Нужна ли экономике Украины новая инвестиционная стратегия
Александр Гончаров
Александр Гончаров
Основатель «Киевского фондового центра»
В проекте закона Украины «О рынках капитала» предусмотрено создание современной законодательной базы для деятельности профессиональных участников корпорации развития, функционирование новых субъектов рынка, например инвестиционных фирм и многосторонних торговых площадок (универсальных бирж), что позволило бы внедрить на украинских рынках что-то новое, нестандартное и даже уникальное.
Но все это нужно начинать делать прямо сейчас, в первую очередь проголосовав за этот законопроект в Верховной Раде. В противном случае у нас будут расти только риски и неопределенности.
Более того, сегодня почти все местные субъекты рынка уделяют внимание не капитализации, а тому, сможет ли бизнес генерировать достаточный финансовый поток или нет. Да и среди украинских предприятий, во-первых, очень мало с хорошей капитализацией.
Во-вторых, те компании и фирмы, которые в нынешних тяжелых условиях достигают успеха и получают хорошую прибыль, не создают иллюзий высокой надутой капитализации.
Новости по теме
Новости по теме
Это и понятно. Кредитный рынок для предприятий реального сектора экономики остается непривлекательным, так как до сих пор учетная ставка НБУ сохраняется на уровне 18%, в то время как ключевую учетную ставку Банк Англии держит на уровне 0,5%, а Европейский центробанк (ЕЦБ) — вообще на уровне 0%. Плюс к этому происходит отток капитала и квалифицированной рабочей силы из Украины.
Что делать? Прежде всего как для внутренних, так и для иностранных инвесторов важно обеспечить надежную защиту на законодательном уровне. Во-вторых, подготовить убедительные аргументы в пользу того, что экономика Украины в ближайшей перспективе сможет выйти на устойчивый тренд роста.
В-третьих, учитывать при разработке стратегий и нацпрограмм тот факт, что у инвесторов вызывают разочарование очень малые размеры капитализации украинских предприятий и отсутствие хеджирования рисков. Соответственно, инвесторы ожидают, что к власти в Украине наконец-то придут те, кто знает, как большие деньги капитализировать в инвестиции для обеспечения экономического роста.
Также смогут осуществить мощный подъем украинской экономики с опорой на долгосрочный инвестиционный ресурс из Китая, США и стран Евросоюза, которые уже давно открыты для взаимовыгодного сотрудничества.
И, конечно, мировой опыт экономических прорывов учит нас, что такие прорывы можно осуществить лишь путем привлечения и концентрации значительного объема инвестиций и направления усилий на приоритетные направления развития, которые определены государством и бизнесом совместно.
Вот почему нам сегодня нужна новая инвестиционная стратегия, совершенствование банковской и небанковской систем, рынков капитала и бизнеса хеджирования рисков, которые будут подчинены потребностям экономического роста и инновационного развития.
При этом особо следует выделить специализированную компанию по управлению активами (КУА) с линейкой корпоративных и паевых инвестиционных фондов с последующей трансформацией их в украинскую корпорацию развития (УКР) — как систему взаимодействия государственных и частных институтов инвестиционного, финансового, инновационного, научного и маркетингового направлений для изменения экономической модели Украины с пассивно-эволюционной на активно-экспансионистскую на основе современного китайского, американского и европейского опытов (в настоящее время в мире насчитывается более 100 корпораций развития, в Украине пока нет ни одной).
Однако для организации и развития элементов этой современной системы от новых составов Верховной Рады и Кабмина потребуются:
— стратегическая скоординированность масштабных инвестиционных проектов, нацеленность их на определенные приоритеты;
— значительный по размерам инвестиционный ресурс, привлеченный на принципах государственно-частного партнерства;
— современный высокооплачиваемый и квалифицированный менеджмент, прозрачная деятельность задействованных субъектов рынка как залог доверия и защиты от коррупции;
— надежные источники финансирования бизнес-проектов;
— дерегуляция экономических процессов в условиях интеграции с западными и азиатскими партнерами.
Вопрос теперь в скорости и качестве реализации этой комплексной национальной стратегии. И вполне возможно, что через несколько лет мы сможем продавать украинские компании и предприятия западным и азиатским инвесторам по ценам, близким к тем мультипликаторам, которые есть в странах с качественными экономиками, когда наше предприятие будет оцениваться в 7-9 и даже больше выручек (доходов от реализации продукции и услуг).
Новости по теме
Новости по теме
Правда, нужно признать, что такие мультипликаторы появятся на украинских рынках только тогда, когда активно заработают национальные рынки капитала, где можно будет привлекать большой объем средне- и долгосрочных инвестиций от широкого круга внутренних и внешних инвесторов.
Именно здесь, как подсказывают нам инвесторы из КНР, США и Польши, у нас есть огромный потенциал роста и широкие возможности для формирования эффективного и высокодоходного среднего и малого бизнеса.
