Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинкаCC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С. А.

Осуществлен анализ инвестиционной деятельности в Чеченской Республике за счет финансирования приоритетных национальных проектов определены пути решения проблем их реализации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов С. А.

The investment potential of the Chechen Republic in the aspect. of the priority national projects

The investment activity of the Chechen Republic for the funding of priority national projects is analyzed in this work. The difficulties of the project realization and ways its solutions are determined.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ1

кафедра региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б. Садовая, д. 69

Осуществлен анализ инвестиционной деятельности в Чеченской Республике за счет финансирования приоритетных национальных проектов определены пути решения проблем их реализации.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал; приоритетный национальный проект; инвестиционная активность; инвестиционный климат; финансовые средства; основной капитал.

The investment activity of the Chechen Republic for the funding of priority national projects is analyzed in this work. The difficulties of the project realization and ways its solutions are determined.

Keywords: investment potential; priority national project; investment activity; investment climate; financial resources; fixed capital.

Коды классификатора JEL: G24, R42.

Одним из важнейших условий осуществления задач обеспечения ускоренного экономического роста, создания нормальных условий жизни, роста благосостояния и качества жизни всех слоев населения органами государственной власти Чеченской Республики является развитие инвестиционной деятельности на территории республики, в том числе — за счет финансирования приоритетных национальных проектов.

Анализ инвестиционной деятельности Чеченской Республики по итогам 9 месяцев 2009 года показывает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение инвестиционной активности, в основном, за счет сокращения ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» [2].

За 9 месяцев 2009 г. объем инвестиций за счет средств федерального бюджета составил, по данным Минэкономразвития ЧР, — 9 211,3 млн руб., что составляет 37,5% к прошлогоднему уровню. Общий объем выполненных работ за счет республиканского бюджета составил — 1 635,4 млн руб., что на 29% ниже прошлогоднего уровня за аналогичный период.

Предприятия — естественные монополии — инвестировали за счет собственных средств 904,9 млн руб., что на 308,5 млн руб., или на 25,4%, меньше, чем за 9 месяцев 2008 г.

1 Статья выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

© С.А. Курбанов, 2010

Динамика инвестиций в основной капитал, млн руб.

№ п/п Источник финансирования 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Темп роста, %

1. Собственные средства предприятий 1 213,4 904,9 74,6

2. Привлеченные средства, всего в том числе: 39 417,0 17 185,0 43,6

1) кредиты банков 10 600,0 3 044,0 28,7

2) заемные средства других организаций — — —

3) бюджетные средства, в том числе 26 854,6 10 846,7 40,4

— федерального бюджета 24 557,4 9 211,3 37,5

— бюджета ЧР 2 297,2 1 635,4 71,2

4) средства внебюджетных фондов — —

5) прочие внебюджетные средства 2 190,8 3 294,3 150,4

ИТОГО: 40 858,8 18 089,9 44,3

Объем инвестиций в основной капитал за счет средств субъектов малого предпринимательства по сферам деятельности [2]

Наименование показателей Количество проектов, шт. За 9 месяцев 2009 года, млн руб.

Жилищное строительство 455 2952,1

Реализация нефтепродуктов 5 12,8

Торговля и общепит 31 266,6

Сельское хозяйство 8 22,9

Бытовое обслуживание населения 6 39,9

ИТОГО 505 3294,3

Как видно из таблицы 2, основные проекты финансировались малым бизнесов в сфере жилищного строительства и торговли (общепита), однако доля малого бизнеса как источника финансирования инвестиционных проектов остается малой — 18% от общей суммы финансирования, однако впечатляют темпы роста этого источника — 150% от уровня 2008 года.

Реализация приоритетных национальных проектов в области образования, жилья, здоровья и обеспечения развития АПК имеет первостепенное значение для развития восстанавливаемой экономики Чеченской Республики и формирования инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвестиций.

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике на 2008 год составил 1 206,4 млн рублей (табл. 3).

