Инвестиции, их понятие и структура в экономике

Инвестиции

Понятие

В самом общем смысле под инвестициями следует понимать финансовые и иные средства, используемые для получения некоего положительного результата (экономического, социального, интеллектуального, оборонного и т.д.). Такое определение выходит далеко за пределы экономической интерпретации, которая в широком смысле трактует слово «инвестировать» как «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем», или инвестиция — это использование денег для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста капитала, либо для того и другого. Приведенное нами определение охватывает экономическое представление об инвестициях как средстве наращивания капитала, а также представление о них как средстве достижения инвестором неэкономических целей. Например, государство, инвестируя бюджетные средства в развитие астрофизики, вряд ли рассчитывает на получение прибыли, и подобных примеров можно привести очень много. Таким образом, следует отличать общее (в широком смысле) и экономическое (в узком смысле) определения понятия инвестиций. Первое из них основывается на ожидании от вложенных средств достижения не только экономических, но и других целей. Второе сводит цели инвестиций к приращению вложенных средств. В литературе можно встретить различные варианты указанных нами групп определений.

Примером общего определения является трактовка понятия инвестиций в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Капитальные вложения определяются как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Таким образом, в самом общем виде инвестиции представляют собой затраты (расход) всего того, что имеет стоимостную оценку, во имя достижения определенных экономических и других целей. Понятие инвестиций шире, чем понятие капитальных вложений, но уже, чем понятие затрат (издержек, расходов). Затраты бывают единовременные и текущие. Первые относятся к инвестиционным затратам, так как они долгосрочны, вторые — текущие, непрерывно повторяющиеся затраты — не являются инвестиционными. Например, в производственном процессе текущие затраты концентрируются в себестоимости продукции, которая включает затраты на оплату труда, амортизацию, материалы и др.

Использование инвестиций происходит путем реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение определенных, четко обозначенных целей и представляющих собой комплекс не противоречащих законодательству мероприятий и действий по реализации определенного объема инвестиций для достижения конкретных целей (результатов) в течение установленного периода времени.

Несколько иная (но совпадающая по смыслу) формулировка понятия инвестиционного проекта применительно к капитальным вложениям дается в упомянутом Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес- план). Кроме того, закон вводит понятие приоритетного инвестиционного проекта (ИП), под которым понимается инвестиционный проект с суммарным объемом капитальных вложений, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Практическое воплощение любого инвестиционного проекта немыслимо без коллективной или индивидуальной целенаправленной деятельности, устремленной на решение поставленных в проекте тактических и стратегических задач. В этом суть инвестиционной деятельности, которая в названном выше законе трактуется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Вряд ли необходимо перегружать, как это иногда делается, понятие инвестиционной деятельности перечислением видов работ, которые выполняются в процессе отбора, воплощения и эксплуатации ИП.

Субъект

С понятиями инвестиций и ИП тесно связаны понятия субъекта и объекта инвестиционной деятельности. Под субъектом инвестиционной деятельности понимаются физические и юридические лица, осуществляющие целенаправленные действия по решению задач, поставленных в ИП. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики (исполнители работ), пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие физические и юридические лица, участвующие в реализации ИП. Законодательно субъекту инвестиционной деятельности предоставлено право совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключенным между ними.

Объект

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемое различного вида имущество предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т.п.), научно-техническая продукция, имущественные права и права на интеллектуальную собственность, денежные вклады.

Многочисленные виды инвестиций классифицируются по следующим основным классификационным признакам:

  • по объектам инвестиционной деятельности;
  • срокам вложений;
  • формам собственности;
  • источникам финансирования;
  • территориальной направленности;
  • отраслевой направленности;
  • сферам экономики;
  • характеру участия в инвестиционном процессе;
  • возможности участия в управлении и т.д.

Реальные и финансовые инвестиции

В типологии инвестирования основной является классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности (или по объектам вложения инвестиций). По данному признаку выделяют реальные и финансовые инвестиции (рис. 1).

Реальные (капиталообразующие) инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Первые включают инвестиции в осязаемые объекты — в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д., вторые (потенциальные, иногда называемые интеллектуальными) — это вложение средств на приобретение патентов, лицензий, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п. В статистической практике реальные инвестиции именуют инвестициями в нефинансовые активы, учет которых ведется по сектору нефинансовых предприятий в соответствии с методологией Международного валютного фонда.

Рис. 1. Классификация инвестиций по объектам инвестирования

Финансовые инвестиции — это вложение капитала в акции, облигации, банковские вклады, инвестиционные сертификаты и другие ценные бумаги.

