Инвестиционная политика государства | Vse-Investicii

Инвестиционная государственная политика: понятие, виды и принципы

Для устойчивого развития экономики любой страны важную роль играет грамотное ведение инвестиционной политики. На государственном уровне организацией этого вида деятельности занимаются ведомства, разрабатывающие и воплощающие в действительность ряд мероприятий, направленных на стимулирование и поощрение гражданской инвестиционной активности. Об успешности внедряемой стратегии свидетельствует стабильная политика роста и развитие государства.

  1. Определение понятия инвестиционной политики
  2. Задачи инвестиционной политики страны
  3. Механизмы реализации
  4. Принципы внедрения

Определение понятия инвестиционной политики

Под термином инвестиционная политика подразумевается направление интеллектуально-имущественных и финансовых ценностей в конкретные направления для достижения социального эффекта и приобретения выгоды. Обычно вложения осуществляют в предприятия из разных экономических отраслей, деятельность которых в перспективе должна обеспечить стабильный доход. Под признаками политики инвестиций подразумевают:

Понятие инвестиционная политика государства

  • умение приносить прибыль;
  • ограниченность сроков вложения средств;
  • возможность применения нескольких ресурсов, характеризующихся наличием спроса со стоимостью и предложения.

В ранге субъектов инвестиционной политики выступают финансовые учреждения, подданные страны или иных государств, контрагенты, фирмы, заказчики. Перечисленные юрлица, субъекты и частные лица управляют ЦБ, ОС, основными и земельными фондами, земельными участками. При этом политика форм собственности может быть как частного, так и смешанного или государственного типа.

Что касается политики инвестирования со стороны властей, то здесь задействованы управляющие государственного уровня, в том числе и структур с госформой собственности. Инвестиционная политика осуществляются благодаря использованию местных и центральных бюджетных линий, а также займов и внебюджетных структур.

Задачи инвестиционной политики страны

Согласно расшифровке, инвестиционная гос. политика, направлена на формирование стабильной, выгодной и привлекательной для инвесторов среды. Чтобы функционирование власти в этом направлении было эффективным, необходимо разработать целую систему структурированных стратегических мер:

Задач, на решение которых направлена деятельность органов власти, занимающихся инвестированием, довольно много. Чтобы обеспечить стране стабильное экономическое развитие, необходимо:

Выгодная инвестиция

  • оказывать содействие продвижению экспериментального производства;
  • поощрять деятельность мелкого и среднего бизнеса;
  • заниматься поддержкой отраслей экономики, отобранных аналитиками;
  • обеспечивать высокую конкурентную способность товаров отечественного производства;
  • разрабатывать удобную нормативно-правовую основу;
  • создавать благоприятный микроклимат, который позволит активно вовлекать вкладчиков;
  • поддерживать разработку наиболее важных механизмов инвестирования;
  • обеспечивать постоянную деятельность органов, ответственных за эту отрасль.

Во время создания плана для привлечения инвесторов необходимо учитывать ряд нюансов, таких как инфляция, экономическая обоснованность вложений, возможные факторы риска. При этом важно правильно определить наиболее безопасные и недорогие источники инвестиций. Также следует наладить тесное сотрудничество с представителями научно-технической политики, без чего приличных результатов добиться практически нереально.

В процессе работы можно оперировать несколькими видами инвестиционной политики государства, хотя главным отличием в них являются только масштабы и степень охвата. Причём все они имеют высокую значимость, поскольку при грамотном внедрении процесса способны оказывать резко благоприятное влияние на подъём экономики.

Механизмы реализации

Если рассматривать механизмы развития инвестиционной политики государства кратко, то они основываются на подготовке такого финансово-экономического климата, который будет наиболее привлекателен для частных инвесторов. Их влияние главным образом отражается на таких показателях:

При воплощении госюрисдикцией инвестиционной политики дополнительно используются общественные ресурсы, среди которых стоит выделить бюджетные, земельные и госимущество. Если механизм реализации тщательно и грамотно продуман, это позволяет применять имеющиеся ресурсы для социально-экономического развития.

Принципы внедрения

В каждой отдельной стране должны использоваться свои индивидуальные инвестиционные принципы для обеспечения финансовых вложений инвесторами. Они зависят в первую очередь от экономической и политической ситуаций. Хотя практически всем развитым странам характерно использование типичного набора принципов. Инвестиционная политика включает в себя основные из них:

  • постоянное усовершенствование нормативной базы;
  • обеспечение свободного доступа к любой информации, касающейся особенностей формирования и реализации этой отрасли политики;
  • эффективное управление средствами с привлечением новейших способов;
  • жёсткий контроль за обоснованностью и исполнением решений о внедрении инвестиционных средств;
  • содействие предприятиям в получении кредитов на государственном уровне;
  • неукоснительное следование юридическим нормам на всех этапах деятельности;
  • всестороннее вовлечение инновационных технологий;
  • политика гарантий исполнения условий инвестирования;
  • стремление к достижению стратегических планов;
  • учёт всех факторов риска, в том числе политики возможной инфляции;
  • корректное вовлечение страны в процессы регулировки экономики;
  • взаимовыгодность инвестиционных ожиданий всех сторон в сделке.

Государству необходимо уделять отдельное внимание эффективности проведения инвестиционной политики. От этого макроэкономического фактора во многом зависит перспективность и состояние экономики страны. Если провести анализ такого показателя, можно составить чёткую картину компетентности в этом вопросе ответственных органов власти, качества реализации ими этой политики и уместности используемых методов.

Немаловажной является и оценка выполнения поставленных задач. Благодаря этому можно подобрать наиболее правильную стратегию развития инвестирования, рассматриваемого в долгосрочной перспективе.

Эффективность и грамотность внедрения инвестиционной политике напрямую зависит от политики системы госуправления. Если суметь правильно организовать поддержку предпринимательской деятельности, разработать качественную налогово-судебную систему, можно добиться поступления во внутреннюю экономику инвестиционных потоков в широких масштабах. При этом нормативно-правовая база инвестиционной политики считается наиболее важной отраслью, где изменения способны либо привлечь потенциальных инвесторов, улучшив финансовое положение страны, либо же, наоборот, оттолкнуть.

Как бы вы оценили усилия властей в ракурсе инвестиционной политики?

Инвестиционная и инновационная политика государства

Инвестиции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Инвестиции и темпы роста ВВП

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные объекты народного хозяйства в целях получения прибыли или социально-экономического эффекта. Инвестиции делятся на финансовые, реальные, интеллектуальные, а также на краткосрочные и долгосрочные.

