Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы онлайн-проекта

Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы онлайн-проекта

Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы онлайн-проекта

Дмитрий Дементий Редакция «Текстерры»

Знаете, чем отличается стартапер от предпринимателя? Первый генерирует десятки идей в час, фонтанирует креативностью, имеет черный пояс по elevator pitch и знает, где стоят кофе-машины в коворкингах и бизнес-инкубаторах. Второй умеет реализовывать идеи, организовывать бизнес-процессы и считать деньги. Предприниматель может воплотить в жизнь мало-мальски жизнеспособную идею именно потому, что имеет представление об окупаемости инвестиций и планировании финансовых потоков предприятия. А стартапер не сдвинет с места даже самое гениальное начинание. Он потратит все деньги на участие в конференциях и пойдет работать торговым представителем.

Хотите успешно реализовать онлайн-проект? Тогда вы должны быть предпринимателем, а не стартапером. Начните с оценки финансовых перспектив своей идеи.

Хотите вырасти из стартапера в предпринимателя? Начните с финансового ликбеза Хотите вырасти из стартапера в предпринимателя? Начните с финансового ликбеза

Что должен знать предприниматель о финансовом планировании

На крупных предприятиях работают планово-экономический отдел и бухгалтерия, которые занимаются экономическим и финансовым планированием, доводят маркетологам и сейлзам планы продаж и устанавливают цену на продукцию.

Кстати, вы замечали, что в крупных компаниях бухгалтерия и финансово-экономический отдел часто живут отдельной от бизнеса жизнью? Они диктуют продавцам и продукт-менеджерам условия работы, превращаясь из вспомогательного подразделения в основное. Онлайн-проекты на ранней стадии развития не могут позволить себе такую ситуацию. Они должны фокусироваться на развитии и продажах, а не на бюрократии и условном соблюдении кассовой дисциплины.

Пока онлайн-проект не превратится в новый «Вконтакте» или просто в прибыльное предприятие, предпринимателю ни к чему обрастать экономистами и бухгалтерами. Ему придется считать ресурсы и оценивать финансовую эффективность самому.

Делать это просто, если вы работаете самостоятельно: покупаете что-то в Китае за 50 рублей, а продаете в Москве за 100. А если вы арендуете офис, платите зарплату сотрудникам, создаете виртуальный продукт, простой арифметикой не обойтись. Вам придется научиться более сложным вещам. Предложенная ниже информация позволит вам определять финансовые перспективы проекта и планировать коммерчески успешную деятельность.

Финансовое планирование проекта для чайников: с чего начать

Представьте такую ситуацию: молодой талантливый стартапер придумал революционный продукт, способный заткнуть за пояс Facebook, Microsoft и Google сразу. Будущая звезда онлайн-бизнеса отправляется в банк за кредитом, который планирует потратить на аренду офиса, оплату труда помощников и оборудование комнаты отдыха. Ну, как в офисе Google, чтобы к комфорту привыкать.

Благодаря отточенным навыкам презентации в лифте герой заинтересовывает банкиров. Чтобы оценить перспективность бизнеса, они просят бизнес-план. Акулы-ростовщики не читают вступление и описание, а сразу находят три формы: баланс, финансовый результат и прогноз движения денежных средств. Что это за формы и как их составить?

Я взял кредит на онлайн-проект, но не умел считать кэшфлоу. Не повторяй моих ошибок, бро

Как рассчитать баланс онлайн-проекта

С помощью баланса вы можете определить на текущий момент или спрогнозировать стоимость онлайн-проекта. А с помощью балансного отчета вы можете оценить капитал предприятия в ретроспективе. Баланс удобно оценивать в годовом, квартальном и месячном разрезах.

Баланс включает следующие категории информации:

  • Сведения об активах проекта в денежном выражении. Активы — это все, что принадлежит предприятию и имеет положительную стоимость.
  • Сведения о пассивах проекта в денежном выражении. Пассивы — это любые обязательства компании.
  • Информация о собственном капитале. Собственный капитал — это разница между активами и пассивами в денежном выражении.

Если вы работали в государственных учреждениях, то помните, что время от времени бухгалтера ходят по кабинетам и производственным помещениям и норовят поставить инвентарный номер на все, что видят. Они инвентаризируют столы, стулья и цветочные горшки, чтобы включить их в балансовый отчет. Так вот, онлайн-проект не может позволить себе такой роскоши, как надувание активов.