Как следует из таблицы 3, финансирование в рамках федерального бюджета было выполнено практически в полном размере, а по отдельным статьям, в частности — здоровье, выделение средств превысило запланированную цифру.

Общая сумма финансовых средств по этим статьям составила:

• из федерального бюджета 941,3 млн руб.;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

• из республиканского бюджета — в объеме 265,1 млн руб.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 год на сумму 1 258,5 млн руб., в том числе:

• из федерального бюджета — 1 007,4 млн руб.;

• из республиканского бюджета — 251,1 млн руб.

Объем финансирования мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике за 2008 г. [1]

Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет

План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Образование 307,4 308,5 100 18,6 18,6 100

Здоровье 492,7 558,7 113 00,0 00,0 00,00

Жилье 141,2 140,2 99 246,5 232,5 94

ИТОГО: 941,3 1 007,4 107 265,1 251,1 94

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 326,08 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета 307,47 млн руб.;

• из республиканского бюджета 18,61 млн руб.

На мероприятия по стимулированию общеобразовательных учреждений [4, 7], активно внедряющих инновационные образовательные программы, всего для 56 школ выделено 52,5 млн руб., в том числе:

• из средств федерального бюджета — 51,0 млн руб. (51 школа по 1 млн руб.);

• из средств республиканского бюджета — 1,5 млн руб. (5 школ по 300 тыс. руб.).

Данные средства перечислены на счета образовательных учреждений и на сегодняшний день израсходованы в полном объеме.

По направлению «Поддержка талантливой молодежи» 34 человека получили премии:

• из средств федерального бюджета — 0,510 млн руб. (17 представителей талантливой молодежи по 30 тыс. руб.);

• из средств республиканского бюджета 0,510 млн руб. (17 представителей талантливой молодежи по 30 тыс. руб.).

По направлению «Поощрение лучших учителей» выделено в 2008 году 17,3 млн руб. на 179 учителей, в том числе:

• из средств федерального бюджета — 16, 7 млн руб. (167 учителей по 100 тыс. руб.);

• из средств республиканского бюджета 0,600 млн руб. (12 учителей по 50 тыс. руб.).

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах»:

• на выплату дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям общеобразовательных учреждений Чеченской Республики в федеральном бюджете на 2008 г. всего было предусмотрено — 147,2 млн руб., из которых на отчетную дату освоено — 143,2 млн руб.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» и «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий», из бюджета республики выделено 10,0 млн руб. На данные средства в образовательные учреждения Чеченской Республики поставлено 370 единиц компьютеров.

Трудности реализации проекта «Образование»:

❖ нехватка компьютерной техники в школах. В среднем на 43 учащихся приходится 1 компьютер;

❖ устаревшая база компьютерной техники. Необходимо провести переоснащение 80% компьютерных классов на более мощную и современную технику;

❖ отсутствие подготовленных, квалифицированных работников, владеющих информационными технологиями;

❖ нехватка лабораторий для проведения практических занятий по химии, физике и биологии.

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 492,715 млн рублей [6]. Фактически освоено за отчетный период средств по всем мероприятиям средств на сумму 558,737 млн руб. Чеченской Республике на 2008 г. выделено 1 263 квот на оказание высокотехнологичной медпомощи. Число получивших медицинскую помощь за отчетный период составило 3 278 больных.

Вам будет интересно  Золото стабильно при сниженном объеме торгов

В 2008 г. реализация основных программных мероприятий проекта была сопряжена с общими для всей отрасли республиканского здравоохранения проблемами:

❖ дефицит врачебных кадров в участковой сети — участковых терапевтов и педиатров, нехватка узких специалистов — неврологов, эндокринологов, окулистов, что затрудняло проведение диспансеризации работающих граждан республики по дополнительным программам;

❖ обеспеченность врачами по республике в 2 раза ниже, чем по России, и составляет 26,4 человек на 10 тыс. населения, для решения данной проблемы необходимо увеличить ежегодные квоты поступающих:

— медицинские вузы Российской Федерации со 100 чел. до 200 чел.;

— рдинатуру и аспирантуру с 30 чел. до 70 чел.