Финансовые инвестиции выступают в виде вложений капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпускаемые государством или корпорациями.

Реальные инвестиции – это затраты на приобретение машин, оборудования, новых технологий, а также на сооружение зданий, проведение строительно-монтажных работ, т. е. затраты, направленные на создание капитальных активов в виде новых производственных мощностей, реального капитала. К реальным инвестициям не относится вложение средств в ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке, так как в этом случае происходит не создание новых активов, а лишь смена собственника на существующие.

Интеллектуальные инвестиции – это инвестиции в современные научные разработки, а также вложения, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

Инвестиции в краткосрочном периоде. Инвестиции сами по себе выступают в виде авансированных затрат, поэтому в краткосрочном периоде они увеличивают лишь спрос на инвестиционные товары и услуги. Отсюда следует, что инвестиционная политика в краткосрочном периоде направлена на повышение недостаточного потребительского спроса за счет расширения спроса инвестиционного.

Инвестиции в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде инвестиции увеличивают не только спрос, но и предложение реальных благ и услуг. Удовлетворение спроса происходит по двум направлениям. С одной стороны, инвестиционный спрос осуществляется путем расширения потребностей в инвестиционных товарах и услугах: строительные материалы, строительная техника, потребительские блага для строителей.

С другой стороны, увеличение благ и услуг сопровождается расширением прямого и производственного спроса. Первый обеспечивается за счет изготовления различных благ и услуг, создаваемых в процессе первичных инвестиционных затрат.

Производственный спрос возникает при приобретении товара, обладающего комплиментарным, т. е. взаимодополняемым характером. Например, приобретение машины вызывает необходимость сооружения гаража; расширение жилой площади, приходящейся на душу населения, приводит к увеличению потребностей в мебели, дополнительное производство которой осуществляется в результате вторичных инвестиционных вложений. Однако расширение такого спроса возможно при увеличении платежеспособности населения.

Предельная эффективность капиталовложений – это соотношение издержек на увеличение имеющегося капитала и ожидаемой выручки с учетом риска вложений. Этот показатель используется предпринимателями в качестве определяющего при планировании капиталовложений.

В долгосрочном периоде при оценке уровня использования инвестиций учитываются:

  • срок окупаемости инвестиционных вложений;
  • ожидаемые денежные потоки (соотношение затрат и поступлений по месяцам и годам);
  • возможности минимизации рисков;
  • цена страхования рисков.

Расширение объемов инвестиций сопровождается снижением предельной их эффективности. Если она приближается к норме ссудного процента, то вложения в ценные бумаги становятся менее рискованными и более выгодными, чем инвестиции в реальный сектор.

Долгосрочная инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия для капиталовложений. Это может быть достигнуто за счет повышения их прибыльности, снижения риска и установления соответствующего уровня ссудного процента.

Инвестиции и темпы роста ВВП. Обычно инвестиции являются отражением сбережений. Чем больше размер потенциальных инвестиций, которые определяются в процентах от ВВП, тем выше среднегодовые темпы роста ВВП.

В середине 1990-х гг. наиболее высокий уровень инвестиций имел место в Китае (42 % от ВВП), в Таиланде (40 %), в Японии (30 %) и т. д. В этих странах были наиболее высокие темпы роста ВВП (7–8%).

В развитых индустриальных странах сбережения, по данным Всемирного банка, составляли в 1990-х гг. 20–23 % ВВП (в ФРГ – 22, в США – 16 %). Соответственно более низкими были среднегодовые темпы роста ВВП (1,5–2,5 %).

В странах СНГ объем внутренних инвестиций в этот период составлял 27–30 % ВВП.

В России в 1996 г. внутренние инвестиции составили 21 %. Но данный показатель не отражает действительного положения в инвестиционной сфере, так как ВНП до 1997 г. в странах СНГ постоянно снижался и лишь с 1997 г. начал увеличиваться менее чем на 1 % в год. Это обусловлено тем, что сбережения не вкладывались в производство, науку, технику, а расходовались преимущественно на приобретение валюты и ценных бумаг. Так, покупка валюты населением увеличилась с 8 % от общей суммы денежных доходов в 1993 г. до 18,2 % в 1996 г.

Для нормализации инвестиционного процесса необходимо соблюдение определенных условий.

Во-первых, обеспечение политической стабильности в стране, снижение риска потерь вложений из-за возникновения разного рода конфликтов.

Во-вторых, снижение уровня инфляции до 1 % в месяц. Более высокий уровень инфляции перекрывает прибыль от долгосрочных вложений за счет обесценивания денег.

В-третьих, ссудный процент не должен превышать уровень инфляции более чем на 8-10 % в год. Это та разница, которая имеет место в странах с устойчивой валютой.

В-четвертых, обеспечение надежности защиты материальной и интеллектуальной собственности. Повышенная степень риска в этой области связана с низким уровнем исполнения законов, постоянным нарушением контрактов, отсутствием страховых гарантий и справедливой конкуренции.

В-пятых, повышение уровня рентабельности в реальном секторе экономики по сравнению с финансовыми операциями. Это обусловлено чрезмерно высокими налогами, а также расходами, связанными с взятками, с защитой производственной деятельности от преступников и другими непроизводственными затратами.

Инвестиционный кризис в переходный период. Истоки и основные направления инвестиционного кризиса

Инвестиционный кризис обусловлен изменениями, которые произошли в годы реформ в сфере капитального строительства:

1. В СССР управление инвестиционным процессом осуществлялось централизованно. За годы реформ произошла децентрализация управления инвестициями, директивная система планирования была заменена системой управления на основе рыночных отношений. Но при внедрении рыночного механизма саморегулирования инвестиционными процессами не были учтены особенности переходного периода: сложность институциональных преобразований; становление новой системы взаимосвязей между хозяйствующими субъектами; разработка и освоение новой законодательной базы, адекватной рыночной экономике.

В результате начались сбои в инвестиционной сфере, нарушение движения потоков сырьевых ресурсов, неуправляемые действия хозяйствующих субъектов в ущерб общих интересов и как итог – резкий спад инвестиций на всех уровнях хозяйственной системы.

2. Моноорганизованная система в строительстве, основанная на использовании преимущественно государственных предприятий и организаций, была заменена многосекторной системой капитального строительства. В 1995 г. доля государственных капитальных вложений снизилась до 31 %, при этом вложения муниципальных предприятий и организаций составили 6 %, частных – 14 %, смешанных – 49 %. Все это многократно усложнило взаимосвязи, а нестабильность рыночного механизма регулирования этих взаимоотношений привела к разбалансировке в строительстве и спаду инвестиционных вложений.

