Инвестиционные проекты регионального развития
Бакланова Юлия Олеговна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Скопин Алексей Олегович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
В статье авторы показывают, что инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор органами местного самоуправления чаще всего основываются на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования и оценках их эффективности. Кроме того показано, что целесообразно инициировать проекты снизу на предприятии и включать их в систему региональных проектов.
инициация, региональные инвестиционные проекты, Инвестфонд, проекты, программы, портфель проектов
Категории статьи:
Эконометрический анализ валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа
Оценка эффективности крупномасштабных инфраструктурных сетевых проектов
Перспективы реализации национального проекта «Культура» в городе Севастополе
Финансовые механизмы, способы и меры достижения инновационного технологического развития России
Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов
Статья также доступна (this article also available):
- Русский
- English ( Английский )
Анализ управления инвестиционным процессом на макро- и мезо- уровнях, отмечают Воронов Н.П. [6], Бондаренко Н.Ю. [3], говорит о том, что исторически оно сводилось к регулированию деятельности инвесторов в периоды стабильного состояния экономики и в применении механизмов государственного управления в кризисные периоды. Но государство с помощью имеющихся механизмов управления тоже пока не способно эффективно управлять будущим инвестиционным процессом. Одной из актуальных проблем становления рыночной экономики в трансформационном обществе на современном этапе развития является проблема привлечения инвестиционных ресурсов в экономическую деятельность. Связано это, в известной мере, с ослаблением роли государства в инвестиционной сфере. Активизация государственной инвестиционной политики является ключевой предпосылкой перехода экономики к устойчивому росту. Однако, в рыночных экономических условиях государство не в состоянии решить данную проблему в полной мере. Поэтому актуальным является процесс активизации инвестиционной политики именно на региональном уровне [2, 14].
Роль и структура региональных инвестиционных проектов Инвестфонда
Результаты анализа, проведенного Лиман И.А. и Минязевым М.Р. [10], позволили выявить следующие особенности:
1. Инвестфонд предоставляет государственную поддержку региональным проектам, которые, как правило, обеспечивают выход на конкретный результат в течение 2-4 лет (по сроку реализации), со сроками окупаемости до 8-10 лет.
2. Проекты ориентированы на удовлетворение стабильного спроса, создание традиционных производств, оказание поддержки относительно проблемным регионам и предусматривают создание значительного числа рабочих мест.
3. Формирование региональных проектов находится в определенных рамках: минимальной планки стоимости в 500 млн. руб.; максимальной величины государственной поддержки, ограниченной квотами Инвестфонда для каждого региона; регламентированной доли софинансирования проекта из средств бюджета субъекта РФ.
За период 2006-2009 гг. отмечался значительный прирост общего числа проектов (более чем в 6 раз), который на 64% был обеспечен утверждением региональных. По состоянию на 01.01.2010 г. региональные проекты находились на первом месте по количеству (54% всех проектов) (рис. 1).
Рисунок 1 — Видовая структура (по категории) проектов Инвестфонда по количеству (шт., %%) по состоянию на 01.01.2010 г. (Лиман И.А., Минязев М.Р. [10])
Лиман И.А., Минязев М.Р. [10] отмечают, что появление региональных проектов сыграло значительную роль только в перераспределении количества проектов, но не приоритетов финансирования. Наблюдался значительный диспаритет, когда 54% региональных проектов обеспечивали только 7% всех инвестиций.
Рисунок 2 — Видовая структура (по категории) проектов Инвестфонда по стоимости (млн руб., %%) по состоянию на 01.01.2010 г. (Лиман И.А., Минязев М.Р. [10])
Вместе с тем, как отмечают Лиман И.А., Минязев М.Р. [10], выявлены следующие моменты, негативно характеризующие проекты Инвестфонда в сложившихся условиях:
1. Концессии в реализации региональных проектов не задействованы;
2. География деятельности представлена довольно узким охватом регионов, с вложениями, ориентированными на центральную часть России;
3. В части финансирования в рамках уже принятых решений наблюдаются задержки с выделением средств субъектами РФ, частными компаниями, а также кредитными учреждениями;
4. В масштабах Инвестфонда региональным проектам выделено всего 3% всех средств государственной поддержки;
5. Одно из основных упущений — полное отсутствие какой-либо инновационной составляющей реализуемых региональных проектов.