Иностранные инвесторы уже помогают нам создавать в Украине стратегические и технологические преимущества, связанные с привлечением инвесторов. Теперь по их рекомендациям и при технической поддержке необходимо разработать современный маркетинг, а также организовать профессиональные PR-компании.
И наконец главный вопрос: почему новая инвестиционная стратегия нужна новой власти и почему она сработает? Итак:
1. Подобные стратегии и конструкции сработали в более чем в 100 других странах мира.
2. У нас нет другого выхода. Продолжение эволюционной модели в условиях деградации, деиндустриализации и экстенсивных источников развития приведет к экономическому упадку и постепенной потере возможности самостоятельно изменить структуру национальной экономики, выйти из ловушки бедности и низкой технологичности.
3. Западные и азиатские партнеры ждут от нас, когда же мы предложим совместно доработать План новой индустриализации (с учетом 4-й промышленной революции и очередного технологического уклада). И только тогда инвесторы начнут активно вкладывать дополнительные средства в экономику Украины, если стратегия развития будет предельно ясной и конкретной, если центр принятия и исполнения решений будет доступен и прогнозируем. Таким центром может стать Украинская корпорация развития.
4. Новая инвестиционная стратегия и Украинская корпорация развития не ставят целью построение элементов государственного капитализма. Государственное участие необходимо только для того, чтобы завести двигатель новой экономической модели. По мере того как динамика развития будет нарастать, институты и предприятия, созданные с участием государства, будут продаваться в частные руки с целью их развития в рыночных условиях и справедливой конкуренции.
5. Эта новая инвестиционная стратегия могла бы стать элементом Национальной идеи и вобрать в себя энергию преобразований, переориентировав ее с социальных протестов на экономическую и деловую активность.
Будет ли новая инвестиционная стратегия в Украине? И какая? Узнаем в ближайшем будущем.
Александр Гончаров
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.
Экономическая правда
У краина остро нуждается в притоке инвестиций в различные секторы экономики.
Как правило, когда говорят о зарубежных инвестициях в экономику Украины, подразумевают западные капиталовложения.
Однако не менее перспективным является восточное направление, которому в Украине принято уделять куда меньше внимания.
Наиболее предметный интерес к Украине на Востоке проявляет капитал из Китая и монархий Персидского залива.
Эти государства обладают существенными финансовыми ресурсами. Они заинтересованы в диверсификации собственных экономик и выходе на новые рынки. В свою очередь Украине есть что предложить: от аграрного сектора до высокотехнологических отраслей экономики.
Китайские инвестиции и интересы КНР в Украине
В сферу интересов КНР в Украине входят энергетика, агропромышленный комплекс, инфраструктура, технологический и финансовый секторы.
Энергетика
Осенью 2016 года китайская CNBM заключила сделку по покупке парка солнечных электростанций в Николаевской области. Мощность десяти станций, входящих в структуру CNBM, составляет 267 МВт. В проект было вложено 168 млн евро.
Никопольская солнечная электростанция (200 МВт) была построена на паях украинским холдингом SCM и китайской компанией СМЕС. Стоимость проекта составила 238 млн долл, из которых 150 млн долл выделила китайская сторона.
Также Китай интересуется строительством СЭС в Чернобыльской зоне отчуждения, однако реализация данного проекта так и не началась.
В марте 2018 года китайская компания Xinjiang Beiken Energy Engineering, выигравшая объявленный госкомпанией «Укргаздобыча» тендер на бурение 24-х газовых скважин в Полтавской и Харьковской областях в 2017-2019 годах, приступила к выполнению подрядов.
США проти Китаю: хто переможе у війні за технології і що на кону
Ввиду имплементации Украиной норм Третьего энергетического пакета ЕС, предусматривающего либерализацию энергетических рынков, китайская сторона сможет заключать договоры о совместной деятельности с украинскими госкомпаниями и реализовывать газ на внутреннем рынке Украины.
В предыдущие годы обсуждалась возможность участия китайской компании China National Nuсlear Corporation в строительстве завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области. Проект реализован не был, но не исключено, что в этом направлении будут подвижки в нынешнем политическом цикле.
Агропромышленный комплекс
Китай является крупным покупателем украинской аграрной продукции, а потому готов более активно инвестировать в АПК страны. Пока Китай точечно инвестирует в растениеводство, садоводство, переработку молока, сои, льна.
Китайский капитал готов расширять свое присутствие на украинском рынке после снятия моратория на куплю-продажу земли. К слову, иностранный капитал опосредованно контролирует более 3 млн га аграрных земель Украины.
В 2016 году китайская корпорация COFCO Agri возвела в Николаевском морском торговом порту перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур годовой мощностью 2,5 млн тонн. В перспективе Николаевский порт может встроиться в китайский проект «Новый Шелковый путь» (НШП).
Инфраструктура
Украина рассматривается Китаем как резервный маршрут НШП, наличие которого, помимо прочего, позволяет Пекину договариваться со странами-соседями Украины о более низких транзитных ставках.