Финансовые инвестиции подразделяют на прямые (в реальные активы), портфельные и прочие. К первым относятся вложения в акции акционерных обществ с целью получения дивидендов и приобретения права на участие в управлении. Это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала организации. К портфельным относятся инвестиции в разные виды ценных бумаг, принадлежащие разным эмитентам, с целью повышения вероятности получения дохода от вложенных средств. К ним относится покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.

Соотношение в экономике страны между реальными и финансовыми инвестициями является важным показателем экономического развития. «В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими».

В структуре инвестиций в экономике России происходят изменения, характерные для страны с развивающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в нефинансовые активы (реальные инвестиции) и финансовых вложений, учет которых по методологии Международного валютного фонда Росстат ведет с 1995 года.

В Российском статистическом ежегоднике, к сожалению, отсутствуют данные об объемах инвестиций в нематериальные и другие нефинансовые активы. Но, учитывая тот факт, что в составе инвестиций в нефинансовые активы почти 98 % составляют инвестиции в основной капитал, будем сравнивать динамику объема последних с динамикой финансовых вложений.

В табл. 1 представлены данные, показывающие, как изменялись за 2000-2009 годы объемы инвестиций в основной капитал и финансовых вложений организаций.

За рассматриваемый период объем инвестиций в основной капитал возрос почти в 19,5 раза, а объем финансовых вложений увеличился более чем в 123 раза. В 2009 году объем финансовых вложений более чем в 2,8 раза превысил объем вложений в основной капитал. Тенденция опережающего роста финансовых вложений по сравнению с ростом инвестиций в нефинансовые активы в России, очевидно, сохранится и в ближайшей перспективе по мере развития рынка ценных бумаг.

По срокам вложений инвестиции подразделяются на краткосрочные (на период до одного года), среднесрочные (от одного до трех лет) и долгосрочные (на срок свыше трех лет).

По формам собственности обычно выделяют государственные, частные, иностранные и смешанные инвестиции. Этим не исчерпываются все формы собственности, поэтому в статистической практике поданному признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций (объединений). Кроме того, смешанные инвестиции подразделяются на смешанные российские и совместные российские и иностранные. На наш взгляд, при классификации по данному признаку необходимо из состава государственной собственности выделять федеральную и собственность субъектов Российской Федерации.

Таблица 1. Динамика инвестиций в основной капитал и финансовых вложений за 2000-2009 годы

Рис. 2. Классификация инвестиций по формам собственности

В статистической практике используются различные классификации инвестиций по направлениям их использования, например инвестиции в основной капитал могут классифицироваться по формам собственности, по отраслям экономики и т.д.

По территориальному (региональному) признаку необходимо выделять внутренние инвестиции, вкладываемые в отечественные объекты, которые, в свою очередь, дифференцируются по регионам страны; внешние (зарубежные) инвестиции, вкладываемые за рубежом.

По сферам экономики можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции.

В литературе по-разному классифицируют инвестиции по степени инвестиционного риска. По одной классификации поданному признаку различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Первые из них характеризуются высокой прибыльностью, низкой ликвидностью и высокой степенью риска. Для умеренных инвестиций характерна умеренная степень риска, а к консервативным относятся инвестиции с высокой ликвидностью и низкой степенью риска.

Подругой классификации поданному признаку выделяются высокодоходные, среднедоходные, низкодоходные и бездоходные инвестиции.

В составе инвестиций выделяют так называемые автономные инвестиции, которые не связаны с изменением уровня доходов. К ним относятся значительная часть государственных инвестиций с длительным сроком освоения, государственные капиталовложения и инвестиции, являющиеся прямым следствием изобретений.

Указанные инвестиции необходимо отличать от инвестиций с аналогичным названием при классификации инвестиций по совместимости их осуществления. Поданному признаку выделяют независимые (автономные) инвестиции, которые могут быть реализованы как независящие от других объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, очередность реализации или последующая эксплуатация которых зависит от других объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые требуют альтернативного выбора.

Инвестиции (капитальные вложения) в основной капитан классифицируются также по отраслевому назначению строящихся объектов:

  • объекты производственного назначения;
  • объекты сельскохозяйственного назначения;
  • объекты транспорта и связи;
  • жилищное строительство;
  • геолого-разведочные работы;
  • объекты социальной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.).

В международной практике в составе инвестиций выделяются: венчурные, прямые, портфельные и аннуитет. К венчурным относятся инвестиции, направляемые в ИП. имеющие высокую степень риска: к прямым — вложения в основной капитал предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы. Понятие портфельных инвестиций нами уже ранее рассмотрено. Аннуитет включает инвестиции, которые приносят вкладчику доход через равные промежутки времени.