Как правильно считать активы онлайн-проекта? Считайте активами только материальные и нематериальные ценности, которые можно продать. Конечно-конечно, ваше любимое офисное кресло, геймерский ноутбук и кофеварка были куплены за 4000, 70 000 и 5000 рублей соответственно. Возможно, ваш бухгалтер включит эти цифры в баланс и будет ежегодно вычислять амортизацию. Но вы не бухгалтер, а предприниматель. Вам нужно знать реальный баланс, поэтому учитывайте настоящую стоимость активов.

Как только вы сняли с кресла защитный чехол и удалили с экрана лэптопа пленку, эти вещи получили приставку «б/у». Сколько на самом деле стоит бывшее в употреблении офисное кресло? Посмотрите на «Молоток.ру», сделайте выводы и двигайтесь дальше.

Что необходимо включать в активы?

  • Денежные средства, включая наличные и деньги на банковских счетах.
  • Производственное оборудование: серверы, компьютеры, оргтехнику.
  • Нематериальную собственность: сайт, торговую марку, патенты на изобретения. Не включайте в активы настоящего баланса стоимость приобретенного программного обеспечения. Вы не имеете права перепродать его.
  • Товар на складе.

Представьте, что вы производите программный продукт и продаете коробочную версию по 5000 рублей за единицу. Вы изготовили 1000 дисков с программой и положили их на складе. Можно ли записать в активы 5 млн рублей? Конечно нет. Хотите пояснений? Тогда посчитайте, сколько дисков вам нужно записать и упаковать в картонную коробку, чтобы стоимость вашей компании на бумаге превысила 1 млрд рублей. Не так уж и много, правда?

Вам будет интересно  Покупка ETF на СПБ - плюсы и минусы

Активы бывают ликвидными и неликвидными. К ликвидным активам относятся денежные средства, товары на складе и другие ценности, которые можно быстро реализовать. К неликвидным активам относятся материальные ценности, которые невозможно быстро продать без существенных потерь. В случае с веб-проектом к неликвидным активам можно смело относить офисное кресло и кофеварку.

В пассивы нужно включать финансовые обязательства проекта:

  • Платежи за аренду офиса.
  • Выплаты по кредитам и программам лизинга.
  • Налоги.
  • Зарплата.
  • Платежи по договорам поставок расходных материалов.
  • Обязательства по поставкам товаров и услуг в финансовом выражении.

Пассивы бывают текущими и долгосрочными. К текущим можно отнести обязательство поставить товар или услугу по договору. К долгосрочным относятся обязательства по кредитам и лизингу, платежи за хостинг и доменное имя, фиксированные налоговые отчисления.

Собственный капитал проекта — это разница между активами и пассивами. Капитал может быть положительным и отрицательным. Положительная величина говорит о финансовом здоровье проекта. Если величина отрицательная, вы должны немедленно изменить бизнес-план.

Чтобы рассчитать баланс, вы можете воспользоваться редактором таблиц. Активы можно записать в левой части листа, а пассивы в правой. Также вы можете расположить таблицы активов, пассивов и капитала сверху вниз. Для удобства вы можете воспользоваться шаблоном бухгалтерского баланса и типовой формой баланса, предложенной для малого бизнеса Международной финансовой корпорацией (IFC).

Слева обязательства, справа активы: пример отображения баланса

Как рассчитать финансовый результат

Расчет финансового результата позволяет определить величину дохода, который заработал или заработает проект. Отчет о финансовом результате включает следующую информацию:

  • Данные о доходах.
  • Данные о расходах.
  • Разницу доходов и расходов или финансовый результат проекта.

Чтобы рассчитать финансовый результат, действуйте так:

  • Запишите фактическую или прогнозируемую выручку от продажи услуг или товаров. Это валовый доход проекта.
  • Отнимите от валового дохода расходы на покупку или производство товаров и услуг. Например, если вы покупаете кроссовки в Китае, а продаете в Москве, отнимите от валового дохода цену покупки продукта у поставщиков, включая все накладные расходы.
  • Отнимите из оставшейся суммы операционные расходы. К ним относятся зарплаты сотрудников, расходы на аренду офиса, оплата хостинга, расходы на маркетинг. Полученная цифра — это чистый доход или доход, полученный в результате основной деятельности проекта.
  • Если у вас есть доходы от неосновной деятельности, прибавьте их к чистому доходу. Например, если вы сдаете кофеварку в аренду соседям по бизнес-центру, считайте полученные платежи доходами от неосновной деятельности.
  • Отнимите от полученной суммы прочие расходы. Это расходы, не связанные с производством и продажей продукта: платежи по кредитам, плата за ремонт кофеварки и офисного кресла, участие в тренингах и семинарах.