Механизм инициации региональных инвестиционных проектов предприяием
Рассмотрим механизм инициации региональных инвестиционных проектов. Необходимо отметить, что данный механизм является желательным и целесообразным, но не всегда реализуемым в реальности. При реализации методологии проектного управления, а также управления портфелем проектов необходимо налаживать качественную систему сбора информации. Инициация происходит в данном случае снизу. На рисунке 3 показана взаимосвязь между отельными сотрудниками, подразделениями, предприятием в целом, и между отдельными проектами, инициативами, портфелем.
Рисунок 3 – Многоуровневое взаимодействие при формировании портфеля проектов (авторский)
Возможные типы проектов и инициатив (альтернатива рационализаторским предложениям), выдвигаемые предприятием, а также используемые методы, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Типы и источники инициации проектов
Тип инициативы/ проекта | Причины инициации | Документ по инициации | Возможные применяемые методы | Ограничения по принятию | Инициатор |
Инновационная инициатива | Самовыражение сотрудника | Заявка инициативы (максимум 1-2 страницы) | Программа «Инициатива». Анализ причинно-следственных связей. Диаграмма разрешения конфликтов. | Оценочная комиссия в организации | Работник предприятия |
Инновационный проект | Проблемы предприятия. Развитие предприятия. | Карточка проекта | Формат А3. Управление проектом на одной странице. | Инвестиционный комитет управляющей компании | Рабочая группа, подразделение |
Инициатива инвестиций | Самовыражение сотрудника | Заявка инициативы (максимум 1-2 страницы) | Программа «Инициатива». Анализ причинно-следственных связей. Диаграмма разрешения конфликтов. | Оценочная комиссия в организации | Работник предприятия |
Инвестиционный проект | Проблемы предприятия. Расширение предприятия. | Карточка проекта | Формат А3. Управление проектом на одной странице. | Инвестиционный комитет управляющей компании | Рабочая группа, подразделение |
Выявленные типы инициации проектов часто не структурированы в организации, данные показанные в таблице являются авторской точкой зрения.
Роль государства в инициации региональных инвестиционных проектов и привлечении инвестиций
Но как отмечает Коледа А.В. [7 ], региональные власти и бизнес находятся в неравном положении. Бизнес выходит на диалог с властью с пакетом проектов, бизнес-планов, выгодных ему по коммерческой эффективности. Власть, вступая в этот диалог, имеет нередко размытые представления о том, в каких областях деятельности ей (региону) наиболее интересны инвестиционные предложения. В каких объемах, в какие сроки целесообразно осуществлять проекты, какому из проектов следует отдать предпочтение и обеспечить поддержку. Реализация адресных инвестиционных предложений, подчиненных стратегическим приоритетам развития региона, предполагает соответствующую вооруженность лиц, принимающих решения, адекватными инструментами.
Антонюк В.С., Капкаева Э.Р. [1 ] считают, что инициализация структурных сдвигов должна осуществляться в первую очередь в отраслях рыночной специализации региона с использованием инструментов отраслевой политики. На региональном уровне к таким инструментам относятся: налоговые кредиты, налоговые субсидии, налоговые ограничения, софинансирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, государственные гарантии, госзаказы, поддержка кластеров, создание различных форм территориальной организации бизнес- и инновационных процессов. Стимулирование производства в отраслях рыночной специализации должно осуществляться с целью повышения эффективности производства и качества продукции на основе реализации относительных преимуществ региона.
Воронова Н.П. [6] также считает наиболее важным аспектом политики регионального развития — отраслевые приоритеты инвестиций в социально-экономическую систему субъекта государства. В общем плане, к ним следует отнести отрасли, развивающие и реализующие конкурентные преимущества региона, создающие его инновационный потенциал, обеспечивающие производство экспортной и импортозамещающей продукции, осуществляющих природоохранную деятельность.