Структура инвестиций

Реальные (нефинансовые) инвестиции чаще всего подразделяют на две группы: материальные (вещественные) и нематериальные. В отечественной статистической практике в структуре инвестиций в нефинансовые активы принято выделять:

  • инвестиции в основной капитал;
  • инвестиции в нематериальные активы;
  • инвестиции в другие нефинансовые активы;
  • затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Инвестиции в основной капитал включают все затраты на создание и воспроизводство основных средств, куда входят: новое строительство. расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д. Начиная с 2001 года инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловую репутацию организации и т.д.

К инвестициям в другие нефинансовые активы отнесены затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам.

Инвестиции на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы включают расходы, связанные с выполнением работ, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке, или по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства. В структуре инвестиций в нефинансовые активы наибольший вес составляют инвестиции в основной капитал, что видно из табл. 2, где представлена динамика этой структуры за период 2000 с по 2009 год.

Таблица 2. Структура инвестиций в нефинансовые активы* (в % к итогу)

Инвестиции в нефинансовые активы.** всего

инвестиции в основной капитал

инвестиции в нематериальные активы

инвестиции в другие нефинансовые активы

затраты на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Понятие и структура инвестиций

Понятие и характеристика инвестиций, их классификация и структура, субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Особенности инвестиционной политики Республики Казахстан, ее правовое регулирование. Инвестиционные налоговые преференции и банки.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 19.05.2015
Размер файла 135,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие инвестиций

В Законе РК от 27 декабря 1994 г. № 266 с изменениями и дополнениями дается следующее определение инвестициям: “Инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:

— движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;

Вам будет интересно  Лучшие акции 2019

— акции и иные формы участия в коммерческих организациях;

— облигации и другие долговые обязательства;

— требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;

— право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, ноу — хау, нормативно-техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию;

— любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом”.

Инвестиции — денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях извлечения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность — действия физического или юридического лица или государства, административно-территориальной единицы государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или по их иному использованию для извлечения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Субъекты инвестиционной деятельности — инвесторы.

Инвесторы — физические и юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, государство, его административно-территориальные единицы, осуществляющие инвестиционную деятельность в формах, определенных Инвестиционным Кодексом.

Объекты инвестиционной деятельности бывают открытыми и закрытыми для инвестирования.

Открытые для инвестирования — объекты, в отношении которых инвестиционную деятельность вправе осуществлять любой инвестор. Это недвижимое имущество, предприятие как имущественный комплекс, ценные бумаги, интеллектуальная собственность.

Закрытые для инвестирования — объекты, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам кроме РБ. Перечень таких объектов устанавливается законодательными актами РБ.

Источники инвестиций — собственные или заемные средства.

прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде.

Заемные и привлеченные средства:

кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

займы учредителей, участников и других физических и юридических лиц.

2. Классификация инвестиций и их структура

Инвестиции принято делить на портфельные и реальные.

Портфельные (финансовые) инвестиции — вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. Реальные инвестиции — вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие — инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал — основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

В бытность плановой экономики и на практике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:

2.1. По признаку целевого назначения будущих объектов — это их распределение по отраслям народного хозяйства — отраслевая структура, которая в свою очередь образует два подразделения — вложения в объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения.

2.2. По формам воспроизводства основных фондов — на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих предприятий, и на техническое перевооружение.

2.3. По источникам финансирования — на централизованные и децентрализованные.

2.4. По направлению использования — на производственные и непроизводственные.

2.5. По объектам их приложения — инвестиции в имущество (материальные инвестиции) — инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов:, Финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций, и других ценных бумаг). Нематериальные инвестиции (инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).

В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций

По признаку их влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на:

— оказывающие существенное влияние (приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса;

— обеспечивающие контроль (владение инвестором более 50% акций с правом голоса);

— не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса);

— не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние (владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса);

— обеспечивающие контроль (владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.

Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии.

Наиболее комплексная классификация инвестиций приводится в работе Н.А.Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования; формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доли в общих инвестициях.

Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций можно отнести их распределение на реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).В общем объеме инвестиций наибольшую долю составляют капиталообразующие инвестиции. Так в 1996 году, из общего объема инвестиций доля капиталообразующих составила 81%, а финансовых- лишь 19% . В некоторые частные структуры включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная.

Под технологической структурой — понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин , оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

Воспроизводственная структура — также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.

Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствует о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам:

Во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей;

Во-вторых, в значительной мере сокращаются удельные капитальные вложения;

Динамика изменения воспроизводственной структуры реальных инвестиций в основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции как в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство автоматически может привести к снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства, что может отрицательно отразиться на техническом уровне производства и на эффективности инвестиций, а следовательно, и на экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что за анализируемый период, например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий и именно за счет этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое строительство. Создание малого бизнеса в РК и повышение его роли в экономике являются необходимым и прогрессивным процессом.