— предоставление дополнительных социальных гарантий для выпускников медицинских вузов, в том числе и строительство жилья медицинским работникам;

❖ низкая укомплектованность лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием: ИФА-лабораториями, передвижными флюорографами и маммографами. Минздрав Чеченской Республики неоднократно обращался и в Федеральный центр, и в Правительство Чеченской Республики с просьбой выделить финансовые средства для закупки передвижных флюорографов и маммографов, однако вопрос не решен;

❖ предоставляемые квоты на получение высокотехнологичной помощи в клиниках России удовлетворяют только 30% от общей потребности. Для удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медпомощи целесообразно увеличить выделяемые квоты до 5000 человек.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное жилье» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 387,9 млн рублей, в том числе:

♦ из федерального бюджета в размере 141,293 млн руб.;

♦ из республиканского бюджета в объеме 246,649 млн руб.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 г. на сумму 372,797 млн руб., в том числе:

■ из федерального бюджета 140,230 млн руб.;

■ республиканского бюджета 232,567 млн руб.

Трудности реализации проекта:

♦ учитывая ежеквартальное увеличение норматива стоимости 1 кв м жилья, выделенных денежных средств недостаточно для предоставления субсидий молодым семьям в соответствии с требованиями программы (не менее 40% от стоимости жилья);

♦ невыполнение государственным заказчиком подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) своих обязательств по софинансирова-нию подпрограммы на основе показателей бюджетной обеспеченности для субъектов РФ;

♦ общее количество зарегистрированных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составляет 201 семью и продолжает увеличиваться. При сохранении среднегодового объема финансирования из бюджета РФ для выполнения государственных обязательств перед гражданами ЧР — участниками подпрограммы необходимо не менее 30 лет.

Для решения указанных проблем необходимо:

♦ обеспечить увеличение доли софинансирования из федерального бюджета подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с заявками Чеченской Республики;

♦ по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» изыскать возможность для выделения в 2009-2010 гг. не менее 100 сертификатов ежегодно.

Постановлением Правительства Чеченской Республики «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Чеченской Республике» создана республиканская комиссия [2]. На основе методических указаний и рекомендации Минсельхоза России Минсельхозпродом Чеченской республики подготовлен расчет потребности в финансовых средствах для реализации проекта в 20062007 гг., в сумме 2484, 6 млн руб., в том числе на 2006 г. — 1087, 5 млн руб. и на 2007 г. — 1397,1 млн руб.

В рамках реализации проекта и его основного направления ускоренного развития животноводства планируется модернизировать и технологически перевооружить 10 животноводческих комплексов, 40 ферм по разведению овец, лошадей и птицы, закупить племенной скот и овец, поставить современное технологическое оборудование и кормозаготовительную технику. Планируется развивать малые формы хозяйствования — крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подворья, создавать земельно-ипотечные кооперативы и коллективные предприятия по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Для развития хо-

зяйств населения выделено кредитов на сумму 102,1 млн рублей. В рамках программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 20072010 гг. сельское хозяйство названо приоритетным. До 2010 г. объемы производства продукции в отрасли во всех категориях хозяйств планируется увеличить в 5 раз.

Для сравнения приведем анализ выполнения национальных проектов в республике за 9 месяцев 2009 года

Плановый объем финансовых средств определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике на 2009 год составил 2 249,1 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета в размере 1 387,4 млн рублей,

• из республиканского бюджета в объеме 861,7 млн рублей.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 9 месяцев 2009 года

1287,1 млн рублей.

Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009 год составил 693,4 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета в размере 345,9 млн рублей;

• из республиканского бюджета в объеме 347,5 млн рублей.

Объем освоения за отчетный период составляет 186,7 млн руб. (табл. 4):

Финансирование мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской

Республике за 2008 и 2009 годы

— из федерального бюджета в размере 90,1 млн рублей;

— из республиканского бюджета в объеме 96,6 млн рублей.

Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет

План на 2009 г. Факт за отчет. период % от плана План на 2008 г. Факт за отчетн. период % от плана

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Образование 183,9 128,2 70 135,5 87,4 64

Здоровье 595,1 357,2 60 0,00 0,00 0,00

Жилье 345,9 90,1 26 347,5 96,6 27

Развитие АПК 262,5 191,9 73 378,7 336,0 88

ИТОГО: 1 387,4 767,1 55 861,7 520,0 60

Как видно из проведенного анализа, объем и структура финансирования приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики отвечают задачам создания нормальных условий функционирования хозяйственного комплекса республики. В долгосрочной перспективе, особенно по разделам проектов «Жилье» и «АПК», экономический потенциал (капиталоемкость) этих направлений способен стать локомотивом подъема инвестиционного привлекательности Чеченской Республики при условии сохранения позитивных тенденций роста внебюджетных источников и стабильности финансирования программ из федерального бюджета.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

1. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 2008 год.

2. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 9 месяцев 2009 года.

3. Исраилов, А.И. Перспективы развития сельского хозяйства Чеченской республики / А.И. Исраилов // АПК: экономика, управление. — 2008. —№ 10. — С. 34

4. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг., от 6 июля 2004 г. № МФ-П11-9пр.

5. «О разработке программы социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2010 г.». Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 февраля 2005 г. № 12.

6. «О разработке схемы развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года». Постановление Правительства Чеченской Республики от 7 июня 2005 г. № 45.

7. «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2006 год и параметров прогноза на период до 2009 года». Письмо от 12 сентября 2005 г. № 14083-АШ/Д14.

8. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ в Чеченской Республике: Сборник Госкомстата России. — Грозный, 2009.

Инвесторы прорвались в Чечню

Череду заявок на реализацию инвестиционных проектов в Чечне аналитики объясняют разработкой стратегической концепции развития, значительными ресурсами дешёвой рабочей силы и активностью республиканского руководства. Пока речь в основном идёт лишь о заявках, но для республики и они — прорыв

Инвесторы прорвались в Чечню

За декабрь 2007 года в Чеченской Республике было заявлено инвестиций приблизительно на 90 млрд рублей. Для сравнения: подводя итоги 2006 года, правительство Чечни с гордостью рапортовало, что с привлечением средств инвесторов из других регионов были реализованы два проекта на сумму 160 млн рублей. Превратятся ли обещанные Чечне инвесторами миллиарды в реально осуществлённые проекты, пока неясно. Первые лица республики активно «пиарят» любое соглашение, далеко не всегда раскрывая их условия и подробности. Для них любой инвестор сегодня ко двору.

Вам будет интересно  Все статьи с тэгом Хабаровский край - Сделано у нас

Волна заявок

По нашим подсчётам, с начала прошлого года правительство Чечни сообщило о пятнадцати инвестиционных соглашениях с российскими и зарубежными инвесторами (см. таблицу 1). С конца декабря едва ли не ежедневно приходят новые сведения о проведении переговоров, подписании новых соглашений. Эти факты заставили многих наблюдателей говорить о начинающемся чеченском инвестиционном буме. Однако Светлана Липина , советник генерального директора Агентства инвестиций и развития юга России и один из ведущих специалистов по экономике Северного Кавказа, обращает внимание на характер объявленных соглашений. «Это договоры о намерениях. Об этом пока и идёт чаще всего речь, — говорит г-жа Липина. — Что будет дальше с подписанием конкретных инвестиционных договоров, мы с вами пока не можем говорить. Это начальный переговорный этап для демонстрации спокойствия и стабильности в регионе».

Истинную природу объявленных соглашений можно увидеть на следующем примере. 3 млрд долларов, которые в конце декабря пообещали инвестировать в экономику Чечни гонконгская «Метро Адванс холдинг Лимитед» и южнокорейская «Джей корпорейшн», обернулись всего лишь подписанием договора о строительстве современного кирпичного завода в Гудермесском районе стоимостью 15 млн долларов. Руслан Темуркаев , заместитель руководителя информационно-аналитического управления правительства Чеченской Республики, поясняет: «На три миллиарда подписано генеральное долгосрочное соглашение, но это не означает, что все деньги будут сразу инвестированы. Для начала инвесторы решили вложиться в один проект и посмотреть, как народ к этому относится, как завод будет работать, заполнятся ли рабочие места, выйдет ли завод на планируемые мощности, какой пойдёт резонанс. От этого и будет зависеть, пойдут ли дальнейшие вложения».