Данной точки зрения придерживаются и Колчина О.А. [8], Коротков К.С. [9] подчеркивая, что инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор органами местного самоуправления основываются на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования и оценках их эффективности.
Воронов Н.П. [6] значительное внимание уделяет привлечению иностранных инвестиций в регион, что невозможно без участия органов власти. Главной целью этого процесса является ускорение процессов модернизации и развития на инновационной основе отраслей и организаций социально-экономической системы субъекта страны, повышения уровня ее интеграции в мировое экономическое, научное и образовательное пространство. На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:
- развитие и повышение эффективности использования конкурентного потенциала региона, его отраслей и предприятий;
- совершенствование видовой и отраслевой структуры иностранных инвестиций;
- обеспечение устойчивого роста и концентрации инвестиций на стратегических направлениях развития региона;
- содействие развитию долгосрочных и многосторонних связей реципиентов и инвесторов.
При их декомпозиции на третьем уровне могут быть выделены следующие ключевые задачи:
- формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности региона;
- содействие прогрессивным изменениям в структуре региональной экономики;
- развитие креативного потенциала региона;
- усиление значения для инвесторов процессов формирования и развития бизнес-ассоциаций с участием организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса;
- превращение результатов научно-исследовательских работ и подготовки специалистов для зарубежных стран в одну из важнейших статей экспорта;
- содействие становлению современной инфраструктуры международной инвестиционной деятельности;
- расширение источников инвестиций.
В связи с расширением сферы инвестиционной политики и состава инициаторов инвестиционных проектов, Рисиным И.Е. и Харитоном С.В. [12] предложен уточненный по составу и содержанию перечень принципов взаимодействия участников инвестиционной политики:
- баланс интересов государства и других участников инвестиционной политики.
- активной роли государства в создании институциональной среды, стимулирующей инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов;
- обеспечение равных конкурентных условий хозяйственной деятельности инвесторам независимо от формы собственности;
- приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
- гарантии иммунитета любых инвесторов относительно вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;
- приоритета инвестиций в «человеческий капитал»;
- приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территории.
По мнению Воронова Н.П. [6], безусловно, названные принципы существенно расширяют состав правил, регулирующий взаимодействия участников инвестиционной политики. Однако, они не учитывают особенностей международного инвестиционного взаимодействия, специфики интересов иностранных инвесторов. Поэтому необходимо их дополнение такими принципами, как:
- гарантии иностранным инвесторам национального режима, т.е. применение одинаковых условий организации и регулирования бизнеса, включая его льготы для отечественных и иностранных инвесторов (за исключением ограниченного перечня законодательно установленных видов деятельности, например, связанных с национальной обороной, поставками продукции для государственных нужд и др.);
- защиты собственности иностранных инвесторов в стране от национализации и обеспечение свободной репатриации инвестированного капитала и дивидендов;
- «одного окна» для регистрации вновь создаваемого бизнеса с иностранными инвестициями;
- дифференциации налоговых льгот для инвесторов (своих и иностранных) в соответствии с уровнем социально-экономического развития территории (региона, муниципального образования);
- институционализации процесса привлечения иностранных инвестиций, предусматривающего создание структур (государственных или смешанных), которым поставлены функции позиционирования региона, его организаций на мировых рынках капитала, товаров и услуг, экономико-организационного сопровождения международного инвестиционного сотрудничества, включая мониторинг его результатов.
Возможность инициации региональных инвестиционных проектов на базе кластеров
Институциональные факторы, по мнению Булгаковой Н.В. и Шураевой К.В. [4 ], во многом определяют эффективность применения рыночных механизмов повышения экономической отдачи от инвестиций (фактически уровень экономической самостоятельности предприятия), а также возможность оперативного создания необходимой кооперации соисполнителей с использованием рыночных инструментов (создания корпораций современного типа).