3. До экономических реформ в России преобладали гиганты строительной индустрии, сравнимые с зарубежными корпоративно-строительными структурами. Управление строительством осуществлялось специализированными главками и управлениями. В процессе реформ произошла ликвидация министерств и ведомств и разукрупнение строительных организаций. В 1995 г. в России насчитывалось 127,5 тыс. таких организаций. Из них 87 % составляли малые, с численностью работающих до 50 человек. Таким организациям было не под силу осуществление крупных проектов. Следует отметить, что в зарубежных странах на долю крупных транснациональных корпораций приходится больше половины мировых инвестиций. В странах СНГ следовало не разрушать гиганты строительной индустрии, а использовать их в качестве основы для формирования крупных строительных корпораций при соответствующей трансформации на новой технической основе, преобразовании производственной инфраструктуры и организации управления на рыночных принципах хозяйствования.

4. Важнейшим положением, ограничивающим объемы инвестиций, стало сокращение источников финансирования в виде резкого уменьшения заказов промышленности и других отраслей народного хозяйства. Это во многом обусловлено повышением стоимости факторов производства (рабочая сила, оборудование и конструкционные материалы, проектно-техническая документация). Их предложение превысило размеры платежеспособности спроса. В результате строительство большого числа объектов было прекращено или приостановлено. Опыт показал, что в переходный период инвестиционный процесс без государственной поддержки невозможен. По расчетам Минэкономики России, для создания конкурентоспособной экономики нужно 140 млрд.долл.

Следует иметь в виду, что в условиях двухсекторной экономики, предлагающей равноправное функционирование государственных и негосударственных структур, во всех индустриально развитых странах мира крупнейшим инвестором на рынке капиталов является государство. Поэтому крупномасштабные инвестиционные программы, являющиеся сферой стратегических государственных интересов, должны осуществляться инвестиционными консорциумами, в которых преобладающая доля активов принадлежит федеральным органам власти.

Вам будет интересно  Швейцарский UBS сформирует фонд на $200 млн. для инвестиций в финтех

Основные направления инвестиционного кризиса. В целом инвестиционный кризис в России и других странах СНГ характеризуется следующими основными положениями:

1. Резкое снижение общего объема инвестиций и их доли в ВВП. Особо следует отметить, что инвестиционный кризис носит более глубокий характер, чем общеэкономический.

Об этом свидетельствуют приведенные в табл. 33.1 данные.

Первоначальная оценка и уточнение данных, осуществленные в 1995 г. рабочей группой Всемирного банка и Госкомстата России, свидетельствуют о том, что снижение капиталовложений опережало уменьшение ВВП в 1991 г. в 3 раза; в 1992 г. – в 2,6 раза; в 1993 г. – на 30 %; в 1994 г. – в 2 раза; в 1995 г. – в 2,5 раза; в 1996 г. – в 3 раза.

2. Объем капиталовложений изменялся в пользу непроизводственной сферы. Удельный вес капиталовложений в этот сектор повысился с 29 % в 1990 г. до 41 % в 1995 г. Это связано с опережающим сокращением финансирования строительства объектов производственного назначения в сравнении с формированием вложений в объекты непроизводственного характера.

3. При общем сокращении инвестиций в производственный сектор повысился удельный вес инвестиций в топливно-энергетический комплекс, металлургию, транспорт, связь.

В то же время сократилась доля вложений в обрабатывающие отрасли промышленности.

Отсюда следует, что наметилась тенденция опережающего развития энергосырьевых отраслей, нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии, лесозаготовительного производства, ориентированных на экспорт, капиталовложения в другие отрасли сокращаются.

4. Отечественные товары вытесняются импортными. Засилье импорта делает невыгодными вложения в собственное производство. Так, легкая промышленность во многих странах СНГ относилась к числу профилирующих. В последние годы ее доля в общей сумме инвестиций уменьшилась в России и на Украине с 3–4 до 1 %.

5. В результате инвестиционного кризиса:

  • произошло снижение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке;
  • увеличилось число аварий и расходов на ремонт и эксплуатацию изношенных фондов;
  • сузились возможности экономического роста, особенно в новых наукоемких отраслях;
  • уменьшился спрос на строительно-монтажные работы, строительное оборудование, научно-техническую продукцию.

Ухудшение инвестиционной деятельности во многом обусловлено сокращением выпуска и резким ростом цен на материальные ресурсы, потребляемые в строительном производстве, снижением бюджетного финансирования капитального строительства. В целом капитальные вложения за счет всех источников финансирования в ведущих по объему производства странах СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Беларусь) снизились в 1990-х гг. более чем в 5 раз.

Причины возникновения инвестиционного кризиса. Инвестиционные возможности за годы реформ резко ухудшились. Это обусловлено, во-первых, снижением рентабельности производства (отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции), которая уменьшилась в 1995 г. по сравнению с 1992 г. с 31,7 до 15,8 %, в том числе в промышленности – с 38,3 до 20,1 %.

Во-вторых, увеличением количества убыточных предприятий и организаций, доля которых с 1995 г. превысила треть от общего их числа. Доля нерентабельных предприятий увеличилась в 1998 г. по сравнению с 1995 г. в промышленности с 27 до 47 %, в строительстве – с 24 до 37 %.

В-третьих, ростом задолженности и неплатежей, размеры которых по отношению к ВВП выросли с 27,6 в 1993 г. до 51,3 % в 1996 г.

В-четвертых, повышением тяжести налогообложения. В 1995 г. налоги на прибыль, уплаченные предприятиями в федеральный и территориальные бюджеты, составили 46,6 % всей прибыли, практически каждый второй рубль изымался в государственный бюджет.

В-пятых, низким уровнем капиталовложений за счет банковских ссуд. Доля долгосрочных кредитов в их общей сумме составила в 1996 г. всего 3,0 %.

В-шестых, резким сокращением государственного финансирования капитальных вложений. Динамику инвестиционных расходов государства можно оценить относительно. Это можно сделать путем сравнения долей в расходах госбюджета. В 1994 г. доля расходов государства на народное хозяйство сократилась по сравнению с 1990 г. в 18 с лишним раз. В последние годы фактические расходы на финансирование инвестиций были намного меньше, чем предусматривалось законами о государственном бюджете, принятыми Государственной Думой.