Осторожничают и российские инвесторы. Так, в январе о своих намерениях создать на территории Чечни собственные или совместные с правительством республики коммерческие предприятия объявили концерн «АВТОВАЗ» и екатеринбургский медицинский холдинг «Юнона». В обоих случаях речь идёт о создании предприятий, имеющих отнюдь не первостепенную важность для бизнеса инвесторов. О соглашении с АВТОВАЗом эксперты автомобильного рынка откровенно говорят, что для концерна это не более чем удобный случай выгодно разместить свои устаревшие линии, избавиться от которых потребовал новый стратегический партнёр — Renault. Нетрудно проследить и предысторию решения, принятого холдингом «Юнона». С середины 2007 года холдинг сконцентрировал свои основные усилия и средства на развитии производства человеческого инсулина в Свердловской области. Это, в свою очередь, потребовало реструктуризации имеющихся — более рутинных и менее доходных, но весьма важных для многих технологических цепочек — производств, в том числе производства физраствора. Одно из решений этой проблемы — перемещение их в районы с более дешёвой рабочей силой, меньшими расходами на содержание, более низкими налогами и пр. Таким районом и оказалась Чеченская Республика.

В обоих случаях инвестиционные договоры ещё не подписаны, идёт только подготовительная работа. До сих пор нет даже расчётов сумм, которые потребуются для их реализации. Непонятно пока, кто их будет финансировать. В случае с АВТОВАЗом ситуация и вовсе уникальная. На церемонии подписания соглашения с АВТОВАЗом президент ЧР Рамзан Кадыров говорил, что к этому Чечня шла долгих два года, что приход АВТОВАЗа в республику станет примером для других. Правительство ЧР уже определило место для предприятий (основное производство — в Аргуне, на территории одного из бывших оборонных заводов, остальные — в Гудермесе), объявило сроки выпуска первого автомобиля (май 2008 года) и планируемые мощности (к 2010–2011 гг. 30 тысяч автомашин в год). Но, как сообщили «Эксперту ЮГ» в правительстве, непосредственно АВТОВАЗ, хотя и будет курировать строительство и содействовать в организации производственной практики чеченских рабочих и специалистов на своём головном предприятии, денег не даёт. «Сейчас решается вопрос, какие банки будут финансировать строительство, — рассказывает Руслан Темуркаев. — Скорее всего, инвестиционным партнёром проекта станет Внешэкономбанк, а может, и Россельхозбанк — у них мы чаще всего берём деньги на строительство. Ведутся переговоры, кто будет гарантом этих кредитных средств — федеральное или республиканское правительство».

«Конечно, сейчас много говорят о том, что соглашение с АВТОВАЗом — скорее политический, чем экономический шаг, — продолжает г-н Темуркаев. — Действительно, они просто демонтируют устаревшую линию у себя и соберут её у нас. АВТОВАЗу это выгодно, потому что перенос производства устаревших, но всё ещё популярных марок позволяет ему сохранить лидерство в сегменте недорогих автомобилей. Кроме того, правительство Чеченской Республики окажет концерну содействие в продвижении собственной продукции, укреплении бренда LADA и получении региональных налоговых льгот. Нам это выгодно, потому что Чечня борется с безработицей — предприятие обеспечит работу восьми тысячам человек — и развивает собственную экономику. Налоги от дочернего предприятия пойдут в бюджет республики. Кроме того, это производство станет началом осуществления наших обширных планов в области автомобилестроения: ведь мы намерены создать в республике целую отрасль промышленности — “Чеченавтопром”».