Рациональный вариант инициации региональных инвестиционных проектов на базе региональных кластеров предлагают Матяш И.В. и Семина Л.А. [11]. Участники кластера сотрудничают на основе долговременных и устойчивых связей, не образуя юридического лица. Кластерный подход формирует такой экономический механизм взаимоотношений, который позволяет получать эквивалентную затратам прибыль не только тому, кто производит и реализует конечный продукт, но и всем участникам кластера. Кластер может быть эффективным, если создается по инициативе снизу, когда сами организации для повышения конкурентоспособности своей продукции приходят к необходимости объединения, чтобы выступить одним фронтом для завоевания определенных сегментов рынка. При организации кластера должны преобладать принципы кооперации. Системно эффективный бизнес за счет опережающего роста капитала способен поддерживать высокий технологический уровень и конкурентоспособность производства без расширения участия кредиторов и дополнительного привлечения заемных источников. Это дает гарантии сохранения ликвидности и платежеспособности всей цепочки предприятий, входящих в региональный кластер. Проекты системно эффективного бизнеса как перспективные точки роста регионального кластера должны иметь особый приоритет и пользоваться льготами особого налогового и административного режима. Организация входного мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов по критерию системной эффективности бизнеса обеспечит сохранение предельного уровня доходности и устойчивое развитие регионального экономического кластера.
Заключение
Согласимся с Родионовым А.П. [13], Власовой В.М., Ивановой Н.А. [5] и др. учеными, что целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам — все это составляет основу управления инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. Тем более, что социально-экономическая эффективность инвестиционной деятельности в регионе представляется синтезом эффектов отдельных инвестиционных проектов и программ, а социально-экономическая эффективность управления — интегральным выражением результативности региональной инвестиционной политики. Инициация различных проектов (вариантов проектов), в реализации которых участвует в дальнейшем государство (регион), проводится чаще снизу вверх и требует взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти.
Библиографический список
- Антонюк В.С., Капкаева Э.Р. Инициация структурных сдвигов как элемент региональной отраслевой политики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 20-14. С. 4-13.
- Бакланова Ю.О., Скопина И.В. Планирование проекта управления региональными инновациями (на примере Кировской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 25. С. 2-7.
- Бондаренко Н.Ю. Согласование инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. № 1. С. 19-22.
- Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов, как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 24. С. 440-446.
- Власова В.М., Иванова Н.А. Обоснование критерия и показателей эффективности инвестиционных проектов и формирование систем льготирования по пакету налогов предприятий, реализующих инвестиционные проекты // Инновации, 2006. — № 9 (96).
- Воронов Н.П. Инвестиционный процесс и региональная инвестиционная политика в условиях рыночной системы хозяйствования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 12-1. С. 152-158.
- Коледа А.В. Оценка приоритетности региональных инвестиционных проектов в условиях неполной информации // Регион: Экономика и Социология. 2010. № 1. С. 198-216.
- Колчина О.А. Реализация принципа конкурсного отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу муниципального образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 87. № 10. С. 18-23.
- Коротков К.С. Привлекательность инвестиционного предложения в рамках региональной инвестиционной программы // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-2. С. 54-56.
- Лиман И.А., Минязев М.Р. Российская практика формирования региональных инвестиционных проектов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4. С. 155-163.
- Матяш И.В., Семина Л.А. Критерий системной эффективности инвестиционных проектов и оптимизация управления в региональном экономическом кластере // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-2. С. 301-305.
- Рисин И.Е., Харитон С.В. Содержание региональной инвестиционной политики // Энергия — XXI век. — 2004. — №4. — С. 90.
- Родионов А.П. Управление связью фактора времени с эффективностью вложений в региональных инвестиционных проектах // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 5. С. 102a-104.
- Скопин А.О., Черняева У.С. Исследование и проектирование системы управления региональными программами и проектами развития региональной производственной кооперации // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 28. С. 10-18.
Выходные данные
МЦНИП ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
redactor@sovman.ru
Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта 6+