Китайские компании за последние годы выиграли множество тендеров на дноуглубление морских портов Украины, прокладку и ремонт автодорог.
В 2016-2017 годах китайский капитал изучал возможности взятия в концессию морских портов Украины. После усовершенствования нормативно-правовой базы во второй половине 2019 года, регламентирующей процедуру концессий, и первых успешных концессионных конкурсов по портам «Херсон» и «Ольвия» (победителями стали компании из Грузии и Катара соответственно) китайский капитал наверняка будет участвовать в последующих концессионных конкурсах.
Высокотехнологический сектор
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, SIPRI, Китай в 2013-2017 годах занимал второе место по объемам импорта изделий украинского ВПК. Хотя с 2014 года в эту отрасль вливаются серьезные деньги, она по-прежнему нуждается в дополнительных инвестициях.
Впрочем, учитывая геополитическое противостояние США и Китая, китайские инвестиции в ВПК Украины представляются, скорее, умозрительной возможностью. Об этом свидетельствует кейс «Мотор Сич», интерес к которому есть у китайских компаний Skyrizon Aircraft и Xinwei Group.
Финансовый сектор
Под конец 2016 года китайская товарная биржа BOCE с годовым оборотом около 1 трлн долл выкупила за 3,3 млн долл Украинский банк реконструкции и развития. Китайская сторона может войти в капитал государственных банков Ощадбанк и Укрэксимбанк, чьи миноритарные пакеты акций выставлены на продажу.
В январе 2020 года BOCE выкупила 49,9% акций биржи ПФТС.
Присутствие капитала аравийских монархий
Все, что было сказано об интересах Китая в Украине, релевантно и по отношению к странам Персидского залива. Ввиду климатических особенностей они одни из крупнейших нетто-импортеров аграрного сырья и продовольствия.
В аналитическом отчете Мирового банка за 2014 год указывалось, что возможные перебои с поставками продукции сельского хозяйства из Украины на волне военно-политического кризиса могут спровоцировать продовольственный кризис.
В 2016 году был создан Украинско-арабский деловой совет, в чьих планах было создание коммерческого банка со стопроцентным арабским капиталом.
Бизнесмены из аравийских монархий также говорили об инвестициях в сельское хозяйство, переработку и инфраструктуру под залог земли как товара.
По данным международной инициативы Land Matrix Initiative, капитал из Саудовской Аравии контролирует в Украине 231 тыс га аграрной земли.
В 2018 году компания SALIC выкупила агрохолдинг «Мрія». Его земельный банк составляет 165 тыс га — шестой по величине размер земельного банка в Украине. В Украине SALIC владеет также компанией Continental Farmers Group (CFG), которая обрабатывает 45 тыс га земли в западных областях Украины.
SALIC принадлежит Фонду государственных инвестиций Королевства Саудовская Аравия. В рамках инвестиционной программы Saudi Vision — 2030 королевство намерено решить вопрос продовольственной безопасности, потому саудовский капитал продолжит вкладывать в аграрный сектор Украины.
SALIC разрабатывает проекты строительства зерновых перевалочных комплексов на Черноморском побережье. Их реализация может состояться после открытия рынка земли для превращения агрохолдингов, контролируемых капиталом из Саудовской Аравии, в вертикально интегрированные компании.
Найбільші бізнес-угоди року: хто кого купував у 2019
В 2018 году на украинский портовый рынок вышла компания P&O Maritime, которая принадлежит портовому оператору из ОАЭ DP World Group, одному из крупнейших в мире. P&O Maritime предоставляет буксирные услуги в порту «Южный» — крупнейшем по показателям грузооборота порту Украины.
Представители DP World Group в начале 2019 года посетили Одесский морской торговый порт, который, как и остальные государственные порты, Мининфраструктуры планирует передать в концессию с 2015 года.
В начале 2020 года катарская компания QTerminals взяла в концессию порт «Ольвия» и обязалась инвестировать в него 3,4 млрд грн в течение пять лет.
В 2017-2018 годах Украина и Саудовская Аравия сотрудничали в сфере авиастроения. «Антонов» и саудовская компания Taqnia Aeronautics работали над созданием транспортного самолета Ан-132D и его продвижением в мире.
Также декларировались планы строительства в Саудовской Аравии, в городе Таиф, авиационного завода с участием специалистов и технологий «Антонова». Заявленные цели сотрудничества достигнуты не были, но сохраняется потенциал для перезапуска программ в связи с началом нового политического цикла.
Выводы
В мире нет дефицита свободных денег, поэтому Украине необходимо более активно включаться в процесс привлечения капитала извне.
Интерес к Украине есть не только у западных государств, и для привлечения инвестиций не нужно ограничиваться только западным вектором. В данном случае необходимо объединение усилий государственных ведомств, дипломатического корпуса, бизнес-структур, экспертов-международников.
http://112.ua/mnenie/nuzhna-li-ekonomike-ukrainy-novaya-investicionnaya-strategiya-491223.html
http://www.epravda.com.ua/rus/columns/2020/02/14/657056/