Инвесторов второго сорта не бывает

Некоторые эксперты отмечают, что пока Чечнёй чаще всего интересуются инвесторы второго-третьего эшелона, которые не выдерживают достаточно жёсткую конкуренцию в спокойных и активно развивающихся регионах или в таких программах, как Сочинская олимпиада. Кроме того, их влечёт сюда большое количество свободных и сравнительно дешёвых рабочих рук — в республике сегодня около 300 тысяч безработных.

Однако для Чечни любые шаги инвесторов по территории республики имеют огромное значение. «Безусловно, в этом регионе пока не толкаются локтями, а поле деятельности колоссальное, — объясняет Светлана Липина. — Особенно если вспомнить, что Чечня приступает к строительству новой экономики. И сейчас неважно, какого эшелона эти инвесторы, неважно, что им не столько выгоднее, сколько проще войти в такие регионы, важен сам факт того, что иностранный и российский капитал интересуется этой территорией. Так или иначе, это первые ласточки, которые нужны для любого бизнеса. Кроме того, необходимо понимать, что любое промедление в стабилизации ситуации в экономике грозит социальными взрывами, которые нарушат политическую и экономическую стабильность не только в республике, но и в регионе. А это, в свою очередь, приведёт к снижению объёма привлечённых инвестиций — как отечественных, так и зарубежных».

Нетрудно догадаться, что для правительства Чечни те проекты, для которых они нашли хотя бы потенциальных инвесторов, вовсе не предел мечтаний. Рамзан Кадыров в своих выступлениях и интервью не раз подчёркивал, что непродуманное восстановление старых предприятий, даже бывших когда-то флагманами индустрии, не оправдает затрат; в первую очередь необходимо строить современные высокотехнологичные мини-заводы. Однако есть несколько объективных факторов, тормозящих этот процесс.

Прежде всего — развивающаяся промышленность уже ощущает острый дефицит электроэнергии. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать ни на декларируемые правительством высокие темпы развития экономики Чечни, ни на современные высокотехнологичные и энергоёмкие проекты. Председатель правительства ЧР Одес Байсултанов возлагает огромные надежды на строительство каскада из шести гидроэлектростанций на реке Аргун (стоимость проекта составляет более 7 млрд рублей, срок окупаемости — 6 лет). По его словам, осуществление предлагаемого проекта полностью снимет в Чечне проблемы нехватки электроэнергии. В январе председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев объявил, что Внеш­экономбанк (ВЭБ) принял решение инвестировать 6 млрд рублей в Аргунский каскад и восстановление грозненской ТЭЦ. Он уверил, что это стартовый капитал и что со временем объёмы инвестиций в Чеченскую Республику будут увеличены. Старт этого проекта несколько припозднился — соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Чеченской Республикой и ВЭБ было подписано ещё в конце 2005 года. Владимир Дмитриев подчерк­нул, что ВЭБ принял своё решение о начале финансирования указанных проектов после того, как на них поступили инвестиционные заявки от «Метро Адванс холдинг Лимитед» и «Джей корпорейшн».

Ещё один фактор, сдерживающий развитие наиболее современных отраслей чеченской промышленности, — катастрофическая нехватка валифицированных инженерных и рабочих кадров. По данным Минрегионразвития, с 1990 года до настоящего времени количество специалистов в экономике Чеченской Республики сократилось в три раза. Сегодня в Чечне, по словам председателя республиканского Комитета по промышленной политике и энергетике Александра Радвана , почти три четверти безработных не имеют какого-либо профессионального образования, а многие — даже какого-либо опыта трудовой деятельности. Для решения кадровой проблемы правительство Чечни активно использует различные образовательные программы, предлагаемые России Европейским экономическим сообществом. Но самым действенным стимулом для возвращения специалистов в Чечню стали сообщения о реализации инвестиционных проектов. Руслан Темуркаев говорит, что как только стало известно о соглашении с АВТОВАЗом, в правительство стали приходить письма из России, из Западной Европы с просьбой помочь устроиться на этот завод.