Вы рассчитали финансовый результат. Если вы получили положительное число, речь идет о положительном финансовом результате или чистой прибыли. Если вы получили отрицательное число, речь идет об отрицательном финансовом результате или чистом убытке. В первом случае проект приносит деньги основателю, а во втором случае основатель теряет деньги.

Пример отчета о прибыли и убытках

Как оценить движение денежных средств

Расчет движения денежных средств позволяет оценить финансовые поступления и выплаты проекта за выбранный период. Этот отчет иногда называют денежным потоком или кэшфлоу (от англ. cash flow). Он показывает, как проект распоряжается финансовыми ресурсами и приносит ли он денежные поступления.

Для расчета движения денежных средств понадобится информация о поступлениях и выплатах по следующим видам деятельности:

  • Операционной. Это основная деятельность проекта, например, продажа рекламы для веб-проекта. Также в операционную входит прочая деятельность, например, аренда кофеварки.
  • Инвестиционной. В контексте онлайн-проекта речь идет о покупке производственных средств, развитии сайта, вложениях в раскрутку сообществ в социальных сетях и т.п.
  • Финансовой. Здесь учитываются выплаты по кредитам и лизингу, а также привлечение заемных средств.

Чтобы составить отчет о денежных потоках, выполните следующие действия:

  • Определите баланс проекта на начало выбранного периода. Для этого суммируйте активы, указанные в балансовом отчете.
  • Посчитайте сумму денежных средств, которые проект получил или планирует получить с помощью операционной деятельности.
  • Посчитайте, сколько денег проект инвестирует.
  • Определите, сколько денег проект потратит или привлечет в рамках финансовой деятельности.
  • Посчитайте баланс проекта на конец выбранного периода и определите сумму, на которую увеличились или уменьшились активы.

Если денежный поток отрицательный, вам необходимо скорректировать бизнес-план.

Для удобства расчетов вы можете воспользоваться утвержденной формой отчета о движении денежных средств, а также воспользоваться формой, предложенной Microsoft.

Пример отчета о движении денежных средств

C помощью данных о балансе, финансовом результате и движении денежных средств вы можете самостоятельно оценить текущее состояние и перспективы онлайн-проекта. Например, вы можете увидеть, что реализация вашей идеи будет генерировать негативный денежный поток и убыток. В этом случае необходимо менять подходы к бизнесу.

Вам будет интересно  Конкурент Coursera, компания Udemy вышла на IPO с оценкой в $4 млрд

Какими финансовыми показателями должен оперировать начинающий предприниматель

Представьте ситуацию: вы купили кроссовки в Китае за 700 рублей, а продали в России за 1000 рублей. Триста рублей разницы — это доход или прибыль? Если вы точно знаете ответ на этот вопрос, пропустите этот раздел. Он создан для талантливых программистов, торговцев, дизайнеров и других специалистов, которые из-за увлеченности своей специальностью невнимательно слушали лекции по общей экономической теории.

Терминология — это скучно, но без азов вас съедят

Начинающему предпринимателю, который пока не успел заработать на оплату услуг профессионального экономиста и бухгалтера, нужно познакомиться со следующими терминами:

  • Доход — это полученные проектом денежные средства и другие материальные и нематериальные ценности. Когда ваш интернет-магазин продал китайские кроссовки, проект получил доход в размере 1000 рублей. Выделяют валовый и чистый доход. Валовым доходом считаются все поступления от основной деятельности проекта. Чистый доход получают после вычета всех налоговых отчислений из валового дохода.
  • Прибыль — это разница между доходом и затратами на производство и продажу продукта. Чтобы продать кроссовки за 1000 рублей, ваш интернет-магазин перечислил китайскому продавцу 700 рублей. Кроме того, вы потратили 250 рублей на оплату труда оператора сайта, маркетинг, хостинг, доменное имя и обслуживание офисной кофеварки. Прибыль от операции составила 50 рублей. Прибыль бывает валовой и чистой. Чтобы рассчитать чистую прибыль, необходимо вычесть из валовой все налоговые отчисления.
  • Окупаемость инвестиций или ROI — это процентное отношение прибыли к инвестированным средствам. Представьте, что вы вложили в проект 150 000 рублей, а прибыль за первый год составила 12 000 рублей. Чтобы рассчитать ROI, разделите сумму прибыли на сумму инвестиций и умножьте полученное число на 100 % (12 000/150 000*100 % = 8 %). Чем выше окупаемость инвестиций, тем эффективнее работает проект.
  • Точка безубыточности — это показатель продаж, при котором уровень доходов проекта достигает уровня расходов. Этот показатель рассчитывается в денежном эквиваленте или в единицах продукта. Например, если общие расходы веб-проекта составляют 10 000 рублей в месяц, а одна сделка приносит 100 рублей, то для достижения точки безубыточности необходимо заключать 100 сделок в месяц. Сто первая сделка принесет проекту прибыль.