Важное значение для экономики республики имеет также распределение реальных инвестиций по отраслям экономики РК, так как именно от этого распределения в значительной степени зависит ее будущее. Экономическая эффективность капитальных вложений существенно зависит от отраслевой и территориальной (региональной) их структуры.

Под отраслевой структурой — понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве РК.

От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит очень многое, прежде всего сбалансированность в развитии всех отраслей, оптимальность его отраслевой структуры, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики республики. Государство при помощи например, бюджетных средств и других рычагов может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном направлении.

Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.

Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.

Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.

3. Инвестиционная политика РК

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.

В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно — законодательная база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК — “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Акмолы.

4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Так как бухгалтерский учет — это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним — все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате — чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности — Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Вам будет интересно  Как заработать на индексе Dow Jones - Реальный пример

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

3. Инвестиционный климат — критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. В 1996 году ведущие рейтинговые агентства объявили о присвоении Казахстану кредитных рейтингов. Осенью 1996 года для выхода на международный финансовый рынок в результате проведенных кредитно-рейтинговых презентаций тремя ведущими международными агентствами Казахстану впервые присвоены рейтинговые оценки на уровне ВВ. Среди стран СНГ и Балтики Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Насколько казахстанская политика устраивает зарубежных инвесторов, можно судить по итогам состоявшегося в начале декабря 1998 г. в Лондоне инвестиционного саммита, в ходе которого Казахстан был назван одной из самых привлекательных для вложения инвестиций стран СНГ.

На данном этапе главным направлением экономических реформ в Казахстане становиться выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленная на обеспечение высоких темпов экономического роста.

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики. Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

· повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;

· усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

· развить импортозамещающие производства;

· повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

· увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

· содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;

· создать новые рабочие места в национальной экономике;

· использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

· достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был разработан и введен в действие 27 декабря 1994 г. Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», который определил правовой режим, формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

В феврале 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций», который четко определил положение инвесторов, делающих вливания в приоритетные сектора экономики Казахстана, а также перечень льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам.

Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций» был создан Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, ныне Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества. инвестиция казахстан преференция банк

Принятые законодательные акты и организационные меры способствовали созданию благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций в экономику Казахстана.

Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах:

1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.

2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.

3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.

4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий. В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой. Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства, т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей. Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.

В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 — 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

За 1993 — 2001 гг. приток в Казахстан иностранных прямых инвестиций, без учета погашения кредитов, предоставленных прямыми инвесторами, составил 12,8 млрд. долл., из которых 10,2 млрд. долл. — инвестиции в виде кредитов, денежных запросов и реинвестированного дохода, полученные отдельными предприятиями и организациями (79,2%), 1,9 млрд. долл. — иностранный акционерный капитал (14,9%) и 0,7 млрд. долл. — взносы в бюджет иностранными инвесторами (5,8%).

Наибольший удельный вес среди предприятий, осуществляющих в отчетном периоде внешнеэкономические операции с инвестициями, занимают предприятия с частной формой собственности (рисунок 1). Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстане осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

Рисунок 1 Распределение предприятий, осуществляющих внешнеэкономические операции с инвестициями, по формам собственности по состоянию на 1.01.2001 г.

За период с 1993 по 2001 гг. объем иностранных прямых инвестиций, с учетом погашения по обязательствам, составил 9157,2 млн. долларов. До 1995 г. Казахстан не производил погашение кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Начиная с 1995 г. республика приступила к погашению кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Доля погашения принятых обязательств по иностранным прямым инвестициям в 1996 г. составила: — 7,5%, в 1997 г. — 18,0%, в 1998 г. — 25,0%, в 1999 г. — 24,6%, в 2000г. — 51,4% и в 2001 г. — 76,5%. В целом за период с 1993 по 2001 гг. сумма погашения составила 2683,7 млн. долларов, из них 1415,3 млн. долларов в 2001 году.

Поступление ИПИ в Казахстан в разрезе стран-доноров за период с 1993 по 2000 гг. приведено в рис.3. За 1993 — 2000 гг. от отдельных стран-доноров в Казахстан поступило ИПИ в виде кредитов, денежных запросов, реинвестированного дохода (без учета акционерного капитала и погашения по обязательствам) в объеме 9381,7 млн. долларов. Наибольшие объемы ИПИ в 2000 г. получены Казахстаном от США -993,5 млн. долларов, Великобритании — 464,2 млн. долларов, Италии — 351,0 млн. долларов, Российской Федерации — 163,2 млн. долларов, Канады — 144,9 млн. долларов и Нидерландов — 109,9 млн. долларов. На рисунке 3 представлены доли поступивших иностранных прямых инвестиций по странам-донорам, среди которых 53,0% от всех поступлений за 2000 г. составляют прямые инвестиции стран США (36,1%) и Великобритании (16,9%).