Вам будет интересно  Инвестируй в то, инвестируй в это: как и куда вкладывать свои деньги начинающему инвестору? | Цех

Всё идёт по плану

Прошедший год стал переломным для Чечни: были полностью выполнены мероприятия федеральной целевой программы на 2002–2006 гг. «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики». Всего для выполнения этой ФЦП было затрачено 30,6 млрд руб. Можно долго перечислять, сколько в Чечне восстановлено квадратных метров жилья, социальных объектов, километров дорог и газопроводов, но гораздо сильнее, чем любые цифры, по мнению опрошенных экспертов, на инвесторов действует то, что они видят своими глазами во время визитов в республику. На вопрос, чем они убеждают инвесторов, любой эксперт начинает свой ответ словами: «А вы в Чечне в последнее время были?». Светлана Липина восклицает: «В Грозном люди спокойно вечером гуляют по городу». Руслан Темуркаев приводит пример: «В прошлом году американские журналисты попросили меня показать, где же тут у нас война была? И я посмотрел по сторонам и понял: действительно не видно: нет уже разрушенных зданий — это как минимум расчищенные площадки, обнесённые забором, а на большинстве идут строительные работы. И когда я с трудом нашёл разбитое здание, у журналистов было глубокое разочарование: и ради этого вы воевали? Но все эти приметы активного восстановления и дают позитивную волну».

«Сначала необходимо было понять стратегию политической команды президента республики, — говорит Светлана Липина. — Нужно было добиться стабильности и безопасности, успокоить регион. Как только это произошло, народ, который пятнадцать лет не видел мира на своей земле, стал созидать, а не воевать. Очень скоро стали видны плоды этого созидания.

Информация по городам и районам становится более доступной, она совершенно прозрачна. Туда можно спокойно приехать и вам покажут всё, что вы попросите. Это тоже помогает найти разные пути инвестирования, оговорить условия. Стоило установиться миру, и сразу начался процесс инвестирования».

«В 2007 году для изучения социально-экономической ситуации и возможностей для инвестиционной деятельности республику посетили бизнесмены из Турции, Китая, Германии, Южной Кореи, Казахстана, — рассказывает премьер-министр Чечни Одес Байсултанов. — Переговоры велись с ними и до этого, но когда они увидели всё своими глазами, практически со всеми делегациями были подписаны протоколы о намерениях».

Однако те же эксперты признают, что хотя положительные тенденции в чеченской экономике налицо, но она всё ещё в упадке. Сложный характер многочисленных проблем и масштабность задач, связанных с развитием Чеченской Республики, не позволяют решить их без целенаправленной поддержки федерального центра. В декабре 2007 года Правительство РФ утвердило концепцию новой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы». Государственным заказчиком-координатором программы было Минрегионразвития России. Из трёх предложенных вариантов правительство РФ выбрало самый дорогостоящий (см. таблицу 2).

Эксперты считают, что совпадение по срокам утверждения Концепции ФЦП и вала инвестиционных соглашений не случайно. «Участие федеральных властей и бюджета становится сигналом для частных инвесторов, — объясняет Светлана Липина. — Это подтверждение намерений центра. Это гарантия, которая является основополагающей для инвесторов в любом регионе и в любой стране мира. Правительство Чечни в этой ситуации в первую очередь должно обеспечить политическую стабильность, но это не единственная его задача. И надо отдать руководству республики должное: они это понимают. Активно ищут инвесторов сами, привлекают средства диаспор, отдельных частных крупных предпринимателей. Это можно проследить даже по восстановлению каких-то социальных объектов — школ, больниц, поликлиник, которые полностью построены на средства чеченских предпринимателей».

Если хочешь сделать хорошо, сделай сам

Следует заметить, что предыдущую программу власти Чечни часто критиковали. Рамзан Кадыров неоднократно говорил, что финансирование было по сути бесконтрольным, в длинной цепочке практически каждый чиновник считал, что имеет право “урвать” из этих денег приличный кусок. И только с конца 2005 года личными усилиями и под личным контролем Кадырова и, по его признанию, благодаря вмешательству президента России Владимира Путина , финансирование более или менее наладилось, а в 2007-м значительно увеличилось — с 6 до 11 млрд рублей. Но реально деньги в республику так и не начали поступать. Поэтому в июле Мин­экономразвития РФ признало программу восстановления экономики и социальной сферы Чечни одной из шести наименее эффективно реализовывавшихся ФЦП в 2007 году. Программа была закрыта.