Так, в 1996 г. утвержденные расходы федерального бюджета по состоянию на 1 декабря были выполнены по финансированию промышленности, энергетики и строительства всего на 36,6 %; сельского хозяйства – на 53 %; социально-культурных мероприятий – на 57,5 %. Федеральной инвестиционной программой в 1996 г. предусматривалось ввести в действие 415 важнейших производственных и социальных объектов. Эта программа была выполнена лишь на 10 %, в действие введено всего 40 объектов.

Выбор концепции государственной инвестиционной политики в переходный период и механизм использования инвестиций

Инвестиционная политика – это совокупность методов и приемов, направленных на решение задач, связанных с накоплением и использованием капитальных вложений, обеспечивающих экономический рост и повышение на этой основе благосостояния населения.

В самом общем виде инвестиционная политика государства призвана стимулировать сбережения предприятий и населения и превращать их в инвестиции.

Для выработки инвестиционной политики России необходимо рассмотреть сложившиеся в мировой экономической науке концепции.

Первой преобладающей на Западе концепцией является американо-английская, которая основана на использовании финансовых факторов. Согласно этой концепции, накопления определяются ставками процента по кредитам и вкладам, долей государственного потребления, применением мультипликационного эффекта, умножающего роль инвестиций. Ведущим положением этой концепции является применение стимулирующих методов.

Одним из таких стимулов считались государственные расходы на общественные работы, которые вызывают мультипликационный рост инвестиций, вовлечение в производство дополнительных рабочих, т. е. увеличивают занятость, а следовательно – доход и потребление.

Вторая концепция, предшествовавшая американо-английской, была разработана Й. Шумпетером. Центральное место в экономической динамике ученый отводил предпринимательской функции и выдвинул в этой связи теорию «эффективной конкуренции». В ней рыночный механизм рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополий и конкуренции, базирующееся на нововведениях, придающих особый динамизм экономическому развитию. Движущей силой процветания он считал массовые инвестиции в основной капитал, который служит воплощением определенных нововведений.

Третья концепция была предложена и реализована немецким экономистом, министром экономики послевоенной ФРГ Л. Эрхардом. Речь идет о концепции социального рыночного хозяйства, в основу которой было заложено развитие свободы предпринимательства и ответственности каждого за возрождение страны и реализацию своих способностей и инициативы.

Четвертая концепция предполагает инвестиционную политику, которая основана на возрождении духа бережливости и предприимчивости ради национального возрождения.

Этот подход использован китайскими (Дэн Сяопин) и японскими лидерами.

В России инвестиционная политика государства должна основываться на использовании исторически сложившегося мощного государственного сектора, традиционной склонности населения к сбережениям и приоритетном развитии социальных процессов. В России накоплен огромный творческий потенциал, его использование может явиться главной движущей силой социально-экономического развития.

Основные цели инвестиционной политики России заключаются в следующем:

  • перевод структурного кризиса в управляемый процесс модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и обновления научно-технического потенциала;
  • оптимизация соотношений между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли;
  • перераспределение капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих повышение благосостояния народа, ускорение научно-технического прогресса;
  • развитие социальной инфраструктуры.

В целом инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, осуществить их оснащение новейшими технологиями и преобразовать управление, основанное на рыночных принципах хозяйствования.

Инвестиционные источники и механизм использования инвестиций

Обычно при реализации государственной инвестиционной политики выделяются три главных направления:

  • Увеличение накоплений на основе развития отечественного производства, сокращение издержек, увеличение емкости внутреннего рынка, ликвидация убыточных предприятий.
  • Превращение имеющихся сбережений населения в инвестиции путем использования налоговой системы, формирования эффективного и контролируемого рынка капиталов; снижения инвестиционных рисков; улучшения климата для зарубежных инвесторов.
  • Создание нового механизма использования инвестиций, включая инвестиционные фонды, лизинговые фирмы, проектно-строительные корпорации.
  • Инвестиционный потенциал характеризует лишь возможные капиталовложения.

Реальные инвестиции определяются тем, как используется ВВП. Известно, что оно подразделяется на две большие группы: конечное потребление и валовое накопление. Конечное потребление включает, во-первых, стоимость товаров и услуг, которая потребляется людьми (индивидуально или коллективно). Сюда входит потребление домашних хозяйств в виде приобретения потребительских товаров и услуг, а также бесплатного их получения от государственных и некоммерческих организаций. Во-вторых, в него входят затраты на государственное управление, включающие содержание бюджетных организаций: управления, обороны, науки, здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.

Валовое накопление используется по двум направлениям.

Первое – на создание новых производственных фондов, а также на улучшение плодородия почв, лесов, разведку и охрану недр и других природных ресурсов; приобретение патентов, лицензий.

Второе – на увеличение запасов оборотных средств, к числу которых относятся прирост запасов сырья и материалов; незавершенного производства; готовой продукции; товаров для перепродажи. Инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы стимулировать сбережения предприятий и населения и превращать их в инвестиции.

Развитие отечественного производства как фактор увеличения накоплений. Повышение инвестиционной активности требует осуществления целого ряда мер, включая переориентацию денежно-кредитной политики на стимулирование отечественного производства; оздоровление деятельности коммерческих банков и направление их на кредитование производственной сферы; снижение неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, которое способствует расширению долгосрочного кредитования производственных объектов; приостановление оттока капиталов за рубеж и их использование в качестве инвестиций в отечественное производство.

Превращение сбережений населения в инвестиции. В качестве исходного необходимо использовать традиционную склонность населения к сбережениям, вовлечение которых в экономический оборот способно, по данным С. Ю. Глазьева, утроить уровень инвестиционной активности. Реализация этого положения предполагает, во-первых, повышение доходов населения, предусматривающая своевременную и полную выплату заработной платы, пенсий и пособий и периодическую их индексацию.

Во-вторых, восстановление сбережений граждан, в том числе погашение государственных долговых обязательств, включающих сбережения в Сбербанке России на середину 1991 г. путем предоставления возможностей их использования на приобретение товаров длительного пользования отечественного производства, осуществление инвестиций в жилищное строительство или развитие производства, оплату части жилищно-коммунальных услуг. Это поможет запустить кругооборот расширенного воспроизводства, вернуть доверие к государственной банковско-финансовой системе.

В-третьих, необходимо превратить существующие сбережения населения в инвестиции. В странах СНГ 70 % денежных доходов населения расходуется на покупку товаров и услуг, в том числе свыше 50 % – на продукты питания; 5–6 % – на налоги, пенсионные и страховые отчисления; 3–4 % – на банковские вклады и в ценные бумаги; более 20 % обменивается на валюту. В России в 1992 г. на покупку валюты расходовалось 11,5 %, а в 1998 г. (до дефолта) – почти 25 % доходов населения. Чистые сбережения в наличной форме превысили 22 млрд.долл. Превращение валютных сбережений, хранящихся в «чулках», в инвестиции оказало бы существенное воздействие на усиление инвестиционной активности.