Предложенные термины помогут вам оценивать финансовое здоровье проектов.

Как прогнозировать сбыт

Чтобы оценить эффективность онлайн-проекта, вам нужно знать, сколько товаров и услуг в денежном исчислении вы продадите. Проблема в том, что прогнозирование продаж представляет собой ресурсозатратную деятельность. Как, например, вы собираетесь считать, сколько пар китайских кроссовок сможете продать в интернет-магазине?

Говорите, нужно исследовать рынок и определить спрос на продукт? Украсть и изучить отчеты о продажах конкурентов? Оставьте дорогие маркетинговые исследования и промышленный шпионаж крупным корпорациям. У вас на это нет денег и времени.

Как планирует сбыт продавец арахиса?

Чтобы не потратить все ресурсы впустую, начинающему предпринимателю придется планировать продажи. Вот суть в двух словах: вы должны продавать столько, сколько необходимо для получения запланированной прибыли или достижения планового ROI. Представьте, инвестируете в проект 150 000 рублей. На какую годовую окупаемость инвестиций вы рассчитываете?

Если вы ожидаете ROI 20 %, вам необходимо получить 30 000 рублей прибыли. Теперь вам нужно ответить на один вопрос: сколько нужно продать, чтобы получить желаемую прибыль. Для этого выполните следующие действия:

  • Определите цену своего продукта. Если вы продаете неуникальные товары или услуги, вам придется анализировать цены конкурентов. Если у вас уникальный продукт, попробуйте сформировать цену, суммировав затраты на производство и желаемую маржу.
  • Определите целевую прибыль проекта. Сколько вы должны заработать, чтобы достичь запланированного ROI?
  • Рассчитайте, сколько единиц продукции вы должны продать, чтобы достичь целевых показателей.

Для наглядности можно вернуться к примеру с кроссовками. Затраты на закупку товара в Китае и продажу в Москве, включая оплату труда и налоги, составили 950 рублей. Вы продаете продукт за 1000 рублей. Каждая сделка приносит вам чистую прибыль в сумме 50 рублей. Теперь вы можете определить количество продаж, необходимых для достижения целевого ROI: 30 000/50=600 пар кроссовок в год. Планируемый сбыт в денежном выражении составляет 600 000 рублей.

Что делать, если прогнозируемый сбыт получился нереалистичным? Меняйте бизнес-план. Вы можете снизить продажи без потери прибыли двумя способами:

  • Продавать продукт по более высокой цене. Если ваш проект реализует что-то уникальное и качественное, этот путь для вас открыт. Если вы продаете условные кроссовки, которые есть в каждом интернет-магазине, существенно повысить цену не получится.
  • Сократить издержки. Вы не сможете экономить на налогах. Также не стоит сокращать инвестиции в производство и маркетинг. А вот расходы на условную кофеварку и секретаря можно уменьшить.

Как оценивать эффективность маркетинга

Успех онлайн-проекта зависит от эффективности маркетинга. Используйте для ее оценки следующие метрики:

  • Стоимость привлечения клиента. Чтобы рассчитать этот показатель, разделите общие расходы на маркетинг за выбранный период на количество привлеченных новых клиентов за этот же период. Например, если вы за год потратили на развитие сайта, контекстную рекламу, зарплату продавцов 100 000 рублей, а привлекли 100 клиентов, стоимость привлечения равна 1000 рублей.
  • Lifetime Value или стоимость клиента — это валовый доход, который в среднем приносит компании один потребитель за все время взаимодействия с проектом. Чтобы рассчитать этот показатель, воспользуйтесь формулой: средний доход на сделку*среднее количество сделок за период*продолжительность взаимодействия клиента с продавцом. Например, если ваши клиенты в среднем покупают на 450 рублей за сделку, совершают две сделки в месяц и остаются вашими клиентами в течение двух лет, Lifetime Value составляет 450*2*24=21 600 рублей.
Вам будет интересно  Сбербанк Инвестиции: особенности инвестирования, проекты и доходность

Сколько стоит один покупатель?