Рисунок 3 Иностранные прямые инвестиции в разрезе стран-доноров за 2000 г.

Согласно данным Национального Агентства по Статистике в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 %), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

Между тем потребность РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая). Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

В 2001 году РК получил прямых инвестиций на общую сумму около 2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2002 году составит не меньше, чем 1, 5 — 2 миллиарда долларов.

Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

4. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

История становления и развития казахстанского инвестиционного законодательства начинается с принятия первого законодательного акта в этой области — Закона “Об иностранных инвестициях в Казахской ССР” от 7 декабря 1990 года. Данный закон установил правовой режим защиты инвестиций, а также ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов, что сыграло значительную роль в привлечении в экономику республики первых иностранных инвестиций. Следующим шагом стал Закон “Об иностранных инвестициях” от 27 декабря 1994 года, представляющий своего рода “закон второго поколения”. Изменения, которые были в него внесены, учитывали изменения политики государства по отношению к инвесторам, что диктовалось как экономическим развитием Казахстана в целом, так и началом формирования в стране благоприятного инвестиционного климата. С принятием Закона “О государственной поддержке прямых инвестиций” от 28 февраля 1997 года инвестиционное законодательство получило свое дальнейшее развитие. Этот законодательный акт был призван регулировать отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в приоритетных секторах экономики, что дало мощный толчок к развитию производственной сферы. Таким образом, Казахстан, являясь полноправным членом международного сообщества, создал реальные основы для взаимовыгодного сотрудничества с иностранными инвесторами. Интеграция Республики Казахстан в мировой рынок сказалась и на развитии казахстанской законодательной базы на международном уровне. Казахстан вступил в ряд международных организаций, а также стал участником различных международных договоров и соглашений как двустороннего, так и многостороннего характера. Это повлекло за собой имплементацию общепринятых международных принципов в наше национальное законодательство.

Принятие Закона “Об инвестициях” от 8 января 2003 года является новым подтверждением усилий Казахстана по формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению в экономику страны внешних ресурсов. Характерной особенностью данного законодательного акта является создание равных условий, предоставление единых гарантий и преференций как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. На сегодняшний день перед республикой стоит задача по стимулированию национального капитала путем предоставления отечественным инвесторам благоприятных условий.

Закон “Об инвестициях” состоит, по существу, из двух частей, которые раньше регулировались двумя отдельными вышеупомянутыми законодательными актами. Первая часть устанавливает правовой режим инвестиций, вторая содержит положения, регулирующие отношения по государственной поддержке инвестиций. В соответствии с новым законом механизмом и инструментами обеспечения защиты прав и интересов инвестора являются следующие традиционные гарантии: гарантия правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан, гарантии использования доходов, гласность в деятельности государственных органов, осуществление контроля и надзора только уполномоченными на то контролирующими органами, гарантии при национализации и реквизиции.

В законе также содержатся положения, содержащие нормы о компенсации и возмещении убытков инвесторам, согласно которым Казахстан теперь будет возмещать убытки от форс-мажора в полном объеме. Это положение является в настоящее время наиболее актуальным для инвесторов. Порядок возмещения убытков определяется в соответствии с гражданским законодательством РК.

Настоящие гарантии не распространяются на:

1) изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу, и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;

2) изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности”.

Поскольку это является исключением из правила, можно сделать вывод, что в остальных случаях изменение законодательства не влияет на стабильность условий договоров.

Меры государственного стимулирования и поддержки инвестиций нашли свое отражение в законе в виде предоставления инвестиционных преференций, то есть преимуществ адресного характера. Это инвестиционные налоговые преференции, освобождение от уплаты таможенных пошлин и предоставление государственных натурных грантов. Основным условием предоставления инвестиционных преференций является необходимость осуществления инвестиций в приоритетные секторы экономики, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются следующим образом:

* По корпоративному подоходному налогу инвесторам, осуществляющим инвестиции в основные средства с целью создания новых или расширения и обновления действующих производств, будет предоставлено право дополнительных вычетов из совокупного годового дохода стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств равными долями в зависимости от срока действия преференций.

Для применения преференций по корпоративному подоходному налогу налогоплательщик не будет включать стоимость вновь вводимых в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта основных средств в стоимостный баланс подгруппы и будет обязан вести по ним раздельный учет.

* По налогу на имущество инвесторы будут освобождаться от уплаты налога в отношении основных средств, вновь введенных в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств.

* По земельному налогу инвесторы будут освобождаться от уплаты налога по тем земельным участкам, которые были приобретены либо использованы для реализации инвестиционного проекта.