В-четвертых, наряду с увеличением доходов населения существенное влияние на расширение инвестиционных возможностей могут оказать сокращение непроизводственного потребления наиболее богатой частью населения с помощью повышения налогов на имущество, импорт предметов роскоши; увеличение платы за коммунальные услуги; адресное направление социальных пособий.

В-пятых, должно быть осуществлено расширение сферы потребительского кредита на отечественные товары длительного пользования, предоставления льготных кредитов начинающим предпринимателям под залог личного имущества.

3. Механизм использования инвестиций включает следующие направления:

  • проблема предоставления долгосрочных кредитов на развитие производственной сферы;
  • изыскание потенциальных инвестиционных источников;
  • определение приоритетов технико-экономического развития и их первоочередное инвестирование, способствующее преодолению кризисной ситуации.

Первая проблема – долгосрочное кредитование производственной сферы. Одной из форм реализации данной проблемы является предоставление низкопроцентных кредитов, что предполагает расширение денежного предложения, которое должно осуществляться через институты развития путем использования механизмов учета и переучета векселей производственных предприятий, а также инструментов государственных гарантий. Подобный механизм предоставления льготных кредитов (в пределах 0,5–1,0 %) до 1970-х гг. использовался в Японии.

Такие кредиты Центральный банк предоставлял под обеспечение финансовых обязательств крупных промышленных корпораций и частных банков. Этот полугосударственный кредит выполнял функции стимулирования экономического роста без прямого огосударствления финансовой сферы. Такая система представляла собой вариант оптимального сочетания централизованного начала в виде контроля со стороны Центрального банка над общим объемом финансовых ресурсов и целенаправленного их использования и конкуренции между конкретными «исполнителями» в лице частных банков и промышленных компаний на стадии практической деятельности.

Вторая проблема – потенциальные инвестиционные источники. Здесь можно выделить несколько направлений. Во-первых, введение реальной государственной монополии на оборот и импорт этилового спирта и оптовую торговлю водкой, а также усиление государственного контроля за рынком алкогольной и табачной продукции. В 1980-х гг. за счет доходов государственной монополии на производство и торговлю алкоголем финансировались образование и здравоохранение. В 1990-х гг. «либерализация» в России привела к тому, что эти доходы перешли к теневому и криминальному бизнесу. В первой половине 1990-х гг. ликероводочные заводы сократили выпуск продукции на половину. В то же время импорт спирта (не считая контрабанды) достиг 200 млн л в год, хотя заводы, выпускавшие технический спирт, сократили его выпуск за три года всего на 14 %, а производство химикатов на его базе – в 1,6 раза. В результате есть основания полагать, что он идет на изготовление подпольной водки. От употребления отечественных и импортных суррогатов ежегодно погибают 15 тыс. человек.

Вам будет интересно  Zoom за три месяца получил годовой доход. Акции компании взлетели на 25%

Во-вторых, дополнительными средствами для инвестирования может явиться предотвращение перетока денег в сферу финансовых спекуляций и на валютный рынок. Здесь важную роль может сыграть использование системы централизованного учета и переучета векселей производственных предприятий, а также других современных платежных инструментов и технологий.

В-третьих, крупным каналом потенциальных возможностей инвестирования является восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа, сырой нефти, ограниченной номенклатуры сырьевых ресурсов, в цене которых заложен большой удельный вес природной ренты и неоплаченного загрязнения природной среды при снижении акцизов на внутреннее потребление энергоносителей, а также приостановление оттока капиталов за рубеж.

Третья проблема – определение приоритетов технико-экономического развития и их первоочередное инвестирование. Важнейшим условием инвестирования является выбор ключевых направлений научно-технического прогресса и целей развития национальной экономики. Отбор приоритетных направлений развития российской экономики для государственной поддержки предполагается проводить на основе научно-технических, экономических, воспроизводственных и социальных критериев. К приоритетным направлениям в современных условиях могут быть отнесены производства, основанные на применении передовых технологий. В их число включается конверсия наукоемкой промышленности с учетом перспективных направлений; обновление парка гражданской авиации, износ которой достиг критической величины; обновление оборудования электростанций; модернизация системы управления железнодорожного транспорта; развитие жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей; оздоровление окружающей среды и т. д.

Реализация этих приоритетных направлений будет выполнять роль локомотива экономического роста и в то же время явится важнейшим фактором резкого расширения емкости внутреннего рынка. Осуществление этих целевых установок может быть достигнуто путем разработки государственных целевых программ, поддержки бюджетным финансированием и льготными кредитами.

Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения

Ухудшение внутренней инвестиционной политики в странах СНГ, включая Россию, породило надежды на привлечение капиталов из других стран. Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат – это ожидаемое соотношение доходности в данной стране или регионе от инвестиций в определенную отрасль народного хозяйства и их риска по сравнению с другими странами или сферами вложения капитала. Обычно инвестиционный климат, характеризующий приток иностранных инвестиций в различные страны, оценивается по нескольким направлениям.

На первом месте в качестве определяющего выдвигается политическая и экономическая стабильность в данной стране, которая включает наличие стабильного хозяйственного законодательства; механизма исполнения законов и контрактов; гарантий защиты собственности; а также размеры распространения организованной преступности и коррупций.

На втором месте находится устойчивость национальной валюты, включая уровень инфляции, гарантии ее превращения в свободную конвертируемую валюту, возможности вывоза полученных доходов и прибылей в процессе производственной деятельности в другие страны, соответствие учета международным стандартам.

На третьем месте – наличие рабочей силы, ее качество, квалификация и дисциплинированность, а также уровень оплаты. Сочетание этих характеристик рабочей силы с низкими затратами на ее использование позволяет создать конкурентоспособную продукцию на основе современных технологий.

На четвертом месте – налоговая система, и прежде всего уровень ставок налогов на прибыль, а также норма амортизации, возможности приобретения недвижимости и т. д.

Обеспечение стабильности и благоприятные инвестиционные возможности позволили таким странам Европейского Союза, как ФРГ, Англия и Франция, в течение длительного времени удерживать первое место по привлечению иностранных инвестиций, хотя Греция, Ирландия, Испания и Португалия предоставляли большие налоговые льготы.

