛЭП (линии электропередач) длиной 13, 11 и 9,5 метров на 30 тыс. м3. Объём планируемых инвестиций – 237 млн. руб. Регион: Красноярский край, г. Канск.
Маркетинговые исследования рынка: Пропитанные ЛЭП-опоры из дерева – продукт, набирающий популярность в энергетических компаниях, – становится лучшей альтернативой бетонных опор и применяется для возведения линий электропередач до 220 кВ. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах потребителей продукции несколько, и они выказывают прямой интерес в приобретении данного продукта. Так по состоянию на начало 2014 года ёмкость всероссийского рынка – порядка 40 млн. опор, и, по оценочным суждениям, он ежегодно увеличивается на 1-5 млн. опор.
Строительство и предпроектные расчёты, технологические решения:
- Проведён анализ возможностей для эксплуатации оборудования в продаваемых нежилых зданиях, которые инициатор проекта предполагает приобрести с целью переоборудования под производственные нужды.
- Произведены расчёты потребности ресурсов (воды, электроэнергии) на технологические нужды.
- Осуществлён подбор технологического оборудования, что снижает инвестиционные затраты.
- Проведён выбор поставщиков среди предприятий Китая и Гонконга, что позволяет заменить дорогостоящее европейское оборудование более экономными восточными аналогами.
Инвестиционные расчёты по проекту:
- Общий объём инвестиций – 237,70 млн. руб.
- Объём заёмный средств – 237,70 млн. руб, из которых:
- 20 млн. – собственные средства инициатора, что составляет 8,4% общего объёма финансирования,
- 217,7 млн. – заёмные средства, что составляет 91,6% общего объёма.
- Коммерческая эффективность:
- 149 млн. – чистая приведённая стоимость (NPV),
- 40% – внутренняя норма рентабельности (IRR),
- 4,5 лет – дисконтированный срок окупаемости (DPBP),
- 3,6 лет – срок окупаемости с начала инвестиций (PBP).
- Социальная эффективность: 40 новых рабочих мест.
- Бюджетная эффективность: 369 млн. рублей совокупных налоговых выплат.
В связи с удлинённым периодом предоставления ключевой информации от заказчика, проект неоднократно претерпевал полную переработку.
http://finswin.com/projects/osnovnye/investicionnyj-proekt-primer-s-raschetami.html