После истечения срока действия инвестиционных налоговых преференций инвесторы будут уплачивать налоги в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

Вам будет интересно  Чувашия намерена стать территорией опережающего развития

В целях государственной поддержки инвестиций помимо налоговых преференций также будут предоставляться таможенные льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении вновь ввозимого оборудования и комплектующих к нему, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционные преференции предоставляются на основании контракта, заключаемого инвестором с уполномоченным государственным органом в лице Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. Однако закон гласит, что в случаях превышения максимальных объемов инвестиций, которые устанавливаются Правительством Республики Казахстан, инвестиционные преференции будут предоставляться в соответствии с решением непосредственно Правительства Республики Казахстан.

Помимо налоговых преференций и таможенных льгот, закон предусматривает предоставление инвесторам государственных натурных грантов. Они предоставляются путем безвозмездной передачи объектов государственной собственности, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Закон определяет в качестве государственных натурных грантов такие объекты государственной собственности, как земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автомобильного автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь. При этом размер государственного натурного гранта не должен превышать 30% от объема инвестиций по инвестиционному проекту. В случае если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превысит указанный максимальный размер, инвестор вправе получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

Преимущества нового подхода к механизму осуществления государственной поддержки инвестиций выражаются в следующем:

* прежде всего, освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога и налога на имущество предоставляется инвестору только в той мере, в какой инвестор осуществляет инвестиции в основные средства;

* процесс принятия решения о видах, размерах и сроках предоставляемых инвестиционных преференций с участием заинтересованных министерств и ведомств усилит транспарентность и будет идти в рамках перехода от количества к качеству привлекаемых инвестиций;

* законом вводится институт добровольного страхования, что означает переход к принятому в международной практике механизму страхования некоммерческих рисков (форс-мажорных обстоятельств) международными страховыми институтами;

* в законе кардинально изменен порядок разрешения инвестиционных споров: во-первых, используется более широкое понятие инвестиционных споров; во-вторых, допускается разрешение всех инвестиционных споров в международных арбитражных органах.

Новый подход к предоставлению инвестиционных преференций позволит обеспечить целевое использование мер стимулирования и государственной поддержи и, соответственно, эффективность мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, можно констатировать приверженность Казахстана общепринятым международным принципам и стандартам. Особое внимание необходимо обратить на важность международных договоров, в первую очередь двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций состоит из многосторонних и двусторонних международных соглашений. Кроме того, большую роль в унификации общих подходов национального законодательства различных государств к регулированию иностранных инвестиций играют международные организации системы ООН, различные универсальные и региональные международные организации. В рамках этих организаций был принят ряд документов, оказавших большое влияние на правовое регулирование иностранных инвестиций.

Составную часть международно-правового регулирования иностранных инвестиций составляют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Как правило, двусторонние соглашения определяют инвестиции как:

1) собственность в виде движимого и недвижимого имущества, а также другие имущественные права, такие, как ипотечные права и права залога;

2) права на долевое участие и другие формы участия в компаниях;

3) право требования по денежным средствам, использованным для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями;

4) права на интеллектуальную собственность, включая, в частности, права на изобретения, технологию, ноу-хау, промышленные образцы и товарные знаки;

5) все другие права и имущественные ценности, которые признаются инвестициями в соответствии с законодательством страны, на территории которой они осуществлены.

Некоторые двусторонние соглашения включают в понятие инвестиций также права на коммерческую деятельность и концессии, включая права, касающиеся разведки, разработки, добычи или эксплуатации природных ресурсов. Значение двусторонних соглашений заключается и в содержащихся в них гарантиях, взаимно предоставляемых договаривающимися странами инвесторам этих стран. Так, в заключенных Казахстаном соглашениях о поощрении и защите инвестиций договаривающиеся стороны предоставляют инвесторам на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. В каждой конкретной ситуации инвестор имеет право выбора одного из этих двух режимов.

Все вышесказанное говорит о том, что государственная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в нашей стране находит свое отражение как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

5. Инвестиционная деятельность коммерческих банков

Под инвестициями банков понимают вложения денежных средств по инициативе самих банков на срок получения доходов (прибыли). В более узком смысле инвестиционная деятельность банков — это вложение средств в ценные бумаги, функционирующие в относительно продолжительный период времени. Инвестиции отличны от ссуд в нескольких отношениях. Во-первых, ссуды используются в течение сравнительно короткого отрезка времени при условии их возврата. Инвестирование же означает вложение денег с целью обеспечить приток средств на протяжении относительно продолжительного времени до того, как вложенные деньги вернутся к владельцу. Во-вторых, при кредитовании инициатива исходит от заемщика, а при инвестиции — от кредитора (банка). В-третьих, кредитная сделка заключается между конкретным кредитором и заемщиком, а инвестирование предполагает обязательную деятельность на рынке.