В современных условиях зарубежные эксперты, оценивая инвестиционную привлекательность развивающихся стран, называют 10 важнейших факторов, которые обеспечивают иностранным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать свои капиталы в экономику этих стран:

  • темпы экономического роста (прирост ВВП);
  • политическая стабильность (опасность переворотов, уровень преступности, гражданские конфликты);
  • размеры рынка – произведение численности населения на душевое производство ВВП;
  • зависимость от иностранной помощи и способность к самостоятельному развитию;
  • внешний долг (в % к ВВП);
  • конвертируемость валюты и возможность вывоза прибылей;
  • темп инфляции и стабильность валюты;
  • уровень внутренних накоплений (в % к ВВП);
  • уровень развития инфраструктуры (транспорт, связь, информация);
  • правовая защита (процедура аренды и приобретения имущества, регистрации и страхованиябизнеса, стабильность налогов, ограничения на изменение цен и т. д.).

При размещении зарубежных инвестиций следует учитывать местные традиции и обычаи, уровень культуры организации бизнеса. В США в рекомендациях для бизнесменов подчеркивается, что в странах СНГ важное значение имеет доверительность личных отношений с партнерами, проявление уважения к реальным достижениям фирмы и страны в целом.

Рекомендуется также назначать ответственных лиц, имеющих право принимать решения на месте. Отмечается, что переговоры в странах СНГ, как правило, имеют более эмоциональный характер, чем это принято на Западе.

Основные направления привлечения иностранных инвестиций. Говоря о привлечении иностранных инвестиций, необходимо иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают.

Интересы России направлены на решение следующих базовых положений:

  1. Восстановление и обновление своего производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий.
  2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачественными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта.
  3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции.

Интересы иностранных инвесторов:

  1. Получение прибыли за счет освоения обширного внутреннего рынка России.
  2. Развитие производства на основе богатых природных ресурсов.
  3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала.

В результате перед нашим государством стоит весьма сложная задача: с одной стороны, необходимо привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определенные стимулы; с другой – требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целей государства.

В странах СНГ функционирование иностранных инвесторов можно подразделить на четыре группы.

Первая группа – международные экономические организации. Они включают Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР). Так, Всемирный банк предоставляет кредиты на льготных условиях на 35 лет правительствам, местным органам власти и надежным банкам стран, где ВВП на душу населения ниже 865 долл. в год.

Вторая группа – транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают как стратегические инвесторы. Они создают в странах СНГ свои предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями (ПИИ) и смешанные предприятия (СП). Так, швейцарско-шведская корпорация АББ наладила в России выпуск экономичных турбин. Зарубежные инвесторы, купив контрольный пакет акций, реконструировали российские бумажные комбинаты в Сегеже, Котласе и других городах.

Одно из первых мест по инвестициям в обрабатывающую промышленность заняли табачные ТНК. В некоторых странах СНГ (Украина, Молдова, Узбекистан) они контролируют более 70 % рынка, сооружают новые фабрики в Киеве, Самарканде, Санкт-Петербурге. Они наладили выпуск сигарет с сугубо национальными названиями «Казак», «Гетман», «Атаман». Вместе с тем следует отметить, что ТНК не заинтересованы в развитии конкурирующих отраслей высокой технологии.

Третья группа – финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Они приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. Однако высокая доля портфельных инвесторов (портфельные инвестиции – это покупка ценных бумаг без права участия в управлении фирмой) с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок, как это было с ГКО, в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев, следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.

По оценкам экспертов, из стран СНГ незаконно вывезено капиталов на сотни миллиардов долларов. По различным оценкам, за годы реформ только из России ушло за границу от 120 до 300 млрд.долл. На закрытых слушаниях в конгрессе США (1997 г.) прозвучала такая информация: из 110 млрд.долл., полученных Россией за 7 лет от международных организаций и банков, 40 % находится на счетах зарубежных банков и контролируется российскими криминальными структурами. По оценкам таможенников, более 70 % платежей, ушедших за границу в первом полугодии 1996 г. в качестве предоплаты по импортным контрактам, не вернулись своевременно (в течение 180 дней) в виде товарных поставок. Отсюда следует, что развитые страны фактически кредитуют и инвестируют страны СНГ их же деньгами, причем взимаемые при этом проценты намного выше тех, которые выплачиваются по депозитам в иностранных банках.

Четвертая группа – малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и поэтому ориентируется на торговые и посреднические операции. Этот сектор нуждается в особом контроле. В ряде случаев он представлен иностранными фирмами с сомнительной репутацией. Так, по данным международной конференции «Бизнес и безопасность» (1997 г.), среди иностранных компаний, которые стремятся на российский рынок, всего 15 % могут быть признаны вполне надежными, 44 находятся в тяжелом финансовом положении, 22 – банкроты, 19 % имеют криминальный характер.

В результате можно сделать вывод, что России нужны не всякие инвестиции, а лишь такие, которые позволяют привлекать современные новые технологии, не выпускаемое в СНГ оборудование и комплектующие изделия. При этом необходимо учитывать, во-первых, характер вкладываемого капитала; во-вторых, в какие отрасли и регионы он направляется; в-третьих, условия инвестирования, включающие принципы распределения прибыли при создании совместных предприятий, процентные ставки по кредитам, сроки вложения капиталов, создание новых рабочих мест.

Говоря о привлечении инвестиций, следует вспомнить примеры из истории. Так, практика «военного коммунизма» показала, что изъять капиталы лишь силовыми методами невозможно. Вторым примером является НЭП. Он был не только допущением свободного товарооборота, но и легализацией скрытых капиталов. В тот период важную роль сыграла разумная налоговая политика: налог составлял не более 25 % дохода частника, который сразу вкладывался в развитие производства, причем в те отрасли, которые работали на потребителя. Но когда решено было вытеснить частника, налоги начали повышать: сначала до 30 %, а с переходом к индустриализации и массовой коллективизации – до 90 % и более. При разработке новых экономических программ эти примеры не следует забывать.

Инновационная политика государства

НТП оказывает огромное влияние на все стороны экономики в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Новые виды энергии, материалы, новые средства связи, средства труда – все это, безусловно, преобразует экономику.

Инновации. Классическое определение было сформулировано Й. Шумпетером, который считал инновацию как «постоянное проведение новых комбинаций» в виде:

  • внедрения нового товара, т. е. товара, с которым потребители еще не знакомы, или новой разновидности какого-то товара;
  • внедрения нового метода производства, т. е. метода, еще не испытанного практически в данной отрасли производства;
  • открытия нового рынка, т. е. рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны прежде не присутствовала, независимо от того, существовал ли до этого данный рынок или его не было;
  • овладения новым источником сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник или же он только что был создан; проведения новой организации какой-либо промышленности.