Затруднения, связанные с запоздалым и недостаточным финансированием мероприятий ФЦП, заставили Чечню активнее искать внебюджетные источники. Был создан фонд имени Ахмата Кадырова , который существует за счёт вложений чеченских бизнесменов и представителей чеченской диаспоры, в том числе и проживающих за границей. За счёт средств фонда, а также средств генподрядных организаций, кредитов, частных инвестиций было восстановлено 977 объектов ЖКХ, стройиндустрии, здравоохранения, образования и т. д. В их числе 699 муниципальных домов общей площадью более 1,5 млн кв. метров. Большие надежды возлагает Рамзан Кадыров на представителей чеченской диаспоры и «братьев-мусульман» в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах, Иране. Президент и министры Чечни ездят в эти страны с визитами, приглашают делегации, организуют форумы и фестивали мусульманской направленности.

Любое промедление в стабилизации ситуации в экономике Чечни грозит социальными взрывами, которые нарушат политическую и экономическую стабильность не только в республике, но и в регионе

Правительство ЧР опровергает предположения о том, что инвесторов им «подыскивает» федеральное правительство. «Чаще всего мы встречаем потенциальных инвесторов на крупных международных экономических мероприятиях, — говорит Руслан Темуркаев. — Движение началось с весны 2006 года, с Международного экономического форума в Петербурге. Затем были Сочинские и международные экономические форумы и выставки в Пекине, Берлине, Краснодаре. К каждому форуму мы готовим тщательно проработанные инвестиционные проекты, разработанные с привлечением ведущих проектных и научных институтов России. В настоящее время ведётся работа по новым конкретным проектам, которые вызвали интерес у представителей бизнес-структур. Надеюсь, что подобные инвестиционные соглашения будут заключены и в 2008 году. Мы активно изучаем опыт других регионов по привлечению инвестиций. В ноябре прошлого года наша делегация посетила Ростов-на-Дону и познакомилась с работой министерства экономики и агентства инвестиционного развития Ростовской области. Членов делегации интересовали технологии работы, статус агентства, его структура, полномочия. Особый интерес вызвала схема взаимодействия с инвесторами и принципы работы с областной властью».

Министр финансов ЧР Эли Исаев рассказал «Эксперту ЮГ», что парламент республики разработал льготы для всех участников реализации инвестиционных проектов: самих инвесторов, кредитных и лизинговых организаций. Депутат Совета республики парламента Чеченской Республики Александр Радван говорит, что работа по улучшению инвестиционного климата ведётся постоянно. «Парламент Чеченской Республики уже принял ряд законов, регулирующих правоотношения в области развития промышленной деятельности, привлечения инвестиций, инновационной деятельности, поддержки малого и среднего бизнеса и т. д., — подчёркивает г-н Радван. — Через наши отделы и службы мы будем постоянно контролировать соблюдение и исполнение этих законов. В Чечне принят закон об инвестициях и гарантиях инвестиционной деятельности. Это даёт полную гарантию инвесторам — как зарубежным, так и российским. Гарантами выступают президент и правительство Чеченской Республики. В некоторых инвестиционных соглашениях гарантом выступает Внешэкономбанк».

Конечно, достижения Чеченской Республики в деле привлечения инвестиций не стоит переоценивать. Сделано ещё очень мало. Механизмы взаимодействия не сложились. Сегодня они слишком зависят от главы республики. Однако долгое время Чечня вовсе не бралась в расчёт инвесторами, которые просто не могли представить её развивающимся регионом. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы такое представление наконец возникло.

https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-potentsial-chechenskoy-respubliki-v-aspekte-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov
https://expert.ru/south/2008/03/investicionnye_proekty_v_checne/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Яндекс.Метрика