Цель инвестиционной деятельности коммерческого банка— обеспечить сохранность средств, диверсификацию, доход и ликвидность. Фондовые ценные бумаги эмитируются как государством, так и негосударственными субъектами. К государственным ценным бумагам относятся казначейские векселя, казначейские боны, казначейские обязательства, облигационные займы. К негосударственным — акции, облигации, краткосрочные обязательства, депозитные сертификаты.

Для проведения операций с ценными бумагами в коммерческих банках организуются: в крупных — департамент или управление, а в средних и мелких — инвестиционный или фондовый отделы. Они проводят инвестиционную политику банка, продают или покупают ценные бумаги как за счет средств банка, так и по поручению клиента, кроме того, могут выпускать и реализовать ценные бумаги предприятий, организаций, ведомств, хранить и управлять портфелем ценных бумаг клиента за соответствующую плату.

Банковские операции с ценными бумагами бывают фондовыми, коммерческими, эмиссионными, торговыми, доверительными, залоговыми, гарантийными.

Движение бумажных свидетельств (ценных бумаг) о совершении той или иной финансовой сделки — продажа акций или предоставление займа — образует рынок ценных бумаг. Основу последнего составляет биржа — особый экономический институт, организующий оборот ценных бумаг, ранее проданных владельцам или инвесторам. Биржа олицетворяет собой так называемый вторичный рынок, на котором в ходе постоянной купли-продажи ценных бумаг происходит перераспределение финансовых ресурсов в масштабах народного хозяйства, растет ликвидность самих ценных бумаг, создаются условия для их дополнительного выпуска. Выпуск новых ценных бумаг уже существующих акционерных обществ, банков и компаний, а также вновь созданных образований происходит в рамках так называемого первичного рынка и обычно определяется как первичное размещение ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг — это наиболее развитая часть финансового рынка, в которую включается денежный рынок и рынок капиталов. Финансовый рынок республики, в т.ч. рынок ценных бумаг, переживает трудное время в результате нарастания темпов инфляции. Курсы обращающихся на рынке акций и других финансовых инструментов падают, снижается интерес и к самим ценным бумагам. Вообще инвестиционные операции банков республики находятся на начальных этапах развития.

Банки являются одним из наиболее активных эмитентов акций — долевых ценных бумаг. Выпуск долевых ценных бумаг более привлекателен по сравнению с выпуском ценных бумаг долгового характера.

Повышенная цена размещения, ориентирующаяся на рыночный курс акций, не может возместить владельцам акций первых выпусков инфляционных потерь, связанных с обесцениванием номинала. Динамика курса банковских акций на фондовом рынке и в долгосрочной и в среднесрочной перспективе пока не компенсирует темпов инфляции. Курсы акций крупных коммерческих банков не превышали даже двух номиналов.

Защитить интересы держателей акций позволяет ежегодная переоценка активов банка, а также выпуск акций, распределяемых между старыми акционерами.

В настоящее время имеются благоприятные условия для развития рынка долговых обязательств. Правда, в меньшей степени это относится к облигациям, чем к депозитным и сберегательным сертификатам и векселям. Дело в том, что выпуск облигаций законодательно регламентирован более жестко, чем выпуск банками других долговых бумаг.

Рынок же депозитных и сберегательных сертификатов достаточно масштабен и конкурентен. Хотя вторичное обращение сертификатов практически не развито, в рамках первичного размещения они пользуются устойчивым спросом как надежная ценная бумага со средним уровнем доходности, доступная для покупателя и обладающая хорошими залоговыми свойствами.

Большой интерес у банков вызывает вексельное обращение. Банковский вексель имеет все свойства денежного сертификата. Неоспоримое его преимущество в том, что он может служить средством расчетов за товары и услуги

Коммерческие банки занимаются операциями купли-продажи ценных бумаг других эмитентов для получения доходов. Данные операции могут выполнять несколько функций: они служат средством формирования доходных активов, обладающих хорошей ликвидностью. Другое назначение этой операции банков — получение спекулятивных прибылей. Ценовая конъюнктура рынка ценных бумаг (колебания курса) благоприятна для спекулятивных операций. Банки хранят ценные бумаги, ведут их учет и осуществляют другие депозитарные услуги с ценными бумагами за комиссионное вознаграждение.

6. Особенности деятельности инвестиционных банков

Инвестиционные банки — специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки являются специфическими банковскими учреждениями, что связано как с особенностями рынка ссудных капиталов, так и с особенностями банковского законодательства отдельных промышленно развитых стран, в которых коммерческим банкам запрещено заниматься инвестиционной деятельностью.

В развитых странах инвестиционные банки предоставляют своим клиентам следующие основные услуги:

-привлечение финансовых ресурсов;

-услуги по реструктуризации бизнеса через слияния и поглощения;

-услуги по управлению портфелем;

-предоставление рекомендаций клиентам.