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличного от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или создающим условия для такой экономии.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. Инновационные процессы тесно связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важный фактор обеспечения стабильности и функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.

Инновационная ситуация в России характеризуется, с одной стороны, наличием значительных фундаментальных и технологических заделов, квалифицированных научных и инженерных кадров, развитой, не имеющей по отдельным стратегическим направлениям мировых аналогов научно-производственной базы, а с другой – крайне низким уровнем использования этого важного элемента национального богатства в реальном секторе экономики.

В решающей степени кризис инновационной сферы был предопределен разрушительными тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) были сокращены с 1,85 до 0,94 % ВВП. За годы реформирования (при практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей) двукратное падение доли финансирования науки сопровождалось почти таким же уменьшением объемов самого ВВП.

Резкое сокращение бюджетных ассигнований на науку привело к сокращению НИОКР.

За период с 1991 по 1994 г. количество научно-технических подразделений на предприятиях уменьшилось с 400 до 276, а численность работников научных организаций сократилась с 1943 тыс. до 1218 тыс. человек, т. е. на 37,3 %.120

Вам будет интересно  Как вложить деньги в золото в банке? Как инвестировать в золото?

Следует отметить, что распадаются не только эффективные коллективы исследователей, но и многие жизненно важные научные направления.

Налицо одно из главных противоречий экономической реформы: инновационное развитие сопровождается разрушением научного потенциала.

Низкий уровень финансирования заставил многие научные учреждения свернуть большое количество материало– и энергоемких экспериментов, определяющих приоритет отечественной науки.

Анализ инновационной деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности подтверждает тенденцию, связанную с усилением рыночных требований к повышению конкурентоспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных на внешний рынок. Вместе с тем недостаток собственных оборотных средств предприятий в сочетании с неприемлемыми условиями кредитования существенно сдерживают инновационную активность в этом направлении. Ситуация усложняется тем, что функционирующие кредитно-финансовые институты практически не осуществляют вложений финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Это обусловлено тем, что нестабильная экономическая ситуация, высокий уровень налогообложения, значительные инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, в частности государственных ценных бумаг, предопределяют наиболее благоприятные условия для проведения спекулятивных операций в финансовой сфере.

В результате экономический комплекс страны разделился на два слабо связанных друг с другом сектора: с одной стороны, высокоприбыльная сфера финансового обращения, с другой – низкорентабельная или убыточная сфера материального производства.

По существу финансовая сфера перестала выполнять свою главную функцию, направленную на бесперебойное обеспечение потребностей производственного процесса, непрерывности его функционирования, включая стадию инновационного развития. Учитывая, что имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизацию инновационной деятельности следует рассматривать как важнейшее средство повышения конкурентоспособности экономики, обеспечивающее выход страны из кризиса, стабилизацию развития народного хозяйства и его последующий рост.

Отсюда следует, что формирование благоприятного научно-технического климата является одной из основных задач в вопросах становления российского инновационного предпринимательства.

Важнейшим направлением оживления инновационной деятельности является развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса в области инноваций. Крупные и мелкие фирмы, связанные с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом.

Для крупных предприятий – это возможность быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, и снижения степени риска для проведения аналогичных научных исследований собственными силами.

Для малых фирм – это способ для разрешения многих проблем, связанных с завершением работ и выходом на рынок, поскольку крупные фирмы в этом случае выступают как организаторы и источники финансирования.

Различают следующие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства:

  • работа по заказам крупных фирм;
  • создание малых инновационных фирм самим крупным бизнесом;
  • включение малых исследовательских фирм в экономический комплекс крупных предприятий;
  • рисковое финансирование.

Выполнение работы по заказам крупных предприятий не в полной мере соответствует экономическим интересам малых фирм, так как успешно сделанная работа в рамках заказа приносит львиную долю прибыли крупной корпорации.

Экономическая форма взаимодействия – создание крупным бизнесом собственных инновационных фирм или поглощение успешно функционирующих.

Эта форма себя не оправдала. По мнению американских исследователей, утрата независимости малыми фирмами резко снижает их эффективность: во-первых, на 20–30 % падает производительность труда, а во-вторых, в 1,5 раза уменьшаются доходы.

В связи с этим прямое поглощение уступает место формально равноправному договорному сотрудничеству, а административные формы постепенно трансформируются в программно-целевое финансирование подрядчиков.

В этом аспекте широкое распространение получила кооперация крупных и мелких предприятий в разработке и коммерческом освоении новой продукции. Результат такой кооперации – сокращение периода разработки многих принципиально новых видов продукции (нередко с 10–15 до 4–6 лет) и рост доли новых товаров в продажах, которые в целом ряде отраслей достигают 20–25 %.

Рисковое финансирование тесно связано с деятельностью так называемых венчурных фирм.

Венчурные фирмы – это рисковые предприятия в наукоемких отраслях экономики, специализирующиеся в области научных исследований, инженерных разработок, создания и внедрения нововведений при отсутствии твердых, надежных гарантий прибыльности и окупаемости.

Венчурное предпринимательство имеет многочисленные организационные формы:

  • «независимые», чаще всего мелкие инновационные фирмы, использующие капитал инновационных фондов;
  • внедренческие фирмы, организованные на паевых началах промышленными корпорациями (так называемые внешние венчурные фонды корпораций);
  • «внутренние» венчурные отделы корпораций, основой которых является выделение предпринимательской группы в качестве самостоятельного венчурного подразделения.

Внедренческие фирмы в новейших наукоемких отраслях сталкиваются с беспрецедентным коммерческим риском. Венчурный фонд принимает на себя этот риск, страхуя своего инновационного партнера в составе общего бизнеса. Он делит этот риск между многочисленными партнерами пропорционально вкладу каждого из них, освобождая при этом фирму-инноватора.

Инновационный фонд венчурного финансирования по отношению к внедренческой фирме выполняет роль донора в единой системе жизнеобеспечения двух элементов венчурного капитала. Финансовая компания скупает у вновь образующейся инновационной фирмы большую часть ее пакета акций, осуществляя тем самым ее финансовую поддержку.

Исследования показывают, что 15 % рисковых фирм терпят неудачу, 25 – теряют больше, чем приобретают, 30 – едва сводят концы с концами и только 30 % – успешно действуют на рынке. Из них лишь 5 % дают прибыль 10:1. Примером может служить фирма Apple, организованная в 1976 г. с начальным капиталом 1,5 тыс.долл., которая в 1977 г. дала прибыль в 2,7 млн.долл., а в 1980 г. – 200 млн.долл.