  • Отношение Lifetime Value к стоимости привлечения. Понятно, что показатель Lifetime Value должен превышать стоимость привлечения клиента. Однако для оценки эффективности маркетинга и перспектив проекта в целом важно определить соотношение стоимости клиента к стоимости его привлечения. Для онлайн-проектов Lifetime Value должна превышать стоимость привлечения клиента в пять раз и выше. Если соотношение показателей меньше трех, считайте маркетинг онлайн-проекта неэффективным.
  • Коэффициент конверсии лидов в сделки. Эта метрика показывает, сколько обращений потенциальных клиентов завершаются реальными продажами. Чтобы рассчитать коэффициент, разделите число продаж за выбранный период на количество лидов. Например, если вы продали пять пар кроссовок при 1000 лидах, показатель равен 0,005. Иными словами, только 0,5 % обращений завершаются сделкой. Обратите внимание, норма коэффициента конверсии лидов меняется в зависимости от рынка и продукта. Поэтому оценивайте динамику метрики. Ее рост говорит о росте эффективности маркетинга.
  • ROMI — это окупаемость инвестиций в маркетинг. Чтобы рассчитать метрику, необходимо определить процентное отношение прибыли, полученной благодаря маркетинговой кампании, к затратам на кампанию. Представьте, что вы продаете кроссовки на 100 000 рублей в месяц и получаете прибыль 20 000 рублей. Вы инвестируете в рекламу 4000 рублей, после чего доход растет до 130 000 рублей, а прибыль до 30 000 рублей. Реклама принесла вам дополнительную прибыль в сумме 6000 рублей (30 000 – 20 000 – 4000 = 6000). Чтобы вычислить ROMI, необходимо поделить 6000 прибыли на 4000 инвестиций и умножить на 100 %. Окупаемость инвестиций в данном примере равна 150 %.

Используйте предложенные показатели, чтобы оценивать финансовую эффективность маркетинга.

Как считать расходы на онлайн-проект

Здесь все просто: вам придется узнать цену необходимых для запуска проекта товаров и услуг и заняться арифметикой. Для удобства объедините расходы в две группы: разовые вложения и текущие расходы.

Говорят, Наполеон предпочитал ввязываться в бой, а потом оценивать последствия. Вы не Наполеон, поэтому считайте расходы до запуска проекта

Вам придется разово вложить средства в:

  • Регистрацию юридического лица или ИП.
  • Покупку компьютеров и другой офисной техники.
  • Приобретение мебели.
  • Оплату лицензионного ПО.
  • Регистрацию домена, покупку CMS, разработку дизайна сайта.

Также вам придется ежемесячно тратить средства на:

  • Оплату труда персонала. Планируете платить секретарю 50 тыс. рублей в месяц? Не забудьте прибавить к ним сумму налоговых отчислений.
  • Аренду офиса и сопутствующие услуги.
  • Страхование имущества и ответственности.
  • Закупку товаров и расходных материалов.
  • Маркетинг и рекламу.

Обратите внимание, в списках указаны примеры текущих и разовых расходов. Полный список трат вам придется составить самостоятельно.

Чтобы рассчитать необходимые для запуска проекта средства, суммируйте разовые расходы и умножьте полученное число на 12. Вы определили сумму денежных средств, необходимых для покрытия постоянных расходов в течение года. Прибавьте к ней сумму разовых расходов. Вы получили величину расходов, необходимых для запуска проекта.

В данном случае при подсчете использовался консервативный подход, в рамках которого рекомендуется иметь запасе средства на оплату текущих расходов в течение года. Вы можете уменьшить этот показатель до полугода, если точно знаете, что проект достигнет точки безубыточности в первые месяцы работы.

Учитесь считать навскидку, пока не заработали на бухгалтера и финансового директора

Когда акции вашей компании пройдут листинг на LSE или NYSE, все расчеты за вас будут делать профессионалы. А вот оценивать финансовые перспективы до запуска и в первые месяцы работы проекта вам придется самостоятельно. Для этого вам нужно понимать базовую финансовую терминологию, владеть азами финансового планирования. Нет, вам не придется переквалифицироваться в финансиста или учиться составлять бухгалтерскую отчетность и начислять заработную плату. Вы просто должны видеть, стоит ли игра свеч, какие ресурсы необходимы для начала работы, сколько нужно продавать, чтобы заработать запланированную прибыль.

Замечания и предложения к статье можно писать в комментариях. Если у вас есть опыт финансового планирования и запуска онлайн-проектов, ваше мнение будет особенно ценным.

Источник https://texterra.ru/blog/kak-otsenit-perspektivy-onlayn-proekta-finansovaya-azbuka-dlya-nachinayushchikh-predprinimateley.html

Источник

Источник

Источник

Яндекс.Метрика