1. Привлечение финансовых ресурсов. Суть этой услуги состоит в следующем. Клиент инвестиционного банка нуждается в получении финансовых ресурсов на продолжительный срок (для реконструкции предприятия или для освоения нового вида бизнеса, или для строительства нового предприятия). Так как этот клиент не занимается профессиональной деятельностью на финансовом рынке, он обращается за помощью к инвестиционному банку. Инвестиционный банк помогает клиенту привлечь финансовые ресурсы, т.е. разрабатывает механизмы и инструменты привлечения финансовых ресурсов, находит конечных инвесторов и посредников и т.д.

2. Реструктуризация бизнеса путем слияния и поглощения предприятий.

В развитой рыночной экономике у хозяйствующих субъектов время от времени возникают кризисные ситуации, связанные с несоответствием размера и структуры компании требованиям рынка. В этом случае владельцы капитала могут принять решение об уходе с определенного рынка либо о соединении своего капитала с другим капиталом, либо они захотят купить компанию, которая или является их конкурентом, или производит необходимую им продукцию. Для того чтобы поглотить чужую компанию, вбольшинстве случаев требуется скупить контрольный пакет ее акций. Поскольку на таких операциях в основном специализируются инвестиционные банки, клиенты обращаются к ним. Инвестиционные банки, применяя свои отработанные технологии, выполняют такие заказы. Этот вид услуг для казахских условий пока наименее актуален, чем другие услуги инвестиционных банков.

3 .Брокерские услуги. Инвестиционные банки предоставляют и обыкновенные брокерские услуги, т.е. услуги по покупке или продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента.

У крупных банков брокерские услуги приносят сравнительно небольшую долю общего дохода. Однако оказание качественных брокерских услуг — первый шаг к привлечению нового клиента, Который в дальнейшем захочет перейти от потребления брокерских Услуг к потреблению услуг по управлению портфелем. Кроме того, уровень удельных затрат на исполнение брокерских заказов ощутимо снижается с ростом общего оборота по ценным бумагам, поэтому крупные инвестиционные банки имеют достаточно высокую рентабельность брокерских операций.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, их классификация. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Особенности инвестиционной деятельности. Анализ динамики и структуры инвестиционных потоков на примере ООО «Командор».

курсовая работа [193,8 K], добавлен 22.10.2014

Экономическая сущность инвестиций, их классификация и структура. Понятие инвестиционной деятельности, ее инвесторы. Факторы, влияющие на инвестиционный климат. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Форма и объекты инвестирования.

презентация [1,9 M], добавлен 03.05.2009

Инвестиционная политика и её инструменты. Классификация инвестиций, субъекты, объекты, источники и их роль. Организация и формы осуществления инвестиционной деятельности. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран. Инвестиционная политика Беларуси.

курсовая работа [4,9 M], добавлен 04.01.2015

Понятие, виды и структура инвестиций как экономической категории. Анализ инвестиционной деятельности Республики Казахстан за годы независимости; способы ее улучшения. Рассмотрение методов привлечения иностранных капиталовложений в экономику государства.

курсовая работа [568,6 K], добавлен 12.12.2012

Понятие, виды, классификация и роль инвестиций. Возможности привлечения инвестиций в условиях мирового финансового кризиса. Правовое регулирование, состояние и основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

дипломная работа [119,2 K], добавлен 07.06.2014

Формирование и эффективность структурно-инвестиционной политики Республики Казахстан. Экономическая сущность, субъекты и объекты инвестирования. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Оценка прибыльности инвестиционных проектов.

курсовая работа [650,3 K], добавлен 21.05.2012

Понятие и значение инвестиционной деятельности фирмы. Виды, состав и источники инвестиций. Функции и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Методы оценки эффективности инвестиций по сроку окупаемости, индексу доходности.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 24.07.2011

Экономическая сущность и классификация инвестиций. Роль инвестиций в достижении макроэкономического равновесия. Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Состояние и проблемы в инвестиционной сфере Республики Беларусь.

курсовая работа [731,4 K], добавлен 19.05.2014

Особенности, экономическая сущность и важность инвестиций. Классификация форм и видов инвестиций. Зависимость между видами инвестиций и уровнем риска. Основные объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Этапы формирования инвестиционного процесса.

реферат [128,2 K], добавлен 14.06.2010

Общественные отношения, определяющие понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Определение принципов и методов регулирования инвестиций. Инвестиционный процесс, его участники. Понятие инвестиционного рынка. Субъекты инвестиционной деятельности.

курсовая работа [25,1 K], добавлен 18.12.2008

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

http://www.grandars.ru/student/fin-m/investicii.html
http://revolution.allbest.ru/economy/00552528_0.html

Яндекс.Метрика