Приведенные данные показывают, что для данного развития инновационного предпринимательства необходимы не только финансовое обеспечение, но и развитая инфраструктура, создание и распространение технопарков, технополисов, инкубаторов для развития и поддержки малого инновационного бизнеса.

Огромное значение для становления и развития малого инновационного бизнеса имеет тесное интеграционное взаимодействие науки и промышленности.

Можно выделить три модели научных центров, обеспечивающих науку и производство: американская, характерная для США и Великобритании, японская и смешанная (Франция, Германия). Американская модель. В США и Великобритании типичными формами являются научные парки, причем выделяются три типа таких парков:

  • «научные парки» в узком смысле слова;
  • «исследовательские парки»;
  • «инкубаторы».

«Научный парк» представляет собой расположенный на университетской территории комплекс подразделений, обеспечивающих условия для развития научных исследований и разработок в области передовых технологий, объединяющий лаборатории и исследовательские группы университетов и промышленных компаний, специализирующихся в наукоемких отраслях, а также отдельных исследователей-предпринимателей.

«Исследовательские парки» отличаются лишь тем, что в них новшества разрабатываются только до степени технологического прототипа.

«Инкубаторы» предоставляют вновь открывающимся инновационным фирмам помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам за умеренную арендную плату. В США старейшим «научным парком» является Стэндфордский, основанный в 1951 г. Научный парк находится в Калифорнии, недалеко от Сан-Франциско, на землях Стэндфордского университета, и получил широкую известность в мире под названием Кремниевая Долина.

Следует отметить, что одна треть всех применяемых в мире микропроцессоров выпускается фирмами, расположенными в Кремниевой Долине. На этой территории функционируют такие гиганты электроники, как «ИБМ» и «Хьюлет-Паккард», и производится половина продукции американской электроники.

Японская модель. Для нее характерной особенностью является строительство совершенно новых городов-технополисов. В Японии для этих целей выбрано 19 зон на четырех островах. К таким городам предъявляются определенные требования: 30 минут езды от города-родителя с населением более 200 тыс. человек и один день езды до Токио или других крупных центров. Технополисы включают технопарки, каждый из которых реализует специализированный набор инновационных услуг, инкубаторы и комплекс разнообразных структур, обеспечивающих жизнь города. Помимо этого сюда входят исследовательские институты, университеты в сочетании с удобным жильем, культурной и рекреационной инфраструктурой. В основе иерархического построения технополисов лежит модульный принцип, где первичным элементом является инкубатор совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель характеризуется сочетанием черт и американской и японской моделей. Наиболее показательным примером смешанной модели являются «научные парки» Франции, где крупнейший из них – «София Антиполис» – расположен на Ривьере и занимает площадь более 2 тыс. га. Примером французского технополиса служит зона для нововведений и внедрения науки и техники в районе г. Гренобля, где старейший Гренобльский университет со своими научными подразделениями тесно сотрудничает с промышленными предприятиями, где сконцентрированы мелкие компании в области автоматизации и робототехники. Часто этот район называют миниСиликоновой Долиной.

Следует отметить, что в 1956 г. был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), до сих пор остающийся образцом научного поселения, который претворяет в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий XXI в. и, кстати, который после знакомства в 1971 г. американских журналистов с его Золотой Долиной, повлиял на название «Кремниевая Долина».

В конце 1980-х-начале 1990-х гг. начинает формирование российских технопарков.

Большая часть их организуется лишь в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза. В своем большинстве они не представляли собой реально действующие структуры, инициирующие, создающие и поддерживающие малые инновационные предприятия. Это, по сути, была пока еще лишь заявка на создание технопарка.

В 1990 г. формируется и начинает реализовываться Госкомитетом СССР по народному образованию программа создания и развития технопарков. Правопреемником этой программы стало Минобразования Российской Федерации. Тогда и начинает свою работу ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах. В немалой степени благодаря усилиям ассоциации «Технопарк» в эти годы наблюдается бурный рост числа организованных и зарегистрированных технопарков (1990 г. – 2, 1991 г. – 8, 1992 г. – 24, 1993 г. – 43). Первый технопарк в Российской Федерации – Томский научно-технологический парк был создан в 1990 г. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, более 60 технопарков номинально действуют в ее регионах.

В середине 1990-х гг. в России происходит естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков. Под влиянием как объективных обстоятельств, так и в немалой степени субъективных факторов некоторые из технопарков (Москва, Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, Уфа) существенно опережают в своем развитии другие технопарки. В стране продолжается дальнейший количественный рост технопарков, инкубаторов бизнеса и подобных ему структур. В этот период появляются пока еще в небольшом количестве технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки «Технопарк-Центр» «Аэрокон», технопарки в подмосковных городах Пущино, Черноголовка, Троицк, Дубна), в Обнинске. Идеи технопарка становятся понятными и популярными в российских регионах. Появляются первые региональные технопарки, в организации которых значительную роль играют региональные и местные органы управления.

При всех успехах все-таки следует сказать, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивает реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию

Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Технопарк не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений получается от фирм, выращенных в технопарке, а срок становления фирм обычно равен 3–4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию весьма сложно.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная инновационная политика, основанная на выборе стратегических целей, комплексном обосновании приоритетов, а также новых методах ее реализации. В первую очередь необходимо определить приоритетные направления инноваций, которые оказывают огромное влияние на темпы и пропорции развития национальной экономики.

Государственная инновационная политика должна предусматривать:

  • во-первых, развитие направлений, в рамках которых создается техника новых поколений, обеспечивающая в конечном итоге статус России как ведущей технологической державы;
  • во-вторых, сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса;
  • в-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.

Финансовый механизм реализации государственной инновационной политики должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования.

Концепция финансового механизма обеспечения инноваций должна основываться, с одной стороны, на сочетании прямого бюджетного финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций, а с другой – с множественностью источников финансирования, когда наряду с бюджетными ассигнованиями в финансировании инноваций используются денежные средства финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческих банков, объединений, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что, несмотря на усилия по развитию рыночных отношений в российской экономике, их слабое воздействие на инновационную активность сохранится до того момента, пока не начнут функционировать внутренние мотивации предприятий к наращиванию выпуска высокоэффективной техники и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу. В этой связи исходной предпосылкой возникновения полноценного инновационного рынка является устойчивое функционирование системы: рыночный спрос-рост производства-спрос на инновации.

https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/investicionnaya-politika
https://be5.biz/ekonomika/e015/33.html

Яндекс.Метрика